Воспитание ребенка в 2 года девочка


Воспитание детей 2-3 лет

Воспитание ребенка – довольно сложный процесс. Причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. И это не значит, что наш ребенок «плохой», он – особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. Дети уже рождаются с определенными особенностями темперамента и характера. Эти особенности надо понимать и поддерживать. Если мы будем пытаться «переделать» ребенка – мы пойдем против него самого и самой природы.

 

Да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. Причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и темперамент ребенка. Так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. Для нерешительного ребенка же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. А очень активный, склонный к лидерству ребенок без должного контроля может стать неуправляемым.

 

Родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных особенностей ребенка, соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. Поэтому, например, у матери–одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

 

«Главное, чему родители должны научить ребенка, - считает Эда Ле Шан, - это быть самим собой, воплощать собственные мечты и заниматься тем, что помогает ему ощущать полноту жизни».

 

Роль семьи в воспитании ребенка

Дети повторяют и копируют поведение и взаимоотношения взрослых. Поэтому чаще всего в семьях, где царят доброжелательность и взаимное уважение, ребенок, принимая такую же линию в отношении окружающих людей, умеет быть счастливым и делать такими других.

 

Не одинакова в семье и роль мамы и папы. Мама – это забота, ласка, утешение. Вспомните, когда ребенку плохо – к кому он бежит? А когда ему весело? Правильно, к папе. Папа – это олицетворение веселья и шумных игр, защиты и порядка, наставничества и знаний, касающихся разных областей. Девочки учатся у матерей, как быть женщинами, а у отцов – как общаться с мальчиками. Мальчики же учатся у отцов, как быть мужчинами, а с матерями – как общаться с противоположным полом. Так что детям нужны оба родителям, а родители нужны друг другу, чтобы растить своих детей.

 

Кризис 3-х лет

Примерно к 2,5 – 3 годам ребенок овладевает многими принципиально новыми умениями, и осознаёт себя отдельной, независимой личностью. И тут начинается кризис, который заключается в конфликте между появившемся самосознанием «Я ХОЧУ», «Я МОГУ!», «Я БОЛЬШОЙ!» с одной стороны, и не умением осуществить все свои задумки с другой стороны. А с третьей стороны еще и «наседают» родители, которые что-то запрещают и что-то требуют.

Когда ребенок достигает кризисного возраста, у него происходит переоценка его взаимоотношений с окружающими людьми, переоценка своих возможностей, своего «Я». И это толкает малыша переступать известные ему границы, очерченные родителями и прежним собственным опытом. Так, например, оставаясь все еще очень привязанным к маме, малыш может начать демонстративно проявлять свою независимость, пытаясь при помощи многочисленных экспериментов установить новые, соответствующие его новым возможностям, границы своей зависимости от матери.

Отсюда и знаменитые признаки кризиса трех лет – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм. Некоторые родители не могут перестроиться и начинают применять усиленные «воспитательные» меры. В таком случае, есть опасность, что малыш, не выдержав противоборства, сдастся и смирится, что, безусловно, обеднит его как личность; или начнет делать вид, что уступает, но при этом у него разовьется привычка действовать исподтишка. Кроме того, существует большая вероятность того, что всё, что ребенок не смог «пройти» сейчас, он постарается реализовать потом. Вам, наверно приходилось слышать истории о каком-нибудь послушном и тихом ребенке, который «ни с того ни с сего» в подростковом возрасте стал совершенно неуправляем?

Если же родителям удается выбрать правильную линию поведения в доподростковые кризисные периоды, то детям легче пройти без особых потерь самый тяжелый из них – кризис подросткового возраста. Таким образом, перед родителями трехлетнего «бунтаря» стоит непростая задача – не потерять свой родительский авторитет и контакт с ребенком и, в то же время, дать малышу возможность приобрести ни с чем не сравнимый опыт самостоятельного выбора и упорства в достижении целей, что поможет ему перейти на новую стадию развития – стадию развития инициативы.

 

Маленькие советы по воспитанию детей от 2-х до 3-х лет:

 

 

 

 

 

 

 

Я и окружающий меня мир

 

Маленький ребенок оценивает себя глазами взрослых. Поэтому от того, как вы относитесь к своему ребенку, зависит его самооценка и отношение к окружающему миру:

 

 

 

 

 

 

При воспитании, родителям также следует обратить внимание на:

 

  1. Развитие эмоциональной сферы ребенка. 
  2. Развитие умения сотрудничать и уверенности ребенка. 
  3.  Развитие инициативы и самостоятельности ребенка. 
  4.  Развитие отзывчивости  и умения ребенка общаться.

 

Наши дети с каждым днём становятся всё старше и старше. Не долог тот день, когда вы уже не сможете взять своего малыша на ручки или спеть ему колыбельную песенку. Не теряйте времени на раздоры, дорожите каждой минутой общения с детьми. Задумайтесь о том, какие воспоминания останутся у вас и у них об этой прекрасной поре.

 

Статьи по теме

Осторожно! Агрессивный ребенок

 

Не дерись и люби других!

 

Зачем нужна истерика?

 

Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься

 

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

 

35 советов родителям от детей

 

 

Автор: Колдина Дарья

 

8 простых шагов, как научить детей уважать и слышать родителей?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям?
Чтобы такие дети вели себя "нормально", взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» - Конечно, это непорядок.

У умных родителей - веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно.

Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.

Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно - есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка.

Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться "всех" или "никого" - одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ - отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально, а выработать такую привычку у маленького ребенка - задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод "Восемь шагов". Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого - к сложному.

Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко - и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он - слушаться правильно.

Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка.

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости.

Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: "Бери свои любимые хлебцы!" Вы сказали - он взял.

Маленький Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! ... Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.

Не можешь справиться - возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка - пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое "привадить"? Рыбак кидает в речку подкорм - приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети - еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.

Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: "Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек". Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: "Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!". Вот охота и состоялась - вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка - и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. "У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: "Всё! Всё уже кончилось!", но подсказываете: "Когда мама зовет, надо прибегать быстро!". Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо - и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика - это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!

Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать?

Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать?

Договариваться.

Первая договоренность - перед тем, как придти на детскую площадку. "Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет возвращаться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?" Второй разговор - когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: "Мам, я еще немного!". Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. "Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой - ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?"

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: "Договорились - нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя". Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 4: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге - перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!

Шаг 5: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы - мягкие, а требования - жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - не давите. Как и политика, воспитание - искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет - повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 6: Обязанности.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.

Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях - тоже обязанность ребенка!

Шаг 7: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. Умение подчиняться - основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто "Сходи в магазин" или "Выносить ведро - твоя обязанность", а "Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород", "Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы". Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержки, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже - самостоятельный!

Шаг 8: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово "ответственность", им ближе "заботливость", однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.

Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или - положить деньги в банк. Или - привести маленькую сестренку из садика... Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?

Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.

Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?

Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.

Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это - все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и - любящими людьми?

Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители - алкоголики, есть - умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе - и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.

5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 - спать!

Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно.

Советы психологов - Советы психологов

Правила для родителей, препятствующие употреблению алкоголя и наркотиков

Как родители, мы ответственны за установление правил для наших детей, которым они должны следовать. Это касается также употребления алкоголя и наркотиков, поскольку они являются серьезной угрозой благополучию ребенка. Однако наличие таких правил — только половина дела; мы должны быть готовы провести в жизнь наказание,когда правила будут нарушены.

1. Будьте реалистичны при установлении правил, объясните причины их неукоснительного соблюдения. В чем они состоят и какое поведение ожидается. Объясните последствия нарушения правил: какое будет наказание, как оно будет применяться, и сколько времени будет действовать и что будет достигаться этим наказанием.

2. Будьте последовательны. Объясните ребенку, что правило не употреблять алкоголь и наркотики остается в силе постоянно — дома, в гостях, на улице, где бы ребенок ни был.

Будьте разумны и последовательны. Не добавляйте новых последствий, которые не обсуждались до того, когда правило было нарушено. Избегайте нереалистичных угроз типа «Отец убьет тебя, когда придет...». Старайтесь реагировать спокойной и осуществите наказание, которое ребенок ожидает получить за нарушение правил.

Как родители, мы должны иметь точную и современную информацию о наркотиках с тем, чтобы передать ее детям. Нашего мнения о том, что «это ужасно, губительно», недостаточно, чтобы помочь ребенку. У нас есть знания об обычных лекарствах, их действии на психику и человека — это уже повод для разговора и обсуждения с детьми. Хорошо информированные родители способны лучше распознать симптомы проблем, связанных с алкоголем или наркотиками, если они появляются у ребенка.

Родитель должен:

1. иметь представление о типах наркотиков и алкоголя, наиболее распространенных в настоящее время, и опасностях, связанных с каждым из них;

2. уметь распознавать средства, приспособления и детали для употребления наркотиков;

3. знать уличные, жаргонные названия наркотиков;

4. знать, как они выглядят;

5. знать косвенные признаки употребления алкоголя и других психоактивных веществ и быть начеку в отношении изменений поведения и внешнего вида ребенка;

6. знать, как оказать помощь, если Вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет алкоголь или наркотики.

Причины и признаки

Почему люди употребляют наркотики?

· Потому что доступно (очень выгодный бизнес играть на человеческих слабостях).

· Потому что подчиняемся давлению, не умеем сопротивляться.

· Потому что нет своего решения.

· Потому что не хватает критического мышления.

· Потому что не умеем справляться со стрессом.

· Потому что кажется безобидным, неопасным.

· Потому что не понимает своих проблем, в частности не умеем общаться.

· Потому что не умеем оценивать степень риска, не умеем заботиться о себе.

· Потому что не умеем понять свои чувства и чувства других и тд.

Когда это можно заметить?

· Когда нарастает безразличие ко всему, что было интересно.

· Когда видим уходы из дома и прогулы в школе по непонятным причинам.

· Когда видим чрезмерно болезненную реакцию на любую критику.

· Когда видим избегание контакта с домашними.

· Когда резко снизилась успеваемость в школе.

· Когда просьба дать денег на одну цель постоянно подменяется другой.

· Когда из дома пропадают ценности.

· Когда по телефону часто раздаются звонки неизвестных людей.

· Когда пребывание в ванной или туалете становится чрезмерно длительным.

· Когда разговоры по телефону становятся насыщенными специфическим жаргоном.

· Когда резко меняются музыкальные предпочтения.

· Когда видим ухудшение памяти, невозможность сосредоточится.

· Когда видим частую и резкую смену настроения и активности.

· Когда повышенная утомляемость сменяется неукротимой энергичностью.

· Когда видим чрезмерную бледность кожи.

· Когда видим расширенные или суженные в точку зрачки.

· Когда видим покрасневшие веки и глаза.

· Когда слышим замедленную или резко ускоренную речь.

· Когда видим резкую потерю веса с колебанием аппетита.

· Когда время от времени наблюдаем быстро проходящие симптомы, похожие на простуду или грипп.

· Когда появился хронический кашель.

· Когда наблюдаем расстроенную координацию движений.

· Когда видим следы от инъекций, порезы, синяки, инфильтраты и нарывы в местах инъекций.

· Когда находим шприцы, непонятные порошки, маленькие коробочки, капсулы, бумажки, свернутые в трубочки, обожженную металлическую посуду и ложки.

· Когда лабораторный анализ свидетельствует о положительном результате.

Чего делать?

Внимательно наблюдать, если не уверены — накапливать факты, обсудить их с ребенком, обратитесь к специалисту самостоятельно или вместе. Найти, что можно изменить в своем поведении, чтобы воздействовать на ситуацию. Постарайтесь быть предельно последовательными. Привлеките к решению проблемы возможных союзников.

Чего не делать!!!

Не впадать в панику, не читать нотаций, не угрожать, не запугивать, не демонстрировать чрезмерного волнения, не терять самообладания. Не требовать обещаний, «что это в последний раз». Не рассчитывать на полную искренность. Не ожидать немедленных изменений в поведении ребенка. Не обвинять себя и окружающих. Не обещать применения нереальных мер.

Педагог- психолог Иванова А.В.

21.04.2015

Воспитание девочки 5 лет: психология, особенности

Особенности воспитания девочки 5 лет. Умение элегантно одеваться, ухаживать за ногтями, волосами... Игры помогут моделировать различные ситуации...

Дети 5-летнего возраста прекрасно понимают разницу между девочками и мальчиками. Воспитываясь в смешанных коллективах, они копируют друг друга. У мальчишек подражание больше похоже на передразнивание, а девочки стараются перенести манеры своих «кумиров» противоположного пола в постоянный обиход.

Забавно наблюдать, как девочка старается подражать старшему брату или мальчику, который ей нравится. Главное – не дать малышке заиграться. Родителям стоит насторожиться, если дочь предпочитает донашивать брюки, рубашки и бейсболки за братом, отказываясь от нарядных платьев, блузок, бантиков и других украшений. Такое поведение может привести к проблемам в старшем возрасте.

Девочки больше привязываются к отцу, ища у него защиты, покровительства. А смех – это лучшая терапия. Чтобы девочка чувствовала себя прекрасной принцессой, а не постреленком, придется папе надеть мамино платье или нарядный халат, завязать бантик и так выйти к обеденному столу. Это вызовет недоумение и смех ребенка. На вопрос, почему ты так одет, ответить необходимо комплиментом, сказав, что все девочки очень красивые и наряды у них яркие – захотелось примерить.

Не помешает и небольшой игровой момент, будто одежда заставляет папу вести себя несколько иначе. Он должен «перевоплотиться» – стать на время мамой, копируя ее движения и интонации в несколько преувеличенном виде. Если ребенок не потребует через некоторый отрезок времени вернуть прежнего папу, из затянувшейся игры легко выйти. Скажите, что сложно быть мамой, лучше быть самим собой. Подобная утрированная иллюстрация поможет девочке разобраться, что она индивидуальность, а не отражение старшего брата, сестры или другого человека.

Тематический материал:

Воспитание детей 5 лет, особенно девочек, должно проводиться в манере доброжелательности. Ни при каких условиях к малышке нельзя применять меры физического наказания, ставить в угол – это унизительно, а память человеческая избирательна. В ней остаются лишь яркие положительные моменты и горькие обиды, которые человек будет помнить всю жизнь.

Подготовка к взрослой жизни

Умение одеваться элегантно, ухаживать за ногтями и волосами прививается постепенно, а не приходит с возрастом. Система действий, отработанная с детства, становится привычкой – нормой жизни, а не наказанием.

Даже девочки, предпочитающие игры в компании мальчиков, должны выгодно выделяться из массы бегающих по двору сорванцов изысканными манерами, грациозностью движений, культурой речи.

Дети – это зеркала своих родителей, иногда немного искривленные, но все же отражающие суть их поведения. С возрастом отпрыски не просто копируют поступки, манеру говорить, но и переносят в свою жизнь опыт и отношение родителей к окружающим. Чем больше авторитет у папы с мамой, тем чаще дети бездумно проецируют их поведение на собственные отношения со сверстниками и взрослыми. Часто встречаются молодые семьи, где любящие друг друга люди не могут и дня прожить без скандала. Это происходит из-за того, что в семьях, где они выросли, были разные модели поведения.

Чтобы такого не произошло, детей необходимо учить компромиссам.

Девочки – будущие хранительницы очага, поэтому умение уговаривать, успокаивать, подталкивать к принятию решения очень пригодится. Ролевые игры прекрасно подходят для моделирования различных жизненных ситуаций, а фантазия ребенка безгранична.

Два этих фактора помогут сделать досуг более веселым и преодолеть сложности в общении, которые девочки в игре обязательно перенесут на вымышленных персонажей.

Воспитание и привитие трудовых навыков

Для 5-летней девочки папа с инструментом в руках – кумир. Его лобзик и дрель издают такие громкие высокие звуки, каких не услышишь на музыкальных уроках в детском саду. Каждый столярный или плотницкий инструмент источает неповторимый по высоте и силе звук, а обрабатываемая древесина разных пород наполняет помещение незабываемым ароматом. Девочкам очень нравится помогать отцам, особенно в изготовлении стульчиков, полочек и других полезных вещей, делающих быт будущих хозяек более удобным.

Мамы в этой битве проигрывают. Единственный прибор, способный конкурировать с папиной дрелью, – это миксер. Привлечь помощницу этим кулинарным инструментом на свою сторону удастся минут на 5-10, да и то не каждый день. Чтобы дочь научилась шить, вязать, плести макраме, необходимо заинтересовать ее. Подарите малышке набор из разноцветных ниток, бусинок, страз, спиц.

Делая одежду, украшения, вязаные коврики для кукол, девочка научится держать в руках иголку, крючок, владеть швейной машинкой. Все эти навыки необходимо привить ей до наступления очередного возрастного кризиса.

Неуправляемый ребенок - Красноярский краевой наркологический диспансер №1

Когда ваш ребенок сводит вас с ума

В сказке А. де Сент-Экзюпери [32]

о Маленьком принце есть замечательный момент,

когда принц разговаривает с Лисом.

Лис спрашивает его о его планете:

Лис очень удивился:

– На другой планете?

– Да.

– А на той планете есть охотники?

– Нет.

– Как интересно! А куры есть?

– Нет.

– Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис.

 

Мораль:  вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в реальном мире, как не может его быть и в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих.

 

 

 

Рождение ребенка прекрасная пора для родителей. Многие родители ожидают и верят, что воспитание и взросление ребенка будет приносить истинное одно лишь удовольствие. И по этой логике, детки всегда будут послушные и подконтрольные нам как роботы вплоть до совершеннолетия, а то и еще дольше. Но, мы должны понимать, что дети не роботы и идеальных деток не бывает. Дети имеют право на баловство, истерики и проверки родителей на прочность и границы. Это нормально. У каждого родителя – мамы или папы, случаются моменты, когда сил уже, казалось бы, и нет. И в этом нет ничего постыдного. Что же им делать и как быть? Ведь послушный ребенок не падает с неба, не достается даром и не воспитывается сам собой. Воспитание требует огромных усилий, доверия, внимания и самое главное – любви.

Воспитание, ни для кого не секрет, формируется с малых лет и здесь главное не пустить все на самотёк. Часто маленький ребенок не слушается, орёт, истерит и топает ногами. Особенно это характерно для деток возраста 3-4 года. Если ваш ребенок к этому возрастному периоду стал «неуправляемым», не стоит впадать в панику, а стоит разобраться в причинах такого поведения и научиться находить с малышом общий язык. Все зависит от родителей и их алгоритмов воспитания.

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. Он может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит - радуйтесь, - ваш ребёнок развивается нормально.
Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

 У малышей он может проявляться по-разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие:

 

  1. Негативизм – ребенок отказывается делать даже то, что сам хочет делать, лишь потому, что это предложил взрослый. Негативизм адресован к конкретному человеку, а не к ситуации и не к содержанию разговора.
  2. Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал.
  3. Протест – ребенок бунтует против норм воспитания, установленных для ребенка. Протест против текущего образа жизни, который был установлен до настоящего времени и принимался ребенком.
  4. Своенравие, стремление к самостоятельности.
  5. Обесценивание – ребенок перестает ценить то, что ценил раньше. Здесь же, начинаются оскорбления взрослых, которых ребенок всегда уважал и ценил, и, здесь же, игрушки, которые он очень любил, становятся ему неинтересными и некрасивыми.  
  6. Деспотизм – у ребенка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Ребенок начинает управлять чаще всего мамой, и решать, куда ей можно ходить, а куда нет.

 

Что делать родителю? И как помочь ребенку пережить кризис?

 Сколько будет длиться кризис у ребенка трех лет угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной ступенькой на пути личностного роста. Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада. Принципиально важно здесь одно – показать ребенку причинно – следственную связь между его поступком и последствиями для самого ребенка.

 

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к этому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно, чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Это сохранит хорошее настроение и мамы и ребенка.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. Ребенок будет знать, что его мнение важно в семье и с ним считаются. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

 

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям. Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Никогда не лезьте в деятельность своего ребенка, если он вас об этом не просит!

 

Научитесь отказывать

Отказывать своему любимому ребенку могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать. Родители не должны отходить от этих правил – они постоянны! Если сегодня «нет», то и завтра «нет». И, обязательно, объясните своему ребенку почему «нет». Если сказано «нет», крики и истерики не должны нарушить вашу позицию.

 

Запаситесь терпением

Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу».

Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.

 

Как реагировать на детские истерики?

 

Дети закатывают истерики не потому, что им нравится плохо себя вести, и не потому, что хотят раздосадовать родителей. Дети кричат, топают ногами и бросаются на пол потому, что это работает. Капризничая, ребенок пытается добиться своего и, получив желаемое путем истерик, он обязательно воспользуется этим способом еще раз. Очень важно научиться погашать и прекращать истерики, иначе это войдет в привычку малыша, и он начнет использовать их в качестве манипуляции постоянно.

 А с возрастом он научится манипулировать родителями гораздо изощреннее. Поэтому, как часто он будет прибегать к этому методу, зависит от реакции родителей с самого начала. Но никогда не поздно все исправить, гораздо страшнее никогда ничего не менять в этом аспекте.

 

Старайтесь предугадывать капризы ребенка, чтобы предотвратить их

Самая распространенная ошибка – это ждать, пока его поведение выйдет из-под контроля полностью. Необходимо научиться предугадывать состояние ребенка, еще до того как произойдет вспышка. Обратите внимание на характерные предвестники бури – хныканье, беспокойство, напряжение, и постарайтесь отвлечь его при первых же признаках раздражения. Попробуйте поговорить с ребенком успокаивающим тоном, погладьте его, обнимите, напойте песенку.

 

Выразите абсолютную нетерпимость истерик

 Малыш должен понимать, что его поведение никто терпеть не будет. Как только начнется истерика, перестаньте с ним общаться, пока он не успокоится. Не стоит уговаривать его, кричать, шлепать – ни одно из этих средств обычно не работает. За своими криками он вас даже не услышит. Постарайтесь не отвечать ему, лучше даже не смотрите в его сторону, можно демонстративно надеть наушники – это даст понять малышу, что его крики бесполезны. Ребенок устраивает истерики перед тем человеком, который на них реагирует. Не стоит показывать, что истерики вашего ребенка вас волнуют и интересуют. Но обязательно скажите ему, что как только он успокоиться, то вы готовы с ним поговорить. И запаситесь терпением.

 

Лишите малыша зрителей

При повторяющихся истериках лучше всего изолировать ребенка сразу, как только возникает вспышка. Если это происходит в общественном месте, переместите его в более уединенное, пока он не успокоится. Самый крайний вариант - угол. И обязательно откажите ему в том, что он очень любит – мультик, прогулка, игры, сладости и т.п. Малыш должен осознавать, что не заслуживает своим поведением игр и внимания. Длительность нахождения в успокоительном месте для разных детей может быть разной, но он должен оставаться там хотя бы две минуты с момента успокоения. Если он вновь начнет капризничать, отведите его обратно. Самое сложное здесь – сохранять собственное спокойствие, но именно оно поможет ребенку вернуться в спокойное состояние.

 

Ваше неприятие истерик должно быть постоянным

Очень важно, выбрав линию поведения во время истерик, придерживаться ее всегда. Тогда ребенок будет понимать, что результат его капризов неизменен. Если ребенок капризничает с другими людьми – няней, воспитателями, вашими родителями, оговорите с ними заранее план поведения в таких ситуациях, подчеркните, что взрослые не должны обращать внимания на капризы. Общение с другими детьми должно быть позволительно только в нормальном состоянии.

 

Научите малыша правильно выражать недовольство

Ребенок должен понимать, что он может расстраиваться, но не посредством истерик. Поэтому когда он и вы успокоитесь, побеседуйте о том, как правильно выражать неудовлетворенность. Очень часто дети просто не знают, как по-другому выразить свое состояние, и поэтому начинают капризничать. Расскажите ему, как выражать свои эмоции словами, научите его соответствующим словам – злой, печальный, уставший, сердитый, расстроенный. И поощряйте его, когда он будет пользоваться этими словами, хвалите его.

 

 

Краткая схема реагирования на истерики:

 

1. Возьмите себя в руки и выдержите небольшую паузу, чтобы внутренне собраться. Можно сосчитать до 10, например.

2. Попросите выйти из комнаты всех «зрителей», а если это невозможно выведите ребенка в спокойное место, где никого нет рядом.

3. Решите для себя, хотите ли (можете ли) Вы позволить ребенку то, о чем он просит. Подумайте хорошо, ведь может для вас это мелочь и непринципиально, а ребенку очень важно и нужно.

4. Если нет, то строго, но обязательно ровным и уверенным голосом скажите ребенку свое требование. И объясните, почему «нет».

5. Будьте готовы к тому, что Вам придется еще некоторое время «послушать» детский плач.

6. Ни при каких обстоятельствах не отступайте от своего требования, при необходимости повторите его.

7. Когда ребенок успокоится, обнимите его и обязательно скажите о том, как сильно Вы его любите.

 

Родители тоже ошибаются

Ошибка №1. Говорить о личности, а не о поступке.

«Что за ужасный ребенок!», «Так поступают плохие мальчики» или «Ты плохой мальчик. Мне такой не нужен». Это вроде уже всем понятно, но почему-то все еще повсеместно используется. Не забывайте об этом!

Ошибка №2. Сворачивать свою вину на ребенка.

Например, догадывались, что ребенок, который сейчас бегает-играет, может задеть чашку на краю стола и все равно не убрали. Кто виноват, что чашку разбили и за что отругали ребенка? Или разрешили ребенку погладить уличную собачку, а она укусила. И вот мама ругает ребенка – ты что, не знаешь, что собака может укусить? Примеры утрированные, но думаю, каждый вспомнит такую ситуацию, когда ругать надо себя, а мы ругаем ребенка.

Ошибка №3. Использовать свои «взрослые» преимущества.
        
Например, забирают игрушку и кладут высоко на шкаф, откуда ребенок ее не достанет сам. Это заставляет его чувствовать свою неполноценность (физическую пока) и вызывает глубокое чувство обиды и злости. Кто уже так делал, тот заметил, что в момент, когда игрушка отправляется на шкаф, ребенок начинает ужасно кричать и может закатить истерику. А мы не помогаем ему правильно выйти из конфликта, а оставляем одного и предлагаем подумать над своим поведением.

 

Ошибка №4. Давление на материальную сторону вопроса.
         Это, в общем-то, относится к использованию взрослых преимуществ, но я хочу выделить это в отдельный пункт. Например, собирались пойти за игрушкой, но случилась ссора, в которой ребенок обидел одного из родителей. И этот родитель сказал, что не купит игрушку, раз он так себя ведет. Да, это быстрый способ заставить ребенка слушаться, но при этом он думает не о том, чтобы уважать чувства отца или матери, а о том, как получить свои выгоды. Когда ребенок чуть подрастет, он будет в определенных ситуациях стараться промолчать, «чтобы купили игрушку», а злость и обиду копить внутри себя. Надо ли объяснять, что из этого выйдет и как, став самостоятельным, сын или дочь будут относиться к родителям.
Вывод из этого пункта такой: в конфликтной ситуации говорите о чувствах и учите ребенка их уважать, правильно вести себя в той или иной ситуации. Старайтесь не наказывать лишением материальных вещей из-за плохого поведения.

Ошибка №5. Агрессивное поведение, потеря контроля над собой, использование грубых слов, ремень.

Из этого ребенок запоминает, что в случае потери контроля над ситуацией, можно потерять контроль и над собой, что прав тот, кто ведет себя агрессивнее, говорит грубее и т.д. Это уже не говоря о том, что часто дети пугаются такой реакции родителей и тут же «начинают себя нормально вести». Ведь в таких условиях быть равным участником ситуации уже не получается. Ребенок не может отшлепать маму или папу, или даже так же накричать на них.

 

Ошибка №6. Заставлять ребенка извиняться часто и за любую мелочь, в то время как вы сами этого не делаете.

Научить ребенка признавать свою вину и просить прощения можно только личным примером. Если вы сами просите прощение у ребенка, когда кричите на него или делаете что-то не так, то и ребенок ответит вам тем же и сможет извиниться за свои капризы и признать свою неправоту.


Ошибка №7. «Делать плохо» ребенку в качестве наказания и наказывать унизительно.

Если уж дошло дело до наказания, то помните о том, что лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо. Т.е. лучше не почитать на ночь, не поиграть и т.д., чем накричать и отшлепать. Наказывать ребенка можно, но наказание, ни в коем случае, не должно быть унизительным и не должно проходить на глазах у других людей. Когда конфликт разгорается в людном месте, можно применить подход, который называется «Воспитание на ушко». Попробуйте, может, и вам поможет.

И последнее, не забывайте золотое правило: «Прежде, чем сказать это ребенку, скажи это себе». Тогда конфликтов будет на порядок меньше, проходить они будут более конструктивно, уважения к родителям будет больше, самооценка ребенка будет в порядке, и он тоже будет учиться контролировать себя и свое поведение.

Задача родителей сделать все от них зависящее, чтобы ребенку было комфортно не только в стенах дома, но и в человеческом обществе в целом. Любите своего ребенка не за что-то, а просто так, просто за то, что он у вас есть. Любите его всяким: капризным, вредным, успешным, счастливым, заплаканным и бьющимся в истерике. Любите его всегда, пусть он это видит и понимает. Говорите ему о своих чувствах хотя бы один раз в день. И ваш ребенок ответит вам тем же. Берегите себя и уважайте своих детей, и тогда, когда они вырастут, они будут уважать и беречь вас, дорогие родители! Ваши дети, благодаря правильному воспитанию с детства, станут примерами успешных, здоровых и счастливых людей.

 

 

 

 

Воспитание детей. Как вырастить личность и не зародить комплексы » Общество » www.24.kg

Воспитание детей — дело непростое. Тут нельзя использовать готовые шаблоны. Да и представление о нем в каждой семье разное. Но как в попытках вырастить достойного человека не зародить в любимом чаде кучу комплексов?

Психологи определяют важные правила, которым стоит следовать.

1Все комплексы родом из детства

На начало 2019 года в Кыргызстане проживало 2 миллиона 381 тысяча детей в возрасте до 18 лет, из которых более половины (51 процент) составили мальчики. При этом 46 процентов — дети в возрасте до 7 лет (1 миллион 97 тысяч человек), 42 процента — в возрасте 7-14 лет (988 тысяч человек) и 12 процентов — подростки в возрасте 15-17 лет (296 тысяч человек).

Формирование личности завершается к семи годам, после идет трансформация — мы можем лишь что-то дополнять, что-то корректировать.

Казалось бы, все просто. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, состоявшимся человеком. И пытается делать для этого максимум. А чадо в итоге вырастает безынициативным, несамостоятельным, закомплексованным и озлобленным. В чем же дело? В неправильных воспитательных установках. Проще говоря, родители сами «ломают» своего ребенка.

Чтобы воспитать ребенка без комплексов, нужно уделять ему достаточно времени, знать, что его интересует, волнует и беспокоит.

Помните, что самостоятельности невозможно научить. Ее можно только предоставить. Гиперопека — медвежья услуга для ребенка, которая мешает ему самовыражаться. Придя в школу, такие дети зажимаются, ломаются.

Родители должны дать ребенку право на взросление, психологически отпустить его.

Но не стоит сразу корить себя во всех проблемах детей. Комплексы ребенок может «схватить» и без вашего участия. Однако одни проходят, а другие остаются на всю жизнь. Родителям важно не только самим не зарождать эти комплексы, но и учить ребенка их преодолевать.

2Следим за фразами

Как понять в черед забот и переживаний, что вы что-то делаете не так? Психолог и мама пятерых детей Лариса Суркова советует внимательнее присмотреться к тому, как мы ведем себя с ребенком.

Читайте по теме

«Ребенок — это человек. Он скоро вырастет, и все проблемы вам будут казаться смешными. Самый сложный возраст — подростковый. И еще: мама тоже человек! Только рядом со счастливой мамой ребенок может быть счастливой и гармоничной личностью», — уверена психолог.

Например, мы часто бросаем в адрес ребенка неосторожные фразы. Мы о них забываем через секунду, а в ребенке они вырастают в огромные комплексы.

Вот простой пример. Большинство родителей говорили в детстве: «Не ходи туда, там бабайка сидит!» Безобидная фраза, однако ребенок в итоге вкладывает в вымышленного бабайку все свои страхи. А мы потом удивляемся, почему он боится темноты, непонятных звуков.

Читайте по теме

Страх перед врачами тоже зарождается в детстве. Часто родители пугают тем, что придет доктор и сделает укол, если ребенок не поест/не поспит/не умоется. В итоге получаем взрослого, который ни за что добровольно не появится в стенах больницы.

Еще одна частая ошибка родителей, рождающая комплексы, — сравнение с другими.

Родители в воспитательных целях сравнивают своего ребенка с другими детьми: «Посмотри, какой Болот хороший мальчик, а ты...», «Айжан, в отличие от тебя, слушает своих родителей», «Бери пример с Вовы». Забудьте как самое страшное ругательство такие фразы, если хотите вырастить уверенного человека.

3Меньше придирок, больше похвалы

Психолог советует родителям всегда помнить, что ребенок — это человек.

Не стоит быть слишком придирчивыми к своим детям.

Речь не о вседозволенности. Ребенок должен знать слово «нет», можно и нужно указывать на ошибки. Однако акцентировать все внимание на промахах не стоит. Учитесь закрывать глаза на мелкие недочеты, но хвалить даже за небольшие победы.

Читайте по теме

Чтобы воспитать ребенка без комплексов, нужно уделять ему достаточно времени. Это значит, что нужно искать золотую середину между равнодушием и гиперопекой.

Равнодушие родителей губительно для детей так же, как и чрезмерная опека.

Родители могут возразить, что они много работают, у них нет времени, чтобы пообщаться с детьми: хорошо, если домашнее задание успели проверить. Однако это неправильно. Ребенок чувствует себя ненужным, думает, что с ним что-то не так.

Чтобы такой вывод не перерос в детский комплекс, постарайтесь проявлять интерес к жизни ребенка.

«Вы можете провести с ним час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться. Нет ничего хуже, если, придя домой с работы, мама продолжает «впахивать» дома: убираться, готовить. Таким женщинам действительно очень тяжело. Бог с ней, посудой, лучше проведите время с ребенком. А посуду купите одноразовую!» — советует Лариса Суркова.

4Ребенок имеет право на самостоятельность

Дайте ребенку возможность быть самостоятельным. С чего начать? Хотя бы перестаньте делать за ребенка уроки. Отдайте ответственность за учебу ему. Родители свое уже отучились, теперь очередь детей. Да, возможны спады. Однако и это пройдет, если не зацикливаться на оценках. Когда ребенок поймет, что ответственность за учебу только на нем, то и учиться будет совсем по-другому.

Читайте по теме

«Самая частая ошибка в воспитании детей в том, что родители просто не видят в них личность, человека. Со своими правами. Не испытывают к ним уважения. Хотя это необходимо. Для многих родителей «уважение» — вообще не применимое к детям чувство», — отмечает психолог.

Упрямый ребенок: как воспитывать?

Проявление упрямства у детей — один из этапов их личностного развития. Практически каждый ребенок в дошкольном возрасте проходит этот непростой для родителей период, проверяя на прочность их терпение. Задача мам и пап — правильно среагировать на заметные изменения в поведении малыша и грамотно скорректировать его.

Причины упрямства

Понять истоки детского упрямства родителям крайне сложно. Казалось бы, у малышей-дошкольников совершенно беззаботная жизнь — даже уроки учить еще не нужно. Однако психологи уверяют, что упрямство впервые проявляется у детей в возрасте 3 лет, когда они начинают по-новому оценивать себя и свою личность. Именно в этот период малыши знакомятся с новыми эмоциями, контролировать которые еще в полной мере не могут. Результат — слишком яркая реакция на события и слова, проявляющаяся в виде неповиновения, обид, капризов и иногда даже истерик.

Чтобы скорректировать поведение ребенка, необходимо, прежде всего, установить причины детского упрямства. Чаще всего к непослушанию дошкольников приводят следующие факторы:

Справиться с детским упрямством сложнее, чем, например, отучить обзываться. Однако при правильном подходе к решению проблемы родители смогут свести к минимуму проявления непослушания своего малыша.

Налаживаем контакт

С упрямым ребенком очень сложно договориться. У него всегда есть свое мнение, несогласие с которым может привести к серьезному конфликту. А попытки заставить или даже просто уговорить его что-либо сделать, как правило, заканчиваются ярким эмоциональным всплеском. Поддаваться такому поведению нельзя, но и идти на «сопротивление» не стоит. Лучший способ решить проблему — наладить контакт с ребенком, а затем заняться его перевоспитанием.

Родители должны понимать, что упрямство ребенка — это чаще всего не поведенческий порок, а проявление внутреннего эмоционального напряжения. Соответственно, обычная система наказаний и поощрений должного эффекта не даст, а, возможно, лишь усугубит ситуацию. Начните с простого — общайтесь с ребенком как можно чаще, даже во время проявления капризов старайтесь реагировать спокойно, не прекращайте диалог и не уходите в другую комнату, но на манипуляции не поддавайтесь. Возможно, даже этого будет достаточно — малыш поймет, что упрямство как инструмент давления на родителей неэффективно, и перестанет его использовать.

Что еще нужно и не нужно делать?

Если вы установили контакт с ребенком, но он продолжает проявлять упрямство, нужно менять систему отношений в семье. Есть несколько простых правил для родителей, отвечающих на вопрос, как воспитывать упрямого ребенка:

Каждый родитель, в конечном счете, сам решает, что делать, если ребенок упрямый и непослушный. Однако, независимо от выбранного метода перевоспитания, важно понять своих детей и постараться найти истоки упрямства. Возможно, родителям даже придется принять тот факт, что в процессе воспитания были допущены некоторые оплошности, которые оказали влияние на формирование поведенческих проблем ребенка. В любом случае, упрямство в дошкольном возрасте — это, скорее, норма, чем отклонение. Поэтому бить тревогу и в срочном порядке обращаться к детскому психологу не стоит — со временем проблема разрешится, и малыш снова станет послушным и покладистым.

А вы могли бы назвать своего ребенка упрямым? Если да, то как вы боролись с его непослушанием? Поделитесь в комментариях своим опытом — он будет полезен другим родителям.

90,000 Бунт двухлетнего ребенка - поведение, как с ним справиться

Бунт двухлетнего ребенка - это не столько бунт, сколько естественный этап развития ребенка. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает злиться, кричать, топать ногами и чаще всего громко произносит слово «нет». Что случилось с маленьким ангелочком?

Смотрите фильм: «Психолог о 2-летней «Инстаграм-звезде»: «Нарциссизм передается детям»»

Малыш только что обнаружил, что он не является продолжением мамы или папы и хочет делать все больше и больше самостоятельно (знаменитое «я!» звучит тогда в каждом доме).Ребенок хочет одеваться и есть сам, а помощь взрослого может быть воспринята неблагоприятно. Однако это не классический бунт, а необходимость подчеркнуть свою недавно обнаруженную обособленность.

содержание

1.Бунт двухлетнего ребенка - поведение

Родители, у которых есть двухлетний ребенок, знают, как трудно иногда с этим смириться. Малыш хочет все делать сам. На предложение помощи родителей ребенок реагирует криком. Это естественное развитие ребенка, и родители просто должны пройти через это.

В 2 года ребенок осознает, что он может решать, начинает понимать, что его «да» или «нет» влияют на действительность. Воспитывать 2-летнего ребенка непросто, но родители должны сохранять спокойствие.Им нужно осознать, что, отмечая свою индивидуальность, ребенок не бывает ни злым, ни грубым.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ВРАЧЕЙ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Посмотреть ответы на вопросы людей, которые сталкивались с этой проблемой:

Все ответы врачей

2. Бунт двухлетней давности - как с ним бороться?

Правильный подход к потребностям ребенка - лучший способ поддержать развитие малыша без напряжения и нервных ситуаций.Как помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность?

Двухлетний ребенок хочет делать все больше и больше в одиночку, без помощи родителей. Поначалу он неуклюж и долго выполняет простые (с точки зрения родителя) действия, но потом нужно набраться терпения – уже через несколько попыток у карапуза все наладится. Позволяя ребенку быть самостоятельным, родители получают двойную выгоду — не только избегают истерик со стороны карапуза, но и поддерживают его развитие.

Emocje dwulatka

Эмоции двухлетнего ребенка

Эмоциональная сфера полуторагодовалого карапуза еще незрела, и «нет» иногда является его любимым словом.

посмотреть галерею

Двухлетний ребенок может сосредоточиться на том, что ему интересно. Если родитель захочет прервать его игру, ребенок расстроится. Это естественно и предсказуемо. Если вы планируете уйти из дома, не беспокойте ребенка непосредственно перед этим.

Когда ваш двухлетний ребенок начнет получать удовольствие от принятия решений, расскажите ему о своих планах. Это поможет ему привыкнуть к ним, поэтому сообщите ребенку, что собираетесь завтракать, идите к парикмахеру.Если ребенок говорит, что не хочет, спросите его/ее, почему он не хочет. Возможно, вы сможете рассеять его опасения.

Bunt dwulatka może być nieumyślnie powodowany pewnymi zachowaniami rodziców Бунт двухлетнего ребенка может быть непреднамеренно вызван родительским поведением (123RF).

Ребенок обычно слышит вторую часть высказывания. Когда вы скажете «не трогай», он услышит «…тронь». Четкие и простые сообщения, которые малыш легко поймет, играют важную роль в общении с ребенком.

Одевая ребенка, спросите его, что ему больше нравится: утенок или слоник. У ребенка будет простой выбор. Если вы заставите его выбирать между несколькими блузками, он не сможет определиться. Если он настаивает на том, чтобы надеть грязную блузку, предложите сначала помочь ее постирать.

.

Ребенок не слушает, хотя вы о чем-то просите. Как говорить, не злясь?

Мы начнем с реальной ситуации, одной из многих, которые происходят каждый день. Ребенок играет с другом в общей комнате. Родитель приходит за ними и просит ребенка прекратить играть и приготовиться к выходу. Ребенок продолжает играть, поэтому родитель снова спрашивает. Ребёнок ещё играет. Родитель повторяет свою просьбу с тем же эффектом. Нервничая, он сообщает ребенку, что если тот не наденет туфли через две минуты, то не будет смотреть своих любимых «Пингвинов с Мадагаскара».Ребенок поднимает голову и начинает плакать. Родитель, когда ему не терпится, говорит ребенку: «Пожалуйста, надень туфли и куртку. Я жду внизу».

В результате в конце сцены мы имеем плачущего и обиженного ребенка и разгневанного родителя, испытывающего чувство беспомощности. Что расстроило родителя в этой ситуации? Давайте посмотрим, что происходит у него в голове в ответ на отказ ребенка, выражающийся в отсутствии четкого словесного ответа на просьбу родителя.

Внимание! Объявление о чтении

Как понять маленького ребенка

Справочник по сознательному воспитанию детей

Конфликты в семье

Хватит ссор, пора решать

Всего хороших книг для детей и родителей | Книжный магазин Натулы

Почему ребенок не слушается родителей? Несколько слов о неудовлетворенных потребностях

В нашем привычном общении мы рассматриваем этот отказ ребенка как причину нашего гнева.Будучи родителями, вдохновленными Ненасильственным соглашением , мы рассматриваем отказ только как стимул, как нечто, что указывает нам только на то, что некоторые из наших потребностей не удовлетворены. Однако это не причина нашего гнева. Этот спрятан глубже. Мы не видим его, потому что он покрыт многочисленными, часто почти привычными мыслями, составляющими нашу интерпретацию данной ситуации. Это мысли типа:

Узнаете эти предложения?

Как разговаривать с детьми? Какие слова использовать?

В приведенных выше предложениях преобладают такие слова, как «должен», «я должен». Это эскалаторы гнева. Рассказывая их себе или кому-то другому, мы, вероятно, вызовем гнев, который направим на внешний или внутренний мир, на самих себя.Это слова: должен, не должен, нужен, мне нужен . Вообще говоря, этими словами мы пытаемся убедить себя, что ситуация, которая происходит, должна быть другой, чем она есть, мы должны быть другими, чем мы есть, наши дети должны быть другими. Это больно! Поэтому мы реагируем гневом. Больно, вот и начинаем защищаться... к сожалению, продолжая болеть. И я, и мои дети.

Что важно?

Ненасильственное общение побуждает нас сосредоточивать внимание на том, что важно для нас, в моменты нервозности или гнева. Другими словами, прежде чем анализировать всю ситуацию, мы должны рассмотреть эти типы предложений и посмотреть, к каким неудовлетворенным потребностям они нас приводят. В случае с этим родителем, возможно, это была потребность в сотрудничестве, контакте с ребенком, отдыхе, непринужденности и легкости в выполнении повседневных дел, таких как уход из школы или детского сада.

Внимание! Чтение объявления

Как разозлиться не обидев?!
Удивительная книга о гневе, принятии и трудных моментах.

Итак, у нас есть две проблемы: родительские просьбы и мысли - эскалаторы гнева.

Итак, давайте еще раз посмотрим на родительские запросы.

Стоит присмотреться к последнему предложению.Это ясно показывает нам, что в этой ситуации не было места отказу от ребенка. В ненасильственном общении мы различаем запросы и фактические запросы. Какая разница? Он не зависит от используемых слов, потому что как запросы, так и фактические запросы могут содержать слово «пожалуйста». Что отличает просьбу от просьбы, так это намерение, с которым произносятся слова. В просьбе нет готовности и открытости принять отказ, а в просьбе, когда у нас открытое и чуткое сердце, мы готовы принять отказ от собеседника.Такое «нет» не означает, что мы отказываемся от того, о чем просим, ​​что важно для нас в данный момент, а приглашаем собеседника к началу диалога — искать решение, которое устроит обе стороны. Это танец между моими потребностями и потребностями собеседника с уважением, доверием и сотрудничеством.

Когда мы размышляем об этом вопросе, нам вспоминаются слова Мики Каштан, американского сертифицированного тренера по ненасильственному общению, из книги «Маленькая книга мужественной жизни»:

«Если то, чего вы хотите от ребенка, не подлежит обсуждению, скажите об этом прямо, а не притворяйтесь, что это просьба, пока ребенок не скажет «нет»."

Когда мы не можем выполнить просьбу ребенка или не хотим вести переговоры

Иногда мы не можем или не хотим вести переговоры с ребенком. Иногда мы не даем ребенку выбора. Стоит сказать об этом открыто. Почему? Потому что, хотя ситуация потенциально сложная, она все же может быть возможностью для установления чутких контактов и диалога. Диалог будет не о том, какие есть варианты выхода из этой ситуации, а о том, как мы, родители, относимся к этой ситуации, каково наше намерение.В то же время мы можем осторожно принять возникающие у ребенка чувства.

Мы можем заставить его почувствовать, что мы понимаем и принимаем его разочарование или печаль, что мы видим его потребности и что они важны для нас. Более того, мы хотим учитывать их как можно чаще и искать решения, которые помогут учесть потребности как родителя, так и ребенка. Мы можем объяснить, что сейчас у нас ситуация, когда нет возможности искать стратегии, учитывающие потребности ребенка, и в то же время они для нас действительно важны.Мы также можем заверить ребенка, что его разочарование, злость или печаль наиболее оправданы, и мы принимаем их с открытым сердцем, даже если в данный момент мы не хотим или не можем изменить ситуацию.

Внимание! Объявление о чтении

Серия: Озорные книги

Непослушные дети? Нет такого!

Стихи о близости

Обнять, приласкать, обнять, всегда быть рядом.

Всего хороших книг для детей и родителей | Книжный магазин Натулы

Почему стоит говорить ребенку, что мы принимаем его чувства и потребности?

На наш взгляд, это те моменты, когда мы показываем ребенку, как важны для нас отношения с ним. И хотя иногда бывают ситуации, когда мы сталкиваемся с ограничениями или выбором, который есть в нашем распоряжении, есть выбор, который нам не нравится, как родители с раннего возраста мы ориентируемся на доверие, честность, внимание, безусловное принятие.

Кроме того, когда мы говорим о своих чувствах и потребностях, происходящих здесь и сейчас, мы не заводим спираль мыслей, приводящих нас к гневу: надо, надо, надо. И, конечно же, в такой момент, возможно, чувством, о котором мы хотим поговорить, будет гнев. С другой стороны, названное чувство есть чувство, которое проходит или уже прошло. Он начинает исчезать. И тогда мы сможем быть со своими потребностями, уделять им внимание и важность.

Как мне установить контакт с моим ребенком, когда эмоции берут верх?

Напоследок хотелось бы сказать несколько слов о том, что может помочь вам наладить контакт с ребенком в таких ситуациях.Среди практикующих ненасильственное общение мы иногда говорим, что эмпатия творит чудеса. Это чудо увеличивает вероятность услышать друг друга и увидеть потребности друг друга. Эмпатические слова при контакте с ребенком в этой ситуации могут быть следующими:

Р: Дорогая, я вижу, что ты все еще веселишься, хотя я и прошу тебя одеться. Я подозреваю, что вам, ребята, здесь весело, не так ли?

Ребенок мог отреагировать на такой вопрос, взглянув на родителя или кивнув головой.Но, возможно, это проигнорировало бы слова родителя. Однако родитель не считает такое поведение ребенка нападением на него — он трактует его как приглашение к дальнейшим попыткам. Может быть, продолжить, спросив:

Р: Тебе нравится играть в эту игру, да? Это выглядит очень весело.

Затем ребенок видит, что родитель готов по-настоящему увидеть его и войти в мир ребенка. Мы дарим ребенку внимание — и не словами, а своим подходом, своим намерением сосредоточить внимание на том, что важно для ребенка в данный момент.Затем мы увеличиваем вероятность того, что он захочет войти в наш, когда мы начнем делиться им. Возможно, ребенок нам тогда что-то скажет, например:

D: Я хотел бы поиграть с вами в такую ​​игру дома.

Р: Хочешь поиграть со мной? Большой. Если одеться за 5 минут, у нас будет целых 2 часа 55 минут, чтобы поиграть дома перед ужином. Мы движемся?

Правда, такой диалог с ребенком на основе эмпатии требует времени, которого у нас иногда нет в данный момент, а иногда мы говорим себе, что его нет (хотя это отдельная тема).

Как насчет ситуации, когда у нас нет ресурсов или желания сопереживать ребенку? Мы всегда можем выбрать эмпатический контакт с самим собой и начать разговор с самим собой.

В нашей ситуации могло быть так, что, повторив два-три раза "Пожалуйста, приготовьтесь уйти" , вместо шантажа "Если нет... то..." , родитель может рассказать о себе.

Р: Эй, Янек, я дважды просила тебя собраться на улицу, я очень устала и не люблю ждать в проходе в таком виде, я хочу быть дома и играть с тобой там, съесть что-то.Я хочу уйти из школы через 5 минут. Пожалуйста, попрощайтесь с ребятами, и мы уходим.

Давайте посмотрим на наши запросы

Когда вы слышите слова родителя в нашей кат-сцене «заканчивайте игру и будьте готовы уйти», какие у вас есть варианты для выполнения этой просьбы? Когда мы сопереживаем роли нашего ребенка, наша фантазия приводит нас к нескольким примерам решений в его голове:

Мы часто не получаем того, что хотим, потому что недостаточно конкретны в своих запросах.Конечно, в повторяющихся ситуациях, таких как уход из школы, у нас возникает соблазн полагаться на догадки ребенка, на его память о том, что вы ожидали от него в начале учебного года. Тем не менее, за это время могло произойти многое, что изменило картину этого запроса. В определенный день вы пришли, познакомились с мамой Каси и забрали малышку только через 20 минут после разговора у двери. В другой раз вы были в таком хорошем настроении и энергии, что присоединились к веселью и ушли только через полчаса и т.д.

Вывод? Чем чаще нам удастся оказаться в здесь и сейчас , с ситуацией такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы быть, тем легче будет оставаться на связи друг с другом, вне злобы и шантажа. Тогда нам будет легче попытаться вступить в контакт с ребенком. Как туда добраться? Первое - принять решение, что мы хотим быть там. Во-вторых, практиковаться, несмотря на неудачи.
Рекомендуем книгу: Как говорить так, чтобы дети слушали нас 90 028 .

.90 000 Каких слов следует избегать в разговоре с ребенком?

То, что я говорю, находит отклик у другого человека. У ребенка практически сразу. Я не раз наблюдала, как мои слова меняют поведение и отношение моих дочерей. Я знаю слова, которые укрепляют самооценку, строят отношения, поддерживают контакт, и я знаю слова, которые этот контакт разрывают.

Внимание! Чтение объявления

Половая жизнь родителей

Начните сознательно строить отношения с партнером

Как разобраться в семье

Как распознать потребности других и быть услышанным

Всего хороших книг для детей и родителей | Книжный магазин Натулы

Каких слов и выражений следует избегать?

Я их сгруппировал, хотя понимаю, что все зависит от контекста, в котором они используются.

Похвала:

31 20 Внешняя мотивация

Напоминание/осуждение/упрек: