Во сколько месяцев ребенок реагирует на свое имя


ребенок не откликается на свое имя — 25 рекомендаций на Babyblog.ru

Кто сталкивался с такой проблемой ,отзовитесь! Сыну ставят сенсорномоторную алалию, легкая зпрр, возраст 2,7. Очень боюсь аутизма, перечитала кучу информации в интернете, запуталась еще больше... Специалисты , невролог ,психолог и психотерапевт этот страшный диагноз опровергли, проводилось куча тестов и тд. Сын не разговаривает от слова совсем, ни мама ,ни папа ,вообще ничего , только на своем птичьем, на русский язык это никак не похоже,да и на речь человеческую тоже, в глаза смотрит, имя свое знает, но откликается не всегда, любит детей, детские площадки, играет в машинки,кубики, конструктор, мягкие игрушки, игры в общем разнообразные, но не ролевые, эмоциональный достаточно, в основном эмоции позитивные, истерики случаются, но его можно переключить без труда, людных мест не боится. К горшку приучились совсем недавно, по маленькому ходит , вернее высаживаю его, сам не просится, если описается плачет, по большому в штаны, никак не понимает что надо в горшок,ложкой сам не ест, но если это например мороженое он может сам взять ложку и есть, а так во время еды,категорически отказывается ее брать, отдает мне. Напрягает очень его завывания, или как говорят вокализации, это же черта аутизма, но врачи сказали что он так выражает эмоции, так как по другому просто не может,из за отсутствия речи! Потом так называемые "крылышки" мажет он ими когда радуется (ребенок жизнерадостный ,радуется часто))) это же тоже черта этого диагноза, и недавно добавилось закрывание ушей, он закрывает ушки визгнет и как бы слушает, и я не пойму он это делает из интереса (звук же немного изменяется при закрытых ушах) или опять ач((( уже незнаю что думать....И еще очень нужна информация о дефектологах в Воронеже, были у Усковой отвратительный горе-специалист! Расскажите как боролись пожалуйста, что то руки опускаются, в связи с карантином теряем время, есть направление в ментальный центр, но он пока закрыт, куда можно обратиться , или к кому?

Как научить ребенка реагировать на свое имя?

23.05.16

Рекомендации логопеда в ситуации, когда ребенок не откликается на имя

 

 

Многие родители беспокоятся, когда их ребенок не откликается на имя. Это один из первых симптомов задержки социального развития, в том числе, аутизма. Отсутствие реакции на свое имя затрудняет взаимодействие с ребенком для взрослых и препятствует общению со сверстниками. Если ребенок не откликается на свое имя, это еще не значит, что у него именно аутизм, но это серьезное основание пройти обследование на возможную задержку психического или речевого развития. Ниже описаны шаги, которые могут использовать родители, чтобы научить ребенка реагировать на свое имя.

Реакция в изолированной среде

В первую очередь, мы должны научить ребенка откликаться на имя в среде, где его практически ничего не отвлекает. Для этого вам нужно выбрать место, где для ребенка нет ничего занимательного. Может быть, это кухонный стол или комната, где нет игрушек и ничего не происходит.

Сядьте рядом с ребенком в изолированной среде. Заранее подготовьте какую-то награду для ребенка, например, игрушку, лакомство, или объятия и щекотку, если вашему ребенку это нравится.

Подождите, пока ребенок отвернется и произнесите его имя. Если он посмотрит на вас, то поощрите его запланированной наградой. Если он не посмотрел на вас, произнесите его имя громче, сопровождая его каким-то дополнительным шумом, например, шуршанием бумаги или стуком по столу. Продолжайте так делать, пока ребенок не посмотрит на вас. Наградите его. Каждый раз, когда награждаете его, хвалите: «Ты услышал свое имя, молодец!» Продолжайте это делать и старайтесь по возможности ограничиваться его именем, прибегая к дополнительному шуму, только если он не отвечает.

Продолжайте такие занятия до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на вас в ответ на свое имя примерно в 80% случаев в изолированной среде (с минимальным количеством отвлекающих факторов). После этого можно будет перейти к следующему шагу. Помните, что эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребенку быстро надоест то и дело поворачиваться к вам, так что старайтесь не переусердствовать.

Реакция в структурированной среде

Теперь, когда ребенок научился откликаться на имя, когда его ничто не отвлекает, важно постепенно добавлять отвлекающих факторов и наблюдать за тем, сохранится ли его навык.

Сядьте рядом с ребенком там, где его будет что-то отвлекать. Например, в комнате с игрушками или перед телевизором. Повторите то же занятие, что и на предыдущем шаге, когда вы произносите его имя и награждаете его за то, что он смотрит на вас. Если он не смотрит на вас, то произнесите его имя громче и наградите его, если он посмотрел на вас. Если он все еще не смотрит на вас, то снова произнесите его имя громче и сделайте что-то, что может привлечь его внимание. Затем наградите его, когда он посмотрит на вас. Теперь, когда вокруг больше отвлекающих факторов, эта задача может стать для него сложнее. Убедитесь, что между двумя попытками обучения вы оставляете его в покое и даете ему поиграть. Вам нужно, чтобы он сосредоточился на чем-то еще, когда вы позовете его по имени, иначе он просто продолжит смотреть на вас вместо того, чтобы тренироваться переключать внимание со своей игры на ваши слова.

Продолжайте это делать до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на вас как минимум в 80% случаев. Переходить на следующий шаг можно только тогда, когда вам больше не приходится махать руками или шуметь, чтобы привлечь внимание ребенка. Он должен быть в состоянии реагировать только на свое имя.

Реакция в неструктурированной среде

После того, как ребенок научился реагировать на свое имя, когда он сидит рядом с вами, мы должны научить его делать это в любой ситуации.

Подождите пока ребенок не сосредоточится на чем-то, например, на любимой игрушке или разглядывании книжки. Встаньте относительно близко к ребенку и произнесите его имя. Сделайте паузу до тех пор, пока он не посмотрит на вас. Если он это сделает, то похвалите и наградите его, как и на предыдущих шагах. Если он не смотрит на вас, измените громкость голоса и свое поведение, чтобы привлечь его внимание. Нам нужно, чтобы он постепенно начал реагировать на свое имя без дополнительных способов привлечь его внимание.

Помните о том, что даже дети без задержки речи не всегда откликаются, когда их зовут, так что не надо стремиться к совершенству.

По мере прогресса ребенка начинайте звать его по имени все с большего и большего расстояния. В конечном итоге, ребенок должен откликнуться, даже если вы позвали его из другой комнаты.
Продолжайте работать над этим навыком в разных местах и с разными людьми, которые будут звать ребенка по имени до тех пор, пока ребенок не будет откликаться на имя в большинстве случаев.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ребенок не отзывается на имя | Блог мамы

Здравствуйте! К сожалению, уже примерно как полгода я столкнулась с тем, что ребенок не отзывается на имя и с другими проблемами в его развитии.

В этой статье я хочу рассказать о том, что делать, если вы заметили, что ваш ребенок не отзывается на имя. Почему он не отзывается на имя и как это исправить. Я хочу поделиться с вами своим опытом и знаниями.

Когда ребенок должен начать реагировать на имя?

Все начинают в разное время откликаться на свое имя. Кто-то в 4 месяца, кто-то в 6 или 8-10 месяцев. Уже к году точно должен ребенок начать реагировать на свое имя. Невролог мне говорила, что к полутора годам ребенок должен понимать длинные инструкции. Например: "иди в комнату и принеси со стола книжку". Если этого нет, то нужно обязательно его обследовать.

Фото: https://pxhere.com/ru/photo/849116

Почему ребенок не отзывается на свое имя?

Если этот вопрос начать задавать на различных форумах для мам, то высока вероятность, что вас будут пугать аутизмом. С этим сталкивалась и я. Но на самом деле, если ребенок не отзывается на имя, то это не обязательно аутизм.

Причин может быть несколько.

Одной из причин на форумах, да от других людей можно услышать, что ребенок вас игнорирует. Это может быть и так. Если ребенок иногда не отзывается, и нет каких-то других дополнительных отличий от других детей.

Если вы заметили, что ваш ребенок не смотрит на вас, когда вы ему что-то говорите. Иногда причиной, может быть плохой слух.

Ребенок может не реагировать на обращенную речь, в случае задержки речевого или психоречевого развития.

Задержка речевого развития может включать в себя сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию и другие речевые нарушения.

Сенсорная алалия - это сложности в распознавании речи. Для детей, у которых диагностирована сенсорная алалия, речь воспринимается как иностранный язык. Поэтому ребенок может не воспринимать свое имя, не реагировать на то, что ему говорят, не выполнять просьбы. Также такой ребенок может не смотреть в глаза, не обращать внимания на говорящего человека. Очень схожие получаются признаки с аутизмом.

Вообще, если углубляться в терминологию, то правильнее это называть слуховая агнозия. Но вероятнее всего, в интернете, вы найдете информацию про сенсорную алалию. В интернете и почти все специалисты будут это называть сенсорной алалией.

Еще бывает смешанный вариант сенсо-моторная алалия. Моторная алалия - это проблема экспрессивной речи (говорения). Ребенок не знает как сказать тот или иной звук. Не знает куда нужно язык повернуть и т. п. А смешанный тип, как вы уже поняли это, когда есть и то и другое.

Ребенок с сенсорной алалией может плохо понимать речь в определенных тональностях, скорости речи.

Также ребенок может не отзываться по имени потому, что у него расстройство аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом может не отзываться на имя и по выше перечисленным причинам. При аутизме иногда бывает задержка речевого или психоречевого развития, или умственная отсталость. Также причиной не понимания речи при аутизме может быть сенсорная перегрузка.

Люди, не имеющие диагноза аутизм, умеют фильтровать вокруг информацию. К примеру, вы разговариваете с кем-то в кафе и параллельно играет музыка, за другими столиками разговаривают другие люди. Многие люди в этой ситуации смогут сконцентрировать свое внимание на разговоре со своим собеседником и они не будут обращать внимания на другие звуки. Другие звуки для них будут всего лишь фоном. А люди с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) не могут фильтровать информацию. На них наваливается все происходящее вокруг разом. Они слышат (чувствуют) все сразу. Из-за этого происходит сенсорная перегрузка.

Куда обращаться, если ребенок не откликается на свое имя?

Конечно, любые свои переживания по поводу здоровья ребенка всегда стоит первым делом обсуждать со своим педиатром.

Также стоит ребенка показать ЛОРу. Он может назначить исследования проверки слуха.

Невролог может определить есть ли у ребенка задержка развития. И если, окажется, что есть, то вероятнее всего невролог назначит ноотропы и коррекционные занятия.

Перед тем, как начать курс ноотропов нужно обязательно сделать ЭЭГ.

ЭЭГ нужно сделать, чтобы исключить Эпи-активность (эпилепсию, судороги). Если у ребёнка это есть, то с ноотропами нужно быть осторожными т. к. они могут спровоцировать приступ.

К коррекционным занятиям можно отнести занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом (сенсо-моторная коррекция), ABA-терапия, сенсорная интеграция. ABA-терапию часто рекомендуют детям с РАС.

Расстройства аутистического спектра в России диагностирует психиатр (он же психоневролог).

Как научить ребенка отзываться на имя?

Конечно, обязательно нужно разобраться в причине. Для этого вам надо будет обратиться к врачам. Вероятно, начать лечение медикаментами и водить ребёнка на коррекционные занятия.

Параллельно с выполнением рекомендаций врачей, вы можете сами учить ребенка отзывается на свое имя:

1. Для начала ребёнка нужно научить отзываться на свое имя, когда ничего его не может отвлечь. Вы должны оказаться рядом с ребёнком в тихой комнате, где нет игрушек, где его ничто не может отвлечь.

Подготовьте для ребёнка награду. Это может быть игрушка, лакомство, объятия, щекотка, что-то, что может порадовать ребёнка.

Когда ребёнок отвернётся от вас, вы можете его позвать. Если он повернулся, посмотрел на вас, то похвалите его, наградите чем-то. Если же он не поворачивается к вам, когда вы его зовёте, то попробуйте чем-нибудь пошуметь (пошуршать бумагой, дотронуться до ребёнка и т. д.). Как только он повернется, то не забудьте его похвалить и наградить.

Продолжайте это делать до тех пор, пока ребёнок не будет смотреть на вас в 80% случаев. Затем переходите к следующему этапу.

Эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребёнку может надоесть постоянно к вам поворачиваться. Тут главное не переусердствовать.

2. Далее, к этим занятиям нужно постепенно прибавлять отвлекающие факторы и наблюдать сохранится ли у него этот навык.

Сядьте рядом с ребёнком в той комнате, где его будет что-то отвлекать. Например, где есть игрушки или работает телевизор. Повторите то же задание, что вы делали на предыдущем этапе. Если он в ответ на свое имя не будет на вас смотреть, то позовите погромче, попробуйте, как и в предыдущем шаге чем-то привлечь его внимание. Если он выполнит, не забудьте его похвалить, наградить его.

Когда вокруг больше отвлекающих факторов, ему сложнее это выполнить.

Между двумя попытка и давайте ему поиграть немного. Когда он сосредоточится на игре, попробуйте его ещё раз позвать. Ему нужно будет научиться переключать свое внимание с игры на вас.

Продолжайте это делать, пока он не начнёт о кликать я на свое имя в 80% случаев без дополнительных способов привлечь его внимание. Он должен научиться реагировать только на свое имя.

3. После того, как ребёнок научился реагировать на свое имя рядом с вами, ему нужно будет научиться реагировать на имя в любой ситуации.

Когда ребёнок сосредоточится на чем-то (игрушка, книжка), встаньте относительно близко от него и позовите его. Немного подождите, пока он не посмотрит на вас. Если он это выполнит, то похвалите, наградите его. Если он не отзывается, то попробуйте изменить громкость в голосе, как-то привлечь его внимание. Нам нужно, чтобы он научился отзываться без дополнительного привлечения внимания.

Помните, что дети без задержки речи не всегда откликается на свое имя, когда их зовут. Не нужно стремиться к совершенству.

По мере прогресса ребёнка, старайтесь его звать все с большего и большего расстояния. В итоге, он должен откликнуться на имя даже из другой комнаты.

Правда, тут есть один момент, про прибежал из другой комнаты. Тут главное, разобраться ребёнок бежит, потому что вы его позвали или потому что он услышал ваш голос.

У меня сын почти всегда прибегает на мой голос из другой комнаты, но в других ситуациях не отзывается. Был период, когда он научился отзываться, но потом опять перестал. Ему понятнее пока что просьба: "подойти ко мне", чем если я его позову.

Нужно продолжать развивать этот навык и в дальнейшем с разного расстояния и с разными людьми.

Всём кто столкнулся с этой проблемой, желаю удачи в освоении этого навыка и всем деткам здоровья!

Если есть какие-то вопросы пишите, отвечу. В дальнейшем планирую продолжать статьи о задержке речевого развития, об аутизме и других темах.

Ребенок до 1 года.

 

Хотим отметить, что дети все разные и развиваются все по-разному. Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

1 месяц
Что ваш ребенок должен уметь: 

1. Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову
2. Фокусировать взгляд на лице
3. Реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом
4. В положении на животе поднимать голову и пытаться ее удержать
5. Издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать)
6. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
7. Сжимать ручки в кулачки и подносить их ко рту

2 месяца
Что ваш ребенок должен уметь: 

1. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
2. Лежа на животе, поднимать голову на 45°
3. Удерживать вложенную игрушку в руке
4. Тянуться к предметам
5. Смеяться вслух; - визжать от восторга
6. Поворачивать голову к источнику звука

3 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:

1. В положении на животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд
2. Оживляться при общении со взрослыми, агукать
3. Рассеянно улыбаться
4. Упираться ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
5. Реагировать на присутствие родителей: пытаться привлечь внимание
6. Отыскивать источник звука глазами с поворотом головы
7. Следить за движущимися предметами и длительно их рассматривать

4 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Лежа на животе, поднимать голову на 90°
2. Приподнимать плечи и голову, лежа на спине
3. Громко смеяться
4. При потягивании за ручки сгибать руки в локтях и подтягиваться.
5. Произносить первые слоги
6. Тянуться к игрушке, тянуть все в рот 

5 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Твердо держать голову в вертикальном положении
2. Переворачиваться (в одну сторону)
3. Обращать внимание на очень маленький предмет
4. "Петь" звуки, меняя интонацию
5. Подтягивается на руках, пытаясь сесть
6. Перекладывать предмет из одной руки в другую
7. Подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке
8. Лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных
9. Уметь держать бутылочку одной или двумя руками

6 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания
2. Сидеть с поддержкой короткое время
3. Пытаться ползти на животе
4. Самостоятельно садиться из положения на животе
5. Переворачиваться с живота на спину
6. Откликаться на свое имя
7. Издавать самые разнообразные звуки

7 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Сидеть без опоры
2. Подниматься на четвереньки и ползать
3. Понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
4. Играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца)
5. Держать в каждой руке по предмету (может ударять ими друг об друга)
6. Подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами

8 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Играться сидя (может иногда «заваливается» на бочок)
2. Подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами
3. Неотчетливо произносить "мама" или "папа"
4. Самостоятельно вставать, держась за опору
5. Понимать слово "нельзя" , махать пока- пока, хлопать в ладоши
6. Долго играться с предметам

9 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Листать толстые страницы картонной книжки
2. Играть в мячик(катить вам его обратно)
3. Пить из чашки без посторонней помощи
4. Отчетливо произносить "папа" или "мама"
5. Отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне"
6. Передвигаться держась за опору
7. Хорошо сидеть, ложиться из положения сидя и садиться из положения лежа
8. Находить игрушку, спрятанную у него на глазах
9. Знать и откликаться на свое имя

10 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Стоять без опоры , но не долго, ходить держась обеими руками
2. Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку
3. Садится из положения стоя
4. Подражать жестам, выражениям лица, звукам
5. Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно Ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке)
6. Отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне"
7. Выполнять сложные движения, открывать, закрывать, собирать пирамидку, показывать части тела другого человека

11 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Самостоятельно стоять и делать шаги
2. Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца)
3. Понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться)
4. Выражать свои желания другим способом, кроме плача
5. Произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа"
6. Знать названия многих предметов

12 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:

1. Понимать слово "нет"
2. Выполнять несложные просьбы
3. Знать, как его зовут
4. Хорошо ходить, садиться, вставать, стоять
5. Произносить 10 и больше слов, кроме "мама","папа"
6. Играть в "Сороку-ворону", собирать пирамиду, строить 2-3 фигуры из кубиков
7. Активно рисовать каракули карандашом или мелками
8. Узнавать предметы на картинке
9. Откусывать, жевать твердую пищу
10. Пользоваться ложкой и чашкой
11. Проявлять самостоятельность

Ребенок не откликается на свое имя: 5 причин и рекомендации

Причин, по которым ребенок не отзывается и вообще не реагирует на собственное имя, может быть несколько. При этом природа такого поведения зачастую скрывается не только в банальном игнорировании взрослых, но и является следствием вполне определенных заболеваний.

Первое, что стоит сделать родителям, столкнувшись с подобной ситуацией – это не паниковать. Излишняя эмоциональность не решит проблему и не поможет опередить причину подобного поведения.

Что это может быть?

Для начала стоит выявить природу подобного поведения малыша, так как от этого зависит и дальнейшая диагностика ситуации.

В нормальных условиях дети откликаются на свое имя, начиная с 4-х месяцев и заканчивая возрастом в 6 или 10 месяцев. Такой временной разброс вызван тем, что каждый ребенок имеет собственный темп развития. И если ваш малыш не реагирует на собственное имя ранее указанных сроков, то это еще не повод бояться самого страшного.

С другой стороны к возрасту полутора лет ребенок должен не только понимать, что его зовут, но и быть способным воспринимать и выполнять сложные поручения. Фраза «Пойди в комнату принеси мячик» не должна вызывать затруднений, если это все же происходит, то обследование будет вполне обосновано.

  1. Игнорирование. Не самая очевидная для многих родителей ситуация, когда ребенок попросту не желает с вами общаться. Понять, что проблема кроется в своенравном характере, довольно просто, если он все-таки иногда откликается на имя, но чаще предпочитает этого не делать, при этом нет никаких дополнительных отличий в развитии.
  2. Проблемы со слухом. Ребенок может быть глуховат и разобраться с этой ситуацией в младшем возрасте, бывает сложно. Однако со временем все станет очевидным. Проследите за вниманием ребенка в момент, когда вы ему что-то говорите. Если, не видя вас, он не реагирует на речь, то вполне возможно он просто вас не слышит.
  3. Слуховая агнозия или сенсорная алалия. Относится к речевым нарушениям и связана с проблемами распознавания речи. Если упростить ситуацию, то ребенок вас попросту не понимает. Для него ваша речь звучит как иностранный язык, который он никогда не слышал. На первый взгляд можно подумать, что ребенок страдает аутизмом, однако это далеко не так. Хотя схожие черты поведения, такие как отсутствие реакции на имя, просьбы, полное игнорирование говорящего, вполне естественны для подобного состояния. Очень часто дети попросту не смотрят в глаза родителя.
  4. Моторная алалия. Это состояние затрагивает способность говорить. Ребенок не знает, как произнести звуки на физиологическом уровне. Правильно приоткрыть рот или повернуть язык для него становится непосильной задачей. При этом данное расстройство нередко встречается вместе со слуховой агнозией.
  5. Аутизм. Причин, по которым ребенок с аутическим расстройством не отзывается на собственное имя, может быть несколько от задержек в речевом, психоречевом или умственном развитии до сенсорных перегрузок. Находясь с ним в комнате, вы обращаетесь к нему напрямую, при этом работает телевизор, шумит чайник и поет птица за окном, вы, скорее всего, сконцентрируетесь на общении с ребенком, и все окружающие звуки станут лишь фоном, но для него ситуация выглядит кардинально иначе. Он не сможет выделить главный звук, а весь шум, гул, голоса будут для него одинаково сильны. Это приводит к тому, что окружение «наваливается» на малыша, и он испытывает перегрузку, с которой мозг попросту не справляется.

Читайте также: Дискалькулия у детей: причины, симптомы, особенности и советы

Но независимо от того игнорирует вас ребенок или испытывает затруднения иного характера, разобраться самостоятельно в причинах и симптомах лучше под присмотром профессионалов. Они смогут не только отследить реакции малыша, но и дадут ценные советы по корректировки сложившейся ситуации.

Как научить ребенка реагировать на свое имя?

Напомним, если малыш не откликается на свое имя, это не говорит о наличии аутизма, хотя проверить данную версию будет не лишним.

  1. Прорабатываем реакцию в спокойной и изолированной обстановке. Важно оградить ребенка от внешних раздражителей, а обстановка комнаты не должна пробуждать в нем интерес к посторонним играм или предметам.
    Сядьте напротив ребенка и предложите ему игру. Суть занятия заключается в позитивном подкреплении его действий. Называйте имя малыша, как только он отзовется на него, вознаградите его сладостью, объятием или поцелуем. Не получилось с первого раза? Не отчаивайтесь, это упражнение потребует времени. Назовите его имя, при необходимости повторите его чуть громче. Нет реакции? Добавьте дополнительный шум в виде шуршания пакета или листа бумаги, как только ребенок после произнесенного имени посмотрит на вас, подкрепите результат приятным бонусом.
    Первостепенная задача научить ребенка реагировать на свое имя хотя бы 8 раз из 10. После этого можно усложнить ситуацию и перейти к следующему этапу.
  2. Закрепляем результат с усложнением задачи. Теперь в уже отработанное упражнение необходимо добавить шума. Пусть это будет телевизор, пара игрушек на заднем плане.
    Начните с того, чтобы ребенок отреагировал на имя и посмотрел на вас после того как вы его произнесете. При необходимости повторяйте попытки, говорите громче. Помогайте себе дополнительными звуками и размахиванием руками. Имея опыт прошлых занятий, ребенок адаптируется к новым обстоятельствам и выполнит задачу.
    При этом получив желаемое 2 раза подряд, дайте ребенку время отвлечься на игру или иное занятие. В противном случае малыш просто не успеет переключиться и будет получать вознаграждение не за реакцию, а зрительный контакт без сопутствующих условий.
    К концу практических занятий малыш должен уметь реагировать на свое имя 8 раз из 10 без дополнительных звуковых раздражителей и сигналов руками со стороны родителей.
  3. Практика в окружающем мире. Если до этого ваша задача состояла в том, чтобы
  4. стимулировать ребенка к определенным действиям, то теперь цель занятий переключить внимание ребенка на звук своего имени.
    Проводите упражнение в момент, когда он увлечен игрой или смотрит в окно во время поездки. Если обстоятельства позволяют, то встаньте рядом с малышом и произнесите его имя, повторяя его до тех пор пока не получите необходимую реакцию. Получилось? Вознаградите ребенка таким же образом, как делали это раньше. Если он испытывает затруднения, то помогите ему изменить громкость голоса или привлеките его внимание своим поведением. Однако количество таких уловок необходимо уменьшать.
    Постепенно вы сможете добиться реакции ребенка, даже если вы находитесь в другой комнате.

Это длительный и трудоемкий процесс, однако, внимание и любовь родителей поможет малышу преодолеть трудности. Стоит также помнить, что даже дети без задержек в развитии не всегда откликаются на собственное имя. Поэтому не пытайтесь довести результаты до 10 из 10.

Читайте также: Восстановление речи и голоса после коронавируса

Если же проблема имеет корни в аутизме, то действия во многом будут похожи. Однако помимо звуковых раздражителей важно добавить и тактильный контакт.

Подобная игра должна стать частью жизни и повторяться 10-50 раз и более. Цель взаимодействия – добиться реакции малыша еще до того как вы произнеся его имя, похлопаете по плечу или повернете его голову.

Подобные практики используются как на сеансах со специалистами, так и в домашней практике. В зависимости от способностей малыша устойчивые результаты можно получить как через несколько часов, так и дней.

Специалисты логопеды помогут выявить причину поведения, когда ребенок не откликается на свое имя, предложат оптимальный курс развития. Под пристальным контролем врача вы добьетесь быстрых и устойчивых результатов, ведь помимо общих рекомендаций и практик, вы получите индивидуальные советы и инструменты для взаимодействия с ребенком. А бескрайняя любовь и постоянная смена мест, помогут малышу лучше адаптироваться в этом мире и научиться слышать свое имя.

Дата публикации: 21.09.2021. Последнее изменение: 15.03.2022.

Аутизм:что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Первые 2-3 года особенно сложны для пары, у которой родился первенец. Молодые мама и папа еще учатся быть родителями, и понять, что развитие их ребенка отличается от других – довольно трудно. Еще сложнее признать, что у твоего малыша может быть психическое отклонение. Детский аутизм или как сейчас еще называют — расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня встречается у каждого 88-го ребенка. Как распознать заболевание и на что стоит обратить внимание родителям? На эти и другие вопросы, связанные с аутизмом, ответил заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, д.м.н., доцент Гречаный Северин Вячеславович.

Что такое аутизм? С этим заболеванием рождаются или это приобретенное состояние в среде, в которой растет ребенок?

Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи. Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства — тяжелая вирусная инфекция, в некоторых   случаях даже резкая смена семейной обстановки, например, внезапная разлука с матерью, госпитализация ребенка в больницу и другое. Часто ребенок-аутист – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Впоследствии они вспоминают, что не раз задумывались над тем, почему их ребенок развивался не как другие дети, но все же серьезных отклонений не подозревали. Поэтому этот день — 2 апреля —  как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку вообще и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии. А уж аутизм это или какое-то другое заболевание – это должен решать врач.   

Как родители могут определить, что их ребенок страдает данным заболеванием? 

К сожалению, часто родители не сразу обращают внимание на нетипичное, нехарактерное для возраста поведение своего ребенка. Это обстоятельство породило некие мифы, что аутизм может возникнуть при неправильном воспитательном подходе родителей или после некоторых медицинских вмешательств, в том числе после профилактических прививок. В это верить нельзя, поскольку детский аутизм проходит в своем развитии и латентную фазу, когда его симптомы практически незаметны, но это не означает, что его не было с рождения. Однако необходимо знать так называемые «красные флажки аутизма», при проявлении которых стоит обратиться к специалисту. К ним относятся:

Часто у ребенка не развивается сюжетная игра. К примеру, машинка для мальчика – это не образ автомобиля, который он  видел на улице, а лишь колеса, которые можно крутить. С помощью игрушки ребенок не может воспроизвести увиденный в жизни сюжет. Точно так же для девочки кукла – не образ человечка, которого она может уложить спать или покормить, а индифферентный предмет с движущимися частями. Также стоит обратить внимание на то, как общается ребенок, может ли он выполнить простые указания взрослого, сконцентрировать внимание. Если родители замечают перечисленные особенности, то нужно обратиться к врачу.

Возможно ли вылечить аутизм или только довести адаптацию к жизни до определенного уровня? К какому врачу обращаться в таком случае?

Заподозрить аутизм может любой специалист. Предположим,  участковый педиатр предполагает у ребенка аутизм и советует родителям обратиться к психиатру. Однако, важно понимать, что окончательный диагноз может отличаться от изначально предполагаемого, и кроме детского аутизма в раннем возрасте есть еще другие психические расстройства.

Лечат ли детский аутизм в клинике Педиатрического университета?

Отдельного подразделения пока у нас нет, к тому же работа с ребенком аутистом – это длительная, часто многолетняя, работа большой команды разных специалистов, включая не только медиков, но и коррекционных педагогов, клинических психологов и их разновидностей, специалистов по реабилитации и др. Однако мы консультируем таких детей и их мам на этапе раннего установления диагноза, когда родители в силу разных причин еще не готовы обращаться в официальные психиатрические учреждения. Таким образом, решаются сложные и сомнительные диагностические случаи, даются самые первые рекомендации. Например, я принимаю в Многопрофильном центре, в Консультативно-диагностическом центре принимает Вера Владимировна Поздняк. Мы оказываем первичную помощь таким детям. Даем советы, как относится к возможному заболеванию у ребенка, как вести себя с такими детьми и какие существуют возможности лекарственной терапии. Большинство мам уходит благодарными, поскольку получают ответы на вопросы, длительное время не дававшими им покоя. 

Что касается лечения, то мы его не проводим. К тому же родители, столкнувшись с проблемой аутизма, должны понимать, что полностью излечить его невозможно, и придется принять то, что в течение всей жизни ребенок будет особенным, непохожим на всех других. Не было еще такого случая, чтобы тот самый классический аутизм заканчивался полной адаптацией в социуме, даже если ребенок на каком-то этапе смог овладеть профессией. Хоть и считается, что с возрастом диагноз «аутизм» ребенку пересматривать нельзя, но большинство собственно «аутистических» черт со временем самостоятельно исчезают.  И уже в 6-7 лет на первый план выходят другие проблемы, связанные с поведением, недоразвитием абстрактных понятий, недопониманием контекста общения, т. е. чисто интеллектуальные трудности. В дальнейшем родителям нужно будет адаптировать ребенка к жизни с тем, что есть, включая особенные требования к процессу обучения. Дома также следует соблюдать специальную систему правил, выработанную индивидуально для конкретного ребенка.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом? Можете дать какие-нибудь рекомендации для них?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется  много  времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

Можно ли сказать, что современные устройства связи, компьютеры, гаджеты, мобильные телефоны могут  развить у ребенка аутизм? И влияют ли они как-то на детей, у которых уже диагностировано данное заболевание? (Может ли современная техника помочь социализироваться или наоборот поспособствует тому, что ребенок все больше уходит в себя?)

При аутизме это ни польза, ни вред. Здесь не может быть универсальной рекомендации, все индивидуально. Маме важно понимать, готов ли ее ребенок сейчас к освоению социума или нужно еще подождать, впоследствии осторожно «прививая» его к жизни. Здесь поможет совет врача-дефектолога, психиатра. Правда, очень часто мамы таких детей ориентируются только на собственное мнение, не принимая чужой помощи. Такое случается, если их предали родственники, ушел отец, бабушки и дедушки не приняли ребенка, и мама остается один на один с проблемой.

Почему считается, что аутизм чаще встречается у мальчиков? И почему он им больше свойственен?

Действительно, это фундаментальный факт. И детский аутизм - это не единственный пример. Очень много психических расстройств чаще возникает именно у мальчиков. Почему так — сказать сложно. Существует много гипотез этому, но исчерпывающего объяснения пока не получено.

Может быть, есть какая-то взаимосвязь между состоянием матери во время беременности и выявленным впоследствии аутистическим расстройством ребенка? Возможно ли как-то предугадать рождение ребенка с аутизмом? Какие могут быть причины с медицинской точки зрения?

Меня часто спрашивают мамы: «Скажите, пожалуйста, где, на каком этапе я допустила ошибку? Что я сделала не так?» К сожалению, несмотря на то, что живем в XXI веке, никаких предпосылок, чтобы предугадать рождение такого ребенка нет. За исключением обследования амниотической жидкости на грубые генетические аномалии. Если таковая наблюдается, то можно с большой долей вероятности говорить о том, что здесь следует ожидать клиническую картину аутизма. Во всех остальных случаях что-либо прогнозировать трудно. Данных для этого нет.

Правда ли, что сегодня у детей аутизм встречается чаще, чем 10, 20, 30 лет назад?

Считается, что количество детей с аутизмом не увеличилось, улучшилась диагностика. Это произошло за счет распространения информации об аутизме и его проявлениях. В результате родители стали чаще обращать внимание на то, чего не замечали раньше. И, как следствие, увеличилось количество обращений к врачам с целью постановки диагноза. То, что раньше вызывало у родителей растерянность, недопонимание, сейчас наталкивает на поиск ответов в специальной литературе, интернете. В результате, симптомы аутизма стали выявлять чаще и в более раннем возрасте. И здесь наблюдается другая крайность – намечающаяся тенденция к гипердиагностике данного расстройства. Появился даже специальный термин – расстройства аутистического спектра, роль которого видится в большем привлечении внимания родителей к любым симптомам отклоняющегося развития, близко или отдаленно напоминающим детский аутизм, с целью скорейшего обращения для оказания практической помощи.

Может ли ребенок-аутист учиться в обычной школе, или лучше отдать его в школу со специальным уклоном?

Есть инклюзивные виды образования, допускающие возможность обучения таких детей в массовой школе. Набирается группа из 3-4 таких детей, и большую часть времени они занимаются с отдельным педагогом. Периодически преподаватель избирательно водит по мере возможности таких детей на занятия к здоровым детям. Но необходимость таких классов надо рассматривать индивидуально. Принимать во внимание следует все возможные последствия. Например, на практике дети, страдающие аутизмом, бывают не очень соматически здоровы, им свойственен слабый иммунитет – это повышает у них риск заболеть респираторными и др. инфекционными заболеваниями, которые у детей с аутизмом обычно протекают в более тяжелой форме. Ведь даже в обычных условиях дети-аутисты болеют чаще остальных детей. Кроме того, обучение в массовой школе возможно при условии нахождения рядом специального помощник или тьютера, человека, который направляет ребенка в каждом конкретном случае и подсказывает, что ему делать. Часто такие дети, находясь на массовом обучении, не выполняют школьную программу, а только формально присутствуют на уроках. А вот что он в результате усвоит — это отдельный вопрос. Чаще – это своеобразная форма «ознакомления» с учебным материалом. И в этой ситуации мы не в праве требовать от ребенка освоения всей программы. Впрочем, не стоит забывать о том, что и традиционная дефектологическая помощь в условиях обычных коррекционных детских садов и школ обладает большими возможностями по части восполнения когнитивных дефицитов, и прохождение инклюзивного обучения все же не отменяет необходимости получения специализированных навыков с помощью рутинных методов коррекции.

 

С какими бы проблемами ни столкнулись родители на сложном пути воспитания, важно помнить, что при прохождении любого этапа взросления важна родительская любовь.

 

Дата публикации: 2.04.2020

Этапы развития новорожденного | Многопрофильный центр Здоровый ребёнок

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

9-месячный малыш: умственное и физическое развитие, что он умеет, диета

9-месячный малыш уже умеет имитировать простые действия и понимает все больше и больше слов. Он начинает реагировать на свое имя, лепечет, ищет контакт со взрослыми, хочет общаться. Он познает мир ползком, касаясь различных предметов. Что умеет 9-месячный ребенок? Проверьте, как выглядит умственное и физическое развитие в этом возрасте.

9.месяц жизни младенца — это период не только интенсивного лепета и произнесения первых слогов однородных слов, но и ползания. Однако не беспокойтесь, пока ваш малыш продолжает ползать — это нормальный диапазон развития 9-месячного ребенка.

9-месячный ребенок - развитие

На 9 месяце жизни малыш любит показывать свои чувства к самым близким родственникам. Целует, берет за руку, обнимает. Он также любит быть рядом с мамой и папой, но держится на расстоянии от незнакомцев.Поэтому при первой встрече, после того как к нему пристает незнакомый человек, он может начать плакать. Однако, как только он привыкает к этому, он начинает громко смеяться, бормотать и хвастаться своими способностями.

Это также период, когда ваш ребенок напуган и очень часто плачет, когда вы оставляете его одного на некоторое время или когда вы укладываете его спать. Очень важно, чтобы в это время ваш ребенок чувствовал большую нежность и терпение.

9-месячный малыш тоже любит подражать людям, принадлежащим к его ближайшему окружению.Он начинает корчить гримасы, как папа, и морщить лоб, как мама.

Ваш малыш уже понимает значение некоторых слов. Это приводит, например, к поиску объекта, о котором вы только что говорили. Это также период, когда мы замечаем первые признаки дедуктивного мышления ребенка - он уже способен догадываться, что достаточно, например, потянуть за одеяло, чтобы достать игрушку, которая ему недоступна.

Это также период интенсивного лепета у ребенка. Тем не менее, некоторые звуки, которые он произнес, звучат как слова, напр."Будет" вместо "дать". Вам придется немного подождать первых полных слов. Обычно они появляются к первому дню рождения.

Также стоит добавить, что многие вещи малыш делает специально, а не случайно. Действия, которые он совершает, уже имеют определенную цель. Это, несомненно, одно из величайших достижений в его когнитивном развитии.

Когда вашему ребенку исполнится 9 месяцев, он сможет ползать. Хотя некоторые младенцы в этот период все же могут двигаться по-другому.Стоит помнить, что есть и дети, которые вообще пропускают этот этап. Поэтому не стоит беспокоиться о том, что ваш малыш еще не ползает.

Если вы заметили, что ваш ребенок сгибается под тяжестью собственного тела, это хороший знак. Таким образом, он ищет свой центр тяжести только для того, чтобы через мгновение встать на ноги.

Это также период прорезывания зубов. Вероятно, на 9 месяце жизни малыша появятся новые молочные зубы (два верхних боковых резца).

Что умеет делать 9-месячный ребенок?

Ваш ребенок в 9.месяц своей жизни он уже может:

9-месячный ребенок - что ему есть?

Рацион 9-месячного ребенка должен быть богат питательными веществами. Блюда, которые вы даете малышу, должны иметь полужидкую консистенцию с заметными комочками мягких фруктов или овощей.

Овощи, фрукты и другие продукты, которые можно давать ребенку в возрасте 9 месяцев:

См. также

Этот совет не может заменить визит к специалисту.Помните, что при любых проблемах со здоровьем обращайтесь к врачу. .

Когда ребенок начинает слышать? | Педиатрия

Правильный слух – основное условие развития речи, ее эффективного овладения и функционируют в обществе. Это также важное условие общей правильности развитие маленького ребенка, особенно в первые 2 года жизни.

Слух уже развит к моменту рождения, и доношенный младенец реагирует на громкие звуковые раздражители (например, крик, шум от падающего предмета, хлопки в ладоши). Об этом, о том, что слышит новорожденный или младенец в первые месяцы жизни, свидетельствует появление в ответ на громкий звуковой раздражитель с одним или несколькими из следующих ответов:

С 4-го по 6-й На месяце жизни ребенок реагирует на голос мамы и папы, а между 7 и 10 месяцем должен реагировать на акустические раздражители (крики или даже тихое бормотание) поворотом головы или взглядом в сторону источника звука. звук.Такую реакцию вызовут и приводимые в движение погремушки, удары ложкой по стакану, разрывание бумаги или шум струи воды из крана. После возраста 10 месяцев ребенок должен реагировать на тихий призыв по имени с расстояния 1,5-3 метра.

Когда особенно следует заподозрить нарушение слуха у новорожденного или грудного ребенка?

Ситуации и факторы, пагубно влияющие на развитие органов слуха во время беременности или на первом этапе жизни ребенка, повышают риск нарушения слуха.

К ним относятся:

Действительный

Если вам кажется, что у вашего малыша плохой слух, обратитесь к врачу.В случае сомнений он или она направит ребенка к ЛОР-врачу, который примет решение о необходимости специализированной проверки слуха.

Нужно ли проверять слух моего ребенка?

Во время каждого профилактического визита к врачу, запланированного в первые 2 года жизни ребенка, врач должен оценить, в том числе, слух вашего малыша. В случае сомнений врач может направить ребенка в ЛОР-клинику или аудиологическую клинику для проведения специализированной оценки слуха.

Однако выявление тугоухости в первые несколько месяцев жизни – непростая задача, тем более, что эти дети страдают глухотой, как и младенцы с нормальным слухом.По этой причине в Польше перед выпиской из дома после родов всем новорожденным проводится объективная проверка слуха с помощью специального устройства. Эта программа должна выявить большинство детей с врожденной потерей слуха.

Вспомнить

При наличии ситуаций и факторов, повышающих риск потери слуха (см. выше), врач неонатального отделения должен направить Вашего ребенка на дополнительное обследование в специализированную аудиологическую клинику - спросите его об этом.

Наиболее серьезным последствием потери слуха является задержка развития речи. Врожденная или перинатальная тугоухость должна быть выявлена ​​в течение первых 3 месяцев жизни ребенка и к 6 месяцам.месяца слабослышащему ребенку следует получить слуховой аппарат и начать интенсивную реабилитацию. Такое раннее лечение повышает шансы на успех лечения и снижает влияние дефекта на развитие ребенка.



Статья взята из справочника для родителей. .

Тревожные симптомы развития на втором году жизни ребенка

Второй год жизни – время серьезных изменений в развитии ребенка. Из неуклюжего малыша выходит все более независимый человек. Многие родители маленьких детей задаются вопросом, правильно ли развиваются их дети. Они часто обращаются к руководствам, чтобы узнать, что и когда должен делать малыш. Иногда, волнуясь, они обращаются к своим родственникам или врачам и слышат: «подрастет», «маленький еще, успеет».Иногда это так, но во многих случаях симптомы не исчезают (например, речь все еще не развивается или ребенок все еще не интересуется сверстниками) и это может быть признаком несоответствия развития, требующего консультации детского психолога.

Развитие каждого ребенка индивидуально, что означает, что возникновение данного навыка может происходить у каждого ребенка в разное время. Например, один 2-летний ребенок может использовать предложения, говорить четко, в то время как другой может произносить отдельные слова, но его речь и общение динамично опережают и находятся в пределах нормы нормального развития.Однако иногда развитие идет не гладко.

Внимание! Чтение объявления

ПРЕМЬЕРА
Красивые, милые стихи на ночь

Вот некоторые аспекты, на которые стоит обратить особое внимание, чтобы выявить отклонения в развитии на ранней стадии:

1. Контакт.

2. Речь и общение.

Внимание! Чтение объявления

Дети действительно непослушны?
Серия книг для детей 2-5 лет и для родителей о том, что в поведении каждого ребенка важна его потребность.

3. Веселье.

Описанное необычное поведение определенно должно нас насторожить.Если нас интересует какое-то поведение ребенка, не стоит ждать, пока они исчезнут сами собой, чтобы ребенок «вырос из этого». Проблема может углубляться и накапливаться, поскольку описанные выше патологические симптомы могут свидетельствовать о появлении нарушений развития, количество которых увеличивается с каждым годом. Раннее их выявление и проведение лечебных мероприятий увеличивает шансы на компенсацию недостатков развития, шансы на полноценное функционирование в социуме - не рядом с другими людьми, а среди них.

Стоит прочитать:

Так что если вы видите, что ваш ребенок отличается от сверстников, и подозреваете, что его развитие идет неестественно, обратитесь к детскому психологу, специалисту, который определит, как ваш ребенок развивается по отношению к сверстникам. Раннее выявление отклонений в развитии вашего ребенка увеличивает его шансы на нормальное функционирование.

Фото

Детям понравятся: Книги для 2 лет
.

Развитие ребенка - 11 месяц жизни

11-месячный малыш входит в жизнь все более смелым «шагом». Начинаются первые попытки определить собственные границы. Это еще один месяц интенсивных изменений. Что искать?

Ребенок уже очень самостоятельный и чрезвычайно подвижный. Она начинает общаться с родителями и с окружающим миром. Тем не менее, руки родителей - самое безопасное место.Ребенок обычно умеет показывать в книге предметы, о которых спрашивает взрослый, узнает животных, а некоторые дети могут имитировать звуки. Малыши очень сообразительны, и минутная невнимательность может обернуться огромным беспорядком. Хотя производители соревнуются в изобретении различных игрушек, кухня и кухонные принадлежности представляют собой фантастическую игровую площадку. Иногда ложке и крышке от кастрюли достаточно, чтобы малыш играл долго.

Вес и рост в 11 месяцев 9000 9

11-месячная девочка весит 9-9,5 кг, мальчик ок.10 кг. Суточные приросты составляют в среднем 9 г в сутки. Голова малыша растет примерно на 0,5 см в месяц, а длина тела увеличивается примерно на 1 см в месяц.

Что меняется в возрасте 11 месяцев?

Малыши счастливы и полны энергии. Они познакомятся с закоулками квартиры и, казалось бы, хорошо охраняемыми местами, доступными для любопытных рук. Дети любят всякую электронику. Они познают мир, подражая своим родителям, поэтому, если родитель не расстается с телефоном, это означает что-то совершенно необходимое для того, чтобы малыш получил и узнал.Ребенок может дотянуться до упавшей игрушки, но она еще настолько неуклюжа, что встать с корточка довольно сложно. Четверной по-прежнему остается основным способом передвижения. Благодаря такому движению у ребенка также развивается функциональность и подвижность запястья.

Малыш понимает простые команды, может указывать на предметы, ориентируется в собственном теле. Речь становится все яснее и яснее, часто появляется слово «нет».Родители должны быть бдительными, потому что ребенок проверяет свои пределы, исследует эмоции и пытается установить иерархию в семье в соответствии со своими потребностями. Конструктивная дисциплина и родительская последовательность значительно облегчат молодому человеку начало дальнейшей жизни.

Как поддержать развитие 11-месячного ребенка?

Начинаются первые попытки ходить. Ребенок подтягивается в кроватке, может передвигаться по мебели. Стоя, опираясь на собственные руки, он может прыгать, но не отрывая ног, и энергично двигаться, что является началом ходьбы.Не торопите и не торопите малыша. Моторное развитие должно происходить своевременно, когда ребенок дееспособен.

Вредно для опорно-двигательного аппарата ставить ребенка на ноги, водить за руки или под мышки, если ребенок ходит не один. Ходунки не рекомендуются – ортопеды предупреждают, что ребенок должен начинать ходить самостоятельно, без помощи взрослых и снаряжения.

Что можно есть 11-месячному ребенку?

Ребенок 11 месяцев самостоятельно переносит продукты в руке.Он может есть чипсы, печенье или фрукты без посторонней помощи. Регулярный режим прикорма приучает ребенка к здоровому поведению и отлично регулирует работу пищеварительной системы. Согласно рекомендациям гастроэнтерологов, 11-месячный ребенок должен есть все (полезные и качественные продукты), лишь бы не было признаков непереносимости. Грудное вскармливание остается ценным и составляет меньшую часть ваших потребностей в питании.

Что может беспокоить на 11 месяце?

Если ваш ребенок не издает звуков или отдельных звуков, стоит обратиться к специалисту.Также настораживает, если малыш развивался нормально, а родители вдруг заметили задержку развития. Ребенок, который не откликается на свое имя, большую часть времени очень спокоен и грустен, нуждается в поддержке. Детям, которые не могут есть ничего, кроме жидкости, из-за поперхивания или рвотного рефлекса, следует проконсультировать невропатолога. Симптомами заболевания являются энергичное и нервное подергивание за уши или крик и плач при сосании груди в первые минуты, что может указывать на отит, а также, например, на отит.плач при мочеиспускании, что свидетельствует об инфекции мочевыводящих путей. Если ваш ребенок натыкается на предметы, у него возникают проблемы с хватанием или у него могут быть нарушения зрения.

.

Слышит ли ваш ребенок?

Слышит ли ваш малыш?

Как распознать потерю слуха у ребенка?

Глубокое повреждение слуха более заметно, чем менее серьезное повреждение слуха. В последнем случае ребенок слышит какие-то звуки, и у родителей могут возникнуть сомнения относительно слуховых реакций малыша. Бывает и так, что родители подсознательно защищаются от признания в том, что видят какие-то нарушения.Это вполне естественно – всем нам хочется, чтобы наши дети были совершенными и оправдали все возложенные на них надежды и ожидания.

Проверьте, слышит ли ваш ребенок

В этой главе описывается нормальное развитие слуховых реакций и развитие речи у ребенка в разные периоды его жизни. Помните, что у каждого ребенка свой темп развития. Описанные ниже навыки он приобретает постепенно. Если вы не можете ответить утвердительно на вопрос определенной возрастной группы, это не означает, что у вашего ребенка проблемы со слухом.Однако, если ответ на два или более вопросов отрицательный или сомнительный, сообщите о проблеме своему терапевту.

До 3 месяцев

Примерно с 2-месячного возраста ребенок начинает топать (ворковать). Цепляние – гортанный звук, напоминающий к, г, ч. Это рефлекторная деятельность, не связанная со слухом. В этот период малыш начинает улыбаться, когда видит вас. Он выражает свои эмоции плачем и воркованием.

Убедитесь, что ваш ребенок:


- Просыпаетесь от громких звуков?
- Реагирует со страхом или моргает глазами на громкие звуки?
- Уже где-то 2 месяца реагирует на ваш голос, успокаивается, улыбается, когда вас слышит?
- Задыхается (издает гортанные звуки)?

4-6 месяцев


Примерно в 5-6 месяцев малыш начинает лепетать - осознанно, под контролем слуха, имитирует звуки, похожие на речь: гласные, согласные, слоги.Высказывания чаще всего напоминают ма, му, да, ди. Тон его голоса может выражать эмоции, например, удовлетворение или неудовлетворенность. Ребенок с тяжелым нарушением слуха не лепечет.

Убедитесь, что ваш ребенок:


- Поворачивает голову к источнику звука - например, голос, звуковые игрушки, лай собаки?
- Реагирует на изменения в вашем голосе?
- Просыпается от легкого сна, когда кто-то разговаривает?
- Гаворзи?

7-12 месяцев


Ребенок начинает объединять слоги в более крупные группы.Использует звуки, имитирующие речь, для выражения эмоций или потребностей. Он начинает дифференцировать услышанные слова, корректируя на них свои реакции – начинает реагировать на свое имя, понимает простые команды и запреты. К концу первого года жизни он может с пониманием произнести 1-2 слова.

Убедитесь, что ваш ребенок:


- Лицом к источнику звука - голос, игра игрушек и т.д.?
- Слушает, когда вы с ним разговариваете?
- Реагирует на свое имя?
- Может понимать простые слова, напр."мама", "глаз" и т.д. - поворачивается в сторону вызываемых людей, предметов или указывает на них пальцем?
- Понимает простые команды и запреты - "нельзя!", "иди сюда" и т.д.?
- Повторять слоги (лепет)?
- Использует звуки, имитирующие речь, чтобы привлечь внимание?
- Пытаетесь имитировать голоса животных?
- Пытаетесь имитировать громкость и ритм своего голоса?

13-24-месячный возраст


В этот период ребенок усваивает базовый словарный запас людей и предметов вокруг него.Быстро развивается понимание речи. Ребенок постепенно расширяет свой словарный запас, начинает спонтанно объединять элементы своего словарного запаса в двусловные сочетания. К концу второго года жизни словарь вашего ребенка может насчитывать более 50 слов.

Убедитесь, что ваш ребенок:


- Может понимать простые команды и вопросы типа "где твой ботинок", "давай", "передай мяч"?
- Он может показывать части тела?
- Имитирует голоса животных?
- Качается в такт музыке?
- Любит детские стишки, напр."рак идет...", "кот-кошачий"?
- Произносит от нескольких до нескольких десятков слов?
- Пытается связать два слова, например: "пока-пока", "нет"?

.

Развитие годовалого - что умеет годовалый?

Когда ребенку исполняется год, его уровень развития позволяет некоторое общение с родителями или опекунами. За 12 месяцев малыш вырос до роста около 80 см, а также утроил свой вес при рождении, так что пора подвести баланс. Не только в медицинской клинике, но и в семейной клинике. Это тот момент, когда стоит еще более внимательно обследовать ребенка, ведь быстро выявленные проблемы развития – как физического, так и умственного – и раннее начало терапии позволяют их устранить или облегчить.Так как же должно выглядеть правильное развитие годовалого ребенка?

Развитие годовалого ребенка

Помните, что ребенок — это созданная не человеком машина, предназначенная для выполнения определенных задач. Тот факт, что некоторые младенцы ходят за руку в возрасте 12 месяцев, не означает, что годовалый ребенок, который этого не делает, не развивается должным образом. Вы не можете ровно того, что должен уметь годовалый ребенок, потому что каждый малыш развивается в своем собственном темпе. Однако нас должны беспокоить большие отклонения от нормы.Так может годовалый ребенок?

Двигательные навыки годовалого ребенка

Типичные навыки годовалого ребенка включают аплодисменты, что является следствием развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Малыш также должен сидеть и передвигаться самостоятельно, но в основном ползая или ползая. 12-месячному малышу еще не нужно ходить самостоятельно; наступает время даже в возрасте 14 или 15 месяцев. Однако многие дети постепенно начинают пытаться вставать, держась за мебель или своих родителей.Годовалый берет в руки мелкие предметы, сам складывает игрушки в контейнеры, а также с удовольствием показывает пальцем на предметы, которые его завораживают. Стоит использовать этот навык и развивать его постоянно, давая ребенку еду под руку.

Развитие годовалого ребенка - речь

12-месячный малыш еще не говорит предложениями, но уже может произносить простые слова. Он также реагирует на свое имя и понимает команды. Часто он также начинает проявлять свое сопротивление, гнев и радость. Иногда он также разговаривает сам с собой, упражняя таким образом свое лицо.Примерно в 18 месяцев она начинает составлять простые предложения.

Когнитивные способности годовалого

Годовалый малыш вертит предметы в руках, а также трясет их, бросает, бьет, чтобы посмотреть, что с ними будет. Годовалому ребенку важно играть с игрушками, которые не поранят его самого и которые не будут испорчены его поведением. Также стоит ввести игрушки, которые издают звуки, светятся и находятся под влиянием ребенка, т. е. интерактивны.Годовалый тоже узнает различные символы, начинает рисовать толстыми мелками или пробует пить из чашки.

Фаза любопытства, но также и тревоги

Несмотря на то, что годовалый ребенок уже имеет вполне реальный контакт с родителями, он начинает бояться незнакомцев. Когда мать решает вернуться на работу, а ребенок остается под присмотром няни или ходит в ясли, ему может быть трудно отличить незнакомцев от членов семьи. Если она не примет своего опекуна, то будет плакать, кричать, убегать.В то же время он довольно сообразительный ученик: сотрудничает в одежде и охотно подражает поведению родителей.

Навыки годовалого ребенка - советы родителям

Если годовалый малыш еще не начал делать первые самостоятельные шаги, не расстраивайтесь, он может начать ходить через два-три месяца. С другой стороны, принуждение ребенка ходить или стоять плохо сказывается на его физическом развитии и дополнительно нагружает ребенка.

В этот период стоит больше вовлекать ребенка в семейную жизнь: давать есть за столом, сопровождать в покупках, поездках, но и помогать убирать игрушки.Чем больше свободы он получит во время игры, тем лучше он сможет справиться с новыми вызовами.

Развитие годовалого ребенка идет стремительно: малыш впитывает знания как губка, каждый день просыпается с новыми навыками, но помните, что всему свое время. Ни в коем случае нельзя ускорять естественный процесс развития. И если нас что-то беспокоит в поведении ребенка, мы можем просто выразить свою обеспокоенность в отчете.

.

Что делать, если ваш малыш еще не разговаривает?

Как родитель, вы с нетерпением ждете первого зуба, шага и, наконец, первого слова, произнесенного вашим ребенком. Однако некоторые дети испытывают терпение своих опекунов тем, что просто растут в своем собственном темпе. Конечно, есть какие-то рамки развития и какие-то тревожные отклонения от нормы. Когда следует обратиться к специалисту?

Давайте начнем с того, в каком возрасте лучше всего учиться говорить.Обычно первое простое слово может исходить из уст ребенка примерно в первый день рождения. Постепенно появляются последовательные сгустки слогов, и в таком темпе двухлетний ребенок может сказать довольно много, но большинство из них только на известном жаргоне. Переломным моментом является возраст 3 года. Тогда большинство детей в состоянии строить предложения и общаться с окружающей средой, хотя они все еще делают это с ошибками. Навыки полировки важны для гармоничного развития ребенка. Это можно сделать во время игровых и логопедических занятий.Если специалист не диагностирует более серьезные расстройства, вы можете сохранять спокойствие — может быть, чуть позже, чем ваши сверстники, но ваш ребенок начнет говорить. И вы можете помочь ей в этом.

Развитие речи через игру

Вы можете поощрять уже несколько недель младенцев говорить, а точнее колоть. Впрочем, обычно и не нужно, потому что характерные булькающие звуки, доносящиеся из глубины горла, являются безусловным рефлексом. Зато они приносят много радости родителям, бабушкам и дедушкам! Когда малыш чаще всего общается с ними? Вы можете наблюдать оживление, когда ваш малыш видит, например.ваш любимый колибри или движущийся вид за окном, на страницах книги или во время прогулки. Стоит наблюдать за интересами вашего малыша и поощрять его называть их или имитировать звуки. Их можно услышать довольно быстро, примерно в возрасте 6-10 месяцев.

Буклеты и карточки с картинками, соответствующие возрасту, очень полезны на этом этапе. Вначале это контрастные модели – белая, черная и красная, потому что только их и видит младенец. Со временем создаются более сложные формулы или интерактивные игрушки, побуждающие к совместной игре.

Когда обратиться к специалисту?

При любом беспокоящем родителя, ненормальном наблюдении за ребенком необходимо проконсультироваться с педиатром, а затем со специалистом. Их стоит посетить, когда:

Иногда достаточно нескольких встреч с логопедом, чтобы «устранить» заданную проблему и показать ребенку, как произносить отдельные слова, и стимулировать его к развитию речи. Таким образом, уверенность малыша в себе и комфорт всей семьи улучшится.

.

Смотрите также