Структура психологической готовности ребенка к школе включает компоненты


Понятие и структура психологической готовности к школе

Предваряя рассмотрение проблемы сравнительного анализа эффективности методов изучения психологической готовности к школе необходимо определить содержание основных аспектов данной проблемы - особенности дошкольного возраста, особенности феномена психологической готовности к школе, а также методов исследования психологической готовности к школе.

Первым моментом выступает анализ особенностей старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. В данный возрастной период осуществляется преобразование всех сфер жизни ребенка - происходит совершенствование отдельных психофизиологических функций у ребенка, а также происходит формирование и развитие личностных новообразований.

В качестве специфической особенности старшего дошкольного возраста выступает формирование и осознание собственного социального «Я» у детей, а также формирование внутренней социальной позиции. Ребенок постепенно начинает осознавать собственное место среди других людей, постепенно развивается внутренняя социальная позиция, а также стремление к соответствуют собственных потребностей и новой социальной роли. Ребенок постепенно начинает обобщать и осознавать собственные переживания, у ребенка развивается самооценка, отношение к неудаче и успехам в деятельности. Также для данного возрастного периода характерным является формирование рефлексии и развитие самооценки. Дети учатся анализировать собственную деятельность, а также обучаются соотносить свои переживания и мнения с мнениями и оценками окружающих людей. В связи с данной особенностью самооценка у дошкольников становится более реалистичной.

К возрасту пяти лет у детей формируются определенные позиции в группе в соответствие с их социометрическим статусом. При этом предпочтения детей в процессе игры, совместной деятельности, при выполнении трудовых поручений, являются достаточно стабильными.

Таким образом, старший дошкольный возраст является исключительно значимым периодом для развития личности дошкольников. В данном возрасте ведущей деятельностью является игровая, в рамках которой происходит активное развитие психических процессов и различных аспектов личности ребенка. В качестве основных новообразований данного возрастного периода выступает произвольность поведения, формирование самосознания, изменения в эмоциональной сфере, а также развитие словесно-логического мышления.

Процесс подготовки ребенка к обучению в начальной школе является сложной и комплексной деятельности, затрагивающей все аспекты жизнедеятельности ребенка. Психологическая готовность ребенка является важным аспектом процесса подготовки к обучению. Вместе с тем, несмотря на сложность проблемы подготовки ребенка к школе, отдельные элементы данного процесса по-разному рассматриваются учеными и специалистами-практиками. Учитывая характерные особенности научных традиций применительно проблемы подготовки ребенка к школе, можно выделить четыре основные направления (подхода).

Первое направление включает в себя деятельность, направленную на формирование у детей навыков и умений, которые требуются для успешного освоения школьной программы. Этот подход в психологии получил наибольшее развитие и известность, так как он ориентирован на формирование возможности учиться в школе как таковых. Определено, что дети в старшем дошкольном возрасте характеризуются достаточно высоким уровнем психофизического и интеллектуального развития, способны осваивать достаточно большие массивы данных. Определено, что отдельные программы обучения в начальной школе можно использовать в процессе подготовки ребенка к школе еще в дошкольном возрасте. К данной группе подходов могут быть отнесены работы, выполненные на базе НИИ дошкольного воспитания, такими педагогами, как Т.В.Тарунтаева, Л.Е.Журова и другие. В исследования было показано, что в процесса социальной организации образовательного и воспитательного процесса в детском саду, оказывается возможным сформировать у детей базовые представления относительно базовых математических операциях, а также сформировать основы грамотности. Все это способствует более успешной адаптации ребенка к школе, а также способствует улучшению всего процесса подготовки ребенка к обучению в школе.

В рамках второго подхода определяются требования, которые предъявляются к ребенку школой, тогда как с другой стороны исследуются новообразования, а также изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к конку школьного возраста. Л.И.Божович говорит о том, что существуют новообразования в психической жизни ребенка, которые в значительной степени соответствуют требованиям, которые предъявляются современной школой. В частности, дошкольник к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень развития познавательного интереса, иметь осознанную готовность изменения социальной позиции, иметь желание учиться, помимо этого школьник должен иметь опосредованную мотивацию, а также самооценку. Совокупность указанных психологических свойств и особенностей образует психологическую готовность к процессу школьного обучения.

Необходимо отметить, что процесс школьного обучения, а также учебная деятельность выступают неоднозначными понятиями. В современной организации школьной жизни учебная деятельность складывается, как отмечал В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин, не у всех школьников, тогда как процесс овладения учебной деятельностью осуществляется вне рамок школьного обучения. В связи с данным обстоятельством, проблема психологической готовности к обучению в школе необходимо понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения, а как наличие предпосылок, а также источников учебной деятельности. Учет данного обстоятельства выступает как отличительная особенность третьего рассматриваемого подхода. Специфика его заключается в том, что в исследованиях, которые принадлежат данному направлению осуществляется исследование отдельных элементов учебной деятельности, а также осуществляется выделение путей их формирования в рамках специально организованных учебных занятий.

В специальных исследованиях (Т.С.Комарова, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, О.М.Анищенко) определено, что у дошкольников, которые проходили экспериментальное обучение лепке, рисованию, конструированию формируются такие элементы учебной деятельности, как умение следовать образцу, слушать и выполнять некоторые действия по инструкции, умения оценивать собственную деятельность, а также работы сверстников. Таким образом, по мнению авторов данного направления у детей осуществляется формирование психологической готовности к школьному обучению.

Во второй половине ХХ века были определены основные направления исследования готовности детей к обучению в школе в соответствии с выделенными учеными аспектами психологического развития дошкольников. В первую очередь, это личностно-мотивационная готовность ребенка. Л.И.Божович в качестве одного из наиболее значимых элементов готовности рассматривает личностно-мотивационную. Ученый отмечает, что потребность в определенных социальных отношениях, а также познавательная потребность являются базовыми в психическом развитии ребенка, а также они являются значимыми условиями для обеспечения успешности обучения в начальной школе.

Отмечается, что большое значение для успешной адаптации в школе имеет интеллектуальная готовность ребенка-дошкольника. А.Л.Венгером было установлено, что в качестве важного показателя готовности к обучению в школе выступает высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления у ребенка. Степень развития логического мышления имеет несколько меньшее значение для успешной подготовки ребенка к поступлению в школу.

Другое направление исследований связано с анализом форм общения ребенка дошкольного возраста с детьми и взрослыми. В данном случае речь идет о коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе. По мнению Л.И.Лисиной, выделение коммуникативной готовности как основного компонента готовности к обучению в школе обусловлено тем, что деятельность ребенка никогда не выполняется изолированно от взрослого, она всегда содержит в себе отдельные элементы кооперации с ним. В качестве значимого образования 6-7-летнего возраста, по мнению Л.И.Лисиной выступает появление такого вида общения, как внеситуативно-личностного, когда ребенок оказывается способным воспринимать взрослого как учителя и занимать относительно него позицию учащегося.

Также в качестве важного направления исследований выступает исследование эмоциональной готовности дошкольников к обучению в школе. По мнению Т.А.Нежновой и Е.В.Филлиповой, обращаясь к анализу феномена школьной тревожности, необходимо отметить, что эмоциональное отношение к учению и школе можно рассматривать как исключительно значимый показатель формирования учебной деятельности и готовности к обучению в школе. Эмоциональное неблагополучие у детей младшего школьного возраста находит свое проявление в таких отрицательных последствиях, как снижение интереса к учебе, появление трудностей в общении с учителями и одноклассниками, снижении общего уровня успеваемости детей.

Существует актуальная необходимость в исследовании проблемы готовности к обучению в школе как сложного системного образования, вместе с тем, существуют сложности методологического плана в осуществлении такого рода исследований, так как такого рода деятельность предполагает использование системного подхода в исследовании психической жизни человека.

Таким образом, психологическая готовность к школе определяется как совокупность личностных качеств, умений, знаний, навыков, которые нужны для обучения. Практически все исследователи отмечают, что эффективным школьное обучение будет только тогда, когда ребенок, поступающий в школу, имеет нужные и достаточные качества, которые затем в процессе обучения совершенствуются и развиваются.

Психологическая готовность обладает своей структурой. Она включает следующие компоненты: уровень психомоторной зрелости, учебная мотивация, умение действовать согласно образцу и по правилам, умственное развитие на достаточном уровне, багаж знаний, развитые память, речь и мышление, общение на достаточно развитом уровне.

Рубежный тест по курсу «Психологическая готовность к школе»

Проходной балл – 5

время, отведенное на выполнение каждого теста – 15 минут
тип тестов – для контроля знаний по курсу

Вариант 1

  1. Психологическая готовность это:

а) состояние;
б) свойство;
в) процесс;
г) все ответы верные.

2. Под готовностью понимают:
а) способности;
б) установки;
в) мотивацию;
г) все ответы верные.
3. По мнению Д. Н. Узнадзе – психологическая готовность это:
а) способности;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
4. По мнению В. А. Ядова – психологическая готовность рассматривается как:
а) способности;
б) установки;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
5. По мнению А. Н. Леонтьева – психологическая готовность это:
а) способности;
б) система личностных смыслов;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
6. По мнению К. Роджерса – психологическая готовность это:
а) стремление к самоактуализации;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
7. Структура психологической готовности ребенка к школе включает компоненты:
а) интеллектуальный;
б) личностный;
в) мотивационный;
г) все ответы верные.
8. Главным новообразованием, свидетельствующем о психологической школьной готовности является:
а) «внутренняя позиция школьника»;
б) развитие познавательной сферы;
в) начальные формы учебной деятельности;
г) все ответы верные.
9. Зрелость функций к началу обучения в школе позволяет, по мнению Л.С. Выготского, определить:
а) готовность к школьному обучению;
б) «зону ближайшего развития»;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
10. «Зона ближайшего развития» – это:
а) готовность к школьному обучению;
б) возможность достижений ребенка при сотрудничестве со взрослым;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
11. Определяющая роль готовности к школьному обучению отводится:
а) интеллектуальным способностям;
б) мотивации учения;
в) социальной ситуации развития;
г) все ответы верные.
12. Этап начального школьного образования соответствует периоду социализации:
а) адаптации;
б) индивидуализации;
в) интеграции;
г) все ответы верные.

Вариант 2
1. Этап начального школьного образования соответствует периоду социализации:
а) адаптации;
б) индивидуализации;
в) интеграции;
г) все ответы верные.
2. Определяющая роль готовности к школьному обучению отводится:
а) интеллектуальным способностям;
б) мотивации учения;
в) социальной ситуации развития;
г) все ответы верные.
3. «Зона ближайшего развития» – это:
а) готовность к школьному обучению;
б) возможность достижений ребенка при сотрудничестве со взрослым;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
4. По мнению В. А. Ядова – психологическая готовность рассматривается как:
а) способности;
б) установки;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
5. По мнению А. Н. Леонтьева – психологическая готовность это:
а) способности;
б) система личностных смыслов;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
6. По мнению К. Роджерса – психологическая готовность это:
а) стремление к самоактуализации;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
7. Структура психологической готовности ребенка к школе включает компоненты:
а) интеллектуальный;
б) личностный;
в) мотивационный;
г) все ответы верные.
8. Главным новообразованием, свидетельствующем о психологической школьной готовности является:
а) «внутренняя позиция школьника»;
б) развитие познавательной сферы;
в) начальные формы учебной деятельности;
г) все ответы верные.
9. Зрелость функций к началу обучения в школе позволяет, по мнению Л.С. Выготского, определить:
а) готовность к школьному обучению;
б) «зону ближайшего развития»;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
10. По мнению Д. Н. Узнадзе – психологическая готовность это:
а) способности;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
11. Под готовностью понимают:
а) способности;
б) установки;
в) мотивацию;
г) все ответы верные.
12. Психологическая готовность это:
а) состояние;
б) свойство;
в) процесс;
г) все ответы верные.

Ключ к рубежному тесту к разделу «Психологическая готовность к школе»

№ вопроса

Вариант ответа

 

1 вариант

2 вариант

1.

б

а

2.

г

б

3.

б

б

4.

в

в

5.

б

б

6.

а

а

7.

г

г

8.

а

а

9.

в

в

10.

б

б

11.

б

г

12.

а

б


Источник: Гребнева В.В., Кузнецова Л.Б. Проверочные тесты по курсу «Психология»: Методическое пособие для студентов педагогических специальностей – Белгород, 2009. – 85 с.

Психологическая готовность к школе и ее компоненты

Психологическая готовность к школе и ее компоненты

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная.

Исследования Н.Г. Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении.

«Школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

 

Мотивационная готовность к школе имеет большое значение для нормального вхождения ребенка в учебную деятельность.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

  • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
  • концентрация внимания;
  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • логическое запоминание;
  • сенсомоторная координация;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки.

Значит, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость предполагает:

  • уменьшение импульсивных реакций;
  • возможность длительное время удерживать внимание на не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

  • потребность ребенка в общении с другими и умение подчинять свое поведение законам детскому обществу;
  • способность исполнять роль ученика в условиях школьного обучения.

Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Эта концепция позволяет им утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как главная предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований утверждают, что для успешного освоения школьной программы имеет большое значение не совокупность имеющихся у дошкольника знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и воспринимается как психологические предпосылки к обучению в школе. В таком случае считаем целесообразным последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе», чтобы отделить его от предыдущего.

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальном развитие и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками».

Социальные мотивы обучения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими сверстниками и взрослыми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Поступление ребенка в школу значительно изменяет весь повседневный ход его жизни и деятельности. У дошкольника, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с людьми, вошедшими в круг его общения, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него созрела потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, приближающую его к миру взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не в силах удовлетворить дома. Соединение этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Данному новообразованию она придавала очень огромное значение, утверждая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соединять мотивы своего поведения и деятельности. Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Такие же взгляды разделял А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

Произвольное поведение формируется в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку перейти на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенок не всегда способен. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь начинает формироваться. Именно исходя из этого игру можно считать школой произвольного поведения».

Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

  • умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое действие по зрительно воспринимаемому образцу. Фактически — это параметры развития произвольности, являющиеся значительной частью психологической готовности к школе, на которые будет опираться обучение в первом классе.

Композиция учебно-важных качеств, присутствующих у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят огромные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которая в свою очередь влияет на дальнейшую успеваемость ребенка.

В исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и «совершенствуются».

Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Раскрывая механизм, лежащий в основе такого обучения, Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения находилась в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то дошкольник считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программу обучения и автоматически попадает в разряд отстающих учеников.

Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен прослеживаться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе.

Практически всегда, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе формируются естественным путем при нормальном развитии дошкольника.

Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.

Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни.

Психологическая готовность к обучению в школе – одна из основных проблем современного образования, в том числе и дошкольной педагогики, так как это является важным фактором успешности школьного обучения детей. Проблема психологической готовности детей к освоению школьной программы заключается в том, что школа ко всем ученикам предъявляет одинаковые требования, отображены в учебниках, методиках и программах обучения, но дети имеют разный уровень психического развития, поэтому при поступлении в школу они обладают разными психическими способностями.

То есть, психологическая готовность к обучению в школе – это соответствие психических возможностей ребенка к предъявляемым в обучении требованиям, это тот уровень психического развития ребенка, который позволит ему успешно справляться с трудностями школьной адаптации.

Структура психологической готовности к обучению в школе состоит из:

  • мотивационной готовности (желание выполнять новые обязанности, подчиняться возникшим требованиям и правилам, связанные с другим статусом и новой позицией – школьника);
  • интеллектуальной готовности (не только наличие нужных знаний и умений, но и обладание достаточно высоким уровнем психического развития, который обеспечит произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что дает возможность быстро овладеть навыками чтения, счёта и решать задачи «про себя»), проявляющуюся в осознании новой социальной роли и относительно высоком уровне психического развития;
  • волевой готовности (подчинение, умение слушать, осмысливать содержание того, что говорит взрослый, сосредоточиться на инструкции учителя, понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения), необходимую для нормальной адаптации к школьному обучению, которая проявляется в умении концентрироваться на инструкциях и требованиях учителя.

Поступление в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Поэтому понятна та озабоченность, которая присуща и взрослым, и детям при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение в школе является обязательным, общественно значимым делом. Достаточно высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие требованиями современной жизни.

Произвольность познавательной деятельности хоть и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу, не всегда достигает полного своего развития: ребёнку трудно длительное время удерживать устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и тому подобное. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть развеивается устойчивость внимания.

Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Однако важен не столько объём приобретённых знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

О готовности к обучению в школе свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и сформированности познавательной деятельности дошкольника. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного времени и не могут сформироваться сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их не развивали в достаточном объёме. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и стремление думать, решать задачи, прямо несвязанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или жизненной ситуацией. Уровень развития познавательной деятельности, который может достичь ребенок к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, и определенные качества восприятия мышления ребенка. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль над действием.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразие и свойства. Он должен владеть достаточно полным, четким и расчлененным восприятием. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

Высокие требования предъявляются к обучению в школе, систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь вычленять существенные признаки и явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять сходство и различие; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать заключение.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в новый коллектив, найти свое место в нем, включиться в новую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников.

Л.С. Выготский однозначно отвечал на вопрос о созревших функциях к моменту обучения в школе, но все же, у него есть замечание о низшем пороге обучения, то есть пройденных циклах развития, необходимых для дальнейшего обучения. Именно это замечание и позволяет понять противоречия, существующие между экспериментальными работами, подтверждающими принцип развивающего обучения, и теориями психологической готовности к школе.

Так как обучение, соответствующее «зоне ближайшего развития», все равно опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа обучения будет являться низшим порогом обучения, а потом уже можно определить высший порог обучения, или «зону ближайшего развития». В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Школьные программы составлены таким образом, что они ориентируются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста. Исходя из этого, эти программы не опираются на те психические функции, которые являются новообразованиями младшего школьного возраста и которые в работах Л.С. Выготского фигурировали как незрелые, но тем не менее позволяют ученикам обучаться письму, счёту и т. д. Эти незрелые функции не являются тем низшим порогом, на который опираются школьные программы, и потому их незрелость не мешает обучению детей.

Важным компонентом в психическом развитии дошкольника является психологическая готовность его к школьному обучению.

Психологическая готовность является необходимым условием для успешного обучения в школе. Она обеспечивает восприятие знаний и этим влияет на их усвоение. В этом возрасте ребёнок претерпевает большое количество изменений, не только внешних, но и внутренних, благодаря которым совершает переход с одной ступени развития на другую.

Психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, включающем в себя все стороны развития детской психики. Это уровень психофизиологического, эмоционально – волевого, умственного и личностного развития, позволяющий детям осваивать учебную деятельность.

Готовность дошкольника к обучению в школе является одной из самых главных задач этого возраста. Решение в единстве с другими задачами позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей и подготовить их к обучению.

< Предыдущая   Следующая >

1.2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению. Особенности коммуникативной готовности ребенка к школе

Похожие главы из других работ:

Влияние стиля воспитания матери на формирование психологической готовности к школьному обучению

1.1 Понятие и компоненты психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет

1.2 Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников...

Диагностика психологической готовности к школьному обучению (сравнительный анализ)

1.1 Определение понятия психологической готовности к школьному обучению и основные параметры готовности

Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая проблема: приоритет отдается уровню мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков...

Диагностика психологической готовности к школьному обучению (сравнительный анализ)

2. Сравнительный анализ психологической готовности детей к школьному обучению 6 и 7 лет на базе ОСШ№61

...

Особенности коммуникативной готовности ребенка к школе

1.2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием...

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

1.1 Проблема психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной научной литературе

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств...

Проблема психологической готовности детей к школьному обучению

2.1 Описание методик и процедуры диагностики психологической готовности детей к школьному обучению

Итак, исходя из первой (теоретической) главы моей работы, уже становится понятно, что уровень определения психологической подготовки к школе является основополагающей для всего дальнейшего обучения в общеобразовательном учебном учреждении...

Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

1.5 Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Анализ современной литературы, а также собственный опыт работы в качестве практических психологов образования и вузовских преподавателей позволяют выделить основные, на наш взгляд, проблемы в работе с детьми...

Психодиагностическая работа с младшими школьниками

3.1 Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов...

Психологическая готовность к обучению в школе у детей с нарушениями зрения (старший дошкольный возраст)

1.2 Определение понятия "готовность к школьному обучению", критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Практически все исследователи дошкольного периода развития имеют свои...

Психологическая готовность к школьному обучению

2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению, их характеристика

2.1 Личностная готовность к школьному обучению Личностная готовность подразумевает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что-то новое. Далеко не каждый ребенок...

Психологические вопросы готовности к школьному обучению

3 Определение психологической готовности детей к школьному обучению

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению...

Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования...

Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии к обучению в школе

1.2 Понятие готовности к школьному обучению в педагогике и психологии. Определение готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психолого-педагогического знания как комплексная характеристика ребенка [1, 5, 17, 23], которой раскрываются уровни развития психологических качеств...

Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

Глава I. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

...

Школьная зрелость 6-летнего ребенка - или что должны знать родители

Поход в школу - очень важный момент в жизни ребенка. Родители переживают это событие вместе с ребенком. Вокруг ребенка возникает атмосфера внезапного повышенного интереса, наполненная радостью - мой ребенок идет в школу, и тревогой - как он справится, каким учеником он будет.

Заботливые родители всегда готовы предвидеть трудности и защитить себя от них.Они мечтают, чтобы наука была для их детей увлекательным способом познания мира, а не, как считают многие дети, скучным, трудным и бессмысленным занятием. Они задаются вопросом, что они могут сделать, как помочь ребенку достичь уровня зрелости, требуемого школой.

Степень приспособленности ребенка к школьной действительности зависит от степени его школьной зрелости.

Понятие школьной зрелости, поскольку именно так определяется готовность ребенка к выполнению задач и обязанностей, поставленных перед ним школой, охватывает как его умственное, физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие, так и уровень овладение навыками и знаниями, подготавливающими ребенка к обучению чтению, письму и счету.

Есть много факторов, которые определяют, хочет ли ребенок систематически ходить в школу. К ним относятся, среди прочего:

- Культурные условия включают уровень образования родителей, языковую культуру семьи, культурные потребности, правила воспитания детей, способы проведения свободного времени.Культурные условия семейного очага и особенно уровень образования родителей оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие и школьные достижения учащихся. Образованные родители, как правило, проявляют большой интерес к школьным проблемам своих детей, имеют большие ожидания и устремления в отношении их будущего и в большей степени стимулируют их к достижениям.

- Социально-психологические условия: структура семьи, личность родителей, отношения между родителями, отношение родителей к детям, домашняя атмосфера.Для достижения школьной зрелости важно, воспитывается ли ребенок в полной или неполной семье, в малой или большой семье, в двух- или трехпоколенной семье. Как правило, многодетная семья создает благоприятные условия для развития личности ребенка, так как заставляет считаться с окружающими и воспитывает заботливые отношения. Дети из многодетных семей быстрее становятся самостоятельными, достигают более высокого уровня эмоциональной зрелости, не склонны переоценивать себя, лучше умеют взаимодействовать с окружающими.Однако, если семья очень большая и материальные условия очень скромные, обремененные излишними обязанностями родители мало времени уделяют своим детям, предоставляют их самим себе, не удовлетворяя всех их потребностей.

Важным фактором, влияющим на школьную зрелость детей, является факт посещения детского сада . Дети с длительным дошкольным стажем отличаются лучшей социализацией, чем другие дети, и лучшей подготовкой к школе.

В детском саду происходит формирование личности ребенка, его познавательных способностей и мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ и синтез, мышление.Есть мануальные и графические упражнения на совершенствование, чтобы у ребенка не было проблем с письмом. Формируются социальные и нравственные установки и черты характера, развивается словарный запас ребенка. На этом этапе следует помнить о поддержке того, что развивается медленнее и слабее, о развитии и замечании способностей ребенка, об обеспечении условий для всестороннего развития (предоставление учебных пособий, условий труда, забота о здоровье ребенка, обеспечение двигательной активности). Вы также должны не забыть связаться с учителем вашего ребенка, узнать, как у него дела, и немедленно оказать помощь.Оздоровительные упражнения лучше проводить в игровой форме, побуждать ребенка к самовыражению, читать книги, ограничивать просмотр телевизора. Итак, ребенок, достигший готовности к школе, должен:

  1. В области умственной работоспособности:

- для овладения зрительным и слуховым анализом и синтезом;

- выражать себя, произносить слова и строить грамматически правильные предложения;

- правильно произносить все звуки - если у него дефект речи, он должен находиться под наблюдением логопедической клиники

- логично и достаточно бегло рассказать о недавнем событии, описать содержание картины, извлекая важные и важные для действия, представленного на картинке детали;

- готов слушать прочитанные ему книги и уметь рассказывать их содержание;

- узнавать цвета и уметь их называть; - знать несколько песенок и потешек для детей;

- понимать и выполнять адресованные ему указания;

- иметь хорошую зрительно-слухово-моторную координацию;

- хорошо понимать схему тела, а также пространственную, направленную;

- хорошо ориентироваться в ближайшем социальном и природном окружении;

- уметь рассчитывать по частностям;

- узнавать и называть геометрические фигуры.

  1. В области двигательных и мануальных навыков:

- быть самостоятельным, с особым упором на основные виды деятельности по самообслуживанию - застегивание пуговиц, завязывание шнурков, одевание и раздевание;

- резать и безопасно пользоваться ножницами;

- выполнять действия, требующие ловкости пальцев, такие как нанизывание бисера, расстановка кубиков, шитье большой иглой, игры на ловкость и т. д.

- уметь бросать и ловить большой мяч;

- уметь прыгать, подпрыгивать на одной ноге;

- эффективно пользоваться инструментами для рисования и письма, правильно их держать;

- соблюдать правильное направление рисования фигур, узоров, букв - справа налево и сверху вниз;

- воспроизвести заданные фигуры;

- выполнить работу на заданную тему с использованием различных художественных техник;

- будь проворным, быстрым, проворным;

- иметь хороший баланс;

- установили латеральность - доминирует одна сторона.

  1. В сфере социальных навыков:

- стараться выполнять деятельность до конца, в определенное время, настойчиво;

- ведите себя благоразумно;

- соблюдать установленные правила, соблюдать правила игр и занятий;

- доверчиво относиться к окружающему миру;

- контролировать эмоциональные реакции, не поддаваться сиюминутным капризам;

- иметь возможность делиться с другими;

- нравиться, быть принятым сверстниками;

- не реагировать агрессивно или слишком эмоционально на трудности или неудачи;

- помощь в несложных домашних делах;

- для поддержания порядка в непосредственной близости;

— быть готовым помочь, полезным;

- сосредоточить свое внимание на заданной деятельности;

- адаптироваться к новой ситуации и среде;

- готов играть со сверстниками;

- в зависимости от ситуации провести игру, подать в группу, сотрудничать.

Несколько практических советов:

- никогда нельзя пугать ребенка школой и учителями;

- ребенок должен радоваться, что идет в школу;

- должен участвовать в покупке школьных принадлежностей, выбирать то, что ему нравится;

- заранее подготовим письменный стол, полку для книг и школьных принадлежностей, постоянное место для работы;

- помните, что для правильного развития ребенка необходимы следующие условия: - порядок, покой и веселая атмосфера дома;

- поддержание эмоционального контакта с ребенком;

- соблюдение постоянного режима дня;

- сделать его независимым, обязательным и пунктуальным;

- обеспечение контактов со сверстниками.

- когда ребенок пойдет в школу:

- поговорим с ним о том, что там происходит, что интересного он узнал;

- просмотрим его блокноты;

- похвалим, побудим к работе;

- не кричи, если он чего-то не может, а попробуй ему помочь;

- давайте работать с учителями;

- не будем избавлять ребенка от школьных обязанностей.

.

Диагностика готовности к школе - как сделать?

Диагностика готовности к школе, а точнее подготовка сведений о готовности ребенка к началу обучения в начальной школе, является обязанностью каждого воспитателя детского сада. Конец апреля — последний момент для передачи такой информации родителям. Как может выглядеть эта информация?

Информация о готовности ребенка к началу обучения в начальной школе – правовая основа

Диагностика готовности к школе завершается передачей такой информации родителям ребенка.Те же, наоборот, могут делать с ним что хотят. Родители не обязаны переводить его в начальную школу, которую будет посещать их ребенок, но желательно.

Итак, первая важная информация заключается в том, что информация о готовности к школе (кратко) создается по формуле, указанной в приложении 3 к Постановлению МОН от 27 августа 2019 года об аттестатах, дипломах государственного образца и других бланках .

Что важно?

Сведения о готовности к школе готовятся по данной схеме . Законы также могут быть изменены среди ночи, поэтому убедитесь, что на момент чтения этой статьи она актуальна. Как? При переходе по ссылке на положение в нем будет содержаться информация о том, остается ли в силе данный правовой акт, а если нет - ссылка на акт, отменивший его.Если вы видите под правовым актом информацию Закон о признании утратившим силу или о внесении изменений в Положение, см. ссылки.

Страницы документа должны быть пронумерованы, и каждая из них отмечена номером модели и номером ссылки MEN-I/74 .

Вот файл шаблона.

А здесь можно скачать:

Документ, как и документы, должен быть подписан и скреплен печатью.В эпоху пандемии и работы на дому до сих пор остается загадкой, как это будет выглядеть. Я ожидаю, что каждое учреждение разработает собственную стратегию передачи этой информации родителям.

Как заполнить файл - предложения

Конечно, первое, что нужно сделать, это заполнить документ так, чтобы он реально отражал подготовку ребенка к поступлению в школу. Министерский шаблон очень ловко сделал так, что папка содержала не только комплименты в адрес ребенка, но и сами трудности.

То, что мы пишем о ребенке, может быть легко использовано языком основной учебной программы.

Зона физического развития ребенка - Примеры

Это примеры, которые можно использовать для формулирования информации о готовности к школе.

Эмоциональная сфера развития ребенка - примеры

Социальная зона детского развития – примеры

Когнитивная область развития ребенка - примеры

П.С. В качестве примера я написал свою книгу 🙂 Думаю, она будет полезна. Но, конечно, туда можно включить ряд другой ценной литературы. Это так полушутя, полусерьезно.

Независимость, включая навыки и самообслуживание

Потребности развития ребенка, в том числе замеченные предрасположенности, способности и интересы

Дополнительные наблюдения о ребенке

Здесь вы можете поделиться тем, на что раньше не хватило места, и что несомненно важно. Здесь нужно отмечать сенсорный дефицит, психофизическую возбудимость, отмечать достигнутые успехи, обращать внимание на темп работы, качество, мотивацию ребенка, на то, что особенно положительно влияет на его развитие и наоборот.

Диагностика готовности к школе 9000 6

Диагностика готовности к школе может принимать разные формы. Часто издательства предлагают готовые рабочие листы и диагностические листы для облегчения диагностики. В некотором смысле это содействие требует от нас больших знаний и опыта, чтобы критически оценить такой диагностический лист.

Можем ли мы сами подготовить листы для диагностики готовности к школе? Да, конечно. Такой лист должен содержать задания, относящиеся к каждому из пунктов Учебной программы дошкольного образования.Достаточно открыть его и рассмотреть, как мы хотим проверить каждый из этих пунктов. Сам диагноз можно поставить в ходе регулярных занятий с ребенком. На самом деле, это определенно веселее, чем осматривать дошкольника.

Физическое развитие

Подобрав правильный комплекс упражнений, мы можем оценить область, связанную с физическим развитием, дополнительно оценив мелкую моторику в ходе выполнения заданий в рабочих картах, которые мы готовим для ребенка. Это также поможет нам наблюдать за самостоятельностью ребенка в ситуациях, связанных с гигиеной или поддержанием правильной осанки.

На что следует обратить внимание? За все, что было включено в первую область основной учебной программы.

Эмоциональное развитие

Эту область лучше всего оценивать, наблюдая за ребенком в ходе повседневной деятельности. Можно, например, во время лечебных игр, с элементами драмы, в ходе какой-то художественной деятельности.

На что следует обратить внимание? За все, что было включено во вторую область Основной учебной программы.

Социальное развитие

Эта область также наиболее точно диагностируется при наблюдении.Ценную информацию можно получить, работая в небольшой группе над заданием. Другой формой является оценка социального функционирования ребенка в свободной игре, в деятельности в большой группе, а также в трудной ситуации, такой как конфликт, несоблюдение группового кодекса одним из детей.

На что следует обратить внимание? За все, что было включено в третью область Основной учебной программы.

Когнитивное развитие

Это самая оживленная область основной учебной программы.Он включает в себя как навыки, так и информацию, которые в просторечии можно было бы назвать общими знаниями.

Самый простой способ проверить информацию, такую ​​как адрес, род занятий родителей или столица страны, — это использовать ВИКТОРЫ.

Математические компетенции, связанные с подготовкой к обучению чтению, связанные с общением на иностранном языке - в ходе адекватных ковровых занятий.

Много информации дает и анализ детского творчества – рабочих листов, рисунков, пространственных работ.

На что следует обратить внимание? За все, что было включено в четвертую область Основной учебной программы.

Надеюсь помог 🙂

Госпожа Моня

Моника Собковяк - педагог, невролог, автор игр и книг для детей, родителей и педагогов. Я много лет работаю с детьми и делюсь своими знаниями и опытом с родителями и учителями. И сегодня - я рад приветствовать вас здесь!

.90,000 диагностика готовности к школе - Kreatywna Akademia

Основная цель диагностики готовности ребенка к школе – выявить навыки и поведение ребенка, которые помогут ему учиться в первом классе, и выявить аспекты развития ребенка, которые, безусловно, затруднят обучение.

Чтобы показать прирост знаний и умений ребенка, всегда планируется проведение двух диагностических тестов, первый (сентябрь/октябрь после адаптационного периода в детском саду), второй обычно проходит примерно в апреле/мае.

Диагностика готовности к школе охватывает все области развития ребенка, уделяя особое внимание социальному и эмоциональному развитию ребенка, физическому развитию и когнитивному развитию. Показатели, входящие в него, адекватны требованиям, включенным в базовую программу дошкольного образования.

Социально-эмоциональное развитие учитывает следующие аспекты: самостоятельность ребенка, понимаемая как способность самостоятельно выполнять действия по самообслуживанию, связанные с одеванием, приемом пищи, самостоятельным выполнением заданий, завершением начатых действий.

Вторым изучаемым аспектом является уровень социализации, измеряемый следующими показателями: сотрудничество в коллективе, соблюдение норм и правил, сложившихся в группе, надежное выполнение поставленных задач и социально приемлемое реагирование.

Физическое развитие, , т.е. наблюдение за уровнем общей подвижности детей, с особым акцентом на такие показатели, как попеременное движение, равновесие, ловкость и отношение к физическим нагрузкам.

Когнитивное развитие ребенка обычно подразделяют на такие детализированные области, как: речь ребенка с точки зрения повествовательной и языковой компетенции с учетом правильности строящихся им высказываний с точки зрения грамматики, словоизменения и словообразования.

Другой областью исследований является визуальное восприятие , как решающий элемент для эффективного обучения чтению и письму на следующем этапе обучения. Также проверяют память и внимание ребенка, например, пытаясь пересказывать по памяти и запоминая элементы предъявляемой картинки.

Мышление ребенка отражает попытки правильно оформить рассказ по картинкам (причинно-следственное мышление с учетом временной последовательности предъявляемых событий), решение логических задачек (понятийное мышление).

Еще одним аспектом познавательного развития ребенка является математическое мышление, которое учитывает расположение предметов в пространстве, отождествление цифры с соответствующим количеством предметов, использование порядковых чисел, элементы сложения и вычитания в пределах 10, построение наборов элементов на основе двух признаков: распознавания географических фигур и аранжировки ритмов.

Диагностика также включает подготовку к обучению чтению и письму путем оценки правильности удержания пишущего инструмента, отображения фигур и рисования буквообразных знаков.

Очень важным элементом, демонстрирующим соответствующий уровень подготовки к обучению чтению, является тест в области анализа и синтеза голоса. Это касается выделения голосов и голосов, деления слов на звуки, распознавания прописных и строчных букв и сопоставления подписей к картинкам.

Принята шкала, по которой можно определить уровень навыков ребенка в вышеуказанных диапазонах.

Ниже приведены примеры маркеров такого масштаба:

А (3 балла): сформирован проверяемый навык: ребенок самостоятельно/внимательно/точно/эффективно/безошибочно выполняет деятельность, определенную индикатором.

Б (2 балла): проверяемый навык должен быть улучшен: ребенок самостоятельно выполняет деятельность, определенную индикатором, допуская единичные/незначительные/незначительные/незначительные ошибки.

С ( 1 балл): проверяемый навык находится в стадии формирования, его следует развивать: ребенок пытается выполнить задание самостоятельно или ожидает поддержки, выполняет действия неточно/неаккуратно/небрежно/делает ошибки.

D (0 баллов): Проверяемый навык еще отсутствует, ребенок самостоятельно или с помощью учителя не выполняет определенные индикатором действия или выполняет задания неправильно.

Проценты:

100% - 76% - высокий уровень

75% - 51% - средний уровень

ниже 51% - низкий уровень

Диапазон Точка

Уровень готовности

Качественная интерпретация результата

153pt- 116pt

высокий

Ребенок готов приступить к школьным обязанностям.

115 баллов - 78 баллов

средний

Ребенка можно считать готовым к школьным обязанностям. Однако мероприятия, поддерживающие те сферы детского развития, в которых выявлены трудности, необходимы.

ниже 77 баллов

низкий

Ребенок еще не готов к школьным обязанностям. Требует проведения специализированных исследований в психолого-педагогическом консультационном центре и проведения коррекционно-компенсирующих мероприятий.

Наибольшие недостатки обычно проявляются у студентов в познавательной сфере.

Формировать общие знания учащихся, работать над развитием повествовательной и лингвистической компетенции, развитием математических понятий и навыков ручного труда.

Очень важная часть деятельности учителя должна быть посвящена развитию слухового анализа и синтеза, в том числе голосованию слов, букв алфавита, узнаванию головы и звучания предъявляемых слов.Вам также следует расширить объем кратковременной памяти и внимание.

В отделении шестилетних детей учителю следует сосредоточить свое внимание на использовании упражнений и заданий, развивающих кратковременную память, концентрацию внимания, зрительно-моторное восприятие, подготавливающих к обучению письму.

Ценной формой работы с детьми также является введение упражнений, формирующих слуховое восприятие, словарный запас и языковую правильность.

Нужно постоянно расширять и наращивать знания о мире и явлениях, связанных с природой, техникой и наукой.Расширение общих знаний, знаний и математических понятий.

Постоянная работа по формированию социально-эмоциональных компетенций, касающихся, прежде всего, самостоятельности детей в условиях самообслуживания и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (допустимый способ выражения эмоций, дисциплины и мирного разрешения групповых конфликтов) является важный элемент воспитания детей.

.

Шкалы интеллекта и развития для детей и юношества IDS-2

Описание: IDS-2 – это инструмент, позволяющий всесторонне оценить способности и компетенции людей в возрасте от 5 до 20 лет. Батарея состоит из 30 тестов, которые проверяют когнитивные навыки (интеллектуальные, исполнительные функции) и компетенции (психомоторные навыки, социально-эмоциональные компетенции, школьные компетенции и отношение к работе). Дополнительно психолог может оценить поведение обследуемого в тестовой ситуации.Акцент сделан на динамике характерных для периодов сильных и слабых сторон детей и подростков. В психологической практике шкалы обычно используются модульно.

IDS-2 является более полным продолжением и концептуальным расширением шкалы IDS. В связи с тем, что он охватывает очень широкий 15-летний возрастной диапазон (от 5 до 20 лет) и дает возможность полной диагностики всех сфер развития детей и подростков, ИДС-2 становится наиболее полным инструментом в психологической психологии. диагностики детей и подростков, доступных на рынке.Его модульная структура, множество показателей и богатые возможности анализа позволяют легко адаптировать объем обследования к потребностям диагноста.

Обычной практикой является выбор из набора тестов, которые используются для проверки социально-эмоциональных компетенций. По просьбам пользователей в дополнение к стандартным листам для ИДС-2 мы подготовили отдельный лист для исследования социально-эмоциональных компетенций .

Надежность: Очень высокая внутренняя согласованность и стабильность показателей IQ и факторных оценок, как правило, высокая (> 0,70) надежность тестов интеллекта.Высокая достоверность общего показателя исполнительных функций, удовлетворительная (около 0,8) достоверность результатов тестирования. В тестах компетентности достоверность общих показателей высока (0,8–0,9) и полностью оправдывает их использование в индивидуальной диагностике. Общий показатель социально-эмоциональных компетенций характеризуется несколько меньшей достоверностью (около 0,7). Результаты тестов индивидуальных компетенций в целом показывают вполне удовлетворительные показатели надежности. Результаты тестов на измерение отношения к работе характеризуются как высокой внутренней податливостью, так и стабильностью.

Точность: Тесты интеллекта - структура интеллекта, измеряемого IDS-2, такая же, как и в оригинальной версии. Необработанные результаты тестов увеличиваются с возрастом. Показатели IQ и факторные оценки значительно коррелируют с соответствующими оценками WAIS-R (PL). Результаты в IDS-2 учащихся начальных и младших классов достоверно коррелируют с их школьными оценками. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют низкие баллы по IDS-2. IDS-2 точно дифференцирует степень умственной отсталости (легкая и умеренная).

Тесты исполнительной функции

— результаты увеличиваются с возрастом. Они также связаны с интеллектом, в частности с результатами тестов, измеряющих скорость обработки информации и устойчивость к отвлекающим факторам. Они коррелируют с результатами теста CCTT Color Connection Test for Children. Они снижены у детей с дислексией и детей с СДВГ.

Проверка компетентности – собранные данные подтвердили точность измерения компетентности. В наименьшей степени была подтверждена точность тестов социально-эмоциональных компетенций, а в наибольшей - тестов школьных компетенций.Полученные результаты достоверно коррелировали с оценками педагогов отдельных видов компетенций.

Стандарты: Разработано для 36 возрастных групп. Разработаны квартальные нормативы для детей 5-9 лет, полугодовые нормативы для детей 10-14 лет и годовые нормативы для детей 15-20 лет. Результаты, рассчитанные в тестах, представлены по 19-балльной шкале со средним значением 10 и стандартным отклонением 3. Показатели IQ и факторные баллы представлены по шкале со средним значением 100 и стандартным отклонением 15.IQ варьируется от 30 до 170.
Возрастные эквиваленты также были разработаны для детей в возрасте 5-14 лет, которые указывают возраст, в котором конкретный необработанный результат теста соответствует среднему конвертированному баллу (10 баллов).

Приложение: Поскольку IDS-2 состоит из 30 тестов, его можно использовать для самых разных целей, например:

Материалы:

* По просьбам наших клиентов, которые иногда используют IDS-2 для изучения социально-эмоциональных компетенций, мы ввели новый тип рабочего листа для исследования только этой области.Эти листы не входят в комплект.

Скачать брошюру

ПРИМЕЧАНИЕ: Покупателей, которые приобрели материалы для ИДС-2 в 2018 году в рамках акционной предпродажи и хотят приобрести учебники со скидкой 25%, просим оставить отзыв в комментариях к заказу - это ускорит его выполнение. Количество экземпляров каждого учебника, которое можно приобрести со скидкой, соответствует количеству приобретенных акционных комплектов.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ОБУЧЕНИЕ:

Применение и интерпретация шкал интеллекта и развития для детей и молодежи IDS-2

Обучение доступно только для психологов со степенью магистра психологии.

Прайс-лист испытаний действует с 01.01.2022 по 30.06.2022. Это относится к тестам, выдаваемым Лабораторией. Цены на другие тесты (отмечены звездочкой в ​​списке) могут быть изменены. ОСТОРОЖНОСТЬ!!! Тестовый набор в счете-фактуре будет разбит на элементы из-за разных ставок НДС. Указанные цены являются ценами брутто, поэтому в счете-фактуре могут быть расхождения в копейках.

.90 000 Психолого-педагогический консультационный центр №3 в Кракове

Общие правила приема детей и подростков в Поликлинику:

1. В целях снижения риска передачи инфекции запись детей и подростков на обследование проводится по телефону.

2 Учреждение запрещено посещать работникам и родителям/законным опекунам/детям и подросткам, которые больны, особенно при наличии у них симптомов инфекций дыхательных путей (лихорадка, одышка, кашель, потеря обоняния и вкуса) или при у них был контакт с человеком с подозрением на заражение коронавирусом.

Если сотрудник Клиники замечает симптомы инфекции дыхательных путей или знает о контакте с лицом с подозрением или заражением коронавирусом SARS-CoV-2, сообщить об этом директору Клиники по телефону до выхода на работу.

3. Нахождение посторонних лиц в учреждении ограничено, при дистанции между лицами 2 м - не распространяется на дистанцию ​​между родителем/законным опекуном и ребенком.

4 Поликлиника будет принимать детей и студентов в здании поликлиники, в первую очередь для постановки диагноза с целью выдачи соответствующих заключений и суждений, важных для образовательного будущего и дальнейшей судьбы детей.

5. Остальные предусмотренные законом задачи, включая терапию, будут выполняться клиникой с особыми предосторожностями.

6. Клиника информирует родителя/законного опекуна по телефону об отмене запланированного приема в учреждении.

7. Если у ребенка появляются какие-либо медицинские симптомы, родитель/законный опекун должен заранее уведомить Клинику и отменить визит.

Посещение клиники

1. Ребенок приходит на прием в поликлинику в сопровождении одного из родителей/законного опекуна.

2. Помимо административного персонала, в секретариате может находиться только 1 человек.

3. Секретарь в маске, закрывающей рот и нос, измеряет температуру ребенка и родителя/законного опекуна.

4. Для входа в клинику родитель/опекун должен надеть защитную маску и оставаться в ней до окончания пребывания в клинике.

5. При входе в клинику каждый родитель/опекун и ребенок обязаны продезинфицировать руки.

6. Перед непосредственным диагностическим визитом в Клинику родитель/законный опекун заполняет предквалификационную анкету на инфекцию SARS CoV-2 в специально подготовленном месте.

7. На основании информации, полученной в результате опроса, проведенного при регистрации и определении риска заражения вирусом SARS CoV-2, отказ в постановке диагноза оправдан. Назначенный сотрудник Клиники уведомляет Санэпидемнадзор по телефону о сложившейся ситуации и действует в соответствии с полученной информацией.

8. Любой контакт постороннего лица с сотрудником Клиники происходит на расстоянии не менее 1,5 м от сотрудника.

9. Родители/законные опекуны ждут ребенка за пределами здания или в комнате ожидания в специально отведенном месте, соблюдая пространственную дистанцию ​​не менее 2 м.

10. После осмотра, в особых случаях, родитель получает краткий отзыв о диагнозе ребенка в назначенном кабинете.

11. Подробное обсуждение результатов исследования проводится по телефону или электронной почте после предварительной консультации с сотрудником ППП, дальнейшие действия определяются индивидуально в зависимости от случая.

Арбитражный суд

1. Заседания Арбитражного суда проводятся каждую пятницу еженедельно.

2. После встречи с ВОП врач подписывает соответствующую документацию в Клинике в специально отведенном кабинете без контакта с персоналом Клиники или иным способом, чтобы минимизировать контакты с персоналом Клиники.

Профилактическое поведение

1. Поликлиника обеспечивает защиту рабочих мест и сотрудников при непосредственном контакте с людьми извне в виде: масок, касок, одноразовых перчаток, дезинфекции рук и рабочих мест.

2. Для дезинфекции диагностических материалов используются соответствующие дезинфицирующие средства.

3. Введен контроль за уборочными работами - акты дезинфекции помещений, диагностических кабинетов и учебных пособий будут дезинфицироваться после каждой диагностики, а мероприятия будут фиксироваться в протоколе.

4. Дезинфекцию посуды, оборудования, учебных пособий, столов, парт, дверных ручек, выключателей света, используемых при диагностике в диагностических кабинетах, следует проводить после каждой диагностики.

5. Необходима дезинфекция дверных ручек, поручней, диспенсеров для средств гигиены рук, диспенсеров для одноразовых полотенец, ручек стульев и столов.

6. Проветривать помещение после каждого диагноза. Офисы следует проветривать один раз в час, если это возможно.

7. Перед началом работы и после окончания работы каждый работник проводит дезинфекцию своего рабочего места.

9. Ручки/карандаши/мелки, которыми ребенок пользовался при диагностике, необходимо положить обратно в соответствующий контейнер и продезинфицировать.

10. Учитель, проводящий диагностику, старается соблюдать максимально возможную для диагностики дистанцию.

11. Инструкция по мытью и дезинфекции рук вывешивается в санитарно-гигиенических помещениях.

12. Номера телефонов районной санитарно-эпидемиологической станции в Кракове и медицинских служб были вывешены на видном месте в коридоре Клиники.

Телефоны экстренных служб

с понедельника по пятницу сС 7.30 до 15.05 необходимо звонить на городские номера уездной санитарно-эпидемиологической станции по адресу ул. Makuszyńskiego 9 в Кракове:

- распределительный щит: 12 644 91 33, 12 644 93 72, 12 644 99 64, 12 684 40 35, 12 684 40 99,

- круглосуточные дежурные телефоны 600 876 214 или 602 263 605 - во время разговора активен только один из предоставленных номеров.

Инфекционные и обсервационно-инфекционные отделения в Кракове

- Университетская больница - Инфекционное отделение, ул.Якубовского, 2, телефон 24/7 / номер телефона дежурного врача инфекционного отделения: 12 400 20 00 .

- Специализированная Больница им. Stefan Żeromskiego - Отделение наблюдения и инфекций, os. На Скарпие, 67, круглосуточный телефон/телефон дежурного врача инфекционного отделения: 12 622 93 53

Информация о телефоне для пациентов с коронавирусом

800 190 590 - номер бесплатной Информационной линии для пациентов, на которой в режиме 24/7 предоставляется информация о порядке действий при подозрении на коронавирусную инфекцию.

.

Управление потенциалом сотрудников с элементами психологии

Об учебе

«Динамично меняющийся рынок труда и растущие ожидания работодателей и работников приводят к систематическому повышению требований к менеджерам по персоналу как к лицам, ответственным за подбор, развитие и удержание работников в компаниях. Это обуславливает необходимость систематического совершенствования компетенций данного профессиональная группа
W Многие организации ожидают активной поддержки процессов управления со стороны менеджеров по персоналу и их роли в качестве бизнес-партнеров по управлению персоналом в отношении управления отдельными отделами.Это заставляет их иметь реальные компетенции и опыт, а не только теоретические знания.
HR-менеджеры и бизнес-партнеры HR участвуют в процессах определения и внедрения желаемых стандартов качества работы сотрудников в отдельных подразделениях. Они все чаще принимают участие в построении «самообучающихся» организаций, внедряя механизмы коучинговой работы как по отношению к сотрудникам, так и по отношению к их начальству. в роли Бизнес-партнера по персоналу мы открыли аспирантуру, посвященную психологическим аспектам работы менеджера по персоналу.В них мы фокусируемся на практическом подходе к рассматриваемым темам, а также на семинаре и экспериментальной программе мероприятий.
Я пригласил людей с большим профессиональным опытом, как в практике сотрудничества с менеджерами по персоналу и управленческим персоналом в ведущих компаниях на польском рынке, так и людей с многолетним опытом академической работы. "

Миколай Узунов, Coach.pl
Основной руководитель направления обучения

Партнеры по направлению

Адресаты обучения

Учебная программа предназначена как для людей, работающих в различных областях управления человеческими ресурсами (HR) - в частности, в роли, которую чаще всего называют HR Business Partner, так и для тех, кто только собирается начать профессиональную карьеру в этой области.
Инициатива создания области исследования является результатом многочисленных запросов рынка управления человеческими ресурсами, свидетельствующих о наличии широкой потребности в поддержке в развитии практических навыков выполнения задач. Для этого необходимо сосредоточиться, в частности, на психологических аспектах этой рабочей среды.
Цель данного подхода - помочь студентам систематизировать уже имеющиеся у них знания и умения, а с другой стороны, распространить инструменты поведения на типичные и необычные сложные ситуации, составляющие их повседневную профессиональную жизнь.
Дополнительным элементом поддержки является предоставление студентам знаний в других ключевых областях их работы, чтобы они могли быть настоящими партнерами для своих родных организаций, снабженными существенными аргументами в ответ на многочисленные и конкретные проблемы, стоящие перед ними.

Цель

Конфликт, обычно многогранный, естественным образом вписывается в рабочую среду отдела кадров. Междисциплинарный характер этой профессии варьируется от сложных аспектов права до повседневного управления, образования и мягких навыков социального общения.Кроме того, необходимо иметь навыки ведения переговоров с различными силами, как внутри организации, так и с ее внешними подрядчиками. Вышеупомянутая многомерность подвергает людей, работающих в этой профессии, многочисленным эмоциональным издержкам, которые трудно принять и преодолеть.
Целью предлагаемых нами исследований является поддержка менеджеров по персоналу путем предоставления им знаний, навыков и социальных компетенций, полезных в их профессиональной (и отчасти личной) жизни. Это даст возможность снизить эти затраты, тем самым повысив качество их жизни и расширив дистанцию ​​до конфликтных ситуаций.

Продолжительность

Два семестра (180 часов, 11 занятий)
30 кредитов ECTS

Организация науки

Аспирантура длится 9-10 месяцев. Занятия проходят во время 11-12 встреч, по субботам и воскресеньям в штаб-квартире Университетского филиала SWPS по адресу ул. Генерал Тадеуш Кутшеби 10 в Познани. Занятия запланированы в гибридной форме, т.е. 5 встреч будут проводиться онлайн, а остальные в корпусе, если это позволит ситуация с пандемией.

Условия прохождения

Программа

По важным причинам Центр последипломного образования и обучения может вносить изменения в программу, состав и форму обучения.

Организация и темы занятий

Программа последипломного образования включает занятия в форме упражнений, практических занятий и интерактивных лекций.

Учащиеся получат знания в следующих предметных областях:

Студенты также будут развивать и улучшать свои навыки в следующих областях:

Участие в исследованиях также даст следующие социальные компетенции:

Программа рассчитана на 180 часов, состоит из 11 занятий, в программу входят такие предметы, как:

БЛОК I - СВЯЗЬ:

  1. Межличностное общение в управлении конфликтами – 16 часов
  2. Настойчивые способы совладания с трудными профессиональными ситуациями - 16 часов
  3. Переговоры о закупках - формирование отношений с поставщиками - 16 часов
  4. Построение отношений в мультикультурной компании - 4 часа

БЛОК II - УПРАВЛЕНИЕ

90 132
  • Маркетинг персонала - 8 часов
  • Психологические аспекты управления персоналом - специфика роли руководителя - 16 часов
  • Динамика формирования команды и развития организации на основе психологических условий группового процесса - 16 часов
  • Процесс набора - 16 часов
  • Симптомы и профилактика выгорания в компании - 8 часов
  • БЛОК III - РАЗРАБОТКА

    1. Модель коучинга поддерживающих сотрудников - 20 часов
    2. Проведение обучения методом мастерской - 16 часов
    3. Исследование потребностей и измерение эффективности деятельности по развитию - 16 часов

    БЛОК IV - СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

    90 132
  • Трудовое право с аспектами защиты персональных данных - 6 часов
  • Процесс бюджетирования - 6 часов
  • Персонал
    Вербовка

    ПРИЕМ В ПОСЛЕДИПЛОМ

    Набор в аспирантуру требует заполнения онлайн-анкеты.Мы хотели бы сообщить вам, что заполнение формы приема на работу через Интернет не равносильно квалификации для данной области последипломного образования. Порядок подачи заявлений определяет прием на обучение.
    Центр последипломного образования и повышения квалификации оставляет за собой право пригласить кандидата на собеседование.

    Vademecum для аспирантов
    База знаний для соискателя аспирантуры
    Документы для скачивания

    Университет оставляет за собой право не начинать направление обучения в случае недостаточного количества заявлений.

    Сборы

    Кредиты на образование - беспроцентная возвратная помощь
    В рамках Оперативной программы развития знаний и образования Министерство развития предоставило беспроцентные кредиты, в том числе для образовательных целей. аспирантура. Подробная информация: www.inwestujwrozwoj.pl

    Софинансирование до 80% на обучение в аспирантуре для микро-, малых и средних предприятий!

    SWPS Университет социальных и гуманитарных наук был одобрен PARP и внесен в базу данных услуг по развитию как организация, предоставляющая услуги по развитию.Информацию об учреждениях, которые субсидируют обучение в данном воеводстве, можно найти по адресу: http://serwis-uslugirozwojowe.parp.gov.pl/ во вкладке: Субсидия

    90 219 злотых 680 90 220 90 219 злотых 3 150 90 220 90 219 злотых 300 90 220
    Плата за год обучения
    2022-2023 учебный год
    10 платежей
    2 части
    1-я партия 5 900 злотых
    Плата за трудоустройство

    Для 90 011 выпускников SWPS и Университета SWPS и студентов Университета SWPS с высшим образованием мы предлагаем дополнительную скидку в размере 300 злотых :
    - скидка 300 злотых в регистрационном взносе (плата без скидки составляет 300 злотых - выпускник платит 0 злотых).

    Плата за обучение вносится каждым студентом на индивидуальный субсчет, номер которого доступен в Виртуальном университете.
    За две недели до начала обучения каждый студент получит информацию о первой встрече по электронной почте.

    Контакт
    .90 000 Отдельные психологические аспекты спортивной деятельности 90 001
    Титул:

    Избранные психологические аспекты спортивной деятельности

    Серия
    Название:

    Монографии - Akademia Wychowania Fizycznego im. Эугениуш Пясецкий

    Серийный номер:

    343

    Количество страниц:

    233

    Создатель:

    Санковский, Тадеуш

    Тема и ключевые слова:

    спортивная деятельность ; обучение ; психология ; самооценка ; обучение ; психосоциальные условия

    Издатель:

    Академия физического воспитанияЭугениуш Пясецкий

    Место издания:

    Познань

    Тип объекта:

    монографии

    ISBN / ISSN:

    83-86336-94-3

    Язык:

    половина

    Серия
    :

    Монографии AWF в Познани

    Управление правами:

    Академия физического воспитания в Познани ; Библиотека Академии физического воспитания в Познани

    Дата публикации:

    2001 г.

    Формат:

    233, [1] с.: рис., рис. ; 24 см.

    Права:

    Все права защищены

    Права доступа:

    для всех в меру добросовестного использования

    Лицензия:

    совместное использование на основании договора с владельцем имущественных авторских прав

    Правообладатель:

    Академия физического воспитания в Познани

    Оцифровка:

    Библиотека Академии физического воспитания в Познани

    Местоположение исходного объекта:

    Библиотека Академии физического воспитания в Познани

    Формат цифрового объекта:

    текст/html

    .

    Смотрите также