Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью.
Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.
К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, физиологические или речевые проблемы. Как правильно оценить состояние речи малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, – говорят они, – и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи. Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно – не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Следует повториться, что задача родителей – вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, пока сама проблема еще не приобрела серьезных масштабов.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить»?
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните – он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка, которые составляют начальный детский лексикон.
Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за физиологического несовершенства звукопроизношения, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого.
В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их ребенок говорит только «мама», «папа». Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка «каша во рту». Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.
Очень важно, чтобы родители знали, что является специфическими особенностями речевого развития детей определенного возраста, а что относится к нарушениям речевого развития.
Важно разделить два понятия: недоразвитие речи и нарушение речи. Под недоразвитием речи специалисты понимают качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Под нарушением речи подразумевается отклонение от нормы, вызванное изменениями в строении или работе речевой или слуховой системы или задержкой общего психического развития ребенка.
Необходимо насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов. Именно для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием ребенка, родителям следует знать этапы речевого развития ребенка.
Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Последовательность появления тех или иных явлений в детской речи определена возрастными нормативами их появления. Следует отметить, что время не является жестко обязательным. Сроки и динамика формирования развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или родители видят единичные проявления, это должно их насторожить. Причины нарушения речевого развития, а также признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка могут быть различны.
Хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что речь малыша развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если вы заметили какие-то проблемы в формировании речи вашего ребенка, то лучше не ждать 3 лет, а проконсультироваться у специалистов раньше.
Целесообразно обратиться за консультацией к детскому психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, включающее индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения.
Вы можете предварительно сориентироваться в возрастных требованиях к развитию речи ребенка раннего возраста по предложенным материалам, однако они носят ориентировочный характер, и окончательное заключение вы можете получить только после консультирования ребенка у логопеда.
Не откладывайте эту консультацию! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. Можно слушать бесполезные советы, что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только драгоценное время для раннего развития будет безвозвратно упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом, который проявляется у всех детей ближе к 3 годам.
С другой стороны, детский организм чрезвычайно пластичен, большинство детей с успехом преодолевают серьезные проблемы в развитии речи при условии раннего начала логопедической помощи. Не стоит наобум приписывать маленькому ребенку серьезные логопедические диагнозы, о которых вы могли прочитать в интернет-изданиях или другой популярной литературе. Родительское внимание и квалифицированная педагогическая поддержка значат для развития ребенка в раннем возрасте существенно больше, чем любая попытка заочной диагностики или оценки развития. Наблюдайте за речевым развитием вашего малыша не со стороны, а как активные участники общения, фиксируйте для себя даже самые маленькие речевые достижения ребенка, и результат — хорошее развитие речи — не заставит себя ждать.
Развитие речи — важная часть развития ребенка.
Оно поддерживает способность вашего ребенка общаться, выражать и понимать чувства. Оно также поддерживает мышление и решение проблем, а также развитие и поддержание отношений. Умение понимать, использовать речь и получать от нее удовольствие — это важный первый шаг к грамотности и основа для обучения чтению и письму.
В первые 12 месяцев у младенцев формируются основы речевого и языкового развития. И они продолжают развивать речевые навыки с поразительной скоростью в первые три года жизни.
Лучший способ стимулировать речевое и языковое развитие вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые его/её интересуют. Все дело в том, чтобы следовать за вашим ребенком, когда он/она показывает вам, что его/её интересует, махая рукой, указывая, лепеча или используя слова.
Разговор с вашим ребенком
Говорите со своим ребенком и относитесь к нему/ней как к говорящему/ей, начиная с первых 12 месяцев. Когда вы закончите говорить, дайте очередь ребенку и подождите, пока он/она ответит. И когда ваш ребенок начнет лепетать, копируйте своего ребенка и лепечите в ответ. Вы, вероятно, обнаружите, что ваш ребенок снова что-то лепечет вам. Это поддерживает разговор и доставляет большое удовольствие.
Ответ вашему ребенку
Когда ваш ребенок подрастет и начнет использовать жесты, вы сможете реагировать на его/ее попытки общения. Например, если ваш ребенок качает головой, отвечайте так, как будто ваш ребенок говорит «Нет». Если ваш ребенок указывает на игрушку, отвечайте так, как если бы он/она спрашивал/ла: «Можно мне это?» или «Мне это нравится».
Когда ваш ребенок начинает использовать слова, вы можете повторять и развивать то, что говорит ваш ребенок. Например, если ваш ребенок говорит: «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»
Когда вы настраиваетесь на своего ребенка и отвечаете ему/ей, это побуждает его/ее к общению. Вы удивитесь тому, как много ваш ребенок скажет еще до развития слов.
Повседневный разговор
Совместное обсуждение того, что происходит в вашей повседневной жизни, — отличный способ увеличить количество слов, которые слышит ваш ребенок. Вы можете говорить о вещах, которые имеют смысл для вашего ребенка, например, о том, что вы видите или делаете вместе — ключ в том, чтобы использовать много разных слов и в разных контекстах. Например, вы можете поговорить с ребенком о яблоне и о том, как разрезать яблоко на обед. Это поможет вашему ребенку узнать значение и функцию слов.
Не имеет значения, если ваш ребенок не понимает, потому что понимание будет расти по мере развития вашего ребенка.
С того момента, как ваш ребенок начнет рассказывать истории, побуждайте его/её говорить о вещах в прошлом и будущем. Например, в конце дня вы можете обсудить планы на следующий день, составив вместе список покупок или решив, что взять с собой в гости к бабушке. Или, когда вы вместе придете домой с прогулки, можете поговорить об этом.
Чтение с малышом
Читайте и делитесь со своим ребенком множеством книжек, а также читайте более сложные книги по мере роста. Чтение позволяет вашему ребенку слышать слова в разных контекстах, что помогает усвоить значение и функцию слов.
Связывание того, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — хороший способ разговорить ребенка. Вы также можете побуждать к разговору, обсуждая интересные картинки из книг, которые читаете вместе с ребенком.
Когда вы читаете ребенку вслух, вы можете указывать на слова, когда их произносите. Это покажет вашему ребенку связь между письменными и устными словами и поможет ребенку узнать, что слова являются отдельными частями языка. Это важные концепции для развития грамотности.
Ваша местная библиотека — отличный источник новых книг.
Если ваша семья говорит на двух языках, вы можете поощрять речевое развитие вашего ребенка на обоих языках — например, русском и узбекском. Двуязычные дети могут достигать основных этапов речевого развития с той же скоростью, что и дети, говорящие на одном языке.
Вот лишь некоторые важные достижения вашего ребенка в развитии речи в возрасте от 3 месяцев до 8 лет.
3–12 месяцев
В этот период ваш ребенок, скорее всего, будет агукать и смеяться, играть звуками и начнет общаться с помощью жестов, например, махать руками. Лепет — важный этап развития речи в течение первого года.
За лепетом часто следует «фаза жаргона», когда ваш ребенок может звучать так, словно он/она говорит или ведет беседу. Однако на данном этапе эта «речь» ничего не означает. Первые слова часто начинаются примерно в 12 месяцев.
Вы можете слышать лепет, «жаргон» и новые слова вместе, по мере того, как ваш ребенок приближается к произнесению первых слов.
Если ваш ребенок не лепечет и не использует жесты к 12 месяцам, поговорите со своим врачом, медсестрой или другим медицинским работником.
Узнайте больше о речевом развитии от 3 до 12 месяцев.
12–18 месяцев
В этом возрасте дети часто произносят первые слова со смыслом. Например, когда ваш ребенок говорит «папа», он/она на самом деле зовет папу. В течение следующих нескольких месяцев ваш малыш будет пополнять свой словарный запас новыми словами. Ребенок может понять больше, чем способен сказать, и может следовать простым инструкциям. Например, он/она может понять вас, когда вы говорите «нет», — хотя не всегда будет слушаться!
От 18 месяцев до 2 лет
На втором году жизни словарный запас вашего ребенка расширился, и он/она начнет складывать два слова в короткие «предложения». Ваш ребенок поймет многое из того, что вы говорите, и вы сможете понять, что ваш ребенок говорит вам (в большинстве случаев!).
Развитие речи сильно различается, но если ваш ребенок не говорит несколько слов примерно к 18 месяцам, побеседуйте со своим врачом, медсестрой или другим медицинским работником.
Узнайте больше о речевом развитии от 1 до 2 лет.
2–3 года
Теперь ваш ребенок может говорить более длинными и сложными предложениями и лучше произносить слова. Ваш ребенок может играть и говорить одновременно. К 3 годам посторонние, вероятно, смогут понять большую часть того, что говорит ваш ребенок.
Узнайте больше о речевом развитии от 2 до 3 лет.
3–5 лет
Теперь вы можете ожидать более продолжительных, абстрактных и сложных разговоров. Например, ваш ребенок может сказать что-то вроде: «Я вырасту арбузом, потому что я проглотил арбузное семя?»
Ваш ребенок, вероятно, также захочет поговорить на самые разные темы, и словарный запас будет расти. Он/она может продемонстрировать понимание базовой грамматики, экспериментируя с более сложными предложениями, в которых есть такие слова, как «потому что», «если», «так» или «когда». И вас ждут интересные истории.
Узнайте больше о развитии речи от 3 до 4 лет и развитии речи от 4 до 5 лет.
5–8 лет
В первые школьные годы ваш ребенок выучит больше слов и начнет понимать, как звуки в языке взаимодействуют друг с другом. Ваш ребенок также станет лучшим рассказчиком, поскольку он/она научится складывать слова по-разному и строить разные типы предложений. Эти навыки также позволят вашему ребенку делиться идеями и мнениями. К 8 годам ваш ребенок сможет разговаривать, как взрослый.
Узнайте больше о речевом развитии от 5 до 8 лет.
Дети растут и развиваются с разной скоростью, и существует большой диапазон «стандартного» развития. Но вы знаете своего ребенка лучше всех. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу речевого развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом, медсестрой или другим медицинским работником или обратитесь к логопеду.
Консультация для родителей. «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует
искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать
сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:
- всестороння работа со звуком;
- знакомство с образом буквы и закрепление его;
- формирование техники чтения.
В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.
% PDF-1.5 % 452 0 том > эндообъект внешняя ссылка 452 91 0000000016 00000 н 0000004050 00000 н 0000004171 00000 н 0000004814 00000 н 0000004841 00000 н 0000004980 00000 н 0000005127 00000 н 0000005270 00000 н 0000005415 00000 н 0000006101 00000 н 0000006521 00000 н 0000006919 00000 н 0000007273 00000 н 0000007442 00000 н 0000007641 00000 н 0000007678 00000 н 0000007792 00000 н 0000007904 00000 н 0000008356 00000 н 0000008638 00000 н 0000008920 00000 н 0000009204 00000 н 0000009493 00000 н 0000011212 00000 н 0000011357 00000 н 0000011492 00000 н 0000012980 00000 н 0000013098 00000 н 0000014526 00000 н 0000015653 00000 н 0000017256 00000 н 0000017368 00000 н 0000 019 391 00000 н 0000 019 753 00000 н 0000020019 00000 н 0000020387 00000 н 0000021948 00000 н 0000 022 117 00000 н 0000023564 00000 н 0000026653 00000 н 0000026926 00000 н 0000027092 00000 н 0000027162 00000 н 0000027268 00000 н 0000046532 00000 н 0000046828 00000 н 0000047466 00000 н 0000052569 00000 н 0000055219 00000 н 0000060593 00000 н 0000060663 00000 н 0000064649 00000 н 0000064757 00000 н 0000076212 00000 н 0000076515 00000 н 0000077035 00000 н 0000 077 105 00000 н 0000079827 00000 н 0000079912 00000 н 0000083896 00000 н 0000084002 00000 н 0000094673 00000 н 0000094972 00000 н 0000 095 401 00000 н 0000098157 00000 н 0000098227 00000 н 0000098254 00000 н 0000098802 00000 н 0000098872 00000 н 0000098978 00000 н 0000 108 500 00000 н 0000108793 00000 н 0000109196 00000 н 0000109223 00000 н 0000109723 00000 н 0000 109 750 00000 н 0000 110 250 00000 н 0000 110 277 00000 н 0000110805 00000 н 0000 110 832 00000 н 0000111133 00000 н 0000111230 00000 н 0000111729 00000 н 0000 112 144 00000 н 0000112451 00000 н 0000112782 00000 н 0000115373 00000 н 0000115652 00000 н 0000117040 00000 н 0000117079 00000 н 0000002116 00000 н трейлер ] / Предыдущая 535652 >> startxref 0 %% EOF 542 0 том > поток h Τ VPSg ׅ@x%DI)ʣ@h*[email protected] JM-5 ֽ lZc!BVmdVDf'8NDbKvvvnkg {wM
.Младенец общается с окружающей средой с самых первых мгновений жизни - через крик или плач, сопровождающий чувство голода, усталости или различных недомоганий. В первые месяцы жизни ребенок также может распознавать звуки из окружающей среды, например, голос матери или мелодии. По мере развития дети организуют звуки, усваивают отдельные звуки, слоги, а затем в конце начинают произносить отдельные слова и предложения.
Дети различаются по развитию речи и языковым навыкам.Тем не менее, в развитии речи ребенка есть этапы, которые могут помочь родителям и врачу диагностировать различные отклонения, такие как задержка речевого развития, вызванная нарушениями слуха или нарушениями речи или языка.
Ребенок от рождения до примерно 3-месячного возраста уже умеет:
Ребенок в возрасте 4. до 6 месяцев уже умеет:
Ребенок в возрасте 7 месяцев от до уже умеет:
Ребенок в возрасте 1- 2 года уже умеет:
Ребенок в возрасте 2- 3 года уже умеет:
Развитие речи продолжается примерно до 5 лет. Со временем малыш может произносить и понимать все больше и больше слов, а затем объединять их в предложения и эффективно общаться с окружающей средой.
У ребенка, который имеет проблемы со слуховой артикуляцией или «заикается» во время разговора, могут быть нарушения речи.
Речевые расстройства — это трудности с пониманием того, что они говорят или хотят передать другим.
Для поддержки развития речи ребенка:
Если вы считаете, что у вашего ребенка задержка речи, обратитесь к своему педиатру, чтобы он поставил соответствующий диагноз. Если ваши опасения подтвердятся, врач направит вас к специалисту, который определит дальнейшие действия – вербальные тесты и тесты на слух. Иногда бывает достаточно речевых занятий, которые можно выполнять с ребенком дома. Другим решением является индивидуальная или групповая терапия или посещение психолога развития.Если вы начинаете беспокоиться о правильном обучении речи у своего ребенка, не медлите – идите в поликлинику и не предпринимайте никаких действий без консультации с врачом.
ТЕГИ: этапы речевого развития ребенка, речевое развитие ребенка, младенческий язык, нарушения речи у детей, развитие речи у ребенка, обучение речи, задержка речевого развития, поддержка речевого развития, речевое развитие ребенка 3 лет , развитие речи, языковые навыки, нарушения речи
.Рецепт для легкого обучения правильной речи? Контакт ребенка с людьми, которые разговаривают с ним, упражнения, но и правильное питание. Мариола Гуральска, логопед, рассказывает о том, как человек учится говорить.
Фото ПАП / Якуб КаминскиВ каком возрасте ребенок должен начать говорить?
Годовалый малыш уже использует такие звуки и простые слова, как «мама» и «папа», «баба», «пока, пока», но обучение речи у младенца начинается с так называемыхколющие, а затем лепетающие звуки, что очень важно в развитии речи ребенка. Цепляние исчезает примерно в 6-месячном возрасте и появляется лепет, слоги и двойные слоги - образуются первые простые слова.
Речь ребенка формируется с рождения. Вот почему родители должны как можно больше разговаривать со своим малышом, желательно во внутриутробный период. Исследования говорят, что дети слышат через амниотическую жидкость.
Если ваш ребенок не лепечет, следует ли обратиться к специалисту?
Для того чтобы ребенок начал говорить, у него должен быть правильно построен речевой аппарат, поэтому стоит проверить младенца, не слишком ли короткая уздечка языка.Это самый распространенный анатомический дефект полости рта. Если она слишком короткая, то затрудняет сосание и глотание груди, блокирует свободное движение языка по рту, а затем и произношение звуков.
Как узнать, что уздечка слишком короткая?
Это просто. Уздечка представляет собой мягкую волокнистую структуру, соединяющую нижнюю поверхность языка с дном полости рта. Мы видим их, когда поднимаем язык. Правильно развитая, она позволяет языку достигать всех уголков рта.
Стоит сделать простое упражнение. Детей постарше можно попросить просунуть язык за подбородок или к носу. Если он не может этого сделать, или язык при выполнении этого упражнения убегает вправо или влево, то стоит посетить специалиста.
Если уздечка слишком короткая, ребенок не может научиться произносить многие звуки, например, он не будет правильно произносить: «т», «д», «н» и «л», так как для этого нужно поднять кончик языка вверх.
Если родители ребенка или педиатр не заметят, что уздечка слишком короткая, ребенок может шепелявить.Это происходит потому, что язык не может подняться достаточно высоко.
Анатомический дефект заблокирует развитие речи?
Может задержать. Вот почему я предлагаю раннюю консультацию логопеда, чтобы оценить возможности улучшения подвижности языка, например, с помощью логопедии и упражнений. Если проводится процедура подрезки уздечки, после процедуры необходима реабилитация у логопеда. Подрезание уздечки увеличит подвижность кончика языка, но не сразу обеспечит его правильную работу.Это нужно тренировать.
Что еще может задержать речь моего ребенка?
Помните, что речь у детей развивается с разной скоростью. Двухлетний малыш знает много слов и может произносить простые предложения, например, «кукла спит». Может понимать названия большинства вещей, видов деятельности. Если такого прогресса нет, стоит посетить логопеда. Есть дети, которые в 2 года ничего не говорят, тогда необходимо как можно раньше обратиться к специалисту.
Почему у детей может быть задержка речи?
Этому может быть множество причин.Речь – сложная деятельность, сложный процесс. При беспокойстве родителей по поводу речи маленького ребенка логопед оценивает строение и работоспособность артикуляционного аппарата, рефлексы, связанные с приемом пищи, слуховую чувствительность ребенка. Он проверит, что развитие функций приема пищи и речи в норме. Он проведет опрос о течении беременности и родов, что может стать основанием для выявления отклонений в развитии речи.
Почему мой ребенок не всегда выполняет наши инструкции?
Во-первых, проверьте ребенка на наличие проблем со слухом.Если родитель видит, что малыш не реагирует на звук телефона или игру в игрушки, стоит проверить слух и условия для обучения речи, не слишком ли велика, например, третья миндалина или в каком состоянии гортань есть.
Что делать, если ребенок хорошо слышит, но говорит меньше сверстников, коверкает слова, имеет проблемы с беглой речью?
Если логопед оценивает моторику артикуляционного аппарата и выясняется, что ребенок нормально слышит, то мы обращаемся за помощью к психологу для определения психомоторного развития ребенка.
Обратитесь к неврологу, если у вас проблемы с неуклюжестью и нарушением координации.
Что исключает невролога?
Различные нарушения нервной системы, а также различные неврологические заболевания. К логопедам приходят дети с детской моторной афазией. Это расстройство, которое возникает в результате повреждения центра Броки в головном мозге. Речевое развитие замедлено и нарушено. Дети чаще всего произносят только звукоподражательные слова, а затем искажают отдельные слова.
Бывает, что мы также просим психиатра оценить, есть ли у ребенка нарушения в эмоциональном и социальном развитии, например, расстройства аутистического спектра.
Правда ли, что для правильного развития речевого аппарата ребенок должен грызть, например, яблоки, морковь, хлебные корочки?
Ребенок должен кусаться! К сожалению, некоторые родители об этом забывают, и трехлетки приходят в детский сад и все равно едят пюре. Тогда они не тренируют свой рот, язык и мышцы лица.В речи участвуют все органы нашего артикуляционного аппарата. Именно поэтому ребенку стоит тренировать мышцы лица, языка и рта поцелуями, имитировать звуки, например, лошади или мотоцикла. Что бы вы выучили короткие стихи и песни. Рифмы и ритмы облегчают овладение языком.
Правда ли, что движение необходимо для развития речи?
Абсолютно. Зачастую дети с нарушениями речи менее физически развиты. К сожалению, мы забыли о том, что для правильного психомоторного развития ребенку необходимо брыкаться, гарцевать, лазать и ходить по бордюрам.Движение необходимо для правильного развития ребенка. Также для развития речи.
Какое отношение к развитию речи имеет подвешивание на колотушке?
Движение стимулирует развитие головного мозга, в котором находится речевой центр. Подвешивание на венчике формирует зрительно-моторную координацию, развивает взаимодействие органов чувств. Мозг ребенка очень пластичен, он обладает большой способностью меняться и модифицироваться, но его необходимо тренировать.
Говорят, мальчики начинают говорить позже?
Это неправда.2-летние мальчики уже должны говорить. Если это не так, обратитесь к логопеду.
Правда ли, что все больше детей нуждаются в логопеде?
Да. В среднем в детском саду занимается сто детей, обычно половина из них нуждается в логопедии. Одни в большей степени, другие в меньшей.
То есть речь не приходит сама собой, часто нужно тренироваться?
Дети учатся говорить, подражая, слушая и наблюдая за своими близкими.Кому-то учить язык проще, кому-то сложнее. У некоторых детей эта первоначальная задержка проходит спонтанно, но некоторые из них не компенсируют задержку самостоятельно, а нуждаются в поддержке логопеда. Если он ее не получит, у него могут возникнуть проблемы в школе, так как ему будет трудно строить более сложные и точные предложения и высказывания, у него будет хуже словарный запас и хуже память. Языковые проблемы также влияют на отношения со сверстниками, потому что такие дети неохотно высказываются и кажутся замкнутыми.
Что могут сделать родители для развития речи ребенка?
Говорите с ним как можно больше и развивайте эмоциональную связь. Вдохните мотивацию говорить. Стоит прокомментировать то, что мы видим. Вы можете сказать ребенку помладше: Боже, кубик сейчас упадет! Старшему: О, красный кирпич стоит на синем и качается немного. Благодаря тому, что родители описывают то, что интересует ребенка, овладение языком проходит легче.
Заботясь о правильном развитии ребенка и его речи, следует ограничивать время пребывания за планшетом или смартфоном.Для изучения звуков речи ребенку необходим непосредственный контакт с говорящим человеком. Исследования показывают, что дети в возрасте до 18 месяцев теряют возможность естественно учить слова при просмотре фильмов. Когда ребенок приближает лицо говорящего, он может видеть выражение лица говорящего и расположение рта, он может имитировать его артикуляционные движения, но, прежде всего, возникает сильная эмоциональная связь, необходимая для изучения языка. Очень важно смотреть ребенку в глаза и применять принцип чередования - иногда ты говоришь, иногда я.
Беседовала Агнешка Похжест-Мотычинская
Мариола Гуральска
Проводит логопедические занятия с детьми и подростками, индивидуальные и групповые. Занимается лечением дефектов речи и нарушений речи.
.Календарь развития речи , созданный мной, составлен на основе многих авторов, поэтому важно не придерживаться его ограничительно, ведь каждый ребенок проходит через одно и то же стадиях развития, иногда в разном темпе. Время появления отдельных этапов постоянное, допускаются сдвиги - однако не более полугода .
Начало…
Все, что происходит сегодня в нашей жизни, берет свое начало еще во внутриутробном периоде.Созревание каждой функции, в том числе развитие речи, продолжается с момента зачатия. Пренатальный период является важным временем, так как развиваются основные органы, которые впоследствии отвечают за передачу и прием речи, т.е. весь речевой аппарат , слух без которого не будет развиваться речь. Во внутриутробном периоде бывают критические периоды, которые могут нарушать нормальное развитие, поэтому чем раньше активируется повреждающий фактор, тем значительнее будут эти изменения. Создание правильных условий с первых недель внутриутробной жизни будет основной формой профилактики , которая станет основой для правильного формирования речи после рождения ребенка.
...от рождения до 1 года жизни...
Крик - первое общение
1 месяц :
- реакция на звук морганием, движениями век, подергиванием - делает ребенок
звуки: писк, писк, мычание
- характерные в общении: плач и вышеупомянутый крик
2 месяца :
- ребенок издает звуки, не похожие на человеческую речь
- появляются вокализации первых гласных
2- 3 месяца :
- первая улыбка
- появление стадии отупения, т.е. непроизвольных звуков
- усиление или ослабление сосания после услышанного звука
4-5 месяцев :
- появление первых согласных
- ребенок поворачивает голову в поисках источника звука
- адекватная реакция на изменение тембра голоса, музыки
6 мес :
- появление стадии лепета, т.е. подражания загрузка ребенком характерных для национального языка слогов
7-8 месяцев :
- самоподражательное лепетание, т.е. имитация и повторение слогов ребенком раннего возраста
- ребенок понимает эмоционально окрашенное высказывание
- ребенок концентрирует внимание при разговоре ему
9 мес :
- появляется указательный жест
- ребенок понимает коммуникативные намерения
- появляется момент осознанного овладения языком
- интенсивное лепетание (повторяющиеся слоги)
10 мес - ребенок строит первые слова, а простые понимают
11-12 месяц :
- малыш понимает простые команды
- характерно повторять слоги и слова, произносимые взрослым
Первый год жизни - период в котором ребенок формирует способность общаться .Более того, он осваивает язык пассивным образом (заучивает слова и понятия и запоминает их). Понимание — это первый шаг вашего малыша к тому, чтобы научиться активно использовать язык (используя сохраненные слова и понятия в речи). Первое слово , долгожданное каждым родителем, сознательно произносится ребенком, придавая ему определенный смысл. Первое слово должно появиться около 10 месяца , но не позднее 18-го месяца жизни ребенка.
... от 1 до 2 лет...
Характерными для этого периода являются:
- первые осмысленные, простые слова, которыми ребенок заменяет предложение
- одно слово со многими значениями в речь ребенка
- эхолалия - неосознанное повторение простых слов за взрослыми
- ребенок начинает активно пользоваться языком
- ребенок рассказывает о том, что происходит здесь и сейчас
В развитии речи у ребенка, которому исполнилось 24 года месяцев, представлено четкое знание языка (как пассивное, так и активное), т.е. умение говорить.
… от 2 до 3 лет…
Это важнейший период формирования речи, которая становится основной формой общения с окружающей средой.
Развитие речи ребенка :
- отдельные грамматические разряды
- первые синтаксические конструкции (изъявительные, повелительные, вопросительные, восклицательные) - порядок зависит от индивидуального развития ребенка
- групповые упрощения согласных
- присоединение слов
- все устные гласные (а, о, э, и, у, у) и большую часть согласных
- понимание причинно-следственных связей
- в конце этого периода - умение строить двусловные выражения
Дополнительно :
- у малыша улучшается способность разделять внимание со взрослыми
- увеличивается количество сигналов - звонки (восклицательные знаки, вокал)
- увеличивается словарный запас ребенка (знания ок.300 слов)
- ребенок начинает употреблять местоимение "быть"
- начинается вопросительный период
В конце этого периода (т.е. в возрасте 36 месяцев) в совершенстве овладевает активной речью . Информация, адресованная малышу, ему понятна, что характерно и для сообщений, сообщаемых ребенком. Речь на данном этапе почти сформирована , и любые отклонения, которые появятся, вскоре будут полностью устранены.
... от 3 до 4 лет ...
Особенности речевого развития ребенка:
- увеличение словарного запаса
- существенные изменения длины произносимых предложений
- имеет право совершать флективные ошибки
- различает правильную и искаженную речь
- возможны повторы слогов, слов, перетаскивание звуков (т.н.нарушение речи)
- может сообщать о своих потребностях
- может задавать вопросы и отвечать на них
- в конце третьего года жизни малыш может составить правильное простое и сложное предложение
У ребенка, которому исполнилось 48 месяцев , языковая система развивается быстро и скачкообразно . Несмотря на то, что речь на этом этапе почти сформирована, это не означает, однако, что ошибки в произношении не допускаются и что на этом развитие заканчивается.Произношение продолжает улучшаться.
… от 4 до 5 лет…
На этот период жизни ребенка приходится время совершенствования приобретенных навыков.
Кроме того, для характерны :
- постоянное увеличение словарного запаса
- уменьшение количества неологизмов (т.е. придуманных ребенком слов)
- присутствующая в высказываниях эмоциональность
- развитие повествовательных способностей
- называние простое причинно-следственные связи
- ориентация в разности времени (прошлое, настоящее, будущее)
- лавина вопросов, задаваемых ребенком
Этот период является ключевым моментом для проведения логопедического лечения (если оно необходимо) в связи с достаточное количество времени для подготовки к школе.Это необходимо для правильного познавательного и эмоционального развития ребенка.
… 5 и 6 лет - к концу речевого развития.
Важный период, когда ребенок учится использовать ранее приобретенных навыков.
Ребенок :
- совершенствует повествование
- его высказывание становится все более и более связным
- по-прежнему задает много вопросов
- играет словами
- свободно использует лексические и грамматические элементы языковой системы
Речь r это единственный голос который может отсутствовать, но когда все звуки правильные, то пятый год жизни самый подходящий для внешнего вида телефона r .
Для этого периода характерно также естественное ведение разговоров с окружающей средой, потому что речь достигла своей окончательной формы .
.90 000 Районный центр развития образования 9 000 1Опубликовано 2020-04-15 09:28:28, касается: Poradnia Psychologiczno-Pedagogiczna
Родители, знаете ли вы, что золотой период развития речи у ребенка длится от рождения до трех лет? Если вас беспокоит речевое развитие вашего ребенка (ребенок не говорит или говорит слишком мало, имеет проблемы с пониманием речи), подумайте, в чем может быть причина.
Существует несколько причин, влияющих на развитие речи.
Пренебрежительное отношение к окружающей среде – отсутствие языковой стимуляции со стороны семейного окружения.
- Есть дома, где говорят мало и полусловами.
- Иногда речь быстрая и невнятная, иногда слишком много обучения.
- Есть замкнутые родители, посвящающие свое время в основном работе или домашним делам.
- Иногда родители не в состоянии проявить любовь.
- Иногда в домах говорят на двух-трех языках. По опыту знаю, что при задержке у ребенка отдельных этапов речевого развития, или при перегруженном интервью о беременности, перинатальным считается язык, на котором разговаривают с ребенком до 3 лет.После достаточного овладения речью можно ввести вторую.
Преимущество стимуляции изображениями в современной культуре.
- В настоящее время является одной из основных причин задержки речевого развития, но также вызывает симптомы серьезных нарушений общего развития. Телевизор, планшет, телефон достаточно эффективны в разучивании разговора. Вербальное общение в семье, где каждый проводит большую часть своего времени, наслаждаясь чудесами современной техники, ограничивается скудной информацией и комментариями о происходящем на экране.В результате у родителей не остается времени на общение с детьми, слабеет и эмоциональный контакт, необходимый в процессе правильного развития.
- В современной культуре часто занятым родителям удобно посадить детей перед телевизором, дать им телефон, чтобы было хоть немного времени для себя. В своей работе я встречаю семьи, где ребенок почти весь день проводит перед экраном. Левое полушарие в основном отвечает за развитие речи и языка, в то время как гиперстимуляция экранами — все доставляемые зрительные и пространственные стимулы организуются мозговыми структурами правого полушария.Словом, для маленького ребенка сообщение на экране непонятно и непонятно и не стимулирует развитие речи.
Отягощенный интеллект разработчиков.
- Иногда ребенок входит в группу риска, это состояния, которые чаще всего вызывают нарушение речевого развития или нарушения развития.
- Родители, если ваш ребенок из группы риска и вас беспокоит его развитие, как можно скорее обратитесь к специалисту. В нашей клинике диагностика детей раннего возраста проводится комплексно специалистами: неврологом, психологом, педагогом.Не ждите, пока вам исполнится 3 года. Вы можете прийти за консультацией, даже если ребенок младше 1 года. Вы получите поддержку и рекомендации для дальнейших действий.
Эмбриопатии: все повреждения внутриутробной жизни:
- Вирусные: вызванные гриппом, корью, эпидемическим паротитом, ветряной оспой, инфекционной желтухой, краснухой, малярией.
- Токсоплазмоз
- Актинический, вызванный ультрафиолетовыми лучами, рентгеновскими лучами, радиоактивными элементами.
- Токсичные, вызванные, например, наркотики, стимуляторы...
- Венерические, вызванные сифилисом.
- Недоедание, вызванное дефицитом витаминов А и В2, а также нарушением обмена веществ.
- Гемолитическая болезнь, вызванная серологическим конфликтом между матерью и ее плодом.
- Вызванные заболеваниями беременной: болезни щитовидной железы, сахарный диабет, гипертоническая болезнь….
Перинатальные травмы:
- Гипоксия вследствие обвития пуповиной.
- Гипоксия вследствие затяжных родов.
- Перинатальные травмы.
Послеродовые травмы нервной системы:
- Затяжная желтуха - высокий индекс билирубина.
- Антибиотикотерапия.
- Наркоз.
- Механические травмы головы и т.п.
Наследственный фактор , т.е. если у кого-то в семье (мама, папа, дядя, тетя и т.д...) была задержка речевого развития - задержка созревания нервной системы в области коры левого полушария, связанные с речью (медленная миелинизация нервных волокон).
Иногда родители объясняют, что ребенок ленив и поэтому отказывается говорить. Это неправильное мышление. Нервная система ребенка просто еще не созрела.
Характеристика спонтанного, замедленного развития активной речи:
- ребенок мало говорит (обычно звукоподражательные выражения и простые слова),
- ребенок может произносить большинство звуков изолированно, иногда даже в виде слогов , но не может составить свое слово,
- ребенок хорошо слышит и прекрасно понимает словесные команды,
- ребенок находится в интеллектуальном стандарте.
Родители, если вы подозреваете, что у вашего ребенка простой ОРЗ, вы можете обратиться к логопеду или неврологу. В нашей клинике вас пригласят на логопедические занятия, которые стимулируют развитие речи вашего ребенка и вы получите советы по работе дома.
Родитель, вы не можете говорить своему ребенку: "скажи", "повтори" и т.д. это так не работает. Это только увеличивает фрустрацию ребенка из-за невозможности общаться и часто приводит к уходу в себя. Дайте ребенку время и создайте максимально благоприятные условия для стимулирования речевого развития.
Родители, если у вашего ребенка частые инфекции верхних дыхательных путей и сопровождающие их нарушения развития речи или дефекты речи, немедленно обратитесь к врачу-специалисту – в данном случае к отоларингологу, оториноларингологу. Этот тип потери слуха поддается лечению. Вас также ждут в нашей Клинике. Вы получите советы по дальнейшим занятиям и работе с ребенком.
В настоящее время каждому новорожденному проводят проверку слуха, но по опыту знаю, что иногда проверка слуха проходит нормально, и через некоторое время выясняется, что ребенок не слышит.
Родители, если вас беспокоит речевое развитие вашего ребенка, обратитесь к врачу-специалисту - аудиологу.
Слишком короткая подъязычная уздечка является наиболее частым анатомическим дефектом полости рта.
Примеры симптомов слишком короткой подъязычной уздечки:
- трудности прикладывания ребенка к груди,
- неправильный прикус,
- слюнотечение,
- нарушения речи - ограничение движений языка, связанное со слишком короткой уздечкой , благоприятствует дефектам речи. Особенно это выражено со звуками (т, д, н, л) в более поздний период развития речи со звуками (сз, ж, ч, й, р), так как при их правильной артикуляции необходимо приподнять кончик языка.
Хочу отметить, что при укороченной подъязычной уздечке ребенок говорит, но невнятно, искажает слуховой рисунок звуков.
Родитель, если ваш ребенок не говорит, не ищите причину только в укороченной подъязычной уздечке. Сходите на консультацию к профильному специалисту: неврологу, логопеду. В нашей клинике вы получите все рекомендации по дальнейшей деятельности и получите профессиональную диагностику.
Невролог
Джоанна Агнешка Белицка 9000 6.
Поколение детей, родившихся в век высоких технологий, по-разному строит свои отношения с миром, людьми и языком.
Высокие технологии, то есть:
Американская академия педиатров рекомендует детям до 2 лет вообще не смотреть телевизор, а детям постарше и подросткам не использовать в общей сложности более 1-2 часов.в день от телевизора и компьютера.
Мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за прием и обработку звуковых и образных раздражителей, а левое полушарие специализируется на восприятии и создании языка, т. е. речи.
Во многих домах телевизор включается, как только вы приходите домой. Дети чаще всего смотрят телевизор в одиночестве. Таким образом, разговор перестает существовать, и ребенок направляет свое внимание на динамичное рекламное сообщение. Без диалога и беседы со взрослым малыш создает собственные, как правило, ложные интерпретации изображения и языковых сообщений.Д. де Керк-хове пишет о синдроме «пропущенных полсекунды». Он основан на том, что скорость отображения телевизионного изображения настолько высока, что нашему аппарату восприятия не хватает полсекунды для обработки информации и придания ей смысла. Малыши и дошкольники, подвергающиеся воздействию раздражителей телепередачи, остаются на более ранней стадии развития восприятия.
Современные дети гиперстимулированы правополушарными стимулами (рекламные щиты, телереклама, компьютеры), но у них недостаточно левополушарных (т.е. языковых) стимулов.Правое полушарие тормозит или даже блокирует левое полушарие, в результате чего речь развивается с опозданием. Преобладание правополушарных стимулов нарушает естественное, здоровое развитие речи.
В звуковых игрушках повторяющаяся «мелодия» не позволяет ребенку слушать речь взрослого, и мозг учится игнорировать речь.
Слово, которое ребенок воспринимает с помощью техники, является пассивным словом, препятствующим естественному диалогу. Живое слово, то есть диалог с другим человеком, взаимодействие с ним воспринимаются и обрабатываются в левом (языковом) полушарии мозга.Это ситуации, которые положительно стимулируют развитие речи ребенка. Пассивное слово, мерцающее изображение на экранах анализируется и воспринимается правым (неязыковым) полушарием.
Ребенок, находящийся в комнате с телевизором, музыкой или электронной игрушкой, воспринимает речь как звук, но не обрабатывает ее в высших структурах нервной системы.
Стимулируется правым полушарием, слышит голос взрослого, но не регистрирует его. Он слышит только физиологический звук, который позволит правильно функционирующий орган слуха.Он не расшифрует лингвистический стимул. Такой повторяющийся каждый день паттерн приведет к постепенному торможению развития речи (язык перестанет складываться должным образом), зеркальные нейроны (отвечающие за понимание эмоций другого человека и эмпатию) будут все больше и больше нарушаться. Постоянная блокировка речевого полушария мозга также негативно скажется на межличностных контактах и дружбе со сверстниками. Речь станет схематизированной.
Последствия чрезмерного использования высоких технологий
• плохой активный словарный запас, неспособность развиваться в естественных коммуникативных ситуациях,
• короткая продолжительность концентрации внимания, трудности с концентрацией внимания
• проблемы со зрительным контактом
• проблемы с чтением, письмом,
• неправильная артикуляция
• неспособность рассказать историю наглядным, просмотренным сказка
• отсутствие навыков слушания
• непонимание эмоций
• отсутствие символического мышления
• плохая успеваемость
• низкая физическая активность – лишний вес, проблемы со спиной
• проблемы с прослушиванием письменного текста
Подготовлено:
Адриана Сикора-Слиж
Библиография:
Дж.Cieszyńska-Rożek, Краковский метод лечения нарушений развития ребенка,
М. Рыбка, Цифровые устройства и развитие речи ребенка, в: http://dziecisawazne.pl/urzadzenia-cyfrowe-a-rozwoj-mowy -dziecka/,
М. Десмюргет, телеспектакль. О пагубных последствиях просмотра телевизора (не только для детей), (2012),
Цыган А. Влияние высоких технологий на развитие речи ребенка, в: zp3_gazetka_nr12.pdf
Выделяют четыре этапа речевого развития ребенка, которые могут быть проанализированы и подкреплены работой родителей и логопедов:
Период мелодии начинается для новорожденного с его первого крика и самостоятельного дыхания. Это первый шаг в процессе формирования речи, результат которого зависит от стимуляции, создаваемой окружением ребенка. Звуки, которые издают младенцы, не являются преднамеренными и выражают многие эмоциональные состояния, такие как радость, печаль или неудовлетворенность.В первый год жизни дети обращают внимание на мелодию речи, тембр голоса.В этот период ребенок использует язык не в буквальном смысле, а на то, что происходит внутри его артикуляционного аппарата и с точки зрения анализаторов является необходимой основой для дальнейшего общения и понимания речи. Малыш очень экспансивный и излучающий, он издает множество звуков разной интенсивности. Характерной чертой этой деятельности является модуляция голоса и возникновение его различных криков, плача, плача и лепета.Из многих видов голосового поведения наиболее важными являются ранние вокализации, которые являются онтогенетическими источниками речи [1].
Ребенок не использует речь, но издает много разных звуков и начинает понимать речь. С самого начала ребенок функционирует в рамках социальных взаимодействий, по отношению к родителям, благодаря чему уже в доязыковой период создаются основы для последующего диалога и полноценного использования языка в социальных ситуациях. Речевое развитие вовлечено с самого начала, и уровень когнитивного развития ребенка является прямым: он влияет на процесс овладения языком.Удушье или воркование происходит в возрасте от трех до пяти месяцев. Это нечленораздельные звуки, не соответствующие фонетическому строю человеческой речи.[2] Это безусловный рефлекс, выполняющий роль гимнастики артикуляционного аппарата и, что очень важно, всегда сопровождающийся хорошим настроением ребенка. У здоровых детей этот процесс развивается и со временем на месте нечленораздельных звуков появляются согласные-гласные формы типа «глингл», «гыы», «кчи» и т. д. Первые основаны на условнорефлекторном: пятый и восьмой месяцы жизни.[3] В заключительной фазе этого периода (7-8 месяцев) дети используют лепет в целях общения, чтобы привлечь внимание взрослых. Двенадцатимесячные дети способны показывать предметы из своего ближайшего окружения, родных и разыгрывать действия, которым их научили, например, хлопать в ладоши при указании выполнить «косить-косить». В течение первого года жизни психомоторное развитие координируется с развитием речи, и между этими процессами существует тесная связь. Этот ребенок уже выполняет много ручных действий (вставание тела, начало ходить, захват пинцетом, удерживание различных предметов, самостоятельное питье и т.), которые позволяют все точнее познавать мир и постоянно вызывают потребность говорить в младенчестве, речь формируется в лексическом слое. Ребенок реагирует на надсегментарный план своей речи, а не на слова как таковые. Это реакция на ситуацию, а не на конкретные слова. К концу первого года жизни формирование речи вступает в процесс развития, при котором интонация, зрительные и кинестетические ощущения теряют свое значение, а слово перестает быть индифферентным и становится самостоятельным как единственный постоянный элемент.С этого момента ребенок начинает вербально общаться с окружающей средой.
Срок длится с начала второго до конца шестого года жизни. Между первым и вторым годом жизни ребенок развивает речь на этапе назначения, усваивает новые слова с пониманием. Способность понимать речь опережает способность выражать. К концу первого года жизни ваш малыш владеет не более чем тремя словами, но понимает намного больше. Это этап в развитии языковых навыков, который станет основой для дальнейшего интенсивного развития языка.
Следующим шагом в создании имени является ассоциация того, что он слышит, с тем, что он видит. Ребенок способен наблюдать за вызываемым предметом, и между видом, например, куклы, и произносимым слогом «ла» создается условная связь, затем создается гиф-сигнал [4], который уже функционирует как слово, т. е. одноклассный сигнал (хотя и морфологически неполный).Показание ребенку этого предмета, в данном случае куклы, вызывает условную реакцию, вызывающую у ребенка слуховую реакцию произнесением слога «ла» или другого набора звуков, наиболее похожих на слово "кукла".Вначале ребенок понимает только свое окружение, со временем слова артикулируются все точнее и число слогов в зависимости от слов быстро увеличивается. Этот процесс быстро индивидуализируется.
У каждого ребенка лексическая сфера развивается в разном темпе. Это очень сильно зависит от окружающей среды, состояния нервной системы, фонологического и физического слуха, работоспособности органов речи. Распространенным явлением являются звукоподражания, т.е. звукоподражания слова как слова. Дети узнают звукоподражательные слова из окружающей среды или создают их сами.Ребенок использует грамматически нейтральные моноклассовые сигналы. Чаще всего это существительные, потому что ребенок использует слова как глобальные символы для целых ситуаций. Слово «обувь» означает обувь, но также и прогулку, площадку и т. д. Ребенок усваивает слова с помощью меток, прикрепляемых к предметам, которые их окружают В этот период также возникает потребность в выразительном назывании. , что очень важно для передачи информации, оказывается, что дети, которые много показывали в раннем детстве, в дальнейшем говорили больше, выразительнее и были очень коммуникабельны.[5]
Скорость роста лексики сначала медленная. Во многих случаях можно точно подсчитать, сколько слов говорит ребенок. Этот процесс ускоряется во второй половине второго года жизни. Изменения в темпах развития словарного запаса совпадают с интенсивным обучением ходьбе, которое обычно происходило в первой половине второго года жизни. Затем у детей замедляется развитие речевых и познавательных процессов в пользу психомоторных. После овладения умением ходить развитие речи резко ускоряется.[6] Произносимые слова редко содержат согласные связи, чаще строятся из открытых слогов и чаще всего относятся к тем предметам, с которыми взаимодействует ребенок. Способность к быстрому усвоению словарного запаса зависит от развития моторной координации артикуляционного аппарата и происходит медленнее, чем развитие ручной координации.
Совершенно другой темп мы наблюдаем в процессе обучения пониманию слов. Здесь можно увидеть значительный прогресс по отношению к активной речи. В большинстве случаев здоровые дети понимают в пять раз больше слов, чем говорят.Ранний этап формирования и развития речи — это время, когда ребенок с разной степенью успешности усваивает новые слова. Некоторые слова он усваивает сразу и использует в активной речи. Это конкретный словарь, относящийся к тому, что можно потрогать, взять и использовать для выполнения действия. Сложнее выучить абстрактную и реляционную лексику. Маленькие дети чаще всего реагируют на слово-стимул синтагматическим, а не парадигматическим ответом, как это делают взрослые. Если дошкольник слышит слово собака, он обычно добавляет «лай», а не овчарка или кошка.
Период предложения – это время, когда ребенок начинает общаться с помощью предложений. Стадия предложения завершает формирование речи и начинает ее развитие. Отныне язык ребенка будет развиваться главным образом через динамический процесс грамматизации, пока не создастся система, в которой отдельные компоненты высказывания соотносятся по грамматическим правилам.
Только во второй половине второго года жизни ребенок строит двусловные или многословные высказывания.Двухсловные высказывания представляют собой самостоятельную конструкцию, но только после добавления третьего сегмента можно говорить о реальном синтаксисе. Сгустки слов превращаются в эквиваленты предложений или дополняются формой личного глагола. Эти простые структуры развиваются, но изначально дисграмматичны. Со временем предложения становятся длиннее и правильнее.
Период специфической детской речи , который длится до шестилетнего возраста, является возрастом вопросов, особенно тяжелых около пяти лет.Дети спрашивают о предметах, ранее неизвестных по внешнему виду, о названии данной вещи, из чего сделан предмет, о причине события и т. д. В дошкольном возрасте развивается способность задавать вопросы. Вначале дети спрашивают о текущих делах относительно текущего положения дел, иногда вопросы касаются общих знаний, интерпретации событий, явлений, отдаленных во времени и пространстве. Многие вопросы имеют первостепенное значение для психического развития ребенка.
Ребенок, спрашивая, богатый словарный запас, приобретает знания об окружающем мире и, самое главное, учится мыслить.Задавая вопросы, происходит обучение. «И надо понимать, что сведения и объяснения, данные в ответ на вопросы ребенка, появляются и сохраняются в его сознании и памяти легче, яснее, чем данные ему указания, независимо от того, хочет он этого или не хочет. слушать их, и [...] от того, что их интересовало и о чем они думали в данный момент».[7] Эта деятельность только начинается в дошкольном возрасте. Апогей ее развития приходится на младший школьный возраст.
[1] А.Юрковский: Онтогенез речи и мышления. WSIP, Варшава 1975
[2] Л. Качмарек: Наш ребенок учится говорить Люблин 1977, стр. 16-17
[4] Л. Качмарек: Наш ребенок учится говорить, Люблин 1977, стр. 52
[5] М.Килар-Турска, Развитие человека в полном жизненном цикле , [in] Психология, под редакцией Й. Стрелау, Гданьск 2000
[6] Э.Б. Херлок: Развитие ребенка. PWN, Варшава 1961
[7] S. Szuman: О правильном способе и эффективности периодического обучения детей. PWN Варшава 1968, стр. 247-248
Представлен фрагмент диссертации Ренаты Жезник-Кавка - выпускники последипломного образования - Спектр аутизма - диагностика, терапия и обучение
.