Ребенок постоянно теребит пальцы на руках


Как понять тревоги ребенка и что с ними делать

Девчушка, которая беспокойно переминает пальцами низ своей юбки или накручивает локоны на пальцы. Малыш, нервно теребящий ручку или просто не вынимающий руки изо рта. Казалось бы, такая знакомая картина, в которой нет ничего прям уж такого. Но психологи считают: безобидные, на первый взгляд, вещи, могут быть «маячками», говорящими о тревожности ребенка.

 

– Многие психологи с 20-30-летним стажем отмечают, что количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, увеличилось, – делится с нами психолог Юлия Усенко. –  Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. В дошкольном возрасте 5-6 лет более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

 

– Из-за чего дети становятся тревожными?

– Это могут быть как внешние факторы, так и внутренние конфликты, связанные с самопознанием, внутренним миром, собственной самооценкой. Но во многих случаях тревожность детей связана с семейными неурядицами и нарушением детско-родительских отношений.

 

– Многие в детстве любили мять что-то в руках, когда отвечали на уроке, то есть проявляли «симптомы» тревожности. Неужели это может как-то сказываться на жизни во взрослом возрасте?

– Это провоцирующий фактор, который может подтолкнуть к появлению дальнейших психологических проблем: агрессии, замкнутости, неуверенности в себе, низкой самооценке. Тревожный ребенок часто подавлен, насторожен, ему трудно устанавливать контакты с окружающими, сложно воспринимать информацию по школьной программе. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Если ребёнок тревожен, начиная с 5– 6 лет, это сопровождается чрезмерной эмоциональностью, вспыльчивостью, плаксивостью. Ему сложно адаптироваться к детскому саду, школе, общению со сверстниками. Лет в 12 у таких детей может проявляться застенчивость, замкнутость. Они боятся отстаивать свое мнение, больше ведомые, не хотят учиться, им трудно ставить и достигать цели. А во взрослой жизни это может перейти в невроз.

 

 – Как понять, что у ребенка назревают психологические проблемы?

– Например, ребенку уже больше 7 лет, но он все равно часто плачет. Или кричит, повышает тон, дерется со сверстниками.  Тревожные дети грызут ногти, у них наблюдаются нервные тики глаз, беспокойный сон, часто врут. Часто такие дети вымещают агрессию на домашних животных. У ребенка, достигшего возраста 10-12 лет, можно спросить, о чем он мечтает. Часто бывает, что дети не могут ответить на этот вопрос – они не умеют мечтать! А это уже проблема в познании себя и мира.

 

– После того как мы поняли, что в его детском мире не все так радужно, как нам казалось, что делать и чем помочь?

– Обратить внимание на то, чем ребенок живет. Дети хотят одного: внимания и понимания, чтобы их слышали и уважали. Нужно заниматься воспитанием, а не просто купить планшет, чтобы он занялся чем-то своим и отстал. Ребенку нужно уделять время. Спросить, как прошел день, что у него произошло. Важно не только говорить, но и слышать ребенка. Можно посоветоваться с ним в каком-то вопросе, чтобы он чувствовал себя полноправным членом семьи, которого уважают.  И важно не упускать тот момент, когда он еще воспринимает, что говорят родители. Повлиять на уже сформировавшегося ребенка очень сложно. Многие родители говорят, что  дети-подростки их не слушают. Но ведь они же слушали в 5-6 лет…

 

– И что делать с ребенком, к которому ты подходишь поговорить, а у него свой мир в смартфоне и он совершенно не хочет родительских напутствий?

– Нужно стать другом для ребенка, ведь в своем смартфоне он нашел недостающее ему общение. Не стоит настойчиво заставлять его отложить все дела для разговора с вами. Можно предложить сходить в пиццерию, когда он освободится: он будет этому рад. И потом начинать общение, подбирать ключики: к каждому ребенку должен быть свой подход. Но все нужно делать вовремя: после 15-ти лет такой метод может уже не подействовать. Активно заниматься с ребенком нужно постоянно, но главный акцент –  в 8-9 лет.

 

 – В каких семьях больше тревожных детей: в разведённых или там, где брак решили сохранить  любой ценой, несмотря на конфликты?

– Многие психологи считают, что больше беспокойных детей в «разведенных» семьях. Мой личный опыт показывает, что все же беспокойных детей больше в семьях, которые решают сохранить брак ради ребенка. Родители все время конфликтуют, дома постоянно дурдом. Дети чувствуют себя более несчастными, чем в семьях, которые развелись. Хотя и разводы тоже бывают разными: важно, какую позицию занимает каждый из родителей.

 

Что делать с «тревожным» ребенком

1) Дисциплинировать. У него должен быть  распорядок дня, а утро начинаться с физупражнений.

2) Займите в спортсекциях, кружках.

3) Хвалите за достижения и успехи – это мотивирует.

4) Не оскорбляйте и не унижайте в присутствии других членов семьи. «Разбор полетов» устраивайте «тет-а-тет». Критикуйте за конкретный поступок, а не личные качества в целом. То есть никаких «Вася, ты дебил» и «руки не оттуда».

5) Чаще говорите о том, как вы его любите.

6) Показывайте правильную модель поведения на собственном примере: папа, лежащий на диване с кружкой пива, не мотивирует ребенка заниматься спортом.

7) Ограничьте время провождения ребенка за компьютером до 1– 2 часов.

8) Больше проводите времени вместе, гуляйте и играйте на свежем воздухе. Общайтесь и делитесь друг с другом своими эмоциями и впечатлениями.

 

Дети перенимают страхи родителей

– Тревожные дети были и раньше, но в советское время меньше уделялось внимания как самой проблеме, так и психологии в целом, – отмечает психолог Лилия Бакирова. – Причины тревожности разные. Я часто наблюдаю, что она связана с гиперопекой. Особенно это касается семей, в которых ребенок один. Например, мальчик упал. Он еще не понял, как ему реагировать. Но к нему подбегает перепуганная мама, он видит ее реакцию и начинает кричать, хотя ему не больно. Но если в такой же ситуации мама спокойно подняла сына за руку, отряхнула, пожалела – он не плачет, а идет дальше играться. Дети наследуют родителей и могут стать тревожными, копируя их страхи. Поэтому не стоит их проявлять перед ним. Бывает, ребенку в категоричной форме сказали: «Промочишь ноги – заболеешь». Ему не дали варианта развития сценария: можно обойти лужу или по лужам ходят только в резиновых сапожках. Промочив ноги, ребенок может ничего не сказать родителям: будет бояться их реакции. А когда появляется страх быть наказанным, осмеянным, вызвать осуждение, появляется и тревожность. Ведь ее причиной являются страхи.

 

– Всегда ли по ребенку можно сказать, что у него есть такие проблемы?

– Это может быть общительный, жизне­радост­ный, послуш­ный ребенок – не обязательно виден какой-то негатив. Но, например, спрашиваешь его на занятии, а он замыкается, очень тихо отвечает. То есть молчаливость на занятиях может быть одним из проявлений тревожности. Ребенок может начать крутить волосы, мять в руках одежду, перебирать пальцами. Он боится ответить неправильно, потому что будет осмеян или наказан, боится вызвать неодобрение.

 

– Но это вполне естес­твенно для ответственных детей, для отличников…

– Как правило, ответственные дети бывают тревожными. Но это не обязательно выльется во что-то плохое, если повести себя правильно. Не обязательно вслед за тревожностью разовьется невроз, депрессия и другое. Тревожность – это сигнал, который говорит, что, скорее всего, ребенок нуждается в помощи. Стоит обратить на него внимание, устранить возможную проблему, пока она еще в зародыше, и сделать это легко. Меньше ругайте ребенка и больше хвалите, не сравнивайте его с другими. Давайте ребенку несколько вариантов поведения и развития событий. Важно, чтобы у ребенка была возможность без опаски делиться с родителями своими страхами и переживаниями. И относитесь к вещам, которых он боится, спокойно и уверенно.

Ругать запрещено. Психолог о том, как бороться с вредными привычками детей | Здоровье ребенка | Здоровье

Маленькие дети часто неосознанно грызут ногти, теребят волосы или ковыряют в носу. Большинство вредных привычек, по словам психологов, проходят сами, если не заострять на них внимания. Но когда такая модель поведения повторяется вновь и вновь, нужно срочно действовать.

От безделья и страха

В дошкольном возрасте наиболее распространены следующие вредные привычки:

Дети обращаются к этим занятиям, когда чувствуют усталость, беспокойство и страх. В таком случае с помощью вредной привычки они пытаются успокоиться и справиться со стрессом. А может быть, чаду просто скучно и нечем заняться. Зная, как вас раздражает конкретная вредная привычка, ребёнок может неосознанно использовать её для привлечения внимания. Бывают случаи, когда малыши постоянно теребят уши из-за неприятных ощущений внутри, вызванных инфекцией или наличием серной пробки. Или они продолжают неосознанно трогать нос после простуды, даже если насморк уже прошёл. Что касается привычки грызть ногти – обратите внимание на окружение, может быть, кто-то из взрослых тоже так делает.

Правильный распорядок дня и этикет

Понаблюдайте за поведением ребёнка и определите причину проявления вредной привычки. Доброжелательно поговорите, выясните, что его побуждает к этим действиям. Как можно деликатнее объясните, почему не следует так себя вести. Например, что шмыгать носом при других некрасиво по этикету, а щелкать пальцами вредно для здоровья. Расскажите, как через грязные ногти в организм попадают микробы, которые могут вызвать опасные заболевания.

Ни в коем случае не ругайте малыша, чтобы он не ушёл в протест и не раздражался ещё больше. Наоборот, убедите в том, что ему под силу справиться с навязчивой привычкой, а вы ему в этом будете всячески помогать. Проследите за тем, чтобы дошкольник как можно реже попадал в ситуации, которые провоцируют проявление вредных привычек. Проводите с ним больше времени, организуйте правильный режим дня. Отдых должен быть продуктивным – прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, а игры – развивающими. Когда ребёнок постоянно чем-то увлечён, он не отвлекается на бесполезные действия.

Нужно чаще хвалить детей и поощрять их за достижения, чтобы и в дальнейшем они придерживались хорошего поведения. Нередко то, что взрослые воспринимают как плохие привычки, на самом деле свидетельствует лишь о невоспитанности. К этому можно отнести чавканье за столом или постоянное перебивание взрослых во время разговора по телефону. Научите дошкольника носить с собой носовой платок и регулярно подстригать ногти. 

Меняем плохие привычки на хорошие

Правила успешных родителей

«Вредные привычки – это симптом невротического состояния. Чтобы выяснить, почему ребёнок кусает ногти или постоянно теребит волосы, нужно разобраться, что происходит в семье этого малыша, - советует практикующий психолог Алла Гущина. - Ругать и запрещать в этом случае полностью противопоказано. Так как невроз может перейти в более тяжёлую форму и стать причиной развития соматических болезней. Например, астмы, аллергии или энуреза. Часто своими вредными привычками дети пытаются привлечь внимание взрослых. Если в семье царит тревожная атмосфера, мама и папа часто ругаются, эта нервозность передаётся и детям. Поэтому в первую очередь психологи работают с родителями. Помогать ребёнку бессмысленно, если потом он вернётся в ту же нездоровую среду».

По словам психолога, родители должны как минимум 30 минут в день уделять ребёнку качественное внимание. Вы должны искренне интересоваться его самочувствием и делами, не отвлекаясь от разговора на переписку по телефону и просмотр видео на планшете. Покажите, что малыш действительно важен для вас. 

Смотрите также:

Загадочный недуг

В магазине на полу лежит ребенок лет пяти, истошно кричит и при этом скидывает с полок все содержимое. Обычная и, в принципе, нормальная реакция любого человека, - подойти и сделать замечание ребенку и его нерадивой маме. Или просто всем своим видом продемонстрировать неприятие такой невоспитанности.

Надо сказать, что именно эта мама все время получает в свой адрес постоянные замечания: в поликлинике, в транспорте, на детской площадке. Казалось бы, ей давно пора задуматься и привить, наконец, капризному чаду навыки поведения. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Вряд ли люди стали бы осуждающе коситься на малыша, если бы знали, что видят перед собой ребенка, страдающего аутизмом. И с еще меньшей вероятностью они стали бы упрекать маму, зная, что каждое замечание сильно ранит ее, и, по сути, не справедливо.

Сейчас об аутизме довольно много говорят. Выходят передачи, художественные и документальные фильмы. Но пока этого недостаточно. Для нас аутизм все также остается чем-то пугающим и непонятным, а на детей, страдающих этим загадочным недугом, продолжают сыпаться замечания, непонимающие и осуждающие взгляды.

Чтобы лучше понять, через что проходит семья, воспитывающая аутиста, попытаемся подойти вместе с этой семьей к рубежу, который делит их жизнь на «до» и «после».

Начинается все с того, что в доме появляется долгожданный ребенок. Как правило, сильных отклонений от нормы у него нет. Малыш растет и развивается на радость маме и папе. И вдруг, как гром среди ясного неба, на них обрушивается диагноз. Первый вопрос, которым задаются родители, почему? Часто мамы аутичных детей корят себя за то, что были недостаточно внимательны к ребенку, строги к нему или наоборот, чересчур многое ему позволяли. Очень часто упреки сыплются от самых близких. «Ты ставила много мультиков, ты неправильно кормишь, да наподдать бы ему хорошенько, выбить весь аутизм этот». Конечно, все это мучит и угнетает мать аутичного ребенка, которая и сама не понимает, как здоровый веселый малыш превратился в совершенно непонятного, неуправляемого человека. К сожалению, причины появления аутизма до сих пор не найдены. Эта беда может коснуться любой семьи. Вне зависимости от каких-либо внешних факторов.

Симптомы

Проблемы становятся заметны в возрасте полутора-двух лет. У кого-то раньше, у кого-то позже. Мама начинает замечать, что ребенок несколько отличается от своих сверстников. Он не смотрит в глаза, пугается громких звуков. Вздрагивает или закрывает ушки руками, когда, скажем, хлопает дверь; не играет с игрушками правильно, например, тянет их в рот или стучит ими. Он может долго катать машинку перед лицом, пересыпать песок, переливать воду. Малыш с расстройством аутичного спектра часто производит впечатление очень самостоятельного. Гости удивляются, как прекрасно и долго он может развлекать себя сам, не мешая родителям. И никто не обращает внимания, что малыш просто катает туда-сюда один и тот же игрушечный автомобильчик в течение двух часов или составляет в длинные ряды все, что попадется под руку.

Кроме того, тревожным признаком является отсутствие указательного жеста. Ребенок не показывает пальцем, не пытается привлечь внимание взрослых к интересующим его предметам. Иногда кажется, что ему и вовсе ничего не интересно. Мама показывает ему на птичек, собачек и лошадок, а он смотрит в другую сторону. Родителей все это обычно ужасно огорчает. Ведь когда ты пытаешься заниматься с ребенком, покупать ему новые красивые игрушки и книжки, возить в зоопарк и цирк, благодарностью тебе будет его искренняя радость, любопытный взгляд. Маме аутичного ребенка кажется, что она постоянно бьется в закрытую дверь. Она так радовалась своей идее свозить малыша, скажем, в дельфинарий, а он заинтересовался там не дельфинами, электронными часами на стене. Или вовсе устроил истерику перед входом в зал. Тут недолго опустить руки.

Еще одной характерной чертой аутизма является стереотипное поведение, ритуальность и повторяющиеся действия. Малыш все время определенным образом теребит ушки, крутит пальцы, хлопает в ладоши. Ему непременно надо носить одну и ту же одежду или сидеть на определенном стуле. Ужасную, неконтролируемую истерику может вызвать отклонение от привычного маршрута, поход в магазин, перестановка мебели в комнате и даже мамина новая прическа. Причем переключить ребенка почти невозможно. И малыш не виноват, и мама не виновата. Ведь жизнь нельзя сделать полностью предсказуемой. Может пойти дождь и помешать прогулке в заведенное время, машина может встать в пробке и приходится ехать другой дорогой, зимние ботинки могут порваться и стать малы. Все это рушит привычный мир малыша, внушая ему панический ужас и причиняя боль. Это вызывает бурный протест. Ребенок может истошно кричать, кидать все, что попадется под руку, кататься по земле, делать больно себе и окружающим. Конечно, все это пугает и обескураживает родителей. Зато заботливые прохожие выскажут нерадивой мамаше все, что думают о ней и ее избалованном ребенке. Окончательно подрывая уверенность в себе у обоих и отбивая всю охоту выбираться из дома на люди. А изоляция для аутиста и его семьи губительна.

Кроме того, звоночком к выявлению аутизма может стать нестандартное развитие речи. Часто мамы начинают беспокоиться именно из-за того, что ребенок не говорит. Малыш может не произносить ни слова, только мычать и кричать. Порой даже лепет отсутствует. Часто после появления отдельных слов речь может пропасть. Иногда она восстанавливается быстрее, иногда медленнее. Иногда не восстанавливается вовсе. Вообще, регресс способностей является важным критерием диагностики аутизма. Речь может развиваться с задержкой, неправильно. Может быть эхолаличной (то есть ребенок постоянно повторяет слова окружающих, отрывки из книг, фразы, услышанные по телевизору, только из этого состоит его речь). Иногда эхолалии могут нести определенный смысл. Например, ребенок говорит: «Ложись на подушечку, закрывай глазки», имея в виду, что надо спать. Или на вопрос мамы «Хочешь сушку?», просто повторяет «Хочешь сушку», что означает «да». Зачастую требуется огромное количество усилий, чтобы понять, какую информацию хочет донести ребенок.

Но так как аутичный спектр очень широк, все может быть с точностью наоборот. Ребенок начинает говорить очень рано, причем сразу фразами. Первым словом его становится не «мама», а, скажем, «автомобиль» или «ананас». Уже к двум годам, а то и раньше, такой ребенок выдает сложные книжные фразы, правильно согласуя все члены предложения между собой. Родители обычно очень гордятся своими детьми и не замечают, что речь эта не детская, не живая. Малыш говорит как диктор центрального телевидения, но при этом едва ли может поддержать простой диалог. Огромный словарный запас не используется для общения. Ребенок не в состоянии рассказать, что произошло с ним в садике, и что он хотел бы съесть на ужин. Штампованная, слишком взрослая, книжная речь ― также повод задуматься. Но в обоих случаях речь, на каком бы уровне она ни была, почти не используется для общения.

Диагностика аутизма

Итак, мама чувствует неладное и ведет ребенка к врачу. Но в большинстве случаев, она не получит никаких рекомендаций к действию. «Ваш ребенок еще слишком маленький, чтоб ставить диагноз, успокойтесь мамочка. Посмотрите, какой славный малыш. Ну, характер такой упрямый. Перерастет». И это магическое слово «перерастет» действует на родителей успокаивающе. Они даже начинают обижаться, когда им предлагают обратиться к дефектологу, и ждут, когда же, наконец, все это пройдет, и можно будет жить как раньше. Но «как раньше» не наступает, родители впадают в депрессию.

В нашей стране очень плохо диагностируют аутизм. В отличие, например, от США и Европы, где проблема обнаруживается и начинает решаться в самом раннем возрасте. Именно благодаря своевременной диагностике многие западные аутисты успешно восстанавливаются и живут полноценной жизнью. Белоруссия, к сожалению, не может похвастаться должным подходом. Специалистов крайне мало, поэтому зачастую родителям самим приходится все узнавать и становиться профи. Но на это уходит драгоценное время, которое так важно не упустить. Мама видит проблему, бегает с малышом по разным врачам, дает лекарства, которые они выписывают. Но время уходит, а результата нет. Потому что нет таблетки от аутизма. Семье аутичного ребенка предстоит долгая и трудная работа.

Родители, не видя улучшений, вынуждены методом проб и ошибок выбирать свой путь реабилитации. Многие опускают руки, многие отчаиваются. Большинство тратит огромные деньги, хватаясь за каждую возможность. Самое главное, аутичному ребенку необходимо общение. Даже если кажется, что театр или цирк не заинтересовали его, он все равно получил свой опыт, который так важен для его дальнейшей жизни. Об этом всегда стоит задумываться, прежде чем порицать капризничающего в общественном месте малыша. Каждое одобрение от случайных прохожих ― шанс на успешную реабилитацию.

Жизнь с аутизмом

Научиться жить с аутизмом ― испытание для любой семьи. Очень сложно принять тот факт, что мечты о хорошей школе и успешной карьере придется отложить до лучших времен. Кроме того, будущее любимого сына или дочери становится страшным и туманным. Не все семьи это выдерживают, многие распадаются. Родителей одолевает страх. Но не только их.

Страх мешает обществу принять аутистов. И за это трудно упрекать. Люди мало информированы. От неизведанного и странного принято держаться подальше. Но бояться нечего. Аутизм ― это не приговор. С ним можно полноценно жить и работать, часто очень успешно. И главное, аутичный ребенок также хочет любви, друзей, общения и понимания, как и любой другой. И это неправда, что им хорошо жить под куполом, укрывающим их от внешнего мира. Они всеми силами стремятся в этот мир попасть, просто без посторонней помощи не могут этого сделать.

Самое главное, что каждый в состоянии помочь аутисту и его семье вернуться к комфортной жизни, и для этого даже не нужно прилагать усилий. Подбодрив, похвалив, да просто воздержавшись от замечания, вы даете им шанс на реабилитацию. И если каждый из нас подумает об этом, видя немного другого человека на улице, счастливых семей в нашем городе станет намного больше.

 

Детский психиатр-нарколог

УЗ"ЖодинскаяЦГБ" Хомченко Галина Ивановна

 

Как отучить ребенка грызть ногти?

Когда ребенок начинает грызть ногти, для родителей это становится довольно серьезной проблемой. Давайте вместе разберемся, почему дети грызут ногти, и узнаем, как помочь ребенку в этой ситуации.

Основные причины

Избавиться от этой привычки (онихофагии) не так просто, и далеко не всегда можно сразу понять, в чем могут заключаться причины ее возникновения. Разделяют два вида причин: физиологические и психогенные. Рассмотрим их подробнее.

Физиологические причины

Среди физиологических причин можно отметить:

  1. Дефицит витаминов и минералов. Если в рационе ребенка отсутствует достаточное количество витаминов B и Е, а также продуктов, содержащих магний, ребенок начинает быстрее утомляться, становится тревожным и нервным. Это в свою очередь может привести к тому, что ребенок начнет грызть ногти.
  2. Глисты. Если вы замечаете, что ребенок грызет ногти, беспричинно кашляет, если у него повышается слюноотделение, стоит посоветоваться с педиатром и, возможно, сдать анализы на паразитов.
  3. Плохой уход за ногтями и кутикулой. Заусенцы и ломкие ногти могут провоцировать ребенка постоянно их обкусывать. Эту проблему можно довольно легко устранить, если вовремя стричь ребенку ногти и тщательно ухаживать за кутикулой.
  4. Раннее отлучение от груди или от соски провоцирует сохранение сосательного рефлекса и потребность соприкосновения чего-то с губами. Кстати, нереализованность этого рефлекса в полной мере в детстве считается одной из причин курения.
Психогенные причины

Они могут иметь различную подоплеку, но все они так или иначе связаны с тем, что ребенка что-то сильно беспокоит, травмирует или нервирует, и его психика и нервная система не могут с этим справиться. Что может стать источником стресса?

  1. Проблемы в семье. Ссоры между членами семьи, крики, частые переезды и смена обстановки могут довольно негативно влиять на нервную систему ребенка.
  2. Отсутствие четкого режима дня. Любые сбои в режиме дня (слишком позднее укладывание на ночной сон, отсутствие дневного сна, слишком ранний или слишком поздний утренний подъем) могут вызвать у ребенка стресс.
  3. Перегрузки и переутомление.Трудности в школе, слишком плотное расписание кружков и секций, большое количество сложных домашний заданий — все это провоцирует усталость и неврозы. Ребенок начинает грызть ногти, чтобы подавить это состояние.
  4. Чрезмерная возбудимость, обусловленная генетически. Некоторые дети настолько возбудимы и эмоциональны по своей природе, что привычка грызть ногти, как ни удивительно это звучит, может быть в каком-то смысле наследственной.
  5. Сложности с социализацией. Смена коллектива (переход в новый класс или новую школу, первые дни в детском саду или в школе) могут довольно серьезно стрессировать ребенка. Сравните это с выходом на новую работу, и вы поймете чувства вашего ребенка. Но если взрослые могут справляться с такими стрессами без последствий, то дети еще не владеют необходимыми механизмами.
  6. Чрезмерное увлечение гаджетами. Постоянные мультфильмы, компьютерные игры, «зависание» в планшете или в мобильном телефоне очень сильно «разгоняют» нервную систему. Ребенок не успевает успокоиться, и чтобы притормозить, начинает грызть ногти, теребить волосы, сосать карандаш.
  7. Подражание родителям. Если родители сами грызут ногти, то ребенку точно не понять, что это плохо.
  8. Задумчивость: ребенок рефлекторно покусывает пальцы, ногти, теребит вещи и что-то грызет.

Возможные последствия

Сама по себе привычка грызть ногти может быть довольно раздражающей, но ее последствия несут в себе угрозу здоровью ребенка. О каких последствиях идет речь?

  1. Инфекции. На немытых руках (особенно под ногтями) скапливается огромное количество бактерий. Кроме того, существуют вирусы, которые передаются через немытые руки. Личинки глистов могут также попадать под детские ногти. Чтобы обезопасить ребенка, приучайте его мыть руки с мылом Safeguard. Оно поможет защитить организм ребенка от бактерий.
  2. Проблемы с прикусом. Деформация зубов и десен — еще одно последствие, к которому может приводить привычка грызть ногти. Если руки ребенка постоянно находятся во рту, это может вызвать проблемы с зубами, деснами и даже прикусом.
  3. Деформация ногтей и замедление их роста, деформация пальца из-за постоянной влажности кожи. Если постоянно грызть ногти, ногтевая пластина повреждается. Портится форма ногтей, их рост замедляется, что становится в том числе и эстетической проблемы. Лечить ногти гораздо сложнее, чем предотвратить их повреждение.

Советы психологов

Если самостоятельно победить эту вредную привычку ребенку не удается, воспользуйтесь рекомендациями психологов, чтобы помочь ему.

Народные рецепты и медикаментозная терапия

Раньше отучать ребенка от вредной привычки предлагали народными методами — намазать ногти горчицей, зеленкой или чем-то невкусным и острым. Мы крайне не рекомендуем прибегать к таким способам, так как они не доказали своей эффективности и могут лишь вызвать у ребенка дополнительный стресс, так как ногти будут выглядеть не очень эстетично. В крайнем случае можно использовать для этих целей специальные горькие прозрачные лаки, которые, правда, не всем помогают.

 

Специалист может назначить медикаментозную терапию, если исключение стресса и стабилизация ситуации в семье не приносят результатов. Но лекарства дадут лишь временный эффект, если не проводить параллельно психологическую и социальную коррекцию состояния ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики

Роль мелкой моторики в формировании речи и её развитие у детей с рождения до 6 месяцев.

В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»


Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног при участии нервной, мышечной, костной, а также зрительной систем. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения и жесты, начиная от самых простых (захват ручкой ребенка предмета) до сложных (рисование, письмо).

В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации.

Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке. Японские врачи доказали, что на кистях рук расположено много точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти и мышления, что лежит в основе акупунктуры. Исследования российских физиологов также подтверждают эту взаимосвязь. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем: чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных учебных и бытовых действий. Развитие у ребёнка мелкой моторики начинается ещё в первые месяцы жизни, когда ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому работу по её развитию нужно начинать с самого раннего возраста.

В первые месяцы это поглаживание и легкий массаж пальчиков. Возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и слегка помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ручке. Это очень полезное и приятное занятие, которое оказывает положительное влияние на общее развитие, укрепляет иммунитет и способствует развитию речи в дальнейшем.

 


К 3 месяцам малыш с интересом разглядывает свои ручки и пытается ими управлять, рассматривает пальчики. В этом же возрасте начинает формироваться навык захвата предмета. Вложенная в ручку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Не давайте детям тяжелые погремушки, чтобы во время игры малыш не ударил ими себя по голове!

 


К 4 месяцам ребенок уже сознательно берет игрушку всей ладошкой, а к 6 месяцам удерживает ее двумя руками, изучает пальчиками предметы более детально. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, текстуре и величине. Одна из самых простых игр - это знакомство с миром на ощупь. Дайте малышу возможность прикоснуться к новому предмету. Проводите его ручкой по разным предметам и поверхностям (стенка, шкаф, меховое пальто, ковер и т.д.). Это дает возможность крохе больше узнать о том, что находится вокруг. Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Особенно интересно играть в эту игру на улице в теплое время года: маленький исследователь может изучить наощупь листочки, цветы, кору деревьев, песок и т.д.

 

Пальчиковые игры
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простых из них – это 5 - 6 месяцев.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка - он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении. Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые укрепляют ручки ребенка, делают их более сильными, подвижными и ловкими. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения - помогайте ему. Читая малышу стихотворение или потешки поочередно загибайте пальчики, немного их массируя и поглаживая:

«Сорока-ворона кашу варила (водите пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка), деток кормила.
этому дала, (загибаем мизинчик)
этому дала, (загибаем безымянный палец)
этому дала, (загибаем средний палец)
этому дала, (загибаем указательный палец)
а этому не дала (держим большой палец и НЕ загибаем его):
ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал.»
*********************
«Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять.
Этот пальчик - самый первый,
этот пальчик - самый смелый,
этот пальчик - кашу ел,
этот пальчик - песни пел,
этот пальчик в лес пошел и большущий гриб нашел»

Стихи должны быть короткими, чтобы не наскучили малышу. Занятия пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут. Заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости или потери интереса.

В 7 месяцев ребенок начинает перекладывать игрушки из одной ручки в другую, хлопать в ладоши. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки»:

«Ладушки, ладушки,
Где были? - у бабушки.
Что ели? - кашку.
Что пили? - бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.»

Развить силу пальчиков поможет игра с разрыванием бумаги (например, салфетку) на кусочки «Лепим снежок». Дайте малышу салфетку в ручки и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве подолгу и с удовольствием. Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, игрушками, которые издают звуки и мелодии, которые можно потрясти и перемещать в них детали.

В 8-10 месяцев кроха постепенно осваивает очень важный для развития детей навык — способность брать что-либо только двумя пальчиками - «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и большого пальца более мелкие детали. Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: рассыпьте несколько больших пуговиц, или шариков, или палочек, или других подобных предметов, и предложите ребенку собрать предметы в банку или коробку. Только будьте очень внимательны: во время игр постоянно находитесь рядом с малышом, не оставляйте его ни на секунду без присмотра! Не давайте ребенку слишком мелкие предметы! Они могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами!

 


К 10-12 месяцам учите ребенка разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, чашку, вкладывать в ручку карандаш, учить рисовать «каракули». В этом возрасте появляется указательный жест. Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать. Можно поиграть в игру «где, что находится?». Попросите своего малыша показать пальчиком « Где машинка? Пирамидка? Печенье?» и т.д.

Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм - показывайте крохе движения его руками и попросите их повторить. Например:

Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.

Важные советы родителям:
1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности.
6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!
7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.

Интересных и увлекательных игр вам и вашему малышу!

Врач-невролог, Лемеш О.Ю.


ЦентрМед

Аутизм - причины, симптомы, диагностика

Дата создания: 2019-04-02

Аутизм - это состояние, которое относится к группе симптомов, известных как абстиненция, то есть избегание контакта с внешним миром - с людьми и окружающей средой. Считается, что это заболевание мозга, которое может иметь генетический компонент. Однако, несмотря на выявление многих факторов, повышающих риск аутизма, его причина еще не до конца понятна.

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ

Аутизм - это неврологическое заболевание, поражающее мозг и чаще всего имеющее генетическую природу. Первые симптомы этого заболевания появляются уже в детстве и сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Для аутизма характерно отсутствие у ребенка реакции на команды, отсутствие игр со сверстниками, трудности с выражением эмоций или общением с помощью жестов и речи. Мы часто воспринимаем поведение аутичного ребенка как странное.У этого заболевания много разновидностей, бывает, что ребенок просто медленнее развивается - что часто принимают за аутизм. Хотя существует множество факторов, повышающих риск аутимизма, конкретные причины этого заболевания до сих пор неизвестны.

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

Не совсем ясно, что на самом деле вызывает аутизм, но генетика (было идентифицировано большое количество генов, ответственных за аутизм) и окружающая среда считаются основными факторами.Исследования с аутичными пациентами обнаружили некоторые аномалии в нескольких областях мозга. Кроме того, другие исследования показывают, что у людей с аутизмом низкий уровень серотонина и других нейромедиаторов в головном мозге. Все это может свидетельствовать о том, что нарушения в развитии мозга плода на ранней стадии развития и аномалии генов могут влиять на развитие болезни.

U примерно 15-20 процентов «У аутичных детей есть генетическая мутация, которая увеличивает риск развития этого расстройства», - говорит Инсель.Известно, что некоторые генетически обусловленные заболевания, такие как синдром ломкой Х-хромосомы и синдром Ретта, повышают риск аутизма. Если у родителей уже есть один ребенок-аутист, риск того, что другой также родится с этим расстройством, близок к 20%. - новаторское исследование ученых из Калифорнийского университета в Дэвисе доказывает это. Если у родителей двое детей с аутизмом, риск того, что третий тоже будет аутистом, достигает 32%, комментирует автор исследования Салли Озонов.

В ряде исследований сообщается, что противосудорожный препарат (вальпроевая кислота) может повышать риск аутизма у детей, которые подвергались его воздействию до рождения. Другое исследование, опубликованное в прошлом году, обнаружило более высокий риск заболевания у детей, принимавших антидепрессивные препараты в утробе матери. Напротив, пренатальное употребление витаминов было связано с более низким риском аутизма.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

В типичных формах симптомы аутизма проявляются до 3-летнего возраста.год жизни. Первые симптомы у ребенка обычно наблюдают родители - в некоторых случаях уже в младенчестве. Их беспокоит, что ребенок слишком вежлив, спокоен, не вздрагивает от шума, не фокусирует взгляд на входящих и что когда вы его поднимаете, он застывает. Кроме того, ребенок часами смотрит в одну точку, например, на тикающие часы, не бормочет и не развивает речь. Бывает и так, что поначалу развитие ребенка идет хорошо, а необычное поведение проявляется неожиданно.

Как ведет себя ребенок с аутизмом?

Аутичный ребенок замыкается в своем собственном мире. Она немного искажена, но настолько увлекательна, что ребенок не видит необходимости разговаривать с окружающими людьми. Возникает комплексное расстройство развития. Ребенок избегает контактов со сверстниками и семьей. Он без причины перестает разговаривать с мамой и относится ко всем вокруг как к воздуху. Она не позволяет прикоснуться к себе и напрягается, когда вы их поднимаете, она не хочет ничего делать.Он не просит у родителей суперигрушки. Не реагирует на боль. Она недовольна, когда проезжает ее любимая тетя. Когда он получает свое любимое мороженое - он не показывает, что оно ему очень нравится. Нежные знаки (гримаса, чужие жесты) не имеют для него большого значения. Можно ему улыбнуться с самой искренней нежностью, а он вообще не обратит на это внимания и не сочтет это приятным. Ребенок, страдающий аутизмом, перестает говорить, а если он все-таки говорит, то он искажается и ведет себя нелогично, снова и снова повторяя слова или лозунги из телевизионных рекламных роликов.Вместо «я» он говорит «ты», использует непонятные фразы. Поведение аутичного ребенка стереотипно - он машет руками или ходит по кругу. Он становится слишком привязанным к определенным предметам. А если их у него отнимут, он паникует. Ему не нравится, когда кто-то меняет его или ее прежние привычки. Ему нравится ходить одинаково, есть из одной тарелки, чистить одной щеткой. Он не терпит перемен в повседневной деятельности.

Дети с легкой формой аутизма имеют очень избирательный и ограниченный круг интересов, поэтому они являются экспертами в узких областях.Иногда они проявляют незаурядную память, которую, однако, не используют в повседневной жизни, в школе и при общении с людьми. Дети с аутизмом часто тревожны и легко агрессивны, у них нарушен сон. Диагноз аутизм ставится психологом, психиатром или специальным педагогом на основании наблюдения и оценки развития ребенка.

Сводка симптомов у детей-аутистов. Аутичный ребенок:

• не участвующие в игре со сверстниками,
• любит одиночество,
• очень редко улыбается,
• больше интересуется общением с предметами, чем с людьми,
• имеет выражение лица, не выражающее многих эмоций,
• Обычно избегает зрительного контакта с другим человеком,
• может быть гиперактивным и импульсивным,
• не реагирует на свое имя,
• часто становится агрессивным без видимой причины,
• почти не говорит, а если и говорит, использует бессмысленные слова
• заставляет заготовки вращаться равномерно,
• кивает, поворачивает на одном месте без остановки,
• имеет трудности с контактами с другими людьми,
• если он говорит - то по одной теме,
• гиперчувствителен к звукам и прикосновениям,
• иногда не реагирует на боль,
• не прыгает,
• нет спонтанных рефлексов.

АУТИЗМ - ДИАГНОСТИКА

Однозначных медицинских тестов, которые сразу ответят на вопрос, есть ли у ребенка аутизм, не существует. Анализы крови или мочи не могут диагностировать это состояние. При диагностике аутизма специалисты ориентируются в первую очередь на стабилизацию поведения ребенка и его развитие.

Диагностика аутизма делится на два этапа

1. Тест развития ребенка: специалист проводит краткий тест, чтобы определить, владеет ли ребенок базовыми навыками для данного периода жизни или есть какие-то задержки.Во время этого осмотра врач задает родителям ряд вопросов, например, хорошо ли он учится, как говорить, как себя вести, хорошо ли он двигается. Это важно, поскольку задержка в любой из этих областей может свидетельствовать о нарушениях развития. Каждый ребенок, направленный к специалисту, обследуется на предмет задержки развития и инвалидности в возрасте 9 месяцев, 18 месяцев, 24 или 30 месяцев соответственно.

При подозрении на высокий риск развития у ребенка нарушений развития из-за других людей в семье с аутизмом, преждевременными родами или низкой массой тела при рождении проводятся дополнительные скрининговые исследования.Скрининговые тесты следует проводить детям в возрасте от 1,5 до 2 лет.

2. Комплексное обследование ребенка - это второй этап диагностики. Оценка ребенка включает в себя поведение ребенка и беседу с родителями, кроме того, могут быть проведены неврологические и генетические тесты и другие медицинские тесты. Точнее, оценку ребенка обычно делают:

• неврологи – оценка работы головного мозга и нервов;
• педиатры по развитию – оценивают развитие ребенка;
• детские психологи или психиатры – они обладают знаниями о человеческом разуме и используют их при обследовании пациента.
Примечание: всякий раз, когда есть подозрение, что наш ребенок неправильно развивается, идите к специалисту! Чаще всего родители обращаются к психологам или педагогам.

При диагностике аутизма важно различать аутизм и общие расстройства (нарушения слуха или зрения). Есть определенные заболевания, которые могут напоминать аутизм, поэтому его следует исключить с помощью надлежащего тестирования. Наблюдение за ребенком и общение с родителями/опекунами являются важными элементами постановки диагноза.Образовательный потенциал проверяется междисциплинарной командой.

Подводя итог: исходя из опыта родителей и их наблюдений, стоит провести следующее исследование:

• анализ крови и мочи,
• ЛОР-обследования – для исключения проблем с речевым и слуховым аппаратом,
• тест на токсоплазмоз и цитомегаловирус,
• проверка слуха – для исключения проблем со слухом,
• неврологическое обследование – проводится для исключения других неврологических расстройств,
• офтальмологические осмотры - для исключения проблем со зрением,
• генетическое или метаболическое тестирование – часто проводится родителями для исключения других аутоподобных заболеваний.

АУТИЗМ - МОЖНО ЛИ ЕГО ЛЕЧИТЬ?

Аутизм у детей — тяжелое заболевание с неблагоприятным прогнозом, во многом зависящим от выраженности симптомов и степени умственной отсталости. Это трудноизлечимое заболевание. Ребенок требует постоянного ухода. Лечение состоит из различных форм психотерапии – оно должно применяться ко всей семье.

АУТИЗМ – РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обратитесь к врачу, если только ваш ребенок:

• не лепечет до года (не развивает речь),
• изолируется от окружающей среды,
• они перестают общаться с вами и окружающими, замыкаясь в своем мире.

Чрезвычайно важно начать лечение как можно раньше.


.

Первые симптомы аутизма - проверьте, нужна ли вашему ребенку помощь - Requireajace.pl

Вдохновленный интервью, проведенным Нишкой с матерью мальчика с синдромом Аспергера, я решил написать статью, в которой родители младенцев и детей до 3 лет найдут самую важную информацию о расстройствах аутистического спектра.

Итак, я собрал в одном месте четырех историй о первых симптомах расстройства, рассказанных матерями и тетями детей с аутизмом и синдромом Аспергера, список навыков , которые указывают на правильное развитие малыша, и советов, в которых найти нужную помощь , если что-то беспокоит.

Я попросил четырех женщин рассказать мне , что их беспокоило в поведении их детей в первые три года жизни. Убедитесь сами, насколько по-разному они развивались, хотя позже им поставили один и тот же диагноз.

В младенчестве некоторые дети были чрезвычайно требовательными: им требовалось много внимания и близости, у них были проблемы со сном, и они много плакали.

Мама мальчика с высокофункциональным синдромом Аспергера:

В младенчестве мой сын всегда был «приклеен» ко мне, он начинал плакать, как только я исчезал с горизонта.Он долго не мог заснуть, приходилось качать его на руках и укладывать спящего спать. Он спал с нами, пока ему не исполнилось 20 месяцев, и я кормила его грудью несколько раз за ночь, чтобы он успокоился и заснул ... Мой второй сын, здоровый, в возрасте А. вел себя совершенно иначе. Он сам с самого начала заснул, он смеялся и так весело. С другой стороны, А. всегда был крайне серьезен, мало улыбался, уже в младенчестве. Меня поразило недавно, когда я смотрел старые фотографии и сравнивал их с фотографиями моего младшего сына.На лице А. была маска, которая не выражала никаких эмоций. Когда ему было чуть больше 2-х лет, он стал настоящим «ангелочком». Он больше не нуждался во мне при каждом звонке, сначала он интересовался книгами, он мог спокойно смотреть картины в течение часа, и я тогда был счастлив: «Я взял дом в руки». Потом он увлекся часами, потом локомотивами. Он мог часами играть с ними или рисовать, и ему не нужно было никого сопровождать. Все завидовали мне, что мой сын может играть один, что он может позаботиться о себе.Он был спокоен и серьезен. Что касается отношений с окружающими, то приветствия и прощания всегда были для нас проблемой, он никак не реагировал на бабушек и дедушек, например, когда они приходили к нам, как будто полностью игнорировал их. Однако у него был хороший контакт со мной. Я начал замечать различия сначала на детской площадке, потом в детском саду. Он избегал детей, он не играл, как они, он боялся, например, долгое время соскользнуть с горки, он был менее физически подготовлен и храбр, чем его сверстники. Многие вещи заставляли его плакать. Он был очень осторожен и робок, но чрезвычайно решителен.Как трехлетняя женщина, которая сказала ему на детской площадке: « Давай, слезай с горки », он ответил: « Нет, мэм, я боюсь, я не буду этого делать ». . Он сделал это своим характерным взрослым тоном. Он всегда говорил четко, медленно и четко формулировал слова в такой преувеличенной и гипер-правильной манере. Он заговорил, когда ему было 10-11 месяцев, а потом начал страстно спрашивать: « Как насчет этого? ". В двухлетнем возрасте он уже декларировал Тувима « Локомотив » ... В детском саду были частые вспышки гнева, а среди детей он действовал как «свободный электрон», бегал один или стоял на стороне .

Восьмилетняя тетя с высокофункциональным аутизмом:

В младенчестве К. мало спала - дремала не более десяти минут, а проснувшись, сошла с ума. Она много плакала, визжала и кричала. Около одного года врач, которого попросили о консультации, к сожалению, не заметил в ее поведении ничего странного; он решил, что он ребенок, которому просто нужно больше внимания, чем другим. После 1 года малышка стала много улыбаться, но и много двигаться: она была повсюду, ей приходилось все время находиться в движении.До 2-х лет она повторяла слова, а после второго дня рождения перестала. Было сложно смотреть ей в глаза, что-то объяснять или просто говорить, приходилось обнимать ее и говорить, глядя прямо в глаза. Она выглядела слишком занятой, чтобы найти время, чтобы послушать. Когда ей было 3 года, и ее гиперактивность не изменилась, сестра отвела ее к врачу, который еще раз заявил, что она преувеличивает. Она часто злилась и била их, когда играла с другими детьми.Только после того, как девочка уехала из Великобритании, когда девочке было три года, учителя начали замечать, что ее мать не преувеличивает, а что ей действительно нужно помочь дочери.

Других детей можно охарактеризовать как «идеальных младенцев» - они спали, ели и казались независимыми:

Мать трехлетнего мальчика с аутизмом:

С. был очень «вежливым» младенцем, как говорили бабушки. Я накормил его, положил в кроватку, и он спал ... Мне было интересно, как могло случиться, что он так мало от меня нуждался ... Когда ему было 2 года, он все еще не называл «мама», «папа».Когда мы ходили к друзьям, он сразу же заботился об игрушках и предметах, его не интересовали другие дети. Ему было трудно попрощаться и попрощаться, а также ему было трудно смотреть в глаза. У меня есть несколько видео из того периода, где, например, он ходит по двору с садовым шлангом, я его зову, а Стась не реагирует на его имя. Самая характерная черта - это интерес к предметам - к людям, даже самым близким, относятся немного «инструментально».

Мать шестилетнего мальчика с высокофункциональным аутизмом:

Моего сына нельзя спутать с High Need Baby.Он был очень спокойным малышом, который часами мог ласкать и сосать. Он был весел, очень мало плакал. Тревога появилась, когда ему было около полутора лет. Заметил, что он не реагировал на инициированные мной простые обменные игры (например, катание мяча), не показывал пальцем, не «делился» со мной тем, что видел / находил и т. Д. В 2 года это было ясно что он не имел в виду отношения со сверстниками, шесть месяцев спустя возникла явная боязнь детей, шума, людных мест (например,детские площадки). Не показывать пальцем, искать внимание родителей на общем объекте, разделять эмоции, чередовать игры - это, на мой взгляд, первые симптомы аутизма, требующие внимания.

Как узнать, правильно ли развивается мой ребенок?

Ребенок с расстройством аутистического спектра имеет проблемы с некоторыми компетенциями в области социального развития, общения и игры г.

Ниже приведены списков соответствующих навыков, которыми должны владеть дети этого возраста:

Если вашему ребенку от 16 до 30 месяцев, вы можете заполнить онлайн-анкету M-CHAT-R. Это надежный инструмент, используемый во всем мире, переведенный и разработанный для польских условий, цель которого - идентификация детей с высоким риском расстройств аутистического спектра.

Уровень речевого развития ребенка от 24 до 36 месяцев можно проверить с помощью Краткого списка развития речи и коммуникации - руководство по тестированию и стандарты находятся ЗДЕСЬ, а анкеты - ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Что мне делать, если меня беспокоит поведение моего ребенка?

Не ждите и не волнуйтесь, если вы окажетесь чувствительной матерью.Если вы не являетесь специалистом, нормально консультироваться со своими наблюдениями с людьми, которые более осведомлены о развитии вашего ребенка. Чем раньше будут обнаружены и вылечены отклонения в развитии ребенка, тем выше шансы на их полное осознание. Каждый месяц на счету!

«Чем дольше ребенок с аутизмом функционирует без посторонней помощи, тем труднее до него добраться»

Вы можете:

Если вы найдете этот пост полезным для других родителей маленьких детей, поделитесь им - спасибо от своего имени и от имени тех, кто поможет!

Спасибо, что поделились своими историями: М., А., А. и П.
Консультации по содержанию: Каролина Станек-Казанецка, MA.
Я использовал материалы Synapsis Foundation.

«Дама сна». Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт при бессоннице (КПТ-I), педагог, пропагандист грудного вскармливания и доула. Спикер и тренер (она работала экспертом по сну, в том числе в Google, ING, GlobalLogic, Agora и Trefl), спикер TEDx. Сертифицированный специалист в области медицины образа жизни - Дипломант IBLM - первый психолог в Польше с таким званием.Он поддерживает взрослых и детей, испытывающих проблемы со сном.

Подробнее о Магдалене ЗДЕСЬ.

.

Развитие ребенка в возрасте от 12 до 18 месяцев

Развивающее развлечение

12-18 лет ребенок находится в стадии сенсомоторного развития и в стадии манипулятивной игры. Обычно ребенок возбужден и заинтересован, сам организует игру с теми предметами, которые находятся у него под рукой. Ребенок не различает, что игрушка, а что нет, он будет охотно манипулировать всем, что попадется ему в руки. Слово, которое лучше всего описывает природу игры, — «эксперимент».Как правило, наиболее привлекательными являются бытовые предметы, которые можно лизать, бросать, постукивать, крутить и т. д. Для детской игры в этом возрасте характерно активное и целенаправленное использование метода проб и ошибок. В игре уже можно заметить элементы имитации действий, наблюдаемых в окружающей среде (отвечать на телефонные звонки, мешать в чашке, прижимать ключ к замку, писать ручкой).

Навыки ребенка:

Что вы можете сделать?

Когда вашему ребенку исполнится 16 месяцев, , вы можете проверить его с помощью инструмента скрининга M-CHAT-R, доступного на сайте BADABADA.PL

.90 000 Это может быть аутизм! Как это распознать?

Тревожные симптомы

Основные симптомы аутизма касаются контактов с окружающими, общения и любимых занятий.Речевое развитие обычно останавливается или идет назад (ребенок перестает говорить спонтанно, в основном повторяет услышанные фразы или окончания говорящего, например «хочешь пить?» - «хочешь пить», употребляет второе или третье лицо в отношении самому себе), перестает отзываться на имя, не сообщает о своих потребностях.

Не пытается подражать действиям родителей, улыбается про себя, плачет или дерется по неизвестной причине.Он избегает зрительного контакта, не слепнет, когда мы ему что-то показываем, не обращает внимания на других, не играет с детьми. Чтобы получить предмет, попить или поесть, малыш может схватить родителя за руку и подвести его к выбранному предмету. Очень часто родители задаются вопросом, правильно ли слышит ребенок, потому что он как бы не понимает, что ему говорят, не указывает на предметы или картинки в книгах.

Если аутист играет, то обычно схематично и не связано с контактами с окружающими.Ребенок может играть с транспортными средствами (например, крутить колеса), смотреть рекламные книги или информационные бюллетени, раскладывать предметы или смотреть телевизор (предпочтительно рекламу или выбранные мультфильмы). Тревожным может быть и чрезмерное стремление к постоянству, когда, например, ребенок очень быстро реагирует на перемены, не любит входить в новые места, любит ходить одинаково. К постоянным предпочтениям может относиться и ограниченный рацион: малыш хочет есть только избранные продукты, чаще всего сладкий сыр, сладкое (шоколад, молочные батончики, печенье, печенье), углеводные продукты (хлеб, чипсы, картофель или макароны).

У детей с аутизмом также отмечаются сенсорные расстройства, проявляющиеся в том числе: боязнью прикосновения, чрезмерным интересом к фактуре предметов, бурной реакцией на громкие неизвестные звуки. Бывает, что ребенок забивает или постукивает ушами, хлопает себя кулачками, машет руками или предметами перед глазами, крутится вокруг своей оси, смотрит на огоньки.Часто она не разрешает ей мыть голову, стричь волосы или ногти.

Особо одаренные

Синдром Аспарагера — самая легкая форма аутистического расстройства.В этом случае симптомы, описанные выше, проявляются гораздо менее выраженно. Речь этих детей часто превосходна: они рано общаются со взрослыми, интеллектуальное развитие у них нормальное. Родители могут даже признать, что их ребенок особенно одарен, потому что в возрасте нескольких или нескольких месяцев он сосредотачивается на чтении книг, имеет хорошую память, часто употребляет сложные слова и «мудрые фразы», ​​рано узнает буквы и цифры, проявляет интерес. в выбранных областях.

Симптомы заболевания обычно связаны с невозможностью играть с другими детьми и нарушением отношений со взрослыми.Ребенок понимает собеседника меньше, чем это казалось вначале, постоянно говорит об одном и том же и не обращает внимания на смену темы. Он часто не может начать и поддерживать игру со сверстниками, имеет проблемы с интерпретацией и соблюдением социальных правил. Бывают и тревожные ситуации, когда малыш постоянно раздражается по пустякам, начинает плакать, кричать, бросать предметы, когда что-то идет не так, как он задумал (например, кто-то ответит на вопрос не так, как ожидалось). Для детей с синдромом Аспергера также может быть характерно постоянно задавать одни и те же вопросы, независимо от ответа, например.: сколько тебе лет? Что если...?.

При такой разнообразной клинической картине людей аутистического спектра процесс диагностики требует очень детального наблюдения за ребенком и не всегда позволяет поставить однозначный диагноз.Однако чем раньше будет начата интенсивная терапия, тем больше шансов, что ребенок сможет в дальнейшем развиваться на уровне сверстников, ходить в массовую школу и жить самостоятельно.

Малгожата Томасик

Психолог

SOTIS

Терапевтический центр .

| Сенсорный профиль для детей в возрасте от 3 до 10 лет Нехорошие дети

Сенсорный профиль для детей от 3 до 10 лет

Ширли Саттон и Раен Роулинсон.

Вот пример анкеты, основанной на исследовании Данна и Вестмана, двух профессиональных терапевтов из Канзасского университета. Они основывали вопросы на выборке из 1115 родителей детей без инвалидности. Приведенные здесь вопросы полезны, когда вашего ребенка начинают осматривать профессиональные терапевты.(Перепечатано с разрешения).

Отвечая на вопросы, думайте о своем ребенке и его реакциях. Очень важно учитывать, как он функционирует в разных условиях — в терапии, дома, в школе. Для получения полной информации вы можете запросить копию анкеты также для учителя вашего ребенка.

Отметьте «да» или «нет» после каждого пункта анкеты для родителей. Многие ответы «да» предполагают, что проблемы сенсорной интеграции являются фактором, влияющим на общую успеваемость вашего ребенка, и вам следует изучить их позже с профессиональной командой вашего ребенка.

Звуки (слух)

Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие звуки (например, пылесос, собаки, сушилка для рук).

Его руки близко к ушам.

Невозможно работать в условиях шума.

Не отвечает, когда его зовут.

Отсутствует в шумной/занятой среде.

Прицел

Предпочитает быть в темноте.

Трудно собрать пазл.

Он не решается подняться или спуститься по лестнице.

Легко теряется.

Он стоит на пути яркого света.

Сильно смотрит на предметы или людей.

Избегает попадания в глаза.

Не замечает, когда люди входят в комнату.

Вкус/запах

Избегает определенных вкусов/запахов, типичных для детского питания.

Постоянно нюхает непродовольственные товары.

Жует, облизывает непищевые предметы (кладет в рот пальцы или игрушки).

Он разборчив, ест только определенные вкусы.

Поиск определенных вкусов и ароматов.

Кажется, не пахнет сильно.

Положение тела

Постоянно ищет все виды физической активности (например, видеосъемка для взрослых, игровое оборудование, движущиеся игрушки).

Цепляется за других людей, мебель и предметы даже в известных ситуациях.

Кажется, у него слабые мышцы.

Он быстро устает, мало вынослив.

Ходит на цыпочках.

Движется жестко.

Не может поднимать тяжелые предметы.

Движение

Начинает чувствовать тревогу или стресс, когда его ноги отрываются от земли.

Боюсь упасть.

Ненавидит быть вверх ногами.

Сенсорный экран

Предотвращает «загрязнение» клеем, песком, испачкание пальцев краской, скотчем.

Чувствителен к некоторым тканям (одежда, постельное белье).

Прикосновение к людям и предметам вызывает раздражение.

Избегает ходить босиком, особенно по траве или песку.

Испытывает крайнюю потребность прикоснуться к определенным игрушкам, поверхностям или текстурам материалов.

Сниженное восприятие боли и температуры.

Внимание, упражнения и социальное поведение

Он часто перескакивает с одного занятия на другое и мешает ему развлекаться.

Проблемы с концентрацией внимания.

Нуждается в большей защите от жизни, чем другие дети.

Имеет проблему «взросления».

Он слишком чувствителен к другим.

Кажется беспокойным.

Ему не повезло (часто случаются несчастные случаи)

С трудом заводит друзей.

Он слишком серьезен.

Нет чувства юмора.

Не показывает эмоций.

Это не обязательно означает одобрение информации, размещенной на сайте, но мы считаем, что каждый человек должен иметь возможность ознакомиться со всеми имеющимися данными и оценить их содержание для себя.Также важно обсудить конкретные вопросы вашего ребенка с квалифицированным специалистом, который находится в непосредственном контакте с вашим ребенком и знает его индивидуальные потребности.

.

Логопедическая профилактика | Публичный детский сад Пазл 9000 1

От грудного возраста до 1 года

Если вы вводите искусственное вскармливание, помните:

Сразу после родов спросите об этом у педиатра и акушерки:

Через 1 год с

Кормление с ложечки
При кормлении ребенка с ложечки следите за тем, чтобы его верхняя губа сосала сама, подождите, пока его губы обхватят ложку и он сможет это делать самостоятельно, не брать ложкой заранее.Лучше всего вначале сесть перед малышом и показать самому, как набирать еду с ложечки и как потом жевать ее с закрытым ртом.

Что может вас беспокоить?

Развитие речи
В это время появляются первые слова, такие как: мама, папа, баба, я, папа и т.д.Поэтому очень важно использовать правильную языковую стимуляцию, подкрепленную правильным кормлением.

Если до 2 лет. ребенок не разговаривает, общается в основном жестами, отдельными звуками, слогами, всего несколькими словами, обратитесь за консультацией к логопеду.

ДЫХАНИЕ
Естественными дыхательными путями человека является дыхание через нос. Под отдыхом понимается любая ситуация, например, сон, игра, повседневная деятельность, физическая активность и т. д., кроме разговора (потому что тогда мы выбираем воздух ртом). Когда мы не разговариваем, мы должны дышать носом.Почему это так важно?

Носовое дыхание:

Итак, дорогой родитель:

Дошкольный период 3 - 6 лет

Это время перехода от младенческого (плоского) глотания к взрослому глотанию, т. е. с поднятым языком. Этот процесс должен закончиться примерно в возрасте 4 лет. Это оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие прикуса и речи. Пережил так наз. младенческий тип глотания, т.е. с прижатием языка к нижним зубам, может привести к:

Как предотвратить?
Существует множество логопедических упражнений, которые учат вашего ребенка поднимать широкий язык к десневому стержню сразу за верхними зубами. Однако каждый из нас может играть с ребенком, отрабатывая желаемую функцию следующим образом:

Детям нравятся все так называемые «Вкусные игры», т.е. игры, для которых мы используем еду. Некоторые примеры:
для лизания десны, например, нутелла, мед,

Все эти игры укрепляют продольные и поперечные мышцы языка и одновременно кодируют в мозгу правильное положение языка при глотании.

- дыхание во время отдыха, т.е. когда мы не разговариваем, а спим, должно протекать только через носовые ходы,
- дыхание во время разговора - вдох ртом, выдох через нос или рот, здесь продолжительный, спокойный важна фаза выдоха, которая позволяет малышу правильно и спокойно соединять звуки, слоги, а затем и слова.

Примеры игр, улучшающих способность правильно дышать:

  • выдувание мыльных пузырей, мельницы, перья, пластиковые шарики и т. д.,
  • играет на таких инструментах, как: дудка, флейта, гармоника,
  • игры с пластиковыми трубочками: изготовление мыльных пузырей, раскрашивание картинок, выдувание пятен цветной краски на лист, выдувание бумажек, шариков и т. д.
  • Проследим, чтобы ребенок много двигался, упражнялся в попеременных движениях: катание на велосипеде педалями, подъем по лестнице поочерёдно, без добавления ног, песенки, счёт с попеременным движением.Такие игры совершенствуют левополушарные механизмы, ответственные за развитие речи, и предотвращают трудности в дальнейшем обучении чтению и письму у детей с перекрестной латерализацией. Крупная моторика чрезвычайно важна с точки зрения всего развития ребенка в этот период: игры с метанием, ловлей, рисование на больших плоскостях, занятия ритмикой, танцами, гимнастикой, велоспортом, самокатами, игры с мячом, плавание и др. Не менее важны навыки мелкой моторики: навыки самообслуживания, напр.застегивание молнии, завязывание обуви, калька, лепка из пластилина, нанизывание бисера, отрывание, рисование пальчиками, пальчиковые игры и т. д. Привлекайте детей к помощи в повседневных делах, например на кухне: резка, смазывание, мелкая уборка. Такая деятельность формирует точные движения пальцев, что напрямую выражается в так называемом артикуляционная кинестезия, способность ощущать положение артикуляторов: губ, языка, неба.
  • Учим малыша стишкам, песенкам с демонстрацией, речь лучше развивается при подкреплении жестами.
  • Давайте потренируем свой слух
    У маленьких детей в возрасте 2-3 лет это будут звуки окружающей среды, звуки природы (например, звуки животных), а также повседневная деятельность и рабочие устройства. Пусть малыш угадает их, назовет и следит за звуком. У пожилых людей мы узнаем звуки инструментов, повторяем слышимые последовательности звуков (от 3-х и более), отстукиваем простые ритмы. Занятия логоритмикой – это очень хорошая возможность развивать у ребенка с раннего возраста физический, музыкальный, а затем и фонематический слух (умение различать звуки).

    3-летний ребенок строит простые предложения, запоминает короткие стихотворения и стишки. Использует от 200 до 1000 слов.


    Оформлено:

    Камила Козловска

    Ссылки:
    Цешинская Ю., Корендо М. Раннее терапевтическое вмешательство. Стимуляция развития ребенка. От новорожденного до 6 лет. Краков 2015
    Cieszyńska J., Я люблю учить читать. Пособие для родителей и учителей. Kraków 2012
    Cieszyńska J. Korendo M. Раннее терапевтическое вмешательство. Стимуляция развития ребенка. От новорожденного до 6 лет. Краков 2007
    Козловска Кинга, Логопедические игры и легкие упражнения. Кельце
    Махось М. ​​От веселья к разговору. Медицина Практическая 2012
    под редакцией Т. Мэтьюз-Бжозовска, Б. Кавала, Влияние врожденных и приобретенных дефектов лицевого черепа на речь. Вроцлав 2012
    Плута - Войцеховска Д.: Нарушения первичных функций и артикуляции.Основы логопедии. Bytom 2015
    Сосядек К., Пальчиковые игры. Познань 2005

    .90 000 вращений снова и снова, 90 001

    Моему сыну почти 3 года.
    Вот список его дневного поведения:
    Он много ходит по кругу, обычно когда играет музыка
    Бывает, что он не реагирует на свое имя - если вы посмотрите на меня, он всегда реагирует
    . Зрительный контакт есть, он смотрит на меня, как говорит
    Раскрашивает всю страницу, использует много мелков
    Ходит на носочках и стопах, но большую часть стопы целиком
    Играет руками, двигает руками или игрушкой перед глазами, как будто что-то измеряет - часто при этом закрывает глаза
    Не говорит - произносит отдельные слова, иногда кричит или пищит
    Машет руками, но зад, когда он счастлив, прыгает
    раз. Он также играет с другими людьми, например.двоюродный брат, родители, бабушка и дедушка, коллега
    Ему нравятся все игрушки на детской площадке.
    У него есть любимые талисманы, но он играет со всем
    Дома он водит машины, строит башни из кирпичей, любит игрушки, но играет со всеми своими игрушками
    Выстраивает машины, но очень редко, раз в неделю,
    Он любит играть с дверями, но самое главное - закрыть их. Сейчас он уже почти не занимается и со светом - включается и выключается и наблюдает за происходящим, но только когда есть доступ к выключателю - тафк его не требует
    Он может приспособиться и прекрасно работает, если ему нужно что-то сделать - визит к неврологу --- ничего не беспокоит
    Одеться не может - во время вечеринки на прогулке требует в слезах раздеть его (мнение из детского сада) - но может раздеться дома.Теперь с небольшой помощью он может сам одеваться и раздеваться
    Он любит переливать из чашки в чашку не каждый день. Если у него есть две чашки в его распоряжении.
    Она перестает плакать, когда получает что-то в общественном месте.
    В детском саду обнаружили, что когда они стояли за спиной, то не реагировали на
    команды Иногда ест руками, помогает себе есть
    Иногда просыпается ночью, но и спит ночью, днем ​​не спит
    Он носит подгузник, но понимает, что писает, и бегает на горшке
    . Он часто закрывает глаза - улыбается при этом.Он закрывает глаза и как бы измеряет что-то руками, с игрушками перед глазами
    В играх в детском саду участия не принимает - убегает, играет один, кладет, свое. Он любит подвижные игры и танцы
    Прыжки на кровати
    Он улыбается, говорит, что у него что-то болит. Когда я плакала, он принес мне платок и обнял меня.
    Частый насморк, диарея 9000 3 Он любит обниматься, щекотать, улыбаться, когда над ним смеются
    Часто в движении
    Может понимать команды, например, передать что-нибудь папе и т. д.
    Он смотрит книги, часто указывает пальцем, чтобы сказать, что такое
    . Съедает все
    Она трогает игрушку руками, лицом, целует
    Я должен беспокоиться?

    .

    Смотрите также