Что такое задержка психического развития у ребенка


Как понять, что у вашего ребенка задержка психического развития? | "Четырехлистный клевер"

Автор: Заречнева Елена Борисовна

Психическое развитие ребенка – сложный процесс созревания высших психических функций, происходящий под влиянием различных факторов. К основным психическим функциям относятся: узнавание, восприятие, целенаправленные действия, речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление, эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

Основные причины задержки психического развития


Что должно насторожить родителей

Признаки задержки психомоторного и речевого развития у детей:

Как помочь ребенку?

Не теряйте времени. Если Вы заметили, что ваш малыш уже в 2 года отличается от других: не говорит, пассивен или наоборот расторможен, не понимает речь и вы чувствуете, что с ним что-то не так, не ждите приговора ЗПР специалистов в 6 лет. Начинайте работать с ним сразу, не дожидаясь, пока проблемы будут наслаиваться друг на друга как снежный ком.
Начните работу с психологом. Только при раннем обнаружении проблемы ЗПР и ответственном подходе к развитию ребенка можно добиться успехов!

Только при раннем обнаружении проблемы ЗПР и ответственном подходе к развитию ребенка
можно добиться успехов!

Клиника восстановительной психологии «Четырехлистный клевер» проводит полную диагностику и комплексную коррекцию детей с различными видами задержки психоречевого развития.

диагноз ЗПР (задержки психического развития) у детей

Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление нормального темпа психического развития. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции,  быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы.

Причиной ЗПР могут быть:

Как преодолеть заболевание?

ЗПР можно и нужно преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и задержка эмоционального развития в данном случае обратимы.  Развитие ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности и обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. Необходимы согласованные действия   родителей, нейропсихолога, логопеда и психотерапевта. Нейропсихолог поможет развить основные психические функции детей (внимание, память, мышление, речь), сформировать навыки самоконтроля и программирования в интеллектуальной деятельности. Также целью работы нейропсихолога является  оптимизация нейродинамических показателей при взаимодействии с родителями, которым даются рекомендации, какие общеукрепляющие процедуры в домашних условиях можно осуществлять, чтобы повысить общую умственную работоспособность ребенка.

Важная составляющая коррекционного процесса - развитие речи ребенка и сферы общих знаний, т.к. опосредствование речью своих действий помогает детям с ЗПР преодолеть часть трудностей в интеллектуальной деятельности. При этом целесообразно подключение к комплексной работе логопеда-дефектолога. 

Дети с ЗПР чувствует свою неуспешность в детском саду и школе, это часто приводит к эмоциональным нарушениям, которые могут усугубить отставание в развитии познавательных функций. В таком случае необходимо сотрудничество с психотерапевтом для преодоления проблем в эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.

Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве
Задать вопрос
Отзывы

Задержки и нарушения развития детей диагностика и лечение в Москве

Причины

Задержки и нарушения развития в детском возрасте могут возникать по разным причинам. В зависимости от механизма возникновения, они имеют свою специфику как с точки зрения способов преодоления, так и с точки зрения прогноза.

Диапазон возможных проблем развития в детском возрасте может колебаться от единичных трудностей формирования отдельных психических функций (диспраксия, трудности концентрации внимания, несформированность пространственной функции), до стойких системных нарушений психического развития (умственная отсталость).

В клинико-психолого-педагогической классификации различных видов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) предпринята попытка описать шесть основных маршрутов формирования задержек и нарушений психического развития.

  1. Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга - генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных (например, при олигофрении).
  2. Задерженное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть следствием патогенных воздействий на нервную систему ребенка различной этиологии (хронические заболевания, гипоксии, травмы головного мозга) до 3-х летнего возраста. Задержки психического развития (ЗПР), а так же задержки речевого развития (ЗРР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР) часто являются предпосылками школьной неуспеваемости, но при этом имеют относительно хороший прогноз в преодолении и являются наиболее частой причиной обращения родителей к специалистам в коррекционные центры. В грубых случаях необходима дифференциальная диагностика, позволяющая точно установиться диагноз, так как грубые задержки дают клиническую картину, схожую с умственной отсталостью.
  3. Поврежденное психическое развитие - является следствием патогенного воздействия на нервную систему в период ее относительной сформированности (травмы, интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания). Отличается парциальностью расстройств (например, афазия; органическая деменция).
  4. Дефицитарное психическое развитие - вариант особенностей развития, связанный с недостаточностью отдельных систем организма: первичные нарушения двигательной сферы, нарушения зрения и слуха, инвалидизирующие соматические заболевания (заболевания сердца, дыхательной системы, эндокринные заболевания, иногда - детский церебральный паралич (ДЦП). Изначально здоровая нервная система развивается в условиях дефицита стимулов либо не имеет возможности давать адекватную реакцию на стимул (часто это задержки развития по моторному или сенсорному типу). Первичный дефект ведет к недоразвитию связанных с ним психических функций. В случае преодоления первичного дефекта может давать картину ЗПР.
  5. Искаженное психическое развитие - сочетание элементов общего психического недоразвития с элементами задержанного, ускоренного и поврежденного развития отдельных функций. Данная комбинация дает новую клиническую картину нарушений, не свойственную входящим в ее состав отдельным типам. Подобный тип формирования психической сферы наблюдается при раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС).
  6. Дисгармоническое психическое развитие. По структуре схоже с искаженным развитием, но на первый план выходит не текущий болезненный процесс, как при РДА, где развитие психики происходит под давлением заболевания, а врожденная либо приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно, в эмоционально-волевой сфере. Примером могут служить ряд психопатий и, так называемых, патологических формирований личности, проявляющихся в юношеском и зрелом возрасте. Часто к подобному типу развития приводит сочетание биологических (наследственных, органических) и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие психики на протяжении всей жизни.

Часто в клинической практике мы встречаемся с сочетанием патологических типов развития нервной системы у ребенка с трудностями в развитии. Трудности в развитии, связанные с гипоксией при родах, могут усиливаться элементами сенсорной депривации, связанными с отсутствием подвижного образа жизни и эмоционально-волевыми проблемами, связанными с особенностями семейной системы.

Диагностика и лечение

Для выявления структуры нарушения и постановки точного диагноза у ребенка с задержкой развития требуется подробный сбор анамнестических данных и комплексная междисциплинарная диагностика: обследование врача невролога (при необходимости психиатра), функциональная диагностика (ЭЭГ с картированием, УЗДГ, вызванные потенциалы), обследование логопеда, обследование нейропсихолога, в ряде случаев, для диагностики генетических заболеваний (например, синдром Мартина-Бэлла) назначают генетические исследования.

Преодолением задержек и нарушений психического развития, в зависимости от причин возникновения и необходимых лечебных мероприятий, занимаются врачи (невролог, психиатр, педиатр) и специалисты отделения лечебной педагогики (логопед, нейропсихолог). В ряде случаев, пациенту рекомендуется пройти курс остеопатического лечения и лечебного массажа.

Непосредственно для лечения задержек органического генеза разработаны протоколы лечения на специальном реабилитационном оборудовании - транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Решение о возможности применения ТМС можно принимать только после постановки правильного диагноза, основанном на патогенезе нарушения.

ЗПР-задержка психического развития у ребенка

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Причины
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Что происходит?
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.
В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.
Диагностика
Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.
Лечение
Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Задержка психического развития (ЗПР) - причины, симптомы, диагностика и лечение

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Лечение задержки психического развития (ЗПР) в Москве

Что такое ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) – отклонение в сфере познавательной деятельности. Оно связано со снижением способности запоминать, воспринимать информацию и удерживать свое внимание на чем-либо. В отличие от ярко выраженных нарушений психического развития (например, олигофрении) ЗПР не сопровождается стойкими нарушениями в нервной системе.
Родителям не стоит паниковать. ЗПР - это отставание от норм возрастного развития, которое преодолевается при грамотном подборе системы мероприятий. Это нарушение – промежуточное звено между нормой и патологией. Наиболее явно обнаруживает себя в процессе обучения или подготовки к школе. Поскольку близкие люди сталкиваются с тем, что ребенку сложно адаптироваться в новой среде, найти общий язык с ровесниками. Выполнение учебных заданий дается с трудом.

Внимание

Концентрация. Ребенку сложно удержать в фокусе своего внимания какой-либо предмет. Трудно сосредоточиться на выполнении задания.
Объем. У него ограничена способность, концентрироваться, фокусироваться на чем-то одном. Это приводит к тому, что для усвоения малыша оказывается доступен меньший объем информации. Следовательно, восприятие им понятий и объектов фрагментарно и мозаично. Скажем, ребенок не сможет узнать хорошо знакомый предмет в непривычном для него ракурсе. Он словно урывками постигает окружающий мир. В определенный момент его внимание соскальзывает, и малыш уже не готов усваивать информацию.
Кроме того, снижается скорость реакции и ослабевает способность ориентироваться в пространстве.
Отвлекаемость. Детки с ЗПР легко переключаются на внешние раздражители. Это создает для них дополнительные трудности при необходимости сконцентрироваться на чем-то одном. Посторонние звуки, действия других людей, обстановка комнаты дергают их словно марионетку, вынуждая постоянно уходить от поставленной задачи.

Память

Длительность сохранения усвоенной информации также страдает. Ребенок с ЗПР обладает меньшим объемом долговременной и оперативной памяти. Недавно усвоенный материал с легкостью исчезает из его памяти. При обучении лучше опираться на наглядные формы обучения, поскольку картинки сохраняются у него дольше, чем слова.
Мышление
Малыш 5 – 6 лет мыслит, опираясь на собственный житейский опыт. Ему недоступно выявление связи между причиной и следствием. С трудом ему удается выделение первостепенных признаков предметов и их классификация, соотнесение между собой.

Воля и эмоции

Ребенку в целом сложно разобраться в своем эмоциональном состоянии. Для малыша с ЗПР нередко это становится непосильной задачей. Ему непросто высказать свои переживания, объяснить причины действий. Также это связывается с недостаточным развитием словарного запаса. Взрослым нужно помогать крохе, учиться разбираться в водовороте собственных эмоций.
Эмоционально-волевая область характеризуется незрелостью. Процесс выполнения дела не вызывающего интереса управляется волей. Однако ребенку с ЗПР сложно сопоставить свои желания с волевым «надо».

Речь

Малышу с ЗПР нелегко выстраивать межличностные отношения. Ему трудно обнажить свои эмоции, направить свое поведение в определенное русло, в соответствии с морально-этическими правилами. Их усвоение, кстати, также вызывает затруднение.
ЗПР становится следствием скудности словарного запаса и недостатков в произношении слов. Он воспринимает обращенную к нему речь, но дать понятный развернутый ответ ему не удается. Обычно его речь лишена наречий, глаголов и прилагательных. Следовательно, построение сложных, длинных предложений пока лежит вне зоны его способностей.
Отметим, что у каждого ребенка сила и зрелость тех или иных ВПФ находится на разном уровне. Кроме того, диагноз ЗПР настолько распространен, что иногда малыш награждается им незаслуженно.
Скажем, нарушение внимания может проявляться вкупе с двигательной расторможенностью и речевой активностью. Если к данным признакам не примешивается других, то в таком случае уместно говорить не о ЗПР, а о СДВГ (синдроме недостатка внимания с гиперактивностью).


Выделяется несколько типов ЗПР:
1. Конституциональный. У ребенка ярко выражен слабый уровень развития воли и способности, понимать и контролировать свои эмоции. Такие детки плохо привыкают к новым условиям, поскольку несамостоятельны. Их эмоциональный фон крайне неустойчив.
2. Соматический. Затяжная болезнь, врожденные пороки могут привести к ЗПР. Из-за общей слабости страдает и психическое состояние малыша. В итоге он лишается возможности нормально развиваться. Снижение внимания, познавательной активности и чрезмерная утомляемость – весьма благодатная почва для возникновения отставания в развитии. Подобным эффектом обладает и гиперопека.
3. Психогенный. Здесь причина нарушений кроется в самой социальной ситуации развития крохи, т. е. в тех условиях, которые создала для нее ее семья. Рукоприкладство, психологическое давление, безразличие к интересам и жизни домашних, авторитарный стиль воспитания, тормозят развитие ребенка.
4. Церебрально-органический. Это наиболее распространенный, но вместе с тем и самый труднопреодолимый тип нарушения. Патология беременности приводит к различным формам органических дефектов, которые снижают общий уровень развития крохи.

Профилактика ЗПР

Во время беременности ЗПР могут спровоцировать следующие факторы: заболевания матери, поздний возраст, лишний вес или чрезмерные нагрузки на организм разного рода.
После рождения важно следить за состоянием здоровья крохи. Не пренебрегайте профилактическими посещениями специалистов различного профиля.
Нормальное развитие ребенка просто невозможно без участия родителей. Он с рождения нуждается в их заботе, но что более важно в данном контексте в их ласке и любви. Ему очень важно, чтобы его ласкали, гладили, брали на руки, целовали. Это создает у него чувство безопасности и помогает нормально развиваться. На данном этапе для него наивысшую ценность приобретает эмоционально-личностное общение с взрослым. Это становится его ведущей деятельностью.
Итак, к ЗПР могут привести нарушения органического характера или просчеты самих родителей в воспитании.
Поводом для беспокойства служит недостаточный лепет малыша в годовалом возрасте; непонимание простых слов в полтора года; отсутствие попыток повторять за взрослыми в 2 года и неумение произносить слова в 3 года. Все это маленькие звоночки, предвещающие ЗПР.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

При диагнозе ЗПР детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов. Первична – диагностика причин заболевания, от ее результатов зависит дальнейшее лечение. Родительские забота, внимание, терпение и квалифицированная помощь специалистов помогут в преодолении социальных барьеров и трудностей в обучении.

В Москве лечением ЗПР занимаются в Клинике биоакустической коррекции с помощью одноимённого метода биоакустической коррекции. Более подробно о возможностях использования данного метода при задержках психического развития у детей читайте в статье по ссылке.

Задержка психического развития — iZnanka

ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и затруднениями в занятии интеллектуальной деятельностью. ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. В ЧЕМ ПРИЧИНА? Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы. К биологическим факторам задержки психического развития у детей относятся незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, наступившие вследствие патологического течения беременности или родов. По мнению отдельных специалистов, 95% новорождённых в процессе родов получают микротравмы, не распознаваемые на первых порах, но крайне негативно влияющие на состояние головного мозга. Другими биологическими факторами, способными спровоцировать ЗПР у детей, является употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесённые матерью или младенцем. Социальными факторами задержки психического развития у ребёнка считаются гипо- или гиперопека, отсутствие телесного контакта с матерью, проявления агрессивности как по отношению к ребёнку, так и в целом в семье, социальная изоляция, возникающая, например, при отказе матери от ребёнка и помещении его в казённые учреждения (детские дома). Также причиной задержки могут стать психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф. Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста; занятия с дошкольниками наиболее эффективны. К сожалению, родители нередко не замечают или не придают значения отставанию в развитии до поступления ребенка в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ НАРУШЕНИЯ? К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности. Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая  физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе. При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими  факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно- психической  сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности. Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально- органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем. При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии). При ЗПР церебрально-органического генеза имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности, — ЗПР подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности. Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность. Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное (частичное) нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушение психического  развития характеризуется направлением «снизу вверх». Недостаточный уровень развития навыков, знаний и умений педагогически запущенного ребенка обусловлен не органическим повреждением ЦНС, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной депривации (сокращение и полное лишение возможности удовлетворять свои социальные потребости). КАК РАСПОЗНАТЬ НАРУШЕНИЕ? При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ? Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью. Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи. Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости. При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда. В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание. КАК ВОСПИТЫВАТЬ И ОБУЧАТЬ?

Статья Базы знаний о ЗПР составлена врачом-психотерапевтом Е.А. Гришко (консультант Базы знаний iZnanka 2018 г.) 90,000 Умственная отсталость ~ Помощь ребенку

Умственная отсталость - нарушение, возникающее в период развития (…). Это расстройство, снижающее потенциал развития ребенка. Это неблагоприятное психофизическое состояние может быть обусловлено различными патогенными факторами. Умственная отсталость - это постоянное расстройство, но оно не прогрессирует в ситуациях, обеспечивающих надлежащую реабилитацию ребенка-инвалида. Это расстройство симптоматически разнообразно.Чаще всего встречается общая - диффузная умственная отсталость: симптомы аномального развития охватывают всю личность, свидетельствуют о дефиците мышления, речи, мимики, моторики, восприятия, памяти и внимания. Общей чертой всех умственно отсталых людей является недоразвитие высших когнитивных функций - функций самых молодых, новейших, возникающих в онтогенезе. (...) Умственная отсталость на каждой стадии развития будет свидетельствовать о неадекватных возрасту когнитивных, социальных и моторных навыках.При оценке уже приобретенных компетенций полученные результаты укажут на задержку психомоторного и умственного развития, которое будет сопровождаться трудностями в обучении и трудностями в социальной адаптации (...). Результаты, полученные при измерениях психомоторного развития и, в основном, умственного развития, будут ниже как минимум на два стандартных отклонения от среднего значения измерения, полученного в популяции, к которой принадлежит данный человек, их IQ будет ниже 70,

.

В настоящее время причины умственной отсталости определены в широком смысле: как органические (множественное поражение мозга), так и культурные (длительные, начиная с ранних стадий развития, лишение биопсихологических потребностей ребенка).

Существует четыре степени умственной отсталости в зависимости от степени снижения потенциала развития и социальной независимости ребенка.

Легкая умственная отсталость

Лица, принадлежащие к этой группе, способны «учиться». Их интеллектуальный уровень в зрелом возрасте может быть сопоставим со средним 10-летним ребенком (они могут выполнять тесты интеллекта, как и 10-летний ребенок). С другой стороны, их социальная адаптация может быть аналогична адаптации здоровых людей, вступающих в фазу созревания (...).Однако им требуется определенная степень надзора, поскольку они имеют ограниченную способность предсказывать последствия своего поведения. Благодаря ранней переаттестации, правильно организованному специальному образованию они могут овладеть основами школьных знаний, овладеть простыми профессиональными навыками и достичь высокой степени самостоятельности.

Умеренная умственная отсталость

Люди с этой степенью инвалидности могут научиться читать и писать в ограниченной степени (обычно это отдельные слова), приобретают в ходе правильно структурированной переаттестации несложные навыки обращения с собой, устного общения и выполнения простых профессиональных действий.Во взрослом возрасте они достигают интеллектуального уровня, не превышающего интеллектуальный уровень здорового ребенка в возрасте от четырех до семи лет. Иногда они раскрывают хорошо освоенные, фрагментированные навыки и демонстрируют фрагментарную одаренность. (...). Ранняя реабилитация, интерес и поддержка со стороны родителей позволяют людям с ограниченными физическими возможностями достичь частичной самостоятельности в повседневной деятельности и социально приемлемого поведения.

Тяжелая умственная отсталость

Людей с такой степенью инвалидности часто считают инвалидами, вызывающими привыкание.Они страдают разнообразными расстройствами - сенсорными, моторными и вербальными коммуникативными навыками. В процессе ранней организованной переаттестации они в ограниченной степени овладевают навыками, связанными с соблюдением личной гигиены и выполнением основных действий по самообслуживанию. (...)

Тяжелая умственная отсталость

Уровень развития, достигнутый людьми, принадлежащими к этой группе, оправдывает необходимость постоянно поддерживать их в основной жизненной деятельности.У некоторых людей из этой группы наблюдается глубокий дефицит развития, который делает невозможным выполнение самых элементарных действий. Если они приобретают способность к вербальному общению, это обычно ограничивается несколькими искаженными словами, связанными с повторяющимися событиями. Среди людей с тяжелой умственной отсталостью распространены физические уродства, патологии центральной нервной системы и нарушения зрения. У людей с серьезными физическими недостатками очень часто встречаются другие, дополнительные расстройства, напримерсудороги, нарушения зрения и слуха и другие различные физические деформации.

Источник: Maciarz A. (2005). Лексика специального воспитателя . (стр. 83) Краков: Издательство Impuls 9000 3

Сивек С. Умственная отсталость (стр. 31-88) В: Borkowska A., Domańska Ł. (2006). Детская клиническая нейропсихология. Варшава: PWN

.

Диагностика умственной отсталости и аутизма у ребенка | Педиатрия

Вопрос в редакцию

Есть ли у моего ребенка умеренная умственная отсталость? Моему сыну 2,6 года, с декабря 2012 года, когда ему исполнилось ровно год и 4 месяца, он пошел в детский сад, адаптация была сложной и заняла полгода. В настоящее время сын с удовольствием ходит в детский сад. Мой сын не говорит, иногда мама, папа, женщина говорят: нет, нет, давай, давай. Полгода пыталась получить от педиатра направления к специалистам, безуспешно, причина - без показаний.В настоящее время я сменила врача, ребенку сделали проверку слуха, она прошла успешно, невролог отклонений не обнаружил. В детской, когда я задавал свои вопросы о том, как мой сын общается со сверстниками, я услышал, что это хорошо, мой сын умен и т.д. что сын развивается на стадии 1,4-летнего ребенка. У меня есть ряд сомнений по поводу этого мнения.
Исследование состояло из упражнений, например, что маленький должен кормить плюшевого мишку - он не выполнял упражнения, он никогда не проявлял интереса к мягким игрушкам, и я никогда его этому не учил, так откуда он мог знать, он не любит книги, поэтому не показывает выбранные предметы или животных на картинке.Думаю, это скорее мое пренебрежение, я не учил его этому, я думал, что время придет. Теперь я могу только добавить, что однажды дома я показала ему, как кормить куклу, и он уже знает, достаточно сказать, что он должен дать кукле что-нибудь попить или поесть, он знает, о чем я. На мой взгляд, он мудрый, но непокорный ребенок, он проявляет злость, когда не хочет что-то делать, примером может быть визит к логопеду, где сын не хотел сотрудничать, логопед сказал, что это счастье в несчастье, потому что он очень хорошо знает, что с ним делать. Мы ожидаем, что она только бунтует, и, по ее мнению, это исключает аутизм.Сын понимает инструкции и выполняет их, например, выбросить бумагу в мусорное ведро, принести обувь. Ему нравится стоять перед зеркалом и корчить рожи, у нас есть зрительный контакт, как только я прихожу с работы домой, он тянет меня за руку, он хочет поиграть. Он очень активный ребенок, всегда улыбается, я знаю, что ему обязательно нужна помощь в раннем развитии, ждем решения клиники. Я знаю, что мой сын не говорит, но означает ли это, что он слегка инвалид или аутист? Я думаю, что поступил неправильно, когда отправил своего ребенка в детскую, мой сын только начинал говорить, потом, вероятно, из-за стресса или долгой адаптации все начинания прекратились.

Она ответила

препарат med. Magdalena Miernik-Jaeschke
Психиатр для детей и подростков
Центр хорошей терапии NZOZ

Для диагностики умственной отсталости требуется выписка:

Для диагностики аутизма необходимо указать:

90 021 90 022 трудности в установлении отношений с опекунами и другими людьми, 90 023 90 022 проблемы с речевым и невербальным общением, 90 022 причудливых образа жизни, игр и хобби.

Диагностика как умственной отсталости, так и аутизма требует очень тщательного анализа информации о функционировании ребенка в настоящее время и в прошлом, а также его обследования (наблюдение за его поведением и функционированием в различных ситуациях, выполнение соответствующих психологических тестов).Такую оценку должен произвести детский психиатр, психолог и логопед. Также важны оценка неврологического статуса детским неврологом и оценка общего состояния здоровья педиатром. Только после сбора этой информации можно будет поставить окончательный диагноз.

Стоит подчеркнуть, что задержка речи сама по себе недостаточна для диагностики умственной отсталости или аутизма и может быть проявлением другой, менее сложной проблемы развития или эмоционального нарушения у ребенка.В любом случае, вы всегда должны стремиться к комплексной диагностике. Это позволяет выбрать оптимальный способ помочь малышу.

Ваш отчет показывает, что вы получили много весьма противоречивой информации о своем ребенке из различных источников. Одна встреча с психологом действительно может быть ненадежной, потому что дети, подвергшиеся стрессу из-за новой ситуации, часто отказываются сотрудничать. Вероятно, придется подумать о повторном психологическом обследовании. Поскольку мой сын уже прошел обследование у логопеда, невролога и педиатра, стоит посетить детского психиатра, который оценит его психическое состояние, изучит собранную информацию и результаты анализов других специалистов, а затем спланирует дальнейшую диагностику (при необходимости ), поставит окончательный диагноз и подскажет, как помочь ребенку.

Стоит помнить, что направление к детскому психиатру не требуется.

.

Умственная отсталость | WP для родителей

Умственная отсталость и способности выше среднего находятся на противоположных концах спектра интеллекта. Традиционно считается, что умственная отсталость или умственная отсталость находится в диапазоне IQ ниже 70 и касается результатов, достигнутых примерно 2% населения. Очень сложные определения умственной отсталости также учитывают уровень социального функционирования человека и другие его навыки.В чем причина умственной отсталости ребенка? Как это проявляется и как с этим бороться?

Посмотрите видео: «Для чего врачи назначают точки Апгар?»

Оглавление

1.Причины умственной отсталости

Большинство современных взглядов на умственную отсталость уделяют меньше внимания IQ и больше внимания практической способности справляться с миром и адаптироваться к новым условиям. Умственная отсталость часто считают расстройством, представляющим нижние 2% интервала IQ, начиная примерно на 30 пунктов ниже среднего (средний IQ = 100). Умственная отсталость иначе упоминается как умственная отсталость , олигофрения или нарушение умственного развития.В медицинской номенклатуре употребляется термин «умственная отсталость». Американское общество умственной отсталости дает определение умственной отсталости, в котором IQ даже не упоминается. Согласно этому подходу, умственная отсталость включает «интеллектуальное функционирование значительно ниже среднего», которое проявляется до 18 лет. Он также включает ограничения по крайней мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные навыки, самоуправление, здоровье и безопасность, навыки функционирования школы, отдых и работа.

Какова этиология умственной отсталости? Умственная отсталость может иметь множество причин. Некоторые из них, как известно, имеют генетическую природу, так как можно указать на конкретный дефект, вызванный генетическими факторами. Так обстоит дело с синдромом Дауна, когда трисомия по хромосоме 21 вызывает многочисленные физические дефекты и умственную отсталость. Некоторые причины умственной отсталости имеют чисто экологический характер, например, алкогольный синдром плода (ФАС), который включает пренатальное повреждение головного мозга в результате злоупотребления алкоголем матерью во время беременности.Другие экологические причины включают послеродовые травмы, которые вызывают повреждение головного мозга . К другим причинам относятся лишения или пренебрежение, из-за которых развивающийся ребенок не получает опыта, необходимого для правильного интеллектуального развития. В некоторых случаях умственной отсталости выявить конкретные источники нарушений сложно. Умственная отсталость также возникает при таких заболеваниях, как:

2. Как бороться с умственной отсталостью?

В зависимости от степени умственной отсталости используются несколько разные методы терапии. Различают четыре степени умственной отсталости:

.

Не существует эффективного лекарства от умственной отсталости.Однако были выявлены некоторые виды профилактики. Например, простой тест, который обычно проводится у новорожденных, выявляет генетическое заболевание, известное как фенилкетонурия. При раннем обнаружении психические отклонения, обычно связанные с этим заболеванием, можно предотвратить, соблюдая специальную диету. В более общем плане, генетическое консультирование, , уход за беременными женщинами, пренатальное тестирование и обучение молодых родителей являются превентивными стратегиями.

.

Умственная отсталость у детей - Портал здоровья

Дети являются умственно отсталыми, когда у них гораздо более низкий уровень интеллекта, чем у их сверстников. Существуют разные степени умственной отсталости, также известной как олигофрения. Выделяют две основные группы: легкие и более глубокие нарушения. Они классифицируются в соответствии со значением Индекса интеллекта (I.I.). Норма - И.И. 84-115. IQ при легкой инвалидности составляет 52–67 баллов (68–83 балла на грани нормы и нарушения).Умеренный физический недостаток - I.I. 36-51, значащие 20-35. Ребенок с IQ менее 20 является серьезным инвалидом, он не ходит, не разговаривает и не сигнализирует о физиологических потребностях.

Симптомы детской умственной отсталости

Каковы причины инвалидности?

Различают генетические и приобретенные причины.В первом случае чаще всего речь идет о нарушениях метаболического процесса или ошибках в делении хромосом (например, монголии). Причиной умственной отсталости у ребенка, приобретенного во время беременности, могут быть инфекции, отравления или гормональные нарушения (например, аномальное развитие яйцеклеток, рентген, заболевания плода, злоупотребление алкоголем, наркотиками и наркотиками со стороны матери). Во время родов может произойти кровоизлияние в мозг или гипоксия, что в дальнейшем может привести к повреждению ребенка.Факторы, которые после рождения могут вызвать психические уродства, включают энцефалит и вредные последствия вакцинации. Причиной также могут быть тяжелые психосоциальные условия, например, серьезная халатность со стороны опекунов ребенка.

Каковы симптомы умственной отсталости?

Некоторым младенцам сложно сосать грудь или пить молоко из бутылочки. Умственная отсталость проявляется задержкой в ​​развитии: ребенок очень поздно и медленно учится брать предметы рукой и направлять на них взгляд, очень поздно начинает лепетать и улыбаться.Это похоже на поднятие головы, приседание и ходьбу. Дети с умственными недостатками склонны выполнять схематические, постоянно одни и те же движения и целостное поведение. Большинство детей беспокойны, совершают резкие, нескоординированные движения, не могут различать звуки речи или приобретают эту способность очень поздно. В тяжелом состоянии ребенок часто не проявляет защитного поведения или не реагирует на боль. У умственно отсталых детей также наблюдаются признаки врожденных аномалий, таких как асимметрия черепа, деформации ушей и косоглазие.

Примечание

Родители умственно отсталого ребенка должны использовать все доступные средства и любую возможность, чтобы помочь, и ни в коем случае не изолировать себя и ребенка от окружающей среды. Например, вы можете вступить в одну из групп взаимопомощи.

Как ухаживать за ребенком-инвалидом?

Отношение родителей и окружающей среды к ребенку имеет решающее значение. Правильный подход помогает больному лучше разобраться в окружающем мире и преодолеть стоящие перед ним трудности.Вам следует как можно раньше начать работать с ребенком-инвалидом. Это прежде всего педагогическая работа. Фармакологические средства используются только в некоторых случаях для стимуляции очень тяжелого ребенка или для успокоения гиперактивных детей. Решение о помещении ребенка в специальное учреждение или оставить его дома необходимо тщательно обдумать. Решив самостоятельно ухаживать за умственно отсталым ребенком, стоит позаботиться и о себе. Только так будет достаточно сил, чтобы справиться с этой чрезвычайно сложной задачей.

Что сделает врач?

Попросите лиц, осуществляющих уход, точно описать симптомы, которые они наблюдали. Ваш врач может сказать вам, страдаете ли вы физическим или психическим расстройством. В случае сомнений он направит ребенка к специалисту, который проведет соответствующие тесты для проверки индекса интеллекта. Если у ребенка легкая инвалидность - а симптомы могут не замечаться до школьного возраста, - его направляют в специальную школу.

Когда вам следует обратиться к врачу?

Когда заметны признаки задержки в развитии или имеются тревожные отклонения в поведении ребенка.

.

: Междисциплинарная логопедическая служба:

Диагноз умственной отсталости

Средства »Инструменты и диагностика» Диагностика умственной отсталости

Основным признаком умственной отсталости является значительно более низкий общий уровень интеллектуального функционирования, чем средний, который возникает вместе со значительными ограничениями в области адаптивного функционирования, по крайней мере, в отношении как минимум двух из следующих способностей:

Умственная отсталость имеет множество причин, и ее следует лечить в результате различных патологических процессов, ведущих к повреждению центральной нервной системы.

Существует два подхода к диагностике умственной отсталости:

  1. Психометрический диагноз - основан исключительно на результате исследования IQ или коэффициента социальной зрелости, без учета всего исследования.
  2. Клинический диагноз - ставится на основе целого ряда психологических, педагогических и медицинских тестов, выходящих далеко за рамки тестовых данных (собеседование, наблюдение, обучение, темп обучения, личностные черты).

Методы диагностики интеллекта

Критерии и классификация умственной отсталости

Анализируя вопрос о классификации умственной отсталости, следует констатировать, что это очень сложная проблема. Классификация важна для развития научных исследований и организации процесса повторной валидации. На это разнообразие классификаций влияют разные критерии классификации:

Критерий эволюции основан на том, что исследователь сравнивает уровень развития когнитивно-познавательной, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, исполнительной деятельности, включая уровень развития речи, моторики и т. Д.обследуемого ребенка с уровнем вышеперечисленных занятий у нормально развивающегося ребенка ». [по Костшевскому, И. Вальд, 1981].

Педагогический критерий учитывает возможности воспитания и обучения детей с умственными недостатками.

Психологический критерий учитывает целостность личности ребенка, измеряется степень интеллектуального развития.

Социальный критерий основан на предположении, что основная цель человека - адаптироваться к окружающей среде таким образом, чтобы иметь возможность вести независимое существование.

Медицинский критерий учитывает все медицинские осмотры, в том числе амбулаторные. В настоящее время в Польше (с 1968 г.) существует четырехуровневая классификация умственной отсталости, основанная на коэффициенте интеллекта (I.I.). Он основан на шкале со средним значением 100 и стандартным отклонением 16,

.

Степени обесценения

Умственно отсталые люди в зависимости от степени инвалидности делятся на:

Следует также отметить относительно большую группу людей, которых находятся на грани психической нормы и умственной отсталости (И.I. = 68-83).

Представленные системы классификации умственной отсталости постоянно модифицируются, улучшаются и дополняются в соответствии с применимыми критериями.

Подготовила: Марзена Мешкович

.90,000 Легкая умственная отсталость: ребенок в школе

Дети с легкими умственными отклонениями ходят в школу наравне со своими сверстниками. Однако их требования приспособлены к их способностям. Они также должны находиться под присмотром олигофренопедагога, который проводит курсы повторной валидации.

Дети с легкими умственными недостатками ходят в школу наравне со своими сверстниками. Однако их требования приспособлены к их способностям. Они также должны находиться под присмотром олигофренопедагога, который проводит курсы повторной валидации.

Ребенку с легкой степенью инвалидности не обязательно посещать интегрированную школу, поскольку все больше и больше учреждений нанимают специалистов по олигофренопедагогике.

Умственная отсталость - довольно широкий термин, связанный с различными отклонениями в развитии. Это означает снижение интеллектуального уровня, которое происходит в детстве или является врожденным. Список заболеваний, которые могут вызвать умственную отсталость, очень длинный и включает:в токсоплазмоз, синдром Ретта, расстройство аутистического спектра или алкогольный синдром плода (ФАС).

В настоящее время психологи и педагоги стараются избегать употребления термина «умственная отсталость», который, хотя и является официальным медицинским термином, является стигматизирующим и имеет очень негативный оттенок. Чаще используется нейтральный аналог «умственная отсталость».

Нарушение интеллектуального развития диагностируется на основании тестов интеллекта и их результатов, чаще всего по шкале Векслера.Если ребенок набирает балл в диапазоне 69-55 II (коэффициент интеллекта) Вешслера, ставится диагноз умственной отсталости.

Как функционирует умственно неполноценный ребенок?

Непросто охарактеризовать детей с легкой умственной отсталостью в целом, поскольку их функции очень разные, как и детей с нормальным уровнем развития. В то время как при умеренной и тяжелой инвалидности поведение становится более типичным для данной группы , любые обобщения для легкой степени инвалидности вредны и укрепляют стереотипы .Тем не менее, факт остается фактом: есть определенные трудности, которые ребенку трудно преодолеть. Людей с легкой умственной отсталостью:

У них нет проблем с социализацией , то есть с функционированием в группе, и если такие трудности возникают, то они возникают из-за индивидуальных различий.

Умственная отсталость в школе

Дети с умственной отсталостью также участвуют в образовательной системе, т.е. они ходят в школу вместе со своими сверстниками. Тем не менее, , из-за особых трудностей, учебная программа и способ, которым учителя излагают содержание, должны быть адаптированы к способностям ребенка .Материал, обсуждаемый на уроке, рассматривается не как обязательный материал для изучения, а как повод для предоставления базовой информации о мире.

Специалист, то есть олигофренопедагог, должен работать в школе с учеником с такими особыми образовательными требованиями. Это педагог, имеющий дополнительную квалификацию для проведения специализированных курсов переподготовки с целью стимулирования интеллектуального развития ребенка.

Легкая умственная отсталость и функционирование по классу

Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями развиваются по-разному, но чаще всего не имеют проблем с социализацией, если только это не связано с чертами характера, которые также отличаются у других детей.Чаще всего трудности с функционированием в классе и школе являются следствием того, как другие ученики относятся к ребенку - будь то злоба, преследование или исключение его из группы. Многое зависит от педагога и от того, как он настроит своих учеников, которые должны знать, что каждый заслуживает уважения.


.

Каковы степени умственной отсталости?

Умственная отсталость диагностируется на основании уровня нарушений развития, сопровождающихся дефицитом в области адаптивного поведения. Различают четыре степени умственной отсталости.

Умственная отсталость, определяемая как умственная отсталость, представляет собой нарушение развития, связанное с видимым и значительным снижением интеллектуальных способностей. Легкая умственная отсталость у взрослых проявляется:в проблемы в общении, обучении, запоминании и выполнении повседневных дел. Проведение эффективной терапии зависит от степени поражения и общего состояния пациента. Согласно определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), общее психическое расстройство проявляется в возрасте до 18 лет.

Степени умственной отсталости

Легкая умственная отсталость

Легкая умственная отсталость диагностируется, когда IQ пациента находится в диапазоне 50–69. Такие люди обычно не имеют проблем с выполнением повседневных дел, таких как мытье, одевание, выделение или прием пищи. У них также нет серьезных трудностей в базовом общении и поддержании разговора. Общий уровень развития человека с легкой умственной отсталостью не превышает общий уровень развития 12-летнего ребенка, а социальная зрелость аналогична развитой у 17-летнего мужчины. Однако у этих людей могут быть трудности с чтением и письмом, хотя в большинстве случаев они годны для работы.Люди с легкой степенью инвалидности приобретают языковые навыки немного позже, чем люди, развивающиеся нормально. Также могут быть нарушены способность разделять внимание, логическая память (без влияния на механическую память) и способность наблюдать. Пациентам также может быть трудно различать основные черты предметов. У людей с легкой степенью инвалидности гораздо более бедный словарный запас и меньший диапазон числовых понятий. У них также могут быть трудности с определением и описанием абстрактных понятий.Также бывает, что у них наблюдаются видимые двигательные нарушения, в том числе снижение скорости и точности движений.

Умеренная умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость наблюдается у людей с IQ, колеблющимся по шкале 35–49. Пациенты гораздо чаще страдают соматическими заболеваниями и заболеваниями внутренних органов. Взрослые с умеренной степенью умственной отсталости по умственному развитию не превышают 8-летнего ребенка, а их социальная зрелость всего на два года старше. Большинство больных не могут научиться писать и читать и не могут работать. Они рассуждают медленнее и формируют свои мысли и слова. Домашние действия, такие как покупки, приготовление пищи или уборка, должны выполняться под присмотром или при поддержке опекуна. Их диапазон восприятия намного уже и медленнее. У таких людей преобладает непроизвольное внимание, хотя они способны выявить основные различия и сходства между двумя простыми понятиями.

Тяжелая умственная отсталость

Люди с тяжелой умственной отсталостью имеют IQ от 20 до 34, а их социальная зрелость аналогична 8-летнему. Гораздо чаще встречаются соматические заболевания, нарушение зрения, потеря слуха и парез конечностей. Для пациентов характерны неточные наблюдения и недостаток свободного внимания. Обладая высокой степенью умственной отсталости, они могут составлять очень простые предложения из 4–5 слов и усваивать первые 5 чисел.В большинстве случаев они могут самостоятельно передвигаться в непосредственной близости и удовлетворять физиологические потребности. У них вообще нет проблем с различением геометрических фигур.

Тяжелая умственная отсталость

При тяжелой умственной отсталости у человека наблюдается IQ менее 20, тяжелые нарушения зрения и слуха, паралич конечностей. Взрослые с глубокой умственной отсталостью не превышают интеллектуального уровня 3-летнего ребенка.Их уровень социальной адаптации такой же, как у 4-летних. Пациенты также страдают тяжелыми нарушениями нервной системы и не могут самостоятельно передвигаться. По этой причине они требуют постоянного ухода. Они не контролируют свои потребности и ограничены своей неспособностью общаться, выполнять приказы и формулировать мысли. Их внимание неделимо и непостоянно. Они понимают только основные слова, а развитие речи останавливается на годовалом возрасте.

.

Смотрите также