Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.
Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
2 - 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.
4 - 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.
6 - 9 месяцев - лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).
9 - 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом
К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.
К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.
Важно знать:
Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.
Как определить признаки нарушений речи у ребенка?
К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке
К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»
К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым
К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
К 2,5 годам не различает «большой - маленький», не общается с детьми.
К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.
Возможные причины нарушений речи
Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.
Что же могут сделать родители для успешного развития речи?
Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.
Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.
Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.
Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).
Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.
Важно знать:
Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!
Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед
Рецензент Кравцова Елена Михайловна
104903 просмотров
23 ноября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?
Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.
Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].
В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.
В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет - малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).
В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).
В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.
В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2].
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т. п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.
Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.
Список источников
1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)
2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России
Рецензент Кравцова Елена Михайловна
Психолог, детский и подростковый
Все статьи эксперта
Младенцы обычно произносят свои первые слова в возрасте 7–12 месяцев. Но все малыши развиваются с разной скоростью. Многие начинают говорить позже среднего, и это редко вызывает беспокойство.
Ниже мы рассмотрим, когда дети начинают говорить, как они учат язык и что может вызвать задержки.
Дети достигают языковых вех с разной скоростью, и это совершенно нормально.
В среднем они произносят свои первые слова в возрасте 7–12 месяцев и строят связные предложения к 2–3 годам.
Язык развивается вместе с другими навыками, например, связанными с движением. В результате многие младенцы произносят свои первые слова незадолго до того, как начинают ходить — примерно в 12 месяцев.
Изучение устной речи – сложный процесс. Это помогает ребенку выразить свои потребности и может дать важную информацию об остальном мире.
Национальные институты здравоохранения (NIH) предлагают следующую приблизительную шкалу развития речи:
Человек может способствовать развитию речи. Если ребенок достигает этих вех медленнее, ему может быть полезна дополнительная поддержка со стороны родителей и других опекунов или специалиста по речи.
Американская ассоциация по изучению речи, языка и слуха рекомендует следующие способы помощи младенцам и малышам на разных этапах развития:
Для развития языковых навыков:
Человек должен:
С ребенком в этом возрасте человек должен:
На развитие речи могут влиять различные факторы. Во многих случаях достаточно проявить терпение и принять дополнительные меры для поддержки развития речи.
У некоторых детей задержки речи указывают на нарушения речи. Однако они относительно редки.
В Соединенных Штатах около 5% детей и подростков в возрасте от 3 до 17 лет страдали нарушением речи, продолжавшимся не менее 1 недели за последние 12 месяцев. В то же время у 3% детей в этом возрасте речевое расстройство продолжалось не менее недели.
Между тем, нарушение слуха может повлиять на развитие речи. В США от 2 до 3 из 1000 детей имеют проблемы со слухом с рождения.
Некоторые признаки нарушения речи, языка или слуха у младенцев и детей младшего возраста включают:
Все дети развиваются по-разному — кто-то сразу усваивает язык, а кто-то нет. Некоторые младенцы рано начинают говорить, но им требуется больше времени, чем ожидалось, чтобы использовать связные предложения.
В большинстве случаев задержка речевого развития не указывает на расстройство. Но некоторым младенцам и маленьким детям нужна дополнительная поддержка и занятия, стимулирующие речь.
Реже вовлекаются нарушения речи, языка или слуха, и признаки могут присутствовать с раннего возраста. Важно обсудить их с медицинским работником.
Также важно посещать все рекомендованные приемы у педиатра, и на каждом врач должен обсуждать развитие ребенка. Используйте возможность задать вопросы и сообщить о любых проблемах.
Эксперты в области здравоохранения предлагают приблизительные сроки, когда дети в среднем достигают таких важных этапов, как использование первых слов. Тем не менее, у всех детей язык развивается с разной скоростью.
Относительно редко заболевание вызывает задержку развития речи. Если у ребенка проявляются какие-либо признаки нарушения речи, языка или слуха, обратитесь к врачу.
Первое слово ребенка (или первое намеренное!) слово повод – это волнительно, это знаковое событие, это нужно помнить. Ее первое предложение связано с ожиданием другого рода — таким, которое возникает, когда одно слово просит «воды!» "мяч!" или так любимое многими детьми, «еще!» начать стареть. Ваш учитель второго класса был бы так горд тем, как вы взволнованы тем, что в вашем доме есть более сложные предложения.
Краткий ответ заключается в том, что дети обычно начинают связывать два или три слова в предложения или фразы в возрасте около 2,5 лет. Тем не менее, разные дети следуют разным моделям речи, и точно так же, как медлительные ходоки, которые полностью пропускают фазу ползания, чтобы однажды просто встать и начать подготовку к ближайшему марафону, невозможно сказать, собирается ли последовательный победитель «Тихой игры» открыться. открыть рот и поразить вас абзацем, или если она собирается медленно и уверенно идти прямо в детский сад.
Еще одна важная особенность этого первого предложения из двух или трех слов заключается в том, что оно часто является признаком того, что ребенок находится на пороге еще одного огромного скачка вперед в своем языковом развитии. Вы думаете, Бэби теперь многому учится только потому, что она превратилась из невербальной груды очаровательных, которые даже не были уверены, что вы были тем же человеком, когда вы сменили прическу, в яркого, любопытного, интересного человека, которым она является сегодня? Что ж, вы правы, но разница между человеком, которым она является сейчас, и человеком, которым она станет, когда сможет поделиться с вами своими мыслями, тоже будет ошеломляющей, и это первое предложение из двух слов, даже если оно так же просто и потенциально разочаровывающе, как «без ночи-ночи», — вот с чего все начинается.
Малышка начнет говорить предложениями, когда будет готова, но вы также можете помочь ей подготовиться.