Вот и первая значимая дата в жизни вашего малыша — полгода! Ребенок, приподнимаясь на ручках, пытается садиться. Некоторые дети в этом возрасте уже вполне уверенно сидят, однако их спинке все еще нужна поддержка. Другие встают на четвереньки и покачиваются взад-вперед. Так они готовятся к активному ползанию. У каждого из маршрутов ребенка теперь есть цель — домашний питомец (кот или собака), любимый мишка или мячик, мама или папа.
Педиатры считают абсолютно нормальным явлением, если малыш начинает ползать в период от 5 до 8 месяцев. Однако есть детки, которые вовсе пропускают этот этап. Наверняка вы слышали истории, как дети ваших знакомых сразу начинали вставать на ножки, не ползая совсем. Каждый ребенок индивидуален. Тем не менее, ползание — очень полезный навык. Ползанье способствует правильному развитию мышц спины, а также помогает формированию межполушарных связей и пространственных представлений.
Поэтому если ваш кроха никак не хочет ползти, а среди ваших знакомых есть родители с ползающими малышами, пригласите их в гости. Пусть ваш ребенок с ними «пообщается». Ведь, как известно, дети учатся у ровесников всему гораздо быстрее, чем у взрослых. Врач в подобной ситуации может порекомендовать специальный массаж и комплекс упражнений.
Сейчас малыш сидит уверенно без поддержки, и дни напролет активно ползает. Самостоятельно встает на колени. С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Некоторые малыши пытаются вставать, но, если ваш ребенок пока не проявляет такого желания, в этом нет ничего страшного.
Ребенок теперь может не только сидеть, но и пересаживаться с места на место. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Если сейчас спросить малыша, где папа или бабушка, и он с радостью обернется в сторону родного человека или укажет на него пальчиком. Отлично ползает, иногда с игрушкой в руке. Может помахать ручкой вслед: «пока-пока». К концу месяца многие дети способны вставать у опоры, держась за перила кроватки или манежа.
Сейчас самое время убрать все опасные предметы с пути малыша. Потому что малыш теперь не только встает, но и может делать первые шаги, держась за опору. Однако добираться до намеченной цели по-прежнему предпочитает ползком, а не шагом. Тянется к предметам, которые находятся выше его роста, и иногда ему даже удается стащить что-то со стола.
Он любит «читать» журналы и книжки, перелистывать страницы и с особым удовольствием и азартом рвет бумагу.
Ребенок учится стоять самостоятельно, иногда даже пытаясь усложнить себе задачу: стоит, затем приседает и снова поднимается. Правда, пока такие попытки могут выглядеть смешно и неуклюже. Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого или за стены, мебель, специально предназначенные для первых шагов игрушки-каталки. Также в этом возрасте иногда уже можно заметить, что ребенок начинает отдавать предпочтение одной из рук.
Теперь ваш малыш без поддержки стоит на двух ножках. Может наклоняться и собирать игрушки с пола. Наступает время первых долгожданных шагов. Если же малыш пока не решается их сделать, не переживайте. Педиатры считают нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 9 до 15 месяцев.
Малыш вырывает у вас ложку во время обеда, тряпку, расческу, всем своим видом показывая, что он хочет делать все сам. Он любит собирать и разбирать кубики и пирамидки, строить башенки, ему нравятся музыкальные игрушки.
Ваш малыш, как Фигаро, то здесь, то там, он постоянно в движении. Многие дети к году начинают самостоятельно ходить. Но некоторые малыши в этом возрасте передвигаются только держась за руку взрослого, и это тоже абсолютно нормально.
Также дети в год любят принимать участие в процессе одевания, купания, питания. Еще они могут сами могут забраться на кресло или невысокий диван, перелезть через небольшое препятствие
Салмагамбетова Елена Гарриевна
Невролог, Эпилептолог
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Вид сверху может быть очень захватывающим для вашего ребенка! Умение стоять открывает еще один новый мир для исследования, и это жизненно важно для его развития и независимости.
Побуждая вашего ребенка вставать и наслаждаться новой точкой зрения, вы будете стимулировать и вовлекать его. Это также тот самый важный первый шаг к ходьбе.
Прежде чем ваш ребенок сможет стоять, ему необходимо набраться мышечной силы и координации, что также поможет ему научиться переворачиваться и сидеть самостоятельно.
Примерно через шесть месяцев ваш ребенок сможет сидеть с некоторой поддержкой с вашей стороны, а к семи или восьми месяцам он сможет удобно сидеть самостоятельно (Sheridan 2014). Примерно в то же время вы должны быть в состоянии помочь ему встать, осторожно потянув его вверх, а затем поддерживая (Шеридан, 2014).
В возрасте от семи месяцев до года ваш ребенок должен начать подтягиваться. Он может стоять лишь несколько мгновений, прежде чем упадет назад с легким толчком (Шеридан, 2014). На этом этапе следите за своим ребенком. Он вряд ли поранится, упав назад на расчищенном пространстве, но это может напугать его. Будьте готовы дать много объятий, поцелуев и заверения.
В свой первый день рождения уверенность и равновесие помогут вашему малышу достичь своей конечной цели — стоять в одиночестве без помощи мебели или людей (Шеридан, 2014).
От новорожденного до двух месяцев
С самого рождения у вашего ребенка есть рефлексы, необходимые для того, чтобы «стоять», упираясь ногами и ступнями в поверхность (Sheridan 2014). Если вы держите новорожденного вертикально у себя на коленях, поддерживая его голову, вы почувствуете, как он мягко прижимается к вам. Он не пытается ходить, просто срабатывают основные инстинкты (Шеридан, 2014). На данный момент его ноги недостаточно сильны, чтобы стоять. Этот рефлекс исчезнет через пару месяцев (Шеридан, 2014).
От трех месяцев до шести месяцев
В три месяца этот рефлекс исчезнет, и ваш ребенок начнет переносить вес через ноги. Естественно, у вашего малыша в этом возрасте недостаточно сил, чтобы стоять, поэтому, если вы будете держать его в положении стоя и поставить ноги на пол, он провиснет в коленях.
Через несколько месяцев у него будет достаточно сил, чтобы выдерживать свой вес, и он может даже подпрыгивать вверх и вниз, когда вы держите его так, чтобы его ноги касались твердой поверхности.
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится около шести месяцев, он будет принимать собственный вес, если вы поддержите его, чтобы он встал (Шеридан, 2014). Вы можете увидеть, как взволнован ваш ребенок, когда вы осторожно потянете его, чтобы встать. Посмотрите, как он оглядывается в поисках вашего одобрения.
Попробуйте позволить малышу балансировать ступнями на ваших бедрах. Наблюдайте, как он подпрыгивает вверх и вниз от удовольствия. Прыжки станут любимым занятием в ближайшие пару месяцев.
От шести до 10 месяцев
В возрасте от семи до 12 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет пытаться подтягиваться, чтобы встать, держась за мебель (Sheridan 2014).
К семи месяцам его мускулы будут достаточно сильными, чтобы стоять, но он не будет правильно балансировать (Шеридан 2104).
Если вы поддержите его рядом с диваном, он будет держаться за него. Поначалу это будет огромным усилием для него. Широко расставив ноги и наклонив тело вперед, он будет хрюкать и напрягаться, преодолевая гравитацию. Он может даже пошатнуться, схватившись за край дивана.
Вы можете помочь обезопасить своего малыша, очистив пространство вокруг него от игрушек и острых предметов, а также постелив на пол несколько подушек на случай падения.
Научиться падать — важная часть обучения стоянию и ходьбе. Вы можете увидеть этот процесс, начинающийся примерно через шесть месяцев. Когда вы поддерживаете своего ребенка в положении стоя, он вытянет руки, чтобы спастись, если потеряет равновесие (Шеридан, 2014). Месяц спустя он научится вытягивать руки и ладони, чтобы помочь ему мягко упасть на землю на живот (Шеридан, 2014).
В девять месяцев вашему ребенку может стать легче подтягиваться, чтобы встать. Тем не менее, он все еще может быть не в состоянии опуститься, вместо этого падая назад с легким толчком (SOMPAR 2014).
Когда ваш ребенок подтягивается к мебели, он сначала встает на носочки. С некоторой практикой он в конечном итоге будет стоять на ногах, что сделает его более устойчивым (Шеридан, 2014).
Умение стоять скоро станет второй натурой. С чем-то, за что можно держаться, ваш ребенок скоро с легкостью подтянется.
От 10 месяцев до года
Примерно в годик ваш ребенок может стоять самостоятельно. Он может даже начать тренироваться, как сгибать колени, и учиться садиться после того, как он уже стоял (Шеридан, 2014). Это сложнее, чем вы думаете!
Как только ваш ребенок научится стоять, он будет делать это столько, сколько сможет. В вертикальном положении он откроет для себя целый новый мир для исследования.
Если он упадет на ковер или мягкую поверхность, это, вероятно, не повредит ему. Однако он все еще может плакать от разочарования, а не от боли. Острые ощущения от стояния пропали, и вот что болит!
Когда ваш ребенок научится стоять, он начнет двигаться (передвигаться в вертикальном положении, держась за мебель). Тогда он может почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от любой поддержки и встать самостоятельно или сделать небольшие шаги, когда вы держите его за руки. Ваш ребенок может даже наклониться, чтобы подобрать игрушку, когда он стоит.
Ваш ребенок должен научиться стоять и подтягиваться из сидячего положения. Вы можете помочь ему, дав ему много практики стояния — на коленях, когда вы сидите, или опираясь на подушки на спинке дивана (SOMPAR 2014). Если вы кладете игрушки на диван вне досягаемости, когда ваш ребенок лежит на полу, это побудит его подтягиваться, чтобы взять их (SOMPAR 2014).
Вот как вы можете научить ребенка стоять:
Вот еще несколько советов, которые помогут ему встать на ноги:
Будьте самым большим поклонником вашего ребенка
Ваша поддержка, аплодисменты и улыбки придадут вашему ребенку уверенность, необходимую ему для того, чтобы пробовать новые вещи. Когда он научится стоять, ему может понадобиться помощь, чтобы снова сесть. Если он застревает и плачет от разочарования, не поддавайтесь желанию поднять его. Покажите ему, как сгибать колени, и предложите ему попробовать это сделать самому.
Если ваш ребенок не может опираться на ноги и стоять к тому времени, когда ему исполнится год, или вы беспокоитесь о том, как он развивается, поговорите со своим врачом или патронажной медсестрой (Harding 2014). Младенцы развивают навыки по-разному, одни быстрее, другие быстрее. Обычно беспокоиться не о чем (Harding 2014).
Если ваш ребенок родился раньше срока (до 37 недель беременности), имейте в виду, что он может достичь этого и других этапов немного позже, чем другие дети (AAP 2017).
Узнайте больше о других этапах развития вашего ребенка от рождения до шести месяцев и от семи месяцев до года.
AAP 2017. Вехи Preemie. Американская академия педиатрии. www.aap.org [По состоянию на июнь 2018 г.]
Harding M. 2014. Задержка в ходьбе . Пациент Великобритания. www.patient.co.uk [По состоянию на декабрь 2014 г.]
Sheridan M. 2014. От рождения до пяти лет: прогресс развития детей . Лондон: Рутледж.
СОМПАР. 2014. Помощь ребенку в развитии стояния и ходьбы. Сомерсет Партнерский траст. www.sompar.nhs.uk [По состоянию на июнь 2018 г.]
Показать ссылки Скрыть ссылки
Вид сверху может быть очень захватывающим для вашего ребенка! Умение стоять открывает еще один новый мир для исследования, и это жизненно важно для его развития и независимости.
Побуждая вашего ребенка вставать и наслаждаться новой точкой зрения, вы будете стимулировать и вовлекать его. Это также тот самый важный первый шаг к ходьбе.
Прежде чем ваш ребенок сможет стоять, ему необходимо набраться мышечной силы и координации, что также поможет ему научиться переворачиваться и сидеть самостоятельно.
Примерно через шесть месяцев ваш ребенок сможет сидеть при некоторой поддержке с вашей стороны, а к семи или восьми месяцам он сможет удобно сидеть самостоятельно (Sheridan 2014). Примерно в то же время вы должны быть в состоянии помочь ему встать, осторожно потянув его вверх, а затем поддерживая (Шеридан, 2014).
В возрасте от семи месяцев до года ваш ребенок должен начать подтягиваться. Он может стоять лишь несколько мгновений, прежде чем упадет назад с легким толчком (Шеридан, 2014). На этом этапе следите за своим ребенком. Он вряд ли поранится, упав назад на расчищенном пространстве, но это может напугать его. Будьте готовы дать много объятий, поцелуев и заверения.
К первому дню рождения уверенность и равновесие помогут вашему малышу достичь своей конечной цели - стоять в одиночестве без помощи мебели или людей (Шеридан, 2014).
От новорожденного до двух месяцев
С самого рождения у вашего ребенка есть рефлексы, необходимые для того, чтобы «стоять», упираясь ногами и ступнями в поверхность (Sheridan 2014). Если вы держите новорожденного вертикально у себя на коленях, поддерживая его голову, вы почувствуете, как он мягко прижимается к вам. Он не пытается ходить, просто срабатывают основные инстинкты (Шеридан, 2014). На данный момент его ноги недостаточно сильны, чтобы стоять. Этот рефлекс исчезнет через пару месяцев (Шеридан, 2014).
От трех месяцев до шести месяцев
В три месяца этот рефлекс исчезнет, и ваш ребенок начнет переносить вес через ноги. Естественно, у вашего малыша в этом возрасте недостаточно сил, чтобы стоять, поэтому, если вы будете держать его в положении стоя и поставить ноги на пол, он провиснет в коленях.
Через несколько месяцев у него будет достаточно сил, чтобы выдерживать свой вес, и он может даже подпрыгивать вверх и вниз, когда вы держите его так, чтобы его ноги касались твердой поверхности.
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится около шести месяцев, он будет принимать собственный вес, если вы поддержите его, чтобы он встал (Шеридан, 2014). Вы можете увидеть, как взволнован ваш ребенок, когда вы осторожно потянете его, чтобы встать. Посмотрите, как он оглядывается в поисках вашего одобрения.
Попробуйте позволить малышу балансировать ступнями на ваших бедрах. Наблюдайте, как он подпрыгивает вверх и вниз от удовольствия. Прыжки станут любимым занятием в ближайшие пару месяцев.
От шести до 10 месяцев
В возрасте от семи до 12 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет пытаться подтягиваться, чтобы встать, держась за мебель (Sheridan 2014).
К семи месяцам его мускулы будут достаточно сильными, чтобы стоять, но он не будет правильно балансировать (Шеридан 2104).
Если вы поддержите его рядом с диваном, он будет держаться за него. Поначалу это будет огромным усилием для него. Широко расставив ноги и наклонив тело вперед, он будет хрюкать и напрягаться, преодолевая гравитацию. Он может даже пошатнуться, схватившись за край дивана.
Вы можете помочь обезопасить своего малыша, очистив пространство вокруг него от игрушек и острых предметов, а также постелив на пол несколько подушек на случай падения.
Научиться падать — важная часть обучения стоянию и ходьбе. Вы можете увидеть этот процесс, начинающийся примерно через шесть месяцев. Когда вы поддерживаете своего ребенка в положении стоя, он вытянет руки, чтобы спастись, если потеряет равновесие (Шеридан, 2014). Месяц спустя он научится вытягивать руки и ладони, чтобы помочь ему мягко упасть на землю на живот (Шеридан, 2014).
В девять месяцев вашему ребенку может стать легче подтягиваться, чтобы встать. Тем не менее, он все еще может быть не в состоянии опуститься, вместо этого падая назад с легким толчком (SOMPAR 2014).
Когда ваш ребенок подтягивается к мебели, он сначала встает на носочки. С некоторой практикой он в конечном итоге будет стоять на ногах, что сделает его более устойчивым (Шеридан, 2014).
Умение стоять скоро станет второй натурой. С чем-то, за что можно держаться, ваш ребенок скоро с легкостью подтянется.
От 10 месяцев до года
Примерно в годик ваш ребенок может стоять самостоятельно. Он может даже начать тренироваться, как сгибать колени, и учиться садиться после того, как он уже стоял (Шеридан, 2014). Это сложнее, чем вы думаете!
Как только ваш ребенок научится стоять, он будет делать это столько, сколько сможет. В вертикальном положении он откроет для себя целый новый мир для исследования.
Если он упадет на ковер или мягкую поверхность, это, вероятно, не повредит ему. Однако он все еще может плакать от разочарования, а не от боли. Острые ощущения от стояния пропали, и вот что болит!
Когда ваш ребенок научится стоять, он начнет двигаться (передвигаться в вертикальном положении, держась за мебель). Тогда он может почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от любой поддержки и встать самостоятельно или сделать небольшие шаги, когда вы держите его за руки. Ваш ребенок может даже наклониться, чтобы подобрать игрушку, когда он стоит.
Ваш ребенок должен научиться стоять и подтягиваться из сидячего положения. Вы можете помочь ему, дав ему много практики стояния — на коленях, когда вы сидите, или опираясь на подушки на спинке дивана (SOMPAR 2014). Если вы кладете игрушки на диван вне досягаемости, когда ваш ребенок лежит на полу, это побудит его подтягиваться, чтобы взять их (SOMPAR 2014).
Вот как вы можете научить ребенка стоять:
Вот еще несколько советов, которые помогут ему встать на ноги:
Будьте самым большим поклонником вашего ребенка
Ваша поддержка, аплодисменты и улыбки придадут вашему ребенку уверенность, необходимую ему для того, чтобы пробовать новые вещи. Когда он научится стоять, ему может понадобиться помощь, чтобы снова сесть. Если он застревает и плачет от разочарования, не поддавайтесь желанию поднять его. Покажите ему, как сгибать колени, и предложите ему попробовать это сделать самому.
Если ваш ребенок не может опираться на ноги и стоять к тому времени, когда ему исполнится год, или вы беспокоитесь о том, как он развивается, поговорите со своим врачом или патронажной медсестрой (Harding 2014).