Когда малыш запрокидывает назад голову у большинства родителей это вызывает беспокойство и даже сильную тревогу. Иногда это, действительно, опасно. Но в каких случаях? Давайте разбираться.
Если ваш малыш, запрокидывает голову назад, обратите внимание на:
Часто запрокидывание головы назад – это лишь симптом серьезного нарушения или заболевания. В этом случае важно поспешить к специалисту (педиатр, невролог, неонатолог), и лучше в таком случае узнать мнение нескольких врачей, прежде чем паниковать.
ВИДЕОУРОКИ
Уроки о сне малышей
от 0 до 7 лет
Чем опасен гипертонус? В таких случаях отмечаются трудности передачи нервных импульсов в головной мозг, небольшая задержка в физическом развитии (позже осваивают двигательные навыки). Поэтому важно обратиться к врачу-неврологу для точной диагностики, лечения и направления на профессиональный массаж или физиопроцедуры.
И если вы читаете эту статью, то это говорит о том, что вы внимательная и заботливая мама, раз состояние ребенка вызывает у вас некоторое беспокойство. Конечно, сохранять спокойствие – это правильно и разумно, но лучше прояснить ситуацию и обратиться к врачу, чтобы избежать развития возможных патологических случаев. Помните, что в раннем возрасте можно многое скорректировать, если вовремя заметить трудности в развитии и заниматься коррекцией и прописанным лечением. Не стоит паниковать раньше времени, важно лишний раз проверить здоровье карапуза: помните, что малыш чувствителен к эмоциям мамы, и ее беспокойство передается малышу. Будьте здоровы!
Если грудничок выгибает спину и запрокидывает голову, родители не могут оставаться безучастными. О чем говорит такое поведение малыша, опасно ли это и что делать, мы расскажем в этом материале.
Причины странной позы, которая в медицине часто называется «акробатическим мостиком», могут быть вполне естественными, не представляющими никакой опасности для ребенка, не являющимися поводом для родительских тревог.
Во время беременности малыш находился в стесненных условиях – в матке не было возможности развернуться, раскинуть конечности, особенно на поздних сроках. Малыши попросту привыкают к «компактной» позе, и первые 2-3 месяца внеутробной жизни адаптируются к новым условиям, в которых можно раскинуть ножки и ручки как хочется. С этой точки зрения вполне понятно, почему новорожденный может принимать во сне довольно странные позы, в том числе и выгибать спинку.
Повышенный тонус мышц также является вполне естественным для грудного ребенка, а потому выгибание спины с запрокидыванием головки может быть вполне естественным в первые месяцы жизни, при условии, что с малышом не происходит больше ничего другого, что вызывало бы тревогу.
Нередко спинку выгибают дети, родители которых являются приверженцами тугого пеленания. Обычно такими позами малыш может показывать, что ему неудобно в пеленке, что у него затекли ручки или ножки. После того как карапуза освобождают из пеленки, он может с удовольствием прогибаться и потягиваться.
Еще одна довольно распространенная причина такого поведения – выражение чувств и эмоций. Грудной ребенок в своем арсенале имеет не так много инструментов для выражения своих чувств и желаний – крик и поза. Если плач не вызывает молниеносной реакции родителей, о мокрой пеленке, голоде или боли ребенок обязательно сообщит усилением крика с одновременным прогибом спинки и запрокидыванием головы.
Выгибанием тела малыш может показывать, что он уже созрел для нового положения в пространстве, что ему скучно лежать на спине и что он уже готов к переворотам на живот. Обычно такие физиологические выгибания начинаются в возрасте 4-5 месяцев, если до этого времени малыш еще не начал переворачиваться.
Порой причина кроется в банальной привычке – если игрушки над кроваткой подвешены не на уровне животика малыша, а на уровне лица, то прогибы будут вполне привычными – так кроха будет пытаться визуально проследить за перемещением игрушки в мобиле.
Если ребенок весел и активен, если он хорошо кушает и нормально спит, не стоит придумывать болезней, которых у него нет. Эпизодические случаи, когда малыш прогибает спинку лежа на ней либо запрокидывает головку назад во сне или во время массажа не должны быть поводом для паники.
Однако обильные и частые срыгивания, плохой аппетит, беспокойство, напряжение мышц даже во сне, неестественное положение ручек и ножек, которые сложно развести в нормальную позу, в сочетании с выгибанием спины должны насторожить родителей и заставить их обратиться к врачу.
Патологические причины явления могут быть различными. Ни один доктор не сможет назвать вам истинную причину без предварительного обследования ребенка, получения лабораторных данных, данных УЗИ или иных диагностических методов. Давайте рассмотрим самые частые причины, по которым малыш выгибает спинку и запрокидывает назад голову.
Младенческие колики весьма распространены в возрасте от рождения до 3-4 месяцев. Они связаны с установлением функции кишечника, с особенностями младенческого метеоризма и обмена веществ. Чаще всего они проявляются при кормлении и спустя некоторое время после кормления. Если ребенок находится на руках у мамы, он поджимает ножки к животу и плачет, чередуя флексии с рефлексиями (то сгибается, то выгибается).
Боли от брожения кишечных газов довольно сильные, поэтому малыш вполне может запрокидывать головку, делать «мостик» в положении лежа на спине, раскидывать ручки в разные стороны и при этом заходиться в крике. Чтобы понять, что виной всему газы, достаточно приложить к животику теплую пеленку, предварительно проглаженную утюгом, дать «Симетикон» или любой препарат с его содержанием, который минимизирует количество газов в кишечнике младенца. Обычно тепло и такие препараты действуют уже через 15-20 минут и малыш успокаивается. После пробуждения на голодный желудок карапуз не демонстрирует прогибов, поскольку колики до приема пищи не наступают.
Носовые ходы у новорожденных узкие, а потому даже небольшой ринит может перекрыть ребенку доступ к свободному дыханию. Часто груднички, у которых заложен носик, запрокидывают головку назад, в том числе и во сне. Родителям нужно обратить внимание на сопутствующие симптомы – повышение температуры, появление храпа, кашель, отказ от пищи.
Наиболее выраженными будут запрокидывания и выгибания в момент кормления, поскольку дышать носиком свободно у ребенка нет возможности, а рот занят грудью или соской.
Мышечный гипертонус самостоятельной проблемой не считается, он свойственен и вполне здоровым детям первого полугода жизни, и детям с нарушениями центральной нервной системы. Самостоятельно разобраться в причинах будет сложно. Нужна помощь детских специалистов – педиатра и невролога.
Повышенный тонус мышц обычно проявляется более стабильно, не зависит от кормления, сна и других факторов. В большинстве случаев тонус при гармоничном развитии ребенка и нормальном уходе проходит со временем сам. Родители могут помочь ребенку расслабляющим массажем, купанием, прогулками на свежем воздухе, ежедневной гимнастикой.
Если причиной является заболевание опорно-двигательной системы, позвоночника, мышечного корсета, центральной нервной системы, врач назначит соответствующее лечение.
Довольно часто родители могут слышать подобный диагноз. Однако современная педиатрия не склонна рассматривать его как отдельный недуг. Повышением давления внутри черепа могут сопровождаться самые разнообразные заболевания, в том числе и родовые травмы, неврологические нарушения, гидроцефалия.
Если ребенок постоянно кричит, мало спит, плохо ест, сильно срыгивает, он вялый и не интересуется окружающим миром, заметно отстает в развитии от сверстников и при этом часто прогибает спинку и запрокидывает головку, заходясь в крике, обязательно нужно показать его неврологу.
Сопутствующими признаками многих патологий, связанными с нарушениями уровня давления внутри черепа, являются косоглазие, тремор конечностей, зрачков, склонность к судорогам, синюшный носогубный треугольник. От физиологических прогибов, описанных выше, такие симптомы отличаются разительно, перепутать их с коликами или банальным любопытством малыша, который хочет перевернуться и пока не может этого сделать, очень просто.
Известный и уважаемый среди мам детский доктор Евгений Комаровский утверждает, что торопиться с умозаключениями не стоит. В большинстве случаев ребенок, который прогибает спинку, когда берешь его руки, или малыш, который выгибается в положении лежа на спине в каких-то определенных обстоятельствах, вполне здоров.
Случаи патологий нервной и опорно-двигательной системы встречаются не так часто. Значительно чаще дети выгибаются без серьезных причин, чем доставляют своим родителям немало душевных страданий.
Доктор рекомендует занять спокойную наблюдательную позицию. Отметить, как часто происходят выгибания, после чего они происходят (после еды, массажа, гимнастики, купания). Пропадают ли они после удовлетворения требований малыша – покормили, переодели, справились с коликами.
Естественно, врачебной консультации требуют такие прогибы, которые происходят непроизвольно, например, во сне, если все группы мышц малыша сильно напряжены и мама не может самостоятельно вернуть конечности или головку ребенка в нормальное положение из-за перенапряжения мышц.
Малыш, который выгибает спинку сидя или лежа, делающий это по несколько раз в день, должен быть обследован неврологом.
Как и говорит Комаровский, в первую очередь нужно понаблюдать за чадом. Если других болезненных симптомов не обнаружится, делать, по сути, ничего не требуется. Обычный уход с обычными купаниями, массажем и гимнастикой. Если дополнительные тревожные признаки есть, лучше не тянуть время и обратиться к доктору.
Самостоятельно в домашних условиях родители в процессе наблюдения за чадом могут заняться устранением внешних факторов, которые могут быть причиной странных поз ребенка:
И, наконец, самый главный совет. При визите к врачу не спешите сразу высказывать ему все свои опасения. В России остро стоит проблема гипердиагностики, когда здоровому ребенку после жалоб мамы на странности, которые, по ее мнению, могут быть патологией, назначают лечение, в котором он, по сути, не нуждается.
Опытный доктор сам обратит внимание, если у ребенка действительно есть поражения нервной системы или опорно-двигательного аппарата. В этом случае он обязательно задаст немало вопросов, на которые мама и сможет ответить наиболее полно.
О неврологических проблемах у детей расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Здоровый, крепкий сон необходим каждому ребенку. Но всегда ли родители обращают внимание на то, как спит их любимое чадо? О чем могут рассказать нам особенности сна, и о чем они нас предупреждают? Поговорим об этом с врачом-оториноларингологом ОКДЦ Ольгой Лодочкиной.
- Если говорить о правильном сне, то каким он должен быть?
- Сон по своей структуре делится на несколько фаз, самой важной из них является глубокая фаза. Именно в ней происходит отдых центральной нервной системы и выработка важных гормонов. Для нормального развития ребёнка, фазы сна должны проходить правильно и поочерёдно. При храпе с остановками дыхания – обструкцией, фаза глубокого сна не наступает. Родители обязательно должны наблюдать за спящим малышом и за его дыханием. Если вы заметили, что ребенок во сне храпит, затаивается, а его дыхание прерывается на высоте храпа, то необходимо обратиться к оториноларингологу, поскольку причиной храпа могут стать и некоторые заболевания, и любые анатомические нарушения или отклонения, приводящие к сужению просвета дыхательных путей.
- Какие болезни могут стать причиной плохого сна и храпа?
- В 80% случаев храп у ребенка появляется из-за увеличения аденоидов и небных миндалин. Глоточная миндалина перекрывает носовые ходы, а в результате нарушается носовое дыхание и малышу приходится дышать через рот. Последствия разрастания глоточной миндалины могут быть достаточно серьезными - это изменение прикуса, нарушение формирования лицевого скелета, неправильное развитие речевого аппарата, гнусавость, часто повторяющиеся воспаление ушей, снижение слуха. В свою очередь увеличенные небные миндалины могут перекрывать просвет дыхательных путей на уровне глотки, и тем самым затруднять поступление кислорода в организм малыша через рот.
Дело в том, что дыхательные пути у деток значительно уже, чем у взрослых людей. Поэтому во сне у малыша могут происходить кратковременные остановки дыхания. Результатом таких коротких остановок дыхания нередко становится гипоксия – кислородное голодание мозга. Могут быть, конечно, и другие причины храпа, их достаточно много.
-Что это за причины?
- Это, прежде всего, антрохоанальные полипы, развивающиеся из кист околоносовых пазух, неопасные доброкачественные образования, которые лечатся хирургически путем.
Храп может вызывать любой вид насморка - бактериальный, аллергический, вирусный, или банальная ангина. Но чаще всего причиной становятся - искривление носовой перегородки, врожденные аномалии твердого и мягкого неба, аномалии строения лицевого скелета. В ряде случаев храп – это сигнал о какой-то патологии ЦНС или о генетическом заболевании.
-Чем опасен храп?
- Если малыш храпит иногда, от случая к случаю, не стоит беспокоиться. Но если храп у ребенка причиняет ему дискомфорт во время сна, мешает высыпаться, следует отнестись к проблеме серьезно. Кроме того, длительный храп с остановками дыхания может быть очень опасным. Если не начать вовремя лечение, то возникает кислородное голодание головного мозга и нарушение развития детского организма.
- Как распознать признаки того, что остановки дыхания негативно влияют на организм малыша:
Если ребенку трудно дышать носом, он будет дышать через рот. В итоге слизистая оболочка глотки пересыхает, слизь не может исполнять свою защитную функцию. В результате во рту и в глотке малыша появляется отличная среда для развития инфекции: ребенок начинает часто болеть.
-Какие исследования надо пройти, чтобы установить причину храпа и поставить точный диагноз?
- Осмотр носоглотки, носовых ходов и ушей. Наиболее информативно проведение такого обследования с использованием эндоскопической методики. На базе лор-службы ОКДЦ имеется эндоскопическая видеостойка, позволяющая наглядно показать родителям состояние лор-органов малыша. В сложных случаях нужна компьютерная томография.
Но для начала врач может взять мазок слизистой носоглотки, чтобы определить характер воспалительного процесса в полости носа. Проводится также бактериологическая и вирусологическая диагностика с целью определения конкретного возбудителя заболевания.
В редких случаях может потребоваться исследование сна ребенка, проведение полисомнографии. Такое исследование необходимо для определения причины нарушения дыхания чтобы понять является ли это результатом сбоев в центральной нервной системе или же происходит за счет нарушения проходимости дыхательных путей. Такая процедура занимает достаточно много времени, потому что в процессе исследования регистрируются различные функций организма во время сна. Главными показателями полисомнографии является уровень кислорода в крови (гипоксемия) и частота остановок дыхания во время сна( частота апноэ)
Родителям нужно усвоить главное: лечить нужно не сам храп, а причины, которые его вызвали. После диагностики врач определит природу возникновения храпа и выберет оптимальный метод лечения. В зависимости от причин возникновения храпа, лечение может быть 2 видов: консервативное и хирургическое. Консервативное применяется в тех случаях, если причиной храпа стало инфекционное заболевание органов дыхания или же аллергической реакции.
- Если у ребенка аллергический ринит, как помочь?
- В таком случае необходимо будет убрать аллерген (мягкие игрушки, пыль, продукты питания), который провоцирует отек слизистой носа и вызывает храп. Малышу назначат антигистаминные препараты, противовоспалительные капельки в нос и, возможно, специальную диету. Обычно через несколько дней лечения состояние крохи заметно улучшается, храп бесследно проходит. Однако, потом необходима консультация врача аллерголога и разработка длительной схемы профилактики и лечения. Не леченный аллергический ринит очень опасен для организма ребенка.
Если же причиной храпа у ребенка стала вирусная инфекция, в результате которой началось воспаление слизистой оболочки носа, врач выпишет ребенку соответствующие лечение. Кроме того, нужно будет регулярно промывать носик, чтобы легче было удалять засохшие корочки и лишнюю слизь. Часто в таких случаях деткам назначают сосудосуживающие препараты.
Это важно знать: с сосудосуживающими каплями нужно быть максимально осторожным. Они быстро вызывают привыкание. Кроме того, передозировка может способствовать падению артериального давления. Поэтому будьте внимательны, используйте только возрастные дозировки согласно режиму прописанным врачом!
Не менее осторожными надо быть и при ангине, так как в этой ситуации существенно увеличиваются небные миндалины. Они препятствуют нормальному прохождению воздуха через дыхательные пути, нередко вызывая храп. В зависимости от природы возникновения ангины (вирусная или бактериальная) доктор назначит лечение. Очень важно своевременно начать терапию, так как неправильное и несвоевременное лечение заболевания может привести к тяжелому состоянию ребенка.
- А как лечить аденоиды? Только ли хирургическим путем, или есть альтернатива?
- Наши врачи стараются облегчить состояние малыша сначала консервативной терапией. Но если лечение не дает результатов, тогда применяется хирургическое вмешательство.
- Чем еще могут помочь родители своему малышу при возникновении храпа?
- Необходимо подобрать удобную подушку. Идеально для этих целей подойдет ортопедическая модель, которая обеспечит максимально естественное и комфортное положение детской головы во время сна. Подушка не должна быть высокой или слишком плоской. Идеальная ее толщина – около 6 см.
Можно укладывать ребенка спать на бочок. На спине возможность храпа увеличивается, так как малыш может запрокидывать голову и спать с открытым ртом, тем самым создавая самое выгодное положение для сужения дыхательной трубки.
Неплохо было бы чаще проветривать детскую комнату, проводить влажную уборку, а также не увлекаться мягкими игрушками, которые собирают много пыли.
2 - 3 раза в день можно использовать солевые растворы для увлажнения слизистой и удаления бактерий, вирусов, осевших на слизистой оболочке полости носа.
В большинстве случаев эпилепсия - болезнь "родом из детства". Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.
Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.
Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.
Другой настораживающий симптом - ночные кошмары. При этом один и тот же "сюжет" сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.
Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.
Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.
Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка - так называемыми абсансами ("абсанс" в переводе с французского - отсутствие). В этот момент происходит "отключение сознания", когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут "кивать" - стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти "кивки" могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.
Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.
Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии - повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже - к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.
Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.
Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о "трудном" поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.
Но когда двигательная расторможенность, "взвинченность" ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.
Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на "авось". К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что "с возрастом все пройдет". Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.
Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.
Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые - учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.
Все эти положения имитируют лежание на животе, которое способствует укреплению мускулатуры шеи и верхней части туловища ребенка, а также развитию мозга.
Консультируя родителей новорожденных, я обращаю их внимание на то, что приучать младенцев лежать на животе нужно в дневное время и под контролем. Родители часто слышат о том, как важно выкладывать младенца на живот.
Попробую коротко ответить на следующие вопросы:
Лежание на животе помогает укреплять мускулатуру шеи, плеч, рук и спины. Кроме того, малыш в таком положении поднимает голову и откидывает ее назад, что способствует правильному формированию шейного и поясничного отделов позвоночника. Впоследствии ребенок будет более активен, а движения — более скоординированными.
Лежание на животе является профилактикой уплощения затылка и явлений асимметрии черепа (плагиоцефалии). Кроме того, лежа на животе, малыши рассматривают окружающий мир под другим углом, что положительно влияет на развитие мозга.
После открытия СВДС (синдрома внезапной детской смерти) в результате внедрения директив по безопасному положению во время сна для младенцев в 90-е гг. случаев внезапной смерти детей стало меньше. Поэтому важно, чтобы дети спали на спине.
К сожалению, эта ситуация породила множество заблуждений и сомнений в том, можно ли детям в принципе лежать на животе. Поэтому даже в периоды бодрствования и под контролем родителей младенцев стали все меньше выкладывать на живот. Со своим ребенком постарайтесь придерживаться простого правила: «Спать на спине, играть на животе».
Как приучить малыша лежать на животе? (Часть 2)
У каждой мамы разрывается сердце, когда она слышит плач своего ребенка. Пока малыши не научатся разговаривать, это их главный способ коммуникации со взрослыми. Но на самом деле дети постоянно посылают нам сигналы, которые просто нужно уметь читать. А если наловчиться, то и вовсе возможно научиться общаться с малышом с помощью жестов.
Мы в AdMe.ru решили помочь молодым родителям и взялись разобраться в тонкостях младенческого языка.
Кроме очевидных признаков усталости, когда ребенок зевает или трет глаза, есть те, которые заметить непросто. Специалисты по сну считают, что если уметь их улавливать, то можно вовремя поймать «окно в сон» и без труда уложить ребенка спать. Вот признаки готовности малыша:
Сон малыша условно можно поделить на быстрый и медленный. Во время сна ребенок тоже подает сигналы о своем самочувствии. Поэтому не забывайте заглядывать в кроватку и улавливать некоторые моменты.
Во время бодрствования у детей меняются настроение и потребности и они дают понять об этом своим поведением.
Когда малыш уже умеет сидеть и ползать, он начинает осваивать более сложные жесты, тем самым выражая свою позицию, настроение. Но взрослые порой не совсем верно толкуют эти знаки.
Речь ребенка развивается медленно: к году малыш начинает произносить первые слова, к двум — связывать их в простые фразы, и только к 4-5 годам значительно развивается смысловая сторона речи. Чтобы не только понимать малыша, но и общаться с ним, американские психологи Линда Акредоло и Сьюзен Гудвин разработали методику разговора с помощью знаков-жестов, другими словами, они адаптировали для малышей язык глухонемых.
Дети осваивают этот язык очень быстро, и он продолжает работать даже тогда, когда они уже умеют говорить. Малыши, освоившие жестовое общение, раньше начинают говорить, в сравнении со сверстниками у них больший словарный запас и они умеют составлять более сложные грамматические конструкции. В США, Великобритании и Швеции языку жестов обучают в яслях, психологи советуют родителям начинать упражнения с 5–6 месяцев. Самые простые жесты можно вводить с рождения. Вот несколько советов по обучению:
Сначала просто указывайте на предметы. Если ребенок что-то заметил, в этот момент назовите слово и покажите его.
Используйте один жест в предложении.
Постепенно малыш усвоит жесты и будет не только без труда понимать ваши намерения, но и сможет сам вас о чем-то попросить. Придумайте свои жесты, понаблюдав за ребенком, или воспользуйтесь уже готовым языком.
А как вы узнаете, что именно хочет сказать вам малыш?
Эпилепсия относится к группе неврологических заболеваний, в основе которых лежат пароксизмальные состояния – приступы, повторяющиеся время от времени. В периоды между ними многие пациенты выглядят и чувствуют себя как абсолютно здоровые люди. Из-за этого диагностировать такие заболевания особенно сложно.
Для успешной диагностики пароксизмальных состояний в неврологии была выделена специальная дисциплина – эпилептология. Знания и опыт врачей-эпилептологов (а квалифицированный специалист должен вести не менее ста пациентов с эпилепсией в год) позволяют выявлять и лечить такие заболевания.
Не прозевать симптомы
Из всех показателей, на которые ориентируется эпилептолог при постановке диагноза, наибольшее значение имеют симптомы, сопровождающие приступ. Здесь очень важна роль родителей или других близких людей: важно, чтобы они расценили эти симптомы как проявления болезни и вовремя обратились к врачу. К сожалению, распространено заблуждение, что эпилепсия может проявляться только приступами судорог, которые сопровождаются выделением пены, хрипящим дыханием, потерей сознания.
Записаться
На самом деле, у многих больных эпилепсией людей, а особенно у детей, проявления болезни другие. Отметим те разновидности приступов, которые могут долго не привлекать к себе внимание или не рассматриваться как эпилептические:
Специальные обследования
Важнейшая задача эпилептолога – не только установить диагноз эпилепсии, но и исключить его тогда, когда приступы могут быть обусловлены другими причинами (кардиологическими, сосудистыми, эндокринными). Поэтому для правильной диагностики заболевания часто необходимы дополнительные обследования и консультации смежных специалистов. Наиболее важным является электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Оно полностью безопасно. Может проводиться младенцам с первых дней жизни и даже внутриутробно. Ценность ЭЭГ в диагностике и в контроле процесса лечения у больных эпилепсией настолько велика, что часто результаты исследования нужны эпилептологу при каждом приеме пациента. В клинике «Скандинавия» эта задача успешно решена: все эпилептологи владеют методом и при необходимости проводят ЭЭГ прямо во время своего приема.
Однако у определенного процента больных эпилепсией эпилептическая активность на ЭЭГ не определяется. А у некоторых совершенно здоровых людей на энцефалограмме могут регистрироваться специфические для эпилепсии патологические знаки. Для более точной диагностики используется длительная запись ЭЭГ (пролонгированный ЭЭГ-мониторинг и видео-ЭЭГ-мониторинг ). В нашей клинике есть возможность проводить видео-ЭЭГ- запись пациенту прямо во время обычного приема эпилептолога.
Практически всем пациентам с подозрением на эпилепсию назначают магнитно-резонансную томографию ( МРТ ). Это помогает, во-первых, исключить особые причины эпилепсии – опухоль мозга, аномалии развития мозга. С помощью МРТ также иногда удается выявить некоторые специфические для эпилепсии изменения, что очень важно для определения стратегии терапии. Для этого используют специальные эпилептологические режимы МР-сканирования.
В «Скандинавии» собрана большая база снимков МРТ больных эпилепсией разного возраста, ведутся научные исследования, посвященные более точным методикам выявления специфических МР-изменений у больных эпилепсией.
Очень важным является также проведение нейропсихологического тестирования, так как иногда у больных эпилепсией выявляются изменения в умственной и поведенческой сферах. Однако большинство больных эпилепсией учатся в обычных школах, часто на пятерки, заканчивают вузы, занимаются высококвалифицированным трудом, создают семьи и растят детей.
Лечение
Широко распространено заблуждение, что эпилепсия – пожизненное, неизлечимое заболевание. Очень важно знать, что большинство больных эпилепсией вылечить можно! Современные противоэпилептические препараты в большинстве случаев не оказывают заметного отрицательного влияния на поведение и интеллект больных. Подбор индивидуальной схемы противоэпилептической терапии является одной из наиболее важных задач для эпилептолога .
Лечение эпилепсии продолжается несколько лет. Эпилептолог внимательно следит за состоянием пациента во время лечения, контролирует возможность побочных эффектов от терапии, назначает дополнительные исследования (анализы крови, УЗИ, ЭКГ и т. д.) для их раннего выявления. При таком подходе, как правило, побочных эффектов от противоэпилептической терапии удается избежать. В то же время запоздалое начало терапии часто ведет к учащению приступов, более трудному их купированию, необходимости использования более высоких дозировок препаратов, а иногда и вовсе лишает пациента шансов на выздоровление.
У большинства больных при своевременно начатой и грамотно подобранной терапии лечение продолжается 3-5 лет. Затем препараты постепенно отменяются. В большинстве случаев приступы больше не возвращаются, и через некоторое время диагноз эпилепсии снимается. Такой благоприятный исход наиболее вероятен при грамотной слаженной работе целой команды специалистов, включающей не только эпилептолога, но и специалистов МРТ, нейрофизиологов, нейропсихологов, врачей смежных специальностей, поэтому изначально диагностика и лечение эпилепсии должны проводиться в многофункциональных, хорошо технически оснащенных клиниках и центрах.
Новорожденный родился с повышенным напряжением периферических мышц. Вот почему мы наблюдаем у него выпрямление рук и ног, т. е. рефлекс Моро, сжимание пальцев и хватательный рефлекс на стопах. То же самое и с позвоночником, который вскоре после рождения имеет сильные разгибатели и более слабые сжиматели. Это то, что позволяет ребенку напрягаться и наклоняться назад, а не вперед. В первые недели жизни эти рефлексы очень сильны и естественны, но по мере созревания нервной системы ребенка они должны постепенно ослабевать.
Нервная система ребенка не сразу работает как хорошо настроенный механизм. Поэтому проблемы с мышечным тонусом — слишком вялые или чрезмерно напряженные мышцы — могут поначалу тормозить моторное развитие ребенка, но не являются необратимыми проблемами.
Таким образом, когда мы видим ребенка, выгибающего дугу, сгибающего и наклоняющего голову и плачущего , хотя это может выглядеть тревожно, это обычно не указывает на проблемы с развитием.
Однако, когда ребенок сгибается в букву «с» в моменты расслабления, во время сна или во время болезни , это может указывать на проблемы с мышечным тонусом и следует обратиться к врачу, который может назначить трансэпидуральное УЗИ или магнитное резонансная томография (МРТ) или другие специализированные тесты, например.генетический.
Правильный мышечный тонус позволяет малышам правильно развиваться. Если мышцы слишком напряжены или слишком расслаблены, вашему ребенку становится трудно выполнять определенные действия. Малыш должен «придумать», чтобы чего-то добиться. Например, он делает больше движений или использует больше мышц для выполнения действия. В результате часто, например, асимметрично нагружает тело, поворачиваясь только в одну сторону.
Младенец с повышенным мышечным тонусом обычно запрокидывает голову назад и прогибается назад.Очень часто из-за этого сгибания он не может лежать на животике и падает на спину. Почему это происходит? Разгибатели, или мышцы позвоночника, сильнее сгибателей передней части тела. Это состояние доставляет малышу дискомфорт – он часто плаксив, а реагируя напряжением, у него могут возникнуть проблемы с сосанием и глотанием пищи.
Иногда неправильный уход за младенцем может усугубить его проблемы с мышечным тонусом.Во многих ситуациях, когда малыш прогибается назад при переноске, будет полезно держать его спиной к родителю, дополнительно следя за тем, чтобы спина малыша упиралась в родителя, а его таз был подтянут. Ношение лицом вперед может увековечить и углубить асимметрию и усилить дугообразное расположение.
Развитие малыша с повышенным напряжением мышц может отличаться от развития его сверстников, и оставление ребенка без реабилитации может привести к дефектам осанки в будущем. Однако следует помнить, что повышенное напряжение мышц, т. е. гипотония, обычно неопасны и обратимы при своевременной диагностике.Ключевым будет правильно подобранные упражнения и их систематическое выполнение.
Неврологическая реабилитация новорожденных и детей грудного возраста проводится физиотерапевтами. Они используют методы стимуляции в соответствии с концепция NDT Bobath, метод Войта или принципы терапии MAES. Выбор методов реабилитации остается за специалистами.
Когда сгибание ребенка беспокоит достаточно, чтобы обратиться к врачу? Как объяснила педиатр Ева Мишко-Вонсовска, важно какое-то время спокойно наблюдать за ребенком.
«Каждый новорожденный и грудной ребенок правильно расположен в положении сгибания, поэтому загибание головы назад в первые 3 месяца жизни требует консультации педиатра и физиотерапевта. В районе 4-5 кв. В месячном возрасте, когда малыши готовятся перевернуться, они начинают сгибать позвоночник в попытке сдвинуться в сторону – тогда это довольно распространенный симптом. Если ребенку несколько недель не удается переместиться в сторону бедра, ему также требуется консультация» , — говорит врач.
Поэтому стоит записаться на прием к врачу, особенно когда младенец:
Стоит помнить, что диагностировать повышенное напряжение мышц может только врач. Это самое важное правило для всех родителей. И только врач принимает решение о методах реабилитации, которая проводится под наблюдением специалиста. Доктор Ева Мишко-Вонсовска добавляет, что бывает, что дети старшего возраста сгибают и загибают голову назад. Это может быть симптомом кислотного рефлюкса и нуждается в диагностике и лечении.
.90 000 родителей спрашивают, почему ребенок испытывает стресс и запрокидывает голову назад? - Детский медикК сожалению, простого и универсального ответа не существует.
Прогибание спины, шипы, грудина, запрокидывание головы назад - это ситуации, которые часто беспокоят родителей, и их часто представляют младенцы. К счастью, эти и другие виды поведения, наблюдаемые у ребенка, не всегда вызваны аномалиями. Когда необходимо быть начеку?
Когда дети плачут, они часто сгибают голову и загибают голову назад, и это не обязательно означает нарушение развития… но ВНИМАНИЕ!!! Неправильный уход может усугубить проблемы с мышечным тонусом.
перегружает тазобедренные суставы и позвоночник малыша, что может привести к дефектам осанки, например, сколиозу. Если голова ребенка запрокинута назад, а ноги выпрямлены, мы спровоцируем у ребенка рикошетный паттерн.
, так что он должен смотреть вверх, чтобы увидеть их. Это провоцирует вытяжение в шейном отделе позвоночника, а затем и во всем позвоночнике, в результате чего тело вытягивается назад.
(как будто хотели коснуться спины своим опросом), причина может быть:
Как я уже писал, однозначного ответа нет, поэтому важно быть внимательным при наблюдении за своими детьми.А если вы чувствуете, что что-то не так, обратитесь к специалисту. Правильный диагноз определит, есть ли у вашего ребенка проблемы и нуждается ли он в лечении.
. Положение головы важно для того, чтобы ребенок мог хорошо фиксировать зрение, следить за игрушкой и правильно воспринимать и обрабатывать раздражители, поступающие к нему из окружающей среды.
В первые месяцы жизни ребенка положение головы будет влиять на то, подвержен ли ребенок риску развития асимметрии, которая на более позднем этапе может привести к искривлению позвоночника.
Это особенно важно для тех детей, которые:
В этих ситуациях будет особенно важно контролировать, как ребенок укладывает голову или не делает это асимметрично.
Если родитель замечает, что его ребенок неправильно держит голову, ему следует обратиться к физиотерапевту.
Симптомы, указывающие на неправильное положение головы у новорожденного, младенца:
На положение головы ребенка также влияет уход, то есть:
Если ребенок поворачивает голову в обе стороны, но родитель видит, что он чаще предпочитает держать голову на одной стороне, т.е.справа мы можем делать простые упражнения дома, которые будут побуждать ребенка поворачивать голову в другую сторону (влево)
Упражнение 1
Младенец лежит на спине. Прикладываем руку к правой стороне щеки (от той, где ребенок чаще рулит) и затемняем изображение ребенка всей рукой, чтобы он автоматически поворачивал голову в противоположную сторону. Зрительные раздражители до ребенка не дойдут, поэтому он должен инстинктивно повернуть голову в другую сторону.
Упражнение 2
Младенец лежит на спине.Прикладываем руку к правой стороне щеки (откуда ребенок чаще рулит) и затемняем изображение ребенка и легонько нажимаем на щеку ребенка так, как будто хотим повернуть голову влево (там, где он редко выглядит).
Упражнение 3
Младенец лежит на животе. Голова ребенка обращена прямо над землей. Прикладываем руку к правой стороне щеки (откуда ребенок чаще рулит) и затемняем изображение ребенка и легонько нажимаем на щеку ребенка так, как будто хотим повернуть голову влево (там, где он редко выглядит).
Упражнение 4
Младенец лежит на животе. Голова ребенка обращена прямо над землей. Контрастной игрушкой побуждаем ребенка поворачивать голову в противоположную сторону.
Упражнение 5
Младенец лежит на спине. Голова ребенка обращена чаще вправо. Контрастной игрушкой побуждаем ребенка поворачивать голову в противоположную сторону.
Если у ребенка появляются вышеперечисленные симптомы, или попытки родителя исправить положение головы не дают результатов, и ребенок продолжает держать голову набок, обратитесь к физиотерапевту для диагностики основной причины, по которой ребенок наклоняет голову и не может этого сделать, держите ее в правильном положении.
Подготовил:
Dr. n.med. Эвелина Новак
специалист по физиотерапии
Сильный ребенок, с высоко поднятой головой, желающий сразу встать на ноги и в то же время невозможный для прикосновения, плачущий, сгибающийся и сгибающийся в букву С - вот как, короче и в целом, дети часто называют малышей с повышенным мышечным напряжением. Но в чем именно заключается это перенапряжение мышц? Есть ли чего бояться? Я объясняю.
Повышенное напряжение означает, что группа мышц, которая при напряжении гораздо более активна и с большей вероятностью будет двигаться в направлении, в котором работают мышцы.Наиболее распространенной группой мышц, затронутой этой проблемой, является группа разгибателей. Слишком сильное их напряжение в основном характеризуется загибанием туловища и головы ребенка назад (часто на букву С).
Он может быть связан с эмоциями, с неудовлетворенностью и проявляться в положении лежа, но и в ситуации, когда мы носим его на «боб» (тогда ребенок сильно упирается головой в плечо родителя, а его ноги прямые и негнущиеся ) или когда держим его спиной к себе (малыш плотно прижимает голову к груди).При каждом движении, подъеме, одевании, уходе за собой эти движения являются доминирующими.
Бывают также ситуации, когда малыш слишком слаб и обмяк, он буквально "летает" по рукам и не имеет сил "бороться". Тогда речь пойдет о пониженном мышечном тонусе, но об этом в следующем посте.
Наиболее распространенные симптомы, связанные с повышенным мышечным напряжением, включают:
Повышенное мышечное напряжение может иметь два источника - неврологический и приобретенный, связанный с неправильным отношением родителей к своему ребенку. И здесь хотелось бы отметить, что ключевым вопросом является правильный диагноз и диагноз, поставленный врачом или физиотерапевтом. В случае первой, то есть неврологической основы, мы имеем дело с расстройством центральной нервной системы. Тем не менее, я хотел бы сосредоточиться на втором потенциальном источнике повышенного мышечного напряжения у младенца, а именно на вредных привычках ухода.
В результате определенных, очень часто совершенно неосознанных ошибок в содержании, уходе, кормлении и т.п.Привычки работы мышц часто закрепляются, самые сильные в нашем теле с рождения.
Что это значит? Постараюсь представить дело ярко:
Ребенок должен сокращать мышцы (разгибатели) при выходе из родовых путей, чтобы помочь вытолкнуть головку наружу. Однако, если роды проходили под наркозом или просто были тяжелыми, а может быть это было кесарево сечение и ребенок не проявлял этой силы, то этот рефлекс (разгибательное напряжение) не звучал. Он выжил, но мог быть сохранен из-за неправильного ухода (позволяя ребенку «использовать» только одну любимую сторону, например,опрокидывание, лежание), подъем (особенно под мышками, без сбора «дна», т.е. со свисающими ногами), перенос (частое и длительное ношение вертикально, а не в горизонтальном положении, что напрягает гравитационные мышцы) , что может привести к повышенному мышечному напряжению.
В своей работе я также замечаю много «коликовых» детей с пищевой непереносимостью, которые также борются с нарушениями мышечного напряжения. И я говорю о расстройстве напряжения специально, а не о повышенном или пониженном напряжении, потому что часто бывает, что во время этого приступа колики возникает чрезмерное напряжение, а когда малыш устает, он даже летает по рукам.
Цель терапии – сбалансировать все напряжения, избавиться от тех привычек (со стороны родителей), которые поддерживают и/или усиливают это напряжение, и перенаправить способ ухода, одевания, катания на тот, который будет активировать глубокий передний тейп, связанный с работой мышц брюшного пресса (поэтому терапевты сокращенно могут сказать, что у малыша «слабый животик»).
Наиболее распространенными методами, используемыми в терапии, являются: NDT Bobath (нейро-развивающее лечение) и Vojty.И здесь, кроме конкретных встреч с физиотерапевтом, огромную роль играет домашний и ежедневный уход, осуществляемый родителями по заданию, данному специалистом.
Рекомендуется подождать несколько недель после родов и оставить себе запас для посещения врача/физиотерапевта. Потому что, если нет медицинских показаний для диагностики повышенного напряжения в результате самих родов, таких какзеленые околоплодные воды, или перинатальная инфекция, этому малышу просто нужно время, чтобы привыкнуть к новой реальности и адаптироваться к нашей среде. Давление в животе другое, чем в «нашем» мире. В утробе матери другая гравитация, и здесь мы чувствуем ее по-другому. В брюшной полости малыш дышит околоплодными водами, а вне ее ему приходится приспосабливаться к другому качеству воздуха. Это колоссальная работа нервной системы для такого маленького человека. И здесь на помощь должен прийти сознательный родитель, поддерживающий ребенка, не давая ему лишних нагрузок движениями, позами, шумом, цветами.В эти первые недели у новорожденного медленно адаптируется нервная система, накапливаются серые клетки, и некоторые рефлексы начинают нормализоваться. Однако если ребенка раздражают проблемы с кишечником, он устал от родов или слишком сильно возбужден (игры в игрушки, паломничество гостей), то для него это огромная работа, иногда слишком большая, что может привести к повышенному напряжению.
С постановкой диагноза лучше подождать до 2-2,5 месяцев. Это время, когда можно заметить некоторые нарушения.Затем проверяется, тянет ли ребенок руки ко рту, поднимает ли колени вверх, есть ли во всем этом симметрия и централизация.
В случае проблем неврологического характера симптомы могут появиться на ранней стадии (например, проблемы с сосанием, дыханием) и выявляются врачами еще в больнице. А если нарушений не обнаружено, то только вопрос нашего ухода, о котором я писал выше.
Об этом спрашивают многие люди, которые позже поняли, что нытье ребенка и сильное вытягивание ножек — признак не его силы и характера, а повышенного напряжения мышц.Если ничего не делать с этими рефлексами, может случиться так, что ребенок усвоит, что когда он сгибает и наклоняет голову, он будет падать или ударяться и только один раз следить за собой. Но есть дети, которые заводят истерику на длительный и регулярный период и целыми днями воют "сирену". Это сложно, особенно мамам, которые целыми днями за ними ухаживают ;).
Такие дети обычно встают быстрее обычного, затем часто ходят на вытянутых ногах, в том числе на цыпочках, учатся ходить бегом трусцой, обычно имеют очень сильные руки (любят зажимы, подтягивания), поэтому быстро встают (особенно в кровать, возле мебели, где легко подтянуться).
А теперь снова: некоторые дети встанут вертикально вверх, начнут бегать, но не смогут остановиться (для этого нужен активный глубокий передний пояс, т.е. крепкий живот, также отвечающий за подъем ног и коленей вверх или заваливание на бок) а потом сами встанут на четвереньки, чтобы укрепить всю переднюю сторону и тогда начнут уверенно ходить. Но есть и такие дети, которые пойдут по их несколько неуклюжему, очень жесткому пути и научатся останавливаться после нескольких десятков падений.
Если это не неврологическая основа (подчеркиваю - соответствующий диагноз!) и не связано с другими заболеваниями (например, рефлексом Бабинского), то эти детки, наверное, все равно выйдут из него. Однако выявление некоторых отклонений на относительно ранней стадии позволяет провести эффективную и зачастую малотрудоемкую и энергозатратную терапию. Благодаря простым упражнениям и изменению привычек ухода мы действительно можем многое сделать и предотвратить плач, раздражительность и дефекты позвоночника.
Если чрезмерное напряжение асимметрично, т. е. ребенок расположен более набок (буква С), предпочитает выполнять определенные действия правой или левой рукой и т. д., у него будет большая предрасположенность к сколиозу в более позднем возрасте.
Эта асимметрия также может быть следствием закупорки основания черепа (при выходе из родовых путей, когда врач/акушерка «помогает» выйти, надавливая сильнее с одной стороны, то же самое может произойти и при кесаревом сечении)
Причиной чрезмерного напряжения также может быть синдром KISS (нем.Копфгеленк - Индузиерте - Симетри - Сторунг; Кинематический дисбаланс из-за подзатылочной деформации), то есть в медленном переводе: нарушения симметрии, вызванные подзатылочными суставами. До сих пор об этом мало говорили в Польше. KISS-синдром представляет собой комплекс симптомов, сопровождающих дисфункцию суставов в верхнешейном отделе позвоночника, которые могут возникать внутриутробно в утробе матери или при родах (естественных или путем кесарева сечения), когда головка принимает вынужденное положение в суставах, а не физиологическое (можно сравнить с ситуациями, когда взрослый «дует» и движения головы в определенных направлениях причиняют ему боль).
Симптомы синдрома KISS относятся к двигательной системе («вынужденные» асимметричные движения головы, рук и ног и «вынужденное» асимметричное положение тела), а также к вегетативной системе (чрезмерная тревожность и плаксивость, проблемы со сном, чрезмерное излияние и колики). Часто у младенцев диагностируют колики, но на самом деле блокируется блуждающий нерв и ребенок ощущает боль в шее и затылке, отсюда и его поведение: нельзя дотронуться до головы, раздражает массирование плеч, наклоны в ту сторону, которая делает не причинять боли.
Поэтому важно проконсультироваться с врачом, если это синдром KISS или повышенное мышечное напряжение по другим причинам.
Может быть другой сценарий, когда грудино-ключично-сосцевидная мышца (MOS) напрягается. Голова ребенка то убегает вперед в сторону, мышца сокращается и тогда тоже возникает проблема с чрезмерным напряжением, но тогда речь идет о детской кривошеи. Это еще один узел, который следует проверить с точки зрения причин перенапряжения.Это может быть результатом расположения в утробе матери, иногда недоразвития этой мышцы, а иногда опять-таки этого неправильного ухода.
В этом абзаце я хотел бы выделить еще один очень важный момент. Как родители, мы ориентируемся на здоровье и заботу о детях, мы хотим, чтобы они были плачущими, спокойными, радостными, но правильно ли наше отношение и поддерживает ли оно их? Находится ли наша спина в правильном напряжении и равновесии? 😉
Если у матери искривлена спина, и она носит или кормит своего малыша только с одной стороны, она также сохранит асимметрию положения головы ребенка.Если ей легче носить ребенка в вертикальном положении, потому что у нее меньше болит спина, ее научат плохим моделям поведения, вызывающим проблемы с напряжением.
Так давайте вспомним и о себе! Некоторое время назад для этой цели я создал руководство: Как правильно носить ребенка, чтобы не испортить позвоночник - инструкция?
И напоследок... Хочу вас заверить, что повышенное напряжение мышц - это не болезнь и не приговор! Если врач направил вас и вашего малыша к физиотерапевту, не считайте это неудачей или поводом для страха.Встреча с физиотерапевтом позволяет открыть глаза и уши на определенные сигналы, которые посылает вам ребенок, поэтому стоит подходить к теме с увлечением и энтузиазмом, а не со страхом и ощущением, что что-то не так.
С уважением,
Габрися!
.
Одним из первых навыков ребенка, которого ждут родители, несомненно, является управление головой. Нет ничего более напряжённого и требующего внимания, особенно для первородящих родителей, чем держать головку малыша. Это нужно делать почти всегда. Скорее всего при поднятии и опускании. Я намеренно не упоминаю о ношении, так как по предложению детских физиотерапевтов предполагает «самоудерживание головы» в результате положения, которое предлагается младенцу.Еще один навык, который ожидается, это оборот ребенка. Ведь это первая «подвижность» или «перемещение» ребенка, а не просто лежание. Кто-то из вас наверняка скажет - но речь уже шла об обороте. Да, было, но сегодня будет немного по-другому. Сегодня о том, что может тревожить в революциях и на что обратить внимание во время этого невинного детского мастерства.
… спиной к животику
Это активность, которую проявляют младенцы примерно в возрасте 5-6 месяцев .Так что времени на тренировки уйма. Что должен уметь делать ребенок, прежде чем он представит нам какой-либо ход, я описал в ЭТОЙ статье.
… от живота до спины.
Известный происходит позже, т.к. примерно в 6-7 месячном возрасте. Я знаю, что сейчас раздадутся голоса о том, что годовалые дети переворачиваются с живота на спину. Хорошо. Это далеко не оборот и, на мой взгляд, нечего радоваться тому, что ребенок умеет и "так сильно". Опыт показывает, что эти, а точнее случайные, потери равновесия и опрокидывания являются результатом асимметрии и неправильного распределения мышечного тонуса.Кроме того, если у вашего ребенка на раннем этапе развития появилось вращение живота назад, вам следует проконсультироваться со специалистом.
Во введении я упомянул об осмотре голов не просто так. Это необходимо для развития каждого ребенка. Я мог бы пойти еще дальше и сказать, что без проверки головы не будет качественного отжима. Без контроля головы не будет ни сидения, ни стояния, ни ходьбы.
Управление головой — это навык, которым должен овладеть ребенок в возрасте около 3 месяцев. Наверняка вы тоже помните мою запись "когда ребенок начинает держать голову" , которую вы можете найти ЗДЕСЬ. Вы также должны помнить, что начальные приключения с контролем головы сложны. Тяжелый еще и потому, что голова тяжелая. Пропорции тела малыша работают не в его пользу.
Каждый из нас, в том числе и дети (с определенного момента, точно не с самого начала) стремится сделать голову высшей точкой тела.При торговле так же должно быть. Это значит, что голову следует активно приподнимать над землей, не запрокидывая ее назад.
Первые испытания и повороты малыша выглядят не очень интересно. Часто ребенок использует неправильную схему изгиба , что, собственно, и дает ему успех, потому что получится. Однако качество этой модели оставляет желать лучшего. О чем я говорю?
О товаре вы видите на фото ниже:
Как для этого собирается mute?
Напомню, что при правильном выполнении ребенок должен держать голову на оси тела подбородком к грудине на всем пути движения. Движение также инициируется сгибанием туловища (активация мышц живота), а не наклоном назад (разгибание головы). Вкратце - красивое вращение показывает малышка на видео ниже:
Мы требуем, чтобы младенцы представляли все действия обеим сторонам. Сначала даже поворот, а затем, например, сесть, встать, может быть представлен только с одной стороны, но в конечном итоге он должен быть с обеих сторон. Вращение (в обе стороны: с живота на спину и со спины на живот) только в одну сторону может означать:
Как я уже упоминал выше, это не означает, насколько сильный ребенок или как быстро он развивается. Такое поведение в основном ненормально и является реакцией на некоторые трудности, возникающие в маленьком теле. Это может быть асимметрия или неправильное распределение мышечного тонуса. Ребенок в возрасте нескольких недель еще не обладает достаточной моторикой, чтобы сознательно переворачиваться с живота на спину на этом этапе.Чаще всего это неконтролируемые падения, потеря равновесия. Младенцы также обычно падают только на одну сторону с укорочением стороны, на которую они падают. К сожалению, мне не удалось найти подходящую фотографию в моей библиотеке. Надеюсь, твое воображение достаточно велико, чтобы понять, о чем я пишу. 🙂
Выше я представил 3 аспекта, на которые стоит обратить внимание в период развития маленького ребенка. Как видите, многое в развитии малыша может свидетельствовать об определенной неправильности.Роль родителя заключается в том, чтобы наблюдать за ребенком и реагировать на то, что может показаться ему подозрительным.
Хорошо, как вы можете помочь своему ребенку?
Не хотите пропустить новые статьи в блоге? Нажмите ЗДЕСЬ и проверьте детали.Благодаря этому вы будете в курсе каждого нового контента в блоге.
.90 000 Формирование осанки ребенка от рождения до 5 лет 9000 1Любое отклонение от правильного рисунка, т.е. дефекты осанки, не только изменяют внешний вид фигуры, но и нарушают работу всего организма. К счастью, раннее обнаружение аномалий осанки ребенка можно успешно лечить.
Формирование осанки человека происходит во внутриутробном периоде.На третьей неделе из-за преобладания мышц-сгибателей и положения тела, обусловленного анатомией матки, развивающийся ребенок принимает скорченное положение. Позвоночник имеет форму буквы «С» (общий кифоз), ноги отведены, ротированы кнаружи, согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Затем, начиная с 5-го месяца, поясничное искривление начинает проявляться деликатно. Тем не менее при рождении позвоночник малыша почти прямой. Голова, составляющая четверть длины тела, а ее окружность больше окружности грудной клетки, характерна для строения тела новорожденного.Шея короткая, брюшко выпуклое и «расплывчатое», при этом конечности довольно короткие. В положении лежа на спине новорожденный принимает положение сгибания, которое является продолжением положения плода. Спина прогнута назад, руки сжаты, конечности согнуты. В положении лежа на животике голова повернута в сторону, а согнутые ручки находятся под грудью.
Внимание! Чтение объявления
Заведомо готовится к чуду рождения.
Ваше молоко - чудесный подарок. Научитесь делиться этим.
Всего хороших книг для детей и родителей | Книжный магазин Натулы
Примерно в 3-4-месячном возрасте младенец, интересуясь окружающим миром, начинает поднимать голову сначала в положении лежа на спине, а затем в положении лежа на животе. В результате начинает формироваться шейный изгиб (шейный лордоз). С другой стороны, приобретение ребенком способности поддерживать руки вызывает постепенное уменьшение искривления грудного отдела позвоночника (грудной кифоз) и выпрямление ног в тазобедренных и коленных суставах.
По мере того, как вы учитесь сидеть и ползать, грудное искривление позвоночника снова углубляется. При этом постоянно формируется шейный изгиб. По мере того, как ребенок пытается стоять самостоятельно, а затем осваивает это, центр тяжести медленно смещается вперед и вверх. Набедренные пластины выдвигаются вперед, при этом грудная клетка втягивается, благодаря чему начинается формирование поясничного искривления позвоночника (поясничного лордоза).Также происходит дальнейшее снижение сгибательного положения нижних конечностей. При этом коленные суставы расположены варусно. В результате принятия вертикальной позы внутренние органы двигаются, из-за чего выпячивается живот. Для ребенка в этом возрасте характерна так называемая явное плоскостопие. Это вызвано наличием жировой подушки на стопе, а также слабостью костно-суставных элементов стопы.
Когда ребенка берут вертикально, пропорции, статика и динамика тела ребенка меняются.Область груди увеличивается в ширину и ее окружность больше окружности головы. Таз, изначально горизонтальный, начинает наклоняться вперед. Согнутое положение в тазобедренных и коленных суставах сохраняется, равно как и варусное положение коленей. Противодействие силе тяжести требует от ребенка больших усилий и постоянного контроля положения тела. Все эти факторы способствуют дальнейшему формированию искривления позвоночника, которое становится относительно стабильным в возрасте от 2 до 3 лет. Он также постепенно замедляет темпы набора веса в угоду росту, что делает силуэт ребенка стройным.
Внимание! Чтение объявления
Руководство по сознательному воспитанию детей 9000 3
Действительно слушайте голос своего ребенка
Всего хороших книг для детей и родителей | Книжный магазин Натулы
Темп роста замедляется в возрасте от 3 до 5 лет.Преобладание грудного кифоза можно наблюдать в осанке. Шейный лордоз стабилизируется, а поясничный постоянно нарастает. Также наблюдается дальнейшее увеличение ширины и выступания грудной клетки. Плечи ребенка опущены, а лопатки меньше выдаются вперед. Выпячивание живота также постепенно уменьшается. В положении стоя ноги должны быть полностью выпрямлены, колени при этом принимают перекошенное положение. Также начинают обозначаться продольные и поперечные своды стоп.
* Указанные месяцы/годы являются "книжными" интервалами, в которых данный навык должен/не должен встречаться. Однако для каждого развиваемого навыка существуют временные рамки, в течение которых он может развиваться («окно развития»). Поэтому при любых сомнениях следует проконсультироваться с педиатром или детским физиотерапевтом.
Артикул:
Родители возвращаются из больницы с новорожденным ребенком. Внезапно они остаются без акушерок или врачей и возникают дилеммы. На что физиотерапевт обратил бы внимание родителей при ежедневном уходе за новорожденным или грудным ребенком? Каких ошибок избегать? На эти и другие вопросы отвечает Магдалена Боярун, физиотерапевт, эксперт форума parenting.pl
. К сожалению, в большинстве случаев - из-за рефинансирования из Национального фонда здоровья - используется только один из этих способов.
11. Некоторые говорят, что контакт с животными, такими как собака или кошка, способствует моторному развитию ребенка. Это правда?
Спасибо за интервью.
Дополнительные советы Магдалены Боярун можно найти на странице /parenting.pl/rehabilitacja>
Анна Майер
.