Стеснительный ребенок


Застенчивый ребенок. 7 главный советов психолога, как помочь застенчивому ребенку

Как правило, излишняя застенчивость ребенка не доставляет им каких-либо хлопот, однако самого малыша она обрекает на одиночество и необъяснимые страхи. Часто родители о своих чадах слышат именно такие слова: «тихоня», «робкий», «малообщительный», «боится чужих», «запуганный какой-то». 

К сожалению, как правило, родители не придают должного значения излишней стеснительности своего ребенка, наоборот, им кажется, что нет ничего плохого в том, что ребенок тихий и послушный. Однако психологи утверждают, что чересчур послушный малыш – это психологически «надломленный» ребенок.

Страдающий от застенчивости ребенок боится привлекать к себе лишнее внимание. Он постоянно переживает, что о нем могут плохо подумать, поэтому со стороны он может казаться образцом отличного поведения.

Однако патологическая застенчивость мешает малышу заводить знакомства, проявлять инициативу, находить друзей и приобретать необходимые социальные навыки. В результате ребенок может вырасти человеком с заниженной самооценкой, что негативно отобразится на его дальнейшей учебе, работе и личной жизни.

Стеснительному малышу необходима помощь, и чем раньше – тем лучше. Иначе, оглядываясь на прожитые годы, он будет постоянно сожалеть об упущенных возможностях.

В чем причина

Эксперты считают, что некоторые дети предрасположены к застенчивости изначально, другие  развивают ее, оказываясь под влиянием определенных обстоятельств.

Причиной изначальной застенчивости может служить биологическая предрасположенность. То есть, некоторые дети гиперчувствительные от природы. Остальные малыши становятся излишне стеснительными, когда оказываются под влиянием регулярных стрессовых ситуаций.

Также бывает, что застенчивость и замыкание в себе развивается как следствие какого-то травматического события, которое, как правило, связано с публичным унижением малыша. Толчком для развития стеснительности также могут служить серьезные проблемы в семье, переход в новую школу, потеря друга или переезд на новое место жительства.

Кроме того, часто причиной стеснительности ребенка является негативное общение в семье. Если родители, либо другие близкие люди часто ругаются, неконструктивно критикуют ребенка (особенно при посторонних), стараются полностью контролировать его жизнь – это может существенно понизить самооценку малыша, что в результате приведет к его замкнутости и застенчивости.

Еще одной серьезной причиной «тихого» поведения ребенка является травля в школе или в саду. Если вашего малыша часто травмируют сверстники или учителя, защитная реакция психики – замкнутость в себе.

Как помочь застенчивому ребенку

1) В доверительной беседе расскажите малышу о собственной застенчивости, которую вы испытывали в детстве. Поведайте ему (в положительном ключе), как вы с ней справлялись, в каких ситуациях оказывались.

2) Старайтесь понять ребенка и проявляйте сочувствие к его проблемам. Это позволит малышу ощутить ваше принятие ситуации, а также поможет начать открытый диалог.

3) Поговорите со своим чадом о плюсах общения. Малышу будет легче справиться с  излишней застенчивостью, если он поймет, для чего именно ему нужно ее преодолеть.

4) Ни в коем случае не навешивайте на него ярлыки. Общайтесь с ребенком, но не при каких обстоятельствах не называйте его «тихоней» или «застенчивым». Также не позволяйте и другим людям вести себя с вашим ребенком подобным образом.

5) Проиграйте ситуации, в которых боится оказаться ваш ребенок. Ролевые игры – идеальный способ помочь малышу преодолеть застенчивость.

6) Ставьте перед ним конкретные, но выполнимые цели, такие например, как задать учителю (воспитателю) вопрос, выступить перед детьми с докладом, присоединиться к игре со сверстниками.

7) Поощряйте малыша за общительность. Не стыдите его за застенчивое поведение или проявление робости.

Если же ничего из выше перечисленного не помогает и застенчивость малыша приобретает патологические формы – обратитесь к хорошему психологу!

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Стеснительный ребенок | Наши Дети

Источник: Ресурсная психология. Психологическая реабилитация

Еще одна врожденная особенность темперамента у детей, усложняющая жизнь родителям — это социальная тревожность.

Обычно у маленьких детей не очень много страха и много любопытства — и им интересны другие люди, а в возрасте от двух до четырех лет просыпается и интерес к другим детям. Не всегда именно к сверстникам, но, тем не менее, они приобретают желание играть и веселиться на площадках, ходить на дни рождения и коллективные мероприятия (к ужасу родителей).

Не все дети сохраняют это любопытство надолго: многие уже к подростковому возрасту начинают предпочитать личные, дуальные отношения с близкими друзьями, но какое-то время этот интерес позволяет адаптироваться к детскому саду и школе, жить и даже неплохо себя чувствовать в большой группе людей.

Но так работает не у всех: социально-тревожные (стеснительные) дети ведут себя иначе.
На нового человека они обычно реагируют страхом или даже громким плачем, на развивающих занятиях и в детских коллективах не сходят с рук мамы и готовы играть только с ней.

Разумеется, такой тип тревожности тоже доставляет родителям много хлопот: ребенка нельзя просто передать даже «на подержать» другому взрослому, трудно найти няню, адаптация к детскому саду и школе становится пыткой для всех — от детей и воспитателей до родителя.

Часто ребенок становится изгоем, а затем с трудом овладевает простыми социальными навыками — от похода в магазин до взаимодействия с друзьями и романтическими партнерами.

Как правило, мамы попадают в ловушку этой особенности, и считают своих детей слишком хрупкими для мира, становясь для них посредником, либо отрицают проблемы ребенка и постоянно заставляют их общаться.

И тот, и другой вариант, к сожалению, не очень хороши.

Детей с социальной тревожностью нельзя запирать дома или выкидывать в общение без подготовки.

Их необходимо обучать социальным навыкам по шагам, помогая разбираться в устройстве человеческого мира постепенно.

1. Пока ребенок совсем крошечный, желательно, чтобы новые люди всегда какое-то время проводили и с ним, и с мамой, не прикасаясь и не проявляя особенного интереса к ребенку, становясь «частью обстановки»;

2. Когда ребенка отправляют в коллектив, желательно, чтобы ему сначала детально объяснили, что там будет происходить, кто там будет и зачем;

3. Уже на месте маме или папе желательно никуда не уходить и самим принимать участие во взаимодействиях.
Например, чтобы сначала доктор послушал маму, или папа сел порисовать с детьми;

4. Помогает «нормализация» процесса в речи: «А сейчас я буду играть с ребятами — это весело. Мне нравится играть с ребятами. Игра — это перекидывание мяча. Так интереснее, чем играть одному, потому что так мяч летит непредсказуемо». Помогает интерес родителя к людям: «Интересная борода у этого мужика» или «Еак ты думаешь, почему она выбрала такой рюкзак?»;

5. Нужно подкреплять любопытство ребенка и снижать тревожность. Хвалите его за все игры с другими детьми, интерес к людям и играм, не ругайте за промахи и неловкость — лучше разобрать их отдельно, в безопасной ситуации или с психологом;

Что же делать, если сам родитель тоже не любит детей и людей?

Не переживать и обратиться за помощью к психологу. Возможно, и родителю эмоциональный коучинг не будет лишним.

Как помочь ребенку побороть стеснительность

Возможно, у малыша такой характер, и в компании с самим с собой ему просто интереснее, а общаться с другими он не спешит, потому что занят собственными мыслями. Если вы все-таки замечаете, что ребенок смотрит на других исподлобья, боясь подойти или что-то сказать, не переживайте: застенчивость – это приобретенная черта характера, и в детстве с ней можно справиться.

Откуда берется стеснительность?

Понаблюдайте, как вы общаетесь с ребенком, не слишком ли строги с ним? Понимают ли его другие дети? Не слишком ли вы ограждаете его от «внешнего мира»?

Именно строгость воспитания – одна из наиболее частых причин детской стеснительности. Малыш, который «все делает не так», становится неуверенным в себе и боится совершить то или иное действие, чтобы не совершить очередную «ошибку» и не вызвать недовольство окружающих.

Часто робость присуща домашним детям, которых чрезмерно опекают и ограждают от общения с другими ребятами. В этом случае у ребенка просто нет возможности научиться общения, на собственном опыте понять, как познакомиться, что-то попросить или предложить поиграть вместе.

Стеснительность может сформироваться у ребенка еще до полутора лет. Если малыш еще не разговаривает, другим детям тяжело его понять и принять в качестве товарища. Кроха же может счесть такое поведение как нежелание с ним общаться. Объясните ребенку истинную причину: он обязательно научится говорить, и будет играть со всеми.

 

Теперь, когда причина ясна…

Как только вы поймете, в чем кроется причина излишней застенчивости ребенка, вам станет проще исправить ситуацию. Как помочь малышу преодолеть стеснительность?

Главное – поддержка и любовь. Встаньте на сторону ребенка. Вы его главный защитник. Нельзя ругать малыша за застенчивость, сравнивать со сверстниками или делать ему замечание в присутствие других детей.

Уважайте чувства ребенка. Прислушивайтесь к тому, что он вам говорит, не отмахивайтесь от детских проблем, считая их несущественными и надуманными. Даже если малыш утверждает, что под кроватью монстр, из-за которого он не может уснуть. Убедитесь вместе с крохой, что в комнате никого нет, приласкайте его и дайте игрушку, «которая будет стоять на страже».

Подпитывайте желание ребенка открыто делиться эмоциями и поощряйте проявления самостоятельности. Придумывайте задания, которые бы он мог сделать сам. Предложите помочь вам на кухне, сходить вместе в магазин или попросите кроху принять участие в уборке. Ребенок почувствует свою значимость и в какой-то степени независимость.

Как можно чаще хвалите кроху, подчеркивайте его положительные качества и говорите о своей бесконечной и безусловной любви к нему. В противном случае ребенок будет убежден: если его не поддерживают родители, то чужие люди, тем более, не поймут.

Не принуждайте! Ни в коем случае не заставляйте скромника или скромницу знакомиться с другими детьми, если они не хотят. Принимайте малыша таким, какой есть. Это личность со своими интересами и эмоциями, он имеет право реагировать на ситуации по-своему. Оказывая давление, вы заставляете испытывать малыша стресс.

Помогите. Большинство стеснительных детей боятся быть отвергнутыми. Первый опыт знакомства и общения со сверстниками должен появиться у малыша с вашей помощью. Подведите кроху к ровеснику, предложите вместе поиграть в мяч или покататься на карусели. Постарайтесь наладить контакт с родителями. Зачастую дружба взрослых переносится и на отношения между детьми, общение которых в этом случае происходит не только в пределах площадки. В компании с приятелем малыш почувствует себя сильнее и увереннее.

Найдите плюсы. Если кто-то в присутствии ребенка назвал его робким, обратите это в комплимент. Обсудите сказанное с малышом. Расскажите ему, что стеснительным быть неплохо: застенчивые люди, как правило, очень добрые и отзывчивые.

«Как научить ребёнка общаться и дружить со сверстниками»

Консультация для родителей
Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника. Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
— Играй честно.
— Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
— Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.
— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
— Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
— Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?
  1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
  2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
  3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) - это сделает его более наблюдательным к окружающим.
  4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим. Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!»), но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
  5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться - ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.
  6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).
  7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».
  8. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.
  9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают, как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.
  10. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни.

Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте вместе с ними - вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и, если заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как лучше было поступить.
Прочитайте ребенку и объясните правила дружбы:

Побеседуйте с ребенком, используя следующие вопросы:

Расскажите для чего нужны «мирилки» и выучите их с ребенком.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!

Мой ребенок застенчивый - что мне делать?

Застенчивость - это личная черта, которая обычно развивается в школьный период. Однако мы можем видеть некоторые симптомы застенчивости у дошкольников и взрослых. Известный психолог Филип Зимбардо определяет застенчивость как комплексное расстройство от легкого чувства смущения в социальных ситуациях до страха перед людьми, которое может привести к неврозу.Консолидированная в детстве, может привести к множеству трудностей в межличностных отношениях и часто даже делает невозможным получение радости и удовлетворения от жизни. Поэтому родителям стоит не только принять своего застенчивого ребенка , но и поддержать его и укрепить в нем чувство собственного достоинства.

Застенчивому ребенку «комфортнее» в воспитании - он спокойный, тихий, часто подчиненный. Поскольку застенчивость кажется более удобной для окружающей среды, ею часто пренебрегают или ее чрезмерно обнажают.Ни та, ни другая ситуация не благоприятствует застенчивому ребенку.

Застенчивость чаще всего проявляется в новых, незнакомых ситуациях и при контакте с незнакомыми людьми. Стоит знать, что застенчивость у детей младшего возраста является феноменом развития и означает инстинктивное сопротивление близости с незнакомцем. Его цель - защитить связь с родителем и защитить ребенка от влияния других людей. Прежде чем отправить ребенка на терапию, мы посмотрим, в каких ситуациях и по отношению к каким людям наш ребенок проявляет застенчивость.

Застенчивый, что есть что?

Робкий ребенок определенным образом переживает различные социальные ситуации и проявляет определенное поведение.
  1. В аффективной (эмоциональной) сфере обычно испытывает чувство смущения, смущения, смущения и даже тревоги или страха. Это сопровождается характерными соматическими симптомами, такими как напряжение мышц, затрудненная речь, от заикания до очень тихой, едва слышимой речи, бледности или покраснения, потливости, сухости во рту, затрудненного дыхания и неловких движений с трясущимися руками.
  2. В поведенческой сфере - ребенок, который хочет избежать этих неприятных эмоций, не предпринимает конкретных действий, особенно тех, которые могут быть оценены по его мнению. Это защитный механизм, который парадоксальным образом приводит к затрудненным социальным контактам или даже к уходу и отказу от отношений, изоляции. Среди застенчивых детей есть такие, которые в случае социального воздействия, скорее всего, спрячутся в самом темном углу комнаты. Это не означает, что этим детям не нужно вступать в контакт со сверстниками, в том числе в дружеских отношениях.
  3. В когнитивной сфере - почти постоянная концентрация на пережитых эмоциях приводит к затруднениям в концентрации внимания, мышлении, обработке информации и, как следствие, препятствует полноценному использованию интеллектуального потенциала, например, во время уроков. Кроме того, на когнитивном уровне застенчивость связана с негативными мыслями о себе, обвинением себя, восприятием мира как угрожающего. Ребенок избегает знакомств с новыми людьми, любых публичных выступлений, даже в семейном кругу.В школе он скрытный, тихий, не выступает перед классом, не проявляет инициативу в группе, не просит объяснений того, чего не понимает.

Что могут делать родители?

Получается, что ребенок намного смелее вовлекается в социальные отношения, в том числе в отношения сверстников, если: Как помочь ребенку справиться с неприятными ощущениями?

Обычно это чувства страха, тревоги, беспокойства, печали, стыда. Важно вести вашего ребенка с тем, через что он проходит, сопровождают его, не осуждая , не критикуя и не высмеивая. Сопровождение ребенка означает нахождение с ним в отношениях любви и сочувствия. Это попытка назвать то, что он чувствует, объятием.

Вы также можете практиковать глубокое осознанное дыхание со своим ребенком . Это задействует самый длинный из черепных нервов (блуждающий нерв), который соединяет мозг с сердцем и другими жизненно важными органами и завершает его «бегство» по желудку.Когда мы глубоко дышим (через диафрагму), блуждающий нерв замедляет частоту сердечных сокращений, снижает кровяное давление и подавляет секрецию кортизола - гормона стресса. Когда ребенок научится спокойно дышать в безопасной для него ситуации, он сможет применить этот навык в субъективно сложной ситуации, что поможет ему расслабить тело и, таким образом, «растворить» накопившиеся эмоции. Последние исследования блуждающего нерва показывают, что он также реагирует на связывание и физические прикосновения, поэтому объятия, легкий массаж и ленивые восьмерки на спине также являются хорошими идеями для успокоения.

Как повысить самооценку ребенка?

Самоуважение также называется самоуверенностью или самоуверенностью . Это относится к тому, что ребенок может делать, то есть к его способностям в различных областях. Уверенность ребенка растет по мере того, как он добивается успеха. Важно, чтобы ребенок сам признал действие и его результат успешным. Похвала родителя с использованием слов «великий, великий, браво, откровение» и т. Д. Не укрепит уверенности ребенка в себе, если у него самого нет внутреннего чувства успеха.Уверенность в себе - это ответ на следующие вопросы:

  1. Что я могу сделать?
  2. Что у меня хорошо получается?
  3. Что я могу сделать?
Родителям стоит создавать ситуации, в которых ребенок сможет безопасно, с помощью тренировок, упражнений, укрепить уверенность в себе в определенных областях, например, в спорте, музыке, кулинарии, искусстве, математике и т. Д. Чем лучше ( с точки зрения успеваемости) ребенок будет в зоне, тем больше будет у него уверенности.

Неблагоприятные для уверенности в себе м.в следующие слова: Говорят, что успехи нашего ребенка были случайностью, и что он сам им особо не способствовал. Это лишает уверенности в себе, снижает самооценку и приводит к дальнейшей жизни. Как часто мы можем слышать эти слова от взрослых (наших друзей или знакомых), добившихся поистине впечатляющих успехов. На наше восхищение и признание они реагируют словами «а там, ничего страшного, мне просто повезло».

полезно для того, чтобы говорить об успехах нашего ребенка самым справедливым образом, то есть:

и т.д. принимаются ".

Как повысить самооценку?

Самоуважение - это думать о себе: «Я в порядке, я в порядке, такой, какой я есть.Мне не нужно меняться, чтобы заслужить любовь родителей. Ребенок (но также и взрослый) с высокой самооценкой принимает и любит себя именно таким, какой он есть. Он считает, что он достаточно хорош вместе со своими мыслями, потребностями, чувствами, желаниями, сильными и слабыми сторонами. Это вера в то, что быть мной хорошо.

В основе этой самооценки лежит переживание ребенком ценности для своих родителей. Тот, кто обогащает жизнь своих родителей и своей семьи простым присутствием.В контакте с ребенком мы формируем высокую самооценку, искренний интерес к его жизни, признание его успехов и трудностей. Также помогает понять, безоговорочно принять ребенка как личность, уважать его мысли, мечты, желания и чувства.

Родители, но также и учителя, должны быть очень осторожны с тем, что и как они говорят ребенку, потому что, как говорит Йеспер Юул, «дети до 10 лет на 100% уверены в своих родителях и больше верят в истину, которую они слышать о себе, чем на собственном опыте ".

Что тормозит развитие самооценки?

Затем дети начинают стыдиться того, кто они есть, и начинают чувствовать, что с ними что-то не так, что-то не в порядке, и это шаг к так называемому «Застенчивость».

Следовательно, высокая самооценка - это основа благополучия, которая дает ребенку возможность строить гармоничные отношения с окружающими.

Наконец, стоит добавить, что если родители основывают свои отношения с детьми на страхе, послушании, наказании, награде (условной любви) или авторитете, основанном на роли (родительской), это может привести к тому, что ребенок будет воспринимать мир как угрожающий. , неприятный., недружелюбный, в котором не стоит "высунуться". Как следствие, это будет способствовать социальной изоляции и все большему проникновению в ваш внутренний мир. Потому что только в своем внутреннем мире ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

Чтобы этого не случилось, давайте позаботимся о самооценке ребенка, создадим для него возможности для достижения успеха, давайте укрепим его самооценку, давайте не будем бояться говорить о том, через что он проходит.

Родителям, которые хотят помочь своим детям, также рекомендую читать и обсуждать лечебные сказки. Непременно будет вам полезна «Сказка о сером соловье» Павла Ксенжика, которую он написал специально для застенчивых детей.

Артикул:

Марзена Ясиньска
Тренер, сертифицированный коуч, семейный консультант. В течение многих лет она поддерживает родителей в индивидуальных консультациях и психолого-просветительских семинарах.Его работа основана на философии Джеспера Джуула, предположениях о близком родительстве и ненасильственном общении. Он специализируется на нейродидактике и обучении студентов. Эксперт в личном развитии, общении и переговорах. В своей работе он также занимается предметом школьного посредничества, групповых процессов, управления изменениями в организации и управления командой. В частном порядке мать двоих взрослых сыновей.

.

Психолого-педагогический консультационный центр № 2 - Застенчивый ребенок

«РЕБЕНОК ШИМ» - СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работая в клинике и за ее пределами, я часто сталкиваюсь с проблемой застенчивых детей. Застенчивые дети, несмотря на то, что они не вызывают серьезных трудностей в обучении, представляют собой серьезную образовательную проблему для родителей.
Застенчивость чаще всего проявляется в новых ситуациях или ситуациях, предполагающих, что вас осуждают, а также когда человек выставлен напоказ или находится в центре внимания (например,во время чтения стихотворения, ролевой игры) или когда другие люди действуют навязчиво.

Взрослые обычно высокого мнения о себе, поэтому они не так зависимы от мнения окружающих. Дети стыдятся себя гораздо чаще, чем взрослые, потому что то, как они себя оценивают, зависит от того, как их оценивают их мать, отец или сверстники. Дети, чтобы им было хорошо, хотели бы, чтобы все любили и восхищались всеми окружающими. Дети различаются по тому, как часто и сколько стыда они испытывают.Есть такие, которые в присутствии незнакомых людей, скорее всего, скроются, а когда кто-то их замечает, надолго опускают голову. Другие смело разговаривают со взрослыми, читают стихи, и родительские выговоры текут по ним, как вода по утке.

Не существует единой теории причин застенчивости. Наверное, они сложные. Они видны в биологических условиях, личностных условиях, а также во влиянии семейной среды. Застенчивость наиболее выражена у детей школьного возраста, однако наиболее распространенным поведением является застенчивость на более раннем этапе жизни.

Термин застенчивость обычно не относится к случайным состояниям, возникающим у данного ребенка, но определяется в контексте конкретной личностной черты, состоящей в постоянной тенденции к определенному типу опыта и поведения человека в ситуациях социального взаимодействия. . Застенчивость состоит в основном из:
в эмоциональной сфере: чувство смущения, смущения, смущения, часто также страха (особенно перед предстоящей оценкой),
в поведенческой сфере: не полностью контролируемое поведение, направленное на немедленное ограничение или избегание этих неприятных эмоций. , напримерне предпринимать действий, которые можно было бы оценить,
в когнитивной сфере: сосредоточение внимания на эмоциональном переживании, симптомах застенчивости, ее внешних симптомах и процессе оценки.

В результате застенчивость вызывает отрицательные последствия в следующих сферах: в социальной сфере - затрудненные контакты с людьми, заторможенное самовыражение, пассивность, замкнутость и изоляция; в познавательной сфере - нарушение восприятия, нарушение концентрации внимания и мышления, что делает невозможным использование интеллектуальных способностей.В сфере эмоций и чувств симптомы застенчивости - в основном страх быть негативно оцененным другими людьми и чувство угрозы.
Переживание застенчивости (особенно в тяжелой форме) часто сопровождается соматическими, физиологическими симптомами, характерными для беспокойства, такими как мышечное напряжение (затруднение речи и дыхания, неуклюжесть движений, утомляемость), сосудистые нарушения (бледность, покраснение) и секреторные симптомы. (потливость, сухость во рту). Некоторые из них могут легко заметить и узнать окружающие как признаки застенчивости.Страх перед этим часто является дополнительным фактором, увеличивающим застенчивость. По мнению некоторых исследователей, крайней формой застенчивости является социальная фобия - входит в группу тревожных расстройств.
У некоторых детей застенчивость может стать патологической, став одним из основных факторов, формирующих некоторые области социальной и эмоциональной жизни. Помимо непосредственного дискомфорта, это обычно связано с подавлением определенных видов активности и препятствием для функционирования.Патологическая застенчивость может быть препятствием на пути к достижению ребенком важных целей, часто приводя к неудовлетворенности собственной жизнью.

Мария Тышкова выделила следующие личностные факторы, способствующие застенчивости:
ребенок определяет себя высокими стандартами «идеального себя»
осознает значительное отрицательное несоответствие между «настоящим» и «идеальным я»
оценивает себя низко в результате сравнения «реального» Я «с« Я »идеалом»
имеет низкий уровень ожиданий по отношению к себе и ожидаемые результаты собственных действий
реализует чувство собственной несостоятельности
воспринимает других людей как носителей этих высоких личных идеалов, требований и социальных стандартов
имеет чувство личной опасности
ориентировано на социальную угрозу.

Как видите, у таких детей искаженное представление о мире и о себе. У них заниженная самооценка и низкий уровень принятия себя. Несомненно, они нуждаются в понимании родителей и их помощи в повседневных жизненных ситуациях.

Поведение опекуна для застенчивых детей:
Не говорите своему ребенку, что он застенчив, и не просите других не делать этого.
Мы поощряем детей идентифицировать себя в терминах, которые сосредотачиваются на их сильных сторонах, а не на их кажущихся слабостях.
Мы дипломатично отговариваем ребенка от самореализующихся предсказаний, например, «Я никогда не справлюсь с этим»,
Мы конструктивно поощряем ребенка говорить положительные вещи и отговариваем его говорить отрицательные вещи, например, вместо того, чтобы говорить «Не делай этого». будь забавным, ты уверен, что можешь «сказать ребенку положительные слова» У тебя проблемы, потому что это действительно тяжело. Никто бы не справился с этим с первого раза ».
Застенчивые дети очень нуждаются в любви и внимании, хотя и не просят об этом.Хорошо использовать любую возможность, чтобы погладить, обнять, полюбоваться испуганным ребенком. Однако вам нужно найти способ похвалить ребенка, который соответствует его действительному поведению. Лучше сосредоточиться на своих достижениях, чем на себе.
Застенчивый ребенок часто боится «все испортить», поэтому постарайтесь снизить его чувствительность, практикуя «делать ошибки». Подойдет любая идея, отвлекающая ребенка от перфекционизма, например, «Кто нарисует самую некрасивую картину?».
Мы учим ребенка быть терпимым к собственным недостаткам.Мы говорим о том, что мы сделали не так в его возрасте.
Мы поощряем разумный риск, начиная с создания обстоятельств, при которых неудача не имеет большого значения для всего. Когда ребенок пробует новые задачи, мы вознаграждаем его больше за сами усилия, чем за результаты этих усилий.
Мы рассказываем детям истории, в которых они - герои, разгадывающие загадочные головоломки и спасающие мир. Мы позволяем истории руководить ею.
Если ваш ребенок закончил первые классы начальной школы, мы рекомендуем ему пойти на разумный риск после рассмотрения последствий такого решения.
Некоторым детям нравятся техники релаксации и лечебные сказки.
Проявляем толерантность к ребенку.
Мы даем ребенку возможность быть полезным. Помогая другим, заботясь о других, человек, которому он помогает, становится объектом интересов ребенка.
Мы сохраняем прежние ожидания по отношению к детям, хотя это часто может вызывать у них болезненные эмоции, мы помогаем им преодолевать трудности, но не освобождаем их от их обязанностей.
Мы поощряем ребенка рассказывать нам о переживаниях за весь день и об эмоциях, которые их сопровождали.
Мы помогаем детям справиться с наиболее распространенными негативными мыслями о себе и других и найти конструктивные решения.
Мы стараемся быть приветливым, искренним другом, который понимает, а не осуждает,
Мы обсуждаем личные проблемы, в то же время указывая на наши в рамках, адаптированных к возрасту ребенка.
Мы провоцируем выброс избытка отрицательных эмоций.
Мы не претендуем на то, что когда кто-то страдает, проблем нет, позвольте предложить различные техники релаксации, которые научат вас, как эффективно снизить уровень напряжения в любой трудный момент.
Мы используем чувство юмора как способ дистанцироваться от собственных проблем и как хорошую технику для снятия напряжения в отношениях с людьми.
Давайте не будем недооценивать проблемы других, возникающие из-за застенчивости; мы подчеркиваем, что у многих людей есть проблемы с этим, но их можно преодолеть,
Мы создаем возможности для групповых игр, чтобы ребенок мог практиковать социальные навыки и заводить друзей. Группы должны быть ровными и небольшими, чтобы не оставались дети.
Приглашаем поиграть младшего ребенка, так у застенчивого ребенка будет больше навыков и он будет больше восхищаться.
Предлагаем упражнения в напористом общении с людьми, важными для застенчивого человека, давайте вместе рассмотрим, что и как сказать в ситуации, парализующей страх сцены; записывайте это, чтобы запомнить определенные моменты и помнить, что нельзя говорить и что определенно не стоит того, чтобы вести себя.

Навыки, которые необходимо развивать у ребенка:
Мы практикуем с ребенком типичное поведение для различных социальных ситуаций, например, играя в ролевые игры (например, телефонный звонок, покупка в магазине).
Мы учим ребенка узнавать другого ребенка или присоединяться к группе. Ваш ребенок может практиковать фразы: «Часть, что ты делаешь?», «Меня зовут ... и как тебя зовут»
Мы практикуем некоторые общие приветствия, вступительные и конечные предложения, знаки внимания. Практикуемся в том, чтобы говорить «привет», «привет», извини, я хочу пойти ... и т. Д. Мы не заставляем ребенка говорить то, что ему или ей не нравится.
Мы помогаем ребенку улучшить скорость реакции, например играя с ним в стишки, требующие быстрых, необученных ответов, ассоциаций.
Если над ребенком издеваются за неадекватное возрасту поведение, мы стараемся исключить такое поведение (например, сосание пальца) и, где это возможно, также устраняем возможные физические дефекты.
Ребенок должен научиться смотреть людям в глаза, поддерживать зрительный контакт, например, выходя из магазина, мы можем задать ребенку вопрос: «Какого цвета были глаза у продавца?»
Мы создаем возможности «выступить на сцене» в безрисковых ситуациях, прежде всего в присутствии известных людей.
Мы практикуем настоящие телефонные разговоры с ребенком. Мы звоним, например, для информации.

Более того, мы показываем ребенку, что он добился успехов, показываем, как было раньше и как сейчас. Мы также обращаем внимание на то, что у детского недуга, помимо недостатков, есть и достоинства (например, осторожность, деликатность, мнение неконфликтного человека, симпатия к личностным людям).
Мы должны реалистично относиться к нашим ожиданиям в отношении ребенка и принимать его темперамент. Даже если мы будем практиковать с ним все эти навыки, мы не можем ожидать, что ребенок начнет «выпирать локтями».«Наши усилия могут не« вылечить »ребенка от застенчивости, но они, безусловно, окажут ему большую помощь. Стоит помнить, что застенчивость несет в себе риск стать несчастным в будущем (изоляция, проблемы в школе и на работе, отсутствие внимания , злоупотребляли), но мы снижаем риск, помогая ребенку расширить сферу его / ее безопасности, принять себя, почувствовать себя увереннее, приобрести базовые социальные навыки. Возможно, ребенок останется немного застенчивым, но благодаря нашей помощи он сможет справиться самостоятельно, разумно рискнуть и в полной мере испытать радость и успех.

Психологическая помощь необходима, когда человек часто избегает социальных ситуаций или убегает от них, испытывает сильный эмоциональный дискомфорт или очень обеспокоен критическими оценками или отказом.

Библиография:
Бжезинская А. «Структура самооценки и ее влияние на поведение» «Педагогический ежеквартал» № 3 1973
«Педагогическая энциклопедия» под редакцией В. Помикало, Варшава 1993
Големан Д. (1997). "Эмоциональный интеллект". Познань: Media Rodzina of Poznań
Hamer H., Tame Shyness, Варшава, 2000 г.
Harwas-Napierała B. PWN "Детская застенчивость", Познань, 1979
Poland J. (2000). «Чуткий ребенок». Познань: Издательство Rebis
Ройкевич А. "Nieśmiałość" Знание и жизнь № 2, 1993
Тышкова М., "Личностные основы синдрома застенчивости" Педагогическая психология № 3, 1978
Зимбардо П.Г. «Застенчивость, что это? Как ты с этим справляешься?» PWN Warszawa,
Подготовила: Grayna Ledzińska

.

Как помочь застенчивому ребенку | Служба здравоохранения 9000 1

Этикет, приписывающий ребенку характеристики, может действовать как самоисполняющееся пророчество. То же самое и с застенчивостью - если мы часто говорим о ребенке, что он застенчив, он начинает думать о себе. Однако стоит быть осторожным, стеснительному ребенку это нелегко в жизни, а помочь стеснительному ребенку стоит.

Фото PAP / P. Оборотень

Все мы время от времени испытываем кратковременную застенчивость, часто мы просто называем это запугиванием.Это проявляется, например, когда мы входим в новую группу: нам немного стыдно, мы не знаем, что сказать, надо к этому привыкать. Также может быть страх в форме страха перед сценой, когда, например, у нас есть публичное выступление. Иногда застенчивость проявляется в форме социальной тревожности или незащищенности, которые сопровождают новые ситуации.

По мнению специалистов, это не повод для беспокойства. Проблема возникает, когда это не единичные эпизоды, а постоянное функционирование. Застенчивые люди испытывают такой страх социальных ситуаций, что ограничивают свои действия или даже отказываются от них.Но, вопреки внешности, есть застенчивые люди, которые ... являются душой компании.

- Часто такие люди, чтобы скрыть свою застенчивость, принимают принудительное отношение - они говорят о своей застенчивости, дурачатся, высмеивают учителей, хотя на самом деле это делается очень дорого, - объясняет Джоанна Крысяк, семейный педагог и терапевт по сенсорной интеграции из центра «Фамига».

Какая жалость к этому

Застенчивость, которую психологи иногда называют «первичной формой совести», связана со многими эмоциями: стыдом, неуверенностью, запугиванием, страхом перед сценой, а также страхом, тревогой, грустью и даже агрессией.

Когда доходит до стыда, это социальная эмоция, которую мы узнаем во взаимоотношениях с другими людьми. Первые учителя - это первые воспитатели, обычно родители, которые подсказывают, чего стыдиться, а чего нет.

- Это сложная эмоция, которая появляется в жизни человека довольно поздно и задействует сложные психологические механизмы. Мы называем это «предполагаемым чувством», за которым ребенок скрывает свои истинные чувства - чаще всего бессознательную потребность в принятии, понимании, поддержке, признании и чувстве единства, - говорит педагог.

Вопреки виду, стыд нужен. Он играет важную роль в процессе социализации, он позволяет различать адекватное и неадекватное поведение, что следует и что не следует делать, а также позволяет вести себя в соответствии с нормами, существующими в данной культуре. Это также эмоция, которая играет очень важную роль в развитии каждого ребенка: она позволяет вам устанавливать свои собственные границы, благодаря которым ребенок узнает людей, которым он может доверять, и тех, кого он еще не знает, свидетельствует о развитии мозга, а также является элементом формирования личности ребенка, формирует его чувствительность.

Проблема возникает, когда стыд необоснован и слишком силен. Мы говорим тогда о болезненной застенчивости, связанной со страхом, вызванным нашими мыслями. В результате возникает ограничение активности в различных сферах жизни, а иногда и абстиненция.

Смущение - это форма насилия

Взрослые очень часто ставят детей в неловкое положение, полагая, что они легче запомнят, что можно, а что нет. Джоанна Крысяк подчеркивает, что смущение - это форма насилия и ничего хорошего из этого не выходит, особенно для застенчивых детей.

Как можно смущаться? Например:

Остановился на участке

Застенчивые дети немного одиноки. Чаще всего они пассивны в играх в детском саду, не ищут контакта с другими детьми во время перемены в школе, избегают непредсказуемых ситуаций, не отвечают на вопросы или говорят очень тихо, часто отвечают только жестами (например, качают головой или указывают на рука), прячутся за родителя, закрывают лицо руками. По словам Джоанны Крысяк, в зрелом возрасте такие люди надевают различные маски, избегают публичных выступлений, не напористы и очень чувствительны.Терпеливая застенчивость часто мешает выполнению жизненных задач, ролей, мечтаний и стремлений и удерживает такого человека на месте.

- У большинства из нас есть какие-то задачи: быть дошкольником, учеником или сотрудником. Болезненно застенчивые люди не в состоянии выполнять эти роли, а это сложно, потому что невозможно жить без работы, невозможно окончить школу, не ходя в школу. К сожалению, застенчивые люди заканчивают многое, когда думают о них, они хотели бы, но не могут этого добиться.Они страдают. Борьба с застенчивостью чаще всего связана с негативными мыслями о себе, а также с депрессивными состояниями. Это вызывает сильные отрицательные эмоции, например, ребенок злится на себя, что он чего-то не сделал, он возвращается из школы, где вроде все было хорошо, или что-то неважное случилось у других, а ребенок переполнен эмоциями, упрекает себя за не реагируя, ведет с собой внутренние монологи. Иногда этот гнев переходит в агрессивное поведение по отношению к окружающим, заставляет думать: «Эти глупые люди, этот плохой друг», - поясняет специалист.

Застенчивость часто вызывается нестабильной самооценкой ребенка, она может быть вызвана навешиванием ярлыков или завышенными ожиданиями родителей, а также учителей или сверстников, которые часто укрепляют у ребенка чувство несоответствия стандартам. Часто это следствие неприятных переживаний, насмешек и непонимания.

- Это события, которые другим кажутся невинными, но для такого ребенка это настоящая драма, которая может заблокировать их на следующие несколько лет и иметь серьезные последствия для его развития, особенно в области социальных компетенций, - предупреждает Джоанна. Крысяк.

Растет из застенчивости?

Специалист добавляет, что очень часто застенчивый ребенок без помощи, без социальной поддержки либо найдет невыгодное вознаграждение, либо достигнет цели, выполнит свои роли, но с огромной эмоциональной ценой и даже ценой здоровья.

Каждый шаг, действие или даже мысль об этом вызывает стресс для застенчивого человека. И это имеет специфические последствия, способствует развитию различных заболеваний, а также вызывает повышенное восприятие всех раздражителей.

- Представьте себе ребенка, который все время находится в стрессе и все записывает. Такой ребенок будет чрезмерно возбужден, истощен и не будет замечать важных вещей, потому что, если он видит и чувствует слишком много, он может упустить самое главное, - объясняет воспитатель.

Мутизм и интроверсия - это не застенчивость.

Джоанна Крысяк указывает, что около 1 процента. у детей от 3 до 12 лет появляется избирательный мутизм - тревожное расстройство, связанное с избирательностью в разговоре, часто принимаемое за застенчивость.Дома такой ребенок обычно говорит полными предложениями, меняется случайно, говорит трудные слова, и однажды родителей вызывают в детский сад, где задают вопрос: «А ребенок вообще разговаривает? Потому что в детском саду за два месяца ни с кем не обменялась ».

Застенчивость также путают с чертой темперамента - интроверсией, в которой нет ничего угрожающего. В то время как интроверт, тоже маленький, не нуждается в обширной социальной активности, чрезмерно застенчивый ребенок имеет эти потребности, но боится их удовлетворить и испытывает страдания из-за бездействия.

Как помочь застенчивому ребенку

Полезно понять, как думает застенчивый ребенок. Например, у него избирательное запоминание - из школьной поездки он будет помнить только то, что подвело его, или свои собственные негативные чувства, в то время как другие могут иметь совершенно другое мнение о той же ситуации или могут даже не замечать этого. Застенчивый ребенок очень негативно относится к себе, заранее предполагая, что он скажет какую-то глупость, что у него что-то не получится.

Джоанна Крысяк подчеркивает, что их нужно научить доверять себе и проявлять понимание.Вот несколько советов о том, как:

- Например, когда мы отправляем ребенка в магазин, давайте обсудим это: Сначала вы должны сказать «Доброе утро», а если вы не хотите разговаривать, вы можете улыбнуться вам или кивнуть головой. Если вы хотите купить хлеб, вы говорите: «Здравствуйте, я хочу купить хлеб», или я могу дать вам лист бумаги, на котором я напишу, что покупать. И дело не в том, чтобы защитить ребенка, а в том, чтобы дать ему возможность делать это в рамках своих стандартов, - поясняет специалист.

Моника Высоцкая, health.pap.pl

Статья основана на вебинаре «Робкий ребенок - причины, интеграция и активация», который прошел 22 февраля 2021 года в профиле компании Famiga.

.90,000 Застенчивый ребенок - как ему помочь

Что такое застенчивость?

Застенчивость определяется как сдержанность и смущение в межличностных контактах . Достаточно большой, чтобы человеку было трудно или даже невозможно преследовать свои собственные цели. Однако психиатры, психотерапевты и психологи, которые ежедневно встречаются и работают с застенчивыми людьми в ходе своей работы, определяют застенчивость более кратко. Как трудности в общении с другими людьми.

Здесь стоит подчеркнуть, что застенчивость - это не то же самое, что социофобия - социофобия - это расстройство из группы тревожных расстройств. Это заставляет человека отстраняться от межличностных контактов, и он боится даже не конкретной социальной ситуации, а даже самого факта воображения, что можно принять участие в каком-то социальном взаимодействии - пусть даже только по телефону.

Застенчивые люди хотят общаться с другими людьми, но их внутренняя застенчивость им мешает.Застенчивость может проявляться в различных сферах и, в зависимости от ее интенсивности, более или менее мешать жизни и обычным социальным взаимодействиям.

Застенчивость - врожденная или приобретенная?

Если вы сами застенчивы, есть вероятность, что ваш ребенок тоже будет застенчивым. Но это приобретенное или врожденное и наследственное? Оба ответа верны! У ребенка может развиться застенчивость, но застенчивость также может быть чертой, которая проявляется с очень раннего, младенческого возраста.

Научные исследования показали, что даже у двухмесячных детей может быть черт, указывающих на застенчивость. Согласно этому исследованию, около двадцати процентов младенцев в новой среде остаются бодрыми, более тихими и испытывают дискомфорт. Интересно, что около двадцати процентов младенцев всегда спонтанны, общительны и беззаботны, даже в совершенно новых и незнакомых ситуациях.

Кроме того, исследования показали, что младенцы, у которых были застенчивость или общительность в младенчестве восемь лет спустя, по-прежнему проявляли черты характера, присвоенные им в то время, то есть у семидесяти процентов всех испытуемых.

Это означает, что на самом деле застенчивость может быть генетической и врожденной чертой . Однако это не означает, что ребенок не может стесняться. У ребенка, воспитываемого застенчивыми родителями, есть хорошие шансы развить застенчивость - в конце концов, дети учатся, наблюдая и рисуя шаблоны из окружающей среды. На развитие застенчивости также могут повлиять конкретные сложные события в жизни ребенка - развод родителей или смерть одного из родителей, переезд и изменение среды обитания, смена школы и многие другие.

Признаки застенчивости

Застенчивость может влиять на все сферы жизнедеятельности человека или только на некоторые из них. Эти черты настолько характерны, что в толпе легко узнать застенчивого и замкнутого человека. Как проявляется застенчивость?

Все это видно с первого взгляда, поэтому застенчивого человека в компании легко заметить.Однако это еще не все. Застенчивость может влиять не только на поведение или вызывать физиологические симптомы. Застенчивость также может влиять на эмоциональную и ментальную сферы . С чем сталкиваются застенчивые люди?

Такие люди также часто испытывают повышенное напряжение, стресс и грусть .Они также могут расстраиваться из-за своей застенчивости. У детей то же самое. Застенчивый ребенок хотел бы играть с другими детьми и встречаться со сверстниками, он хотел бы отчитываться на уроках, если он знает ответ, и просто участвовать в общественной жизни. Однако застенчивость заставляет его чувствовать себя заблокированным, и он не может преодолеть себя.

Застенчивость - это плохо?

Важно понимать, что застенчивость не является ни болезнью, ни психическим расстройством .Не существует «лекарств от застенчивости» и волшебных способов справиться с этим. Это просто черта характера. Как таковой, это неплохо - главное, чтобы он существенно не мешал жизни и позволял людям развиваться и достигать своих целей. Ваш застенчивый ребенок тоже может быть счастлив.

Однако верно и то, что застенчивые живут хуже, чем смелые и общительные . Застенчивость - это то, что может вызвать у ребенка сильный стресс и разочарование.Он может начать чувствовать себя хуже других. А если станет хуже, это может стать таким же. Если он не хочет участвовать в играх со сверстниками из-за своей застенчивости и застенчивости им мешает, не позволяя играть - рано или поздно детей начнут исключать из этих игр. Другие дети не будут их приглашать, потому что будут думать, что ребенок все равно откажется от них. Это может только усугубить печаль, горе и разочарование ребенка, понизить и понизить его самооценку.

Восприятие застенчивых людей другими тоже проблематично. В конце концов, люди склонны обобщать и маркировать другие . А застенчивых людей по сравнению с смелыми и общительными можно считать скучными, странными, не очень умными, лишенными чувства юмора или даже высокомерными и тщеславными.

Застенчивым людям труднее заводить друзей и общаться с другими людьми. Они не могут воспользоваться возможностями и часто исключаются - ребенка исключают из игр или вечеринок по случаю дня рождения друзей.С этой застенчивостью он может вырасти, и ему будет открываться все больше и больше возможностей.

Не обвиняйте своего ребенка в застенчивости . Не сравнивайте с другими людьми, не говорите, что вы бы предпочли вести себя как брат, сестра или коллега. Это только усугубит ситуацию, и ваш ребенок станет еще более замкнутым и станет хуже думать о себе.

Застенчивость - его черта характера, но над каждой чертой можно работать. Не ждите, что ваш ребенок изменится в одночасье.Помогите ему сделать это изменение. Маленькими шагами можно добиться многого.

Застенчивость идет рука об руку с интроверсией?

Иногда застенчивых людей считают интровертами и наоборот. Как будто застенчивость и интроверсия создают неразлучную пару. Однако это совсем не так. Интроверты - это люди, которые любят побыть в одиночестве. В одиночестве они черпают энергию из развлечений. Вашему замкнутому ребенку может нравиться читать книги или комиксы, рисовать, раскрашивать и складывать блоки.Они не чувствуют необходимости быть душой компании и окружают себя множеством друзей. Однако это не значит, что им нужно бояться людей. У них может быть преданный круг друзей, они могут быть хорошими в работе и не иметь проблем с выполнением дел, достижением поставленных целей или напористостью.

Застенчивый человек не обязательно должен быть интровертом , так же как интроверт не должен быть застенчивым. Стеснительный человек может пострадать в одиночку. Ваш застенчивый ребенок может хотеть иметь друзей, быть частью группы и блистать в компании - только застенчивость мешает ему сделать это.Экстраверт тоже может быть застенчивым.

Как помочь застенчивому ребенку?

Прежде всего, не относитесь к застенчивости как к чему-то, что определяет ребенка как единственную его черту. В конце концов, ваш застенчивый ребенок может быть чрезвычайно творческим, изобретательным, чувствительным, сочувствующим или склонным к творчеству. У него может быть масса особенностей, положительных качеств, которые стоит выделить. Таким образом, ребенок не только будет считать себя застенчивым, но и поработать над его самооценкой.

Смотри и на ребенка.Тогда вы узнаете, стесняется ли он во всех сферах своей жизни или только в некоторых - например, у него нет проблем с разговором со своими сверстниками, но телефонные звонки другим или еда в общественных местах - это то, что их подавляет. Так вы узнаете, над чем стоит поработать. Что еще можно сделать?

Не забывайте высмеивать, высмеивать или критиковать своего ребенка на публике. Застенчивые дети очень критично относятся к себе , и это только ухудшит положение. Покажите им, что неудача - это совершенно нормально и что вы не должны ломаться, когда что-то не получается. Учите его также уважению и терпимости по отношению к другим людям. Подчеркните, что все разные, не все выходит сразу, но в этом нет ничего плохого.

Если застенчивость вашего ребенка настолько серьезна, что парализует его в простейших социальных ситуациях и мешает ему получать удовольствие от жизни, без колебаний обращайтесь за помощью. .Отведите ребенка к детскому психологу, подумайте о терапии. Вы также можете воспользоваться семинарами TUS (Обучение социальным навыкам). Помогите ребенку разобраться с проблемой, с которой он не может справиться, и боритесь за его лучшую жизнь в будущем.

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями.

.

Детская застенчивость | WP для родителей

По словам психолога Филиппа Зимбардо, застенчивость - это сложное заболевание, охватывающее широкий спектр: от легкого смущения через неоправданный страх перед людьми до крайнего невроза. Кажется, что детская застенчивость, кроме школьных проблем или агрессивного поведения подростков, не представляет угрозы для правильного социально-эмоционального развития.Между тем, стойкая детская застенчивость приводит к множеству трудностей в межличностных отношениях и лишает нас возможности наслаждаться жизнью. Как проявляется застенчивость у детей и как ей противодействовать?

Посмотрите фильм: «Как вы можете помочь своему малышу найти себя в новой среде?»

Nieśmiała dziewczynka

Застенчивая девушка

Похоже, на детскую застенчивость, кроме школьных проблем или агрессивного поведения подростков, нет...

посмотреть галерею

1. Причины застенчивости

Существует множество теоретических подходов, которые подчеркивают либо биологическую основу застенчивости, либо влияние образования, либо взаимодействие черт личности ребенка с факторами окружающей среды, которые закрепляют застенчивое поведение. Что может способствовать развитию застенчивости у детей и подростков? Наиболее известные факторы, определяющие генезис застенчивости:

Конечно, приведенный выше каталог причин не исчерпывает всех возможных причин развития у ребенка застенчивости. История застенчивости у каждого малыша может быть совершенно разной, и иногда на формирование социальной робости влияет сочетание множества различных факторов.

Jak pomóc nieśmiałemu dziecku?

Как помочь застенчивому ребенку?

Робость ребенка беспокоит многих родителей.Большинство из них надеются, что их ребенок со временем вырастет ...

посмотреть галерею

2. Симптомы застенчивости у детей

Интуитивно каждый из нас хорошо знает, как ведет себя застенчивый ребенок . Основные симптомы детской застенчивости:

Застенчивость может поражать детей всех возрастов, как дошкольников, так и подростков. Дети слишком много внимания уделяют собственному поведению, одновременно анализируя, как их могут интерпретировать свидетели их собственных реакций. Они стыдятся себя, потому что проводят навязчивый самоанализ, только выявляя недостатки и недостатки, неспособные оценить свои сильные стороны. Так как же бороться с застенчивостью у ребенка?

3.Помощь застенчивому ребенку

Как мне бороться с застенчивостью у детей и подростков? Вот несколько предложений:

Борьба с застенчивостью - долгий и сложный процесс, требующий участия не только учителей, воспитателей, психологов, но также родителей и самого ребенка.

.90,000 Застенчивость - что это? - Университет SWPS

Кто такой застенчивый? По словам профессора Филиппа Зимбардо, он, например, студент, который знает, но не отвечает, человек, который может и любит танцевать, но не выходит на танцпол, одинокий человек, который не хочет устраивать свидания. Его внутренний опекун предупреждает: не делайте этого, иначе вы выставите себя на всеобщее обозрение и будете смешны.

Присутствие других людей означает, что в принципе каждый испытывает повышенное напряжение.Некоторых это чувство мобилизует и положительно влияет на выполнение различных задач. Других - наоборот, угнетает и делает дела, которые им удается хорошо выполнять в одиночестве и в компании, намного хуже. К последней группе относятся застенчивые люди. В присутствии других они изменяют свое поведение, часто действуя в ущерб себе.

Застенчивость частично врожденная, а частично - приобретенная. На развитие застенчивости влияют как минимум две группы факторов: внутренние, такие как тип темперамента, который, в частности, связан с реакцией на раздражители, и внешние, которые включают образовательный процесс и влияние широко понимаемых культура, в которой воспитан человек.В результате различных комбинаций вышеперечисленного также формируется самооценка, понимаемая как набор представлений о себе, что также влияет на уровень застенчивости.

На застенчивость, несомненно, влияют врожденные темпераментные факторы, такие как высокая реактивность на раздражители или чувствительность. Поэтому в первые годы жизни ребенка ключевую роль играют родители и ближайшее окружение, которые могут помочь ребенку справиться со стрессами, возникающими из-за темперамента, или, наоборот, усложнить ему жизнь. общественные ситуации.В частности, не рекомендуется обучать через стыд или критику. На этом этапе застенчивость может способствовать снижению самооценки, что, в свою очередь, на основе обратной связи может способствовать сохранению застенчивости. По этой причине не следует недооценивать такие симптомы, как отсутствие друзей, стресс, связанный с участием в мероприятиях в детском саду или школе, и нежелание участвовать в семейных торжествах.

Самый важный совет для поддержки застенчивых малышей - не повышать напряжение, возникающее при контакте с другими людьми.Когда тети, дяди или незнакомые люди отправляют ребенку приглашения, такие как «а теперь подойди и расскажи нам что-нибудь о себе», нажимают и сообщения типа «не будь дикарем», «чего ты так боишься?» может иметь неприятные последствия. Дети, которые начинают относить себя к категории «со мной что-то не так / я дикарь», становятся еще более напряженными. Сообщения, которые могут помочь в такой ситуации, основаны на сочувствии и уважении к пределам его способностей, например: «Я понимаю тебя, мне также иногда стыдно» или «Я знаю, что тебе сейчас трудно, так что, может быть, просто скажи хорошо. утро".

В присутствии других детей стоит вмешиваться только тогда, когда мы видим, что ситуация повторяется: ребенок не подходит к группе сверстников, уходит из игры, ищет повод вернуться к родителю. Во-первых, не стоит слишком быстро реагировать. Когда мы вмешиваемся слишком резко, мы посылаем невербальный сигнал: «Твоя застенчивость - это нехорошо, я боюсь за тебя», что негативно влияет на ребенка. Часто быстрое или необдуманное вмешательство является результатом страха родителей перед тем, как окружающие будут оценивать их и ребенка.Стратегия воспитания, которая работает для застенчивого ребенка, - это средний путь: мы избегаем бросать малыша в глубокую воду, например, мы не поощряем публичное представление о себе во время большого семейного собрания, но мы также не закрываемся с ребенком дома , просто чтобы не вызвать у него стресса. Ни настойчивое противостояние застенчивому ребенку с незнакомцами, ни чрезмерная защита его или ее от любого неудобного контакта с другими не являются решением. Это крайние методы, с помощью которых родители рискуют усугубить социальную тревогу.Дети должны научиться выходить из своей зоны комфорта, чтобы иметь возможность тренировать свои социальные навыки и привыкать к стрессу других. Чтобы побороть застенчивость, стоит создать ребенку безопасные условия, в которых он сможет приобрести социальные навыки, например, приглашая в дом детей друзей или организовывая совместные прогулки с дружной семьей с детьми.

В подростковом возрасте неприятные, нелепые послания учителей и сверстников ребенку могут быть спусковым крючком или закрепить застенчивость.Сложные отношения в школе, повторяющиеся ситуации с чувством смущения на заднем плане заставляют молодого человека чувствовать себя другим, отвергнутым их сообществом. Обычно застенчивость возникает в результате серии таких случаев, но она также может быть вызвана разовой ситуацией, которая вызывает чувство унижения, стыда и насмешек.

Застенчивость взрослого - не всегда трудная задача. Если человек принимает себя и его уровень социальной тревожности не очень высок, то застенчивость не всегда существенно влияет на повседневное функционирование.Человек, которому явно не нравится определенная сфера его жизни, например, участие в больших общественных собраниях, может организовать свою жизнь таким образом, чтобы избежать подобных событий, и в то же время поддерживать качественные контакты с избранными людьми и реализовать себя в других сферах.

Однако, когда застенчивость негативно сказывается на повседневной жизни, стоит обратиться за помощью к специалисту. Боязнь телефонных звонков с незнакомыми людьми, невозможность наладить контакт в общественных местах, учреждениях может значительно снизить производительность труда и даже подвергнуть людей риску.Боязнь контактировать с незнакомыми людьми делает вас одиноким. Подчинение собственному беспокойству может только усугубить его, поэтому не оставляйте проблему себе. Это особенно важно, когда низкая самооценка, избегание социальных ситуаций и отсутствие открытости для других настолько ухудшаются, что социальная тревога превращается в фобию. Беспокоящими симптомами, указывающими на наличие этой проблемы, являются парализующее беспокойство и связанные с ним физические симптомы, избегание подавляющего большинства социальных ситуаций, неспособность устанавливать и поддерживать близкие отношения, контактировать только с членами семьи и избегать внешнего мира.В ситуации, когда социальная фобия становится серьезной жизненной проблемой, хорошим решением будет начать терапию, например, когнитивно-поведенческую терапию, которая дает очень хорошие результаты в лечении этого типа расстройства.

Механизм, который в основном отвечает за сохранение застенчивости в жизни взрослого, - это озабоченность мнением других о нас и сильное внимание к себе и тому, как мы падаем в глазах других. Люди с сильной социальной тревожностью настолько озабочены мнением окружающих о себе, что фантазируют о том, как их могут воспринимать другие, отображая в своем сознании какие-то «фильмы», в которых они смотрят на себя так, как будто с чужой точки зрения. .Такие люди обычно имеют совершенно неадекватное представление о том, как они выглядят в глазах других, их самооценка намного хуже, чем есть на самом деле, и чаще всего не имеет к этому никакого отношения.

Психиатр Кристоф Андре утверждает, что жизнь застенчивого человека состоит из упущенных впустую возможностей. Хотя для него все так же достижимо, как и для других, он не делает первый шаг. Решение в случае застенчивых взрослых часто сводится к тому, чтобы не избегать сложных ситуаций и укрощать их маленькими шагами.Смысл в том, чтобы сосредоточить внимание на внешних факторах во время стресса, вызванного контактом с другими, например, «хорошо ли я понимаю, что говорит мне собеседник», «достигает ли этот разговор своей цели», «хорошо ли мы понимаем друг друга» и т. д. Иногда первая позитивная попытка прорыва, например, выступление на встрече, открывает человека для дальнейших попыток и новых инициатив.

Паулина Михалик, Академический центр психотерапии и развития при Университете SWPS, (время 00:46; 737 KB)

Загрузите файл (щелкните правой кнопкой мыши и сохраните на свой компьютер)

Паулина Михалик, Академический центр психотерапии и развития при Университете SWPS, (время 00:31; 495 KB)

Загрузите файл (щелкните правой кнопкой мыши и сохраните на свой компьютер)

Паулина Михалик, Академический центр психотерапии и развития при Университете SWPS, (время 00:37; 600 КБ)

Загрузите файл (щелкните правой кнопкой мыши и сохраните на свой компьютер)

Паулина Михалик, Академический центр психотерапии и развития при Университете SWPS, (время 00:30; 487 KB)

Загрузите файл (щелкните правой кнопкой мыши и сохраните на свой компьютер)

.

Как интегрировать застенчивого ребенка со сверстниками?

Не каждый ребенок может быстро установить контакт с другими детьми. Чаще всего это связано с тем, что он слишком застенчив и не знает, как завязать новые отношения. К счастью, вы можете ему в этом помочь. Для этого стоит использовать то, что больше всего нравится детям, то есть игру. Например, вы можете представить себе домашнюю игровую площадку. Такое место идеально подойдет как место для заключения и продолжения новых детских отношений и поиска друзей.

Важнее всего согласованность

Не всегда удается в первый же день установить полноценные отношения с другим ребенком. Прежде чем пригласить их на свой задний двор или в сад - стоит сначала познакомиться с их родителями. Как это сделать? Достаточно регулярно гулять с ребенком на общественных площадках или в парке. Многие родители проводят там время со своими детьми, и в одни и те же часы почти каждый день, поэтому есть хороший шанс, что вы встретите кого-то, с кем позже захотите установить более близкое знакомство / отношения.

После того, как этот первый шаг сделан, неплохо дать детям немного больше свободы. Во-первых, их не должно быть:

В плохую погоду стоит поощрять детей играть дома

Лето проходит быстро, поэтому стоит сделать что-то, что побудит других детей проводить как можно больше времени с нашими.Движение - это то, на чем в этом случае должно быть основано. Ведь все дети (и застенчивые, и более смелые и уверенные в себе) любят различную гимнастическую акробатику, прыжки, бег, перекатывание и даже шпагат. Для всех таких занятий требуется правильно оборудованное и безопасное пространство, поэтому стоит приобрести прочный гимнастический матрас, качели, лестницу для упражнений, бассейн с мячами и даже стенку для скалолазания, которую можно, например, установить.в детской комнате.

Благодаря этому тренажеру у детей не будет проблем с проведением времени в дождливые и пасмурные дни. Они быстро сломают лед и будут стесняться, потому что ничто так не открывает другому ребенку, как спонтанная игра.

.

Смотрите также