Программа одаренный ребенок


Программа «Одаренный ребенок»

Программа «Одаренный ребенок» была создана в 1995 году. Она предназначена для  образовательной  работы с группой умственно одаренных детей шестого и седьмого года жизни, ее использование  требует  от  воспитателя  не только общей  квалификации,  но  и  знания  психологии одаренных детей.

Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Умственно  одаренный  ребенок  дошкольного  возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости,  большими  возможностями  усвоения  нового. Это можно использовать по-разному.

Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но и только.      

Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать  ее  дальнейшему  развитию. При правильном отборе в группу одаренных попадут дети с ярко выраженной познавательной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касается познавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздействий.

Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. Содержание — это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые на занятиях разного вида или в свободной деятельности, но для развития умственных способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям и как ими усваиваются. В дошкольном обучении стало уже общепризнанным, что любые знания и навыки должны даваться детям путем организации действий, направленных на их усвоение. Однако до сих пор недостаточно учитывалось то, что действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, с одной стороны, обеспечивают усвоение предлагаемого содержания, а с другой — развивают умственные способности, и внимание составителей программ и педагогов-практиков было сосредоточено в основном на первой стороне: именно с этих позиций подбирались виды действий, подходящие для каждого типа содержаний. Развитие же умственных способностей хотя и происходило, конечно, и при этих условиях, но находилось вне поля зрения воспитателей, выступало как побочный результат обучения. И это неизбежно вело к тому, что в полной мере не использовались возможности развития умственных  способностей,  имеющихся  у  всех  детей,  но особенно значительных у детей одаренных.

Задача, стоявшая перед авторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольное обучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т. е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.

Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда  моделируют действительность, передавая только общее строение предметов или  ситуаций, компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала, геометрическими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, в которой дети условно обозначают других людей  при  помощи  взятых  на  себя  ролей  и  передают отношения  между  ними  (мама  —  дочка,  продавец  — покупатель  и  т.  п.).  Однако,  строя  такие  присущие детским видам деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей.

Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от  построения  и  использования  реальных  (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят  к  их  построению  и  использованию  «в  уме».  В результате  средства  обучения  превращаются  в  средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. А это и есть развитие умственных способностей.

В подготовительной к школе группе овладение наглядным моделированием включает в себя несколько линий.

Первая линия — это расширение диапазона моделируемых отношений, начатое в старшей группе. Наглядные модели, используемые на занятиях, отображают пространственные, временные, логические и другие отношения.

Вторая линия — развитие степени обобщенности моделируемых отношений внутри каждого их типа. В подготовительной группе дети овладевают моделями, имеющими обобщенный смысл и отображающими не единичные ситуации, а существенные черты многих объектов и ситуаций (например, круги Эйлера на занятиях по логике моделируют отношения между самыми различными предметами).

Третья линия — изменение самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. В подготовительной группе дети уже свободно переходят от моделей, имеющих иконический характер, т.е. сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами, к моделям, представляющим собой условные изображения отношений (числовая ось, модель звукового состава слова и т. п.).

В подготовительной группе происходит переход действий моделирования во внутренний план. Овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

В подготовительной к школе группе продолжается усвоение различных форм символизации, которое является основанием для развития творческих способностей. Во многих разделах программы детям прямо предлагаются задачи, направленные на развитие воображения.

Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Программа охватывает только образовательную работу с одаренными детьми, т.е. их обучение на занятиях, хотя многие виды предлагаемых заданий могут быть включены в свободную деятельность детей, при этом содержание занятий может быть существенно изменено или заменено новым (в соответствии с задачами развития умственных способностей).

Программа состоит из 10 разделов, включающих задания, направленные на развитие умственных способностей:

  1. Ознакомление с пространственными отношениями.
  2. Развитие элементов логического мышления.
  3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
  4. Развитие элементарных математических представлений.
  5. Подготовка к обучению грамоте.
  6. Конструирование.
  7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
  8. Ознакомление с природой.
  9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
  10. Изобразительное искусство.

В программе не представлены занятия по музыке и физическому воспитанию, их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей.

Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Воспитателю необходимо всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одаренный ребенок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от воспитателя особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одаренными детьми.

К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок и т. п.).

Важен и язык, на котором даются задания, комментируется ход их выполнения, анализируются полученные результаты: не следует «сюсюкать», приспосабливаться к речи детей, но не следует использовать и «взрослые» термины, на что может натолкнуть содержание некоторых занятий, особенно использование моделей. Не стоит употреблять такие слова, как «модель», «заместитель», «понятие», «род», «вид» и т. д.

Книги

Программа «Одаренный ребенок» предназначена для образовательной работы с группой одаренных детей шестого и седьмого годов жизни в течение двух лет. Под одаренностью понимается, прежде всего, высокий уровень развития умственных способностей. Программа предназначена для воспитателей детских садов и педагогов, работающих с одаренными детьми. Смотрите также:

Книги

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Программа "Одаренный ребенок"

Введение

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Раннее детство и дошкольный возраст - самым сенситивным периодом для развития. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого проявляются особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

2.1. Актуальность темы

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2.2. Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Семейный кодекс РФ;

- Конституция РФ.

2.4. Цель программы

Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.

2.5. Задачи программы

Показатели эффективности реализации программы «Работа с одаренными детьми».
2.6. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
– принцип учета возрастных возможностей;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответст

Итог (результат)

1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

Методический совет

сентябрь

Старший воспитатель

Положение о методическом совете

2. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,
курсы ПК

постоянно

Старший воспитатель

Повышение инновационного потенциала педагогов

3. Ознакомление педагогического коллектива ОУ с программой «Программа работы с одаренными детьми», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультативная работа

В начале учебного года

Директор

«Программа работы с детьми имеющими признаки одаренности»

4. Корректировка и апробация программы ОУ

Корректировка с педагогами и специалистами ОУ

В течение года

Директор
Старший воспитатель

Программа ОУ

Организация и содержание
воспитательно-образовательного процесса

1. Проведение родительских собраний в группах ОУ для родителей

Консультативная помощь

В течение года

Педагог-психолог

Родительское собрание
«Детская одаренность в ОУ»

2. Проведение практических занятий с педагогами ОУ

Организационный методический час
Практические занятия, мастер-классы, тренинги

В течение года

Педагог-психолог

 Размещение материалов, фотоматериалов на сайте ОУ

3. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей

Материалы по итогам мониторинга
Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования по направлениям деятельности

В течение года

Педагог-психолог
Воспитатели, специалисты

Анализ педагогами ОУ
«Результат диагностических способностей воспитанников»
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

4. Проектирование в ОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника

В течение года

Воспитатели
специалисты

Создание индивидуальной карты развития личности ребенка.

5. Отслеживание занятости детей в кружках.

Создание банка данных

В течение года

Воспитатели ОУ

Создание банка данных

6.Использование условий ОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами ОУ (кружки в ОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы)

В течение года

Старший воспитатель

Создание плана работы на учебный год.
Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.
Создание дополнительных
программ по сопровождению
специальной одаренности детей

7.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении

Муниципальные, республиканские конкурсы, интернет конкурсы

В течение года

 

Положения о конкурсах
Награждение победителей

8. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне ОУ

«Знай-ка»
с детьми подготовительных к школе групп

2 раз в год

Педагог-психолог

Положение о конкурсе, сценарий викторины,
Награждение победителей

9. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства
учителей школы и специалистов ОУ в качестве консультантов по вопросам исследований детей

Открытые мероприятия в ОУ

В течение года

Старший воспитатель

Создание плана работы с воспитанниками на учебный год

10. Создание методической копилки детского сада

Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми

В течение года

Старший воспитатель

Размещение материалов на сайте МБОУ «Прогимназия №1»

11. Оформление
карты одаренного ребенка,
Портфолио ребенка

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей

В течение года

Педагог-психолог
Воспитатели
Специалисты
родители

Создание
карты одаренного ребенка,
Портфолио ребенка

12. Совместная работа начальных классов и дошкольного звена

Семинары школа + детский сад

В течение года

Специалисты

Совместный план работы
Результаты по «Паспортам готовности к школе»

13. Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

директор старший воспитатель, зам. УВР

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» Удовлетворенность родителей
(результаты анализа)

Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

1

Подбор и апробация пакета диагностических методик.

август
сентябрь

Педагог-психолог
Физ. инструктор
Муз. руководитель

2

Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

сентябрь

Педагог-психолог,
Физ. инструктор специалисты ОУ

3

Изучение личности педагога

сентябрь

Педагог-психолог,
ст. воспитатель

4

Консультирование педагогов и родителей

октябрь
апрель

Педагог-психолог
Физ. инструктор
Муз. руководитель

5

Выступление на родительском собрании по теме «Реализация особых способностей индивидуального развития вашего ребенка»!

ноябрь

Педагог-психолог,
Физ. инструктор
Муз.руководитель
воспитатели групп

6

Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей»

декабрь

Педагог-психолог,
Физ. инструктор
Муз. руководитель

7

Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»

январь

Педагог-психолог

8

Подготовка материала для «Групповых уголков» по теме «Как поддержать спортивно одаренного ребенка», «Спорт вместе с мамой и папой»

февраль

Физ. инструктор

9

Подготовка материала для «Групповых уголков» по теме «Как поддержать музыкально одаренного ребенка»

февраль

Муз. руководитель

10

Подготовка детей для участия в интеллектуальной конкурс-игре «Знай-ка?»

март

Педагог-психолог
воспитатели

11

Подготовка детей для участия в творческом конкурс «Мы ищем таланты!»

март

Муз. руководитель
воспитатели

12

Подготовка детей для участия в физкультурно-познавательном конкурсе-игре «Раскрываем спортивные таланты»

апрель

Физ. инструктор
воспитатели

13

Мониторинг эффективности работы.

май

Специалисты, педагоги ОУ

4. Основные этапы реализации программы

1 этап — диагностико-организационный (сентябрь–октябрь)

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

Планируемые мероприятия:

  1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;
  2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий: интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.
  3. Изучение и проведение воспитателями работы по заполнению « Паспорта готовности к школе» с детьми на выпуске в школу.
  4. Создание рабочей группы воспитателей в ДОУ по созданию программы.
  5. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми.
  6. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2 этап — реализационный (ноябрь–апрель)

Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

Планируемые мероприятия:

  1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
  2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.
  3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  4. Дополнительное образование(кружковая работа).

3 этап – аналитический (апрель–май)

Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

Планируемые мероприятия:

  1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
  2. Изменения и уточнение программы.
  3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
  4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

5. Ожидаемый результат

  1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
  2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  4. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
  5. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.
  6. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
  2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.
  4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  5. Уровень социальной успешности воспитанников.

7. Мониторинг достижения запланированных результатов

  1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
  2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
  3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.
  4. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.

8. Показатели эффективности реализации программы

  1. Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  2. Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ОУ;
  3. Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  5. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования
  6. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  7. Сохранение уникальности каждого ребёнка.
  8. Создание благоприятных условий для самовыражения.
  9. Максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.

В связи с этим реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения.

Строится она следующим образом:

Выявление одаренных и талантливых детей:

Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников:

Поощрение одаренных детей:

Работа с родителями одаренных детей:

Работа с педагогами:

Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

Наше дошкольное учреждение предлагает следующие дополнительные услуги:

Наши дети принимают участие в мероприятиях различного уровня, конкурсах, выставках, где занимают призовые места, становятся победителями.

Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются.
В развитии своих талантов.
Вера двигает горы…
Вера в детей может поднять их на такие высоты, которые
нам трудно даже представить.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

9. Список литературы

  1. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.,1998.
  3. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / А.Д. Насибуллина. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 96 с.
  4. Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.
  5. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Акцидент, 1995.
  6. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  7. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

Программа одарённый ребёнок

Программа одарённый ребёнок

Программа «одарённый ребёнок» базируется на поиске ключа к способностям конкретного ребёнка. Однажды восьмилетняя девочка Аглая занималась со мной скорочтением. Она никак не хотела учить стихи. У каждого ребёнка есть ключ, который он может и не отдать. Глашиным  ключем оказалось самолюбие. Девочка поделилась со мной стихами, написанными ей в четыре годика. Привожу здесь эти стихи, которые потрясли меня напевностью, ясностью слога и позитивом:

«Пальчики-загоральчики» Глаша Шувалова

Пальчики-загоральчики вышли погулять.
Пальчики-загоральчики вышли поиграть!

Вдруг устали пальчики
Ту-ту-тут гулять!

Пальчики-позагоральчики
Пошли позагорать!

Если ребёнок в четыре годика способен синтезировать такие неологизмы как «позагоральчики», то в нём однозначно есть задатки гениальности, о чём я и сообщила Глашиной бабушке. Так получилось, что ребёнок услышал мои слова. Это дало сразу несколько эффектов. Во-первых, Глаша активно продолжила сочинять после четырехлетнего перерыва. Во-вторых, она полностью отвергла критику своих стихов со стороны взрослых:

— Мне сказала, что у меня задатки гениальности! Вы не можете судить мои стихи!

В-третьих, за неделю Глаша выучила пять больших стихотворений, поскольку мне удалось её убедить, что от знания поэзии гениев напрямую зависит качество ее собственных стихов. Вот это я и называю подбором ключа к ребёнку. В некоторых случаях ключом может являться спортивный азарт. Иногда ребёнком владеет желание нравиться во время выступлений перед классом. Нередко дети мечтают дать отпор обидчикам и выгодно смотреться на их фоне. Всё это можно использовать для увеличения результатов в учёбе, о каком бы предмете ни шла речь.

Условные направления программ для детей:

Детские шахматы

Развитие памяти и внимания

Снятие детского стресса
Уход от зависимого поведения
(компьютер, зависимость от навязчивой идеи похудания, от дурного влияния других детей)

Как сдавать устные экзамены?
Приёмы получения более высокой оценки
Развитие у ребёнка веры в себя, в свои силы

Уроки дружбы

Психологическая подготовка к школе
От интереса к результату

Лидерство в ребёнке

Программа работы с одарённым ребёнком

Она обязательно включает повышение самооценки, поскольку ни одному ребёнку не удалось избежать негативных замечаний сверстников, учителей или родственников. Работа по программе «одарённые дети» требует постоянного подбадривания. За похвалу и высокую оценку его стараний ребёнок достигнет невозможного! Перестаньте критиковать вашего малыша и хвалите его малейшие успехи. дети не просто гениальны — при правильном подходе они готовы доказывать эту гениальность всем.

Ломоносовская школа № 3 — Одаренные дети

Ломоносовская школа № 3 — Одаренные дети
Программа одаренные дети
Положение о работе с одарѐнными детьми
Положение о поощрении обучающихся
План работы с одаренными детьми на 2021-2022 учебный год.
Конкурсы на 2020-2021 учебный год
Наши достижения в олимпиадах за 2017-2021 год
Справка по итогам муниципального  и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2020-2021  году
Отчёт об исполнении плана работы по выявлению  и сопровождению одаренных детей за I-III четверть 2019-2020 г.
Индивидуальный учебный план №1  с одаренными детьми
Индивидуальный учебный план №2  работы с  одаренными детьми.
Использование современных форм представления детских результатов, в том числе портфолио, защиту творческих проектных и исследовательских работ.
Муниципальный ресурсный центр по выявлению и сопровождению одаренных детей.
Достижения обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3» 2019-2020 г.
Достижения обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3» 2018-2019 г.
Достижения обучающихся МОУ «Ломоносовская школа №3» 2017-2018 г.
Приказ «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий».
Приложение к письму.
Сроки и организаторы олимпиад( конкурсов) на 2019-2020 учебный год.

Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся   одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».
Одаренность в школе
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
о выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Спасибо за участие

Ваш отзыв был отправлен, в ближайшее время Вам ответят.

Программа "Развитие одаренных детей "Твой Успех" детского объединения "Конструирование из бумаги "Оригами"

Министерство образования Ставропольского края

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края

Программа рассмотрена и утверждена

на методическом совете МКОУ ДОД «РСЮТ»

«___»___________________ 2011 г.

Директор МКОУ ДОД «РСЮТ»

_____________ И.К. Дубина

ПРОГРАММА

«Развитие одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ»

Детского объединения

«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ «ОРИГАМИ»

Автор-составитель:

Чвалун Ирина Ивановна

педагог дополнительного

образования

1 квалификационной категории

с. Старомарьевка

Год разработки программы 2011гг.

Нормативно - правовая база:

Пояснительная записка

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Творчески одаренный ребенок, это ребенок который:

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.

С детьми, отличающимися повышенными возможностями, необходимо вести специальную работу. Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных или творческих возможностей, так как каждый ребёнок должен уметь ориентироваться в социуме. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе идет целенаправленное развитие индивидуальных способностей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования детей, позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Признание коллективом педагогов и руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, меня побудило разработать программу работы с одарёнными детьми в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами».

Программа «Развитие одаренных детей «Твой Успех» тесно взаимосвязана с Программой развития, программой воспитания учреждения и дополнительной общеобразовательной программой «Конструирование из бумаги «Оригами». В последней, для этой категории детей предусмотрены творческие задания повышенной сложности.

Цель данной программы:

Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.

Задачи:

- выявление творчески одарённых детей с использованием различных методик и диагностик;

- использование на занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков,

творчества;

- организация разнообразной деятельности.

- разработка модели личностного «Портфолио» учащегося.

Сроки реализации программы: 2011-2015 гг. Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами».

Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:

Организация воспитательной работы в рамках программы:

- Воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей;

- Формирование духовной культуры, общекультурной компетенции;

- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей.

Семейные аспекты развития одарённого ребенка:

создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;

учёт личностных особенностей одарённых детей;

оказание педагогической помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.

Предполагаемые результаты:

увеличение количества детей, проявляющих свои творческие или иные способности;

повышение качества образования и воспитания учащихся в целом;

положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, выставок, олимпиад, конференций различного уровня;

повышение социального престижа детского объединения и Учреждения в целом на муниципальном уровне.

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей на занятиях детского объединения, настоящая программа основывается на следующих 4 главных принципах:

  1. Принцип «фейерверка»

Раскрой себя!

Все учащиеся – звезды, близкие и далекие. Маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одной он длинный, у других… Главное – это хотеть сиять.

  1. Принцип «весов»

Найди себя! Твой выбор – твои возможности.

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы/качели – это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни.

  1. Принцип «рейтинга»

У каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

  1. Принцип Успеха»

Реализуй себя!

Ситуация успеха.

Главное – почувствовать вкус победы! Педагог равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности.

Структура программы «Твой Успех» включает в себя 5 взаимосвязанных блоков, удерживающих целостность целенаправленного развития учащихся в достижении успеха. Каждый из блоков отражает

отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности учащегося и развивающих личностные качества успешного одаренного ребенка.

Первый блок. Развитие мотивации к личностному росту. Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: декоративно-прикладной, технической. Но, главное назначение заданий этого блока - сфокусировать внимание учащегося на том, что такое «успешная личность», и повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию. Выполняя разные задания, учащиеся строят свою «лестницу успеха» - план роста, знакомятся с философией успеха известных всему миру творческих людей, выводят свою формулу успеха в жизни.

Второй блок. Самопознание и управление саморазвитием. Главная задача данного блока - помочь учащемуся создать образ своего «я», сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие внутренних возможностей и развитие умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данного блока находится также планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Дети учатся делать выбор, ставить цель, планировать свои дела и выполнять их.

Третий блок. Развитие личностных качеств. Главная цель - развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса воспитания личности одаренного ребенка. В центре внимания - работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие креативных способностей, целеустремленности, ответственности, уверенности в себе, уважительному отношению к людям, умению управлять эмоциями и временем, самообладанию и стрессоустойчивости. В этом блоке содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Четвертый блок. Развитие эффективной коммуникации. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого блока способствуют развитию социально важных качеств человека - коммуникативных умений, учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Пятый блок. Оценка достижений. Задача последнего раздела - осуществление самоанализа успехов и достижений. Учащиеся оценивают свои умения, личностные качества, насколько им удалось измениться в процессе работы над собой и своим «Портфолио».

План мероприятий по реализации цели и задач:

п/п

Мероприятие

Сроки

1.

Выявление одаренных, талантливых детей.

сентябрь

2.

Составление базы данных детского объединения ОД, ее пополнение.

Сентябрь-октябрь

3.

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности.

1-й обучения по программе «Конструирование из бумаги «Оригами»

4.

Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.)

В течении всего периода

5.

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Октябрь, апрель

6.

Выявление и оказание помощи способным детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

постоянно

7.

Создание банка творческих работ учащихся.

По необходимости

8.

Организация творческих отчетов, персональных выставок.

Согласно программе «Конструирование из бумаги «Оригами»

9.

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

2-3- й год обучения по программе «Конструирование из бумаги «Оригами»

10.

Обеспечение участия в муниципальных, краевых, Всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно –практических конференциях.

Постоянно

11.

Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста

ежемесячно

12.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами»

Постоянно

13.

Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

Май

Условие успешной работы - соблюдение принципов педагогической

деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных

возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии педагога.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение числа детей с творческой одарённостью.

2. Овладение современными методиками работы с одаренными детьми.

3. Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с

одаренными детьми.

4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих

способностей учащихся.

5. Организация проектно-исследовательских работ учащихся.

6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Материально – техническое обеспечение:

Пополнение методического фонда кабинета справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;

Взаимодействие с администрацией Учреждения, родителями, спонсорами для обеспечения необходимым оборудованием и материалами для организации работы детского объединения.

Список литературы.

  1. Андронова Р.Е., Марков А.В., Романов О.В. Опыт формирования творчески одаренной личности в лицейских классах технического профиля// География в школе.-1998.-N 2.С.68-71.

  2. А вдруг вы гений?: Тест // Педагогический калейдоскоп.-1997.-N 44.-

  3. Белехов Ю.Н. Организация работы с интеллектуально одаренными учащимися в системе образовательного округа (районный и городской уровень) // Дополнительное образование.-2001.-N 12.-С.38-43.

  4. Быстрицкая Я. Икс - величина постоянная: Школа-лицей для одаренных // Управление школой.-1997.-N 43.-С.12-13.

  5. Жигайлов А.В. и др. Воспитательная система "Человек успеха" // Образование.-2002.-N 5.-С.60-87.

  6. Иоголевич А. В семье - "ненормальный" ребенок...: Детская одаренность // Народное образование.-1996.-N 8,С.10-14.

  7. Калиш И.В. Федеральная целевая программа "Одаренные дети": опыт реализации, перспективы // Внешкольник.-2003.-N 1.-С.10-13.

  8. Маркова Н. Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности / Н. Г. Маркова, Н. Н. Бац // Психологическая наука и образование.2002.№ 1.С. 51-58.

  9. Матвеева М. Синдром отличника // Здоровье детей.-2003.-№ 17.-С.10-

  10. Маяцкая В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка // Внешкольник.- Методы выявления одаренности // Образование.-1999.-N 4.-С.31-42.

  11. З.М. Молчанова, А.А.Тимченко Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. Пособие, М.: Планета, 2011г.- 128с.

  12. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: Плюс-минус.-2000.-N 3.-С.58-65.

Информационные источники

  1. Богданова Н.В. Статья "Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми" http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323

  2. Хорбатова М.В. Организация работы с одаренными детьми http://www.school220.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71:2009-11-05-00-49-42&catid=23:2009-11-05-00-26-35&Itemid=22

  3. Шамрина М.А. Педагогический проект «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании»

http://pedsovet.su/load/253-1-0-19206

Программа помощи одаренным школьникам

Срок представления вниз 30 июня 2022 г., 23:59

×

Крайний срок подачи заявок на эту программу прошел, но программа актуальна.Если вы хотите получить информацию о новой дате,
оставить свой e-mail или номер телефона. Как только станет известна дата нового набора - мы вам сообщим.

На указанный адрес электронной почты было отправлено электронное письмо с 6-значным кодом. Введите полученный код и нажмите «Подтвердить адрес электронной почты»

.

На указанный номер отправлено сообщение с 6-значным кодом.Введите полученный код и нажмите «Подтвердить номер телефона».


Национальный детский фонд помогает в развитии учеников начальных и средних школ с выдающимися способностями.