Конвенция оон о защите прав ребенка


Конвенция о правах ребенка

(Неофициальное изложение)

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух.  Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе.  Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый  ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться.


Статья 1

Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.

Статья 2

Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации. 

Статья 3

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу. 

Статья 8

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.

Статья 9

Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 12

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

Статья 14

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17

Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Статья 18

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Статья 26

Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.

Статья 27

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 28

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 30

Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.

Статья 31

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.

Статья 33

Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.                                                      

Статья 38

Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статья 40

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния.  Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.


Полный текст конвенции и дополнительных протоколов имеется на многих сайтах в Интернете, включая страницу ЮНИСЕФа (http://www.unicef.org/crc/)

Источник: Центр ООН по правам человека и Народное движения за образование в области прав человека: www.pdhre.org

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА - 20 ЛЕТ

Я имею право знать!

ЮНИСЕФ объявляет о старте кампании социальной рекламы, приуроченной к 20-летию Конвенции о правах ребенка

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявляет о старте кампании социальной рекламы, посвященной защите прав ребенка. Основная цель кампании «Права ребенка» – напомнить родителям, детям, всему обществу о необходимости учитывать интересы ребенка и соблюдать его права при принятии всех важных решений как на уровне семьи, так и на уровне государства. Кампания проводится при поддержке и участии Правительства Москвы.

20 ноября отмечается Всемирный день защиты детей. В этот день 20 лет назад была принята Конвенция о правах ребенка. За эти годы многое изменилось, выросло целое поколение детей. За последние годы произошли заметные улучшения в положении детей в России: приняты новые законы, усовершенствована система помощи семьям, на реализацию социальных программ из бюджета выделяются немалые средства.

Однако остается и множество нерешенных проблем. Смертность среди детей в России все еще в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы. Несмотря на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, многие дети все еще лишены возможности жить в семье. Число детей, живущих в государственных учреждениях, не сокращается: около 156 000 воспитываются в детских домах и интернатах. В России более 500 000 детей с инвалидностью, часть из них не имеет доступа к качественному образованию. В особом внимании нуждаются дети, которые зачастую «выпадают из поля зрения» властей и общества в целом: дети в кризисной ситуации, дети, живущие с ВИЧ, «уличные дети», дети мигрантов и другие.

То, как чувствуют себя дети, зависит не только от политики и мер, принимаемых властями, но и от действий и отношения окружающих. Каждый ребенок независимо от состояния здоровья, национальности, пола, социального статуса должен иметь возможность расти в семье, получать адекватное образование, не подвергаться дискриминации и участвовать в жизни общества.

В рамках кампании Лабораторией социальной рекламы по заказу ЮНИСЕФ был создан видеоролик (15 и 30 секунд), разработаны макеты наружной и журнальной рекламы. С 1 ноября 2009 г. по 1 марта 2010 г. эти материалы будут бесплатно транслироваться на общероссийских и региональных телеканалах, в крупных супермаркетах, аэропортах. В рамках партнерства по инициативе «Города доброжелательные к детям» Правительство Москвы выделяет ЮНИСЕФ большое число рекламных щитов на улицах города.

С материалами кампании Вы можете ознакомиться на сайте ЮНИСЕФ www.unicef.ru. А также на канале ЮНИСЕФ в YouTube www.youtube.com/user/UNICEFrussia

О ЮНИСЕФ

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) осуществляет свою деятельность более чем в 150 странах мира. В Российской Федерации ЮНИСЕФ работает с 1997 года по таким направлениям, как: защита и поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодежи и ее активному участию в общественной жизни, профилактика ВИЧ/СПИДа, содействие формированию инклюзивного общества, в котором каждый ребенок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Дополнительная информация:

Анна Кочинева, Специалист по связям с общественностью, ЮНИСЕФТел.: + 7 495 937-4812, моб. +7 916-238-0154E-mail: [email protected], Web: www.unicef.ru

После окончания торжественной линейки во всех группах 1 курса прошли классные часы, посвященные 20-летию присоединения нашего государства к Конвенции ООН о правах ребенка

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Ужасающие зверства, насилия и массовые нарушения самых элементарных прав человека, данных ему от рождения, потребовали особых гарантий, как концептуальных, так и правовых, для разработки международных мер по защите прав человека. Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдении “основополагающих прав человека”. В результате в уставе были сформулированы весьма четкие положения по правам человека, что послужило началом новой эры международного законотворчества в этой области. ООН создала “универсальный свод законов” по правам человека, открытый для присоединения всех государств и обеспечивающий гарантии соблюдения прав человека включая экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав детей.

Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозгласила, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств.

После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что международное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей, и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты “Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей”, а также “План действий по ее осуществлению”, которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.

Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.

По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед международным сообществом. Следует контролировать государственную политику в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является “великой хартией вольности” для детей и “мировой конституцией” прав ребенка - важнейшим документом в серии гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Основные положения

Ребенок является субъектом права и все права человека - гражданские, культурные, экономические, политические и социальные - необходимые для его выживания, развития и защиты, взаимозависимы и неделимы.

Конвенция в статье 1 определила, что “ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”, за исключением тех случаев, когда по закону, который применяется к данному ребенку, совершеннолетие наступает раньше.

Важнейший принцип международного права - осуждение дискриминации – включен в Конвенцию и в отношении детей. В статье 2 говорится, что “Государства-участники уважают и обеспечивают права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации. В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств”. Конвенция рекомендует принять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации в связи со взглядами или убеждениями ребенка, его родителей, законных опекунов или иных членов семьи.

Конвенция (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, частным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осуществление считается одной из важнейших задач Конвенции.

Государства-участники обязуются обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия ребенка, принимая во внимание и уважая права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону (статья 5).

Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь. И поэтому каждое государство-участник Конвенции обязано принять конкретные меры в целях создания условий обеспечения в максимально возможной степени выживания и здорового физического, умственного, духовного, нравственного, психологического и социального развития ребенка для подготовки его к самостоятельной жизни в обществе.

Конвенция знаменательна тем, что впервые проложила путь к признанию права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам. В семейной и школьной жизни; при отправлении правосудия; при помещении в учреждения по уходу за ним и во время нахождения в них; при предоставлении убежища и т. д.

Конвенция признала право ребенка иметь и выражать свое мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, не порочащих репутацию других лиц и не наносящих ущерб государственной безопасности, здоровью или нравственности населения, а также право ребенка на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. В ней рекомендуется уделять должное внимание этим правам “в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка” (статьи 12, 13, 14, 15).

Особое внимание в Конвенции уделяется гражданским правам и свободам, включающим право ребенка иметь имя и гражданство с момента рождения (статья 7) и сохранять индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8). Ребенок имеет право на защиту личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательств на честь и репутацию (статья 16).

Ребенок не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания (статья 37а). Конвенция предусматривает также, что ни смертная казнь, ни пожизненное заключение не могут назначаться за преступления, которые совершены лицами моложе 18 лет (статья 37а).

Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и альтернативному уходу за ним, предусматривая право родителей руководить ребенком (статья 5) и ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка (статья 18, п.п. 1 - 2). Внимание уделяется случаям разлучения ребенка с родителями и воссоединения семей (статья 9 и 10), незаконному перемещению и невозвращению детей из-за границы (статья 11), проблемам по восстановлению содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка (статья 27, п. 4).

Особо оговариваются случаи, когда ребенок, лишенный временно или постоянно семейного окружения, или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20), проблемы усыновления (статья 21).

В Конвенции широко представлен материал по социальной защите детей. Подчеркивается необходимость периодической оценки условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25), пресечения грубого обращения и отсутствия заботы о ребенке, защиты его от всех форм физического и психологического насилия (статья 19). Государства-участники обязуются принять все меры для физического и психологического восстановления ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации, пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (статья 39).

Особое место в Конвенции занимают статьи, касающиеся медицинского обслуживания и повышения жизненного уровня детей с целью обеспечения их выживания и здорового развития (статья 6. п. 2). Проблемам охраны здоровья и услуг в области здравоохранения посвящена статья 24. Социальному обеспечению, службам и учреждениям по уходу за детьми
статьи 26 и 18. п. 3. Проблемам детей, неполноценных в умственном или физическом отношении статья 23.

Конвенция признает право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и ответственность семьи и государств-участников за обеспечение этого уровня (статья 27).

Должное внимание в Конвенции уделяется вопросам образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (статья 28).

Конвенция признает за ребенком право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни (статья 31).

В Конвенции можно выделить особые меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях. Для детей - беженцев это решение проблем получения статуса беженца и надлежащей защиты, вытекающей из норм международного гуманитарного права (статья 22). Для детей в вооруженных конфликтах это вопросы физического и психологического восстановления (статьи 38,. 39). Для детей в системе отправления правосудия по делам несовершеннолетних и детей, лишенных свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения в исправительное учреждение, это содействие их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе (статьи . 37 и 40).

Конвенция рассматривает ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации, т.е. дети, выполняющие работу опасную для их здоровья, физического, умственного, духовного, морального и социального развития (статья 32). В этой же статье устанавливается возрастной ценз для принятия ребенка на работу, продолжительность рабочего дня и др.

Конвенция рекомендует необходимые меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (статья 33) и от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34), а также от их похищения, торговли ими в любых целях и в любой форме (статья 35). При реализации этой статьи необходима координация с положениями других статей Конвенции, например, по усыновлению, трудовой и сексуальной эксплуатации и т. д.

Конвенция утверждает, что ребенку, проживающему в государстве, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, религией, обрядами и родным языком (статья 30).

Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (статья 41).

II часть Конвенции посвящена учреждению Комитета по правам ребенка с соответствующими функциями, а также программе его деятельности (статьи с 42 по 45).

Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о соблюдении прав ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или планируемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции, как для взрослых, так и для детей. Доводить содержание своих докладов об осуществлении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.

Государства-участники должны стремиться расширять права своих детей, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции. Это тем более важно, что не все международно-правовые документы известны даже служащим правоохранительных органов.

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции, было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законодательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это в первую очередь,  относится и к правам ребенка.

Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является на данном этапе уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению.

Участники  мероприятия задавали вопросы выступающим…
 

Выводы:

Конвенция стала наиболее полным документом, отражающим права детей, благодаря ней,  они приобретают силу норм международного права. Конвенция призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем строить гуманный мир.

1 сентября во всех группах Тамбовского бизнес-колледжа прошли мероприятия, посвященные юбилейной дате присоединения России к  Конвенции ООН о правах ребенка.

Анализируя итоги проведенного мероприятия, можно сделать вывод, что цель  достигнута. Для студентов проведена  активная пропаганда правовых знаний, выслушано их мнение  о действительной реализации прав, предоставлена вся необходимая информация об учреждениях,  осуществляющих  контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка  в Тамбовской области.  Необходимо отметить активное участие, заинтересованность, ответственное отношение к проведению Дня правовых знаний   исполнителей и участников на всех уровнях.

 

О правах ребенка

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества.

Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире:

Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет».

«Конвенция о правах ребёнка» - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениям и взглядам.

Некоторые статьи  Конвенции ООН о правах ребёнка:

Защита детей в РФ подчинена основным положениям, разработанным Организацией Объединенных Наций.

Права ребенка в современной России регулируются  законодательными документами:

К детям согласно Семейному Кодексу РФ относятся все лица до 18 лет. Глава 11 Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может. Защиту прав детей в России сегодня организуют Уполномоченные по правам ребенка.. Уполномоченные по правам ребенка решают проблемы, которые возникают из-за случаев насилия в семье, детской преступности, наркомании, беспризорности и других недетских проблем.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсманов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

Полезная информация

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области

Уполномоченный по правам ребёнка в Кемеровской области

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Кемеровской области

Отдел организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Главного Управления МВД России по Кемеровской области 

 

Консультативная помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 

Линия помощи «Дети Онлайн»

Ликвидировать травлю в школе

Право ребенка на защищенную или ненасильственную школьную среду вытекает из статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка во взаимодействии со статьями 28 и 29.

В статье 19 говорится о том, что ребенка следует защищать от всех форм психологического и физического насилия. Это означает, что каждый ребенок имеет право на детство без насилия. Ребенок должен быть защищен от насилия как в школе и дома, так и в иных местах.

Статья 28 устанавливает право ребенка на образование, а статья 29 уточняет, на достижение каких целей должно быть направлено образование (т. е. какие требования устанавливаются к качеству и содержанию образования). Право на образование обеспечено, в числе прочего, в том случае, если ребенок чувствует себя в школе безопасно.

Читайте о правах и обязанностях ребенка подробнее на домашней странице омбудсмена по правах ребенка

Статья 19 Конвенции о правах ребенка

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о них заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 28 Конвенции о правах ребенка

1. Государства-участники признают право ребенка на образование. И с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят обязательное и бесплатное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники применяют все необходимые меры, чтобы дисциплина в школе соответствовала человеческому достоинству ребенка и соответствовала настоящей конвенции.

3. Государства-участники попощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам образования и содействуют этому, имея в виду в первую очередь ликвидацию необразованности и неграмотности во всем мире, а также облегчают доступ к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29 Конвенции о правах ребенка

Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.

Защита прав ребёнка

 Документы:

 

 

 Конвенция о правах ребёнка 

  Конвенция, принятая в 1989 г. генеральной ассамблеей ООН, состоит из 54 статей, охватывающих как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей, которыми они обладают рождения и до достижения совершеннолетия — 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей.Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.

   В отличие от всех предшествовавших ей международных актов по правам ребенка, Конвенция ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.  

   Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.

   Конвенция стала наиболее полным документом, отражающим права детей, благодаря ей они приобретают силу норм международного права. Конвенция призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем строить гуманный мир.

   В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

   Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г.

   Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 

 

   Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

 

  Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных
интересов ребенка.

  Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности 

 

   Закон Ленинградской области "О внесение изменений в областной закон "Об адинистративной ответственности"" 

 

 Настоящий закон вносит в областной закон от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях"  изменения в следующие статьи:

"Статья 2.8. Допущение нахождения детей в местах, пребывание в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

"Статья 2.9. Допущение нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. 

Международные аспекты защиты прав ребенка

Одним из национальных приоритетов Российской Федерации последних лет стало решение проблем детской безнадзорности, преступности, насилия над несовершеннолетними. Важность темы неоднократно отмечалась на высшем уровне государственной власти, что обеспечило поддержку развития института Уполномоченного по правам ребенка, а также стало условием открытости региональных структур к инновациям в данной области.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры и правила имеют приоритет над законами РФ. Данные положения закреплены в ст.15 Конституции РФ.

Российской Федерацией был ратифицирован ряд международных документов по защите прав детей, что послужило основой для развития внутреннего законодательства в данной сфере.

Общие принципы защиты прав детей находит выражение в Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы 25 января 1996 года принята Конвенция о реализации прав детей, в рамках СНГ — Конвенция о правах и основных свободах человека (Минск, 1995) и Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года о защите детства в государствах — участниках СНГ. В принятой ООН в 2000 году Декларации тысячелетия первые из шести целей развития в новом тысячелетии прямо предусматривают защиту детей.

Все вышеуказанные документы не просто декларирует права детей, а юридически закрепляет меры защиты их прав. Ребенок рассматривается как самостоятельный субъект права, интересы детей являются приоритетом перед потребностями семьи, общества, государства, религии.

К основным принципам защиты прав ребенка относят: принцип недопустимости дискриминации, принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие, принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов.

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Кроме того, немаловажную роль играют приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Основные цели данных стандартов касаются всеобъемлющей социальной политики в целом и направлены на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних, и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще.

Таким образом, в нормах международного права закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Конвенция о правах ребенка – Министерство семьи и социальной политики

Конвенция гарантирует права детей, независимо от их цвета кожи, религии или происхождения. Он был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, инициатором его принятия является Польша. Конвенция вступила в силу в 1990 г. Участниками конвенции являются 195 государств (июнь 2015 г.). Польша ратифицировала конвенцию в 1991 году

Положения Конвенции о правах ребенка являются основой деятельности ЮНИСЕФ, который прилагает усилия к тому, чтобы они составляли канон этических принципов и международных стандартов поведения по отношению к детям.

Конвенция требует, чтобы закрепленные в ней права гарантировались без какой-либо дискриминации. Кроме того, запрещается любая дискриминация или наказание ребенка на основании правового положения, деятельности, взглядов, религиозных убеждений родителей, членов семьи или опекунов.

Он предписывает, чтобы все действия, связанные с ребенком, осуществлялись с учетом наилучших интересов ребенка.

Конвенция требует от государств действовать с учетом прав и обязанностей родителей или опекунов ребенка.Кроме того, он предписывает государствам уважать права и обязанности родителей, членов семьи, окружающей среды, законных опекунов и других лиц, чтобы направлять ребенка и консультировать его по вопросам осуществления прав, изложенных в Конвенции. Конвенция предусматривает, что родители или другие лица, ответственные за ребенка, несут основную ответственность за его содержание и за обеспечение условий, необходимых для его развития.

Конвенция содержит:

Конвенция уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями, возлагая на государство обязательство по обеспечению условий для социальной интеграции, образования, реабилитации, отдыха и доступа к медицинскому обслуживанию. Кроме того, конвенция содержит правила, касающиеся поведения в случае усыновления, процедуры предоставления статуса беженца, защиты личности детей, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

90 045 Государственные обязательства 90 046

В соответствии со ст. 4 Конвенции, она возлагает на государства обязанность принимать законодательные и иные меры для реализации закрепленных в ней прав.Когда дело доходит до реализации экономических, социальных и культурных прав, изложенных в конвенции, государства обязаны действовать, максимально используя имеющиеся средства и, при необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Дополнительные протоколы к конвенции

В 2000 году Генеральная Ассамблея ООН расширила сферу защиты детей, приняв два дополнительных протокола к конвенции:

Оба протокола вступили в силу в 2002 г., 159 государств являются участниками первого, 169 государств являются участниками второго (июнь 2015 г.). Польша ратифицировала оба протокола в 2005 г.

Протокол об участии детей в вооруженных конфликтах гласит, что:

Протокол о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии требует от государств запретить торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию и криминализировать все связанные с этим действия. Второе направление деятельности государств – защита прав и интересов детей, ставших жертвами торговли людьми, проституции и порнографии. В связи с этим в протоколе указан ряд решений, которые должны быть приняты в рамках уголовного судопроизводства, социальной политики и реабилитации потерпевших.

Контроль за выполнением конвенций и протоколов

Контроль за выполнением конвенций и дополнительных протоколов на международном уровне осуществляет Комитет по правам ребенка, состоящий из 18 независимых экспертов, которые участвуют в работе комитета от своего имени (независимо от правительств).

Оценка проводится на основе периодических национальных отчетов.

Отчеты о выполнении конвенции готовятся с использованием анкеты, составленной комитетом (2010 г.), и представляются с интервалом в несколько лет.Члены комитета имеют вклад от НПО в дополнение к страновому отчету. Комментарии НПО, представленные комитету до даты рассмотрения отчета, доводятся до сведения государства.

После первоначального рассмотрения доклада комиссия встречается с правительственной делегацией (так называемая защита), в ходе которой обсуждаются вопросы, представляющие особый интерес для комиссии. Встреча находится в открытом доступе.

После защиты комитет принимает окончательные выводы, содержащие оценку выполнения положений конвенции данной страной (положительные стороны, проблемы) и рекомендации по решению проблем.Рекомендации не являются обязательными для государств.

Комитет по правам ребенка также публикует Замечания общего порядка, отражающие взгляды Комитета на содержание Конвенции. Комментарии не являются обязательной интерпретацией конвенции.

Конвенция также включает Дополнительный протокол , , который позволяет отдельным лицам подавать жалобы в Комитет по правам ребенка на несоблюдение государствами положений Конвенции и Дополнительных протоколов.Протокол также предусматривает рассмотрение комитетом межгосударственных жалоб. Комитет может также провести расследование, инициированное в случае, если ему станет известно о серьезных или систематических нарушениях прав, упомянутых в Пакте.

Отвод может быть сделан только государству-участнику протокола. Протокол вступил в силу в 2014 г., его участниками являются 17 стран (июнь 2015 г.).

.90 000 Последние новости о правах детей в ЕС 90 001

По случаю годовщины принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 20 ноября 2021 г. я выражаю свои искренние пожелания детям, их родителям и опекунам, а также всем тем, кто со страстью и самоотверженностью работает над тем, чтобы права детей признаются, поощряются и защищаются в обществе.

Конвенция никогда не была так важна, как сегодня. Наш долг и наша ответственность — обеспечить, чтобы успехи в признании прав детей, достигнутые более тридцати лет назад, не были потрачены впустую, а еще больше углубились прямо сейчас, когда мы движемся к экономическому и социальному восстановлению после пандемии COVID-19.

Достижения в области науки, медицины и технологий почти принесли много пользы детям, но наш мир также сталкивается со многими проблемами, в том числе с изменением климата, войнами, политическими и социальными волнениями, нищетой, насилием и злоупотреблениями как в реальном, так и в цифровом мире.

Я считаю, что публикация первой в истории стратегии ЕС по правам ребенка в начале этого года представляет собой значительный шаг вперед в продвижении и защите прав детей в ЕС.Как законодатели и лица, определяющие политику, теперь мы несем общую ответственность за обеспечение полного достижения целей этой стратегии. Эта комплексная стратегия, охватывающая шесть тематических областей, тем более ценна, что она была разработана непосредственно детьми.

Участие детей в подготовке этой стратегии является прекрасным примером того ценного вклада, который дети могут внести в процесс принятия решений в политической и демократической жизни ЕС. Наша политика и правила будут обогащены и будут лучше соответствовать потребностям детей, если мы будем прислушиваться к голосам детей и давать им возможность участвовать.Сегодня я хотел бы попросить наших лиц, принимающих решения, поддерживать и поощрять реальное участие детей в разработке политики, влияющей на их жизнь, будь то на местном, региональном, национальном уровне или на уровне ЕС.

Я знаю, что 22,2% детей, живущих сегодня в ЕС, подвержены риску бедности и социальной изоляции. Это неприемлемо. Предложение о гарантии на детей является важным инструментом, помогающим государствам-членам решить эту проблему и смягчить ее последствия.

Европейский Союз несет ответственность не только за соблюдение прав детей в нашем сообществе, но и за обеспечение соблюдения прав детей в нашей внешней деятельности и отношениях со странами, не входящими в ЕС. В годовщину принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка мы должны подтвердить нашу приверженность защите детей, особенно тех, кто живет в условиях нищеты и конфликтов и подвергается риску насилия.

Я хотел бы поблагодарить моих коллег-членов Европейского парламента за их самоотверженность и приверженность продвижению и защите прав ребенка в их работе.Это нашло отражение во многих политических дискуссиях, стратегических документах и ​​законодательных предложениях парламентских комитетов. Когда мы начинаем сталкиваться с проблемами, с которыми наше общество столкнется после пандемии, мы должны помнить о возможном воздействии этих проблем на детей. Я убежден, что права детей останутся одним из приоритетов Европарламента.

Все дети заслуживают мирного детства и надежды на будущее, надлежащего ухода и защиты, а также полного осуществления своих прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.Сегодня в Европейском союзе мы вспоминаем о нашей приверженности детям. Пришло время удвоить наши усилия для обеспечения того, чтобы наши действия в правовой и политической областях и на практике отражали, полностью поощряли и защищали права ребенка.

Эва Копач
Вице-президент и координатор Европейского парламента по правам ребенка

.

Является ли Конвенция о правах ребенка первым международным документом, касающимся детей?

Время считывания: прибл., мин.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году и стала первым юридически обязывающим документом, регулирующим вопросы прав детей. В настоящее время действует во всех государствах-членах ООН, кроме США. Польша ратифицировала документ 7 июня 1991 года (первоначально с двумя оговорками, которые были сняты в 2013 году.).

В соответствии с Конвенцией «ребенок» означает «любое человеческое существо в возрасте до восемнадцати лет, если по закону, касающемуся ребенка, он не достигает совершеннолетия» (статья 1). Он имеет право на все универсальные права человека, такие как право на неприкосновенность частной жизни, свободу выражения мнений и т. д., но также право знать своих родителей и находиться под их опекой, а также на особую защиту со стороны государства при отсутствии таковой. поддержка со стороны семьи. Конвенция также предусматривает, что дети еще не полностью созрели и недостаточно осведомлены, чтобы быть в состоянии позаботиться о себе, а это означает, что им следует оказывать особую заботу и защиту.Важнейшими принципами, которыми руководствуются авторы Конвенции, являются:

Конвенцию иногда называют «Всемирной конституцией о правах ребенка». О революционном характере документа свидетельствует тот факт, что это не декларация в смысле каталога руководящих принципов для государств, а первое международное соглашение, содержащее очень широкий перечень прав детей, соблюдение которых государствами принудительноОрганом, созданным для этой цели, является Комитет по защите прав ребенка, состоящий из 18 независимых экспертов.

Польша была инициатором и инициатором создания Конвенции. Проектное предложение было представлено правительственной делегацией Польши в ООН в 1978 г. Этот проект по заказу Министерства иностранных дел подготовил проф. Тадеуш Смычинский. Через год началась фактическая работа над Конвенцией о правах ребенка на основе польского проекта.Однако окончательный вид документа отличается от польского оригинала.

Президент Анджей Дуда называет Конвенцию «исторически первым международным документом, касающимся только детей». Действительно, Конвенция о защите прав ребенка является первым документом, регулирующим этот вопрос столь всесторонне и недвусмысленно. Однако история учета прав детей фактически восходит к межвоенному периоду и деятельности Лиги Наций . В 1924 г. Генеральная ассамблея этой организации приняла Декларацию прав ребенка (известную как Женевская декларация), налагающую на человечество обязательства по отношению к детям, т.е.обеспечение надлежащего развития, питания и медицинского обслуживания.

Интенсивное развитие прав человека, в том числе прав детей, началось после Второй мировой войны. В 1946 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила ЮНИСЕФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций). Среди других важных документов, поднимающих вопрос о правах детей, следует также упомянуть Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В этом документе содержится положение о праве на социальную защиту всех детей (ст. .25, с. 2). В 1950 году в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Он также содержит положение о защите благосостояния детей государством (статья 5).

Впоследствии, в 1959 году, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка, расширение Женевской декларации. Это был набор постулатов по обеспечению детей соответствующими условиями жизни и развития, согласно которым дети являются субъектами прав человека.Несмотря на то, что Декларация была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН, она не являлась обязательным документом для государств-членов из-за отсутствия механизма контроля.

Этого добилась только Конвенция о правах ребенка, о которой говорил президент Анджей Дуда. Однако из его высказываний следует, что это был не только первый документ, законодательно регулирующий вопрос о правах ребенка, но и документ, касающийся этого вопроса впервые. Это неверно , потому что Конвенция создавалась на основе решений, выработанных в течение нескольких десятилетий борьбы за права ребенка, особенно после окончания Второй мировой войны, лучшим примером которой является Декларация 1959 г. права ребенка.Поэтому мы считаем заявление президента Анджея Дуды манипуляцией .

.90 000 Сегодня исполняется 23 года со дня подписания Конвенции о правах ребенка 90 001

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., является наиболее распространенным документом по правам человека – ее подписали все страны мира и почти все – кроме Сомали и США – ратифицировали .

Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей, которые были сформулированы с учетом следующих принципов: наилучшие интересы ребенка, равенство, уважение прав и ответственности обоих родителей и государственная помощь.На основе Конвенции был создан Комитет по правам ребенка – орган, осуществляющий надзор за ее выполнением государствами, ратифицировавшими ее. В 2000 году были приняты два дополнительных тематических протокола к Конвенции: об участии детей в вооруженных конфликтах и ​​о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.

Польша, которая была инициатором Конвенции и автором ее первоначального проекта, подписала и ратифицировала ее в 1991 году, но с двумя оговорками.Со ссылкой на Статью 7 он предусматривал, что право усыновленного ребенка знать своих биологических родителей будет ограничено применением правовых решений, позволяющих усыновителям сохранять в тайне происхождение ребенка. В соответствии со второй оговоркой статьи 38 национальное законодательство регулирует возрастной ценз, начиная с которого разрешается призыв на военную службу и участие в военных действиях. Однако в настоящее время польское законодательство гарантирует, что только лица в возрасте 18 лет и старше могут быть призваны на военную службу.

В октябре Сейм принял законопроекты, разрешающие президенту Брониславу Коморовскому снимать свои оговорки, а в начале ноября их поддержал Сенат; Теперь ждем подписи президента. В настоящее время снятие оговорок полностью соответствует польскому законодательству и не потребует внесения изменений в правила. К этому давно призывает омбудсмен по правам детей Марек Михалак, который следит за соблюдением положений Конвенции в Польше.

РПД также добивается подписания и ратификации 3-го Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка о порядке подачи индивидуальных жалоб.«Данный протокол повышает гарантии защиты прав детей от нарушений со стороны государства. Он расширяет полномочия Комитета ООН по правам ребенка, включая механизм приема и рассмотрения индивидуальных и межгосударственных уведомлений о нарушениях прав детей. Вышеупомянутая инициатива была представлена ​​в том числе и мной в Совет по правам человека в марте 2009 г.» - напомнил Михалак в интервью PAP.

III Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка был принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 2011 года.Он предоставляет Комитету по правам ребенка механизм выявления отдельных случаев нарушения прав детей. Как подчеркнул омбудсмен, это позволит подавать такие жалобы, если на национальном уровне не были предприняты эффективные меры по исправлению положения. Такой механизм уже существует для других документов в области прав человека.

Он добавил, что неоднократно обращался в Министерство народного образования (которое в Польше отвечает за представление отчетов о выполнении Конвенции) для принятия срочных мер по подписанию, а затем и ратификации Протокола.«В октябре Министерство народного просвещения представило проект заявки на согласие Совета Министров на подписание 3-го протокола вместе с обоснованием межведомственных консультаций. Затем заявка будет передана в постоянную комиссию Совета Министры. До конца года Совет Министров должен принять решение о принятии заявки на подписание Протокола", - добавил РПД.

Помимо оговорок, Польша также представила две декларации к Конвенции. В одном из них говорится, что права на свободу мысли, совести и вероисповедания, а также право ребенка выражать свое мнение и действовать по вопросам, касающимся ребенка, в административном и судебном порядке осуществляются с уважением родительской власти, в соответствии с польскими обычаями и традициями относительно места ребенка в семье и вне семьи.Во второй декларации польская сторона подчеркивает, что консультирование родителей и воспитание в области планирования семьи должны соответствовать принципам морали.

В ходе парламентского обсуждения снятия оговорок некоторые депутаты указали, что заявления, представленные Польшей, также вызывают споры и должны быть сняты. Министерство народного просвещения объявило тогда, что работа над пятым докладом о выполнении Конвенции, который будет представлен в Комитет по правам ребенка, только началась, открыты консультации, в которых каждый сможет выразить свое мнение, в том числев о декларации к Конвенции.

.

Права детей - какие права есть у детей?

права детей

В Польше наиболее важными правовыми актами, гарантирующими права детей, являются:

- Конституция Польши

- Конвенция о правах ребенка

- Закон об омбудсмене по делам детей

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — международная конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.Принятие Конвенции является одним из важнейших достижений Польши в области защиты прав детей. В 1978 году Польша предложила его принятие в Комиссию ООН по правам человека и представила проект, который впоследствии дважды изменялся. На основе Конвенции был создан орган, осуществляющий надзор за ее выполнением государствами, ратифицировавшими ее, - Комитет по правам ребенка.

Каковы права ребенка?

Все права ребенка прописаны в Конвенции о правах ребенка.Документ состоит из преамбулы и 54 статей. Каталог составлен с учетом следующих принципов:

- детское благополучие,

- равенство (все дети равны перед законом, независимо от происхождения, пола, национальности и т.д.),

- уважение прав и обязанностей обоих родителей (государство уважает автономию семьи и вмешивается только в особо обоснованных случаях в соответствии с особыми процедурами),

- государственная помощь (государство обязано принять все законодательные и административные меры для реализации прав, признанных в Конвенции).

Конвенция устанавливает статус ребенка на основе следующих предположений:

- ребенок является самостоятельным лицом, но в силу своей умственной и физической незрелости требует особого ухода и правовой защиты,

- Ребенок как человек требует уважения к его личности, достоинству и неприкосновенности частной жизни,

- семья лучшая среда для воспитания ребенка,

- государство должно поддерживать семью, а не подменять ее в ее функциях.

Каталог прав и свобод включает гражданские, социальные, культурные и политические права и, по определению, в небольшой степени включает экономические права (ребенок должен учиться, а не работать). В том числе:

Гражданские права:

- право на жизнь и развитие,

- право на идентичность (фамилия, имя, гражданство, знание своего происхождения),

- право на свободу, достоинство, уважение, личную неприкосновенность,

- право на свободу мысли, совести и религии,

- право выражать свое мнение и действовать по вопросам, касающимся ребенка, в административном и судебном порядке,

- право на воспитание в семье и связь с родителями в случае разлучения с ними,

- право не подвергаться физическому или психическому насилию,

- право не призывать в армию до 15 лет.возраст.

Социальные права:

- право на достаточный жизненный уровень,

- право на охрану здоровья,

- право на социальное обеспечение,

- право на отдых и свободное время.

Культурные права:

- право на образование (бесплатное и обязательное в рамках начальной школы),

- право пользования культурными ценностями,

- право на информацию,

- право знать свои права.

Политические права:

- право на ассоциации и собрания в мирных целях.

Чем занимается омбудсмен по делам детей?

Омбудсмен по делам детей защищает права ребенка, определенные Конституцией Республики Польша, Конвенцией о правах ребенка и другими правовыми нормами, уважая ответственность, права и обязанности родителей.Он руководствуется наилучшими интересами ребенка и учитывает, что естественной средой его развития является семья.

Полномочия и системное положение омбудсмена по делам детей регулируются Законом от 6 января 2000 года об омбудсмене по делам детей, обнародованным 31 января 2000 года и имеющим обратную силу с 1 января 2000 года.

Омбудсмен назначается постановлением Сейма, которое подлежит утверждению Сенатом. Кандидата могут предложить Маршал Сейма Республики Польша, Маршал Сената Республики Польша, не менее 35 депутатов или не менее 15 сенаторов. Срок полномочий – 5 лет. Омбудсмен вступает в должность в день принесения присяги перед Сеймом, а срок полномочий истекает в случае его смерти или увольнения в случаях, предусмотренных Законом.Одно и то же лицо не может быть Омбудсменом более двух сроков подряд. За исключением отставки с должности, уходящий RPD остается в должности до тех пор, пока вновь назначенный RPD не принесет присягу.

В соответствии со ст. 12 (1) Закона, Уполномоченный представляет Сейму и Сенату ежегодно, не позднее 31 марта, информацию о своей деятельности и комментарии о состоянии соблюдения прав детей.Материал, доступный в виде: печати Сейма и Сената (одинаковые для обеих палат), является основным документом, содержащим информацию о деятельности РПД в данном календарном году.

Омбудсмен назначается Сеймом с согласия Сената по представлению Маршала Сейма, Маршала Сената, группы в составе не менее 35 депутатов или не менее 15 сенаторов.

Уставными организационными подразделениями Управления омбудсмена по делам детей являются:

1. Управление омбудсмена по делам детей. Его основной задачей является содержательное и организационное обеспечение задач, выполняемых Защитником прав человека.

2. Команда для семьи и несовершеннолетних.

3. Группа по социальным вопросам и административному праву.

4.Группа образования и воспитания.

5. Группа по международным и конституционным вопросам.

6. Детский телефон доверия и группа по приему клиентов.

7. Административная группа.

Работой Управления руководит Директор Управления, назначаемый и освобождаемый от должности Уполномоченным по правам ребенка.

.

Конвенция о правах ребенка - Мы предупреждаем вас.онлайн

Конвенция о правах ребенка является международным документом, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН). В нем перечислены все права ребенка.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ее родоначальником и инициатором выступила Польша, которая сама присоединилась к конвенции несколько позже — 7 июня 1991 года. На сегодняшний день его ратифицировали почти все страны мира, за исключением Соединенных Штатов Америки.

Предмет Конвенции

Для целей Конвенции «ребенком является любое человеческое существо в возрасте до восемнадцати лет», если по законодательству данной страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Государства, принявшие конвенцию, обязаны соблюдать содержащиеся в ней права в отношении каждого ребенка без какой бы то ни было дискриминации. Перечень прав, включенных в Конвенцию о правах ребенка, охватывает несколько видов прав. Это гражданские права, в том числе право на жизнь, право на свободу, достоинство и свободу выражать свои взгляды; социальные праваправо на охрану здоровья; культурные права - право на образование или использование культурных ценностей, а также политические права, в основном включая право детей на ассоциации и на свободные и мирные собрания.

«Конвенция известна как всемирная конституция о правах ребенка. Его ратифицировали почти все страны мира. Эти страны взяли на себя обязательство защищать детей в соответствии с положениями этого документа, и, например, при создании новых законов и других правовых актов, так или иначе касающихся детей, они должны учитывать требования, установленные Конвенцией - в области прав детей на безопасность, образование, здоровье, развитие, развлечения, отдых и др.«, — сообщает портал Ostrzegamy.online пресс-служба уполномоченного по правам ребенка.

Дополнительные протоколы

Конвенция от 20 мая 2000 г. была дополнена двумя Факультативными протоколами. Первый из них, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, вступил в силу 18 января 2002 г. и связывает 135 стран, включая Польшу. Второй Факультативный протокол касается включения детей в вооруженные конфликты. Его ратифицировали 130 стран (включая Польшу).

В 2011 году сфера действия Конвенции была вновь расширена за счет включения Дополнительного протокола о процедуре рассмотрения жалоб. Он был принят более чем в 20 странах, за исключением Польши. [подробнее]

Механизм государственного контроля

Конвенция о правах ребенка предусматривает контроль ратифицировавших ее государств в рамках выполнения ее положений. С этой целью был создан Комитет по правам ребенка в составе восемнадцати экспертов, избранных государствами-участниками Конвенции.Члены комитета избираются на четыре года.

Государства-участники Конвенции обязаны каждые пять лет представлять Комитету по правам ребенка через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о мерах, применяемых для осуществления прав ребенка в соответствии с настоящей документ.

Клаудия Новаковска / Мы предупреждаем.онлайн

.90 000 ООН оценит выполнение Конвенции о правах ребенка 90 001

Делегацию возглавляет заместитель министра труда и социальной политики Радослав Млечко. Защиту выслушает омбудсмен по делам детей Марек Михалак, подготовивший альтернативный доклад.

Польская делегация должна представить доклад о выполнении в законодательстве и практике обязательств, вытекающих из положений Конвенции о правах ребенка в 1999-2010 годах. Отчет правительства, представленный в 2012 году, отвечает рекомендациям Комитета ООН по правам ребенка от 2002 года.

Осуществление Конвенции о правах ребенка координирует министр труда и социальной политики. Польская делегация, которая примет участие в заседании Комитета по правам ребенка, будет состоять из представителей Министерства труда и социальной политики, Министерства администрации и цифровизации, Министерства национального образования, Министерства юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения и Аппарат Правительственного уполномоченного по вопросам равного обращения, Генеральная прокуратура.

После защиты комиссия принимает документ, оценивающий выполнение положений конвенции данным государством (положительные стороны, проблемы в выполнении положений конвенции).

- Хорошо, что внешний орган, в данном случае ООН, рассмотрит деятельность, проводимую в нашей стране, потому что он мобилизуется для соблюдения более высоких стандартов, когда речь идет о защите прав детей, - сказал Марек Михалак.

Омбудсмен по делам детей прилетела в Женеву в качестве наблюдателя, но не с пустыми руками.Несколькими неделями ранее он представил альтернативный правительственный документ, содержащий информацию и оценку соблюдения положений Конвенции о правах ребенка в Польше.

- В последние годы в национальное правопорядок было введено множество инструментов для лучшей защиты прав детей. Список проблем не является исчерпывающим, поэтому в документе также содержатся рекомендации по наиболее важным из них, — поясняет Марек Михалак.

В перечень рекомендаций омбудсмена входят:в необходимость ратификации 3-го Факультативного протокола к Конвенции о порядке подачи уведомлений, введение в польскую правовую систему института «адвоката ребенка», гарантирующего единовременное заслушивание несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. RPD также рекомендует, среди прочего, увеличение финансовых затрат на приемное родительство, лечение детей, введение постоянного обучения для повышения квалификации лиц, занимающихся противодействием домашнему насилию. В докладе также содержится информация и оценка прав ребенка на: охрану жизни и здоровья, воспитание в семье, достойные условия жизни, образование и защиту от насилия, жестокости, эксплуатации, деморализации, безнадзорности и других видов жестокого обращения.

В случае отчетов в органы, осуществляющие контроль за выполнением международных конвенций, альтернативный правительственному отчету обычно также представляется неправительственным организациям. В этом случае было подготовлено, в частности, ЮНИСЕФ в Польше (координация и финансирование), Фонд «Ничьие дети», Коменского, Хельсинкский фонд по правам человека, Коалиция за приемную семью, Ассоциация правового вмешательства.

Самореклама

Уникальная возможность

Годовой доступ к контенту рупий.PL за полцены

КУПИТЬ

Доклад Уполномоченного по правам ребенка о выполнении рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка

.

Смотрите также