Ведущая деятельность ребенка раннего возраста


"Ведущий вид деятельности детей раннего возраста".

Ведущий вид деятельности детей раннего возраста.

Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.

Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.

Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка: перестраиваются психические процессы; развиваются новые психологические особенности; формируются другие виды деятельности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий ребёнка.

Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и дидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.

Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования - активной речи. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.

Ранний возраст

Раздел работы

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Задачи

Развитие речи

1 год –

1 год 6 месяцев

- Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

- Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

- Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

- Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

- В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

- Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

- Развивать диалогическую речь.

2 – 3 года

- Умеет говорить внятно

- В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

- Пользуется речью как средством общения

- Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

- Развивать звуковую сторону речи

- Совершенствовать грамматический строй речи.

Действия с предметами

1 год –

1 год 6 месяцев

- Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

- Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

- Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

- Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами(подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д. )

- Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

- В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

- Умеет:

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

- Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

- Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

- Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

2 – 3 года

- Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

- Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

- Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

- Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

- Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

- Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

Раннее детство (1 – 3 года)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная .

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста : начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу про-исходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Умственное развитие

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года (см. выше).

5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм . Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

Страхи

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.


Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви . Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон). 

Период раннего детства и ведущая деятельность

Ранний возраст (от 6 месяцев до 3 лет) – это период активного развития всех познавательных процессов. В этом возрасте ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша.

Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире.

Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним. Именно взрослый передает ребенку, как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к не опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно мерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности с взрослым.

Особенности развития детей в раннем возрасте

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода являются тесная взаимосвязь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития (в силу гетерохронности разные системы организма развиваются с разной скоростью), высокая ранимость ребенка и восприимчивость к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу 1 года жизни социальная ситуация слитности ребенка с взрослым преобразуется: в ней появляются двое – ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. Возникает новая социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности со взрослым человеком, содержанием которой является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте – «ребенок-предмет-взрослый» вместо прежней – «ребенок-взрослый».

В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности – предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л. С. Выготский отмечал ряд существенных моментов.

  1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить.

Это поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение. Сознавать для ребенка раннего возраста – еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще недостаточно отделены друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют.

  1. Ведущей психической функцией этого периода является восприятие. Восприятие в раннем детстве отличается аффективным характером, связью с эмоциями и является доминирующей функцией сознания. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии – узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т. е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) – мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Оно появляется примерно к 3 годам.

К основным приобретениям раннего детства относятся прямохождение, предметная деятельность и развитие речи.

Психическое развитие и деятельность

Стать человеком — это значит научиться действовать, вести себя по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку. Когда мы говорим о том, что ребенок под руководством взрослых овладевает общественным опытом, достижениями человеческой культуры, то имеем в виду усвоение ими не только умения правильно употреблять предметы, созданные руками человека, общаться с другими людьми при помощи языка, поступать в соответствии с правилами общественной морали, но и способов запоминания, мышления и др. Именно в процессе овладевания человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности.

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

« А.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями.

На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций. В центре которой — память.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка дошкольника во многом определятся его памятью. Мыслить для него — значит вспоминать, т.е. опираться на свой опыт или видоизменять его. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное вспоминание своего опыта.

Например, когда ребенок отвечает, что такое улитка, то он говорит, что она маленькая, скользкая, как спиралька с рожками, и живет в ракушке, если его попросят сказать, что такое кровать, он ответит, что она с мягким сиденьем.

В таких ответах ребенок дает краткий отчет о своих воспоминаниях, об этом предмете. То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от

воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью — в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои внутренние переживания-желания, предпочтения, настроения.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», которая и составляет суть личного самосознания. Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста -сюжетно-ролевой игре.

 Роль игры в психическом развитии ребенка.

Ребенок живет не в воображаемом мире грез, а в обществе людей. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность. В которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых или игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняется этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель-сосредоточиться запомнить что-то, сдержать импульсивное движение- раньше и легче всего выделяется в игре ребенком. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Игровая ситуация и действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста.

В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует в соответствии с названием.

Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровое действие с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предмете и действовать с ним в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что переходит ребенок к мышлению в плане представлений. В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Ролевая игра имеет определяющее значение для воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего возраста уже не обязательны предметы-заместители, так лее как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Например: Шестилетняя Ксюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной I швейной машины. Ксюша говорит: « Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Ксюша обнаружила свойственный ей самой способ игры. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиниться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

Развитие сюжетно-ролевой игры является проблемой актуальной. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети I играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры примитивны и однообразны. И поэтому наша задача -уделять больше внимания играм.

Игровая роль в развитой форме не возникает сразу. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете содержания игры на разных этапах дошкольного возраста различно. Эволюция действия (по Д.Б. Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому{(в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности. Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: « трут морковку», « режут хлеб», « моют посуду». При этом результат действия не используется детьми- нарезанный хлеб никто не ест. А вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными, и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка. В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли, Роли ярко выделены. Дети называют их до начало игры.

Выделять игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: если каша накладывается в тарелки, если нарезается хлеб- то все это дается « детям» на обед. Действия, производимые ребенком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются у нее не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Содержание игры старших дошкольников становятся, выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6-7лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: « Мама так не делает», « Суп после второго не подают». Изменение содержания игр с одними и тем лее сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и в том, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно проводиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько в «мам». У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей — кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного плана, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, « бывает, так или не бывает».

В одном из исследований Д.Б. Эльконина решался вопрос об условиях возникновения сюжетно-ролевой и ее особенностях на разных этапах дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалась игра « в самих себя», в кого либо из хорошо известных товарищей и взрослых (маму или воспитательницу). Дети всех возрастов отказались играть « в самих себя».

Младшие дети не могли мотивировать своих отказов, в то время как старшие прямо указывали: « Так не играют, это не игра» или « Как лее мне маму играть, если я не мама». Этим дети показывали, что без роли, т.е. без воспроизведения действий какого-то другого человека, не может быть игры. Младшие дошкольники также отказывались играть роли других конкретных детей, поскольку они не могли выделить типичные для своих товарищей действия и занятия или черты поведения. Старшие дошкольники брали на себя такие трудные роли.

Роль для ребенка была тем легче, чем более очевидными были для него особенности поведения изображаемого персонажа и отличие от него собственного. Поэтому все дети брали на себя роль взрослых.

Читайте дополнительные лекции:

  1. Память
  2. Уверенность как фактор готовности спортсмена к соревнованиям
  3. Особые виды эмоциональных переживаний: стресс, фрустрация, состояние тревоги — Общее представление об эмоциях, чувствах, психических
  4. Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
  5. Дмитрий николаевич узнадзе, грузинский советский психолог и философ
  6. Профилактика тревожности у дошкольников
  7. Карен хорни ‒ американский психоаналитик
  8. Психика и высшая нервная деятельность
  9. Влияние ролевого поведения на взаимодействие супругов в конфликтной ситуации — Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
  10. Джордж Александр Келли, американский психолог

Ведущие формы деятельности в разном возрасте

Целостная деятельность ребёнка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти впервые возникшие изменения названы Л.С.Выготским новообразованиями. С ними он связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте. Подобной точки зрения придерживаются А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и другие.
Д.Б.Эльконин предложил определять психологический возраст на основе следующих показателей:

  • социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период;
  • ведущий тип деятельности, реализующий социальные отношения;
  • психологические новообразования, возникающие в этот период.
При этом понятию ведущей деятельности в теории и периодизации психического развития Эльконин отводил центральное место, полагая, что психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены разных типов ведущей деятельности. В детском возрасте Д.Б.Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности.
1. Младенческий возраст (до 1 года) – непосредственно-эмоциональное общение.
2. Раннее детство (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.
3. Дошкольное детство (3–7 лет) – сюжетно-ролевая игра.
4. Младший школьный возраст (7–10 лет) – учебная деятельность.
5. Подростковый возраст (10–15 лет) – общение.
6. Ранняя юность (15–17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.


Все типы ведущих деятельностей Д.Б.Эльконин делил на две большие группы. Первую группу составляют те из них, на основе которых ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и осваивает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребёнок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.
Во вторую группу входят деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Это деятельность в системе «ребёнок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная деятельность младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек. В ходе психического развития ребёнка происходит закономерное чередование периодов преимущественного освоения предметно-содержательной стороны деятельности (с развитием на этой основе мотивационно-потребностной сферы) и периодов овладения операционно-технической стороной деятельности (с формированием внутри неё интеллектуально-познавательных способностей детей).

Характеристика ведущей деятельности

Непосредственно-эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная
деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки

Способы употребления человеческих орудий и знаков

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Симбиотическое слияние

Буквальная имитация, действия по образцу

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству

Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное)

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру

Речь, предметные действия

Воображение, символическая функция

Рефлексия

Социальная ситуация развития в раннем детстве (1-3 года) и ведущий вид деятельности

Возрастной период от 1 года до 3 лет называется ранним детством. Для этого этапа характерны личностные изменения, изменения в сфере познания, в социальной ситуации развития. Отношения между ребенком и взрослым меняются, это ведет к оформлению новой социальной ситуации развития.

Социальная ситуация развития

Характеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов. Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет.

Предметная деятельность

Схему социальной ситуации можно составить следующим образом: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Самым важным в этой триаде является предмет. В этом можно убедиться, наблюдая за ребенком, занятым каким-то предметом. Он постоянно смотрит на него. Степень сосредоточенности еще маленькая, но она достигает максимальной концентрации, и внимание ребенка сосредоточено только на объекте увлечения. Но без взрослого ребенок не в состоянии применить предмет по назначению. Взрослый является обязательным партнером предметной деятельности, образцом для подражания и источником эмоционального стимулирования. Ребенка необходимо хвалить за его успехи и достижения. Совместное действие ребенка и взрослого опосредовано предметом, отсюда появляется новая форма общения, ситуативно-деловая. Взрослый на практике сотрудничает с ребенком по поводу действий с предметами. Эта деятельность имеет мотив, им является сам предмет и его изучение. Общение заключается в том, что предметная деятельность организуется. Взрослый объясняет, показывает: как нужно правильно, для чего нужно, когда это нужно делать. В этот период общение очень активное и интенсивное, а главное, речевое.

Замечание 1

В качестве способа обучения малыша выступает «обращенный показ» – представление с предметом с вовлечением ребенка в действие.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ко второму году жизни ребенком получена почти вся информация о предметах домашнего окружения, и он понимает, что каждый предмет для чего-то нужен. Появляется потребность выяснить функции нового предмета. Вовсе нет гарантии того, что ребенок будет употреблять предмет по назначению, но он будет знать, когда и где это нужно делать правильно. Например, малыш может что-то конструировать из карандашей, зная при этом, что они нужны для рисования и письма. Это называется предметно-манипулятивной игрой. Сначала действие и предмет являются тесно связанными, но затем происходит разделение предмета и действия. Различают три основных фазы связи предмета и действия:

Развитие предметной деятельности

Д.Б.Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

  1. От совместного со взрослым действия до самостоятельного выполнения. Этот путь был исследован И.А.Соколянским и А.И. Мещеряковым, которые показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка принадлежат взрослому. Затем выполняется частичное совместное действие. И только потом, ребенок производит действие самостоятельно на основе показа, речевого указания.
  2. При осуществлении действия развиваются средства и способы ориентации ребенка. Данное развитие проходит несколько этапов. На первом этапе орудия используются не специфично (манипуляция предметами). Также может использоваться предмет при несформированных способах его применения. Например, ребенок знает для чего нужна кружка, но подставляет ее донцем вверх. На первом же этапе происходит овладение способами употребления. Второй этап характеризуется тем, что ребенок переносит действия с одного предмета на другой. Например, понимая как и когда нужно обувать ботинки, ребенок старается «обуть» мячик, когда собирается гулять с ним. На третьем этапе возникает игровое действие. Здесь уже взрослый не подсказывает, как нужно играть и что делать. Ребенок начинает сопоставлять свойства предметов с операциями. Здесь ведущими видами деятельности в раннем возрасте становятся орудийные и соотносящие действия.

Соотносящие действия заключаются в том, что несколько предметов приводятся во взаимодействие (собирание пирамидок, кубиков).

Определение 1

Орудийные действия – это употребление предмета при воздействии на другие предметы.

Такого рода действиями ребенок овладевает под руководством взрослого. Глядя на взрослых, дети начинают выполнять те же действия с игрушками. Заменителями могут служить и другие предметы или объекты, доступные ребенку. Это очень важный показатель развития – зарождается знаковая функция сознания. Ребенок начинает понимать, что один объект может обозначать другой, а это предпосылка становления игровой, продуктивной, учебной деятельности.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Похожие главы из других работ:

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности...

Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

2.1 Игра как источник развития детей дошкольного возраста

Социальная природа игры и ее огромное значение для непосредственного развития детей разрабатывались и разрабатываются многими русскими и советскими учеными-психологами и ??дагогами. К.Д. Ушинский, например...

Возможности дидактической игры в развитии памяти у детей младшего дошкольного возраста

2.1 Дидактическая игра как средство развития памяти детей дошкольного возраста

Цель педагогического сопровождения - полноценная реализация потенциала личности ребенка и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Педагогическое сопровождение включает в себя: 1...

Игровая активность дошкольников и их статус в группе

1.1 Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка все интересы и потребности лежат в сфере игры. Все важнейшие новообразования этого периода зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре...

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1 Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра - это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Как указывают А.С. Выготский...

Объект природы в биологическом образовании подростков (на примере "Суриковского ключа")

2.2 Общая характеристика и ведущая деятельность подросткового возраста

Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории...

Особенности игровой деятельности при общей недоразвитости речи

Глава 2. Игра как ведущая деятельность дошкольников

...

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

1.2 Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника

ролевая игра младший дошкольный возраст В.С. Мухина считает, что дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка [18, с. 152]. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении...

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

1.4 Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста

Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль - мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет - нельзя изображать маму...

Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений

1.3 Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников. Поручения имеют свои особенности: всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата...

Роль игрушки в процесс игровой деятельности дошкольников

1.2 Игра как ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы...

Роль игры в развитии речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.3 Игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. При этом...

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль...

Унификация и агрегатирование в практике дизайнерского проектирования. Принцип игрового начала детской среды

1.2 Игра как ведущая деятельность познания окружающего мира

Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность»...

Формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста

Игра является ведущей деятельностью старшего дошкольника и занимает большое место в организации жизни детей. Воспитанники сами организуют игры, проявляя умение в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей...

Организация бизнеса (заключающегося в проведении занятий дзюдо для детей, подростков и взрослых) при трудоустройстве на основании трудового договора на неопределенный срок. - mikroPorady.pl

Вопрос от 26 января 2017 года

Представленная проблема: Организация бизнеса (заключающегося в проведении занятий дзюдо для детей, подростков и взрослых) с одновременным трудоустройством на основании трудового договора на неопределенный срок.

Ответ на юридический вопрос:

В этом случае будет целесообразно открыть ИП.

Любая деятельность, приносящая доход и осуществляемая организованно и непрерывно, требует открытия бизнеса. См.: как «настроить» ИП.

Прием на работу по трудовому договору никоим образом не препятствует установлению, ведению и получению дохода от лично ведущейся предпринимательской деятельности, если в содержании правоотношения (законе, договоре, нормативных актах, вне конкуренции).Законодательные ограничения на ведение бизнеса, в частности, человек, занятых на руководящих должностях в государственном секторе.

При одновременном трудоустройстве по трудовому договору и ведении индивидуального предпринимательства произойдет наложение титулов социального обеспечения. В соответствии со ст. 9 сек. 1 у.с.у.с., лицо, работающее по трудовому договору и одновременно осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность, уплачивает взносы на пенсионное страхование и страхование по инвалидности только по трудовому договору.Однако можно подать заявление о добровольной уплате этих взносов за осуществляемую хозяйственную деятельность. То же самое и со страхованием здоровья и от несчастных случаев (которые также обязательны в связи с трудоустройством по трудовому договору). Ситуация меняется в случае медицинского страхования, обязательного как при трудоустройстве по трудовому договору, так и при самозанятости. Она составляет 9% от базы оценки.

При учреждении ИП уплачивается подоходный налог (НДФЛ) по выбору формы налогообложения:

Подробнее о выборе формы налогообложения см.

Правовая основа:

Помните:
Введите наш номер KRS 0000318482 в налоговую декларацию Ваш электронный PIT
Спасибо!

.90 000 Скидка на детей - если предприниматель имеет право

В случае некоторых предпринимателей можно воспользоваться налоговой льготой на воспитание детей. Однако это зависит от формы налогообложения экономической деятельности. Так для кого возможна помощь детям, а у кого нет шансов на это?

Помощь детям - у кого есть шанс?

Самая широкая сфера использования налоговых льгот предусмотрена в правилах для предпринимателей, которые рассчитываются на общих условиях (ставка 18% до 85 528 злотых и 32% излишка).Конечно, они должны соответствовать всем условиям применения вычета или преференции, но все они им доступны. Это также относится к помощи детям.

примечание

Это, однако, не может быть использовано предпринимателями, облагаемыми налогом с карты, единовременно и линейно (подробнее об этом ниже).

Таким образом, можно воспользоваться льготой на ребенка, когда предприниматель рассчитывается на общих условиях и воспитывает ребенка:

Налоговый вычет предоставляется за каждый месяц исполнения родительских обязанностей, действий в качестве законного опекуна или ухода за ребенком.

Рекомендуемые бухгалтеры inFakt Рейтинг Цена

Джоанна Ястржебска

9.2 Превосходно

Цена от 179 PLN нетто / месяц Ярослав Навроцкий

8.3 Очень хороший

Цена от 150 PLN нетто / месяц Джоанна Гордон

8.3 Очень хороший

Цена от 160 PLN нетто / месяц

Как на самом деле обстоят дела с этим фиксированным налогом и пособием на детей?

Предприниматель, который получил только доход от деятельности, облагаемой налогом по фиксированной ставке, и который подает только PIT-36L, не получит налогового кредита на детей.

Возможность вычета будет доступна предпринимателю, облагаемому фиксированным налогом, который, помимо дохода от деятельности в прошлом году, также получил доход, который облагается налогом на общих основаниях. В такой ситуации пособие на детей может быть вычтено в дополнительно представленных НДФЛ-36 или НДФЛ-37, в которых указан доход, облагаемый налогом согласно шкале.

Как это работает на практике? Ну, а если владелец компании, кроме дохода, облагаемого по линейному принципу, получил доход, например, аренду, облагаемую на общих условиях, то, помимо НДФЛ, он подаст в налоговую НДФЛ-36, в котором он учтет рельеф. С другой стороны, предприниматель, использующий «лайнер», который, помимо операционного дохода, получил, например.заработок полный рабочий день, вычесть налоговую льготу по дополнительно представленному PIT-37.

Размер пособия зависит от количества детей

Если вы уже знаете, когда предприниматель может воспользоваться пособием на детей, стоит узнать, как оно выражается в суммах. Ну, сумма 92,67 злотых за каждый месяц вычитается из налога, если у предпринимателя есть один ребенок. Годовой лимит пособия здесь составляет 1112,04 злотых (вычет за полные 12 месяцев).

А как это выглядит, когда у тебя больше детей? Ну можно за каждый месяц отчислять

Пособие на третьего ребенка сегодня составляет 2 000,04 злотых, а на четвертого и последующих детей - 2 700 злотых. Сумма списания в этих случаях увеличилась в начале 2015 года. Мы уже описывали это в этой статье.

Как и в случае родителей, законных опекунов или приемных родителей, состоящих в браке, вычет применяется к ним обоим совместно, они могут вычесть определенную сумму из налога равными частями или в любой пропорции.

Следует помнить, что пособие на детей не распространяется, например, насупружеские пары, воспитывающие одного ребенка, общий годовой доход которых превышает 112 тыс. зл. злотый. Это ограничение также распространяется на родителей-одиночек, воспитывающих одного ребенка. С другой стороны, если родители ребенка не являются супругами (например, они продолжают совместное проживание), установленный лимит для каждого из них составляет половину от 112 000. злотых, то есть 56 тысяч. злотый.

Иногда для вычета требуются другие документы

В случае использования скидки на детей при годовом расчете необходимо указать количество детей и их номера PESEL, а при отсутствии этих номеров - имена, фамилии и даты рождения.

По требованию налоговых органов от предпринимателя могут потребовать предоставления справок, выписок и других доказательств, необходимых для определения права на вычет, например

Предприниматели, отвечающие условиям вычета льготы, должны не забыть приложить приложение PIT/0 к налоговой декларации PIT-36 или PIT-37.

Вы хотите простым способом рассчитывать пособия и субсидии?

Проверьте, насколько просто выставить э-счет

Есть вопросы по статье? Мы ответим в комментарии.

.

Пособие по уходу и предпринимательская деятельность 9000 1

12.04.2017

(14.07.2015)

Предприниматель, у которого заболел ребенок или жена, ZUS будет выплачивать пособие по уходу. Такое же пособие предоставляется в случае неожиданного закрытия школы или детского сада. При этом, ухаживая за членом семьи, предприниматель не должен платить взносы в ZUS.

Каждое лицо, застрахованное в ZUS, имеет право на пособие на период 60 дней в году, если в это время оно ухаживало за другим членом семьи, напр.над больным ребенком или супругом. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, также имеют право на такое пособие по уходу, которое позволяет значительно сократить причитающиеся отчисления на социальное страхование.

Кто имеет право на пособие по уходу?

С 2007 года пособие по уходу предоставляется не только лицам, работающим по трудовому договору, но и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Предприниматель имеет право на пособие по уходу, если он заботится о:

Отец и мать ребенка могут подать заявление на получение пособия по уходу. Однако пособие выплачивается только одному из родителей.

Необходимым условием для подачи заявления на пособие по уходу является своевременная уплата добровольного взноса по болезни .

Важно отметить, что пособие по уходу (в отличие от пособия по болезни) выплачивается по номеру без периода ожидания . Таким образом, это пособие может быть выплачено, даже если ребенок заболеет в первый месяц страхования предпринимателя.

Уход за больным ребенком

Первый случай, когда предприниматель имеет право обратиться в ZUS за выплатой пособия по уходу, это когда заболел его ребенок, в возрасте до 14 лет .

Документом, необходимым для подачи заявления на пособие, в данном случае является медицинская справка, выданная на форме ZUS ZLA.

ПРИМЕЧАНИЕ! Пособие по уходу предоставляется только в том случае, если в доме нет других 90 010 членов семьи, которые могли бы обеспечить уход за ребенком.Однако из этого правила есть исключение. Речь идет об уходе за больным ребенком в возрасте от до 2 лет. В этом случае ZUS не проверяет это условие и пособие выплачивается даже тогда, когда дома находятся другие члены семьи, которые могут обеспечить уход.

Уход за другим больным членом семьи

Пособие по уходу и право на уменьшение взносов ZUS также доступны предпринимателю, когда он должен заботиться о другом члене семьи.«Другие члены семьи» включают:

при условии, что эти лица проживают в одном домохозяйстве с предпринимателем.

Также в этом случае документом, необходимым для оформления пособия, является больничный лист, оформленный на бланке ЗУС ЗЛА.

Уход за здоровым ребенком

Предприниматель может получать пособие по уходу и в случае ухода за здоровым ребенком. Однако ребенок не может быть старше 8 . При этом пособие предоставляется только в определенных ситуациях, т.е.

В этом случае для получения пособия по безработице вам потребуется:

Сколько дней выплачивается пособие по уходу?

Максимальный период, за который ZUS будет выплачивать пособие по уходу, составляет 60 дней в течение всего календарного года.Суммарный срок 60 дней причитается , итого матери и отца ребенка, вне зависимости от количества детей в семье (подробнее об этой проблеме мы писали в этой статье).

Указанный лимит в 60 дней в году распространяется на пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет и здоровым ребенком в возрасте до 8 лет. В случае другого больного члена семьи (в том числе больного ребенка старше 14 лет) лет), пособие будет выплачиваться только за 14 дней в течение года. Этот 14-дневный лимит не учитывается отдельно — он учитывается в общем 60-дневном лимите.

Пример 1

Г-н Кшиштоф занимается бизнесом и платит добровольные взносы по болезни. Жена работает полный рабочий день. У них двое детей 5 и 16 лет. В этом календарном году г-н Кшиштоф и его жена уже получили пособие по уходу в общей сложности на 45 дней, в том числе 10 дней на старшего ребенка (которому больше 14 лет).

В апреле один из детей снова заболел. Уход за больным ребенком длился 12 дней. Г-н Кшиштоф хочет ходатайствовать о выплате пособия по уходу.

Если речь идет о ребенке младшего возраста (5 лет), г-н Кшиштоф будет получать пособие за все 12 дней, так как (45 + 12) дней не превышает предела в 60 дней.

Если, однако, уход касается более старшего ребенка (старше 14 лет), г-н Кшиштоф будет получать пособие по уходу только в течение 4 дней. Брак уже использовал 10 дней из 14-дневного лимита. Для ребенка старше 14 лет у них есть только 4 дня для использования. Эти 4 дополнительных дня также будут добавлены к общему лимиту в 60 дней, поэтому количество использованных дней будет 45 + 4, т.е. 49 дней, в том числе 14 дней для ребенка старше 14 лет.

Дополнительное пособие по уходу после родов

Независимо от 60-дневного срока, описанного выше, мужчины также имеют право на дополнительное пособие по уходу на период пребывания матери ребенка в больнице после родов. В этом случае отец ребенка имеет право на пособие по уходу за ребенком, если мать ребенка получает пособие по беременности и родам в течение 8 недель после родов.

Это дополнительное пособие по уходу причитается мужчине на период макс.56 дней 90 010, но не дольше, чем до достижения ребенком возраста 8 недель. В этом случае размер пособия по уходу не зависит от основного размера (60 и 14 дней).

Документы, необходимые для обращения за пособием в этом случае:

  • справка из роддома о периоде пребывания матери ребенка в стационаре,
  • заявление отца о том, что мать ребенка получает пособие по беременности и родам в течение 8 недель после родов.

Дополнительное пособие по уходу в чрезвычайных ситуациях

Дополнительное пособие по уходу также может быть введено в действие на определенный период посредством специальных актов, напр.в случае эпидемии или чрезвычайного положения. Подробнее об этом дополнительном пособии по уходу во время эпидемии коронавируса мы писали в этой статье.

Какие документы мне необходимо предоставить для получения пособия по уходу?

В дополнение к вышеперечисленным документам, характерным для каждой конкретной ситуации, предприниматель, ходатайствующий о пособии по уходу, должен каждый раз прикладывать две заполненные формы: ZUS Z-3b и ZUS Z-15.

  • Форма ZUS Z-3b содержит основные данные предпринимателя и номер банковского счета, на который должно быть перечислено пособие. При каждом последующем заполнении этого документа в основном меняется только дата. (Скачать форму ЗУС З-3б)

  • Форма ZUS Z-15 может быть немного сложнее. В дополнение к данным предпринимателя он также содержит данные члена семьи, за которым осуществляется уход, данные супруга и информацию о количестве дней, использованных до 60-дневного лимита.Предоставление последней информации может быть особенно проблематичным, поскольку предприниматель должен подсчитать все дни, за которые в данном календарном году пособие по уходу также было получено его супругой. Точный подсчет всех таких дней, особенно в конце года, может быть затруднен. Остается загадкой, почему ZUS требует предоставления такой подробной информации, ведь все эти данные уже есть в ИТ-системе ZUS. Никто не обладает более полной информацией о выплачиваемых пособиях, чем само учреждение социального страхования.Несмотря на это, Управление социального страхования требует от застрахованных лиц заполнения следующих граф на чрезвычайно сложном бланке с трудоемким и совершенно бессмысленным заполнением. (Скачать форму ЗУС Z-15)

Сколько стоит пособие по уходу?

Размер пособия по уходу зависит от базы взносов. Лицо, занимающееся бизнесом, может заявить любую базу взносов, но не ниже минимальной базы взносов ZUS, применимой к компаниям, которая на 2020 год составляет 3 136,20 злотых.

Основой для расчета пособия по уходу является средний размер взноса за последние 12 месяцев за вычетом индекса 13,71% . Ежемесячный размер пособия по болезни составляет 80% 90 010 от расчетной базы.

1/30 от рассчитанной суммы дает право на один день ухода. Обратите внимание, что из суммы пособия также вычитается авансовый налог на прибыль в размере 17% .

Пример 2

Г-н Кшиштоф занимается предпринимательской деятельностью и своевременно платит взносы по добровольному страхованию на случай болезни.В 2019 г. он уплачивал взносы ZUS из оценочной базы в размере 2 859,00 злотых, а в 2020 г. он платил взносы из оценочной базы в размере 3 136,20 злотых. С 1 по 12 апреля 2020 г. г-н Кшиштоф ухаживал за больным ребенком.

В этом случае база для расчета пособия по уходу в среднем за последние 12 месяцев будет рассчитываться за девять месяцев 2019 года и три месяца 2020 года:

(9 * 2 859,00 + 3 * 3 136,20) / 12 = 2 928,30 злотых

Рассчитанное таким образом среднее значение уменьшается на показатель, равный 13,71%.

2928,30 * (1-0,1371) = 2526,83 злотых

Ежемесячный размер пособия составляет 80% от базовой:

2526,83 * 80% = 2021,46 злотых

За каждый день ухода Кшиштоф имеет право на пособие в размере:

2021,46 / 30 = 67,38 злотых

Г-н Кшиштоф находился в отпуске 12 дней, поэтому сумма пособия за этот период составит:

67,38 * 12 = 808,59 злотых

ZUS также вычтет из этой суммы аванс по налогу на прибыль:

808,59 - 17% * (808,59) = 671,13 зл. 9000 3

Наконец, г-н Кшиштоф получит пособие по болезни в размере 671,13 злотых.

Мы не платим взносы ZUS за период ухода

Период, в течение которого предприниматель имел право на пособие по уходу, является периодом, в течение которого вы не должны платить взносы социального страхования. Лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет право уменьшить уплаченные взносы ZUS пропорционально количеству дней, за которые оно получило пособие. Однако это снижение распространяется только на взносы в систему социального страхования. Взнос медицинского страхования выплачивается полностью, независимо от количества дней пособия по уходу (подробнее об этом мы писали здесь).

Пример 3

Г-н Кшиштоф из предыдущего примера получил пособие по уходу за 12 дней апреля. Это означает, что он обязан платить взносы на социальное страхование только за оставшиеся 18 дней апреля. Он полностью оплатит страховой взнос за апрель. Как ему рассчитать страховой взнос за апрель?

Полная база для расчета взносов социального страхования за апрель составляет 3136,20 злотых.Таким образом, база расчета одного дня в апреле составляет:

.

3136,20 / 30 = 104,54

зл.

База взносов за 18 дней апреля:

104,54 * 18 = 1881,72

зл.

Исходя из этой базы, рассчитайте все страховые взносы в соответствии с действующими ставками:

90 289 1 881,72 * 19,52% 90 288 90 289 1 881,72 * 8,00% 90 289 1 881,72 * 2,45% 90 289 1 881,72 * 1,67% 90 289 1 881,72 * 2,45%
- пенсионные отчисления = 367,31
- отчисления на пенсию по инвалидности = 150,54
- взнос по болезни = 46,10
- надбавка за несчастный случай = 31,42
- взнос в Фонд труда = 46,10

В общей сложности отчисления на социальное страхование составят 641,48 злотых (в ситуации, когда г-н Кшиштоф не болен, он уплатит полную страховую премию в размере 1069,14 злотых).

Как легко видеть, сумма пособия в размере 671,13 злотых, которую получил г-н Кшиштоф, более чем покроет стоимость взносов ZUS за этот месяц (641,48 злотых). Таким образом, 12 дней пособия по уходу в месяц достаточно, чтобы свести стоимость взносов ZUS к нулю.

.90 000 Отпуск по уходу за ребенком и предпринимательская деятельность 9 000 1

24.02.2022

(11.02.2021)

Предприниматель, у которого есть ребенок, имеет право на пособие и уменьшение взносов ZUS. В общей сложности он зарабатывает до 1750 злотых за один раз.

Каждый предприниматель, у которого будет ребенок, имеет возможность взять 14-дневный отпуск по уходу за ребенком. Каждый мужчина, ставший отцом, имеет на это право.Отпуск по уходу за ребенком предоставляется как мужчинам, работающим по трудовому договору, так и лицам, осуществляющим экономическую деятельность .

Зачем предпринимателю такой отпуск? На период отпуска по уходу за ребенком работник имеет право на пособие, выплачиваемое из ZUS, а предприниматель имеет право уменьшить причитающиеся взносы ZUS за период отпуска.

Когда можно взять отпуск по уходу за ребенком?

В соответствии с действующим законодательством отец ребенка может воспользоваться своими правами в течение 24 месяцев со дня рождения ребенка.

Отпуск по отцовству предоставляется за сроком на 14 дней , мужчина может сам решать, использовать отпуск один раз или два еженедельных частей .

Важно отметить, что последний день отпуска должен быть в пределах 24-месячного периода со дня рождения ребенка.

Отпуск по уходу за ребенком не зависит от отпуска по беременности и родам и т.н. "отцовский" отпуск. Это означает, что отец ребенка может воспользоваться двухнедельным отпуском по уходу за ребенком как тогда, когда мать ребенка одновременно находится в отпуске по уходу за ребенком, так и когда отец сам использует часть отпуска жены по уходу за ребенком в виде так называемого«отцовский отпуск». Таким образом, на практике можно воспользоваться как «отцовским» отпуском, так и дополнительным 14-дневным отцовским отпуском.

Когда предприниматель имеет право на отпуск по уходу за ребенком?

Как правило, отпуск по уходу за ребенком предоставляется каждому мужчине, занимающемуся бизнесом. Единственное условие - у вас есть страховка по болезни . Поэтому предприниматель должен платить добровольный взнос по страхованию на случай болезни.

ZUS будет выплачивать пособие

На период отпуска по уходу за ребенком предприниматель имеет право на пособие, выплачиваемое из Учреждения социального страхования на условиях, аналогичных условиям штатных работников. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком выплачивается в размере 100% базы расчета (в отличие, например, от пособия по болезни, по которому выплачивается только 80% базы расчета). Так какую же выгоду получит типичный предприниматель?

Предположим, что мы платим полные взносы ZUS, включая взнос по болезни.В 2022 году взносы на социальное страхование составляют 90 009 1 211,28 злотых 90 010 злотых. Кроме того, предприниматель уплачивает страховой взнос по медицинскому страхованию, который рассчитывается по новой основе с 2022 года (см. подробности).

Взносы на социальное страхование рассчитываются на основе минимальной суммы взносов. Эта минимальная база в настоящее время составляет 3553,20 злотых.

Эта месячная база оценки уменьшается на установленный законом коэффициент 13,71%:

3553,20 * (1-0,1371) = 3066,06 зл.

Пособие* сроком на 14 дней составит:

3066,06 / 30 * 14 = 1430,83 злотых

Эта сумма также уменьшается Институтом социального страхования на аванс по подоходному налогу в размере 17%:

1430,83 * (1-0,17) = 1187,59 злотых

Наконец, ZUS выплатит новоиспеченному отцу пособие в размере 1187,59 злотых.

* Расчеты за месяц 30 дней.

Предприниматель уменьшит взносы ZUS

В связи с отпуском по уходу за ребенком предприниматель не только получит пособие от ЗУС, но и уменьшит причитающиеся взносы ЗУС за весь 14-дневный период нахождения в отпуске. Таким образом, взносы ZUS будут выплачиваться не за весь месяц, а только за оставшиеся 16 дней месяца .

Мы можем только уменьшить взносы социального страхования. Тем не менее, мы всегда платим страховой взнос в полном объеме.Так сколько же нужно будет заплатить взносов ZUS за месяц, в котором предприниматель ушел в отпуск по уходу за ребенком?

Полный ежемесячный взнос на социальное страхование (за исключением взноса на медицинское страхование) составляет 1 211,28 злотых.

Тем не менее, после использования 14-дневного отпуска по уходу за ребенком мы будем платить надбавку только за 16 дней , т.е. в размере 646,02 злотых.

Следовательно, экономим на взносах сумму, равную:

1211,28 - 646,02 = 565,26 злотых.

В результате отпуска по уходу за ребенком предприниматель получает пособие в размере 1187,59 злотых и уменьшает дань Учреждению социального страхования на сумму 565,26 злотых.Всего, таким образом, у предпринимателя в кармане:

1187,59 + 565,26 = 1752,85 зл.

Если суммировать финансовые выгоды, которые можно получить, взяв отпуск по уходу за ребенком, то окажется, что в результате мы получаем де-факто освобождение от взносов ZUS на весь один месяц. И все это без каких-либо дополнительных действий с нашей стороны. Все, что вам нужно сделать, это сообщить ZUS о своем желании уйти в отпуск.

Какие документы необходимо предоставить?

Для выплаты пособия за период отпуска по уходу за ребенком необходимо направить в ЗУС следующие документы:

Заявление на отпуск по уходу за ребенком должно содержать информацию о периоде, в течение которого мы намерены использовать отпуск.Это заявление вместе с другими документами необходимо отправить на ZUS не позднее, чем за день до начала периода отпуска .

.90 000 взносов ZUS предпринимателя, получающего пособие по беременности и родам - ​​www.skladkazus.pl

Пожалуйста, прочтите следующую информацию и выразите свое добровольное согласие, нажав кнопку «Я согласен».

Помните, что вы всегда можете отозвать свое согласие.

Веб-сайт, с которого вы используете файлы cookie с целью:

Файлы cookie

Это файлы, устанавливаемые на конечных устройствах людей, использующих Веб-сайт, с целью администрирования Веб-сайта, адаптации содержимого Веб-сайта к предпочтениям пользователя, поддержания сеанса пользователя, а также для статистических целей и таргетинга рекламы (настройки рекламного контента для индивидуальные потребности пользователя). Обратите внимание, что пользователь Веб-сайта может определить условия хранения или доступа к информации, содержащейся в файлах cookie, с помощью настроек браузера или конфигурации службы.Подробную информацию по этому вопросу можно получить у производителя браузера, поставщика услуг доступа в Интернет и в Политике конфиденциальности и использования файлов cookie.

Администраторы

Администратором ваших персональных данных в связи с использованием Сайта и его сервисов является Издательство Налоги GOFIN sp.z o.o. Администратор персональных данных в файлах cookie в связи с отображением анализа статистики и отображение персонализированной рекламы являются партнерами Wydawnictwo Podatkowy GOFIN sp.z o.o., Google Inc, Facebook Inc.

Каковы ваши права в отношении ваших личных данных?

Что касается ваших данных, вы имеете право запросить доступ к вашим данным, исправление, удаление или ограничение обработка, право возражать против обработки данных, право отозвать согласие.

Правовая основа для обработки ваших персональных данных
Нам необходимо ваше добровольное согласие на сохранение файлов cookie в целях достижения вышеуказанных целей.
В связи с вышеизложенными разъяснениями, пожалуйста, дайте свое добровольное согласие на хранение информации в файлах cookie, нажав кнопку «Я согласен» или «Не сейчас» в случае отсутствия согласия.Можно использовать «расширенные настройки» файлов cookie, чтобы определить индивидуальное согласие на сохранение выбранных файлов cookie для выбранных целей. .90 000 Стоимость хозяйственной деятельности. Какие средства для малого бизнеса?

Многие отказываются от открытия собственного дела ради высокие затраты, связанные с ведением бизнеса. это того стоит пересчитать и найти сбережения, которые позволят вам начать предприятия.

Микропредприятия, т.е. компании с числом занятых менее 10 сотрудников и с оборотом менее 2 миллионов евро в год, они ядро отечественной экономики.Как сообщается Польским экономическим институтом в отчете «Микрофирмы под лупой 2019», в настоящее время на рынке 2,3 млн предприятий этого типа, при этом их доля в структуре ВВП достигает 30,5%. Значительная часть, целых 67% владельцы микропредприятий являются самозанятыми. Они все указывают, хотя похожие проблемы: почти для 70% предпринимателей самым большим бедствием является высокая налоговая нагрузка, немного меньше также указывает на рост расходов трудоустройство сотрудников. Малый бизнес — это довольно сложная задача, но в то же время огромное удовлетворение и большие перспективы.Деловые расходы Они не должны быть такими высокими, особенно если мы позаботимся о себе некоторые вопросы. Тем не менее, стоит тщательно изучить их структуру, прежде чем открытие бизнеса.

Самозанятое лицо: затраты

Индивидуальное предпринимательство является наиболее популярным среди людей, которые хотят вести малый бизнес. В основном это связано со значительным упрощение правил и облегчение создания компаний такого типа.По уважительной причине процедура регистрации завершится несколькими простыми шагами, с помощью которых мы можем сделать это сами, не выходя из дома. Это идеальная форма для люди, которые планируют работать самостоятельно в качестве фрилансеров или переходят на самозанятость. Однако правила не исключают и возможности трудоустройство сотрудников. На практике мы можем адаптировать бизнес к нашим собственным потребности, сэкономив массу ресурсов и нервов на формальностях и сложных бухгалтерский учет, который требуется компаниям.

Тем не менее, мы все равно будем обязаны оплатить расходы экономической деятельности, включая, конечно же, налоги и отчисления на социальное страхование. Если кроме того, мы будем использовать бухгалтерскую помощь, за которую вам придется доплатить. К счастью, в случае с индивидуальным предпринимателем расходы, связанные с этим будет намного ниже. Мы также можем сами позаботиться о бухгалтерском учете: хотя это не сложно, но требует много времени, которое стоит потратить на развитие малого бизнеса.

Открытие бизнеса: стоимость

Чтобы наша компания была зарегистрирована, она должна появиться на его предмет внесен в CEIDG, т.е. Центральный реестр и информация о деятельности Экономический. Для этого мы должны подать регистрационную форму CEIDG-1. Нет необходимости однако будьте осторожны: тогда мы легко сделаем это через Интернет мы отправим заявку, используя, например, доверенный профиль. Итак, если у нас есть хорошая идея для бизнеса придумали броское название и изучили рынок, на нем ничего не стоит препятствие для того, чтобы официально стать предпринимателем за считанные минуты.В в случае индивидуального предпринимателя затраты в этом отношении составляют точно ... 0 зл. Мы также ничего не будем платить за внесение модификаций и обновлений, т.е. номер банковского счета компании.

Деловые расходы: налоги

Каждый человек, получающий доход, должен платить за него соответствующий налог. К сожалению, это также относится к людям, работающим с одним экономическая активность. Более того - часто эта обязанность указана это серьезное препятствие для начала собственного бизнеса.У нас есть однако существует целых четыре формы налогообложения на выбор, которые могут четко перевести в бизнес-расходы: