Личностная готовность ребенка к школе это


Личностная готовность (готовность мотивационной сферы) к школе

Говоря о личностной готовности, прежде всего имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Она формируется к 6 годам примерно у 60% детей и связана с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям.

Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть "детский мир" и приобщиться к взрослой жизни, на то, что после учебы можно получить желанную профессию и т.д., но в то же время высокой притягательностью обладают и внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т.д.), возможность общаться с другими детьми и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного места среди других людей.

При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему социальных отношений: иным становится подход к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Если основные требования к дошкольнику связаны с поведенческими проявлениями ("хорошо себя вести" — значит слушаться взрослых, не шалить, не шуметь и т.д.), то сейчас на первый план выходит требование "хорошо учиться", которое включает в себя необходимость правильно воспроизводить задаваемые учителем образцы, усваивать социально выработанные способы решения различных задач.
Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестко заданные социальные нормы. В собственно учебной области это "нормативные" способы решения действенных, поведенческих, интеллектуальных задач. Поведение ребенка (особенно на уроке) должно подчиняться строго фиксированным правилам: поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ, и т.д. И сами отношения с учителем и сверстниками тоже начинают носить значительно более "нормативный" характер, в частности появляется четкая структура группы.
Все это значит, что готовность к школе — это и готовность к овладению высокоопосредствованными "внеситуативными" формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

Источник: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

 

Личностная готовность к обучению ребёнка в школе

Чтобы ребёнок успешно учился в школе он, прежде всего, должен быть готов к ней в эмоциональном плане. Ребёнок должен стремиться к занятию «взрослыми» делами, должен выражать положительное отношение к школьной жизни, к личности педагога в этом и заключается суть личностной готовности к обучению в школе.

Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребёнка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Определить личностную готовность Вашего ребёнка Вы можете самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребёнок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ответ ребёнка предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребёнка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребёнок ещё не готов.

Наличие внутренней позиции школьника говорит о том, что ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Ребёнок просто стремится к поступлению в школу – это для него великая почётная обязанность. Такая положительная направленность ребёнка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для будущего школьника очень важно установить положительные взаимоотношения с учителем и сверстниками. В общении со взрослыми ребёнок должен удовлетворять свои познавательные интересы. Определить отношение ребёнка к педагогу, к родителям, а так же к самому себе поможет проективный тест «Лестница отношений» .

Личностная готовность к школе включает в себя так же и адекватное отношение к самому себе,  к своей деятельности, к своим способностям, к своему поведению и т.д. то есть, у ребёнка к концу дошкольного возраста должен сформироваться определённый уровень самосознания. Определить уровень самосознания и уровень самооценки ребёнка можно с помощью методики «Дерево»

Многие задают себе такие вопросы: Как же подготовить ребёнка к школе в личностном плане? С какими проблемами встречаются родители и учителя начинающих первоклассников?

Одна из проблем, с которой часто встречаются учителя и родители, связана именно с общением детей со взрослыми. В подготовительной группе детского сада детей учат решать задачи и придумывать их, тем самым их учат выделять учебную задачу. Они ещё не умеют выделять вопрос-проблему, а опираются на наличную ситуацию. Например, на практике я сталкивалась с такой ситуацией в подготовительной группе детского сада: на занятии по математике я предлагала решить задачу: Мама с Машей пошли в магазин и купили там 1 килограмм шоколадных конфет и 2 килограмма карамели, сколько всего купили конфет мама и Маша? На этот вопрос началось бурное обсуждение, о том, что ещё можно купить в магазине и что там купили дети со своими родителями вчера, и что ещё им обещали купить. Учебная задача осталась на втором плане. Это говорит о том, что ребёнок ещё пока не может выполнять роль ученика. Ещё один наглядный пример сложности принятия роли ученика, когда ребёнок посреди занятия встаёт и идёт играть в игрушки, или не дослушивает интересные сказки или рассказы до конца (не сформирован познавательный интерес). Как правило, причина этого в том, что у ребёнка недостаточно опыта сюжетно-ролевой игры. Другими словами, ребёнок ещё «не наигрался».

Вы спросите: Как же формировать эту «внутреннюю позицию школьника», чтобы избежать подобных проблем?

Для успешного формирования «внутренней позиции школьника» целесообразно больше играть с ребёнком в различные игры. Делать это, конечно важно начиная с раннего возраста и играть на протяжении всего дошкольного, но если требуется, то играть можно и с младшими школьниками. Детей надо учить придумывать сюжеты и точно выполнять уже заданные. В игре дети способны длительное время удерживать внимание и выполнять неинтересные для них действия. Конечно же, в предшкольном возрасте чаще играйте с ребёнком в «Школу». Причём необходимо быть равноправным партнёром по игре, или руководить детской игрой, взяв на себя роль «главнокомандующего», например, роль диспетчера, директора школы, заведующей детским садом, главврача и т.д.

Чтобы успешно формировать «внутреннюю позицию школьника» необходимо учить ребёнка общаться со сверстниками, правильно строить с ними взаимоотношения. В частности, одна из проблем в общении будущих школьников в том, что они не умеют слушать друг друга и принимать мнение другого. Некоторые дети могут работать в классе только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним, не слушают сверстников, бывают невнимательны на уроке, не следят за тем, что происходит в классе. Родители таких детей часто жалуются, что детям задают на дом то, что они не проходили в классе. Ещё бывает, что из-за того, что ребёнок не следит за происходящим в классе, начинает шалить, поэтому учителя жалуются на плохое поведение.  Помочь в этой ситуации могут опять же сюжетно-ролевые игры, но такие, в которых ребёнок одновременно исполняет две роли с противоположными интересами. Например, полицейский – шофёр, парикмахер – клиент, врач – пациент и т.д. Ещё хорошее средство воспитания поведения в коллективе сверстников – это любые игры с правилами. Ребёнок принимает правила игры и действует чётко по ним. К тому же дети часто меняются ролями в таких играх и смотрят на происходящую игру другими глазами, например, ведущий игры и игрок. Ещё можно поиграть в такие дидактические игры как «закончи рассказ», или «закончи предложение», чтобы ребёнок учился слушать и вникать в ситуацию. Ну и, конечно же, само общение со сверстниками, то есть практическое решение проблемы. Просто необходимо организовывать общение ребёнка со сверстниками, включать ребёнка в контакты с другими детьми, чтобы у того был социальный опыт, чтобы он мог видеть, что дети бывают разные, что бывают разные ситуации общения. Если внимательно присмотреться к поведению детей – первоклашек, то можно сразу выделить тех, у кого богатый опыт общения со сверстниками (как правило, это те, кто посещал детский сад) и тех, у кого этого общения было немного. Чаще всего адаптируются к школе лучше первые.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются учителя, родители и сами первоклашки – это завышенная самооценка ребёнка. То есть, ребёнок оценивает себя, своё поведение, свои способности и возможности слишком высоко и не сопоставляет с тем, что есть на самом деле, не способны критически относиться к собственной деятельности. У таких детей всегда «учительница злая», «школа плохая», «сосед по парте мешает», «математика скучная» и т.д. Это происходит не потому, что ребёнок нескромен или чересчур наглый, а потому, что он не умеет посмотреть на себя состороны. Ни в коем случае нельзя занижать его самооценку искусственно (это может быть причиной развития всевозможных комплексов). Хорошим средством формирования адекватной самооценки у будущего школьника могут стать режиссёрские игры. Режиссёрская игра предполагает, что ребёнок самостоятельно создавать и воплощать сюжет, а кроме этого, он сам выполняет все роли в игре и смотрит на наличную игровую ситуацию с разных позиций. Взрослый тоже может присоединиться к игре и стимулировать её вопросами. Важно, чтобы это была именно режиссёрская игра с сюжетом, а не простое манипулирование предметами или мелкими игрушками.

Личностная готовность к школьному обучению

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.) , каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками : на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция :

«Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь».

Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

По этой методике были обследованы 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-ти летние дети, как посещающие д/сад, так и обучающиеся в школе, относятся к школе положительно. И те и другие характеризовали школьников положительными прилагательными, а дошкольников - отрицательными. Исключение составили всего трое детей ( один - из д/с, двое - из школы).

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение ( по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной) , и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н.И.Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Также существуют более простые методические приемы.

Задания А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.

Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина - А.Л. Венгера: графический диктант и «образец и правило».

Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

 


См. также

Возрастные особенности детей Воспитание детей Детская коммуникация Психология образования

 


   RSS     [email protected] 

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: что нужно знать родителю

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

«Справится ли мой ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли он хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?» - эти вопросы часто беспокоят родителей будущих первоклассников. Переживания родителей вполне понятны: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и учению.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Это понятие включает в себя:

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Физиологическая готовность к школе.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем в организме ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

  1. Уровень физического развития.
  2. Уровень биологического развития.
  3. Состояние здоровья.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру.

В начале обучения в первом классе учебно-важными качествами являются:

Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой - как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.

В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности мы выделяем пять блоков учебно-важных качеств:

  1. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.
  2. Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
  3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
  4. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
  5. Управление деятельностью. Учебно-важные качества V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.

Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер.

Кризис семи лет был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

К этим качествам относятся:

Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.

Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.

К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать общества младших детей.

Таким образом, причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

В завершении статьи хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).

Личностно-мотивационная готовность к обучению в школе

МБДОУ «Детский сад № 28» Барнаул

Воспитатель Фролкина Е.В.

«Личностно-мотивационная готовность к обучению в школе»

 В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.

 В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению школе. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема личностно-мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.

 Готовность ребенка к школьному обучению – сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности (овладение счетом, чтением, иногда даже письмом) собственно психологическую готовность. Ведь именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.

 Л.И. Божович отмечает, что на готовность дошкольника к обучению в школе равномерно оказывают влияние физиологический, социальный и психический компоненты развития ребенка. Это не разные виды готовности к школьному обучению, а разные аспекты ее проявления в различных формах активности. Н.И. Гуткиной «готовность к школьному обучению» трактуется как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

 Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).

 Личностно-мотивационная готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении дошкольников слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

 Личностная готовность к школе понимается и как желание ребенка учиться и умение учиться, способность мобилизоваться, подчинять свои внутренние импульсы словесной инструкции взрослого, понимание своей ответственности перед взрослыми за качество учебы. В исследовании Э. Рыбина выделены составляющие личностной готовности к обучению в школе: самосознание и самооценка, «внутренняя позиция школьника», саморегуляция и произвольность, самоконтроль.

 У ребенка к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы адекватные представления о базовых составляющих своей физической, психической и социальной сущности. Л.С. Выготский отмечал, что осознание своего «Я» является решающим моментом в развитии личности.

 Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются с ранних периодов детства в семье. Вопросы формирования личностно-мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются актуальными, их разработка способствует успешному решению вопроса обеспечения равных возможностей ребенка в получении качественного образования. Личностно-мотивационный компонент определяет возникновение, направленность, методы осуществления и результат конкретных видов деятельности. Под личностно-мотивационной готовностью будем понимать систему мотивов и потребностей ребенка, проявляющихся в позитивном отношении к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к ее сторонам, непосредственно связанным с учением.

 Подводя итог, отметим, что личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отношение ребенка к самому себе. Мотивационная готовность к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Отсюда следует, что личностно-мотивационная готовность к обучению в школе – это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль. Стремление ребенка включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания – означает, что ребенок готов начать обучение в школе.

Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.

Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С.Выготский. – Москва: Академия. 2015. – 458 с.

Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – Москва: Академический проспект. – 2014. – 312 с.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. // Администратор образования, № 23, 01.12.2014. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online , свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 19.12.2017 г.)

Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.

ФГОС ДО 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Просвещение, 2013. – 16 с.

90 000 Готовность к школе – как ее оценить и на что обратить внимание родителю?

Что такое готовность к школе и что она показывает?

Подготовка к школе была и остается предметом исследований многих психологов и педагогов. В Польше этим вопросом занимались, в частности, М. Радлинска, С. Шуман, М. Пшетачникова, М. Мушиньски, Б. Вильгоцка-Оконь, В. Оконь, А. Бжезинска, С. Слышова и, следовательно, можно встретить множество определений этого понятия.

Особого внимания заслуживают соображения С. Шумана, профессора Ягеллонского университета, который в 1960-х годах понимал готовность к школе как « достижение детьми такого физического, социального и умственного развития, которое делает их уязвимыми и восприимчивыми к систематическому обучению и воспитание в первом классе » [1] , а также утверждал, что «отсутствие должного развития в одной области обычно приводит к задержкам, отклонениям и отклонениям в развитии всей личности данного ребенка» [2] .

С другой стороны, В. Оконь, соглашаясь с определением С. Шумана, обращал внимание на важность эмоционального развития ребенка и поэтому определял школьную зрелость как « достижение ребенком уровня умственных, эмоциональных , социальное и физическое развитие, позволяющее ему участвовать в школьной жизни и осваивать содержание учебной программы первого класса [3] ».

По словам современных академических преподавателей и научных сотрудников Силезского университета в Катовицах, проф.доктор хаб. Эва Ярош и проф. доктор хаб. Ева Высоцка, « Зрелость ребенка, готовность или способность к школьному обучению — термины, взаимозаменяемо используемые в предметной литературе для определения состояния развития ребенка, вступающего в новый и чрезвычайно важный период его жизни, в котором он должен встретить новые требования и ожидания от социальной среды ». [4] Профессор Э. Ярош определяет « школьную зрелость как достижение ребенком определенного момента равновесия между собственными возможностями развития и требованиями школы. [5]

Достижение готовности к школе является длительным процессом , так как ребенок должен приобрести много специфического опыта и компетенций и освоить формы мышления и действия, которые позволят ему активно адаптироваться к новым условиям в школа. Чем полнее эмоциональная, социальная, физическая и умственная зрелость ребенка, поступающего в школу, чем благоприятнее индивидуальные факторы и лучшие условия среды, тем больше гарантия успеха ребенка в обучении.

Готовность к школе - Какие сферы развития ребенка влияют на достижение школьной зрелости?

Достижение готовности к школе состоит из достижений в развитии в трех сферах: физической, умственно-эмоциональной и социальной.

Физическая сфера

Основными проявлениями зрелости в физической сфере по Б. Закшевской являются: функционирующая артикуляционная система,

  • общее, двигательная и мануальная ловкость,
  • стройные, точные движения тела,
  • проворные движения рук,
  • знание направленно-пространственной ориентации,
  • знание правой и левой сторон,
  • сбалансированная динамика нервных процессов,
  • фиксированная латерализация (т.е. преимущество одной стороны тела ребенка над другой).
  • Зрелость для начала школьного образования в физической сфере - это правильное развитие моторики в области высокой и мелкой моторики . С точки зрения крупной моторики ребенок, готовый к поступлению в школу, двигается плавно и плавно, может удерживать равновесие, демонстрирует надлежащий мышечный тонус, принимает правильную осанку, эффективно бегает, прыгает, бросает и ловит мяч.

    В свою очередь, в области мелкой моторики (крайне важной при обучении письму) ребенок должен иметь возможность контролировать и точно двигать руками, запястьями и пальцами.Важны также скорость, точность и аккуратность движений рук и приспособление их к выполняемой деятельности.

    Эмоциональная и социальная сфера

    Среди необходимых достижений ребенка в эмоциональной и социальной сфере Б. Закшевская называет: основные бытовые вопросы,

  • способность адаптироваться в новой среде,
  • эмоциональная уравновешенность,
  • дисциплина и соблюдение норм совместного проживания в группе,
  • чувствительность к нуждам других,
  • долг,
  • настойчивость,
  • добросовестность в поставленных задачах,
  • уверенность в себе, не обескураживающий трудностями,
  • самоконтроль своего поведения и работы.
  • Соответствующий уровень эмоционального развития ребенка в момент пересечения школьного порога считается определяющим, так как от него зависит умение владеть собой, соблюдать школьные правила, настойчивость в действиях и гармоничное взаимодействие со сверстниками, т.к. а также получение комментариев.

    Психическая сфера

    О готовности к школьному обучению в психической сфере свидетельствуют: правильное развитие функций восприятия, мышления, внимания, памяти и речи.При оценке умственной зрелости ребенка учитываются также следующие функции, определяющие овладение навыками письма и чтения, такие как уровень зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, а также слуховой анализ и синтез.

    Б. Закшевска указывает, что ребенок, достигший зрелости в интеллектуальной сфере:

    Как родители могут узнать, готов ли их ребенок к школе?

    Родители очень хорошо знают своих детей, потому что проводят с ними больше всего времени. Взрослые внимательно наблюдают за детьми, воспринимают малейшие изменения во внешности и поведении, слушают речь, видят, чему они научились, но также могут предсказать, как они будут реагировать на новые ситуации.

    Именно наблюдение за ребенком в различных жизненных ситуациях дает родителю информацию о ходе развития в сферах, важных для достижения школьной зрелости. Бывает, что родитель замечает в своем ребенке что-то, что его беспокоит, и обращается за помощью к специалисту. В случае невнятной речи это будет логопед, а в случае сомнений в готовности ребенка к началу обучения в школе – Педагогико-психологическая поликлиника, которая проведет тест на школьную зрелость.

    Что могут сделать родители, чтобы поддержать своего ребенка до того, как он пойдет в школу?

    Родители, которые хотят поддержать своего ребенка на пороге школьного образования , прежде всего, должны найти для него время , , чтобы вместе с ним набираться новых впечатлений, учиться, играть, слушать и разговаривать, проводить активно проводить время и воспитывать у ребенка самооценку и веру в свои способности . Также стоит вместе с ребенком использовать потенциал современной образовательной платформы.Отличным примером является Squla , с помощью которого можно весело провести время в развивающих викторинах «Разминка перед школой», чтобы проверить уровень подготовки вашего ребенка к школе.

    Подготовка к школе - сводка

    Родители, поддержите своих детей, покажите им, что хорошо, а что плохо, не защищайте их чрезмерно и дайте им немного свободы действий, и поступление в школу будет началом увлекательное путешествие для ребенка в страну знаний!

    Только сейчас! Купите годовую подписку и получите 2 месяца бесплатного доступа!

    От 12,50 злотых / месяц

    .

    Готовность к школе 6-летнего ребенка, школьная зрелость 6-летнего ребенка, критерии школьной зрелости

    Готовность к школе – это уровень развития ребенка, необходимый для выполнения обязанностей, связанных с поступлением в школу. Это совокупность тех психофизических особенностей, формирующихся в первые 6 лет жизни, которые позволяют ребенку адаптироваться к школе.

    Ребенок, достигший зрелости, чтобы пойти в школу, – это ребенок, развитие которого позволит ему научиться читать, писать и считать, адаптироваться к требованиям школы, сосуществовать со своими сверстниками и успешно продолжить свое образование в первом классе.

    Через несколько месяцев начнется учебный год. Семилетки переступят пороги начальной школы. Начало учебы станет поворотным моментом в их жизни. Старшие дошкольники с нетерпением ждут того дня, когда они станут учениками. Поход в школу у них ассоциируется только с приятными переживаниями. Во сне они видят себя со школьной сумкой на спине. Им не терпится услышать первый звонок, когда они перейдут из детского сада в первый класс. Дети идеализируют вхождение в школьный мир.С другой стороны, педагоги и психологи знают, что принятие новой социальной роли — роли ученика — требует серьезных усилий. Это связано с обширными требованиями, предъявляемыми к 7-летним детям в начале их образовательного пути.

    Первоклассник должен:
    - вставать утром, чтобы вовремя приходить на уроки,
    - соблюдать правила функционирования школы,
    - сосредотачиваться на уроках,
    - внимательно слушать инструкции,
    - точно выполнять задания,
    - получить много новой информации,
    - помнить о домашнем задании,
    - научиться чему-то за ночь,
    - уметь мобилизоваться после неудачи,
    - быть устойчивым к стрессу,
    - справляться с большими физическими нагрузками,
    - быстро адаптироваться в условиях команда сверстников.

    Это основные требования школьного канона. Встретить их сможет только ребенок, находящийся на стадии развития, на которой возможно превращение из дошкольника в ученика. А как известно, не все развиваются одинаково. Достаточно взглянуть на детей с «0» класса, чтобы заметить, что для них характерна разная динамика взросления. Некоторые из них могут добавлять подробности, другие еще не знают названий числительных. Одни играют в группе, другие вообще не сотрудничают со сверстниками.Одни из них долго выполняют задачи сосредоточенно, другие быстро сдаются. Подобную полярность можно умножить. Такое разнообразие детских возможностей имеет немаловажное значение для будущей образовательной судьбы. Поэтому здесь возникает вопрос: все ли они готовы, чувствительны и восприимчивы к школьному влиянию? Чтобы развеять сомнения, проверьте, готовы ли они к новым испытаниям. Для этого следует оценить уровень школьной зрелости детей. Только благодаря ранней диагностике будет время принять корректирующие меры.Чем раньше мы их примем, тем более эффективными и удобными для детей они будут. Время, потраченное на поддержку развития, поможет уберечь их от многих образовательных разочарований и даже от возможной отсрочки обязательного обучения.

    Индивидуальное тематическое исследование в области школьной зрелости определит уровень физического, умственного, умственного, эмоционального и социального функционирования. Таким образом, мы определим, существует ли баланс между требованиями, предъявляемыми школой, и возможностями развития ребенка.Выясним, позволят ли компетенции ребенка взять на себя роль ученика.

    Следует помнить, что 7-летний возраст, который часто называют «золотым возрастом ребенка», не определяет образовательную зрелость. Это лишь условная граница между отдельными периодами развития, когда большинство детей готовы пойти в школу. Может случиться так, что семилетний ребенок-рекордсмен окажется на уровне пятилетнего по умственному и физическому развитию. А значит, содержание учебной программы, представленное на уроках, будет ему совершенно чуждо, и сидеть за партой будет невыносимо.С другой стороны, другой семилетний ребенок может развиваться немного быстрее. Ему все будет легко, а может быть, даже слишком легко. Многочисленные исследования показывают, что в группе 6- и 7-летних имеются значительные индивидуальные различия, иногда достигающие даже нескольких лет.

    Симптомами школьной незрелости у ребенка 6 лет являются:
    - снижение подвижности ребенка - неуклюже бегает, прыгает, с трудом бросает и ловит мяч,
    - трудности с четкими повседневными действиями - завязывание шнурков на бантике , застегивание пуговиц, использование с ножницами,
    - плохая ориентация в схеме тела с определением сторон, проблемы с определением направления вправо, влево, от себя, впереди, сзади,
    - трудности с воспроизведением фигур, напримерромб, квадрат,
    - трудности с выделением элементов из целого, а также соединением их между собой, (построение из блоков, расстановка мозаики по образцу),
    - не замечание деталей, отличающих две картинки,
    - трудности во времени и определения дней недели, времен года,
    - трудности с воспроизведением простой мелодии и ритма,
    - трудности с запоминанием стихов, текста рассказа,
    - неправильное произношение, дефекты речи,
    - трудности с различением сходных звуков (с-з , ш-ф, б-р), нарушения фонематического слуха, голосового анализа и синтеза,
    - трудности узнавания букв, сходных по форме м-н, л-т, б-д,
    трудности в обучении чтению.

    Эти неблагоприятные симптомы, охватывающие перцептивно-моторную и когнитивную сферы, существенно ограничивают зрелость ребенка для обязательного школьного обучения.

    То, что ребенок плохо показал себя в диагностике школьной зрелости, не означает, что он хуже своих сверстников. Просто у него своя индивидуальная, может быть, чуть более медленная, динамика развития. Потому что, как говорила Э. Грушчик-Колчиньская, знаток природы дошкольника: «Люди похожи на яблони. Есть балансы, плоды которых созревают быстро, и яблони, на которых плодоносят зимние яблоки.Последние тоже вкусные, но их надо немного подождать».

    Подготовила: Эва Олесиньска

    .90 000 КАК ОЦЕНИТЬ, ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

    Если вы подозреваете, что ваш 6-летний ребенок еще не созрел для обучения, обязательно отведите его на диагностическое обследование в нашу психолого-педагогическую клинику.

    Исследования показывают, что примерно 30–40% детей, поступающих в школу, не достигают оптимальной готовности к школе. Некоторые из них испытывают такие большие трудности в усвоении материала, а в результате своих неудач у некоторых развивается огромный страх неудачи, который со временем перерастает в школьный невроз, фобию, другие не любят школу, не хотят учиться, иногда использование принуждения вызывает использование избегания (напр.имитация болезни), приводящая к пропуску занятий. Неудачи и отставания создают состояние психического напряжения, которое легче всего снять с помощью агрессии.
    Кроме того, шестилетний ребенок с задержкой мышления, памяти и внимания подвержен риску развития общей неспособности к обучению. У ребенка может проявиться умственная отсталость, которая быстро компенсируется только при адекватном обучении до начала школьного обучения.

    Дети с нарушениями восприятия, в свою очередь, подвержены риску развития особых трудностей при обучении письму, чтению и/или математике.Это дети с риском развития дислексии и дискалькулии. Эффективность чтения и письма во многом зависит от качества зрительного и слухового восприятия.
    Дети с нарушением зрительного и слухового восприятия относятся к группе риска дислексии, которую можно предотвратить соответствующими упражнениями, стимулирующими развитие этих сфер, желательно до поступления ребенка в школу.
    Недостаток эмоциональной зрелости также нарушит процесс обучения и снизит шансы на успех в школе.Ребенок, не умеющий влиться в группу, замкнут или, наоборот, агрессивен, гиперактивен, либо ребенок, не умеющий отделить себя от родителей, будет с трудом адаптироваться к новой действительности и школьным требованиям.

    Таким образом, , диагностика рекомендуется до начала обучения, а в случае отрицательного результата скрининговых тестов будет полезна терапия, направленная на решение проблем ребенка, в том числе эмоциональных.

    Ни один ребенок не готов автоматически к обучению в определенном возрасте (напр.после 7 лет). Она определяется врожденными способностями ребенка и опытом, полученным пока благодаря взрослым.
    Готовность к обучению в школе связана с: возрастом ребенка и индивидуальными темпами физического и психологического развития, интеллектуальным богатством окружающей среды (общие беседы, игры, рисование, обучение, поездки). Посещение детского сада и обязательного детского сада является огромным преимуществом для подготовки к школе.

    Готовность к школе шестилетнего ребенка складывается из достижений развития в трех сферах:
    психической, двигательной, эмоциональной и социальной.
    Ребенок, готовый к обучению, должен демонстрировать:
    I. школьную зрелость в плане физического развития (в том числе рост 120 см, вес более 23 кг; координация движений, способность удерживать равновесие, эффективные движения рук, обеспечивающие соответствующую уровень рисования и письма) , скоординированные и плавные движения)
    II. школьная зрелость в области познавательных процессов (например, сосредоточение внимания в течение примерно 30 минут, саморегуляция внимания (так называемое свободное внимание), чтобы побудить себя заняться делами, рекомендованными взрослым; способность контролировать процесс памяти связанные с концентрацией внимания; анализ и синтез графических знаков (замечание различий, зависимостей), слуховое различение всех звуков, слуховой анализ и синтез; причинно-следственная связь, предметная классификация, соответствующее развитие оперативного мышления; законченное речевое развитие, правильная артикуляция )
    III. школьная зрелость в плане эмоционально-мотивационной (например, способность контролировать гнев, агрессию, чувство долга и ответственности за себя; настойчивость, любознательность, любознательность, просоциальная позиция)
    IV. школьная зрелость с точки зрения социального развития (например, чувство принадлежности к группе, способность понимать и соблюдать социальные правила и нормы; способность сотрудничать в группе, способность сравнивать себя с другими, самооценка побуждение к действию).

    При оценке школьной готовности будущего школьника особенно важно учитывать 9006 уровень готовности к изучению математики.
    Концепция зрелости для изучения математики в школе и метод ее диагностики профессора Грушчик-Колчинской предполагает, что готовность к изучению математики охватывает следующие области:
    I. умение и готовность считать : эффективная конверсия реальных предметов и их изобразительных и символических изображений (т. е. рисунков, схем), умение отличать правильный счет от ошибочного - находить и исправлять ошибки, умение складывать и вычитать в пределах 10 по памяти или на пальцах
    II. операциональное рассуждение на конкретном уровне , т. е.: способность распознавать постоянство количества - способность воспринимать равенство множеств несмотря на изменение пространственного расположения их элементов, способность определять непротиворечивый ряд в восходящем или в порядке убывания (например, расположение палочек от самой короткой к самой длинной), возможность использования с символическими представлениями (цифрами, знаками) в отношении: математических понятий, арифметических операций, графических схем
    III. эмоциональная зрелость : самостоятельность, мотивация к решению задач, устойчивость к трудным проблемным ситуациям (часто это математические задачи), способность справляться с фрустрацией
    IV. правильное развитие перцептивно-моторных функций , позволяющих отображать цифры, писать и рисовать.

    Если недостаточность готовности к обучению диагностирована в начале 0 класса, достаточно включить ребенка дома и/или в детском саду дополнительными упражнениями, стимулирующими отстающие сферы развития.Однако, если дефекты развития обнаруживаются поздно или очень серьезны (они охватывают многие сферы), показанием является отсрочка обязательного школьного обучения ребенка. В соответствии со ст. 16 Закона от 7 сентября 1991 года «Об образовании» решение об отсрочке обязательного обучения принимается директором школы после консультации с психолого-педагогическим консультационным пунктом.
    Дополнительный год следует использовать для закрепления содержания учебной программы 0 класса, педагогической терапии и консультаций специалистов.

    При достижении ребенком дошкольной группы полной школьной зрелости во всех вышеперечисленных сферах (не следует забывать об эмоциональной готовности к обучению) целесообразно ускоренное обязательное школьное обучение .
    Также и в этом случае решение принимает директор школы на основании заключения психолого-педагогической консультации (ст. 16 Закона об образовании). Ребёнку, который развивается быстрее, вынужденному находиться в группе менее зрелых сверстников и повторять давно выученный контент, станет скучно и он может потерять мотивацию к обучению.Поэтому важно дать ему возможность максимально использовать свои возможности посредством раннего направления в школу, но только в том случае, если он готов это сделать и полностью созрел.

    Термин «риск дислексии» используется для описания детей младшего возраста, которые имеют избирательные проблемы с психомоторным развитием, которые могут привести к трудностям чтения и письма в более позднем возрасте. Этот термин также используется для учащихся, которые сталкиваются с первыми, но серьезными, трудностями в обучении, несмотря на нормальный интеллект, хорошо функционирующие органы чувств и надлежащую воспитательную и педагогическую помощь дома и в школе.
    Риск дислексии — это не состояние неспособности в целом соответствовать школьным требованиям , а неспособность к обучению конкретным видам деятельности: чтению и/или письму.
    Таким образом, ребенок с высоким риском дислексии не полностью готов к поступлению в школу и лучшим решением для него будет отложить обязательное школьное обучение и - обязательно - пройти интенсивную коррекционно-компенсирующую работу в детском саду и дома.
    Оценку риска дислексии может проводить воспитатель детского сада или сами родители, используя шкалу риска дислексии Марты Богданович, опубликованную в книге «Риск дислексии.Проблема и диагноз».
    В случае неудовлетворительного результата данного обследования необходимо как можно быстрее сообщить ребенка в нашу психолого-педагогическую клинику для углубленной диагностики затруднений.


    После обследования вы получите заключение о готовности вашего ребенка к школе с указанием соответствующих упражнений.

    Библиография
    1. М. Богданович: Риск дислексии. Проблема и диагностика, Гданьск, 2005.
    2. Э. Грущик-Колчиньска: Дети с особыми трудностями в обучении математике.
    Причины, диагностика, коррекционные и компенсационные занятия, Варшава, 2006 г.
    3. Б. Янишевска: Оценка школьной зрелости, Варшава, 2006 г.
    4. Э. Козневска (ред.): Skala Ready Szkolnej, Варшава, 2006 г.
    5. B Вильгоцка-Оконь: Подготовка к школе для шестилетних детей, Варшава, 2003 г. 9000 3

    Моника Купец

    Преподаватель польского языка и педагогической терапии

    / Источник: Готов ли ваш ребенок к школе?
    Пособие для родителей 5- и 6-летних детей.
    Бесплатное издание, подготовленное в рамках проекта
    «Наша поликлиника: психолого-педагогическая помощь
    для повышения образовательных возможностей детей
    Лимановского района и окрестностей» /

    .

    Школьная зрелость 6-летнего ребенка - или что должны знать родители

    Поход в школу - очень важный момент в жизни ребенка. Родители переживают это событие вместе с ребенком. Вокруг ребенка возникает атмосфера внезапного повышенного интереса, наполненная радостью - мой ребенок идет в школу, и тревогой - как он справится, каким учеником он будет.

    Заботливые родители всегда готовы предвидеть трудности и защитить себя от них.Они мечтают, чтобы наука была для их детей увлекательным способом познания мира, а не, как считают многие дети, скучным, трудным и бессмысленным занятием. Они задаются вопросом, что они могут сделать, как помочь ребенку достичь уровня зрелости, требуемого школой.

    Степень приспособленности ребенка к школьной действительности зависит от степени его школьной зрелости.

    Понятие школьной зрелости, поскольку именно так определяется готовность ребенка к выполнению задач и обязанностей, поставленных перед ним школой, охватывает как его умственное, физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие, так и уровень овладение навыками и знаниями, подготавливающими ребенка к обучению чтению, письму и счету.

    Есть много факторов, которые определяют, хочет ли ребенок систематически ходить в школу. К ним относятся, среди прочего:

    - Культурные условия включают уровень образования родителей, языковую культуру семьи, культурные потребности, правила воспитания детей, способы проведения свободного времени.Культурные условия семейного очага и особенно уровень образования родителей оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие и школьные достижения учащихся. Образованные родители, как правило, проявляют большой интерес к школьным проблемам своих детей, имеют большие ожидания и устремления в отношении их будущего и в большей степени стимулируют их к достижениям.

    - Социально-психологические условия: структура семьи, личность родителей, отношения между родителями, отношение родителей к детям, домашняя атмосфера.Для достижения школьной зрелости важно, воспитывается ли ребенок в полной или неполной семье, в малой или большой семье, в двух- или трехпоколенной семье. Как правило, многодетная семья создает благоприятные условия для развития личности ребенка, так как заставляет считаться с окружающими и воспитывает заботливые отношения. Дети из многодетных семей быстрее становятся самостоятельными, достигают более высокого уровня эмоциональной зрелости, не склонны переоценивать себя, лучше умеют взаимодействовать с окружающими.Однако, если семья очень большая и материальные условия очень скромные, обремененные излишними обязанностями родители мало времени уделяют своим детям, предоставляют их самим себе, не удовлетворяя всех их потребностей.

    Важным фактором, влияющим на школьную зрелость детей, является факт посещения детского сада . Дети с длительным дошкольным стажем отличаются лучшей социализацией, чем другие дети, и лучшей подготовкой к школе.

    В детском саду происходит формирование личности ребенка, его познавательных способностей и мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ и синтез, мышление.Есть мануальные и графические упражнения на совершенствование, чтобы у ребенка не было проблем с письмом. Формируются социальные и нравственные установки и черты характера, развивается словарный запас ребенка. На этом этапе следует помнить о поддержке того, что развивается медленнее и слабее, о развитии и замечании способностей ребенка, об обеспечении условий для всестороннего развития (предоставление учебных пособий, условий труда, забота о здоровье ребенка, обеспечение двигательной активности). Вы также должны не забыть связаться с учителем вашего ребенка, узнать, как у него дела, и немедленно оказать помощь.Оздоровительные упражнения лучше проводить в игровой форме, побуждать ребенка к самовыражению, читать книги, ограничивать просмотр телевизора. Итак, ребенок, достигший готовности к школе, должен:

    1. В области умственной работоспособности:

    - для овладения зрительным и слуховым анализом и синтезом;

    - выражать себя, произносить слова и строить грамматически правильные предложения;

    - правильно произносить все звуки - если у него дефект речи, он должен находиться под наблюдением логопедической клиники

    - логично и достаточно бегло рассказать о недавнем событии, описать содержание картины, извлекая важные и важные для действия, представленного на картинке детали;

    - готов слушать прочитанные ему книги и уметь рассказывать их содержание;

    - узнавать цвета и уметь их называть; - знать несколько песенок и потешек для детей;

    - понимать и выполнять адресованные ему указания;

    - иметь хорошую зрительно-слухово-моторную координацию;

    - хорошо понимать схему тела, а также пространственную, направленную;

    - хорошо ориентироваться в ближайшем социальном и природном окружении;

    - уметь рассчитывать по частностям;

    - узнавать и называть геометрические фигуры.

    1. В области двигательных и мануальных навыков:

    - быть самостоятельным, с особым упором на основные виды деятельности по самообслуживанию - застегивание пуговиц, завязывание шнурков, одевание и раздевание;

    - резать и безопасно пользоваться ножницами;

    - выполнять действия, требующие ловкости пальцев, такие как нанизывание бисера, расстановка кубиков, шитье большой иглой, игры на ловкость и т. д.

    - уметь бросать и ловить большой мяч;

    - уметь прыгать, подпрыгивать на одной ноге;

    - эффективно пользоваться инструментами для рисования и письма, правильно их держать;

    - соблюдать правильное направление рисования фигур, узоров, букв - справа налево и сверху вниз;

    - воспроизвести заданные фигуры;

    - выполнить работу на заданную тему с использованием различных художественных техник;

    - будь проворным, быстрым, проворным;

    - иметь хороший баланс;

    - установили латеральность - доминирует одна сторона.

    1. В сфере социальных навыков:

    - стараться выполнять деятельность до конца, в определенное время, настойчиво;

    - ведите себя благоразумно;

    - соблюдать установленные правила, соблюдать правила игр и занятий;

    - доверчиво относиться к окружающему миру;

    - контролировать эмоциональные реакции, не поддаваться сиюминутным капризам;

    - иметь возможность делиться с другими;

    - нравиться, быть принятым сверстниками;

    - не реагировать агрессивно или слишком эмоционально на трудности или неудачи;

    - помощь в несложных домашних делах;

    - для поддержания порядка в непосредственной близости;

    — быть готовым помочь, полезным;

    - сосредоточить свое внимание на заданной деятельности;

    - адаптироваться к новой ситуации и среде;

    - готов играть со сверстниками;

    - в зависимости от ситуации провести игру, подать в группу, сотрудничать.

    Несколько практических советов:

    - никогда нельзя пугать ребенка школой и учителями;

    - ребенок должен радоваться, что идет в школу;

    - должен участвовать в покупке школьных принадлежностей, выбирать то, что ему нравится;

    - заранее подготовим письменный стол, полку для книг и школьных принадлежностей, постоянное место для работы;

    - помните, что для правильного развития ребенка необходимы следующие условия: - порядок, покой и веселая атмосфера дома;

    - поддержание эмоционального контакта с ребенком;

    - соблюдение постоянного режима дня;

    - сделать его независимым, обязательным и пунктуальным;

    - обеспечение контактов со сверстниками.

    - когда ребенок пойдет в школу:

    - поговорим с ним о том, что там происходит, что интересного он узнал;

    - просмотрим его блокноты;

    - похвалим, побудим к работе;

    - не кричи, если он чего-то не может, а попробуй ему помочь;

    - давайте работать с учителями;

    - не будем избавлять ребенка от школьных обязанностей.

    .

    Школьная зрелость. - Начальная школа № 59 Болеслав Кривоусты

    ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – это готовность ребенка брать на себя задачи и обязанности, которые возлагает на него школа. Зрелость включает в себя: физическое и умственное развитие: эмоциональное, социальное и умственное, а также уровень овладения навыками и знаниями, которые подготавливают ребенка к началу обучения чтению, письму и счету. Чем полнее эта зрелость, тем больше залог успеха ребенка в обучении.

    Зрелость Компоненты:

    Эмоциональная зрелость — это способность испытывать богатый и разнообразный мир чувств.

    Эмоционально зрелый ребенок правильно реагирует на положительные или отрицательные комментарии о поведении и успеваемости.

    Эмоционально незрелый ребенок вспыльчив, раздражителен, агрессивен, беспричинно злится или плачет, часто конфликтует с друзьями.

    Социально зрелый ребенок правильно устанавливает контакты со сверстниками и взрослыми, умеет соблюдать правила общественной жизни, подчиняться заключенным договорам.Ребенок, поступающий в школу, должен разбираться в простых социальных ситуациях и понимать, что хорошо, а что плохо (например, нельзя обижать других, уничтожать чужое имущество, узурпировать найденные вещи). Социально зрелый ребенок хорошо чувствует себя в новой школьной среде и охотно берется за работу на благо других.

    Проявлением социальной незрелости является постоянная поглощенность внимания учителя, требование постоянного отличия и стремление к привилегированному положению в классе.Социально незрелые дети также могут изолировать себя от группы, избегать своих друзей, избегать совместных игр, легко подчиняться своим друзьям, проявлять пассивность, застенчивость, робость и замкнутость.

    Умственная зрелость ребенка проявляется в интересе к обучению, особенно к чтению, письму, счету и к явлениям, происходящим в ближайшем окружении. Психически зрелый ребенок может длительное время концентрировать внимание на одном и том же действии, внимательно следить за содержанием рассказанной или прочитанной сказки.Его речь правильна с точки зрения артикуляции.

    Подведение итогов готовности ребенка к школе:

    Если ребенок в большей или меньшей степени не соответствует вышеперечисленным требованиям, есть трудности в поведении ребенка, жизнедеятельность ребенка вызывает какие-либо сомнения - то для принятия окончательного решения стоит обратиться к специалисту: психологу, педагогу, логопед

    РОДИТЕЛЯМ:

    Дома также стоит проводить различные занятия, поддерживающие развитие ребенка и формирующие его готовность к школе.Что можно сделать, так это, например, побудить наших детей рисовать, вырезать, лепить из пластилина, шить. Также желательно тренировать с ребенком умение концентрировать внимание: читая или рассказывая сказки, рассказывая о только что изученной истории.


    .

    Пора в школу? О школьной зрелости - KIDS & Co.

    Анна Ковальская и пуля; 5 минут чтения

    Когда у вас нет ребенка школьного возраста, момент поступления в школу кажется далеким. Это совершенно нормальный подход. Матери ориентируются на потребности возраста своего ребенка. Мы пытаемся сравнивать детей с собой в их возрасте.

    Сначала нам кажется, что у них больше, чем у нас, но это не совсем так.Наши дети — совершенно другое поколение — и по эмоциональному развитию, и по интеллекту. На карту поставлены социальные и семейные условия. Сегодня родители сосредоточены на развитии своего ребенка, что не было приоритетом в прошлом. Не было такого широкого доступа к информации, связанной с воспитанием, здоровьем или даже знаниями о правах детей. Использование iPad и выбор дополнительных занятий в ясельном возрасте, поддерживающих диетический иммунитет, не анализировались.

    Давайте посмотрим на это с точки зрения ребенка.При переходе от дошкольного к раннему школьному возрасту меняется основная форма деятельности ребенка. До сих пор это было развлечением, теперь это будет наука. Успеваемость будет основным критерием оценки ребенка. Однако для того, чтобы ребенок соответствовал школьным требованиям и полноценно развивался, он должен достичь школьной зрелости. Но знаете ли вы, что такое школьная зрелость?

    Можно сказать, что это готовность ребенка к поступлению в школу в зависимости от достижения такого состояния физического, эмоционального, социального и умственного развития, которое позволяет ему выполнять школьные обязанности.

    Большинство детей, посещающих детский сад или так называемые «Детский сад», готовность к школе незаметна и не требует особых усилий со стороны родителей или педагогов. Воспитательная работа детского сада, начиная с самых младших групп, направлена ​​на то, чтобы дать ребенку хороший старт в школе. Несмотря на это, бывает, что некоторые дети не достигают школьной зрелости к семи годам и поэтому откладываются от обязательного школьного обучения. Эти дети нуждаются в особом уходе и профессиональной помощи.Среди детей, перешагнувших школьный порог, есть те, кто вступает в школьные обязанности с так называемым неполная школьная зрелость. В таких случаях необходима помощь специалиста (например, коррекционная и компенсирующая), потому что они подвержены серьезным школьным неуспеваемости. Родители всегда решают, пойдет ли ребенок в школу, несмотря на отсутствие школьной зрелости или отложенную, после консультации с психологом и педагогом. Этим непростым, но необходимым решениям должна предшествовать достоверная диагностика ребенка, позволяющая определить его умственную, физическую, социальную и эмоциональную зрелость.

    Новая ситуация и все факторы, с ней связанные, составляют трудную и трудную задачу для нервной системы ребенка. Иногда возникают страхи и невротические состояния, связанные с посещением школы. Часто они основаны на ошибках, совершенных совершенно неосознанно самими родителями.

    Вот самые распространенные:

    Все элементы школьной зрелости одинаково важны, хотя, к сожалению, не всегда развиваются гармонично.Если что-то беспокоит, следует обратиться к специалисту.

    Я надеюсь, что теперь вы как родитель будете более спокойно ожидать этого важного события, когда ваш ребенок пойдет в первый класс. Но обязательно найдутся те, кого это волнует.

    Если вы заметили, что ваш ребенок плохо учится в детском саду, вы обеспокоены и у вас есть опасения, что ваш сын или дочь сможет учиться в первом классе, вам следует обратиться к психологу, педагогу или логопеду.Они определят причины затруднений ребенка и дадут рекомендации по работе. Иногда именно учитель первым замечает проблемы ребенка и, заботясь о его судьбе, указывает на необходимость исследования с целью определения школьной зрелости.

    Со своей стороны, я призываю вас внимательно слушать педагогов и использовать их предложения. Диспансеризация, разумеется, является добровольной, и родители сами решают, использовать ее или нет. Воспитатель не знает ребенка «навсегда», но путем наблюдения и работы он профессионально оценит ход развития ребенка.Регулярные консультации и беседы с воспитателями – залог объективной оценки развития дошкольника. Давайте воспользуемся мнением учителей — они с радостью поделятся своими неусыпными догадками, чтобы устранить любую проблему.

    Ола Васяк

    До встречи!

    Приглашаем на индивидуальную встречу с директором. Это возможность познакомиться с нашим дидактическим предложением, задать беспокоящие вопросы и увидеть детский сад.

    .90 000 Подготовка к школе 9000 1

    I. Информация о готовности ребенка к началу обучения в начальной школе.

    1. Воспитатели дошкольных учреждений обязаны предоставить родителям ребенка письменную информацию о своей готовности к поступлению в начальную школу до конца апреля учебного года, предшествующего учебному году, в котором ребенок обязан или может начать начальную школу.

      Правовая основа: Постановление министра национального образования от 28 мая 2010 г.
    2. Задачей учителей является проведение педагогических наблюдений, направленных на изучение возможностей и потребностей детей в развитии, и документирование этих наблюдений. В год, предшествующий началу обучения ребенка в 1 классе начальной школы, необходимо провести анализ готовности ребенка к началу обучения в школе (дошкольная диагностика).

      Целью этого анализа является сбор информации, которая может помочь:

      Правовая основа: Приложение 1 к постановлению министра национального образования от 23 декабря 2008 г.об основных учебных планах дошкольного образования и общего образования в отдельных типах школ.

    3. Справка, хотя и выдается по специальной форме, утвержденной Министерством народного просвещения, не является свидетельством об окончании детского сада или детского сада. Это только конспект работы с ребенком , описывающий освоение основной программы дошкольного образования. Также указываются области, в которых ребенок нуждается в поддержке на следующем этапе обучения в связи с его способностями или проблемами.
      Данная информация не является основанием для отсрочки обязательного обучения!!!

    II. Отсрочка обязательного образования

    1. Решение об отсрочке обязательного школьного обучения принимается директором государственной начальной школы района, где проживает ребенок.
    2. Основанием для отсрочки обязательного обучения является заявление родителей к директору школы об отсрочке обязательного обучения с заключением психолого-педагогической консультации.
    3. Заключения об отсрочке прохождения обязательного обучения выдаются поликлиникой по письменному заявлению родителей/законных представителей ребенка.
    4. В соответствии со ст. 16 сек. 3 Закона о системе образования, в случаях, оправданных уважительными причинами, начало выполнения обязательного образования ребенком, не имеющим справки о необходимости специального образования, может быть отложено, однако, не более чем на один год.
    5. Заявление об отсрочке прохождения ребенком обязательного образования подается в календарном году достижения ребенком 6-летнего возраста .Отсрочка распространяется на учебный год, в котором ребенок должен начать или уже начал получать обязательное образование.
    6. В случае детей, имеющих аттестат о специальном образовании , дошкольное образование может охватывать ребенка старше 6 лет, не дольше , но не позднее окончания учебного года в том календарном году, в котором ребенок исполняется 8 лет . Поэтому обязательное обучение этих детей может быть отложено до конца учебного года в календарном году, в котором ребенку исполняется 8 лет.
    7. Дети со справкой о необходимости специального образования, отложившие выполнение обязательного образования, сохраняют это право до окончания срока, на который оно предоставлено.
    8. Решение о необходимости специального образования может включать в рекомендации положение о возможности отсрочки получения ребенком обязательного образования.

    MSc Eng. Анета Пшибилевска
    Заместитель директора
    Негосударственного психолого-педагогического консультационного центра «АРКА»

    .

    Смотрите также