Непроизвольные звуки у ребенка


Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Тики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Удачи Вам и Вашим детям!

Детские тики - диагностика, лечение. Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся,  навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.  

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш   поправляет воротник или  шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные,  соответствующие ситуации. Но с течением времени  родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов.  То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию  он уже выздоровел, а постоянный кашель тик - навязчивое желание прочистить горло, симптом,  который  закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные,  издавать короткий писк на высокой ноте. 

Человек, который        издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

В каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас  идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети  физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы.  На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика -  может выступить испуг, стресс.  Провоцировать их появление могут трудности в школе,  длительные нагрузки, эмоциональное напряжение,  которые накапливаются.  Например, проблемы в отношениях  с воспитательницей или детьми в детском саду - это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания - ОРВИ.  Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте.  Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной  нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков - это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики -  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

записаться на консультацию

что это, причины возниновения и как избавиться

Тики – это нерегулярные, неконтролируемые, нежелательные и повторяющиеся движения мышц, которые могут возникать в любой части тела. Движения конечностей и других частей тела называются двигательными тиками. Непроизвольные повторяющиеся звуки, такие как кряхтение, фырканье или прочистка горла, называются вокальными тиками. Тики обычно начинаются в детстве, впервые проявляясь примерно в 5-летнем возрасте. В целом они чаще встречаются у мужчин, чем у женщин.

Многие случаи тиков носят временный характер и проходят в течение года. У некоторых людей, страдающих тиками, развивается хроническое заболевание. Хронические тики встречаются примерно у 1 из 100 человек.

Типы тикозных расстройств

Расстройства с нервным тиком можно классифицировать как моторные, вокальные или синдром Туретта, который представляет собой комбинацию обоих.
Двигательные и вокальные тики могут быть кратковременными (преходящими) или хроническими. Болезнь Туретта считается хроническим тикозным расстройством.

Преходящее тиковое расстройство

Преходящие тики возникают в период менее 1 года и чаще представляют собой двигательные тики. По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, преходящее тиковое расстройство или временное тиковое расстройство поражает до 10% детей в раннем школьном возрасте.

Дети с преходящим тиковым расстройством будут иметь один или несколько тиков в течение как минимум 1 месяца, но менее 12 месяцев подряд. Начало тиков должно произойти до того, как человеку исполнится 18 лет. Моторные тики чаще встречаются в случаях преходящего тикового расстройства, чем вокальные тики. Со временем тики могут различаться по типу и степени тяжести.

Некоторые исследования показывают, что тики чаще встречаются среди детей с нарушениями обучаемости и обычно характерны в классах специального образования. У детей с аутизмом также больше шансов иметь тики.

Хронические моторные или вокальные тики

Тики, которые появляются в возрасте до 18 лет и длятся 1 год или более, могут быть классифицированы как хронические тики. Эти тики могут быть моторными или вокальными, но не одновременно. Хроническое тиковое расстройство встречается реже, чем преходящее тиковое расстройство, им страдают менее 1% детей. Если ребенок младше в начале хронического моторного или вокального тика, у него больше шансов на выздоровление, при этом тики обычно исчезают в течение 6 лет. Люди, которые продолжают испытывать симптомы после 18 лет, с меньшей вероятностью увидят исчезновение своих симптомов.

Синдром Туретта 

Синдром Туретта (СТ) – сложное неврологическое заболевание. Для него характерны множественные тики – как моторные, так и вокальные. Это наиболее тяжелое и наименее распространенное тиковое расстройство. Эксперты сообщают, что точное количество людей с СТ неизвестно. Исследования показывают, что половина всех детей с этим заболеванием не имеют диагноза. В настоящее время у 0,3% детей в возрасте от 6 до 17 лет может быть поставлен диагноз СТ. Симптомы со временем меняются по степени тяжести. У многих людей симптомы улучшаются с возрастом.

Болезнь часто сопровождается другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Симптомы

Определяющим симптомом патологии является наличие одного или нескольких тиков. Эти тики можно классифицировать как:

Тики также можно разделить на следующие категории:

Симптомы тиковых расстройств:

7 причин и факторы риска 

Точная причина тиков неизвестна. Недавние исследования синдрома Туретта выявили некоторые специфические генные мутации, которые могут играть определенную роль в развитии проблемы. Химический состав мозга также может влиять на развитие тиков, особенно химические вещества мозга – глутамат, серотонин и дофамин.

Тики, имеющие прямую причину, относятся к другой категории диагнозов. К ним относятся тики из-за:

Кроме того, тики могут быть связаны с более серьезными заболеваниями, такими как болезнь Хантингтона или болезнь Крейтцфельдта-Якоба.

Факторы риска тиковых расстройств включают:

Генетику: тики, как правило, передаются по наследству, так что у этих нарушений может быть генетическая основа.
Пол: мужчины чаще страдают тиками, чем женщины.

Осложнения

Состояния, связанные с тиками, особенно у детей с СТ, включают:

Другие осложнения, связанные с тиками, связаны с влиянием тиков на самооценку и процесс общения. Некоторые исследования показали, что дети с СТ или любым хроническим тиковым расстройством имеют более низкое качество жизни и более низкую самооценку, чем дети без одного из этих состояний. К тому же, люди с синдромом Туретта часто испытывают трудности с социальным функционированием из-за тиков и связанных с ними состояний, таких как СДВГ или тревога.

Диагностика

Тиковые расстройства диагностируются на основании признаков и симптомов. На момент появления симптомов ребенку должно быть меньше 18 лет, чтобы можно было диагностировать тик. Кроме того, симптомы не должны быть вызваны другими заболеваниями или лекарствами. Критерии, используемые для диагностики преходящего тикового расстройства, включают наличие одного или нескольких тиков, возникающих менее 12 месяцев подряд.

Хронические двигательные или вокальные тики диагностируются, если один или несколько тиков возникают почти ежедневно в течение 12 месяцев или более. Люди с хроническим тиковым расстройством, не являющимся синдромом Туретта, будут испытывать двигательные или вокальные тики, но не то и другое вместе.

Диагноз синдрома Туретта основан на наличии как моторных, так и вокальных тиков, возникающих почти ежедневно в течение 12 месяцев и более. На момент постановки диагноза большинству детей не исполнилось еще 11 лет. Часто присутствуют и другие поведенческие проблемы.

Чтобы исключить другие причины тиков, врач может посоветовать:

Лечение зависит от типа тикового расстройства и его степени тяжести. Во многих случаях тики проходят сами по себе без лечения. Сильные тики, мешающие повседневной жизни, можно лечить с помощью психотерапии, лекарств или глубокой стимуляции мозга. Некоторые виды когнитивно-поведенческой терапии могут помочь людям справиться с дискомфортом при тиковом расстройстве.

Лекарства можно использовать вместе с психотерапией или самостоятельно (под набоюдением врача). Медикаменты обычно уменьшают частоту тиков, но не избавляют от симптомов полностью. Доступные лекарства включают:

Другие лекарства тоже могут помочь при симптомах, связанных с тиками. Например, антидепрессанты могут быть назначены при симптомах тревоги и ОКР.

Глубокая стимуляция мозга (DBS) - это вариант для людей с TS, тики которых не реагируют на другие виды лечения и влияют на качество жизни. DBS предполагает имплантацию в мозг устройства с батарейным питанием. Определенные области мозга, которые контролируют движения, стимулируются электрическими импульсами с целью уменьшения тиков.

Будьте здоровы!

Чем коварен нервный тик у ребенка | Здоровье ребенка | Здоровье

​На вопросы мам и пап, обеспокоенных этой проблемой, отвечает наш постоянный эксперт, детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Откуда проблемы?

У моего сына нервный тик: появился, когда он пошел в детский сад. Может, это и стало причиной? А может, проблема – еще глубже? Хотелось бы узнать, почему возникают нервные тики.

Михаил, Саранск

– Причины тиков могут быть разными. Иногда и впрямь не понятно, почему вдруг они возникают, а иногда причины выявляются. Например, у ребенка был конъюнктивит со светобоязнью, резью и болями в глазах. Инфекционный процесс закончился, но у крохи сохраняется мигание глазами. Или у малыша был насморк, который прошел, но появилось шмыганье носом или, скажем, навязчивое движение вытирать нос рукой.

Тики могут возникнуть после черепно-мозговой травмы или перенесенной нейроинфекции. Помню одного мальчика 14 лет, у которого было осколочное ранение лица, после которого у него появилось резкое мышечное сокращение мимической мускулатуры.

Тики могут возникать и без внешнего повода. А возможно, и после стрессовой ситуации. Например, у детей со слабой нервной системой. Быть может, это как раз – ваш случай.

Как правило, тики (непроизвольное сокращение одной или нескольких мышц) появляются в возрастной период 5–7 лет и встречаются у 4–7% детей. Чаще – у мальчиков. Тики многообразны: мигание глазами, подергивания головой и рукой, сокращение мимической мускулатуры. Бывают даже голосовые тики – вокализмы, при которых происходит внезапное непроизвольное произношение звуков. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе. Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности.

Сила воли – ни при чем

Дочь уже полгода подергивает плечом. Чего мы только не делали: и ругались, и корсет на нее специальный надевали. Не помогло. Только хуже стало. Скажите, можно ли остановить тик?

Галина, Владимирская обл.

– Остановить тик так же сложно, как прервать чихание или икоту. Некоторые люди могут сдерживать тики, но это очень сложно. Не случайно тики считаются непроизвольным мышечным сокращением, не зависящим от воли человека. Тем более – от воли ребенка. У него нет такого четкого самоконтроля, как у взрослых. Поэтому я родителям всегда говорю, что таких детей нельзя одергивать, наказывать. 

Даже говорить о тике в присутствии страдающего им ребенка не следует. Иначе, думая о своей проблеме, малыш начнет еще больше подергиваться, почесываться и т. д., хотя он этого не хочет и понимает, что это некрасиво. Подобную картину я часто наблюдаю на приеме, когда ко мне приходят мамы с такими детьми. Стоит им заговорить о проблеме, как тики у ребенка усиливаются прямо на глазах.

Диагностика тиков не представляет сложности. Многие люди без медицинского образования заметят их наличие. Другой вопрос, нуждается ли ребенок в дополнительном обследовании, потому что причиной тиков могут быть и серьезные заболевания головного мозга. В некоторых случаях ребенку необходимо провести электроэнцефалографию (ЭЭГ) и даже магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Однако чаще всего бывает достаточно осмотра невролога.

Бережный подход

У моего сынишки появился нервный тик. Скажите, это как-то лечится?

Светлана, Брянск

– Лечение тиков, как и многих других заболеваний, должно быть индивидуальным. Тут многое зависит от конкретной ситуации. Первым делом нужно установить, из-за чего тики возникли, и постараться устранить их причину, убрать психотравмирующие факторы, ухудшающие ситуацию.

Не обойтись и без медикаментозного лечения, которое назначает невролог. Обычно терапию начинают с более легких препаратов. При отсутствии эффекта вводят более «серьезные», вплоть до нейролептиков и антидепрессантов. В некоторых случаях детям с тиками и нарушением поведения требуется консультация психиатра.

Тики имеют сложно прогнозируемое, волнообразное течение. Они могут пройти самостоятельно, но бывает, что один тик пропал и появляется другой, а то и несколько сразу. Если тики у ребенка наблюдаются более одного года, можно говорить о хроническом их характере. Такие нарушения требуют длительного и серьезного лечения.

В некоторых случаях на пользу пойдут занятия с психологом – для повышения самооценки ребенка и вселения ему уверенности в себя.

Иногда у детей с тиками могут наблюдаться гиперактивность, неусидчивость, другие нарушения поведения, которые тоже требуют коррекции.

Смотрите также:

Задержка речевого развития - лечение у детского невролога в Алан Клиник Ижевск

Возраст малышаНормы речевого развития
2 мес. Ребенок произносит отдельные звуки, или у него происходят непроизвольные вокализации, когда он обращается к кому-либо из взрослых.
3 мес. Малыш начинает гулить, поворачивает головку на звук голоса, пытается распевать гласные звуки.
4 мес. В данный период вы можете заметить реакцию ребенка, если, обращаясь к нему, вы меняете интонацию голоса. Ваш малыш уже не просто гулит, а начинает распевать рулады, то есть один звук плавно перетекает в другой.
5 мес. У малыша могут появляться первые сочетания слогов, прибавляются первые согласные звуки [п, б, м]. Ребенок начинает лепетать, мелодично гулит.
6 мес. Малыш пытается повторить услышанные звуки, у него иногда получается слияние гласных и согласных звуков.
7 мес. У ребенка к этому периоду уже есть понимание смысла некоторых слов. Он уверенно лепечет.
8 мес. Этот период развития речи можно назвать как "лепет-общение". Ребенок пытается общаться с окружающими его людьми, путем обращения к ним. Ребенок повторяет звуки, которые произносит взрослый, но пока еще не понимает их смысл.
9 мес. Появляются первые произнесенные слова в облегченной форме; ребенок выдает более сложный лепет, распевает звуковые рулады.
10 мес. Малыш понимает большое количество простых слов, пытается подражать речи взрослого человека. В его речи появляется все больше простых слов и новых слогов.
11 мес. В этом возрасте растет количество используемых ребенком облегченных слов, он уже использует звуки по собственному усмотрению.
12 мес. Ура! Первый год жизни позади! Поздравляем! Приготовимся к новым достижениям! Малыш понимает порядка 20 слов и, пытаясь подражать, произносит уже около 10 слов самостоятельно.
1 - 2 года Начало формирования активной автономной речи. В 1,5 года малыш может использовать одно слово для того, чтобы обозначить несколько предметов, которые он видит. В 2 года сопоставляет изображение, которое он видит, со словом, которое он произносит. Понимает и выполняет самые простые просьбы взрослых, умеет произносить простые предложения — например: «я гуляю», «мама дай», «птичка полетела».
2 - 3 года Наблюдается быстрый рост словарного запаса. Речь становится более связной, появляются полноценные фразы, и малыш пытается их усложнить и расширить, воспользовавшись интонацией. У ребенка возникают первые вопросы к детям и взрослым. Многие дети увлекаются словотворчеством – придумывают и коверкают слова, меняют слоги местами.
3 - 4 года Ребенок правильно воспроизводит большинство звуков. У него появляются фразы и предложения более чем из 4-х слов. Он начинает строить полноценные предложения и осмысленно отвечать на вопросы взрослых. Играет в ролевые игры.
4 - 5 лет В этот период у ребенка активизируются познавательные процессы. Он становится «почемучкой» — задает много разных вопросов, играет в более сложные игры. К 5 годам речь ребенка уже сформирована.

Синдром задней черепной ямки - вместе

Рекомендации для семьи

Заручитесь поддержкой. Синдром задней черепной ямки может стать серьезным испытанием для пациента и членов его семьи. Родители чувствуют свою беспомощность и переживают из-за того, что они не могут общаться со своим ребенком или облегчить его состояние. По мере восстановления ребенок также может расстраиваться из-за того, что он все понимает, но не может сказать или выразить мысли и чувства. Членам семьи бывает трудно понять, чего ожидать и как помочь ребенку. Поддержки и совета можно искать у семей, которые уже прошли через подобное. Не менее важно наличие в лечащей группе опытных специалистов, которые способны обеспечить пациента и его семью всеми необходимыми для восстановления ресурсами.

Будьте сдержаны в ожиданиях. Синдром задней черепной ямки — очень непредсказуемое состояние. Каждый пациент восстанавливается по-своему, и у каждого симптома свой характер изменения со временем. Хотя другие семьи могут стать для вас источником помощи и поддержки, важно не основывать свои ожидания на опыте другой семьи.

Ищите информацию и задавайте вопросы. Синдром задней черепной ямки встречается редко. Многие специалисты по реабилитации никогда не работали с такими детьми. Важная роль родителей состоит в том, чтобы отстаивать интересы своего ребенка. Вместе с врачами они могут найти для ребенка необходимых специалистов и службы помощи, в особенности при переводе ребенка на амбулаторный режим или режим длительного ухода.

Вопросы, которые следует задать врачу о синдроме задней черепной ямки:

Пользуйтесь вспомогательными приспособлениями и методиками, рекомендованными лечащей бригадой. Существует множество видов поддержки для пациентов и их семей, которые направлены на поддержание возможностей общения, физической мобильности и повседневной жизни ребенка.

Логопед может рекомендовать использовать такие вспомогательные средства коммуникации, как жесты, сигналы рукой, жестовый язык, доски для записей или другие устройства, которые позволят ребенку выразить свои желания и потребности.

Физиотерапевт поможет принять решение о том, какое оборудование для передвижения вам потребуется, поможет измерить ребенка и подобрать для него такие средства, как инвалидное кресло, ходунки, трость и/или ортезы. В ходе восстановления пациенты могут использовать самое разнообразное оборудование. Какие-то из вспомогательных средств могут подходить для определенной деятельности, но не во всех случаях. Например, по дому ребенок может передвигаться на ходунках, в то время как на более длинные расстояния — в магазин или в школу — ездить в инвалидном кресле.

Эрготерапевт может рекомендовать специальные устройства, помогающие обслуживать себя ежедневно, например мыться или ходить в туалет. Упростить выполнение повседневных задач также могут такие устройства, как модифицированные ручки для письма и специальная посуда для кормления. Иногда ребенку могут быть рекомендованы ортезы для рук, чтобы ему было проще выполнять действия, требующие мелкой моторики.

Будьте терпеливы в ходе лечения. Пациент и члены его семьи могут раздражаться, когда прогресс незначителен и не сразу заметен. Однако важно продолжать лечение, даже если кажется, что дело продвигается очень медленно. Постоянное наблюдение и длительная поддержка, в том числе помощь в организации обучения, помогут улучшить качество жизни при синдроме задней черепной ямки.

Непроизвольные движения - Симптомы - mp.pl

Что такое непроизвольные движения и каков механизм их образования?

Непроизвольные движения не зависят от воли больного (отсюда и их название) и являются симптомом поражения экстрапирамидной системы. Правильная двигательная активность (совершение произвольных движений, в том числе координация движений всего тела, их надлежащая точность, сила и т. д.) зависит от деятельности нескольких систем, присутствующих в центральной нервной системе. Работа пирамидной системы имеет принципиальное значение, но правильная координация движений, точность движений, их сила и размах требуют дополнительного взаимодополняющего действия мозжечка и подкорковых ядер (скоплений серых клеток не в коре головного мозга, а под ней, отделенных от это белое вещество).Проекции аксонов этих ядер идут к мышцам вне пирамид, отсюда и название – экстрапирамидные пути. Их собственная активность проявляется только при выполнении правильных, спланированных движений, поэтому фактически остается незамеченной. Однако при поражении экстрапирамидной системы она может заметно изменить характер сознательных движений (например, паркинсоническая ходьба) или даже вызвать собственную двигательную активность — избыточную, так как не зависит от сознательных движений (и воли больного). Они могут включать мышечный тремор (иногда даже судороги) и непроизвольные движения.

Каковы наиболее распространенные причины непроизвольных движений?

  1. Хоровые движения - быстрые, нерегулярные, непроизвольные движения конечностей, совпадающие со свободными движениями. Часто сопровождается хмурым взглядом на лице. Распространенной причиной хореи является передозировка лекарств, используемых для лечения болезни Паркинсона (например, метилдопа). Хорея Гентингтона, редкое генетическое заболевание, также может вызывать хорею. Другой причиной хореи может быть аутоиммунное осложнение детской стрептококковой инфекции, вызванное специфическими антителами против стрептококковых антигенов, которые реагируют с антигенами нейронов базальных ганглиев.Это называется хорея, являющаяся одним из симптомов ревматического заболевания.
  2. Дистонические движения — непроизвольные одновременные сокращения противодействующих друг другу мышц, заставляющие пациента принимать непреднамеренные положения или выполнять причудливые движения; они возникают при некоторых генетических заболеваниях и после приема лекарств, могут быть профессиональными заболеваниями («писательские судороги», «музыкальная дистония») или проявляться при кривошеи.
  3. Атетозные движения — медленные, извивающиеся, непроизвольные движения конечностей, особенно кистей и предплечий.Они довольно часто встречаются у людей с церебральным параличом. Они также встречаются при болезни Гентингтона, болезни Вильсона, описанных выше, и при некоторых других редких генетических заболеваниях.
  4. Торсионные движения — медленные движения шеи или туловища при скручивании тела. Они типичны для кривошеи (редкое заболевание, обычно врожденное).
  5. Тики (кратковременные стереотипные движения) часто имеют функциональную основу, поэтому являются разновидностью невроза (компульсивного, компульсивного), могут появляться у чрезмерно возбудимых людей, детей с синдромом СДВГ и др.В ряде случаев они бывают «непроизвольными» (так называемая тиковая болезнь, болезнь Туретта).

Что делать в случае непроизвольных движений?

Чаще всего непроизвольные движения являются частью симптомокомплекса другого, часто тяжелого заболевания, например, детского церебрального паралича, ревматизма или атипичного синдрома Паркинсона. Хорошим примером может служить хорея Хантингтона, где основной проблемой является не хорея, а развивающееся в процессе болезни перерождение высших мозговых функций (деменция), или хорея, появление которой свидетельствует о том, что ревматическое заболевание не диагностируется и не лечится недостаточно у детей, что может привести к развитию приобретенного порока сердца.Тем не менее появление или усиление непроизвольных движений всегда свидетельствует о прогрессировании того или иного болезненного процесса и требует обращения к врачу.

Что сделает врач, если мы сообщим о непроизвольных движениях?

Пациент с хореиформными движениями в принципе должен лечиться у невролога (детей у детского невролога).

Врач определит, давно ли появились непроизвольные движения или они появились впервые. В первом случае он определит (анамнез, особенно семейный, документация), чем страдает больной и являются ли непроизвольные движения симптомом прогрессирования заболевания.Во втором попытается выяснить, что вызывает непроизвольные движения (например, первые симптомы болезни Гентингтона проявляются поздно, после 50 лет).

Иногда диагноз будет известен заранее - ДЦП, кривошея, передозировка наркотиков при болезни Паркинсона, хорея Хантингтона, болезнь Туретта и т. д. Могут потребоваться визуализирующие исследования головного и спинного мозга, консультация психиатра, дополнительные обследования (генетические, АСО при хорее, церулоплазмин при подозрении на болезнь Вильсона).Дальнейшее лечение будет заключаться в лечении основного заболевания (например, ревматического заболевания), модификации лечения уже диагностированных заболеваний (например, болезни Паркинсона) или лечении вновь диагностированных заболеваний. К сожалению, очень часто (при генетически обусловленных заболеваниях) такое лечение носит лишь симптоматический характер. Сами непроизвольные движения, часто очень тягостные для больного, можно успокоить препаратами из группы так называемых нейролептики (если, конечно, нет противопоказаний к их применению).

Больные с контрактурами, парезами и др.может, независимо от причины непроизвольных движений, потребовать длительной реабилитации. Людям, страдающим невротическими расстройствами, кроме фармакологического лечения, может помочь психотерапия.

.

Ребенок должен нажать | Педиатрия

Когда я объясняю родителям, чем болеет их ребенок, что болезнь генетическая, я всегда указываю, что они не должны винить себя за ошибку. Это следует иметь в виду, особенно в случае семей, переживающих стрессовую ситуацию, например развод. Затем большая группа родителей думает, что развод мог вызвать у ребенка тики. Это не так. Стресс мог усугубить тики, но точно не вызвал их , — говорит проф.Петр Яник, невролог.


проф. Петр Яник. Фото арх.собственность
Эва Станек-Мисёнг: Если у кого-то не было тиков в детстве, во взрослом возрасте у него их тоже не будет?

проф. Петр Яник : По определению, тики должны появиться до 18 лет. Если пациент говорит, что его тики начались во взрослом возрасте, я вижу две возможности. Либо в детстве у него были настолько мелкие тики, что на них никто не обращал внимания, и это самая частая ситуация, либо мы имеем дело не с идиопатическими тиками, т.е. спонтанными, а только симптоматическими.Причина этих тиков может быть связана с алкоголем, злоупотреблением наркотиками, злоупотреблением наркотиками или травмой. Это очень небольшая группа пациентов. Преимущественно заболевание начинается в детском возрасте.

Как смотреть, чтобы не пропустить тики у ребенка?

Я бы воспринял это иначе. Если воспитатели/родители не замечают тиков, значит, они нетяжелые, т.е. не требуют каких-либо диагностических и лечебных процедур. Считается, что большинство детей с синдромом Жиля де ла Туретта (СЖТ) никогда не обращаются к врачу.
Определение GTS очень либеральное, у ребенка должно быть несколько моторных тиков и один вокальный тик, которые длятся дольше 12 месяцев. Это означает, что если ваш ребенок немного моргает, двигает плечом и время от времени кряхтит, у него, скорее всего, будет диагностирован легкий GTS. Но кто не двигает плечом и не моргает? Это нормальные действия, и только когда они становятся слишком частыми и сопровождают другие движения, они могут привлечь внимание окружающих. Родители обычно обращаются за помощью, когда симптомы интенсивны, заметны, между ними нет длительных перерывов или когда они мешают ребенку в повседневной деятельности, в основном в учебе и отношениях со сверстниками.

Обычно в это время вы ходите в школу?

Позднее, в возрасте от 10 до 12 лет.
Заболевание начинается 5-6 числа. возраст. 80% людей с ГТС заболевают в первое десятилетие жизни. Сначала симптомы очень незначительные, такие как моргание или пожимание плечами, которые длятся от недели до 3 недель, а затем проходят. Со временем появляются и другие тики, например, тряска головой, рукой, кряхтение. Они тоже проходят. И так попеременно. Тики (разные тики, не каждый раз одинаковые) приходят и уходят.На этом этапе родители иногда обращаются за медицинской помощью, но не всегда. Чаще всего это делают в возрасте от 10 до 12 лет, когда выраженность тиков нарастает. Мы не знаем, почему тики наиболее выражены в возрасте от 10 до 12 лет. Вероятно, это связано с гормональной перестройкой и переходом в подростковый возраст. Но дело очень сложное и не до конца объясненное. По моим оценкам, 2/3 моих пациентов посещают меня, когда им 10-12 лет.
Обычно после 12.лет и почти всегда после 15 лет тики становятся все менее выраженными.
Эпидемиологические исследования показывают, что около 1% детей и подростков страдают ГТС. Это означает, что в Польше около 50 тысяч человек. пациентов в возрасте до 18 лет. Взрослых из ГТС точно меньше, тысяч 2-3. 1/3 больных полностью выздоравливают без какого-либо медицинского вмешательства. Только у 1/5 взрослых тики вызывают больше беспокойства. Я думаю, это одна из причин, почему к тикам относятся легкомысленно, говоря: «Это не серьезно, это просто тики, они пройдут».И в этом есть большая доля правды. В большинстве случаев тики больше не являются жизненной проблемой.

Родители беспокоятся, что их поведение могло привести к тикам у их ребенка?

Давайте различать два типа тиков. Переходные состояния, длящиеся до 12 месяцев, и хронический тиковый синдром, длящийся более 12 месяцев, включают GTS.
На вопрос о причине ГТС можно ответить одним словом: неизвестна. Среди гипотез преобладают генные аномалии. Проблема в том, что мы не знаем, в каких именно генах.О том, что важнейшую роль играют генетические факторы, говорит тот факт, что у большинства больных в семье есть хотя бы один человек с тиками, а иногда даже 8. Более половины моих пациентов имеют положительный семейный анамнез. Помимо генетических факторов, не зависящих от нас, существуют факторы окружающей среды. Они влияют на выраженность симптомов заболевания и его симптомов. Этих факторов очень много. Основными являются эмоции, волнение, стресс, причем позитивный стресс, когда, например,ребенок ждет подарков под елкой или посещения парка развлечений. Когда я объясняю родителям, чем болеет их ребенок, что болезнь генетическая, я всегда указываю, что они не должны винить себя за ошибку. Это следует иметь в виду, особенно в случае семей, переживающих стрессовую ситуацию, например развод. Затем большая группа родителей думает, что развод мог вызвать у ребенка тики. Это не так. Стресс, возможно, усугубил тики, но точно не стал их причиной.
Что же касается транзиторных тиков, которые длятся, напомню, менее 12 месяцев, а обычно не дольше 2-3 месяцев и исчезают без врачебного вмешательства, то они, вероятно, являются следствием нарушений развития или созревания нервной системы. Созревание мозга и нервной системы человека — сложный процесс, который иногда выходит из-под контроля, побочным эффектом которого являются тики. Синдром болезни, который длится несколько недель или несколько месяцев, а затем безвозвратно исчезает, абсолютно безвреден.

Значит ли это, что вы должны дать себе время, прежде чем идти к врачу с щекочущим ребенком?

Верно. Вы должны смотреть на это спокойно. Конечно, это легче сделать, зная диагноз – хронические или транзиторные тики.
Особенность тиков в том, что они могут усиливаться без видимой причины. На это уходит 2-3 недели, причем у большинства людей, но не всегда. Иногда интенсивность настолько велика, что вам необходимо отреагировать соответствующим лечением. Однако, как правило, ожидание и наблюдение являются хорошей стратегией в случае тиков.

Имеет ли смысл моему ребенку пытаться остановить тики?

Первым шагом в лечении является предоставление родителям информации о заболевании, в том числе о том, что делать с ребенком. Основная вещь: вы должны дать ребенку пощекотать. Вы должны занять позицию игнорирования тиков. Хуже всего указать на тик, который раздражает человека, который его видит, и поэтому должен перестать моргать или двигать рукой.
Особенность тиков в том, что их можно остановить.Некоторые пациенты делают это в течение 10 секунд, другие — в течение 20. Однако удержание тика вызывает напряжение, которое нарастает до такой степени, что вынуждено генерировать новые тики. Обычно купирование тиков приводит к учащению тиков или увеличению их частоты. Ребёнок должен, в просторечии, пощекотать. Возможно, это не очень красивое слово, но оно хорошо подходит к ситуации. Поэтому просим вас не обращать внимания на тики.
Родителям детей, не нуждающихся в лечении, иногда трудно с этим смириться, но тогда я объясняю, что альтернативой является назначение сильнодействующих препаратов, обычно психотропных, которые будет принимать ребенок, а не родитель или бабушка.И побочным эффектам подвергнется ребенок, а не тот, кто упрекает ребенка в том, что у него клещ.

Что еще можно предложить между ничегонеделанием и приемом серьезных лекарств?

Конечно.

Например, принимать витамины и магний?

Думаю, все родители дают магниевые тики. Не могли бы вы крупными буквами написать, что магний не действует на тики? Магний может воздействовать на мышечные сокращения, такие как судороги икроножных мышц, но не имеет ничего общего с тиками.МАГНИЙ НЕ РАБОТАЕТ НА ТОЛСТОЙ. Кроме того, никакие пищевые добавки или витамины не работают. Впрочем, иногда я не возражаю, ведь эффект плацебо очень важен при лечении тиков.

Что определяет начало лечения?

Тики лечатся только тогда, когда они негативно влияют на жизнь пациента, т. е. в случае ребенка мешают обучению и отношениям со сверстниками. Ребенок может быть объектом насмешек, у него могут быть проблемы с письмом, чтением, слежением за ходом урока. Встряхивание или повороты головы могут вызвать боль в шее.Бывает, что ребенок сам просит о лечении. Но это исключительные ситуации. Нередко дети говорят, что тики их совершенно не беспокоят, а иногда и не догадываются, зачем их привели к врачу. Они не понимают, что у них тики. Если тики не мешают обучению, в отношениях с людьми, не вызывают никаких негативных последствий, лечить их не следует.
Если они негативно влияют на жизнь, у нас есть два варианта: поведенческая терапия и лекарственная терапия.
Мы рассматриваем поведенческие вмешательства (психотерапию) как терапию первого выбора.Побочных эффектов нет. Трудность, однако, заключается в отсутствии квалифицированных терапевтов, сертифицированных в области когнитивно-поведенческой терапии, хотя в последнее время многое изменилось к лучшему. Также кажется, что в случае тяжелых тиков — когда их много, они возникают практически без остановки — эффект от этой терапии ограничен. Также неизвестно, приносит ли этот метод лечения, проводимый неквалифицированными терапевтами, положительные результаты.
Лекарственная терапия, безусловно, дает более быстрый эффект, чем психотерапия, и, вероятно, более эффективна, чем психотерапия, но она сопряжена с риском побочных эффектов лекарств.Поэтому эти препараты вводят только тогда, когда точно известно, что тики негативно сказываются на жизнедеятельности ребенка. Наркотиков становится все больше. Новые препараты не более эффективны, чем старые, но имеют меньше побочных эффектов и лучше переносятся. Это большой плюс. Комбинированная фармакологическая и поведенческая терапия представляется оптимальным методом лечения, хотя для этого недостаточно научных данных.
Существует также нейрохирургическая терапия. Это метод глубокой стимуляции мозга, который включает имплантацию электродов в нужные места мозга.Она произвела революцию в лечении болезни Паркинсона, однако нет достаточных доказательств того, эффективна ли она при лечении тиков.
Процедуру можно рассматривать только у взрослых с тяжелыми тиками, препятствующими социальному функционированию, и полностью устойчивыми к лекарственным препаратам и психотерапии.

Чем опасны прописанные лекарства от тиков?

Эти препараты можно условно разделить на нейролептические и ненейролептические. Нейролептики, обычно называемые психотропными, блокируют дофаминовые рецепторы в головном мозге.Они используются для лечения шизофрении и других психозов. Это самые эффективные и сильнодействующие препараты, но они имеют много возможных побочных эффектов, таких как сонливость, снижение когнитивных функций, то есть мышления, памяти, увеличение веса и расстройство желудка. Многие из этих симптомов ограничиваются повышением дозы или вообще препятствуют использованию препарата.
Ненейролептики обычно имеют меньше побочных эффектов, но и менее эффективны. Примером такого препарата является клонидин, который используется у детей с тиками и СДВГ.Мы не упоминали, что многие дети с тиками имеют различные психические расстройства, очень часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью и обсессивно-компульсивное расстройство.

Сколько времени нужно, чтобы понять, что лекарство подействовало?

Нейролептики действуют очень быстро. На самом деле уже через неделю, а то и через две можно увидеть эффект. Клонидин начинает действовать через 4-6 недель.
Это важная информация для родителей. Без него могут, например, через неделю прекратить прием препарата, заявив, что он не действует.И это вовсе не обязательно должно быть неэффективным, просто его использовали слишком недолго.
Нейролептики имеют самый быстрый эффект. Побочные эффекты также быстро проявляются.

Когда заканчивается лечение?

Трудно ответить на этот вопрос. Может быть, я расскажу вам, как я это делаю. Если я вижу, что тики полностью прошли, для меня это сигнал о том, что это, вероятно, произошло в результате естественного течения болезни, а не в результате приема лекарств. Почему я так думаю? Поскольку лекарства не способны полностью устранить тики, они могут только уменьшить их тяжесть.Так что, если тики полностью исчезнут, возможно, так и должно было быть. Затем мы пытаемся прекратить прием лекарства и посмотреть, вернутся ли тики или нет. Постоянная ремиссия или значительное снижение тяжести тиков должно длиться не менее 6 месяцев, чтобы принять решение о прекращении лечения.
Я не заканчиваю лечение в возрасте от 10 до 12 лет, когда болезнь наиболее активна. Даже при хорошем лечебном эффекте стараюсь в это время поддерживать фармакотерапию. Особенно когда препараты хорошо переносятся и эффективны.
У взрослых отмена препарата всегда связана с повторным появлением симптомов заболевания. Пожалуйста, помните, что используемые препараты являются симптоматическими, а не причинными. Причинных факторов нет. Во взрослом возрасте естественной ремиссии не бывает. Считается, что после 25 лет болезнь носит перманентный характер, тики остаются с больным навсегда. Поэтому вам нужно решить, будете ли вы принимать лекарства в течение многих лет, чтобы сохранить ремиссию, или вы прекратите прием лекарств и смиритесь со своими симптомами. Если тики не очень тяжелые, пациенты могут жить с ними.Никто не идеален. Один хромает, у другого болит позвоночник, у третьего тики.

Беседовала Эва Станек-Мисонг

Доктор хаб. доктор медицины Петр Яник — невролог, работает в отделении и клинике неврологии Варшавского медицинского университета.

.90,000 Тики и синдром Туретта - Психологический кабинет - Психолог Варшава

Клиническая картина и продолжительность являются основой для классификации тиков. Отличается:

Характерным периодом появления переходных тиков является дошкольный возраст, тики обычно поражают мышцы лица, реже другие группы мышц. Они длятся недели или месяцы.Если тики длятся дольше, они считаются хроническими тиками.

Хронические тики обычно вовлекают несколько групп мышц (непроизвольные движения головы, движения туловища и конечностей). Иногда они похожи по своему характеру на конкретные виды деятельности и поэтому их непросто отличить от навязчивой деятельности. Это расстройство может включать голосовые тики.

Синдром Жиля де ля Туретта — тикозное заболевание. Суть этого заболевания заключается в возникновении быстрых, повторяющихся непроизвольных движений, затрагивающих разные группы мышц (т.н.двигательные или двигательные тики). Характерным для этого расстройства является возникновение вокальных тиков, состоящих из «самостоятельного, быстрого, повторяющегося произнесения различных звуков и звуков или бессмысленного, упорного произнесения слога или слова» (Данута Стомма в «Психиатрии» под редакцией Станислава Домбровского) и речевых расстройств.

Бывает, что Г.Т. изначально расценивается как хронический тик. Постоянные тики многочисленных групп мышц значительной интенсивности, в том числе выраженные голосовые тики, побудили к диагностике этого синдрома.Клещи могут появляться одновременно или в разное время. Характерно, что тики появляются приступами много раз в день. Симптомы должны присутствовать в течение как минимум года, чтобы это заболевание было диагностировано. Обычно синдром Туретта проявляется в возрасте до 18 лет. Дебют заболевания чаще всего приходится на 7-8 лет, а сложные вокально-моторные тики присоединяются через несколько лет его течения.

Наиболее характерными сопутствующими симптомами являются обсессии и компульсии.В литературе подчеркивается различие между «и поведением людей с синдромом Туретта (Robertson & Baron-Coen, 2001) в чистом виде» обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и подобные мысли). Разница в «теме» одержимости. При ОКР в основном речь идет о грязи, микробах или заражении, а стоящее за этим принуждение — чрезмерное умывание. При синдроме Туретта навязчивые мысли связаны с симметрией, счетом, сексом и насилием, а компульсии связаны со счетом, прикосновением и проверкой того, что все находится в правильном месте.Может произойти членовредительство.

В настоящее время используются следующие методы лечения :

.

Тики при СДВГ у детей и подростков

Автор: Читатель портала «Специальная педагогика»
Опубликовано: 15 февраля 2021 г.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) проявляется чрезмерной двигательной активностью, проблемами с импульсивностью, синдромом дефицита внимания и является огромным бременем для людей, которых он затрагивает [1].

Часто сопровождается тикозом, а вместе с ним депрессией, тревожными расстройствами, компульсиями, эмоциональной лабильностью, специфическими трудностями в школе и со сверстниками.Тики часто воспринимаются окружением как действия, происходящие назло и преднамеренно. Подсчитано, что более 50% детей с тиками страдают СДВГ. Преподаватель должен объяснить симптомы тика учащегося всему классу, чтобы предотвратить насмешки и неприятие. Тики существенно нарушают функционирование: мешают удобному обучению и контактам с другими детьми [2].

Тики – это непроизвольные движения, т.е. такие, которые возникают помимо воли человека, внезапно и повторяются.Часто ощущается как обязательное занятие. Они усиливаются в состояниях эмоционального возбуждения, ожидания и концентрации внимания. Характер тиков может варьироваться в зависимости от движений, голоса и поведения. Тики делятся на: моторные (простые и сложные), вокальные (простые и сложные) и сенсорные (простые и сложные). Моторные тики — это неритмичные сокращения одной или нескольких частей тела. Простые двигательные тики: моргание глазами, хмурость, поднятие бровей, гримасничанье, жевательные движения, пожимание плечами. Сложные моторные тики: прикосновение к носу, прикосновение к другим людям, обоняние предметов.Голосовые/вокальные тики – это непроизвольное произнесение звуков или произнесение слов. Простые вокальные/вокальные тики состоят из сокращений мышц гортани, глотки, полости рта и носа, втягивания носа, громкого вдоха или выдоха, свиста, кряхтения, причмокивания и хлопков. Сложные же – это слова и слоги, произносимые бесцельно, иногда с нецензурным содержанием. Они имитируют обычные звуки или слова и часто воспринимаются так, как задумано. Последний вид тиков – это сенсорные тики, представляющие собой специфические ощущения, возникающие не очень часто, четко локализованные в определенной части тела [3].

Тики также делятся по времени возникновения у данного человека на транзиторные и хронические. Транзиторные тики длятся менее года, а если нарушения продолжаются дольше, их называют хроническими. Условие состоит в том, что они должны быть только одного типа: либо моторные, либо голосовые. Если, с другой стороны, кто-то испытывает частые двигательные и вокальные тики, хотя и не одновременно, у него диагностируют синдром Туретта, то есть тиковое заболевание. Тики при синдроме Туретта могут быть от минимальной степени тяжести (один тик каждые несколько дней) до очень тяжелой, при которой повторяющиеся тики могут сделать повседневную жизнь невозможной [4].

Первые симптомы проявляются как единичный тик в возрасте от 2 до 15 лет. Обычно в возрасте около 7 лет. Чаще всего это прищуривание, встряхивание головой, расчесывание волос или гримаса лица. Через несколько недель или месяцев тики перемещаются в другое место или появляются новые симптомы. Последним (примерно через два года после моторных тиков) являются вокальные тики [5]. Тяжесть тиков меняется с течением времени. Обострение симптомов обычно происходит примерно через 10 лет болезни [6].

Синдром Туретта — наследственное полигенное неврологическое заболевание. Мальчики более подвержены риску развития тиков, так как мужские половые гормоны усугубляют тики [7]. Исследования строения и функционирования головного мозга у людей с синдромом Туретта выявили незначительные отклонения в отдельных его областях.

Лечение СДВГ с сопутствующими тиками – дело непростое. У людей с СДВГ наблюдается дефицит дофамина, а люди с тиковыми расстройствами слишком чувствительны к дофамину.Лекарства, эффективные при лечении СДВГ, усугубляют симптомы тиков [8].

Библиография:

Колаковский А., Воланчик Т., Писула А., Скотницка М., Брыньска А., СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Руководство для родителей и педагогов , Сопот 2019


[1] А. Колаковский, Т. Воланчик, А. Писула, М. Скотницка, А. Брыньска, СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Руководство для родителей и педагогов , Сопот, 2019 г., с.50.

[2], цит., 106-107.

[3], цит., 107-108.

[4] Указ.цит., стр. 104.

[5] указ.цит., стр. 104-105.

[6] Указ.цит., стр. 105.

[7] там же

[8] указ.цит., стр. 106,107.

Автор: Д-р Дарья Кейсс-Доланская - Читатель портала

.

Нарушения развития ребенка | WP воспитание

Нарушение развития ребенка может быть эмоциональным или физическим. Если ребенок находится в неблагоприятной семейной среде и остается без присмотра, возрастает риск серьезных проблем, таких как моторные неврозы, нарушения речи, пугливость и недоверие к окружающим. Иногда эмоциональное развитие детей нестабильно. Страх, гнев и неудовлетворенность — это эмоции, которые напрягают нервную систему, когда они выражены сильно или в течение длительного периода времени.

Посмотреть фильм: "Что нужно знать о физиологии двухлетнего ребенка?"

1. Причины нарушений развития ребенка

При недостаточности адаптационных механизмов и ресурсов личности могут возникать невротические реакции. Это сильные психогенные симптомы, которые становятся очень интенсивными, становятся постоянными и генерализуются на другие жизненные ситуации и вызывают отсутствие адаптации к жизни.

Вот как, например.неврозы у детей. Их делят на многосимптомные и односимптомные. К первой группе относятся поведения, характеризующиеся различными симптомами, например, обсессивно-компульсивный невроз. К последним, однако, относятся неврозы с двигательными нарушениями (например, синдром Туретта), логоневрозы (неврозы с нарушениями речи, например, заикание) и неврозы с соматическими расстройствами (например, астма, ожирение).

невротических расстройства и эмоциональных расстройств у детей требуют лечения. Лечение основано на индивидуальной терапии, групповой терапии или занятиях социальной терапией.Обычно ему предшествуют консультации, направленные на постановку правильного диагноза. В случае выраженных симптомов невроза или эмоциональных расстройств необходима консультация психиатра и фармакологическое лечение.

2. Неврозы у детей

Ребенок, особенно маленький, существо хрупкое и эмоционально несформированное. Развитие ребенка легко нарушается, и тогда возникают психологические проблемы. Одним из нарушений развития ребенка являются неврозы.Можно выделить несколько типов.

2.1. Двигательные неврозы:

2.2. Вегетативные неврозы:

2.3. Множественные симптоматические неврозы:

3. Нарушения развития речи и другие отклонения

Другие эмоциональные расстройства у детей:

Нарушения развития ребенка , возникающие не в результате физиологических или генетических дефектов, а вызванные неправильным уходом за окружающей средой и эмоциональными дисфункциями, требуют систематического психологического лечения и интереса со стороны взрослых.

.90 000 10 вещей, которые ребенок все еще делает в утробе матери 90 001

Вы беременны и перспектива скорого материнства доставляет вам огромную радость. Вам не терпится впервые взять ребенка на руки. Вы когда-нибудь задумывались, что он делает в вашем животе? Как вы скоро увидите, он делает много вещей! Какой? Ответ в статье.

Вы беременны и перспектива скорого материнства доставляет вам огромную радость.Вам не терпится впервые взять ребенка на руки. Вы когда-нибудь задумывались, что он делает в вашем животе? Ответ может показаться очевидным: он растет и развивается, чтобы быть готовым родиться через 9 месяцев. И здесь мы, возможно, вас удивим. Ваш ребенок делает много вещей в животе! Какой? Вы узнаете из статьи.

1. Тестирует новые вкусы

Когда вы что-то едите, новые ароматы, особенно интенсивные ароматы чеснока, имбиря и аниса, достигают вашего ребенка через амниотическую жидкость.Однако больше всего малыш любит все сладкое. Ученые считают, что, пробуя новые вкусы, ваш ребенок готовится узнать о вкусах, с которыми он столкнется в будущем. Таким образом, вы можете формировать пищевые предпочтения вашего потомства еще до его рождения. Удивительно, не так ли?

2. Открывает сетки

Это происходит примерно на 28-й неделе беременности, то есть только в третьем триместре. Окруженный стенками матки и амниотической жидкостью, малыш имеет не очень красивый вид.Однако несомненно то, что он реагирует на свет. Нет! Это может даже обидеть его. Об этом свидетельствует тот факт, что при попадании слишком сильного света на живот матери малыш часто поворачивается спиной к источнику.

3. Снимает

Пищеварительная система – это система, которая развивается на очень раннем этапе внутриутробной жизни, а в конце первого триместра организм малыша начинает ее тренировать. Как? Когда ребенок глотает, амниотическая жидкость переваривается и фильтруется в почках, а затем возвращается в матку в виде мочи.

4. Дышит

Несмотря на то, что ваш малыш находится в воде на протяжении всей беременности, у него нет жабр, как у рыб. Пуповина, конечно же, обеспечивает ему постоянный доступ кислорода. Примерно с 10-й недели беременности ребенок учится, а затем совершенствует способность отдышаться, чтобы отдышаться, как только он появится на свет.

Читайте: Долгая дорога к счастью - ЭКО глазами пациентов

5.Играет с пуповиной

На первый взгляд невинная игра с пуповиной позволяет ребенку усваивать и развивать мануальные навыки. Кроме того, она играет руками, кладет пальцы в рот и сжимает кулаки.

6. Слышит шум

Задолго до рождения ребенок начинает слышать. Первые звуки из окружающей среды доносятся до него уже примерно на 21-й неделе беременности. Поэтому, если вы слушаете расслабляющую музыку, релаксация, вероятно, будет полезна и вашему малышу.Если вы подвергаетесь воздействию шума, ваш ребенок также будет подвергаться его воздействию. Между тем, шум может оказать негативное влияние на плод, в первую очередь он вызовет у него беспокойство. Стоит добавить, что во внутриутробном периоде в головном мозге формируется наибольшее количество нервных связей. Таким образом, предоставляя ребенку слуховые стимулы, вы можете стимулировать его развитие.

7. Улыбается

Если вы раньше контактировали с новорожденным, то наверняка замечали, что в первые недели жизни он не улыбался.Однако это не означает, что ваш малыш не может этого сделать. Это совсем наоборот. Ребенок отрабатывает умение улыбаться, еще находясь в животе. Тем не менее, вам придется подождать примерно до 2 месяцев, чтобы увидеть первую осознанную улыбку вашего ребенка.

8. Икота

Чувствуете ли вы когда-нибудь вибрации, поглаживания или ритмичные подпрыгивания в животе? Это икота! Да, у вашего малыша есть, и это совершенно естественно. Икота вызывается непроизвольными сокращениями диафрагмы и дыхательных мышц грудной клетки.Появляется, когда ребенок проглатывает слишком много околоплодных вод. Некоторые мамы испытывают икоту в первом триместре беременности, другие – только позже. Иногда женщина ее совсем не чувствует.

9. Плачет

Тот факт, что ваш нерожденный ребенок плачет, может вас огорчить и разочаровать. Однако нужно знать, что для новорождённого малыша плач — действительно единственная форма общения с миром. В тот момент, когда они покидают безопасное материнское чрево, малыш должен знать, как это сделать.Поэтому уже на этапе внутриутробной жизни она отрабатывает этот навык. Научные исследования доказывают, что плод — это лук. Ученым удалось зарегистрировать звуки, которые можно интерпретировать как плач, благодаря ультразвуку. Отмечали также тремор нижней губы, столь характерный для детского плача. Вы, наверное, задаетесь вопросом, что заставляет вашего ребенка плакать. Для этого может быть много причин. Например, он может испугаться внезапного звука или потерять ранее высосанный большой палец.

10.мечтая

Удивлен? Ну да, младенцы еще в утробе матери видят сны. прибл. На 23 неделе беременности УЗИ показывает быстрые движения глаз. Это означает, что во время сна ребенок входит в фазу быстрого сна, т.е. фазу, в которой происходят сновидения. Вам, наверное, интересно, о чем может мечтать ребенок, который никогда ничего не испытывал в жизни, и чей контакт с внешним миром очень ограничен. Скорее всего, его сны связаны с игрой с пуповиной и руками, новыми вкусами или звуками, услышанными извне.

3D/4D УЗИ - посмотрите, что делает ваш малыш!

Благодаря новым технологиям будущие родители могут увидеть, как выглядит их ребенок еще до его рождения. Все благодаря УЗИ 3D/4D HD LIVE, т.е. УЗИ с трехмерным изображением. Во время 3D УЗИ врач может увидеть отдельные части тела ребенка (ножки, головку, живот) с разных сторон и оценить, нормально ли его развитие. УЗИ 4D также позволяет увидеть ребенка в движении.На экране монитора родители имеют возможность увидеть, как их малыш гримасничает, сжимает кулачки, улыбается или показывает язык. Изображение очень хорошего качества и может быть записано. Таким образом, результат 3D/4D УЗИ является и отличным диагностическим инструментом, и приятным сувениром для родителей.

См. также: Физиологические изменения у беременной

Подводя итог, в течение 9 месяцев беременности ваш ребенок не может жаловаться на скуку. Помимо того, что он растет и развивается, в нем много интересных занятий.Он дегустатор вкуса, играет с пуповиной, писает, учит улыбаться и плакать. Все это для того, чтобы как можно лучше подготовиться к встрече с вами!

Вы ищете компетентного врача для ведения беременности? Станьте пациентом клиники гинекологии и акушерства Gyncentrum уже сегодня.
Звоните: 32 506 57 77
Пишите: [email protected]

.

Развивайте интеллект вашего ребенка! Часть II - Примечание

Упражнения на когнитивное развитие

ЧАСТЬ 2 из 5 - ПРИМЕЧАНИЕ

Обычно примечание j связано с концентрацией. И это правильно. Без внимания не бывает концентрации. Тем не менее, я хотел бы показать вам еще один набор интересных и простых игр, в которых больше внимания будет уделяться аспекту тренировки внимания.

Стоит отметить один аспект: у детей раннего возраста (0-2/3 лет) доминирует непроизвольное внимание - реакция на раздражитель (напр.малыш поворачивает голову, когда слышит звук, видит свет). В этом возрасте продолжительность концентрации внимания очень короткая и стоит часто менять деятельность (каждые 2-3 минуты)

У детей с 3-х лет начинает развиваться свободное внимание - ребенок сознательно и целенаправленно концентрирует все больше внимания. Поэтому чем старше ребенок, тем больше мы направляем свою деятельность на формирование внимания.


Выполнение действий другой рукой

Если ребенок правша, попробуйте выполнить действие левой рукой (например,листать сказку, смазывать бутерброд, рисовать мелками, раскладывать игрушки). Ребёнок-левша выполняет действия правой рукой. Это упражнение активизирует полушарие мозга, которое меньше используется при выполнении действий ведущей рукой.


Одновременная активация обоих полушарий

Правое полушарие направляет движения левой руки и ноги. Левое полушарие - правая рука и нога. Для активизации обоих полушарий ребенок может играть в следующие игры:


Слушая рассказ и отвечая на вопросы - говорим ребенку: "Я прочитаю тебе рассказ. Послушайте и постарайтесь запомнить ”

Текст 1

«Янек проснулся и увидел, что на улице светит солнце.На завтрак он съел хлопья и молоко и решил выйти на улицу. Он был одет в синюю футболку и красные шорты. Он взял с собой лопатку и ведро. Он вышел во двор и побежал к песочнице. Он решил построить замок из песка. С помощью шпателя насыпал в ведро фломастер и начал строить. Через некоторое время в песочнице остался один большой замок. Янек, довольный своей работой, вернулся домой, чтобы рассказать матери о том, что он построил».

Вопросы:

Дети 3-4 лет:

Дети 5 лет и старше (также можно попробовать с 4-летним)

Текст 2

«Алиция пошла в магазин за покупками.Она купила яйца, муку и молоко. Вернувшись домой, она встретила свою подругу - Касю. Кася как раз собиралась гулять со своей собакой. После короткого разговора Алисия вернулась домой. Она поставила продукты на стол и начала готовить блины к ужину с мамой. Они вышли вкусные! Алисия ела свои оладьи с клубничным джемом - это то, что ей всегда нравилось больше всего.

Вопросы:

Дети 3-4 лет:

Дети 5 лет и старше (также можно попробовать с 4-летним)

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЗНАЕТ ОТВЕТА, СТОИТ ПРОЧИТАТЬ ВЫБРАННУЮ СТРОКУ ТЕКСТА, ЧТОБЫ ОН СМОГ ОТВЕТИТЬ СЕБЕ .


Зеркало

Ребенок становится "зеркалом" родителя. Стоим лицом друг к другу, родитель делает различные движения руками, ногами, всем телом. Задача ребенка — совершать такие же движения (дети часто зеркально повторяют свои движения, т. е. если родитель протягивает правую руку, ребенок вытягивает левую руку. Это нормальное явление).


Играй, когда услышишь игру

Родительские списки, например.названия цветов, животных, растений, одежды и т. д. Задача ребенка играть на инструменте (или хлопать в ладоши) на оговоренное слово. Вы можете постепенно делать все более сложные модификации

Эта игра не только сенсационно тренирует ваше внимание с помощью умения слушать, но и помогает понять категории (например, цвета, животных, профессии, одежду, фрукты, овощи и т. д.)


Принтер

Родитель рисует простой узор на спине ребенка. Задача ребенка нарисовать его на листе бумаги.


Отходы

Родитель и ребенок сидят друг напротив друга.Родитель произносит название части тела и указывает на нее пальцем. Ребенок должен указать пальцем на одну и ту же часть тела. Но иногда родитель говорит что-то другое и указывает на что-то другое (например, говоря «нос» указывает на ногу). Задача состоит в том, чтобы ребенок показывал то, что слышит, и не обращал внимания на то, что показывает родитель.


Свяжитесь с нами!

.

Смотрите также