Ведущая рука у ребенка


Одной левой: почему опасно переучивать левшу

13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.

Левша, правша или амбидекстр?

Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».

Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.

В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.

Леворукий и левша — синонимы?

В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.

Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.

В каком возрасте определяется ведущая рука?

Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.

Стоит ли переучивать левшей?

Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.

Чем опасно переучивание?

Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.

Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.

Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.

Три способа определить, левша ребенок или правша

  1. «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
  2. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
  3. «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

10 заданий, которые помогут это точно определить

Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.

Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, — левое (как у правши).

Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, — левой развяжет, а правой будет придерживать.

Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.

В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая — он левша, правая — правша.

Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, — ведущая.

За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.

Что будет, если ребенка-левшу заставлять писать правой рукой

Жизнь детей-левшей легкой не назовешь. Им нужна специальная линейка, так как при использовании обычной они второй рукой закрывают значения. С аккуратностью в тетради тоже проблема – при письме левши перемещают руку по уже написанному тексту, из-за чего невысохшие чернила могут размазываться. А когда учитель говорит: «Возьмите в правую руку…», ребенок-левша должен сделать все наоборот, ведь под этой фразой подразумевается, что взять предмет нужно ведущей рукой.

close

100%

Список трудностей, с которыми сталкиваются леворукие дети, можно продолжать. Неудивительно, что многие мамы и папы стремятся к тому, чтобы ребенок стал правшой. А как это скажется на его развитии и способности к обучению? Об этом «Газете.ru» рассказала Екатерина Клопотова, педагог-психолог, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет).

Как понять, что малыш – левша

Как правило, к 5 годам большинство детей уже определяются с ведущей рукой. Раньше этого возраста делать выводы не стоит.

Достаточно понаблюдать за ребенком: какой рукой он чаще всего берет кубики, катает машинку или держит ложку. Но стоит помнить, что есть дети, которые одинаково успешно пользуются обеими руками – это так называемые амбидекстры.

Родителям такого ребенка лучше ориентировать его на правую руку. Однако если ему удобнее брать предметы левой, настаивать не нужно.

Что значит ориентировать? Давать предметы в правую руку, но если ребенок перекладывает их в левую – не нужно просить его вернуть их обратно. Если для него это не принципиально, то получив ложку, карандаш или игрушку в правую руку, он будет действовать как правша. А если ему комфортнее действовать левой рукой, он переложит предмет. И тут главное – не настаивать на обратном.

Почему при такой возможности стоит ориентировать ребенка на правую руку? Мы живем в праворукой культуре и совершенно точно, что на бытовом уровне быть правшой удобнее – удобнее писать, открывать дверь, книжку, держать ножницы и так далее. Хотя стоит заметить, что сейчас есть предметы, ориентированные на левшей, например, ручки и ножницы. Но как показывает практика, не всем левшам они подходят.

Чем отличаются дети-левши и дети-правши

Есть распространенное мнение: правое полушарие отвечает за образное мышление и творческие способности, поэтому левши более успешны в художественных видах деятельности, они более эмоциональны и чувствительны. А левое полушарие в большей степени отвечает за логическое мышление – поэтому правши более рациональны, организованы и последовательны. Но это очень условное деление.

close

100%

Проведенные исследования показывают, что дети-левши достаточно часто начинают говорить позже своих сверстников, у них чаще бывают сложности с развитием моторики, в начальной школе чтение и письмо дается с трудом, а еще у них достаточно много логопедических проблем. Однако не все так плохо!

Многие левши, имеющие проблемы в начальной школе, в средней становятся даже успешнее праворуких сверстников.

С чем это связано? Ребенку-левше для обучения чтению, письму и счету приходится прикладывать больше усилий, чем правше: учитель все действия показывает для правшей, все прописи сделаны под правшей, даже косая вертикальная линейка в тетрадях – тоже для правшей, и она сбивает левшу с толку. Поэтому леворукий ребенок привыкает много трудиться (хотя часто это дается ему не сразу и с большим трудом). Но в результате у него вырабатываются способы освоения материала, которых нет у других детей, а он ими в дальнейшем успешно пользуется всю жизнь и имеет некоторое преимущество перед правшами.

Что будет, если переучивать ребенка-левшу писать правой рукой

К счастью, сейчас проблема переучивания левшей не стоит так остро, как еще лет тридцать назад, когда это было задачей обучения в начальной школе и применяемые для этого методы можно было назвать поистине жестокими.

Если вы принимаете решение переучить ребенка-левшу писать правой рукой, вы должны понимать, что вмешиваетесь в работу головного мозга.

В качестве примера можно привести часовой механизм, где все шестеренки связаны между собой и обеспечивают синхронную работу. Если одну шестеренку попробовать повернуть в обратном направлении, работа всего механизма разладится. Так и с левшой.

Если у ребенка ведущая рука левая, то выполнять действия правой рукой он будет медленнее и менее удачно. Нужно понимать, что его организм (весь организм!) успешно функционирует в том случае, когда действия совершаются левой рукой.

close

100%

Переучивая ребенка, мы нарушаем работу головного мозга. Последствия этого, как правило, достаточно неприятные и не заставят себя долго ждать.

• Переучивание затормозит нормальный процесс развития, ведь огромные ресурсы ребенка будут потрачены на адаптацию к ситуации, которая противоречит логике его развития.

Озадачившимся вопросом «Переучивать или нет?» нужно понимать основное: ведущая рука определяется доминирующим полушарием головного мозга.

Тут существует перекрестная связь. Доминирует левое полушарие – ребенок будет правшой, доминирует правое – левшой. То есть будет ребенок левшой или правшой зависит от того, как работает его мозг.

Основные нарушения, которые появляются у переученных левшей, связаны с нарушениями развития когнитивных процессов, нарушением речи, моторики и нервной системы.

• В когнитивной сфере нарушаются процессы обработки и запоминания информации.

• В развитии речи появляются логопедические проблемы.

• Возникают более устойчивые и выраженные трудности в ориентации в пространстве и на листе бумаги.

• Переучивание практически всегда влечет за собой нервные тики или заикание.

Однако пока у ребенка не закрепилась ведущая рука, его можно ориентировать на правую. Но при этом ни в коем случае не принуждать, ведь в современном мире взрослые левши совершенно комфортно чувствуют себя почти во всех сферах жизни.

Левшей опасно переучивать "на правую руку" — Российская газета

- Возьмите карандаши в правую руку! - говорила детям воспитательница в саду. Правая рука - это было мучительно работать ей детям - левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

- Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

- Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

- Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

- Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Леворукие дети | ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №33 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В социальной среде, человек, с ведущей левой рукой выделяется для посторонних, ведь правшей в мире подавляющее большинство. Более пристальное отношение к себе левши начинают ощущать с раннего возраста, в том числе и от родителей, которым, иной раз, оказывается не под силу терпеливо помочь адаптироваться ребенку в мире. Врачи, психологи и педагоги должны обращать внимание родителей леворуких детей на необходимость пристального внимания и бережности отношения к малышу.

Встречается, например, мнение, в соответствии с которым, ребенок делает всё левой рукой специально, упрямясь ради противоречия. Родители принимаются учить ребенка пользоваться правой рукой вместо левой, в том числе ограничивая действия левой руки. Такие действия со стороны родителей это следствие предрассудков и они несут под собой угрозу травмирования детской психики. Такое отношение к леворукому малышу формирует в нем комплекс неполноценности, который требует исправления.

Как же происходит так, что ребенок становится левшей?
Действиями человека управляет мозг, состоящий из левого и правого полушарий, у которых, в свою очередь, есть свои отдельные функции и задачи. Левое полушарие определяет абстрактное мышление и речь. Правое полушарие определяет образное мышление и творческую деятельность.

Если в развитии доминирует левое полушарие, то человек правша, если правое, то левша. Люди у которых одинаково развиваются оба полушария, как правило, владеет одинаково левой и правой рукой. Отличия в развитии полушарий мозга, обычно, можно заметить на четвертом году жизни ребенка, в это время определяется ведущая рука ребенка.

У ребенка-левши выделяют общие особенности личности. Нередко, с раннего детства, эти малыши показывают творческую одаренность: рисуют, удивляют музыкальным слухом, проявляют созидательные способности в различных ситуациях. При этом леворуким малышам сложнее даются основы обучения, они, нередко, позже сверстников овладевают речью, в связи с чем, довольно часто, их родители испытывают беспокойство, опасаясь нарушений в развитии ребенка. Так же леворуким детям свойственна гипертрофированная эмоциональность и резкая смена настроения, поэтому к воспитанию леворукого ребенка необходимо подходить с учетом известных особенностей его характера.

Рекомендации по воспитанию детей с ведущей левой рукой:

— Просвещать малыша и окружающих о том, что «леворукость» это не отклонение, а разновидность и не мешает общему развитию ребенка;
— отмечать достижения малыша;
— одобрять занятие творчеством;
— приятно удивлять ребенка;
— проявлять чуткость и понимание;
— желательно не обучать ребенка до школы чтению и письму, не подходить к обучению ребенка с повышенной индивидуальностью, чтобы не провоцировать комплекс неполноценности у малыша;
— ни в коем случае не следует пытаться приучить леворукого ребенка пользоваться правой рукой вместо левой;
— не следует обсуждать «леворукость» при посторонних или подшучивать над этим;
— не следует заставлять изучать то, что трудно дается левше;
— не следует перегружать ребенка занятиями;
— не следует проявлять жесткость и строгость при повседневных контактах с ребенком.

Взгляд с другой стороны: как становятся левшой?

13 августа отмечается Международный день левши. Этот день призван обратить внимание на трудности, с которыми сталкиваются левши, живя в «мире правых рук».

К счастью, в наши дни уже всем известно, что людей, привыкших использовать левую руку, совершенно незачем переучивать - ведь в этом нет ничего неправильного!  

Согласно статистике, левшами является примерно 10-15% всего человечества. Эта особенность является врожденной и не должна считаться патологией! У таких людей доминирует правое полушарие мозга, отвечающее за противоположную сторону тела.

Однако обстоятельства, которые определяют ведущую руку у человека, бывают разными. Рассмотрим, что ученым удалось выяснить на данный момент.

1. Леворукость может передаваться по наследству

    Нередко леворукость носит генетический характер. Например, в британской королевской семье левшами являются представители сразу трех поколений:  королева Елизавета II, принц Чарльз и принц Уильям.

    Согласно мнению некоторых генетиков,  у левшей не хватает конкретного гена, ответственного за праворукость. Впрочем, это предположение до сих пор остается теорией: сам ген вычислен так и не был. Важно также учитывать, что леворукость наследуется не так часто, как, например, цвет волос или разрез глаз. Даже в паре однояйцевых близнецов один ребенок может являться левшой, а второй - нет.

    2. Леворукость формируется еще до рождения

    Еще в 1980-х годах было установлено, что ведущая рука определяется у ребенка еще в утробе матери. Так, уже на 13 неделе беременности можно определить, какую руку предпочитает сосать младенец: правую или левую. А согласно исследованиям сотрудников Рурского университета в Бохуме, генетическая активность в спинном мозге будущего малыша не является симметричной, и именно это может определить его ведущую руку в будущем. 

    3. Леворукость может быть приобретена в случае травмы

    Если в раннем возрасте у ребенка случится травма правой руки, то вполне вероятно, что привычка действовать левой рукой останется у него навсегда. 

    4. На формирование леворукости может повлиять гормон тестостерон

    Так, австрийские ученые из Венского университета выдвинули предположение, что “мужской” гормон тестостерон замедляет развитие левого полушария головного мозга. В поддержку этой теории говорит статистика: среди левшей больше мужчин, чем женщин.

    И еще несколько интересных фактов о левшах:

    И повторим: леворукость не является отклонением. Помните, что попытки переучить ребенка-левшу могут привести к неврозам и даже к трудностям в развитии! Да, быть левшой в “праворуком” мире непросто. Однако левши легко привыкают к “праворуким” реалиям.

    Портал "Мой семейный центр"Ребенок-левша: переучивать или нет?

    Иногда родители начинают бить тревогу, узнав, что их малыш — левша. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Стоит переучивать ребенка или нет, рассказывает психолог семейного центра «Красносельский» Владимир Воробьев.

    «Давайте разберемся, в чем заключается главное отличие праворукости от леворукости. Головной мозг состоит из двух полушарий, одно из них — ведущее. Доминирующая рука связана с ведущим полушарием, противоположным по отношению к ней. То есть если ведущее полушарие правое, то ведущая рука левая, и наоборот», — рассказывает Владимир. Левое полушарие — аналитическое, логическое, обрабатывает информацию последовательно, действует рационально. Правое — образное, обрабатывает информацию мгновенно и воспринимает ее как целостный образ.

    Леворукость — не патология!

    Исходя из практики, психологи в врачи утверждают, что леворукость — это не патология, а индивидуальный вариант нормы, который часто зависит от врожденных особенностей строения мозга ребенка. Также ни к отклонениям в развитии, ни к снижениям способностей человека леворукость не ведет.

    «Если ваш ребенок левша, то в первую очередь не стоит показывать негативное отношение к этой особенности. Не забывайте: леворукость — это индивидуальный вариант нормы, к примеру, как цвет глаз. Ваша миссия — прививать чувство уверенности ребенку, поддерживать и улучшать его самооценку», — советует специалист.

    Используйте сильные стороны левшей

    Преимущества левшей ярко проявляются в творчестве благодаря активному правому, образному полушарию. Такие дети могут достичь хороших результатов и в спорте благодаря моторной асимметрии: бокс, теннис, фехтование, игровые виды.Обучение ребенка-левши требует от окружающих взрослых больше внимания и терпения. Настройтесь на позитивный лад, в ваших силах организовать для ребенка комфортное обучающее пространство!

    Развивайте обе руки

    Левша — это не зеркальная противоположность правши. Ему гораздо легче освоить работу второй рукой. Развитию обеих рук способствуют игры с мячом, плавание, настольный теннис, «чеканка» маленьким мячиком, лепка, вязание, завязывание и развязывание узелков, собирание мозаики, раскручивание и закручивание крышек и другие действия, развивающие координацию и моторику.

    В семейный центр «Красносельский» однажды на консультацию к психологу пришла 30-летняя москвичка Инна, которая заметила, что у ее сына нет аппетита, а также проблемы со сном. Сотрудникам пришлось вести долгую работу, чтобы обнаружить истинную причину такого поведения, пока случайно психолог не заметил, как мама заставляла мальчика держать карандаш в правой руке. Маме предложили пока отказаться от переучивания своего чада, чтобы увидеть, сказывается ли это на его состоянии. После этого у ребенка появился аппетит и стабилизировался режим сна.

    Порой родителям бывает сложно понять причины странного поведения ребенка. И не всегда получается справиться с ситуацией без внешней помощи. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

    Источник

    Тест доминирующей руки. Как проверить, левша ребенок или правша?

    Латерализация, т. е. доминирование одной руки над другой, формируется у детей с раннего возраста. Если ваш ребенок использует правую руку для одних действий и левую руку для других, стоит проверить, ближе ли он к правше или левше. Достаточно пройти простой тест.

    См. фильм: "Проф. Флисиак: Нет никаких доказательств того, что смертность среди пожилых людей после вакцинации выше"

    1.Мозг

    отвечает за латеральность

    Правша или левша ребенка соответствует доминированию одного из полушарий головного мозга. Стоит знать, что леворукость или праворукость у каждого ребенка может проявиться в совершенно разное время . Чаще всего они бывают в возрасте от 18 месяцев до 2 лет. Однако иногда склонность к праворукости или леворукости проявляется очень быстро, например, около 7-9 месяцев или довольно поздно, в возрасте 4-6 лет.

    Интересно, что есть и дети, у которых так называемые смешанная рука, когда ребенок использует правую руку для одних действий и левую для других . Есть также дети-амбидекстры, которые одинаково хорошо владеют правой и левой рукой. Однако их очень мало, они составляют всего 1 процент. все население.

    U każdego dziecka leworęczność czy praworęczność może ujawnić się w zupełnie innym czasie У каждого ребенка леворукость или праворукость могут проявиться совершенно в разное время (Getty Images)

    2.Тест доминирующей руки

    Если вы хотите узнать, правша ваш ребенок или левша, вы можете пройти простой тест.

    Повторите тест несколько раз в течение двух недель. Это позволит вам увидеть, правша ваш ребенок или левша.

    3. Почему стоит проверить латеральность моего ребенка?

    Стоит подчеркнуть, что латерализация влияет на то, как ребенок будет учиться в школе и будут ли у него или нее определенные трудности в обучении (например, дислексия, дисграфия, дискалькулия), концентрация или запоминание.

    Проблемы с латерализацией также могут влиять на способность справляться с физическими упражнениями, например, в физкультуре, искусстве или технике.

    Пересечение глаз-рука может быть проблемой, так как отрицательно влияет на визуальный контроль работы рук и препятствует координации глаз-рука.

    Главное не заставлять ребенка быть правшой - у него может быть природное доминирование левого полушария мозга.

    Есть новость, фото или видео? Отправьте нам через czassie.wp.pl

    .

    ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

    Латерализация - это преимущество одной стороны при двигательной активности. Латерализация или смещение — это функциональное доминирование одной стороны тела. Это связано с доминированием одного из полушарий головного мозга.

    У большинства людей представлена ​​правосторонняя однородная модель латерализации: доминирование правого глаза (праворукие), руки (правши), ноги (правши).

    Латерализация развивается в течение жизни ребенка.Праворукость обычно устанавливается в 2-3 года, а леворукость - в 3-4 года. В конечном итоге доминирование двигательной активности в большинстве случаев устанавливается до 6-летнего возраста. Процесс латерализации завершается в школьном возрасте.

    Модели с латерализацией

    Однородная правосторонняя или левосторонняя латерализация - (например, праворукость, праворукость, правосторонность или леворукость, леворукость, леворукость).

    Гетерогенная латерализация - перекрестная (доминирующие органы движения и чувств расположены по обе стороны от оси тела, напр.праворукий, левоглазый, правоногий ребенок. В этих случаях трудности в основном вызываются нарушениями взаимодействия глаза и руки (зрительно-кистевой координации), которые выявляются при рисовании, письме (деформированные буквы через неравные промежутки, пропуск линейки), чтении (пропуск букв). , пропуск слогов, пропуск слов, изменение порядка букв) ).

    Неопределенная (слабая) латерализация - функциональное доминирование одной стороны тела отсутствует.Это временное состояние (после 6 лет свидетельствует о задержке процесса латерализации) или постоянное, амбидекстральность сохраняется до конца жизни. У таких детей часто возникают трудности с обучением. У ребенка трудности с различением левой и правой сторон собственного тела, проблемы с пространственной ориентацией. Проявляет трудности с сопоставлением геометрических фигур, узнаванием и сопоставлением букв, чисел, близких по форме, но по-разному расположенных в пространстве (р-б-г-г).

    Никогда не учите детей работать правой рукой, которые:

    Детей-левшей "вынуждают" проявлять расстройства личности. У них наблюдаются эмоциональные расстройства: плаксивость, пугливость или приступы гнева, агрессии. Невротические расстройства проявляются заиканием и ночным недержанием мочи. У них развивается чувство неполноценности, тревожное отношение к окружающему, избегание социальных контактов и психомоторная гиперактивность. Сохранялось также нежелание посещать детский сад, школу и дидактические занятия. Ваш ребенок переставляет буквы, не справляется с чтением, не любит уроки физкультуры? Вы можете помочь ей, если поймете, в чем проблема.

    Ключом к пониманию латеральности является изучение структуры мозга и принципов его функционирования. Такая маленькая ревизия урока биологии. Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Благодаря праву, среди прочего мы понимаем прочитанный текст, запоминаем, оцениваем и ищем сходство, распознаем формы и цвета. Левый позволяет читать буквы и цифры, а также помогает говорить и анализировать. Поэтому сотрудничество обоих полушарий необходимо для обучения. Эти две части мозга также тесно связаны с боковыми сторонами нашего тела.Левое полушарие управляет правой стороной (рукой, ногой, глазом, ухом), а правое - левой стороной.

    И именно в этом сотрудничестве заключается сущность латеральности. Психологи не сомневаются: иногда за проблемы с обучением ответственна нарушенная латеральность, т.е. неспособность взаимодействовать с левым полушарием правого мозга и связанными с ним частями тела. Это означает, что в стрессовых ситуациях, например, когда ученик отвечает у доски, одно полушарие мозга доминирует над другим и блокирует его. Тогда ребенок не может, например.рассказать вам о тексте, который вы знаете.

    Возможно, одна из доминирующих частей тела (т.е. та, которую малыш использует инстинктивно, например, всегда пишет одной рукой) находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие. Таким образом, контакт между ними блокируется, и ребенок очень долго не может рассказать, что произошло в школе, или делает домашнее задание. Поэтому, если родители замечают, что их ребенок не справляется с обучением, им следует обратиться к психологу-кинезиологу для проверки так называемогопрофиль доминирования, то есть определял, какая часть тела и какое полушарие являются доминирующими. Это позволит студенту адаптировать требования к своим возможностям и подобрать соответствующие лечебные упражнения.

    Понаблюдайте за ребенком
    Вы быстро поймете, какой выбор из двух органов движения и чувств делает ваш ребенок. Достаточно наблюдать:
    - какой ногой он бьет по мячу; на какой ноге стоит аист во время игры; какой ногой он поднимается на первую ступеньку
    - каким глазом смотрит в видоискатель
    - какой он прикладывает ухо к трубке или смотрит, чтобы проверить, идет ли он
    - какой рукой он ест, режет, рисует, бросает мяч .

    САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПРОФИЛИ ДОМИНИРОВАНИЯ, которые доставляют больше всего проблем ребенку в школе:

    СМЕШАННЫЕ ПРОФИЛИ - Только некоторые из доминантных органов находятся на той же стороне, что и доминантное полушарие. Например:
    - Полушарие головного мозга и рука на одной стороне. У этих детей чаще всего возникают проблемы с общением. Они не могут выразить свои чувства или мнения. В детском саду им сложно сблизиться с группой. В школе сложно отвечать на вопрос учителя; лучше справиться с письменным тестом.
    - Полушарие и ухо на одной стороне. Если это левое полушарие и левое ухо, у вашего ребенка могут возникнуть трудности с запоминанием текста, письмом и арифметикой. Если это правое ухо и правое полушарие, ему будет трудно писать и читать. Он может переставлять буквы, писать их зеркальное отражение, например, «б» вместо «д». Ему не понравится музыка, и он не сможет повторить услышанный звук.
    - Полушарие, глаз и ухо на одной стороне. Ребенок не справляется с традиционными методами обучения.Он лучше всего впитывает материал во время движения. Поэтому во время занятий в школе и во время выполнения домашних заданий ему приходится двигаться, держать руки занятыми, например постукивать пальцем.
    - Полусфера и ножка на одной стороне. У Малека проблемы с движением, он неуклюжий, не любит ритм в детском саду, а в школе - физкультуру. Он чувствует себя неуверенно во время физических нагрузок. В свою очередь, отсутствие физических упражнений означает, что он часто имеет лишний вес и поэтому имеет комплексы.
    - Полушарие и глаз на одной стороне. Когда левое полушарие и левый глаз доминируют, ребенок обычно испытывает затруднения при чтении, как тихом, так и вслух. Это связано с тем, что левый глаз просматривает текст справа налево, а польский текст читается наоборот: слева направо. С другой стороны, при доминировании правого полушария и правого глаза ребенок не может соединять буквы в слова, а затем слова в предложения. Следствием этого являются проблемы с чтением и заикание. В классе ей приходится закрывать глаза, чтобы сосредоточиться.

    ЗАБЛОКИРОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ - У учащегося все доминантные органы расположены на той же стороне тела, что и доминантное полушарие.Поэтому ему трудно читать, писать и выражать свои мысли. Он не может сказать. Ему нужна абсолютная тишина и даже одиночество, чтобы учиться.

    ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ МАМА И ПАПА

    Когда психолог определил профиль доминантности и констатирует, что у ребенка нарушена латеральность, следует начать соответствующую терапию. Одним из его элементов являются специальные рекомендации для родителей таких детей:

    ЗВОНОК ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

    Сообщите ему, что происходит с ребенком и попросите найти для него подходящее место в классе.Ученик, которому приходится часто вставать со скамьи и ходить, чтобы понять урок, должен сидеть на последней скамейке (таким образом, не отвлекая других детей), а ученик, который не может сосредоточиться, на первой. Пусть ребенок-левша сядет с левой стороны парты, чтобы он и его друг рядом с ним не мешали писать. Также можно согласовать с учителем форму проверки его сообщения: вместо того, чтобы отвечать за партой или у доски, пусть он/она напишет бумажку или контрольную.

    ПОМОЩЬ С УРОКОМ

    Если вашему ребенку легче учиться, слушая текст, записывайте задания и чтение, чтобы он мог их слышать.А если она быстрее думает о том, что видит, смотрите вместе познавательные фильмы, а также богато иллюстрированные альбомы и энциклопедии. Когда вы заметите, что вашему ребенку легче сосредоточиться, двигая пальцами, держите в руках лист бумаги и мелки: пусть он рисует цветы, рисует сетки, заборы или узоры во время обучения. А собираясь в школу, упакуйте ему пластилин, маленькие шарики или гелевые крошки, которые он сможет лепить бесконечно и занять руки.

    ПООЩРЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ

    Позволяет создавать и закреплять новые нейронные связи.Для детей лучше всего прыгать через скакалку, карабкаться по лестнице, ходить по бордюрам. Даже в начале у них ничего не получится, поддержите и помогите. Качели на качелях и в гамаке приносят хорошие результаты. Вы также можете записать своего ребенка на занятия боевыми искусствами, например, айкидо, карате.

    ПРЕДЛАГАЕМ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ

    Особенно те, которые учат узнавать разные части собственного тела и активировать оба полушария мозга. К ним относятся: лобзики, ребусы, лепка из пластилина, вырезание ножницами, нанизывание макарон или бисера на нитку, собирание гороха левой и правой рукой.

    НЕ ПРОПУСКАТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    Только планомерная работа под контролем специалиста может принести желаемые результаты. Также помните об упражнениях, которые ваш сын или дочь должны делать дома.

    НЕ ИЩИТЕ ШТРАФ за плохие оценки, потому что они не являются результатом злой воли ребенка. Он определенно беспокоится об этом. Скорее поощряйте, поощряйте.

    НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ездить на велосипеде, если шестилетний ребенок, несмотря на обучение, не может этого делать; для плавания в бассейне, когда малыш боится воды; для сидения за партой, предпочитая ходить во время учебы; заниматься спортом и ходить на физкультуру, если ребенок на этих занятиях чувствует себя неуверенно.

    Подготовлено: Ewa Józefiak

    на основании литературы

    Библиография

    М. Богданович, Клиническая психология детей дошкольного возраста , WSiP, Варшава, 1995.

    М. Богданович, РИСК ДИСЛЕКСИИ Проблема и диагностика , Издательство HARMONIA, Гданьск 2004.

    .

    Латерализация - Часть вторая 9000 1

    Сегодня приглашаю вас на вторую часть поста о латеральности. Вы сделали репетиции? У вас есть результаты латерализации ваших детей? 🙂 Если да, то я очень рад. Сейчас мы вместе разберем их и подумаем, что делать дальше.

    Правосторонность идеальна для правильного языкового развития ребенка (хотя и правосторонность, и левосторонность являются нормой). Это связано не только с фактами о том, как работает мозг, но и с нашей повседневной, обычной жизнью.Нас окружают предметы, которые «от природы» созданы для правшей. Да, для левшей создается все больше и больше вещей, но зачастую это становится неожиданностью (о, эти ножницы для левшей?) людей, которые "не в теме". Возьмем, к примеру, умение писать в нашей европейской культуре (почерк слева направо) - у кого есть ребенок-левша (или сам левша), тот знает, что это умение становится в этой ситуации намного сложнее, чем в случае праворуких детей.
    Давайте перейдем к делу. Взгляните на свои результаты. Я кратко попытаюсь представить вам ВОЗМОЖНЫЕ (но не необходимые) эффекты левосторонней латерализации:

    Левша - помимо описанных выше трудностей с обучением письму, может также вызывать нежелание рисовать и заниматься ручным трудом.

    Левосторонность - Левосторонние дети могут испытывать трудности при чтении слева направо, часто полностью пропуская правую страницу. Похожие буквы могут путаться при чтении (например,: M-W, P-B, L-J, A-Y), опускайте звуки или слоги в словах и словах в предложениях. Зрение левым глазом также может вызывать значительные трудности при решении задач в области зрительного анализа и синтеза (например, сопоставление одинаковых картинок, нахождение различий в картинках, составление картинок из частей, дорисовывание недостающих элементов).

    Левое ухо - Левое ухо улавливает звуки речи позже, чем правое ухо (примерно на 0,4-0,9 миллисекунды). Вроде ничего, но все же. Это может привести к «потере» слогов или звуков в услышанных словах, ослаблению слуховой памяти, проблемам с естественным усвоением языковых правил и нарушению слуховых последовательностей.

    Левосторонний - наименее неблагоприятный из всех левосторонних доменов. Это может негативно сказаться на высокой моторике ребенка и ослабить общую координацию движений.

    Гораздо более неблагоприятная ситуация - перекрестная латеральность (например, ведущий глаз - правый, рука - левая). Скрещивание глаза и руки — самая вредная комбинация. Это может вызвать ослабление зрительно-моторной координации, создать трудности в приобретении навыков чтения и письма, проблемы с речью и задержать овладение языковой системой.Перекрестная латерализация всегда подвергает ребенка риску дислексии, это предупреждающий знак. Затем необходимо внимательно наблюдать за развитием ребенка, возможной быстрой реакцией и стимуляцией развития.

    Кто-нибудь из вас замечал, что ребенок, несмотря на 3 года, пользуется обеими руками (один раз правой и один раз левой)? Двуручность , вопреки некоторым мнениям, нехороша. Это не экстраординарный подарок! Если вы находитесь в такой ситуации, мы должны остановить это! Мы обязательно должны выбрать руку малыша.Правило очень простое: сначала , , при выборе руки НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ глаза и уши. И даже если вы «выходите» из осмотра, что глаз и ухо левые, а ребенок выбирает правую руку, поверьте, это гораздо лучшая ситуация, чем пытаться навязать руку. Второй , наблюдаем склонность ребенка. Если малыш чаще использует левую руку, то мы совершенно не пытаемся переключить его на правую (и наоборот). Если, с другой стороны, вы не наблюдаете никаких тенденций у своих детей (выборы рук случайны), мы выбираем руку ПРАВИЛЬНО .С этого момента следим за тем, чтобы ребенок использовал только выбранную руку.

    Я тебя напугал? Надеюсь нет. На эту тему сложно писать, что бы из этого не вышло "пугать" 🙂 Но успокойтесь - теперь самое главное - ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Если ваш ребенок амбидекстр - вы уже знаете, что делать - выбирайте руку как можно скорее!
    Если ребенок пересек латеральность, инициируйте стимуляцию. Как? См.

    1. Прежде всего, начните учиться читать SYLABS (голосование полезно не для всех детей, особенно для детей с кросс-латеральностью).Обучение чтению положительно влияет на передачу информации между полушариями головного мозга, а значит, и на лучшую деятельность ребенка (не только языковую).

    2. Предельные правополушарные (неязыковые) стимулы - Телевизор, компьютер, планшет, смартфон, игра в игрушки (об этой теме я тоже писал здесь ).

    3. Стимулируйте левое (лингвистическое) полушарие - обязательно выполняйте с ребенком следующие упражнения: составление расписания, последовательности (моторные, слуховые, зрительные), категоризация, отношения (время, пространство), поиск различий, последовательность объем памяти.Много читайте (если ребенок не читает, сделайте это сами, а потом про сказку прочитайте).

    Наконец, кое-что, чтобы успокоиться - это не значит, что у каждого ребенка, у которого доминирующий левый глаз или ухо, например, будут трудности, которые я описал. Каждый организм уникален, каждый ребенок растет в разной среде и в разных условиях. Мы не можем это предсказать, это не строгое правило и оно не должно работать на вашего ребенка. Однако если вы видите тревожные сигналы — не паникуйте, а сразу приступайте к работе.Мозг — пластический орган. Чем раньше вы начнете позитивную стимуляцию, тем больше шансов на успех и правильное развитие (особенно языковое).

    Если вы не уверены в латеральности вашего ребенка, напишите мне (адрес здесь ). Я еще не альфа и омега логопеда, но я все еще учусь. Вместе подумаем, что делать дальше 🙂

    МР

    .

    От чего зависит праворукость или леворукость у ребенка?

    До недавнего времени леворукость была научной загадкой. Считается детской прихотью или расстройством, которое необходимо лечить, оно доставило родителям детей-левшей множество забот и дилемм. Сегодня мы знаем, что «лечение» этой конкретной «эффективности» совершенно неоправданно. Леворукость обусловлена ​​генами, на которые мы не влияем.

    Левши составляют всего 10 процентов от общей численности населения.Интересно, что с научной точки зрения для них не характерны какие-то необычные «мутации». Почему? Правши, как мы знаем, гораздо сильнее предпочитают использовать правую руку, в то время как многих левшей можно назвать «двурукими», потому что они часто используют обе руки с одинаковой ловкостью. Обладая этим знанием, можно без преувеличения сказать, что леворукость — это не слабость, а совсем наоборот — избыток.

    Когда вы можете сказать, какая сторона доминирует у вашего ребенка?

    Вопреки видимому, не так просто определить, правша ваш ребенок или левша.Предпочтение использования левой руки может быть заметно в возрасте около 36 месяцев, но на самом деле первые признаки можно заметить уже в 12-м месяце, и мы не сможем быть в этом уверены до шестого дня рождения.

    Важно знать, что девочки обычно быстрее развивают доминирование одной рукой. Если наш 2-летний ребенок склонен к леворуким действиям, скорее всего, он так и останется. Если, с другой стороны, наш мальчик ведет себя так же, пока ничего не известно - он вполне может через какое-то время "переключиться" на правую руку.

    Важным моментом является то, что предпочтения доминирующей стороны распространяются не только на руки, но и на большинство органов - ногу, ухо, глаз. Это результат врожденной «функциональной асимметрии головного мозга», которая, в свою очередь, является результатом доминирования одного из полушарий головного мозга, определенная область которого контролирует большую часть выполняемой нами деятельности. Асимметрия развивается на следующих этапах жизни ребенка и, наконец, достигает своей окончательной формы.

    Я думаю, что мой ребенок левша.Что дальше?

    То, как ведут себя родители, обнаружив, что их ребенок чаще использует левую руку, может иметь серьезные последствия. Если ребенок инстинктивно и эффективно использует левую сторону, мы не должны заставлять его пересаживаться и переходить на правую руку. Во-первых: мы усложняем ему все таким образом. Во-вторых, мы заставляем их чувствовать вину и стресс. У детей, «вынужденно» перемещенных, наблюдаются многие расстройства личности: заикание, пугливость, истерики, гиперактивность.

    Говорят, что самым важным принципом в воспитании левши является признание его права пользоваться левой рукой.

    Попытки обучения могут быть предприняты только в том случае, если ребенок «амбидекстральный» или со слабым доминированием левой руки. Тогда стоит направить их на односторонность, ведь только определение доминантного полушария головного мозга ребенка предотвратит в будущем проблемы с речью, письмом или чтением, зрительно-моторную координацию и расстройства пространственной ориентировки.

    Откуда это беспокойство?

    Мамы часто обеспокоены леворукостью своих детей, так как считают, что это доставляет в будущем много неудобств – неприятие среди сверстников, проблемы с эксплуатацией технических устройств и предметов быта, более сложный процесс обучение правильным движениям при письме, необходимость выполнения дополнительных упражнений, которые помогут ребенку функционировать в группе или дома. Да, забот много, но как показывает история, леворукость вовсе не обязательно должна быть помехой.Леворукие были или есть в т.ч. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Джимми Хендрикс, Стинг, Боб Дилан и даже... Мэрилин Монро. Есть также теории, что леворукость способствует большему творчеству.

    Поэтому важно сначала определить доминирующую сторону ребенка, а когда это левая сторона, воспитать его не таким, чтобы он был другим, а чтобы он чувствовал себя нормальным и принятым. И тогда он прекрасно преуспеет в остальной части своей жизни, и кто знает, может быть, он даже станет кем-то известным?

    .

    Детский сад № 6 местного самоуправления в Кракове - Латерализация и ее влияние на развитие ребенка

    Латерализация, т.е. одностороннее доминирование. Определение латеральности — очень важная часть проверки готовности ребенка к школе. В просторечии латерализация отождествляется с доминирующей рукой у ребенка, но она также применима к глазу, уху и ноге. Это связано с доминированием полушарий головного мозга. Правильный срок для самостоятельного формирования латерализации – 3-й год жизни ребенка.
    Как мы можем проверить латеральность моего ребенка?
    Мы можем сделать это дома в качестве развлечения.Предложим ребенку несколько игр (репетиций). Для проверки доминирования отдельных частей тела необходимо провести не менее трех проб, чтобы тест был достоверным (можно и больше, но не меньше!).Запишите тест на листе бумаги и отметьте его знаком буквы П (справа), Л (слева).
    Тест на доминирование рук
    Во время теста на доминирование рук можно предложить ребенку:
    - бросание бус в бутылку (полуразрезанную бутылку из-под минеральной воды)
    - вдевание шнурка в горлышко бутылки
    - разрезание пластилина пластиковым ножом
    Обратите внимание, какой рукой ребенок выполнил действие.
    Исследование господства глаз
    При исследовании предпочтений глаз можно предложить:
    - смотреть через прорезанное в листе бумаги отверстие,
    - смотреть в бутылку или подглядывать в замочную скважину,
    - рассматривать предметы через телескоп (рулон бумажного полотенца или пищевая пленка)
    Тест на доминирование уха
    В тесте на предпочтение уха помним, что нельзя позволять ребенку что-либо брать в руки, можно предложить следующие игры:
    - слушать тиканье будильник,
    - слушать шум большой раковины,
    - слушать вибрации сотового телефона (ребенку говорим "приложи ухо к телефону", не вручаем!)
    Нога тест на доминирование
    В тесте на предпочтение ноги мы просим ребенка:
    - подняться или спуститься по лестнице
    - войти в круг, отмеченный лентой
    - ударить по мячу по средней линии
    ногой ребенок приступает к заданной деятельности.

    После правильно проведенного обследования мы можем определить форму латеральности у нашего ребенка.
    1. Правосторонняя гомогенная латерализация, т. е. преобладание правой части тела - руки, ноги, глаза и уха.
    2. Левосторонняя гомогенная латерализация, т. е. преобладание левой части тела - руки, ноги, глаза и уха.
    3. Перекрестная латерализация, т.е. когда ребенок отдает предпочтение частям тела на противоположных сторонах (например, правая рука, левый глаз)
    4. Неопределенная латерализация, когда хотя бы одна часть тела не выбрана.

    Нормой является правая и левая латеральность. Однако, повторяя вслед за профессором Я. Цешинской, «все дошкольники с левосторонним доминированием должны быть включены в упражнения на ловкость рук». Дети-левши часто испытывают трудности в обучении письму, что связано с нежеланием рисовать и играть вручную. Левосторонние дети могут испытывать трудности с фокусировкой взгляда на материале задания, трудности с чтением слева направо, обратным направлением расстановки знаков (напр.рисовать снизу вверх). Дети с левым ухом могут демонстрировать нарушения фонематического слуха, им требуется больше времени, чтобы понять вербальное содержание, или они испытывают трудности с пониманием читаемого текста. Наименее выгодна перекрестная латеральность, особенно правосторонняя и левосторонняя латеральность, поскольку она может вызвать очень большие трудности при чтении и письме, задержать овладение языковой системой или способствовать развитию речевых нарушений. Дети с кросс-латерализацией относятся к группе детей с риском развития дислексии, и развивающие упражнения следует начинать как можно раньше.
    Отсутствие одностороннего доминирования свидетельствует о бесконечном течении созревания структур центральной нервной системы.
    Латерализация должна развиться у ребенка к 3 годам.Может случиться так, что старший ребенок еще не сделал выбор руки и является амбидекстром. Затем мы должны сделать выбор, соблюдая предпочтения ребенка, если мы видим, что он чаще выбирает правую руку, то мы «следим», чтобы он выполнял все действия этой рукой. Если, с другой стороны, он чаще использует левую руку, мы выбираем левую руку.Двурукость может вызвать трудности с концентрацией внимания, гиперактивность, нежелание заниматься физическим трудом, задержку развития речи, быстрое отвлечение внимания при прослушивании чтения текстов и даже проблемы с засыпанием. Эти трудности не обязательно должны возникать у каждого ребенка, самое главное, что мы наблюдаем за своими собственными детьми, обращаем внимание на любые тревожные сигналы и реагируем как можно раньше.

    Подготовила: Ивона Мирецка

    Ссылки: Cieszyńska J., Korendo M. (2017), Раннее терапевтическое вмешательство, стимуляция развития ребенка.От новорожденных до 6 лет, Краков. Цешинская Ю. (2005), Учимся читать шаг за шагом. Как противодействовать дислексии, Краков.
    Cieszyńska-Rożek J. (2013), Краковский метод при нарушениях развития детей. С точки зрения феноменологии, нейробиологии и лингвистики, Краков.

    .90 000 Обладаете более высоким IQ и более креативны? Вот что делает левшу особенной
    1. Откуда берется леворукость? По мнению ученых, это генетическая черта, которую мы унаследовали от предков .
    2. У левшей более развито правое полушарие, а значит, они более креативны и изобретательны.
    3. Левши это:в Барак Обама, Леди Гага или Билл Гейтс
    4. Больше таких историй можно найти на главной странице Onet.pl

    Причины леворукости

    Причиной леворукости считается более сильное развитие правого полушария головного мозга, проявляющееся в большей работоспособности всей доминантной половины тела. Первые признаки склонности к леворукости проявляются уже в младенчестве, и признак закрепляется в районе 2.возраст.

    Согласно исследованиям, леворукость не является аномалией. Результаты анализа влияния гена PCSK6 свидетельствуют о том, что его повреждение или появление других его вариантов (мутаций) повлияло на формирование предпочтений правой стороны тела. Кроме того, у левшей мозг оказывается более симметричным, что делает два его полушария практически равными — связь между ними также лучше. Именно нетипичное по отношению к большинству общества строение мозга делает людей с доминирующей левой стороной тела более креативными и находчивыми.

    Леворукость и интеллект

    Левша является большим усилием для мозга, чем правша, и поэтому положительно влияет на его работоспособность. Согласно исследованию доктора Алана Серлемана из Св. Лоуренса, у левшей более богатый словарный запас. Левши часто в детстве длительное время пользуются правой рукой и часто остаются амбидекстрами, благодаря чему оба полушария их мозга стимулируются в одинаковой степени.В результате повышается работоспособность мозга.

    Левши умнее? IFL Science провела эксперимент, который показывает, что они действительно лучше решают сложные проблемы. В случае математических задач результаты правшей и левшей были одинаковыми.

    Наследование леворукости

    Леворукость может быть побочным эффектом повреждения головного мозга во время родов, но обычно просто передается по наследству. Этот признак статистически чаще передается от матери, поэтому есть подозрение, что один из генов, отвечающих за доминантную сторону тела, передается женской половой клетке.

    Гормоны также могут влиять на леворукость, так как внутриутробно тестостерон тормозит развитие некоторых центров левого полушария, но усиливает его в определенных отделах правого полушария. Одной из теорий, объясняющих наследование этого признака, является так называемый принцип случайных генов, согласно которому родители-правши могут родить ребенка-левшу.

    Преимущества левшей

    Как было сказано ранее, наибольшими преимуществами этой функции являются повышенная эффективность работы мозга, обусловленная равномерной работой обоих полушарий, и статистически больший процент людей с очень высоким коэффициентом интеллекта. Стимулируя правое полушарие мозга, левши часто более креативны, чем их друзья-правши, а также могут быть склонны к нестандартному мышлению .О последнем лучше всего свидетельствует краткий список некоторых известных левшей, включающий таких персонажей, как:

    1. Барак Обама - первый чернокожий президент США,
    2. Билл Гейтс — основатель Microsoft, один из богатейших людей мира,
    3. Анджелина Джоли – известная актриса, занимающаяся благотворительной деятельностью,
    4. Пол Маккартни - бывший участник The Beatles,
    5. Леди Гага - певица, автор песен, пианистка, актриса, композитор,
    6. Дэвид Боуи — одна из самых значимых фигур современной массовой культуры, певец, автор песен, мульти-инструменталист, актер,
    7. Леонардо да Винчи — итальянский живописец, изобретатель, архитектор, автор одного из самых популярных портретов в мире — «Мона Лиза».

    и многие другие известные и талантливые люди, оставившие неизгладимый след в искусстве и культуре, политике и развитии современных технологий.

    Леворукость у детей

    Леворукость у детей до сих пор считается дефектом, от которого лучше всего избавляться с помощью упражнений, направленных на обучение молодых людей пользоваться правой рукой, но это не рекомендуемая процедура. Согласно результатам исследования левшей , , представленным выше, эта черта дает множество преимуществ, которые могут помочь в достижении успеха в творческих индустриях.

    Это может вас заинтересовать:

    1. Бессонница? Алкоголем ее точно не вылечишь
    2. Вы ссоритесь с женой или мужем? Очень хороший!
    3. Есть еще "бабочки". Психолог предупреждает: присмотритесь к детям
    .

    Левое и правое полушария мозга

    Содержание

    Оба полушария вашего мозга активны, дополняют друг друга и поддерживают друг друга в работе. Правое полушарие подаст вам идею, а левое подскажет, как ее реализовать. Вот, вкратце, как работает ваш мозг. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно проявлять творческий подход и уметь превращать свои идеи в реальные действия. Это то, что обеспечивает активный мозг и совершенная коммуникация между полушариями.

    Левое и правое полушария головного мозга - за что они отвечают?

    Ваш мозг только на первый взгляд делится на два одинаковых полушария. Каждый из них отличается и имеет разные функции. Познакомьтесь с этими функциями и развивайте их каждый день.

    Функции левого полушария

    Левым полушарием мозга вы можете:

    Функции правого полушария

    С правым полушарием можно:

    Специализация данного полушария – напр.левое в речи и правое в пространственном воображении не означает, что эти полушария могут выполнять свои функции самостоятельно. Чтобы каждое полушарие мозга функционировало согласно своей специализации, между ними должна быть постоянная связь.

    Различий в активности и количестве связей между нервными клетками правого и левого полушарий нет. Каждый из нас использует одновременно оба полушария — благодаря этому мозг работает правильно, и мы эффективно справляемся с повседневными задачами.

    Правша и левша

    Определение ловкости, то есть того, какую руку мы будем использовать доминирующим образом в нашей жизни, зависит от генетически детерминированной активности левого или правого полушария мозга. Кроме того, термин правша или левша связан с латерализацией тела, то есть также с установленной генетически доминирующей и развивающейся более сильной стороной тела. Развитие доминирующей стороны тела влияет на формирование полушарий головного мозга и участвует в определении праворукости или леворукости. Полушария головного мозга крестообразно управляют движениями конечностей. Это означает, что у правшей доминирующим для движения правых конечностей является левое полушарие, а у левшей - правое полушарие.

    Право- и леворукость у детей

    У детей не сразу понятно, какая рука ведущая. Однако в возрасте до двух лет, особенно у детей-правшей, наблюдается тенденция чаще действовать более сильной рукой.Дети вытягивают правую руку, когда берут игрушки, чешутся или чистят зубы. Леворукость у детей заметна несколько позже. Дети-левши даже до трехлетнего возраста способны эффективно пользоваться обеими руками, позднее, после 36 месяцев, все более отчетливо проявляется преобладание в сторону левой руки.

    Доминирование одного полушария над другим

    Доминирование левого полушария над правым или правого полушария над левым делает нас более эффективными в использовании конечностей на противоположной стороне тела. Доминирование одного полушария над другим формируется в детстве , зависит от латерализации тела (левая или правая сторона тела сильнее) и является генетически детерминированным процессом. Влияние окружающей среды в этом отношении не имеет большого значения. Принуждение ребенка к использованию правой руки при ярко выраженной леворукости - бессмысленный процесс, который не должен иметь место, так как может негативно сказаться на развитии и правильном полушарном формировании ребенка.

    Упражнение на синхронизацию полушарий — Ленивые восьмерки

    Каждый день вы можете улучшать поток информации между двумя полушариями, выполняя простые упражнения. Lazy Eights — это эффективная тренировка мозга , по мнению экспертов , синхронизирующая оба полушария мозга! Это упражнение позволит вам одновременно активировать левое и правое полушария мозга. Благодаря этому вы улучшите связь между правым и левым полушариями мозга.

    Ленивые восьмерки Инструкции

    Протяните руку и поднимите большой палец вверх.Затем двигайте рукой и лениво рисуйте в воздухе горизонтально вытянутую восьмерку. Начните рисовать восьмерку от центра и направьте большой палец вверх влево. Следите за тем, чтобы ваш большой палец все время двигался. Повторите упражнение другой рукой.

    Читайте также:

    Спасибо, что дочитали нашу статью до конца. Если вы хотите быть в курсе информации о здоровье и здоровом образе жизни, заходите на наш портал снова!

    .

    Смотрите также