Волевая готовность ребенка к школе


Волевая готовность ребенка к школе

Психология ребенка ↓

Psylist / top adaptive

Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Его ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. Наблюдения, беседы с учителями свидетельствуют о различном, часто еще недостаточном уровне этой готовности у поступающих в школу детей. Однако предпосылки для формирования ее имеются. Характерной чертой этого периода является способность соподчинять мотивы своего поведения. Поэтому так важно еще в детском возрасте развивать способность не только действовать по моральным мотивам, но и отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекало.

Сложнее дело обстоит с произвольностью познавательной деятельности. Понадобятся время и педагогические усилия, прежде чем требования к ребенку со стороны взрослого, его программа (дать знания впрок, для будущего) превратятся в «собственную программу ребенка» (Л.С. Выготский). Зачатки этой способности начинают формироваться в старшем детском возрасте.

Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения детей является единство мотивационной и операционной сторон, т.е. характерного для ребенка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому, как показывают специальные исследования (Котырло В.К., 1971), первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Необходимо формировать у детей стремление не отступать перед трудностями, а преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ребенку самостоятельно, лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетке управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств (Выготский Л.С. 1984).

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

/**/

Эмоционально волевая готовность к школе: особенности развития

Содержание

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-коммуникативная, личностная готовность.

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Учебная деятельность строго регламентирована и в организационном плане. Ежедневно ребенок должен придерживаться режима «урок-перемена». Он уже не может поступать под влиянием своих интересов, а обязан подчинять свои действия правилам большую часть времени, которое он находится в школе. Это серьезная нагрузка для вчерашнего дошкольника.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

Волевая готовность ребенка к школе

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

Эмоциональная готовность к школьному обучению

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.

Такие дети нуждаются в «переформатировании» своего отношения к предстоящей роли ученика, которая неизбежна с наступлением школьного обучения. Иначе психологическая готовность к школе не сформируется полноценно.

Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.

В любом случае, когда отношение к поступлению в школу окрашено отрицательными эмоциями, ребенка нужно вовлекать в тематические сюжетные игры, связанные с обучением в школе. Проигрывайте «лесную школу», «инопланетный класс» и пр., предоставляя возможность дошкольнику исполнять различные роли, насыщайте игру радостными, приятными, восторженными моментами. Чтобы ребенок связал со школой позитивные эмоции и испытал удовольствие в роли ученика.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Взявшись помогать маме приводить в порядок комнату, ребенок сможет преодолеть свое «не хочу», опираясь на мамину похвалу и поддержку. А это существенный вклад в формирование волевых качеств.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Подготовка к школе - Kid Sense Развитие ребенка

Что такое подготовка к школе?

Готовность к школе показывает, готов ли ребенок к легкому и успешному переходу в школу. Термин «дошкольная готовность» может использоваться таким же образом в отношении начального дошкольного образования (детский сад). Подготовку к школе можно активно способствовать с помощью небольшого заблаговременного планирования, чтобы дети регулярно участвовали в мероприятиях, которые развивают соответствующие навыки, необходимые для оптимального обучения, когда они пойдут в школу. В то время как многие люди считают академические знания (например, написание своего имени, счет до 10, знание цветов) важными навыками подготовки к школе, на самом деле готовность к школе относится к гораздо более широкому кругу навыков. В дополнение к некоторым академическим навыкам, навыки подготовки к школе также включают в себя уход за собой (самостоятельное пользование туалетом и открывание коробок для завтрака), внимание и концентрацию, физические навыки (например, умение сидеть прямо в течение всего учебного дня), эмоциональную регуляцию, языковые навыки и игровые и социальные навыки.

 

Почему важны навыки подготовки к школе?

Развитие навыков подготовки к школе позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, речи, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики. Без этих базовых навыков, уже сформированных при поступлении в школу, дети могут очень быстро начать играть в «догонялки» по сравнению со своими сверстниками, которые продвигаются вперед быстрее. Учащиеся, которые начинают учебу с базовыми (или базовыми) навыками, быстро продвигаются вперед, в отличие от тех, кто начинает учебу только до , затем начинают медленный процесс подготовки к школе.

 

Какие строительные блоки необходимы для подготовки к школе?

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с подготовкой к школе?

Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, он может:

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с подготовкой к школе?

Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, у него также могут возникнуть трудности с:

 

Что можно сделать, чтобы улучшить навыки подготовки к школе?

В преддверии начала школы могут быть полезны следующие занятия:

 

Какие занятия могут помочь улучшить навыки подготовки к школе?

Есть много простых действий, которые родители и учителя могут выполнить, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе.

Предлагаемые задачи и мероприятия по подготовке к школе приведены в этой полезной таблице.

 

Зачем мне обращаться за помощью, если я замечаю у своего ребенка трудности с подготовкой к школе?

Терапевтическое вмешательство, помогающее ребенку с трудностями в подготовке к школе, важно, поскольку:

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с подготовкой к школе?

Если у детей возникают трудности с подготовкой к школе, у них также могут возникнуть трудности с:

 

Какой вид терапии рекомендуется при трудностях с подготовкой к школе?

Если у вашего ребенка есть трудности с подготовкой к школе, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом и/или логопедом для решения проблемных функциональных областей. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как трудотерапию, так и логопедию.

Подготовка к школе — Better Kid Care — Penn State Extension

Подготовка к школе включает в себя множество навыков, которые развиваются с течением времени от рождения ребенка до возраста поступления в школу. Школа готовность включает области социально-эмоционального, когнитивного, языкового и грамотного, физического развития. Другой Важной частью подготовки к школе является способность ребенка сохранять концентрацию на задаче и проявлять интерес и любопытство к ней. обучение. Взаимодействия детей с заботливыми взрослыми внутри и вне их семей, развитие каждого ребенка история и уникальный характер каждого ребенка — все это влияет на развитие навыков подготовки к школе.

Социальное и эмоциональное развитие включает в себя: 

Развитие самоконтроля, формирование навыков решения проблем, формирование отношений с другими людьми и выявление чувств у себя и других.

Почему это важно: 

Когда у детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, они лучше способны завязывать и поддерживать дружеские отношения и лучше сосредотачивать внимание на учебе.

Как поддержать развитие: 

Когнитивное развитие включает: 

Развитие навыков мышления, рассуждений, навыков решения проблем и памяти.

Почему это важно: 

Развитие когнитивных навыков является основой любого обучения.

Как поддержать развитие: 

Развитие языка и грамотности включает: 

Развитие языковых навыков, словарный запас, понимание и знание букв.

Почему это важно: 

Развитие сильных языковых навыков и навыков грамотности способствует росту когнитивного и социально-эмоционального развития и связано с более поздними успехами в школе.

Как поддержать развитие: 

Физическое развитие включает: 

Развитие крупной и мелкой моторики.

Почему это важно: 

Развитие навыков крупной моторики важно для физического роста и развития. Развитие мелкой моторики важно для успешного выполнения мелкой моторики.

Как поддержать развитие: 

Ссылки: