Рассказ ребята и утята 2 класс


Рассказ Ребята и утята читать онлайн полностью, Пришвин М. М.

Рассказ Пришвина Утята и ребята показывает, что часто животные не могут обойтись без помощи человека, поэтому их нужно беречь и защищать. Однажды дикая уточка чирок повела свое потомство к озеру. Дорога предстояла дальняя и нелегкая. Мама-утка шла позади выводка, чтобы вовремя заметить любую опасность. На дороге возле кузницы утиное семейство увидели ребятишки и начали баловаться: ловить малышей, набрасывая на них шапки. За этим занятием и застал их автор. Ребята начали оправдываться, что хотели поиграть с утятами и опустить их. Но автор приказал срочно вернуть малышей матери, не находившей себе места от волнения. А когда семейство воссоединилось и вновь отправилось в путь, люди помахали ему шапками. И всем стало очень легко и радостно на душе.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

– Пустим.

– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

– А вон сидит! – хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

– Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

– До свиданья, утята!

«Ребята и утята» читательский дневник

«Ребята и утята» – добрая и поучительная история о матери-утке, которая переводила через деревню своих крошечных утят к озеру.

Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Ребята и утята

Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2017 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1943 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Главные герои

Мать-утка – важная, умная, очень любящая, заботливая и осторожная.

Утята – маленькие и беззащитные, но настойчивые и выносливые птенцы.

Мальчишки – озорные, весёлые, беззаботные ребята.

Рассказчик – умный, строгий, наблюдательный мужчина.

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.

План пересказа

  1. Утка с выводком направляется к озеру.
  2. Опасная дорога возле кузницы.
  3. Неприятная встреча с мальчишками.
  4. Появление рассказчика.
  5. Утята на свободе.
  6. Мать-утка и утята продолжают свой путь.
  7. Прощание с утятами.

Главная мысль

Никогда нельзя обижать слабых и беззащитных.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу и никогда не причинять вреда живым существам. Также учит отвечать за свои поступки и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Отзыв

Большого уважения заслуживают люди, которые искренне любят природу, заботятся о ней. Нельзя обижать животных, которые не могут дать отпор и защитить себя самостоятельно. Хорошо, что ребята поняли, как были неправы, и исправились.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ребята и утята.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, какой заботливой, любящей и осторожной оказалась мама-утка. Ей предстояла опасная дорога, но она мужественно отправилась к озеру со своими крошками.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Урок литературного чтения на тему «М. Пришвин «Ребята и утята», 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение 2 класс

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: - познакомить учащихся с творчеством М.Пришвина;

- развивать навыки выразительного чтения, развивать фонематическое восприятие, слуховой ритм, скорость чтения вслух, повышать интерес к чтению;

- учить выделять смысловые части, плохие и хорошие качества человека в рассказе;

- воспитывать любовь к природе, к животным.

                   Планируемые результаты:

Предметные: Обучающиеся познакомятся с творчеством М.Пришвина, будут прогнозировать содержание текста по его заглавию, воспринимать на слух прочитанное.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: соблюдать речевой этикет, аргументировано отвечать, работать в парах.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать с целью выделения признаков.

Личностные: нраственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

 

Ход урока:

1.      Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

2.      Упражнение для тренировки техники чтения: «жужжащее» чтение книг детьми (5мин).

Данный прием подразумевает, что все дети читают вслух одновременно, в полголоса, чтобы не мешать друг другу.

3.      Речевая разминка для совершенствования речевых навыков, отработки дикции, подготовка к творческой деятельности. (текст – на доске)

-  Следим за правильным произношением звуков. Громко, тихо, шепотом (развитие голосового аппарата). Быстро, умеренно, медленно (темп речи).

 

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше, это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше, нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что же шепчут камыши?

 

 

- А сейчас мы будем: думать, размышлять,

На вопросы отвечать, выразительно читать. (дети повторяют)

4.      Актуализация полученных ранее знаний и умений. (Самоопределение к деятельности).

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника. Вспомните, в каком разделе мы находимся? («О братьях наших меньших»).

Игра «Соответствие». Карточки.

-Работа в парах. Давайте вспомним алгоритм работы в парах (ответы детей).

- В карточках  укажите соотношение авторов и их произведений. Соедините линией.

 

ФИО автора

Название произведения

Лев Николаевич Толстой

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Иван Андреевич Крылов

«Филипок»

Александр Сергеевич Пушкин

«Ребята и утята»

Михаил Михайлович Пришвин

«Лебедь, рак и щука»

 

- Что вызвало затруднение? Про какого писателя мы еще не знаем?

Какое произведение мы еще не читали?

                   - Сформулируйте тему урока.

- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

На доске:

Слова-помощники:

- узнать….

- познакомиться…..

- определить…..

 

 

                     Ответы детей:

- узнать о жизни и творчестве писателя М.Пришвина,

- познакомиться с новым произведением

-  определить тему произведения, которое будем изучать на уроке.

                     5.1.  Первичное усвоение новых знаний.

          Портрет М.М.Пришвина.

 Рассказ-сообщение о М.Пришвине, заранее приготовленный сильным учеником.

       

            Дополнения учителя: Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным? (Ответы детей)

-Вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Когда он шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы сегодня познакомимся, вы сами увидите, что это был за человек.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (ответы детей)

- Прочитайте заглавие рассказа.

                    

                         5.2. Первичное чтение рассказа.

- Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе? (Ответы детей)

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке Чирке-свистунке. Но перед чтением давайте послушаем. Кто такой Чирок-свистунок.

(Рассказ подготовленного ученика)

Чирок-свистунок самая маленькая дикая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолет -вертикально.

 

                         Словарная работа.

- В процессе чтения этого произведения нам будут попадаться «хитрые слова». Объяснение значения этих слов мы сможем прочитать на доске.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшается.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

 

- Чем вам понравился рассказ? (ответы детей)

- Какой это рассказ?

-Поднимите ту цифру, которая соответствует вашему решению.

На доске:

1. Развлекательный.

2. Познавательный.

3. Поучительный.

 

- Объясните, почему вы так считаете. (Ответы детей)

-Чему он учит?

- Какие действующие лица вызывают у вас сочувствие?

-А кто нет? Почему? (Ответы детей)

                        6. Физминутка ( Интерактивная доска)

                        7. Первичное закрепление материала. (Анализ и выборочное чтение произведения)

I абзац

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Найдите в тексте ответ и прочитайте.  (На свободу)

- Что значит для утят свобода? (Плавать в озере)

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

- Найдите и прочитайте, сколько надо было идти до озера? (3 версты)

- Сколько это километров? (Чуть больше 3 км)

-  Это много или мало для человека?

- А для маленькой уточки?

II абзац

- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток? Докажите строчками из произведения.

- Кто страшнее и почему? (Человек)

 

III абзац

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Найдите в тексте ответ и прочитайте.

- Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)

 IV абзац

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утят?

- Могла ли утка кричать, как человек? (Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях)

- Как вы думаете, какое чувство пережили утята?

- Если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово Вы кричите, когда чего то боитесь? (Мама !)

- А как ваша мама ведет себя, когда переживает за вас?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать)

- А какая она Мать? (Заботливая)

- Чему учит нас это произведение? Давайте сделаем вывод.

(Для матери дети самое дорогое, что есть вокруг. Сильнее материнской любви нет ничего. Очень часто мать жертвует собой ради спасения и благополучия своих детей. Это в равной степени относится как к людям, так и к животным. )

                       8. Обобщение.

Работа с пословицами.

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили сегодня в начале нашего путешествия?

- Как вы думаете, добились мы их выполнения?

                   

                     9. Итог урока.

- Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?

- К чему нас призывает автор этим произведением?

                    10. Рефлексия.

- Оцените свои действия на уроке с помощью стрелок. Поднимите карточки вверх, покажите. Спасибо.

                    11. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Стр. 132-134, разбить текст на части,  пересказ.

«Ребята и утята» — рассказ М.М. Пришвина для читательского дневника

Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню. Из – за того, что происходило весеннее половодье, ей можно было сделать гнездо в болотистом лесу, который находился на расстоянии приблизительно трёх километров.

На открытой местности утята шли впереди матери, так как она боялась недоброго взгляда человека, нападения ястреба или лисы. Так же она сделала при переходе через дорогу, лежащую около кузницы. Здесь её увидели ребятишки и начали кидать головными уборами. Бедная мать бегала вокруг них с раскрытым ртом, то перескакивала назад на некоторое расстояние и сильно волновалась. Мальчишки хотели поймать и саму мать – утку, но тут к ним приблизился Автор.

Выяснив, что они потом их отпустят. Он сказал: «Для чего брали? Куда подевалась мать?». Дети указали на холм, на котором, раскрыв клюв, сидела взволнованная птичка.

— Срочно отдайте ей малышей! – приказал Автор.

Дети ринулись вверх, обрадованные моему предложению. Отлетев немного и подождав, когда парни ушли, мать кинулась спасать своих малюток. Она повела семью по полю засаженному овсом, обходя деревню. Путешествие продолжалось.

На душе было радостно. Автор снял свою шляпу и помахал в след, пожелав доброго пути! Послышался смех ребят.

Автор сделал замечание, отметив, что не легко маленьким утятам пробраться к озеру!

— Снимайте свои шапки и прощайтесь с ними!

И подняв, свои шапки, мальчишки дружно попрощались с семьёй!

Вывод: Нужно бережно относиться к животным и птицам, защищать и оказывать им помощь! Иногда им без нас не обойтись.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Ребята и утята

Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1943 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные персонажи

В произведении писатель описывает свои мысли и говорит, что нельзя обижать животных. Он смог удачно продемонстрировать это на примере семейства уток и вредных детей. Они словили утят, но быстро осознали собственную ошибку после разговора со справедливым и строгим мужчиной. Повествование учит бережному отношению к природе. Автор говорит, что необходимо заботиться о ней и не быть равнодушным к окружающим, попавшим в беду.

Главными героями рассказа «Ребята и утята» Пришвина являются:

В рассказе автор сопоставил ребят и утят. После анализа книги становится понятно, что этим он хотел показать людям, что все мы обитаем в едином мире. Рядом с человеком живут различные живые существа, поэтому нужно вести себя так, чтобы не мешать остальным.

Писатель своим произведением учит читателя, что нельзя делать необдуманных поступков по отношению к животным. Наши меньшие братья тоже способны чувствовать боль и обиду.

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.

Отзывы читателей

Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.

Мария. Тверь

Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.

Марина. Санкт-Петербург

Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.
Настя. Нижегородская область

Разъяснения рассказчика

Мужчина снял шляпу, помахал ею и пожелал утиному семейству счастливого пути. Мальчишкам было смешно на это смотреть, но он рассказал им пословицу и сказал, что впереди утят ждет нелегкая дорога, ведь они еще слишком маленькие. Дети последовали его примеру и начали махать шапками, желая малышам удачи.

Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа «Ребят и утят» для 2 класса:

Это произведение учит читателя беречь и любить окружающую природу и не причинять вреда всем животным. Писатель говорит, что необходимо отвечать за собственные поступки и помогать людям, которые нуждаются в помощи.

Краткое содержание поможет правильно составить план рассказа «Ребята и утята» для 2 класса, а также подобрать подходящий рисунок или картинку для иллюстрации сюжета. После ознакомления с пересказом сюжета стоит прочитать книгу полностью.

Сейчас читают

Главная героиня – девочка Вера, выздоровевшая после родовой травмы. Девочка живёт с родителями и бабушкой, матерью отца.

Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо

Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали

В рассказе великого русского писателя Николая Булгакова «Анна, не грусти», речь идет о двух девочках. Они – Катя и Аня, две сестры. Дружат, иногда ссорятся, но все же основное время играют вместе.

Повествование ведется от лица мужчины, живущего с женой и детьми в доме на два хозяина. Соседями супругов являются Нюшка (Анна Павловна) и ее отец – восьмидесятилетний дядя Павел.

Сочинение 2

Рассказы М. Пришвина наполнены заботливым обращением ко всем животным, которые проживают на планете Земля. Повествование «Ребята и утята» тоже наполнено этим смыслом. Это история о дикой маленькой утке, которая вывела выводок птенцов.

Гнездо было в защищённом месте, но вода была не близко. Когда маленькие птицы немного выросли, мама-утка повела к пруду. Чтобы туда добраться, им нужно было пройти через дорогу. В тот момент на вдоль дороги прогуливались мальчишки.

Уподобив детей с птицами, Пришвин в своём произведении хотел обратить внимание людей на то, что все мы жители одной большой планеты. По соседству возле нас обитают и другие живые существа и люди не должны причинять им вред. В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным. Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их.

Автор произведения сурово поговорил с ребятами и указал им на их ошибки, чтобы они всё поняли и больше так себя не вели, потому что часто ради удовольствия дети швыряют в птиц камнями. И им даже в голову не приходит, что они могут повредить им крылья и лапы. Животное, которому нанесли увечье, не способно скрыться от хищника, а птица не улетит зимовать на Юг. Прихоть и баловство детей приведет к гибели животного. Автор произведения хочет научить детей бережному отношению к окружающей среде, чтобы они не причиняли ей вред.

Популярные сегодня пересказы

Первое действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из сестер, исполняется 20 лет. На праздник собирается много людей, в основном это офицеры.

Данная сказка полностью раскрывает тему природной красоты. А начинается она с того, как спорят времена года между собой. Зима, весна, осень и лето пытаются выяснить, кто из них является лучшим художником. Судьей же в их споре оказалось Солнце.

Вот оно Урал 1919 года. Время страшной революции. Дни, когда люди разделились на тех, кто поддерживает всеми силами господствующую власть и тех, кто рьяно противится политике государства.

Произведение является автобиографическим очерком писателя, повествующих о событиях, происходящих в период Октябрьской революции.

Источник

Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.

Я думаю, что ребята смогли понять, что были неправы, так как в конце вместе с автором попрощались с утятами и уткой.

Нужно ещё раз объяснить им, что мама — утка очень переживает за утят, потому что они ещё маленькие и не могут за себя постоять.

Вокруг них так много опасностей, и, вместо того, что издеваться над ними, нужно помогать.

Потому что помощь беззащитным и слабым это хороший поступок. Нельзя смеяться над ними.

Наоборот, нужно любить животных.

Да, дети осознали, что поступили неправильно.

Сделать это помог им добрый рассказчик.

Не нужно нарушать спокойствие природы.

Ведь это неотъемлемая часть нас самих.

Всё живое имеет такое же право на благополучную жизнь, как и мы.

Прежде чем как-то поступить с тем или иным животным, нужно поставить себя на их место.

Помните: нужно любить всё живое, беречь и заботиться о нём. Всегда!

Русская сказка

Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.

Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.

Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.

«Ребята и утята» — содержание и главные герои

Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.

В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.

И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.

На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.

Главная мысль рассказа

Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.

Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.

Из-за того, что озеро наполнялось водой весной, прочное место для гнезда уточка могла найти очень далеко, возле леса.

В обход деревни они шли обратно к озеру.

Этот путь был длинным и опасным.

Всё из-за того, что ястребы и лисицы могли легко поймать маленьких утят.

Мать утка присматривала за ними, не спуская глаз, шла за ними.

При переходе через дорогу, также пустила их впереди себя.

В целом это было сложное путешествие.

Путь был долгим, заболоченным и нелёгким для маленьких утят и их мамы.

Их везде поджидала опасность, поэтому утка была напряжена.

Она знала, что многие хищники жаждут полакомиться ими, поэтому смотрела в оба и всегда была готова спасать своих детей.

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением. 

Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.

Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.

Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.

Своим небольшим рассказом автор учит детей не совершать плохих поступков по отношению к живой природе.

2 класс

Другие сочинения:

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

Несколько интересных сочинений

М. Пришвин. Ребята и утята

Весна, весна красная…


Ответы к стр. 77


Михаил Пришвин
Ребята и утята

1
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спáла, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд.

2
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как поймали утят, но тут я подошёл.
–Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то, “пустим”! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и отдайте ей всех утят!

3
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук.
И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеётесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!

1. Как автор отнёсся к поступку ребят? Отметь ответ + или запиши свой.

+ осудил   + побранил     похвалил

2. Как автор представляет уточку-мать? Запиши первое предложение.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.

3. Что закричали дети утятам на прощание? Запиши.

– До свиданья, утята!

4. Составь план рассказа. Запиши или нарисуй. Подготовь пересказ по плану.

1. Переход утки и утят к озеру, на свободу.
2. Неожиданное нападение ребят.
3. До свидания, утята!

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

4.5 / 5 ( 178 голосов )

Ребята и утята. Что пытался объяснить писатель?

1. Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.

Устное задание, прочитай рассказ и опиши путь утки к озеру.

2. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?

Ребят из рассказа "Ребята и утята" Михаила Пришвина можно назвать как угодно, но только не жестокими. Их действия были продиктованы любопытством желанием развлечься, поиграть с утятами, но не стремлением причинить боль другому живому существу.

Поэтому назовем ребят веселыми — им было весело, беззаботными — они не думали о последствиях, несмышлеными — не осознавали вред своих действий.

3. А как поступил бы ты на месте рассказчика: стал бы ругать ребят или объяснил им, как труден путь утят к озеру?

Ругань еще никого не наставила на путь истинный, поэтому ругать ребят я бы точно не стала. Разве что прикрикнула бы на них. Но главное — это попытаться объяснить ребятам неправильность их поступка. Надо сделать так, чтобы они сами поняли в чем ошибались и захотели бы исправить эти ошибки. В рассказе "Ребята и утята" автор на личном примере убедил ребят. Я бы тоже побеседовала с ребятами на тему охраны природы и ее ценности для каждого из нас.

4. Как называет писатель утят?

Писатель называет утят сыновьями и дочерьми утки, тем самым давая понять ребятам, что птенцы — такие же дети, как и они, они такие же маленькие и такие же беззащитные. А потому грех их обижать, ведь никому бы из ребят не понравилось бы, если бы кто-то стал также ловить его.

5. Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

Прежде всего, обращает внимание то, с какой заботой он отнесся к бедам мамы утки, как он осадил ребят, показал им неправильность их поступков. Писатель сам уважительно относится к живым существам и старается научить такому обращению остальных людей.

Пришвин очень любит природу, многое знает о ее тайнах и секретах, отличается наблюдательностью, и поэтому его рассказы так красивы и познавательны.

6. Перескажи рассказ с помощью плана:

Устное задание, перескажи текст по плану.

7. Составь свой план пересказа. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Утка чирок хочет провести утят к озеру в обход деревни.

Возле кузницы утят заметили ребята и закидали шапками.

Ребята хотели поймать и маму утку, но подошел автор.

Ребята струсили и сказали, что отпустят утят.

Автор сказал им быстрее вернуть утят маме-уточке.

Уточка обрадовалась и повяла пяток утят дальше к озеру в обход деревни.

Автор помахал утятам шапкой: Счастливый путь!

Ребята замахали шапками: До свидания, утята!

8. Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.

Ребята в этом рассказе поняли, что поступали не правильно, они отпустили утят с радостью, они исправились.

9. Обсудите с другом. Что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?

В своем рассказе "Ребята и утята" Пришвин лично, от лица своего героя, обращается к этим ребятам, и наверное ко всем читателям, с просьбой отпустить животных, которых они поймали ради баловства. Не разлучать птенцов с матерью, зверят с родителями. Автор говорит нам о том, что природу надо любить, а не баловаться с ней.

90,000 Гадкий утенок - Общее обсуждение

, сейчас я тебе напишу, похвалю - пожалуюсь, не знаю... в старших классах меня считали самой некрасивой девочкой, т.е. фигура у меня была в порядке, но... оттопыренные уши, плохо одетая (да, у меня было две пары штанов, о чем мне радостно рассказывали друзья, что они могли простить себе, потому что я не была грязной... только плохо одетая), кривые зубы, меня плохо чистили, бедный ... Я не ходил на вечеринки, потому что меня никто не приглашал, потому что кто пригласит девушку, которая не курит? кто носит одни и те же штаны снова и снова? у кого нет денег на дурацкое пиво? они нуждались во мне только тогда, когда я собирался позволить им списать У меня не было парня - потому что кто бы меня хотел (я была влюблена в 1 мальчика, думаю, он был даже влюблен в меня, но как-то не сложилось, чему помогли "одноклассники") так так как я не ходила на вечеринки, у меня не было парня - какая-то приятная одноклассница распустила сплетню, что я лесбиянка старшей школе, поэтому были постоянные насмешки по поводу моей внешности, тексты типа «опять эти синие штаны? отвергнутый большей частью класса, я начал немного меняться, но, помня подлое поведение, к концу средней школы большинство людей были где-то в моей голове (было 3-4 честных и приятных человека, с которыми у меня был хороший контакт, пока в настоящее время) Раньше я сидел один во время перерывов, читал книги и т. после старшей школы Я поступила в колледж, немного изменила свою внешность, начала подрабатывать, красиво одеваться. Оказалось, что когда я хорошо укладываю волосы, я выгляжу круто, Я позаботился о своих зубах, черты лица немного изменились, наверное, с течением времени... теперь после окончания у меня хорошая работа, супер красивый, хороший и образованный муж, я живу в красивом городе за границей У меня большой успех у парней, много друзей - настоящих и сердечных и вдруг все эти жуки, которые в старшей школе относились ко мне как к мусору, заговорили в фейсбуке, добавили друзей, написали милые комментарии обо мне, типа, что я выгляжу красиво, что они хотели бы увидеть мой город, что они счастливы, что я такая дела идут хорошо мне мама сказала, что недавно была в банке и встретила подругу из моего старшеклассника (подругу в "") и она спросила что со мной, а мама говорит - что я вышла замуж, ушла и большое удивление, и текст "она? вышла замуж??? кто бы мог подумать" а через несколько дней он приглашает меня на Facebook что за услуга Я хочу показать всем подлым «друзьям» трах они смеялись надо мной, и теперь они очень возобновляют контакт, потому что у меня все хорошо К кому-нибудь из вас относились как к мусору в старшей школе только потому, что вы были бедны?

.90 000 Муниципальная публичная библиотека в Ястшембе-Здруй 9 000 1

А