Вы молодые ребята послушайте что мы старые старики будем сказывати


Эпиграфы из романа "Капитанская дочка" по главам: анализ, смысл эпиграфов


Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» Пушкина


Текст эпиграфов


Источник и смысл эпиграфов

Эпиграф к роману

Береги честь смолоду.        

Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа - проблему чести и долга.

Эпиграф к главе I «Сержант гвардии»

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! пускай его потужит...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

                                        (Княжнин.)

Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Эпиграф к главе II «Вожатый»

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

                        (Старинная песня)

Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.

Эпиграфы к главе III «Крепость»

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

                      (Солдатская песня)

Старинные люди, мой батюшка.

          («Недоросль» Фонвизина)

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.

Эпиграф к главе IV «Поединок»

— Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

                               (Княжнин)

Эпиграф представляет собой отрывок­ из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е.

В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах).

Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина.

Эпиграфы к главе V «Любовь»

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

                          (Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

                        (Песня народная)

Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176). Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135).

Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Эпиграф к главе VI «Пугачевщина»

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

                          (Песня)

Эпиграфа представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125).

Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами.

Эпиграф к главе VII «Приступ»  

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

                  (Народная песня)

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130).

Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

Эпиграф к главе VIII «Незваный гость»

Незваный гость хуже татарина.

                 (Пословица)

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Эпиграф к главе IX «Разлука»

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

                 (Херасков)

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова "Вид прелестный, милы взоры!.." М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим.

Эпиграф намекает на разлуку Гринева и Маши Мироновой.

Эпиграф к главе X «Осада города»

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

              (Херасков)

Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.

Эпиграф к главе XI «Мятежная слобода»

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —

Спросил он ласково.

                 (А. Сумароков)

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова.  
Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Эпиграф к главе XII «Сирота»

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

                    (Свадебная песня)

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.

Эпиграф к главе XIII «Арест»

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

— Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

             (Княжнин)

Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина.

Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.

Эпиграф к главе XIV «Суд»

Мирская молва —

Морская волна.

              (Пословица)

Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.  


Это была таблица со всеми эпиграфами из романа "Капитанская дочка" Пушкина по главам: анализ и смысл эпиграфов, их источник и т.д.

Смотрите: Все материалы по "Капитанской дочке"

Проза : Советская классическая проза : 7. Капитанская дочка Пушкина : Виктор Шкловский : читать онлайн

7. «Капитанская дочка» Пушкина

Литературный поиск – поиск нового смысла жизни; отодвигается древнее толкование и создается новое, как бы вечное.

Первичная необходимость, недовольство предпониманием – это основное в ходе искусства, это столкновение разных необходимостей, это как бы конспект иначе не познаваемой истории и ее разрешение.

То, что переживал Пушкин, то, что переживал Толстой, это как бы предчувствие землетрясения, обреченности, существующего.

Так звери, которым не дано сознание, не дана необходимость формулировать, мучаются перед катастрофой.

Герцен писал о природе: «Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами…

…Она любит себя бесчисленными сердцами и бесчисленными очами глядит на себя. Она расчленилась для того, чтобы наслаждаться собою.

Ненасытимо стремясь передаться, осуществиться, производит она все новые и новые существа…»

Это то, что иногда проходит через заблуждения, но не знает загнивания уже не нужного, прежде прекрасного, непривычного, но необходимого.

Александр Блок в речи в годовщину смерти Пушкина там, на краю города, с четкой печалью говорил о смерти Пушкина, настаивая, что имя Пушкина веселое имя.

Он жил в долгах; любимый друзьями, понимаемый читателями, если их брать целиком, всем тиражом; вероятно, полупонимаемый женой; кто-то украл в Румянцевской библиотеке в годы революции письма Натали Пушкину. Письма поэта к жене написаны и посланы к умному человеку. Поэт как бы шутя добивается равенства. Понимание равенства, вероятно, было трудным.

Но не будем пытаться переделать жизнь великих людей; они имеют право на свое счастье и свое несчастье, и эту корректуру мы не должны брать на себя.

Мы получаем прибыль – вещи, романы, стихи.

Толстой упрекал Ренана, что тот писал слишком реально. Толстой говорил – золото находят в песке, но не нужно думать, что в песке главное; писатель промывает песок; не надо возвращать внимание искусства только к истокам и к преждебытию – к песку.

Мучения писателя, смена вариантов, как будто похожих друг на друга, позволяют иногда увидеть за писателя, не прошлое, а будущее.

Увидеть его без страха перед будущим.


Пушкин писал при многих трудностях, при подозрении цензуры и при приблизительном понимании немногих.

Он писал поэту Денису Давыдову, военному и поэту, заслуживающему уважения, что он направляет к нему «Историю Пугачевского бунта», и характеризует самого Пугачева известными строками:


В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.

Он сопоставляет Пугачева, участника войн, с большими событиями.

Но как написать?

Цензура не пропустила название.

Название Пушкина «История Пугачева» заменено: «История Пугачевского бунта».

Он не мог написать о Пугачеве внятно. Мог только привести воспоминания о старой женщине, которая попросила называть Емельяна Пугачева Петром Федоровичем, императором, а не самозванцем.

Пушкин видел места, выжженные для того, чтобы победить Пугачева, видел изуродованных людей, видел виселицы.

Но как написать?

Как разгадать правду природы бунта?

Пушкин говорил о поэтичности пугачевских прокламаций.

Приступая к работе над Пугачевым, Пушкин имел сперва несколько планов.

Гринев, невольный свидетель бунта, сын того дворянина, который сам держит в своей усадьбе воровской притон, но это здесь мелко, это чем-то напоминает предысторию Дубровского, это не сближает Пугачева с крупными фактами истории.

В планы повести Пушкин заносит как будто эпиграфы к отдельным главам.

Это странный случай: эпиграф являет парадное платье прозы; здесь они предшествуют рождению прозы.

Вернемся к повести «Капитанская дочка».

Все эпиграфы, относящиеся к Пугачеву, взяты из таких стихотворений, в которых строчкой позже или строчкой раньше упоминается слово «российский царь». Например, в главе X, «Осада города», эпиграф таков:


Заняв луга и горы,
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привезть под град.

Это место у Хераскова в контексте «Россияды» выглядит так:


Меж тем Российский Царь, заняв луга и горы:
С вершины, как орел, бросал ко граду взоры;
За станом повелел сооружать раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привезть под град.

Так описывается у Хераскова взятие Казани Иваном Грозным.

К главе VI у Пушкина эпиграф:


Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати.

Песня

Эта песня приведена в «Собрании разных песен» Чулкова:


Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати,
Про Грозного Царя Ивана про Васильевича,
Как он, наш Государь Царь, под Казань-город ходил.

В сказке, рассказанной Гриневу, сам Пугачев называет себя орлом, который воли хочет, а не крови. Гринев спорит, Гринев возражает, что бунт создал трупы. Но в эпиграфе в главе XI, взятом будто бы из Сумарокова, Пугачев назван львом.


В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«За чем пожаловать изволил в мой вертеп?» —
Спросил он ласково.

Дано указание: А. Сумароков.


Но такого стихотворения у Сумарокова нет. Пушкин сочинил его. Лет десять тому назад нашли черновик эпиграфа. Приведу отрывок:


             Мятежная слобода
(В то время лев)
             (лев вопросил без гнева)
             (без страшна рева)
Лев (за чем пожаловать изволил в мой вертеп?)
В ту пору (был) был сыт хоть
                                     хоть он
Сказал лев ласково духом (и) свиреп
В ту пору Лев был сыт
               хоть с роду он свиреп,
«За чем пожаловать изволил
               В мой вертеп?»

Четыре уточняющих надписания.

Почему мы интересуемся эпиграфами?

Эпиграф как бы подготовляет, это как бы указание пути к большим событиям и показу больших людей, что в этих эпиграфах остаются, и вот только в них, в эпиграфах, и есть крупный показ – хотите – восстания Пугачева; они укрупняют в наших глазах то, что порою кажется обычным.

Теперь можно сказать – и это было открытием Пушкина.

Эпиграфы, взятые из разных произведений, с разных сторон, с разных точек зрения и по-разному освещают главное событие.

Книг в России было не так много; не многие люди держали книги в своих шкафах. Но предчувствие звука, как бы намерение эпиграфа наводили невидимо читателя на высокое чтение.

Марина Цветаева написала очерк «Пушкин и Пугачев», где на первой же странице было слово «вожатый», указывая на то, что в произведении «Капитанская дочка» ведет читателя Пугачев; и я рад, что встретился на одной дороге с великой писательницей.

В 1937 году я в маленькой книге заметок о прозе Пушкина, может быть невнятно, сказал то же.

Буран под Оренбургом был описан Аксаковым, откуда перешел к Загоскину. Он в «Юрии Милославском» показал казака, вызволяющего князя во время бури из беды.

Описания метели в «Капитанской дочке» и у Аксакова совпадают деловитой патетичностью.

Киршу, слугу Юрия Милославского у Загоскина, лучший характер во всем романе, заменил Пугачев своей тайной речи; он, Пугачев, спасает барина за ничтожную ласку, за то, что и ему в лишающую человека зрения бурю, когда человеку было холодно, подарил заячий тулуп.

Этот заячий тулуп недаром попадается.

Пушкин взял его из книги «Ложный Петр III». Там во втором томе, среди документов о пропавших вещах, один дворянин жалуется, что у него пропал заячий тулуп.

Но Пугачев за случайную встречу вызволил Гринева из беды.

Он освободил его, и ему помог в этом деле советник с вырезанными ноздрями, бывалый человек.

Пугачев узнал в час казни, узнал с лобного места Гринева в толпе и поклонился ему.

Он вне страха.

Сам Гринев описан Пушкиным любовно, с милыми неудачами, но роман кончается рассказом о том, что потомки Гринева в числе десяти «благодетелей» своей деревни: десять хозяев в одной деревне; было ироническое слово того века – десятипановка; это почти нищета. Гриневка недалеко ушла от этого.


Поэзия, и проза, и музыка живут не вне истории, не вне полной зависимости от истории.

Искусство передает свои достижения из поколения в поколение. Эти драгоценности обычно бывают неузнаны; они выныривают со дна морского, как статуи, найденные собирателями губок, потомками древних греков.

Молодой Толстой, чуть постарше молодого Гринева в то время, о котором я хочу рассказать, так вот Лев Николаевич чуть не пропал под Новочеркасском в степи.

Повесть так и названа «Метель».

Метель охватывает караван заблудившихся саней. На одних санях едет дворянин вместе с компанией ямщиков; рассказывают друг другу сказки; не боятся. Но сильно боится Толстой, он засыпает; он видит мужика и какого-то слугу, который приказывает ему поцеловать мужику руку. Все это происходит во сне.

Это повторение сцены у Белогорской крепости, когда помилованный Пугачевым Гринев не хотел поцеловать руку спасителю, но Савельич его уговаривал.

Поэзия имеет свои сроки смерти и бессмертия.

Память Льва Николаевича вылавливала драгоценности, лежащие на дне литературного моря.

…Работа над повестью «Капитанская дочка» заняла у Пушкина время с 1831 по 1836 год. Напечатана была повесть в «Современнике» без подписи автора.

Планов этой вещи, планов шесть.

И имя Мария появляется только в шестом.

В первых планах, составленных, очевидно, после написания «Дубровского», героем является Шванвич, дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Имя это и заменяет имя Башарина, когда-то бывшего в реальности, он был взят в плен Пугачевым, а потом перебежал в один из отрядов усмирителей.

В правительственном сообщении о наказании Пугачева имя Гринева упомянуто в числе тех, которые значатся под арестом, но впоследствии оказались невинными. Два дворянина-соперника, Гринев и Шванвич; появление этих двух людей объясняется, вероятно, цензурными соображениями. Один герой должен быть положительным.

Во время бурана Башарин спасает башкирца; башкирец спасает его при взятии крепости.

В третьем плане тема Шванвича развита более широко. Шванвич показан своеобразным дворянином-героем, русским мушкетером.

Отношения старшего Шванвича с Орловыми дружеские. Шванвич ранил одного из Орловых; после этого между ними было заключено своеобразное соглашение: если двое Орловых были в трактире, Шванвич не заходил; если только один из Орловых, то и Шванвич здесь имел место. За буйство Шванвич сослан в гарнизон. Он предает крепость Пугачеву. Шванвич участвует в разгроме дворянских имений, но спасает соседа своего отца.

Когда младший Шванвич обвинен как человек, перешедший на сторону Пугачева, то в Петербург приезжает старший Шванвич. У Орлова, старого знакомого, выпрашивает прощение сына.

Кроме Шванвича в планах упоминается Перфильев, купец, кулачный боец первого, почти олимпийского класса.

Неоднократно отмечалось, что год отставки старого Гринева совпадает с годом вступления на престол Екатерины.

Гринев родится в 1755-м, то есть он не мог быть офицером во время восстания. Поэтому в дальнейшем предполагалось, что переворот вызвал отставку Гринева, произошедшую при восшествии на престол Елизаветы Петровны.

Сам Пушкин писал:


Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.

Для Гринева, сына мятежного рода, в какой-то мере Пугачев похож на Великую Екатерину, то есть этот мужик один из претендентов на престол, имеющий не больше и не меньше права на престол, чем немка, ставшая императрицей. Два самозванца уравненной судьбы.

Отношение Пушкина к Пугачеву, как мы показали на эпиграфах, положительное; в разговоре с Гриневым Пугачев говорит, что он не ворон, который питается падалью, а орел, и согласен на короткую жизнь. Это заявление смягчено Гриневым, он упрекает самого Пугачева, тот должен совершать убийства.

Но роман, который показывает дворянина другом бунтаря, такой роман не мог бы появиться; поэтому начались ослабления построения романа.

Башкирец, подсказанный Загоскиным, которого в первых планах в буран спасает Гринев, в романе заменяется самим Пугачевым. Между Пугачевым и Гриневым появляется традиционная связь романов Вальтера Скотта: случайная помощь, оказанная слабому, спасает этого человека, когда он попадает в тяжелое положение.

Такое построение, эта фабула, держалось долго.

Повесть «История Пугачева» с трудом проходила через цензуру. Пушкин уменьшил масштаб событий. Молодой Гринев не имеет никакого значения в Петербурге. Он просто мальчик. Его отец ссыльный дворянин, по-деловому верный престолу. Гринев спасает в буран Пугачева. Глава носит короткое название «Вожатый». В словарях русской словесности объяснено слово «вожатый» – «проводник, тот, кто ведет, указывает путь-дорогу».

То есть слово «вожатый» почти синоним слова «руководитель», и Марина Цветаева правильно называла свой очерк о Пугачеве «Вожатый», усмотрев в пушкинском названии главы пушкинскую оценку героя.

Мне это пришло в голову на двадцать лет раньше.

Гринев-младший использует случайную приязнь к нему Пугачева для того, чтобы спасти невесту, причина романтическая, а не политическая. Спасенная девушка спасает жениха, отправляясь в Петербург. Повесть теперь получает название «Капитанская дочка». Я напомню, что имя Мария появляется только в шестом варианте. Название «Капитанская дочка», может быть, подсказано строкой песенки, которая приводится в повести:


Капитанская дочь,
Не ходи гулять в полночь.

Капитанская дочка возвышается как героиня, но это, так сказать, внеклассовый героизм.

Девушка добирается до Екатерины. Екатерина показана коротко. Традиционные рисунки облика Екатерины были изданы и признаны всеми. Пушкин использует традицию. Костюм, в котором гуляет Екатерина по парку Царского Села, строго дан по известному всем рисунку – все, вплоть до собачки у ног, дано по чужому рисунку – внеполитично.

Девочка просит за своего жениха.

Так как эта девочка дочка человека, погибшего за правительство, то правительство помогает ей по мотивам политическим.

Деталь эта нереальна.

Семья мальчика Крылова была разгромлена, отец был убит, но никто не помог матери будущего баснописца.

Но такое выдвижение гуманности императрицы смягчает опасность сюжета, ибо все-таки дело идет о восстании, широком восстании. Цензура задержала главу о плоте с повешенными. Такие плоты на угрозу всем спускали по течению рек слуги императрицы.

Миронова, распоряжающаяся в Белогорской крепости как хозяйка имения, реальна: коменданты крепостей в степях с инородческим населением жили как герои Купера среди индейцев. В Мироновой Пушкин дает все же некоторые черты Простаковой – в ее пренебрежении к мужу и строгости к населению: кто-то пустил лошадь в огород Мироновой и за это получил вознаграждение – постой офицера.

Отсутствие подписи Пушкина под повестью при ее опубликовании тоже как бы притишает значение повести, это как бы анекдот из давно прошедшего – рассказанный каким-то стариком, который будто бы знаком с Сумароковым и сам писал стихи.

Масштаб произведения уменьшен.

Несмотря на возражение Вяземского, что Гринев не мог оказаться в армии, если его документы были предназначены для гвардии, что кажется очень убедительным, но помещик Симбирской губернии Гринев мог интересоваться башкирскими степями. Это заинтересованность деловая, которая, например, была у деда Аксакова и у Льва Толстого.

Методы укрощения восставших окраин в повести смягчаются показом екатерининского дворца и его быта.

Дворец Екатерины был дворцом больших карьер и больших опасностей. Когда во времена Гринева один очень красивый дворянин приехал ко двору и поразил всех красотой, то он очень скоро был убит тут же, во дворце, на случайной дуэли. Этот случай прекратил очень возможную карьеру человека, который мог бы попасть в мужской гарем Екатерины.


Так вот, когда мы смотрим в небо через телескоп, то мы как бы укалываем небо; мы усиливаем свет отдельной звезды, но ограничиваем поле видения.

Исторические романы в пушкинское время и, может быть, даже частично во время молодого Тургенева как бы поворачивали зрительную трубу наоборот. Они показывали наш быт с планетной точки зрения; делая все более кратким, более – если хотите – изящным и даже менее реалистичным. Это было небо без созвездий.

В то же время реалистичность и Пушкина, и Толстого основана на замене общих планов большим количеством крупных планов. Для того чтобы сделать эту мысль доступнее, я снова укажу на раннюю повесть Толстого «Метель».

Повесть – результат восприятия стихийного явления с разных точек зрения, разными глазами.

Мы замечаем, что свидетель бурана, человек, который мог погибнуть в этой стихии, все время меняет сани, в которых он едет, и положение тройки в обозе.

Эта разность точек видения, поиски ее, езда с разными ямщиками; а они радуются, когда барии слезает, бог с ним, пусть возьмет свои вещи вместе с ответом, ответственностью за него.

Разной опытности люди разно воспринимают стихию: старые ямщики курят во время нарастания вьюги —

– более и более реально показанной, – так как сам путник показывается все время в разных точках бурана; эти перемещения реальны, реальны лошади, которые везут, реальны колокольчики разно настроенные, разно звучащие; разна утомленность людей, различна устойчивость их лошадей. Рассказчик молод, крепок, он хочет во вьюгу снять сапог с ноги, но для него это подвиг; для ямщиков это быт.

Повесть учит читателя видеть мир; укрупнить мир; это был показ видения в самый страшный момент.

«Метель» учит спокойствию; это толстовское открытие; на этой вещи от записи сцен, от этнографической записи, он пришел к новому построению сюжета. Сюжет дается не как поиски интересного, необыкновенного, он становится способом видения; видения как бы структуры вселенной, как бы ее грозности.

Вот так, может быть неожиданно, эпиграфы «Капитанской дочки» и через описание метели, бурана в степи и встречи с вожатым переходят на «Метель» Толстого, ибо это как бы поиски видения среди множественности точек зрения, поиски единства взгляда; оно само изменяется, познавая изменяющийся мир.

После кавказских очерков и повестей, написанных совсем молодым человеком, после системы очерков, названных «Севастопольскими рассказами», Толстой сможет показать войну 1812 года; люди знают, что они делают; и мы знаем, что они должны делать.

40 вещей, которые говорят только пожилые люди

Как в наши дни на самом деле определяют «пожилого» человека? Это когда он или она достигает 50? Или это 60? Или, может быть, это измеряется чем-то совсем другим… В конце концов, в наши дни «старость» определенно больше относится к состоянию ума или, возможно, к чувству, чем просто к числу.

В любом случае, мы твердо утверждаем, что самым верным определением слова "старый" является любой, кто регулярно использует эти слова и фразы, которые мы здесь собрали. Поверьте нам: вы никогда не найдете более чудесного старомодного и милого устаревшего собрания высказываний, утверждений и вопросов, которые практически будут кричать: "Я пожилой человек!"

Итак, читайте дальше (и, пожалуйста, знайте, что все эти глупые изюминки исходят из очень доброго и доброго места). И если вы хотите научиться говорить миллениалы, мы вас поддержим! Просто ознакомьтесь с 40 фразами, которые говорят только миллениалы.

Входящие: Долгая история о трудностях и настойчивости, которую мы все были бы счастливы услышать. О, и пока мы оглядываемся назад, вот 23 старомодных правила этикета, которые все еще применяются.

Конечно, сегодня это может быть «голосовая почта», но вы должны отдать должное, где следует отдать должное: автоответчики созданы для улучшения сюжета в фильмах ужасов. Кстати, об автоответчиках: они определенно входят в число 50 вещей, которые вы больше не увидите в офисах.

Shutterstock

Сегодня мы записываем вещи. Вчера мы Tivo'd. Давным-давно мы записывали.

Shutterstock

Боюсь, альбом Rush вышел уже давно. Что, безусловно, верно! Но это не делает тебя моложе, друг.

Shutterstock

К сожалению, эти распечатанные маршруты не могут «пересчитать ваш маршрут».

Shutterstock

Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени вздремнуть, но назвать свой диван «давенпортом»? Извините, но тотальный #oldpersonmove.

Shutterstock

Нам неприятно это говорить, но когда скамейка выглядит более заманчиво, чем прогулка, это может быть признаком преклонного возраста. А в качестве полезных советов по здоровью, вот 40 способов оставаться в тонусе после 40 лет.

Редкое исключение: если вы старшеклассник, изучающий математику.

Если после этой фразы добавить что-то уничижительное, вы станете ходячим стереотипом! О, и говоря об этих сумасшедших детях: вот 25 вещей, которые считались скандальными 100 лет назад, но теперь являются абсолютно нормальными.

Возврат Четверги начались с широкой популярности. Но в последнее время средний возраст людей, все еще использующих этот хэштег с энтузиазмом, все больше растет.

Извините, прошло почти два десятилетия.

Это мир Uber или Lyft, друг мой.

Также: если у вас проблемы со сном, вот 11 одобренных доктором секретов быстрого засыпания — сегодня вечером.

Shutterstock

Да, 60 минут — это новый Matlock .

Можно поспорить, что даже у маленького Стива есть планшет.

Shutterstock

В этой фразе есть что-то, что кажется нам мило старомодным. Возможно, Боб Доул использовал его после проигрыша 1996 президентская гонка. (В любом случае, мы только что значительно устарели с помощью этой ссылки.)

Смеем вас найти миллениала, который носит копейки.

При обращении к компьютеру.

Классический ход бэби-бумеров.

Shutterstock

Иначе известный как аналог Siri.

Пришло время обновиться, друг.

Для протокола: мы считаем, что это гораздо лучший и более личный жест, чем простая отправка плейлиста Spotify по электронной почте. Тем не менее, он все еще кричит «пожилой человек».

Shutterstock

"Ах, Brady Bunch.  Теперь , что был хорошим телевизором!"

Если бы только угловые офисы были еще в изобилии.

Shutterstock

Мы слышим вас. Но, возможно, "селфи с макаронами" изменит ваше мнение.

Конечно, «холодильники» начали выходить из моды в 1930-е годы. Но это восхитительная жеманность.

Shutterstock

Ни один молодой человек никогда не говорил.

Shutterstock

Если у вас есть вопросы…

Shutterstock

Благодаря телефонам устаревают даже дебетовые карты. Так что чеки официально два поколения назад.

В частности, когда бармен, официантка или сотрудник винного магазина запрашивает ваше удостоверение личности перед продажей вам алкоголя. Благодарность за открытку — это не та эмоция, которую испытывают молодые люди.

Когда речь идет, скажем, о Daft Punk.

Если, конечно, вы не играете в бейсбол.

Shutterstock

Вы официально стали раздражительным соседом в Деннис Угроза.

Shutterstock

Еще одна вещь, ставшая устаревшей благодаря смартфону.

Но, честно говоря, никто не стал бы винить вас за это. Мел один до пожилых людей!

Shutterstock

Это точно признак того, что вы стареете.

Дело не только в буфете. Дело в том, что вы, вероятно, ужинаете, пока так много людей на работе.

Если вы привыкли наслаждаться вкусом карамельных конфет в сочетании с ворсом из кармана, боюсь, это официально: вы уже не молоды.

Чтобы получить дополнительные советы о том, как жить лучше, следите за нами на Facebook и , подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

Старение в Америке: ожидания и реальность

Стареть не так плохо, как думают люди. И это не так хорошо.

О аспектах повседневной жизни, начиная от остроты ума и физической ловкости и заканчивая сексуальной активностью и финансовой безопасностью, новый опрос Pew Research Center Social & Demographic Trends о старении среди репрезентативной на национальном уровне выборки из 2,9 человек.69 взрослых обнаруживает значительный разрыв между ожиданиями молодых и взрослых людей среднего возраста в отношении старости и реальным опытом, о котором сообщают сами пожилые американцы.

Эти различия становятся особенно заметными, когда респондентов спрашивают о ряде негативных критериев, часто связанных со старением, таких как болезни, потеря памяти, неспособность водить машину, прекращение половой жизни, борьба с одиночеством и депрессией, а также трудности с оплатой счетов. В каждом случае пожилые люди сообщают, что испытывают их на более низком уровне (часто намного ниже), чем молодые люди сообщают, что ожидают столкнуться с ними, когда состарятся. 1

В то же время, пожилые люди сообщают о меньшем количестве преимуществ старения, которые молодые люди ожидают получить, когда состарятся, например, проводить больше времени со своей семьей, больше путешествовать ради удовольствия, иметь больше времени. для хобби, волонтерской работы или начала второй карьеры.

Эти разрывы в восприятии поколений также распространяются на самый основной вопрос о старости: когда она начинается? Респонденты опроса в возрасте от 18 до 29 лет считают, что средний человек стареет в 60 лет. Респонденты среднего возраста ставят порог ближе к 70 годам, а респонденты в возрасте 65 лет и старше говорят, что средний человек не стареет, пока ему не исполнится 74 года9.0003

Другие потенциальные маркеры старости, такие как забывчивость, выход на пенсию, сексуальная неактивность, проблемы с контролем мочевого пузыря, поседение волос, рождение внуков, являются субъектами подобных пробелов в восприятии. Например, почти две трети взрослых в возрасте от 18 до 29 лет считают, что если кто-то «часто забывает знакомые имена», то этот человек стар. С этим согласны менее половины всех взрослых в возрасте 30 лет и старше.

Тем не менее, несколько потенциальных маркеров — слабое здоровье, неспособность жить самостоятельно, неспособность водить машину, трудности с подъемом по лестнице — порождают согласие между всеми поколениями в отношении того, в какой степени они служат индикатором старости.

Стань старше, почувствуй себя моложе

Результаты опроса, похоже, подтверждают старую мысль о том, что никогда не бывает слишком стар, чтобы чувствовать себя молодым. Фактически, это показывает, что чем старше становятся люди, тем моложе они себя чувствуют – условно говоря. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет около половины говорят, что чувствуют свой возраст, около четверти говорят, что чувствуют себя старше своего возраста, а еще четверть говорят, что чувствуют себя моложе. Напротив, среди взрослых 65 лет и старше 60% говорят, что чувствуют себя моложе своего возраста, по сравнению с 32%, которые говорят, что чувствуют себя точно на свой возраст, и только 3%, которые говорят, что чувствуют себя старше своего возраста.

Кроме того, разрыв в годах между реальным возрастом и «чувствуемым возрастом» увеличивается по мере взросления человека. Почти половина всех респондентов в возрасте 50 лет и старше говорят, что чувствуют себя как минимум на 10 лет моложе своего хронологического возраста. Среди респондентов в возрасте от 65 до 74 лет треть говорит, что они чувствуют себя на 10-19 лет моложе своего возраста, а каждый шестой говорит, что чувствует себя как минимум на 20 лет моложе своего фактического возраста.

В соответствии с этим оптимистичным способом подсчета своего ощущаемого возраста пожилые люди также проявляют отношение «считай мои благословения», когда их просят оглянуться на всю дугу своей жизни. Почти половина (45%) взрослых в возрасте 75 лет и старше говорят, что их жизнь оказалась лучше, чем они ожидали, и только 5% говорят, что она оказалась хуже (остальные говорят, что все получилось так, как они ожидали, или не имеют мнения) . Все остальные возрастные группы также склоняются в положительную сторону, но значительно в меньшей степени, когда их просят оценить свою жизнь в сравнении с их собственными ожиданиями.

Обратная сторона старения

Безусловно, со старостью приходит бремя. Примерно каждый четвертый взрослый в возрасте 65 лет и старше сообщает о потере памяти. Примерно каждый пятый говорит, что у него серьезная болезнь, он не ведет половую жизнь или часто чувствует грусть или депрессию. Примерно каждый шестой сообщает, что он одинок или у него проблемы с оплатой счетов. Каждый седьмой не умеет водить. Каждый десятый говорит, что считает себя ненужным или обузой для других.

Но когда дело доходит до этих и других потенциальных проблем, связанных со старостью, доля молодых людей и людей среднего возраста, которые сообщают, что ожидали столкнуться с ними, намного выше, чем доля пожилых людей, которые сообщают, что действительно сталкиваются с ними.

Кроме того, эти проблемы не в равной степени присущи всем группам пожилых людей. Люди с низкими доходами чаще, чем люди с высокими доходами, сталкиваются с этими проблемами. Единственное исключение из этой модели связано с отсутствием сексуальной активности; вероятность того, что пожилые люди сообщат о проблемах в этой сфере жизни, не коррелирует с доходом.

Неудивительно, что проблемы, связанные со старением, усугубляются по мере того, как взрослые достигают 80-летнего возраста и старше. Например, около четырех из десяти респондентов (41%) в возрасте 85 лет и старше говорят, что испытывают некоторую потерю памяти, по сравнению с 27% в возрасте 75–84 лет и 20% в возрасте 65–74 лет. Точно так же 30% людей в возрасте 85 лет и старше говорят, что они часто чувствуют грусть или депрессию, по сравнению с менее чем 20% тех, кому 65-84 года. А четверть взрослых в возрасте 85 лет и старше говорят, что они больше не водят машину, по сравнению с 17% в возрасте 75-84 лет и 10% в возрасте 65-74 лет.

Но даже перед лицом этих проблем подавляющее большинство «старых стариков» в нашем опросе, похоже, смирились со своими обстоятельствами. Лишь незначительная доля взрослых в возрасте 85 лет и старше — 1% — говорят, что их жизнь оказалась хуже, чем они ожидали. Несомненно, помогает то, что взрослые в возрасте 80 лет с такой же вероятностью, как и люди в возрасте 60 и 70 лет, говорят, что они испытывают много хороших вещей, связанных со старением, будь то время с семьей, меньше стресса, больше уважения или больше финансовой безопасности. .

Положительные стороны старения

Отвечая на вопрос о широком спектре потенциальных преимуществ старости, семь из десяти респондентов в возрасте 65 лет и старше говорят, что они проводят больше времени со своей семьей. Около двух третей говорят, что у них больше времени на хобби, больше финансовой безопасности и отсутствие необходимости работать. Примерно шесть из десяти говорят, что к ним относятся с большим уважением и они испытывают меньше стресса, чем в молодости. Чуть более половины опрошенных указывают, что они больше времени уделяют поездкам и волонтерской работе. Как показано на приведенной ниже диаграмме, пожилые люди могут не испытывать эти «преимущества» в той степени, в какой большинство молодых людей ожидают получить их, когда состарятся, но их ответы, тем не менее, указывают на то, что фраза «золотые годы» — это нечто большее, чем сиропообразная поздравительная открытка.

Из всех положительных моментов старения самым лучшим, по мнению пожилых людей, является возможность проводить больше времени с членами семьи. Отвечая на открытый вопрос, 28% людей в возрасте 65 лет и старше говорят, что больше всего в старости они ценят возможность проводить больше времени с семьей, а еще 25% говорят, что больше всего они ценят время с их внуки. Третье место в этом списке занимает более высокая финансовая безопасность, которую 14% пожилых людей назвали тем, что они больше всего ценят в старости.

Люди живут дольше

Результаты этого опроса приходятся на то время, когда пожилые люди составляют рекордную долю населения США и большинства развитых стран. Около 39 миллионов американцев, или 13% населения США, в возрасте 65 лет и старше — по сравнению с 4% в 1900 году. Столетнее увеличение доли населения мира в возрасте 65 лет и старше является результатом значительных достижений в области медицины. наука и общественное здравоохранение, а также резкое снижение рождаемости. В этой стране рост стабилизировался с 1990, но он снова начнет расти, когда первой волне 76 миллионов бэби-бумеров в стране исполнится 65 лет в 2011 году. К 2050 году, согласно прогнозам Pew Research, примерно каждый пятый американец будет старше 65 лет, и около 5% будет в возрасте 85 лет и старше, по сравнению с 2% в настоящее время. Эти соотношения поместят США в середине века примерно на то же место, где сегодня находятся Япония, Италия и Германия — три «старейшие» крупные страны мира.

Связь с пожилыми людьми

Любое обследование, посвященное пожилым людям, сталкивается с одной очевидной методологической проблемой: небольшая, но немаловажная доля людей в возрасте 65 лет и старше либо слишком больны, либо недееспособны для участия в 20-минутном телефонном опросе, либо они живут в учреждениях, таких как дом престарелых, где с ними невозможно связаться. 2

Мы предполагаем, что пожилые люди, которых мы не смогли охватить по этим причинам, в среднем имеют более низкое качество жизни, чем те, кого мы смогли охватить. Чтобы смягчить эту проблему, в исследование были включены интервью с более чем 800 взрослыми, чьи родители в возрасте 65 лет и старше. Мы задавали этим взрослым детям многие из тех же вопросов о жизни их родителей, которые мы задавали пожилым людям об их собственной жизни. Эти «суррогатные» респонденты дают представление об опыте всех пожилых людей, в том числе тех, с которыми мы не могли связаться напрямую. Неудивительно, что рисуемый ими портрет старости несколько более негативен, чем тот, который рисуют сами пожилые респонденты. Мы представляем краткое изложение этих наблюдений из вторых рук в конце раздела I, полагая, что эти две точки зрения дополняют друг друга и добавляют текстуру нашему отчету.

Восприятие старения

Разрыв между поколениями, около 2009 г. В опросе Гэллапа 1969 года 74% респондентов заявили, что существует разрыв между поколениями. мнение молодых людей и пожилых людей сегодня». Когда десять лет спустя, в 1979 году, тот же вопрос был задан CBS и The New York Times, только 60% ощутили разрыв между поколениями. Но, пожалуй, самый интригующий результат этого нового опроса Pew Research заключается в том, что доля людей, говорящих о разрыве между поколениями, выросла до 79 человек.% — несмотря на то, что в последнее время было немного открытых конфликтов между поколениями, подобных тем, что будоражили 1960-е годы. Возможно, эта фраза теперь означает что-то другое и менее конфронтационное, чем это было в разгар дерзких вызовов контркультуры истеблишменту 40 лет назад. Каким бы ни было нынешнее понимание термина «разрыв между поколениями», примерно равные доли респондентов молодого, среднего и старшего возраста в новом опросе согласны с тем, что такой разрыв существует. Наиболее распространенное объяснение, предлагаемое респондентами всех возрастов, связано с различиями в морали, ценностях и трудовой этике. Относительно немногие ссылаются на различия в политических взглядах или в использовании технологий.

Когда наступает старость? В 68 лет. Это среднее значение всех ответов 2969 респондентов. Но, как отмечалось выше, за этим средним значением скрывается большая возрастная дисперсия ответов. Более половины взрослых моложе 30 лет говорят, что средний человек стареет еще до того, как ему исполнится 60. С этим согласны только 6% взрослых в возрасте 65 лет и старше. Кроме того, пол, а также возраст влияют на отношение к этому предмету. Женщины в среднем говорят, что человек стареет в 70 лет. Мужчины в среднем оценивают число в 66 лет. чем женщины говорят, что маркер является показателем старости.

Ты старый? Конечно нет! Общественное мнение в совокупности может постановить, что средний человек становится старым в 68 лет, но вы не зайдете слишком далеко, пытаясь убедить людей этого возраста, что порог распространяется и на них. Среди респондентов в возрасте 65-74 лет только 21% говорят, что чувствуют себя старыми. Даже среди тех, кому 75 лет и старше, только 35% говорят, что чувствуют себя старыми.

До какого возраста вы хотели бы дожить? Средний ответ респондентов нашего опроса — 89. Каждый пятый хотел бы дожить до 9 лет.0, а 8% говорят, что хотели бы преодолеть отметку века. Вердикт общественности о наиболее желательной продолжительности жизни в последние годы, похоже, немного снизился. Опрос AARP 2002 года показал, что средняя желаемая продолжительность жизни составляет 92 года.

Повседневная жизнь

Что делают пожилые люди каждый день? Среди всех взрослых в возрасте 65 лет и старше девять из десяти разговаривают с семьей или друзьями каждый день. Около восьми из десяти читают книгу, газету или журнал, и столько же ежедневно принимают лекарства, отпускаемые по рецепту. Три четверти смотрят телевизор более часа; примерно такая же доля молится ежедневно. Почти две трети водят машину. Менее половины тратят время на хобби. Около четырех из десяти вздремнули; примерно такая же доля уходит на покупки. Примерно каждый четвертый пользуется Интернетом, занимается активными физическими упражнениями или имеет проблемы со сном. Только 4% вступают с кем-то в спор. По мере того, как взрослые приближаются к возрасту 70-80 лет, уровень ежедневной активности снижается по большинству направлений, особенно когда речь идет о физических упражнениях и вождении автомобиля. С другой стороны, ежедневные молитвы и ежедневные лекарства увеличиваются с возрастом.

Счастливы ли пожилые люди? Они так же счастливы, как и все остальные. И, возможно, что еще более важно, те же самые факторы, которые предсказывают счастье среди молодых людей — хорошее здоровье, хорошие друзья и финансовая безопасность — в целом предсказывают счастье среди пожилых людей. Тем не менее, есть несколько возрастных различий в ставках на счастье в жизни. В частности, если все другие ключевые демографические переменные остаются постоянными, то наличие брака является предиктором счастья среди молодых людей, но не среди пожилых людей (возможно, потому, что значительную часть последней группы составляют вдовы или вдовцы, многие из которых, по-видимому, «отложили» некоторые ключевые корреляты счастья, связанные с браком, такие как финансовая безопасность и крепкая семейная жизнь). Среди всех пожилых людей счастье очень мало зависит от возраста, пола или расы.

Пенсия и старость. Пенсия – место без четких границ. Целых 83% взрослых в возрасте 65 лет и старше называют себя пенсионерами, но это слово означает разные вещи для разных людей. Лишь три четверти взрослых (76%) в возрасте 65 лет и старше соответствуют классическому стереотипу пенсионера, полностью покинувшего рабочий мир.

Еще 8% говорят, что они на пенсии, но работают неполный рабочий день, 2% говорят, что они на пенсии, но работают полный рабочий день, и 3% говорят, что они на пенсии, но ищут работу. Остальные 11% населения в возрасте 65 лет и старше считают себя все еще работающими, хотя не все из них имеют работу. Какой бы неясной не была эта определенность, одна тенденция совершенно очевидна из правительственных данных 3 : После неуклонного падения в течение десятилетий уровень участия пожилых людей в рабочей силе снова начал расти около 10 лет назад. Согласно исследованию Pew Research, средний возраст пенсионера составляет 75 лет, а выход на пенсию — 62 года.

Условия проживания. Более девяти из десяти респондентов в возрасте 65 лет и старше живут в собственном доме или квартире, и подавляющее большинство либо очень удовлетворены (67%), либо в некоторой степени (21%) своими жилищными условиями. Однако многие модели жизни меняются по мере того, как взрослые становятся старше. Например, только 30% взрослых в возрасте 65-74 лет говорят, что живут одни, по сравнению с 66% взрослых в возрасте 85 лет и старше. Кроме того, только 2% взрослых в возрасте 65-74 лет и 4% взрослых в возрасте 75-84 лет говорят, что живут в доме престарелых, по сравнению с 15% людей в возрасте 85 лет и старше.

Социальная сеть старой школы. Подавляющее большинство взрослых в возрасте 65 лет и старше (81%) говорят, что их окружают люди, помимо семьи, на которых они могут положиться в общественной деятельности и общении. Около трех четвертей говорят, что у них есть кто-то, с кем они могут поговорить, когда у них возникнут личные проблемы; шесть из десяти говорят, что у них есть кто-то, к кому они могут обратиться за помощью с поручениями, встречами и другими повседневными делами. С другой стороны, трое из десяти пожилых людей говорят, что они «часто» помогают другим пожилым людям, которые нуждаются в помощи, и еще 35% говорят, что иногда делают это. Большинство этих социальных связей остаются неизменными по мере того, как пожилые люди продолжают стареть, но среди тех, кому 85 лет и старше, доля тех, кто говорит, что они часто или иногда оказывают помощь другим, падает до 44%.

Твиттер-революция здесь не приземлилась. Если и есть одна сфера современной жизни, где старые и молодые ведут себя совершенно по-разному, так это внедрение новомодных информационных технологий. Лишь четверо из десяти взрослых в возрасте 65–74 лет пользуются Интернетом ежедневно, а среди взрослых в возрасте 75 лет и старше эта доля падает до одного из шести. Напротив, три четверти взрослых в возрасте от 18 до 30 лет выходят в интернет ежедневно. Разрыв между поколениями еще больше, когда речь идет о мобильных телефонах и текстовых сообщениях. Среди взрослых в возрасте 65 лет и старше только 5% совершают большую часть или все звонки на мобильный телефон, и только 11% иногда используют свой мобильный телефон для отправки или получения текстовых сообщений. Для взрослых в возрасте до 30 лет сопоставимые цифры составляют 72% и 87% соответственно.

Религия и старость. Религия занимает гораздо большую часть жизни пожилых людей, чем молодежь. Две трети взрослых в возрасте 65 лет и старше говорят, что религия очень важна для них, по сравнению с чуть более половиной лиц в возрасте от 30 до 49 лет и всего 44% в возрасте от 18 до 29 лет. Более того, среди взрослых в возрасте 65 лет и старше треть (34%) говорят, что религия стала для них более важной в течение жизни, в то время как только 4% говорят, что она стала менее важной, а большинство (60%) говорят, что она осталась прежней. Среди тех, кто старше 65 лет и сообщает о болезни или грусти, доля тех, кто говорит, что религия стала для них важнее, возрастает до 43%.

Семейные отношения

Оставайтесь на связи с детьми. Почти девять из десяти взрослых (87%) в возрасте 65 лет и старше имеют детей. Из этой группы чуть более половины контактируют с сыном или дочерью каждый день, а еще 40% контактируют хотя бы с одним ребенком — лично, по телефону или по электронной почте — не реже одного раза в неделю. Наиболее часто контактируют матери и дочери; отцов и дочерей меньше всего. Сыновья находятся посередине, и они поддерживают связь со старшими матерями и отцами в равной степени. В целом, три четверти взрослых, у которых есть родитель или родители в возрасте 65 лет и старше, говорят, что они очень довольны своими отношениями с родителем (родителями), но эта доля падает до 62 %, если родитель нуждается в помощи для удовлетворения своих потребностей. .

Великий Бард ошибся? Шекспир писал, что последний из «семи возрастов человека» есть второе детство. На протяжении веков другие поэты и философы отмечали, что родители и дети часто меняются ролями по мере взросления родителей. Это не так, утверждает опрос Pew Research. Всего 12% родителей в возрасте 65 лет и старше говорят, что обычно полагаются на своих детей больше, чем их дети на них. Еще 14% говорят, что их дети больше полагаются на них. Большинство — 58% — говорят, что они не полагаются друг на друга, а 13% говорят, что они полагаются друг на друга в равной степени. Ответы на этот вопрос детей пожилых родителей в целом схожи.

Межпоколенческие передачи в семьях. Несмотря на эти известные модели ненадежности, пожилые родители и их взрослые дети помогают друг другу различными способами. Однако взгляды на эти переводы денег и времени различаются в зависимости от поколения. Например, около половины (51%) родителей в возрасте 65 лет и старше говорят, что они давали своим детям деньги в прошлом году, и только 14% говорят, что их дети давали им деньги. Совершенно по-иному складывается внутрисемейный учет с точки зрения взрослых детей. Среди респондентов опроса, у которых есть родитель или родители в возрасте 65 лет и старше, четверть говорят, что они получали деньги от родителей в прошлом году, в то время как почти такая же доля (21%) говорят, что давали деньги своим родителям. Существуют аналогичные различия в восприятии по поколениям того, кто кому помогает с поручениями и другими повседневными делами. (Чтобы было ясно, в ходе опроса не были опрошены конкретные пары родителей и детей; скорее, он связался со случайными выборками, которые попали в эти и другие демографические категории.) у которых есть такие родители, сообщают, что баланс помощи больше склоняется в пользу детей, помогающих родителям.

Разговоры о конце жизни. Более трех четвертей взрослых в возрасте 65 лет и старше говорят, что говорили со своими детьми о своих завещаниях; почти две трети говорят, что они говорили о том, что делать, если они больше не могут принимать свои собственные медицинские решения, и более половины говорят, что они говорили со своими детьми о том, что делать, если они больше не могут жить самостоятельно. Сходные доли взрослых детей пожилых родителей сообщают, что у них были такие разговоры. Родители и взрослые дети согласны с тем, что именно родители обычно инициируют эти разговоры, хотя 70% пожилых людей сообщают, что это так, по сравнению с 52% детей пожилых родителей, которые говорят то же самое.

Об опросе

Результаты для этого отчета взяты из телефонного опроса, проведенного с репрезентативной в национальном масштабе выборкой из 2969 взрослых, проживающих в континентальной части Соединенных Штатов. Для охвата всех взрослых жителей континентальной части США, имеющих доступ к стационарным или сотовым телефонам, использовалась комбинация стационарных и сотовых выборок со случайным набором цифр (RDD). Кроме того, были получены дополнительные выборки взрослых 65 лет и старше, а также чернокожих и латиноамериканцев
. Передовая выборка чернокожих и латиноамериканцев была достигнута за счет избыточной выборки телефонных разговоров с большим количеством чернокожих и латиноамериканцев, а также обратных звонков чернокожим и латиноамериканцам, опрошенным в предыдущих опросах. В общей сложности было проведено 2417 интервью с респондентами, с которыми связывались по стационарным телефонам, и 552 интервью с теми, с кем связывались по сотовым телефонам. Данные взвешиваются, чтобы получить окончательную выборку, репрезентативную для общей популяции взрослых в континентальной части Соединенных Штатов. Опросы проводились под руководством Princeton Survey Research Associates (PSRA).

О фокус-группах

При содействии PSRA Исследовательский центр Пью провел четыре фокус-группы ранее в этом году в Балтиморе, штат Мэриленд. Две группы состояли из взрослых в возрасте 65 лет и старше; двое других были составлены из взрослых с родителями в возрасте 65 лет и старше. Нашей целью было послушать, как простые американцы рассказывают о проблемах и радостях старения, и истории, которые мы услышали во время этих фокус-групп, помогли нам сформировать нашу анкету для опроса. Участникам фокус-групп было сказано, что они могут быть упомянуты в этом отчете, но мы пообещали не называть их поименно. Цитаты, разбросанные по этим страницам, взяты из этих бесед в фокус-группах.

Об отчете

Этот отчет был отредактирован, а обзор написан Полом Тейлором, исполнительным вице-президентом Pew Research Center и директором проекта Social & Demographic Trends. Разделы I, II и III были написаны старшим научным сотрудником Ким Паркер. Раздел IV был написан научным сотрудником Венди Ван и Тейлором. Раздел V был написан старшим редактором Ричардом Морином. Демографический раздел был написан старшим писателем Д'Верой Кон, а данные были собраны Ван. Под руководством г-жи Паркер все сотрудники отдела социальных и демографических тенденций написали анкету и провели анализ ее результатов. Регрессионный анализ, который мы использовали для изучения предикторов счастья среди пожилых и молодых людей, был проведен консультантом Кэри Л. Фанк, адъюнкт-профессором Школы государственного управления Уайлдера в Университете Содружества Вирджинии. Отчет был отредактирован Марсией Крамер из Kramer Editing Services. Его номер проверили сотрудники Pew Research Center Ана Гонсалес-Баррера, Дэниел Доктерман и Кристина Меркадо. Мы хотели бы поблагодарить других коллег из КНР, предложивших исследования и редакторское руководство, в том числе Эндрю Кохута, Скотта Китера, Гретхен Ливингстон, Джеффри Пассела, Ракеша Кочхара и Ричарда Фрая.


Learn more