Ребенок не может поднять язык вверх


Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

 

Ангелина Сыщенко | Работа с горловым Р [с подключением нёбного язычка]

Работа с горловым Р [с подключением нёбного язычка]

🌸Горловое произношение:

✅Велярное - образуется вибрацией мягкого нёба – твердый, хрипящий – работает мягкое небо.

✅Увулярное - вибрирует маленький язычок –мягкий, французский

⭕️Одной из причин горлового произношения может быть артикуляционная диспраксия.

⛔️Ребенок не может найти место образования звука (не может выстроить позу - кинестетический = афферентный тип)

❓Как определить? Ребенок не может поднять язык вверх или спрятать за верхние зубы, но, если вы прикрепите на альвеолы семечку или пастилу, непроизвольно движение будет выполнено.

⚠️Такие дети, при выполнении у зеркала пытаются отправить язык за верхние или нижние зубы, если не получается – помогают пальцами (ребенок так и говорит – язык не слушается меня).

❇️ Основные упражнения:

✅ Друзья, перед вами отрывок из вебинара «Сонорные звуки. Нарушения и коррекция».

✅В вебинаре подробно и структурировано описана работа по преодолению всех видов нарушений звуков Р-Рь, Л-Ль, Й(j).

Обследование детей с нарушениями звукопроизношения. Наш ребенок.

В книге Л.Парамоновой "Логопедия для всех", с отрывками из которой мы продолжаем вас знакомить, рассказывается не только о различных нарушениях речи, но и о том, как их диагностировать.

При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие.

  1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи, от упоминавшихся выше внешне сходных проявлений. Особую бдительность при этом следует проявить в отношении возрастных своеобразий звукопроизношения. Хотя основным критерием здесь можно считать возраст ребенка, однако выше уже говорилось о том, что и в самом раннем возрасте не исключено наличие тех патологических причин, которые обусловливают не возрастные своеобразия, а именно дефекты в произношении звуков речи.
  2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. Здесь прежде всего следует обратить внимание на общую внятность речи ребенка, на достаточность его словарного запаса, на правильность построения фраз, на умение о чем-то связно рассказать и пр., то есть важно оценить речь ребенка в целом. (На практике мы часто убеждаемся в том, что родителям легче всего бывает заметить неправильность в произношении звуков, и поэтому они нередко "из-за деревьев не видят леса".) Всесторонняя оценка речи ребенка особенно важна в тех случаях, когда имели место какие-либо осложнения в протекании беременности и родов у матери, когда отмечалось позднее начало сидения, ходьбы, позднее (после 2-3 лет) появление фразовой речи и другие отклонения в развитии.
  3. Выявление всех неправильно произносимых звуков. Эта часть обследования позволит выяснить "внешнюю сторону" нарушения, то есть составить представление о том, как много звуков ребенок произносит дефектно (мономорфность или полиморфность нарушения), какие именно звуки нарушены (сигматизм, ротацизм и пр.), каков характер нарушения звуков (парасигматизм, выражающийся в звуковых заменах, или межзубный, губно-зубной, боковой сигматизм и т.д.).
  4. Установление, по возможности, тех непосредственных причин, которые обусловливают неправильность произношения звуков (дефекты в строении речевого аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, нарушение слуховой дифференциации звуков), что очень важно для определения путей коррекционного воздействия.
  5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения (в первую очередь — однотипных нарушений письма). С этой целью ребенку школьного возраста обязательно должна быть предложена диктовка, включающая много слов с неправильно произносимыми и особенно с заменяемыми им звуками.

Чтобы составить представление о состоянии речи ребенка в целом, можно попросить его о чем-то рассказать. В качестве темы для такого рассказа может быть предложена, например, доступная по содержанию сюжетная картинка или их серия. Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие у ребенка фразовой речи, которая в норме должна начать развиваться примерно с полутора лет.

Вот рассказ 4-летнего мальчика по картинке "Зимние забавы", на которой изображено множество разных "происшествий": "Зима. Снег. Дети. Горка. Собака. Мальчик упал". Как видим, фразовая речь у ребенка почти полностью отсутствует, в связи с чем он ограничивается простым называнием предметов и явлений. Естественно, что в подобном случае внимание родителей в первую очередь должны привлечь не столько имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения, сколько явное отставание в его общем речевом развитии.

Важно проследить и за правильностью грамматического оформления предложений, если у ребенка уже имеется фразовая речь. Например, 5-летний ребенок пересказал прочитанный ему рассказ следующим образом: "Совы живут на деревьев. Совенок упал из дуба. Пришли мальчики и его взяли домой. Он ел и пил. Они его отнесли в лесу. Он полетел на дуб".

Здесь сразу обращает на себя внимание наличие большого количества аграмматизмов, которые при нормальном ходе речевого развития к этому возрасту уже должны были бы полностью исчезнуть.

Приведем также рассказ 7-летнего мальчика о его выходном дне: "Мылся. Гулял. Поел и пошел гулять. Пришел домой и начал мыться. Потом я стал есть. Потом опять же пошел гулять. Потом пришел, помылся и спать лег".

Этот рассказ принадлежит ребенку со сниженным интеллектом. Хотя он и владеет уже связной речью, в которой нет явных аграмматизмов, но сразу бросается в глаза крайнее однообразие употребленных им предложений, состоящих к тому же из одних и тех же многократно повторенных слов (мылся, гулял, пошел, пришел...). Это свидетельствует и о бедности словарного запаса ребенка.

Данные примеры приведены с той целью, чтобы родителям было понятно, на какие стороны речи детей, помимо состояния звукопроизношения, следует обращать внимание.

Состояние звукопроизношения выясняется в процессе самостоятельного называния ребенком специально подобранных картинок. Повторение вслед за взрослым (например: "Скажи "рыба", "шуба" и т.п.) здесь не годится, поскольку при повторении дети нередко произносят звуки значительно лучше, чем обычно.

Картинки подбираются в первую очередь на артикуляторно сложные звуки (свистящие, шипящие, "р", "л", "й"), чаще других произносимые дефектно. На каждый проверяемый звук подбирается по три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказывался в трех положениях в слове — в начале его, в середине и в конце. Например, на звук "с" могут быть подобраны картинки типа "санки", "весы", "автобус"; на звук "ш" — "шуба", "кошка", "душ"; на звук "щ" — "щетка", "ящик", "плащ" и т.п. Как видим, в каждом из этих слов содержится лишь один "трудный" звук, что значительно облегчает сам процесс проверки: все внимание проверяющего сосредоточивается только на одном звуке. В ходе проверки сразу следует отмечать, какие именно звуки ребенок произносит искаженно или заменяет другими звуками.

После выяснения этой "внешней" стороны вопроса необходимо разобраться в конкретных причинах, которые привели к неправильному произношению тех или иных звуков.

Для выявления возможных аномалий в строении артикуляторного аппарата нужно просто внимательно присмотреться к ребенку и предложить ему выполнить ряд несложных процедур. Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на строение его твердого и мягкого нёба.

Для выяснения правильности прикуса предложите ему "показать зубки" — развести в стороны губы при сомкнутых зубах. Напомним, что при этом верхние резцы должны примерно на 1/3 перекрыть нижние.

Для выяснения достаточности длины уздечки языка предлагается поднять язык на верхнюю губу и затем за верхние резцы (при произнесении звука "р" кончик языка вибрирует у верхних альвеол, то есть у бугорков над верхними резцами — позволяет ли длина уздечки выполнить такое движение?). Если ребенок не может поднять язык самостоятельно, нужно попытаться приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки. Дело в том, что язык снизу может не подниматься вверх не только из-за короткой уздечки, но и по причине его паралича (пареза). В последнем случае его удастся поднять пассивно, тогда как при короткой уздечке он будет как бы "пришит" к дну ротовой полости и поэтому останется внизу.

Выявленные дефекты в строении артикуляторного аппарата позволяют думать о наличии у ребенка механической дислалии. Однако чтобы не впасть в ошибку, здесь очень важно учесть степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной выявленной аномалии в строении артикуляторных органов. Так, например, короткая уздечка языка может обусловить полную невозможность (или неправильность) произношения звука "р", а иногда и шипящих верхней артикуляции, но было бы неправильно связывать с нею дефектное произношение свистящих, при артикулировании которых кончик языка находится у нижних резцов.

Еще один пример. Боковой открытый прикус может обусловить боковой сигматизм, но никак не губно-зубной. К последнему может предрасполагать прогнатия, при наличии которой нижняя губа часто непроизвольно подтягивается под выступающие вперед верхние резцы, благодаря чему вместо "с" слышится "ф"-подобный звук.

В то же время отсутствие у ребенка выраженных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата полностью исключает диагноз механической дислалии — звуки могут произноситься дефектно по какой угодно причине, но только не по этой.

Исследование подвижности артикуляторных органов (главным образом языка, губ и нижней челюсти). С этой целью ребенку предлагается выполнить названными органами ряд простейших движений как по словесной инструкции, так и путем подражания. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Предложите ребенку вытянуть губы в трубочку ("хоботок") и затем развести их в стороны ("оскал"), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, поднять язык к верхним зубам, отвести его в левый и правый углы рта (снаружи рта), сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Если ребенок свободно и в достаточно быстром (точнее, не слишком замедленном) темпе способен выполнить все эти движения, то это свидетельствует о том, что подвижность артикуляторных органов вполне позволяет ему овладеть правильным произношением всех звуков речи. Значит, причину неправильного звукопроизношения в этом случае нужно искать в чем-то другом.

При наличии сравнительно легких функциональных нарушений речевой моторики ребенок также способен выполнить все перечисленные выше движения, однако при этом может наблюдаться их некоторая затрудненность, недостаточная точность, замедленность. Создается такое впечатление, что он выполняет движения как бы нерешительно, неуверенно. Если подобные особенности артикуляторных движений имеются у ребенка, искаженно произносящего некоторые звуки (например, отмечается смягченное произношение "ш" и "ж"), то в этом случае можно предполагать наличие у него моторной функциональной дислалии.

Более серьезные нарушения речевой моторики могут наблюдаться при парезах мышц губ и языка, что можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. При этом может наблюдаться следующее.

  1. Невозможность вытянуть губы вперед "хоботком" — вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.
  2. Асимметричность улыбки (оскала). Одна сторона рта при этом остается неподвижной или совершает минимальное движение.
  3. Невозможность распластать язык во рту, то есть склонность языка к постоянному сужению.
  4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта — ребенок не может удержать его по средней линии.
  5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта — ребенок не может удержать язык горизонтально.
  6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.
  7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой ("как бревно"), кончик языка не выражен.
  8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык — наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости, паретичности.
  9. Удерживание языка во рту в состоянии покоя "комком" вследствие спазма мышц. Этот "комок" хорошо виден при открытом рте.

Подобные нарушения речевой моторики будут свидетельствовать о наличии в дефектности звукопроизношения "дизартрического компонента", ввиду чего при их выявлении у ребенка любого возраста нужно обратить особое внимание на сам характер искажения звуков. Так, при слабости мышц кончика языка звуки могут произноситься межзубно, а при парезе одной стороны языка (в этих случаях при высовывании изо рта он отклоняется в одну сторону) — с боковым оттенком. Внешне эти особенности в произношении звуков напоминают нарушения их произношения при переднем или боковом открытом прикусе, однако причина этого дефекта уже совершенно другая, а значит, и методы преодоления тоже иные. Нередко наблюдается в этих случаях и какая-то неопределенность дефектного звучания звуков, а также "смазанность" речи в целом, что характерно для дизартрии.

Исследование слуховой дифференциации звуков особенно важно в тех случаях, когда ребенок заменяет одни звуки речи другими, то есть когда можно предполагать наличие у него сенсорной функциональной дислалии.

Прежде всего здесь нужно проверить состояние биологического слуха, поскольку его снижение резко затрудняет возможность слуховой дифференциации звуков (свистящие звуки могут при этом вообще не восприниматься на слух). Для детей со сниженным слухом характерны некоторые особенности поведения. В частности, при разговоре они стараются поворачиваться к говорящему тем ухом, которым лучше слышат, а также внимательно присматриваются к артикуляции говорящего и нередко отвечают невпопад. При наличии у ребенка таких симптомов необходимо исследовать его слух, обратившись для этого к врачу-сурдологу.

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются только проверяемым звуком (типа "почка — бочка", "рак — лак"). Взрослый называет эти картинки в неопределенной последовательности, не употребляя при этом никаких поясняющих слов, а ребенок лишь молча их показывает. Затруднения в показе будут свидетельствовать о неразличении данных звуков на слух (в нашем примере это звуки "п" и "б", "р" и "л"). Особенно важно проверить возможность слуховой дифференциации тех звуков, которые ребенок заменяет в устной речи. Подробное описание всей процедуры исследования и необходимый для этого дидактический материал приведены в нашей книге "Нарушение звукопроизношения у детей".

В ряде случаев у одного и того же ребенка могут быть и аномалии в строении речевого аппарата, и парезы мышц языка, и неразличение некоторых звуков речи на слух, что значительно усложняет общую картину нарушения звукопроизношения. Более того, иногда даже дефект произношения одного и того же звука может иметь одновременно и моторную и сенсорную обусловленность (например, звук "ц" заменяется на "с" из-за неразличения этих двух звуков на слух, но "с" при этом произносится с "боковым" оттенком вследствие пареза мышц языка или наличия бокового открытого прикуса). Однако даже и в этих сложных случаях нужно постараться разобраться в том, что именно мешает правильному произношению каждого конкретного звука. Только так можно найти правильный и наиболее короткий путь коррекционного воздействия.

Если же у ребенка, имеющего дефекты в произношении звуков, не удалось выявить ни одной из рассмотренных выше причин, которые могли бы обусловить существование таких дефектов, то в этом случае следует задуматься о правильности подхода взрослых к ребенку и о достаточности с их стороны внимания к его речевому развитию.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, связанных с параличами (парезами) артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых органов, в обследовании ребенка участвует не только логопед, но и врач-невролог, и ортодонт, и отоларинголог, и другие специалисты. Однако самое общее и предварительное представление о картине имеющихся нарушений смогут составить и сами родители, воспользовавшись приведенными здесь сведениями. Это поможет им сориентироваться в проблеме и определить для себя программу дальнейших действий.

С учетом того, что нарушение звукопроизношения может быть лишь одним из симптомов общего недоразвития речи, необходимо исследовать у ребенка также состояние словарного запаса и грамматического строя речи. У школьников обязательно исследуется и письмо, поскольку звуковые замены в устной речи чаще всего отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

Такое всестороннее исследование речи позволит представить всю имеющуюся у ребенка картину речевой патологии, а значит, и ничего не упустить из виду в процессе коррекционной работы с ним.

Продолжение следует.

3 Февраль 2017 Надо ли подрезать подъязычную уздечку?

Количество просмотров: 4567

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.
Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.

Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечке ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка не достаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускаются вниз.

В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Отклонения от нормы:

1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка препятствует.

2. Уздечка тонкая. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого при подъёме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком».

3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплён близко к кончику языка. Подъём языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».

4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.

5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Чем это грозит?
Короткая подъязычная уздечка:

— может вызывать затруднение движения языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые «верхние звуки», т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь;

— может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков;
– в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!

Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:

1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.

Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:
• ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери.
• запрокидывает голову.
• при сосании чмокает и плачет.

2. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.

3. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства. В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Как поводят операцию по подрезанию короткой уздечки языка?
До года это не сложная процедура и проводиться без применения местных обезболивающих средств, в этом возрасте слизистая тонкая и нежная рубец на ней даже не образуется. Для того чтобы остановить кровь после подрезания ребенку просто нужно дать грудного молока.
Пластика короткой уздечки языка в более старшем возрасте производится под местной анестезией и занимает минут 10, в конце накладываются швы, которые снимаются по прошествии 4-6 дней.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку (уздечку).

МЕХАНИЗМ УПРАЖНЕНИЙ по растягиванию уздечки: так как это складка (по типу мычешной), слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки, упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается (она достаточно эластична), данные упражнения нельзя выполнять рывками, очень плавно и медленно.

Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка — это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении)

Внимание! Родители!

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки!

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки (уздечки)

Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики у детей читайте здесь.
Для взрослых рекомендации, в общем-то, те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут, обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.
Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда!

«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.
Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.
Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.
Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.
Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.
Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку.
Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.
Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается уздечка? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.
Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

«Чистим верхние зубки»:

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
Открыть рот шире. Подбородок неподвижен!
Кончиком языка с силой потереть бугорки за верхними зубами изнутри из стороны в сторону: ↔.
«Посчитай верхние зубки»:

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
Открыть рот шире. Подбородок неподвижен!
Кончиком языка с силой «посчитать» верхние зубки изнутри.
«Бытовые» упражнения для растяжения подъязычной связки:

Облизывание тарелок от мелкой к глубокой.
Есть мороженое, слизывая его языком.
Облизывание меда языком с большой столовой ложки.
Облизывание большой конфетки «Чупа-чупс» и так далее.
Эти же упражнения надо выполнять и после проведения операции: пластики (подрезания) подъязычной уздечки. После любой пластики уздечки (языка, губы) необходимо выполнять упражнения для разработки, так как бывает такое, что уздечки срастаются и положение становится хуже, чем было до операции. Нужно, чтобы ребенка наблюдал ортодонт или стоматолог.

Желаем удачи!

Подготовила учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.

Вкусная гимнастика | МAДОУ Детский сад №44 Веселые нотки г.Северодвинск

В этой статье я расскажу, как подсластить жизнь нашим детям, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.  Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Я вам  отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Заставлять и ругать не стоит, потому что знания и умения, полученные на негативе, плохо закрепляются и мало используются на практике, поэтому переходим к сладким процедурам. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать ягоды, кусочки свежих фруктов, сухофруктов, цукаты, готовые завтраки, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем и мармелад — все то, что есть дома и не отвергается  малышом.

 

ЧУПА ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР

Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде учителей – логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

 

СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ

 

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

 

ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ

 

 

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК

 

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  3. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  4. В углубление “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  5. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

 

 

Инфантильный тип глотания у детей

Инфантильный тип глотания у детей

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта в желудок. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы называется инфантильный.

 До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой.

Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический(«взрослый»).Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

 

Как проверить тип глотания?

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у вашего ребенка:

 

Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами –нарушение глотания!

 

В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.

При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

 

Признаки соматического (нормального) глотания:

 

Причины инфантильного типа глотания:

- длительное сосание соски,

- позднее включение в рацион твердой пищи,

- позднее прорезывание временных зубов,

- короткая уздечка языка,

- ротовое дыхание

- хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

- ранняя потеря, удаление передних молочных зубов

- частые простудные заболевания у ребенка

Если у ребенка  в рационе преобладает мягкая, обработанная термически пища, а не твердые  овощи, фрукты, мясо, то несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

 

Учимся глотать.

А. Ребенок поднимает кончик языка кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба,зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение).

Просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка.

Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. В 1 день 5-6 повторений, во 2 — 2 раза (утром, вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

Б.Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

В.Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по

10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

 

Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем– морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки...

 

Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

 

Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

 

Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

 

Лошадка.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

 

Использование ортодонтических аппаратов

пластинка MUPPY  вестибулярная пластинка с бусинкой миофункциональные трейнеры

 

 

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЮ УЛЫБКУ!!!!  

Логопедическая профилактика | Публичный детский сад Пазл 9000 1

От грудного возраста до 1 года

Если вы вводите искусственное вскармливание, помните:

Сразу после родов спросите об этом у педиатра и акушерки:

Через 1 год с

Кормление с ложечки
При кормлении ребенка с ложечки следите за тем, чтобы его верхняя губа сосала сама, подождите, пока его губы обхватят ложку и он сможет это делать самостоятельно, не брать ложкой заранее.Лучше всего вначале сесть перед малышом и показать самому, как набирать еду с ложечки и как потом жевать ее с закрытым ртом.

Что может вас беспокоить?

Развитие речи
В это время появляются первые слова, такие как: мама, папа, баба, я, папа и т.д.Поэтому очень важно использовать правильную языковую стимуляцию, подкрепленную правильным кормлением.

Если до 2 лет. ребенок не разговаривает, общается в основном жестами, отдельными звуками, слогами, всего несколькими словами, обратитесь за консультацией к логопеду.

ДЫХАНИЕ
Естественным дыхательным путем человека в состоянии покоя является носовое дыхание. Под отдыхом понимается любая ситуация, например, сон, игра, повседневная деятельность, физическая активность и т. д., кроме разговора (потому что тогда мы выбираем воздух ртом). Когда мы не разговариваем, мы должны дышать носом.Почему это так важно?

Носовое дыхание:

Итак, дорогой родитель:

Дошкольный период 3 - 6 лет

Это время перехода от младенческого (плоского) глотания к взрослому глотанию, т. е. с поднятым языком. Этот процесс должен закончиться примерно в возрасте 4 лет. Это оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие прикуса и речи. Пережил так наз. младенческий тип глотания, т.е. с прижатием языка к нижним зубам, может привести к:

Как предотвратить?
Существует множество логопедических упражнений, которые учат вашего ребенка поднимать широкий язык к десневому стержню сразу за верхними зубами. Однако каждый из нас может играть с ребенком, отрабатывая желаемую функцию следующим образом:

Детям нравятся все так называемые «Вкусные игры», т.е. игры, для которых мы используем еду. Некоторые примеры:
для лизания десны, например, нутелла, мед,

Все эти игры укрепляют продольные и поперечные мышцы языка и одновременно кодируют в мозгу правильное положение языка при глотании.

- дыхание во время отдыха, т.е. когда мы не разговариваем, а спим, должно протекать только через носовые ходы,
- дыхание во время разговора - вдох ртом, выдох через нос или рот, здесь продолжительный, спокойный важна фаза выдоха, которая позволяет малышу правильно и спокойно соединять звуки, слоги, а затем и слова.

Примеры игр, улучшающих способность правильно дышать:

  • выдувание мыльных пузырей, мельницы, перья, пластиковые шарики и т. д.,
  • играет на таких инструментах, как: дудка, флейта, гармоника,
  • игры с пластиковыми трубочками: изготовление мыльных пузырей, раскрашивание картинок, выдувание пятен цветной краски на лист, выдувание бумажек, шариков и т. д.
  • Проследим, чтобы ребенок много двигался, упражнялся в попеременных движениях: катание на велосипеде педалями, подъем по лестнице поочерёдно, без добавления ног, песенки, счёт с попеременным движением.Такие игры совершенствуют левополушарные механизмы, ответственные за развитие речи, и предотвращают трудности в дальнейшем обучении чтению и письму у детей с перекрестной латерализацией. Крупная моторика чрезвычайно важна с точки зрения всего развития ребенка в этот период: игры с метанием, ловлей, рисование на больших плоскостях, занятия ритмикой, танцами, гимнастикой, велоспортом, самокатами, игры с мячом, плавание и др. Не менее важны навыки мелкой моторики: навыки самообслуживания, напр.застегивание молнии, завязывание обуви, калька, лепка из пластилина, нанизывание бисера, отрывание, рисование пальчиками, пальчиковые игры и т. д. Пусть дети будут вовлечены в повседневные дела, такие как кухонные дела: вырезание, смазывание, мелкая уборка. Такая деятельность формирует точные движения пальцев, что напрямую выражается в так называемом артикуляционная кинестезия, способность ощущать положение артикуляторов: губ, языка, неба.
  • Учим малыша стишкам, песенкам с демонстрацией, речь лучше развивается при подкреплении жестами.
  • Давайте потренируем свой слух
    У маленьких детей в возрасте 2-3 лет это будут звуки окружающей среды, звуки природы (например, звуки животных), а также повседневная деятельность и рабочие устройства. Пусть малыш угадает их, назовет и следит за звуком. У пожилых людей мы узнаем звуки инструментов, повторяем слышимые последовательности звуков (от 3-х и более), отстукиваем простые ритмы. Занятия логоритмикой – это очень хорошая возможность развивать у ребенка с раннего возраста физический, музыкальный, а затем и фонематический слух (умение различать звуки).

    3-летний ребенок строит простые предложения, запоминает короткие стихотворения и стишки. Использует от 200 до 1000 слов.


    Оформлено:

    Камила Козловска

    Ссылки:
    Цешинская Ю., Корендо М. Раннее терапевтическое вмешательство. Стимуляция развития ребенка. От новорожденного до 6 лет. Краков 2015
    Cieszyńska J.Я люблю учить читать. Пособие для родителей и учителей. Kraków 2012
    Cieszyńska J. Korendo M. Раннее терапевтическое вмешательство. Стимуляция развития ребенка. От новорожденного до 6 лет. Краков 2007
    Козловска Кинга, Логопедические игры и легкие упражнения. Кельце
    Махось М. ​​От веселья к разговору. Медицина Практическая 2012
    под редакцией Т. Мэтьюз-Бжозовска, Б. Кавала, Влияние врожденных и приобретенных дефектов лицевого черепа на речь. Вроцлав 2012
    Плута - Войцеховска Д.: Нарушения первичных функций и артикуляции.Основы логопедии. Bytom 2015
    Сосядек К., Пальчиковые игры. Познань 2005

    .

    Что делать, если подъязычная уздечка слишком короткая?

    Итак, если ваш ребенок все еще находится в больнице «не ест», теряет вес (больше ожидаемого и физиологических 10% веса) или имеет проблемы с кормлением, стоит обратиться к врачу для тщательной оценки состояния подъязычной уздечки. .

    Процесс приема пищи у человека называют первичными функциями развития речи. Во рту нет отдельных органов для еды и питья, а также нет отдельных органов для речи.Таким образом, работа, выполняемая языком ребенка, является ежедневным повторяющимся упражнением для подготовки рта ребенка к разговору.

    Сосательный рефлекс заключается в поднятии широкого языка к нёбу и надавливании на сосок вместе с ареолой таким образом расположенным языком. Это позволяет молоку вытекать из груди. Щель между небом и языком закрывается, и пища продвигается по языку к горлу. Язык следует за едой назад до глотательного движения В случае укороченной подъязычной уздечки вышеописанное движение невозможно. Язык как будто привязан. Слишком туго привязанный ко дну рта, он не может подняться, прижаться к груди, вызвать вытекание пищи и вакуум, который позволяет транспортировать и проглатывать пищу.

    [идентификатор объявления = ”70761 ″]

    Таким образом, ранний контроль уздечки (желательно сразу после родов) является необходимостью, позволяющей избежать проблем с естественным вскармливанием. Если мама замечает проблемы с кормлением, например, боится, что неправильно прикладывает ребенка или чувствует, что ей «мало еды», стоит обратиться к неонатологу, главврачу неонатального отделения, неврологу или др. специалист в больнице с запросом на оценку уздечки сублингвально. Иногда вы можете сами увидеть, что с уздечкой что-то не так – проблема может быть видна невооруженным глазом. Когда у малыша открыт рот (например, при плаче), он поднимает язык. Если под языком видна тугая нить, а на конце язык принимает форму сердца, можно быть уверенным, что уздечка укорочена. В этом случае необходимо подрезание уздечки.
    Подъязычная уздечка необходима для приема пищи не только у детей, находящихся на грудном вскармливании. Если соска не анатомическая, не адаптирована к возрасту ребенка (слишком большое отверстие, слишком мягкая), пища поступает в рот ребенка сама, не нужно прижимать язык к нёбу рот для сбора пищи.В такой ситуации пища «заваливает» рот ребенка, который, чтобы защитить себя, вынужден выдвигать язык вперед, следствием этой привычки может быть последующая межзубная шепелявость, но не только! Кроме того, частые ушные инфекции могут быть результатом ошибок при кормлении из бутылочки. Вышеописанный процесс при одновременном неправильном положении (полностью лежа, голова ребенка в линию или ниже линии его тела) приводит к проникновению молока в слуховой проход, в результате чего возникают частые воспаления.Это, в свою очередь, может вызвать временные нарушения слуха и отрицательно сказаться на речевом развитии ребенка в целом, т. е. не только на процессе формирования произношения, но и на овладении речью во всех плоскостях (ребенок не слышит, а потому лишен шаблоны речи). Этот вид «временной тугоухости» будет заметен при ларингологических осмотрах только при воспалении, поэтому положительный ответ на вопрос логопеда: «проверяли ли его слух и в норме ли он» может оказаться не совсем верным.В случае с маленькими детьми мы часто не уверены, в чем причина раздражения, плача, беспокойства, не при всяком плохом настроении, особенно если оно проходит без температуры, идем к врачу, осматриваем уши ребенка. Сознательная забота о правильном положении кормления и способе сосания поможет избежать многих проблем не только с речевым развитием.

    При вмешательстве укороченной уздечки у младенцев процедура подрезки выполняется врачом с помощью соответствующих инструментов (например,стерилизованный нож). Чем раньше будет проведена процедура, тем лучше. После процедуры нет противопоказаний к грудному вскармливанию, наоборот, это и отличное упражнение для вертикального языка, и лучший способ успокоить плач. Иногда подъязычная уздечка настолько сильно вросла, что процедуру придется повторить два, три и более раз. Именно поэтому важно находиться под постоянным присмотром специалиста, который, индивидуально подойдя к пациенту, определит ритм процедур и график занятий.Если уздечка не оценивается в стационаре, а мать замечает проблему дома, стоит сообщить об этом акушерке, консультанту по грудному вскармливанию, педиатру. К сожалению, они не всегда обладают такими подробными знаниями, связанными с анатомией и функциональностью органов артикуляции. Стоит обратиться к логопеду (неврологу), который направит вас на процедуру к ЛОРу или ортодонту (логопед или невролог не проводит процедуру самостоятельно).

    Что произойдет, если уздечку не подрезать в младенчестве? Описанное выше расположение языка, так называемое положение кобры (широкий язык, поднимающийся к небу, как кобра во время танца), нужен для произнесения десневых звуков, т.е. Л, СЗ, Ж, ЦЗ, ДЖ, Р .Это самые трудные звуки в польском языке, они появляются в самом позднем возрасте в развитии речи ребенка (около 5-6 лет, Л раньше). Отсутствие ежедневных упражнений во время еды и питья лишает язык подготовки к произношению этих звуков. Отсюда и шепелявость (когда вместо гардероба ребенок говорит сафа, или, что еще хуже, при слове "сафа" он засовывает язык между зубами) и рерание (когда ребенок заменяет дрожащую резинку Р на более легкую резинку Л или J, имеющая совершенно другое место артикуляции — во время произношения) последней, кончик языка остается на дне рта, спинка языка слегка приподнимается).

    Что касается альтернатив подрезанию подъязычной уздечки, то существует школа логопедов, которые считают, что эту анатомическую структуру можно растянуть с помощью упражнений для вертикального положения языка. Впрочем, я и сам в этом не убежден. Я предполагаю, что с помощью упражнений я не буду растягивать связки подколенного сухожилия, чтобы согнуть ногу в другую сторону, и я не буду растягивать уздечку больше, чем она имеет в своей индивидуальной природе. При таких упражнениях он быстрее сломается, что может и является результатом самого пореза (в обоих случаях язык освобождается), но я считаю более этичным и менее радикальным проведение процедуры в специализированных условиях у образованного врача ( ортодонт, ЛОР, неонатолог).Также является мифом то, что место после разреза не шрамируется должным образом - причина необходимости делать дополнительные разрезы не в рецидиве проблемы, а в сильном разрастании языка, что процедуру нужно разделить на несколько этапов и повторяется до достижения оптимальной подвижности языка.

    .

    Вертикальное положение языка – причины нарушения речи

    Вертикальное положение языка имеет большое значение для многих аспектов жизнедеятельности ребенка, включая сон, дыхание и глотание.

    Выпрямление языка - что это?

    Язык - это просто тот, который своим кончиком касается точки за зубами (язык слегка "приклеен" к нёбу). Мы редко обращаем на это внимание, но если вы сосредоточитесь, то обнаружите, что ваш язык находится в этом положении, когда он отдыхает.Это правильное положение покоя языка.

    Вертикальное положение языка происходит не только тогда, когда эта мышца отдыхает — просто произнесите слово «Ала», чтобы обнаружить, что язык приподнимается во время разговора и касается поверхности сразу за зубами.

    Неправильное вертикальное положение языка у детей

    Что происходит, когда у ребенка возникают проблемы с прямым положением языка и мышца находится в неправильном положении? Во-первых, малыш плохо говорит. Большая часть польских звуков требует поднятия языка до верхней части неба , поэтому, когда этого не происходит, произношение ребенка сильно искажается.

    К сожалению, это еще не все. Язык , который работает правильно, при глотании также стоит вертикально. Поэтому, если наш ребенок не выпрямит мышцу должным образом, это может привести к формированию или углублению неправильного прикуса.

    К наиболее частым причинам проблем с вертикальным расположением языка относятся:

    Логопедическая гимнастика для детей - упражнения для вертикального положения языка язык , нужны регулярные упражнения .Мы, конечно, не отказываемся от визитов к логопеду , но делаем много упражнений дома с ребенком (которые наверняка тоже порекомендует специалист). Вот самые популярные упражнения:

    Игра в лошадки

    Каждый из нас может имитировать звук копыта лошади. Побуждаем к этому ребенка - для разнообразия пусть ребенок имитирует также звуки, издаваемые другими животными.

    В поисках гвоздики

    Предложите ребенку найти гвоздику вместе с вами.Зубы сзади, зубки сбоку, зубки сзади – чем больше ребенок будет «скользить» языком по зубам, тем лучше.

    Качание

    Язык вверх, язык вниз. Встаньте с ребенком перед зеркалом и покажите ему это упражнение, назвав его «качание языком». Рот должен быть открыт, а язык не должен высовываться перед зубами.

    Роспись потолка рта

    Объясните ребенку, что все его лицо - домик для языка. Сейчас он на ремонте и язычок решил плоско покрасить.Начинает с потолка — покажите малышу, какие движения он должен делать.

    Вкусная чистка

    Попросите ребенка открыть рот и почистить десны за верхними передними зубами шоколадным маслом. Задача ребенка очистить десны языком . Это может быть вашим первым упражнением, которое поможет вашему малышу понять, какие движения он должен делать.

    Кто может остаться дольше?

    Поместите изюм или орех за передними зубами. Соперничество заключается в том, что вам нужно удерживать частицу на месте как можно дольше только с , использующим язык .

    Конечно, указанные логопедические упражнения являются лишь рекомендациями - все, что вам нужно, это немного творчества, чтобы создать подобные. Более важным, чем название упражнений , является регулярное выполнение - уделяйте им хотя бы 20 минут в день. Через какое-то время можно будет только кидать пароли. Пример: вы идете в магазин, так вы говорите: «А сейчас мы делаем качели языком!»

    Также объясните ребенку, для чего нужны все эти упражнения. Видение более приятного произношения часто делает малыша более склонным к сотрудничеству.

    .

    Моему ребенку нужно сделать вертикализацию языка. Как это сделать?

    После публикации упражнения, лейтмотивом которого было мороженое (логопедические упражнения и материал для скачивания ЗДЕСЬ), одна из мам задала вполне конкретный вопрос: какая польза от вертикального языка?

    Выпрямление языка — это движение кончика языка по направлению к нёбу, точно так же, как вы поднимаете его, произнося слово ALA. Только стоячий язык выполняет свои функции при глотании, дыхании и разговоре! Многие дети получают от своего логопеда инструкции выпрямить язык в качестве упражнения перед дальнейшими логопедическими процедурами.Причины отсутствия таких движений языком различны. Наиболее частые причины, которые я наблюдаю, это короткая подъязычная уздечка, которая препятствует поднятию языка (см. ЗДЕСЬ) или низкая эффективность артикуляционных мышц (в том числе и языка).
    Следует помнить, что язык – это мышца, поэтому – подобрав правильный комплекс упражнений и выполняя их достаточно часто, можно улучшить вертикальные движения языка и тем самым вертикализовать его, даже если раньше Малышу это было не под силу. .

    Как практиковать?

    Перед выполнением упражнений стоит объяснить ребенку, зачем вы собираетесь их выполнять. Начните формировать его осознание в своем собственном теле, сделайте его чувствительным к ощущению языка! Объясните и покажите с помощью зеркала, где находятся зубы, губы и небо. Используйте детские образы рта - квартира, рта - стиральная машина, рта - автостоянка.

    Начните с нескольких повторений в течение дня, постепенно увеличивая количество повторений. Не тренируйтесь слишком долго — лучше сделать 3 серии по 5 повторений упражнения в течение дня, чем тренироваться непрерывно по 15 минут.Выполняйте упражнения, которые будут включать в себя подъем языка сначала к верхним зубам, стержню десны и выше к небу. Вот несколько упражнений, которые вы можете использовать:

    Во время занятий с ребенком используйте зеркала, марионетки, играйте на концертах кукол и талисманов.Наслаждайтесь свободным временем за рулем, прогулкой или ожиданием обеда. Тренируйте язык во время купания, до и после чистки зубов (убедитесь, что они чистые;)). Упражнения на язык не отнимают много времени, а регулярные упражнения будут полезны в вертикальном положении!

    А может у вас есть свой "домашний" способ стоять прямо? Дай мне знать!

    Логоторпедо

    .

    Язык стоячий - зачем нужен и как получить?

    [su_quote]На консультации у логопеда мы получили рекомендацию выполнять упражнения на наклоны языка. Можем ли мы сделать это дома?[/su_quote]

    Какая польза от вертикального языка?

    Умение поднимать язык вверх необходимо нам с самых первых мгновений жизни - малыш, сосал материнскую грудь, поднимает переднюю часть языка вверх, чтобы собрать пищу, прижав ее к небу.

    Хотя мы не думаем об этом, наш язык также поднят в положении покоя.

    Источник: https://www.myocorrect.com/omds

    Что делать, если язык не может стоять вертикально?

    Проблемы с едой:

    Проблемы, вызванные отсутствием вертикального положения языка, могут начаться с первого дня жизни ребенка, когда новорожденный не в состоянии прижать языком сосок к небу и таким образом принять пищу.

    Ортодонтические аномалии:

    Правильное положение языка определяет развитие челюсти ребенка, что влияет даже на внешний вид лица. Если язык находится в положении покоя на дне рта - выталкивает зубов и приводит к нарушению прикуса.

    Проблемы с произношением:

    Люди с неправильным положением покоя языка часто дышат ртом, отсюда прямой путь к межзубной шепелявости (нарушение речи, при котором язык располагается между верхними и нижними зубами).Вертикализация языка также необходима для произношения многих польских звуков.

    Какие звуки требуют вертикального языка?

    Среди звуков, произносимых с поднятым вверх языком, есть: т, д, н, л - они должны появляться до 3-летнего возраста ребенка. Если малыш не может поднять язык, они чаще всего произносятся с языком между зубами или заменяются другими звуками. Ребенок говорит например какао вместо папа, гом вместо дом, яйца вместо кукла.

    В возрасте 4-5 лет должны появиться так называемые звуки. скимминг, т.е. sz, ż, cz, dż . Для их произношения также необходимо поднимать язык вверх. Аналогичная ситуация и с самым сложным голосом системы польского языка - r , который должен правильно произносить шестилетний ребенок.

    Что делать, если мой ребенок не может поднять язык?

    Во-первых, факторы, препятствующие поднятию языка ребенком, напр.слишком короткая подъязычная уздечка (см. запись об уздечке) или ненормальный мышечный тонус (оценивается физиотерапевтом). Если мы уверены, что ребенок не умеет не а не может поднять язык вверх, можно приступать к упражнениям. Наилучшие результаты мы получим благодаря регулярности, родитель должен заниматься с ребенком каждый день.

    Пример упражнений на вертикальное положение языка:

    • Рубка с широко открытым ртом
    • Кончик языка касается следующих верхних зубов с внутренней стороны
    • Движение языком по небу («раскрашивание потолка»)
    • Прикосновение кончиком языка попеременно к двум последним верхним зубам
    • Прикосновение кончиком языка к десневому валику (место за верхними зубами)
    • Удерживая небольшой кусочек пищи (лучше всего подходят круглые хлопья черри) кончиком языка, прижатым к верхней десне, и держите его в этом положении, пока лоскут не растворится
    • Смажьте жевательный валик медом/джемом/Нутеллой и слизните сладость с широко открытым ртом
    • Рисование кругов на небе кончиком языка
    • Язык прижат к десневому стержню, рот открывается и закрывается, язык не выпадает
    • Поднятие тугого языка вверх с сильно открытым ртом так, чтобы кончик ни к чему не прикасался
    • Попытки поднять боковые части языка вверх (середину языка можно придерживать соломинкой или палочкой от леденца)
    • При успешном выполнении вышеуказанного упражнения без помощи взрослого - Поднятие ложкообразного языка (с поднятыми боками) к нёбу
    • Сосание языка у нёба с широко открытым ртом (вы можете начать это упражнение, медленно открывая рот, когда язык поднят - остановитесь)
    • Быстрое постукивание языком по верхним деснам, как при произнесении «т» (язык не выходит за пределы зубов)
    .

    Положение покоя языка - что это?

    Независимо от того, обращаете вы на это внимание или нет, ваш язык занимает определенное положение во рту, когда вы не говорите, не едите и не пьете. Это так называемое положение покоя языка, которое имеет еще два термина. Проблемы начинаются при неправильном положении языка в состоянии покоя…

    Звучит угрожающе, но смысл не в том, чтобы напугать друг друга, а в том, чтобы вместе привлечь внимание к одному из ключевых аспектов детского произношения. Положение покоя его языка (он же вертикально-горизонтальное положение или «положение кобры») является специфическим положением этой мышцы во рту.

    На фотографиях отсутствует языковой элемент, описанный в этой статье. Они лишь декоративный элемент 🙂

    ВЕРТИКАЛЬНО-ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    Язык широкий. Его медиальная и фронтальная части приподняты вверх и слегка «приклеены» к десневому валу и твердому небу (то есть к области сразу за верхними резцами).Боковые стороны языка также прилегают к внутренней стороне верхней зубной дуги.

    Закрой рот - ты чувствуешь свой язык? Это должно быть так.

    Но что происходит, когда язык не принимает положение кобры во рту ребенка?

    • Язык лежит на дне рта, не плавает (не стоит вертикально).
    • Лежа на дне, автоматически загружает нижнюю челюсть, которая приоткрывается.
    • Это, в свою очередь, провоцирует дыхание ртом, а не носом (аномальный характер дыхания).
    • А оттуда один шаг до введения языка, лежащего на дне рта, между зубами и межзубной шепелявости (примечание - неправильное положение покоя языка может вызвать другие нарушения речи, межзубная шепелявость является одним из наиболее частых последствий, но не единственный).

    У нас есть ряд очень мешающих и мешающих правильному произношению эффектов неправильного положения покоя языка.

    «Неправильное положение языка, когда он лежит на дне рта , приводит к тому, что мы приоткрываем рот и автоматически, неосознанно двигаем голову немного вперед, чтобы облегчить дыхание.Некоторые мышцы шеи напряжены больше, чем другие. Положение шейного отдела позвоночника косвенно связано с мышцами, прикрепленными к языку. Правильная осанка частично поддерживается языком, расположенным на нёбе. Человек представляет собой единое целое, поэтому потеря равновесия и усиление напряжения некоторых мышц имеет отдаленные последствия, например, в осанке. Кроме того, после т. н. механизмы компенсации могут привести к головным болям, болям лица, шеи, затылка или спины. (...)

    С ортодонтической точки зрения язык играет огромную роль в формировании прикуса.Правильное положение языка, упирающегося в нёбо, снимает силы во рту, что позволяет челюсти правильно развиваться у детей. Как это произошло? Язык, с рождения массируя нёбо во время приема пищи, провоцирует его расширение. Небо является частью челюстной кости, которая, в свою очередь, определяет внешний вид лица, поэтому правильное развитие очень важно».

    Источник: http://mamaortodonta.pl/czy-nie-wiecie-o-jezyku/, 15.01.2019

    Положение языка в состоянии покоя тесно связано с основными видами деятельности: дыханием, едой и питьем. Когда язык имеет неправильное положение покоя, ребенок неправильно дышит (последствия этого будут описаны в следующей статье), кусает и глотает. Это приводит ко многим аномалиям, которые приводят к неправильному произношению.

    На фотографиях отсутствует языковой пункт, описанный в статье. Они лишь декоративный элемент 🙂

    Следуя примеру профессора Дануты Плуты-Войцеховской в ​​ее работе, я считаю, что диагностика положения языка ребенка в состоянии покоя должна быть в первую очередь проверена при логопедической диагностике.Обучение языка ребенка позиции «кобры» чрезвычайно важно, хотя и требует большой работы со стороны терапевта и пациента.

    «Рассмотрите ситуацию ребенка, который дышит с открытым ртом, а его язык находится на нижней губе. Недостаточно сказать ребенку: «Прячь язык!» Необходимо научить их, как это делать, какую форму языка принять, чтобы он принял новое положение этого органа».

    Источник: Д. Плута-Войцеховска, Первичные нарушения функции и артикуляции, Бытом 2017, с.205

    Тема покоя языка — чрезвычайно сложная тема, и я мог бы писать о ней бесконечно. Чтобы не утомлять вас и предоставить вам самую важную информацию, эта тема разделена на три части. Первый из них — сегодняшний — касается того, каково положение кобры и что это вообще такое. Другой темой будет, как диагностировать положение покоя языка (включая диагностику дыхания и глотания). В третьей части я постараюсь подготовить для вас примеры упражнений, направленных на выработку правильного положения языка, правильного дыхания и глотания.

    Надеюсь, что с помощью этой темы я нашел ваши читательские вкусы 🙂

    .

    Снижение мышечного тонуса у грудного ребенка | Педиатрия

    Вопрос в редакцию

    Моему сыну 6 месяцев. Подтягивается, чтобы сесть, не может удержать голову, в последнее время тоже вытягивает ноги и скрещивает их. Лежа на животике, держит голову, а в лежачем положении загибает ее назад, не приподнимая. Иногда он делает мостик, опираясь на голову, похоже, что он очень хочет встать, но не может поднять голову. Кроме того, он прекрасно играет с игрушками, падает на оба бока, иногда со спины на живот и реже наоборот.Ждем визита к неврологу, так как после первого визита врач назначил УЗИ головы, но оно ничего не показало. Что это могут быть за симптомы?

    Она ответила

    Доктор медицины Дорота Влохи-Копеч
    Кафедра неврологии
    Медицинский колледж Ягеллонского университета в Кракове

    Правильно развивающийся 6-месячный ребенок, родившийся в срок, лежа на животе, может поднимать голову, подниматься на прямых руках и переворачиваться с живота на спину.Она также может часто переворачиваться со спины на живот.

    При подтягивании ребенка за ручки вверх до сидячего положения (так называемая тянущая реакция) ребенок должен приподнять голову и сопротивляться вытягиванию сгибом в локтях, коленях и лодыжках. Запрокидывание головы назад или слабость противотянущей функции могут свидетельствовать о парезе или сниженном мышечном тонусе у ребенка.

    Поднятие младенца вертикально под мышки (без сжатия туловища) также является полезным клиническим тестом для дифференциации возможных нарушений.В таком положении здоровый ребенок держит голову прямо по оси туловища; подводит руки к груди (для предотвращения соскальзывания) и сгибает ноги в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах (как будто хочет их сжать). Если ребенок в этом положении не сводит плечи (не защищается от соскальзывания), не держит голову прямо или его ноги свисают с тенденцией к перекрещиванию или постоянно выпрямлены, это обычно свидетельствует о неправильном напряжении мышц.

    Еще одним тестом для оценки мышечного тонуса является поднятие ребенка горизонтально лицом вниз.Здоровый младенец в этом положении держит голову прямо, выпрямляет туловище, сгибает руки в локтях и ноги в тазобедренных суставах. У детей с пониженным мышечным тонусом или парезом голова и ноги беспорядочно свисают вниз.

    Существует множество причин низкого мышечного тонуса у младенцев, начиная от серьезных заболеваний центральной нервной системы (например, лейкодистрофии или болезни накопления) и мышц (например, спинальная мышечная атрофия) и заканчивая метаболическими и эндокринными заболеваниями (например,гипотиреоз) до легкой гипотензии, которая со временем проходит.

    У 6-месячного ребенка, помимо оценки мышечного тонуса, крайне важны другие элементы неврологического обследования, в том числе оценка возможных парезов, сухожильных и младенческих рефлексов, оценка психомоторного развития ребенка. Другие выявленные отклонения или их отсутствие направляют дифференциальный диагноз в круг специфических заболеваний.

    Каталожные номера:
    Кроуфорд Т.О.: Хлипкий ребенок.Неврология в клинической практике. Публиковать. Czelej, Lublin 2006.
    Krawczyński M.: Физическое и психомоторное развитие. [В:] Хибицкая А., Добжанская А., Щапа Я., Высоцкий Я. (ред.): Первые два года жизни ребенка. Практическая медицина, Краков, 2008.


    .

    Смотрите также