У ребенка должно быть детство


Каким должно быть счастливое детство?

Евгений ДОБРОВ

25.08.2020

Когда сегодня в медиаполе обсуждают детей и детство, мы слышим обычно слова «защитить», «оградить», «спасти». Так говорят о самом ценном. И действительно, дети «наше все». Общество — напрямую или косвенно — в наши дни даже финансово субсидирует деторождение. Ситуация, во многом уникальная для мировой истории.

Детство далеко не всегда являлось священной коровой человеческой цивилизации. На протяжении тысячелетий дети были фактически «недочеловеками», которым приходилось невероятными усилиями столбить себе место под солнцем. И лишь развитие и усложнение мира, новые требования к личностному развитию позволили сравнительно недавно создать этот своеобразный временной «оазис» в жизни каждого из нас, период свободы, необходимый для получения нужного багажа знаний и жизненного опыта.

Данная парадигма, при всех ее плюсах, имеет и свои подводные камни. «Рай» для детей оказывается столь привлекательным, что многие не хотят становиться взрослыми. Сохраняют прежний беззаботный стиль жизни, не углубляются в проблемы взрослого мира, решать которые должен «кто-то другой». Фактически паразитируют на придуманном старшими «счастливом детстве». Кроме того, что особенно актуально именно для России, — общество сегодня крайне туманно представляет, какие именно граждане ему нужны и каким образом их воспитывать. Как именно тратить долгие беззаботные годы «счастливого детства», чтобы они не развращали, а развивали. В отличие от того же Советского Союза, где имелось четкое представление, кто именно необходим для строительства «светлого будущего».

К счастью, концепция, что школа — это всего лишь место, предоставляющее «образовательные услуги» детям, поэтому учителя вовсе не должны никого воспитывать и ни за кого отвечать, уже осталась в прошлом. Однако проблема никуда не делась. Прежде всего, ни уровнем образования, ни пониманием общественных целей и задач преподавательский состав не соответствует каким-либо масштабным задачам. В школу худо-бедно вернули патриотическое воспитание, но в таком виде, как оно существовало в 80-е годы. Ни новых рецептов, ни новых слов не найдено, что вызвало законное отторжение у большей части самого педсостава и детей. Это происходит оттого, что государство само находится в замешательстве относительно того, чего именно оно хочет от подрастающего поколения и какие задачи перед ним ставит. Единственный понятный тезис, даже при плохой реализации, — необходимы патриотически настроенные граждане. Но дальше сложнее. Должна ли образовательно-воспитательная система нести какую-то морально-нравственную базу? Если да, то какую и как ее инкорпорировать прежде всего в головы самих учителей?

Если в советское время в массе своей школьные учителя превосходили по своему интеллектуальному и нравственному развитию родителей своих учеников, то теперь в лучшем случае они пребывают на том же уровне. Кроме того, вообще непонятно, какого рода образование должен получить сегодня будущий взрослый. У чиновников от образования много красивых слов про развитие, искусственный интеллект и цифровую Россию, но в действительности нет четкого представления и тем более плана, что именно они хотят от вверенного им подрастающего поколения. Потому как у государства не имеется вообще никакого образа будущего.

В этой ситуации своего рода «паузы» вся тяжесть и ответственность в воспитании детей снова ложится на семью. Потому нам сейчас особенно нужны крепкие, здоровые, благополучные семьи. Взрослые должны сбросить с себя чары потребительского рая, где детей надо всячески ублажать, развлекать, одаривать дорогими игрушками, старательно ограждая от реальной жизни и всевозможных обязанностей. Самое лучшее, что можно сделать для ребенка, — это сызмальства включить его в свою взрослую интеллектуальную и творческую жизнь. Как участника команды, который на своем уровне может и должен внести вклад в общее дело. Отчасти это напоминает возврат к детству старого времени, когда ребенок не выделялся семьей в отдельный неприкосновенный класс, а работал на остальных — с учетом, естественно, современной специфики. Как это было, например, в семействе гениального нидерландского художника Питера Брейгеля (да и многих других создателей художественных цехов): дети с ранних лет работали вместе с ним, попутно обучаясь ремеслу, и в итоге сами стали великими художниками. Так их отец сумел дать им не только хлеб, кров и родительскую заботу, но и смысл жизни и профессию.

КАК ДЕТСТВО ОТНЯЛИ У МИРА ВЗРОСЛЫХ

Прекрасное далеко в XX веке все-таки наступило. Но это был не победивший коммунизм или неолиберализм, а самое обыкновенное детство. Каждый из нас, вспоминая свои первые годы, невольно улыбается. Мы думаем о заботливых родителях, о первых открытиях, о встречах с прекрасным в природе и в искусстве. С теплотой вспоминаем детские сады и школы, двор, друзей и свои игрушки. Однако так было далеко не всегда.

До недавнего времени привычного нам детства не существовало. Детский труд, постоянные наказания, голод, лишения — спутники наших предков на протяжении всей истории. Мы попытались проследить, как детство стало, наконец, восприниматься как нечто самодостаточное и чего эта борьба за детство стоила самим детям.

Нам только кажется, что «детство» было всегда. На деле, оно, как особый период в жизни человека, оформилось в культуре и в государственной политике совсем недавно — к Новому времени. В дохристианском мире в большинстве цивилизаций новорожденный не имел права на жизнь по умолчанию. Ненужных младенцев, которые должны были стать лишними нахлебниками, буквально выбрасывали на помойку. Этот, кажущийся сегодня чудовищным, обычай был законсервирован в некоторых архаичных цивилизациях вплоть до XIX–XX века — например, в Японии. Фильм «Легенда о Нараяме», снятый в 1983 году и получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, рассказывает о том, что еще совсем недавно происходило в японской провинции.

Сюжет картины повествует о бедной деревушке, живущей исключительно в рамках заведенного там уклада и традиций. Драма картины разворачивается вокруг главной героини — старушки, доживающей свой век. Все жители деревни знают, что через год, когда ей исполнится 70 лет, ее собственный сын должен унести свою мать на гору Нараяму и оставить там умирать. Нам показывают метания сына, стойкость матери, осознающей ценность традиций, красоты Северной Японии. Кроме шокирующей зрителя главной линии фильма, там есть и другие не менее жуткие детали. Снег сходит на рисовых полях и обнажает трупики новорожденных мальчиков — их не на что кормить, и матери вынуждены выбрасывать малышей в снег. Почему только мальчиков? Потому что девочек можно выгодно продать — обменять на кусок соли.

Фактически феномен ребенка, обретшего право на жизнь по умолчанию, в Европе возник вместе с христианством — вспомним, Христос говорил «Будьте как дети!». Но до того, чтобы в жизни социума появилось такое явление, как детство, должно было пройти еще много веков. Все это время жизнь детей была крайне тяжела. Чудовищная детская смертность, когда в семьях в лучшем случае выживала половина детей, обуславливала сухое и прагматичное отношение к потомству. Ценность маленькой человеческой жизни зачастую стремилась к нулю. Она определялась условиями — прежде всего экономическими, в которых семья находилась на момент рождения ребенка.

С каждой новой генерацией феномен детства, во многом благодаря современной медицине, гигиене и, как следствие, уменьшению детской смертности, становится все шире и доступнее. И даже в самых бедных странах дети начинают восприниматься как дети, а не как «недоделанные», «недооформившиеся» взрослые (хотя и сегодня на планете еще много таких мест, как, например, бедные кварталы в Индии, где убивают нежелательных новорожденных девочек, а дети продаются и покупаются, как рабы). В итоге детство превращается в идеальное место, это почти что тепличная среда, «детская комната», в которую приятно возвращаться в течение всей жизни. Но как же относились к детям до того, как в культуре, наконец, сформировалось «детство»? И почему в какой-то исторический момент «детство» вдруг оказывается нужным и за него начинают бороться?

«НЕДОВЗРОСЛЫЕ»

Не являясь предметом особой рефлексии, феномен детства в зачаточной форме всегда присутствовал в культуре. В античности и Средневековье сложно проследить конкретику по детской смертности, вовлечению детей в основные социальные процессы. Однако определенное понимание вопроса дает нам отражение детей в культуре.

Миф — ключевой ее элемент — вписывает детство богов и героев в общую канву культурных сюжетов. Древние греки с их оформившимися возрастными категориями первыми создают широкий миф детства. Этот миф организует вокруг себя среду, в которой дети готовятся стать взрослыми и где само детство не обладает самоценным значением. В качестве примеров такой среды можно вспомнить общество Спарты и сходные «отборочные» образования, повторявшиеся на территории древнегреческих государств.

Эллинские космогонические представления, непосредственно связанные с образами рождения и детства, сделали нормой инфантицид — иначе говоря, убийство ребенка (в экстремальных случаях — массовое уничтожение). Миф выработал в общем-то достаточно рутинное отношение к инфантициду.

Кронос, пожирающий своих детей, Аполлон и Артемида, уничтожающие потомство Ниобеи, Геракл, в безумии убивающий своих отпрысков, — античность знает множество примеров закрепленного мифом инфантицида.

Лучший пример утилитарного отношения древних греков к детству — это история об Одиссее. Изображая сумасшедшего, чтобы избежать участия в военном походе, он все же останавливается, когда под его плуг кладут его новорожденного сына. Однако вовсе не любовь к маленькому Телемаху, как это может показаться, пересиливает страх Одиссея перед неизбывным пророчеством (Одиссею достоверно известно, что если он отправится в поход, то он обречен на 20 лет скитаний). На самом деле владыка Итаки испугался того, что смерть первенца прервет его царский род и навсегда превратит самого Одиссея в изгнанника.

Такое же отношение к детям сохранялось впоследствии и в Средние века. При этом, как писал французский историк Ф. Арьес: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие «детство» не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого. В Средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал миру взрослых». Детские образы Средневековья полярны и эпизодичны. Пропорции младенца Христа на иконах больше напоминают маленького взрослого, нежели младенца. Сами младенцы признаются греховными созданиями, и если они умирают до крещения, то их души отправляются в ад.

ИНИЦИАЦИЯ И СЕКС

Важнейшей частью всех архаических и предындустриальных обществ был образ инициации. Именно через инициацию ребенок становится взрослым, то есть человеком. Этот процесс, в отличие от образования и воспитания, «одномоментен», а не длится годами. Инициация, в отличие от воспитания, не состоит в передаче личного опыта, а заключается в символической социализации, то есть включении в состав коллектива. Инициация — экзамен на звание человека.

Согласно сходным традиционным представлениям, до сих пор бытующим у многих первобытных племен, новорожденный не имеет души. Знаковый французский этнограф Арнольд ван Геннеп отмечал: «[У некоторых народов] души умерших отправляются в особую область, но дети не могут туда попасть, так как у них нет души; они не могут даже стать демонами». Так родители отгораживались от смерти детей, часто наступавшей при родах или же сразу после них. Через некоторое время — от нескольких дней до 2–3 лет — ребенок ритуальным образом одушевляется, но, тем не менее, продолжает считаться чем-то, что всецело принадлежит матери и другим женщинам племени. После 7–10 лет ребенок отторгается от женской половины общества, и его начинают готовить к экзамену. Чаще всего это испытание сопряжено с выходом за территорию племени, то есть со своеобразным изгнанием, выходом в мир хаоса, который граничит со смертью. Вне племенной культуры как таковая инициация распадается, но ее элементы могут быть обнаружены в передаче поколенческого знания, опыта, имущества. Мы можем отыскать их и в исторических сообществах, и даже сегодня в окружающем нас мире.

Родоплеменной процесс детского «развития» соблюдался в Спарте. «Неодушевленные» младенцы, не соответствующие спартанским параметрам, отбраковывались, что не считалось убийством, ведь «души у них еще не было». Достигшие 7 лет мальчики изымались у своих матерей и воспитывались мужчинами, а значит, людьми, готовыми к Испытанию, которое проходило за пределами полиса.

Вслед за историческим развитием общества инициация фрагментируется и с каждой новой эпохой становится все более номинальным явлением. Так, для военного сословия инициация, а с ней и взросление проходит на поле битвы: «крещение огнем». Инициация крестьянина происходит со смертью родителя, когда сын становится новым хозяином, наследуя отцовское поле и ответственность. Для женщины инициация происходила на брачном ложе.

В итоге инициация встраивается в более поздний феномен воспитания, включающий в себя постепенную передачу родительского опыта, образование, то есть трансляцию знания, доступного обществу, и собственно инициирующие моменты — событийные, статусные и временные маркеры взросления.

Секс, кстати, до сих пор остается маркером взросления. «Я стал(а) взрослым» — фраза, повествующая о первом сексуальном опыте. Можно заметить, как этот маркер изымается из брачного контекста. Если раньше именно свадебный обряд с консуммацией считался переходным от девочки к женщине и от юноши к мужчине, то сейчас таковым считается первый сексуальный акт.

ДЕТСКИЕ ПОВИННОСТИ

Инициирующие механизмы отражают обратную сторону истории детства: истории детского труда, наказаний, участия детей в войне. Соответствие образу взрослого — задача любого инициирующего механизма, которые мы встречаем и в средневековой культуре, и в культуре новоевропейской, вплоть до массовой урбанизации, которая только и разрушает этот ритуал вместе с иными доиндустриальными традициями, но, увы, сохраняя образ ребенка как «еще не взрослого». По сути, становление взрослым, при всех инициирующих механизмах, с ним связанных, заключается в уничтожении внутреннего «невзрослого», то есть ребенка.

С самого нежного возраста к детям в прошлом применяется практика телесных наказаний, повсеместно неизжитая до сих пор. Литература фиксирует примеры 3–4-месячных младенцев, подвергавшихся разного рода физическому воздействию в воспитательных целях. Интенсивность воспитательных мер растет вслед за ростом ребенка, а ее инструментарий расширяется, ведь провинностей и причин для наказаний становится все больше. Мыслители прошлого, начиная от Платона и заканчивая епископом и богословом Аврелием Августином, единогласно выступают за телесные наказания, расписывая их неоценимый вклад в развитие личности, в том числе и своей.

Вплоть до ХХ века, начиная с двух лет, крестьянские дети работают и в поле. С машинизацией производства на мануфактурах и заводах, в шахтах и прочих предприятиях дети начинают работать не с двух, а с четырех лет. Суровый труд сызмальства толкает детей на попрошайничество и преступления, за что их затем отправляли на «исправление» в рабочие дома. Детский труд — труд более дешевый, поэтому в Великобритании, Пруссии, Франции в ХIХ столетии более 40 процентов от общего числа рабочих — моложе 18 лет. При этом рабочий день на британских фабриках составлял 13 часов и был одинаков для мужчин, женщин и детей. Привычных нам отпусков не было, а единственный выходной чаще всего существовал исключительно на бумаге.

МЛАДЕНЕЦ, СПАСАЮЩИЙ МИР

Тем не менее, параллельно всему этому на излете Средних веков в культуре запускается процесс переосмысления значения детства и статуса самого ребенка. Так, эпоха Возрождения – с ее нарочитым антисредневековым духом и любованием молодостью, столь выраженной в античном искусстве, — делает гигантский шаг на пути к детству. Ренессанс вводит, с одной стороны, реалистичные пропорции в изображении младенцев, а с другой — уподобляет их ангелам. Вслед за тем создается индустрия богатых игрушек и нарядов для детей, также способных выпятить статус семьи.

Религиозные мыслители Контрреформации выступают против подобного поведения. Их ответом становится воспитательный роман и новая поучительная литература, создающие идеальный образ взрослого, к которому необходимо стремиться. Вплоть до начала XX века романы, воспитывающие нравственные качества ребенка, входят в списки обязательного изучения.

В свою очередь баллада «Лесной царь», написанная Гёте в 1782 году, представляет собой первое явление в литературе полноценного детского персонажа. Вслед за Гёте появляется генерация немецких романтиков, обращающаяся к детству и создающая современный облик ребенка. Именно романтикам мы обязаны реабилитацией детства. Они создают для детей особую литературу, показывают значимость игры. В культуре романтизма также появляется идея детской комнаты, как особенного, выделенного во всем доме пространства, и детской библиотеки.

На смену популярности дидактических жанров приходят новые сказки, главными героями которых часто выступают дети. Читатель конца XVIII — начала XIX века открывает для себя не только экзотику отдаленных стран и экзотических островов, к которым его влекло Просвещение, но целый мир. Мир, который слишком долго оставался незамеченным. Мир человеческого детства. Всполохи сумрачного германского гения быстро проносятся по всей Европе, создавая национальные сказки нового типа, а вслед за ними и романы, посвящаемые детскому вопросу. Так рождаются отверженные беспризорники Андерсена, Диккенса, Гюго, которые прокладывают себе путь из романтизма в реализм.

Возможно, первым, кто заявил, что мир ребенка неизъясним и нам непонятен, был Артюр Рембо, противопоставив метущийся гений поэта спокойному созерцанию ребенка в стихотворении «Пьяный корабль».

Русский Серебряный век, во многом следующий Рембо, подхватил эту мысль, и детское сознание начинает уравниваться с сознанием гения. Постоянные обращения к себе-ребенку происходят у Анненского, Цветаевой, Есенина. Тот же Анненский и Мандельштам в нескольких своих стихотворениях обращаются к Богу-младенцу.

После Серебряного века в России массово появляется литература для детей. Двадцатые годы ХХ века — бум детской литературы, правда, с партийным уклоном. Тогда же начинают работать Чуковский, Маршак, Барто, совместными усилиями создавшие золотой век нашей детской литературы. Вместе с поэтами появляются педагоги, психологи и другие ученые, обращавшиеся своими интересами к теме детства и ребенка как такового. Усложняя систему знаний о маленьком человеке, прошлый век наконец создает то детство, которое знакомо нам с вами, — непростое, но и не мистифицируемое.

ГОСУДАРСТВО И ДЕТСТВО

Вместе с реабилитацией детства в культуре особый и окончательный шаг в этом направлении совершает государство. Как мы знаем, государственная политика в области детства — явление сравнительно недавнее. В странах Европы она складывается к середине — концу XIX века, вместе с первыми попытками развернуть масштабную социальную политику (первые такие инициативы мы встречаем в Германии времен Отто Бисмарка). Вместе с этим складывается и первичное понимание того, что такое права ребенка и как они должны быть реализованы.

Авторы книги «Социальная политика и мир детства в современной России» отмечают: «...Первичное понимание прав ребенка сформировалось через осознание особенности телесности ребенка. Ребенок должен быть накормлен — он не должен голодать. Ребенок должен получать регулярную медицинскую помощь. Передвижения ребенка должны регулироваться взрослым — с целью обеспечения безопасности. Ребенок не должен подвергаться физическому наказанию и насилию».

Вместе с тем возникает установка, чтобы защитить ребенка от ужаса индустриального капитализма. На этом фоне начинает разворачиваться общественная кампания, которая вылилась в ряд законодательных инициатив: так, первый принятый в Великобритании в 1834 году «Закон о бедных» (Poor Law Amendment Act) упоминает права детей на безопасность и семью, что впервые позволило хоть как-то законодательно ограничить детский труд.

Многочисленные протесты против чудовищных условий детского труда привели к тому, что уже к середине столетия условия труда детей улучшаются. Так, в 1847 году детский рабочий день в Великобритании сокращается до 10 часов (эта норма распространяется и на женщин). В Пруссии в 1853 году вступает в силу закон, согласно которому дети могут работать, начиная с 12 лет, и только 6 часов в день. В борьбу за прусских детей вступило военное ведомство: повальный детский труд среди низших слоев общества мешал набору юношей в армию.

В той же Великобритании уже в последней трети XIX века многие общественные организации развернули активную кампанию против матерей, которые фактически убивают новорожденных, оставляя их без ухода и питания, не ухаживают за больными детьми или применяют к ним физическое насилие. В какой-то момент в Палату лордов поступает подробный отчет о насилии над детьми в рабочих семьях. Так, в 1872 году был принят закон, ужесточивший наказание в отношении матерей-детоубийц. Однако долгое время считалось, что государство все же не имеет права прямо вторгаться в жизнь семьи. В частности, нормы викторианской морали прямо предписывали абсолютную непререкаемость авторитета отца, перед которым бессилен любой закон. Об этом же лорд Шафтсбери как-то сказал, что «неизбежность вмешательства в дела семьи кажется большим злом, чем все плюсы от защиты детей».

Переосмысление роли государства в жизни семьи — и, как следствие, усиление контроля со стороны власти — стало возможным вместе с возникновением демографической политики, которой посвятил свой первый том «Истории сексуальности» Мишель Фуко. По мнению философа, как только государство осознает экономическую значимость высокой рождаемости и низкой младенческой смертности, оно тут же начинает продумывать самые разные способы контроля, в сферу которого в первую очередь попадает именно семья.

Так, в начале XX века во многих странах Европы принимаются законы о наказании родителей, если те нарушили право ребенка. Устанавливается особое, «детское правосудие» — ювенальная юстиция. Вместе с тем, как отмечается в книге «Социальная политика...», «формируется система служб надзора за семьями, появляются специалисты, призванные контролировать поведение родителей... Появляются специальные закрытые институции, которые поддерживаются государством, — начинает формироваться государственная система общественного воспитания детей».

Таким образом, формируется концепция ребенка уже не только как хрупкого создания, а как потенциальной жертвы родителей. Моральный вред, который они могут ему нанести, начинает рассматриваться государством и обществом как куда более существенный. Отныне пафос государственной политики в области детства пронизан нравственным долгом. Налицо — «переоценка ценностей».

Последний перелом в области государственной политики в области детства происходит в 60-х годах прошлого века вместе с оформлением рыночных ценностей, когда провозглашается, что базовое право каждого ребенка — это «право на любовь», а также на достойное образование. Развернувшаяся либерализация социальной сферы привела к сокращению расходов на содержание учреждений общественного воспитания и к уменьшению нагрузки на систему социальной помощи.

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО

Сегодняшнее детство — это время особого отношения к человеку. Особое нежное время, закрытое от всех угроз. Будто бы в средневековом святилище, окруженном вражеским войском, ребенок укрывается нами от всех тревог и забот, от лишений и обязанностей взрослой жизни. Конечно, XXI век пока не может похвастаться тем, что полностью изжил жестокое отношение к детям. Есть страны третьего мира, где, например, все еще массово практикуется детский труд. Однако глобальный сдвиг в понимании огромной значимости детства все же произошел, и это, быть может, единственное крепкое основание для того оптимистического взгляда на настоящее, которое предписывается прогрессом.

Дети сегодня мыслятся государством как общественный капитал. Можно сказать, что «детство» было подхвачено им из больших культурных веяний, чтобы на его основании построить свою демографическую политику. И теперь государство делает ставку на образование, а не традиционное воспитание. Новые воспитательные модели — это уже не передача родительского опыта, а преодоление его.

Но вот незадача: разрушение традиционной семьи привело к тому, что государству потребовалось привлечь огромные инвестиции для того, чтобы люди решались на создание семьи. Отныне не традиция, а материнский капитал, а затем строгий медицинский и социальный контроль за ребенком и его родителями стал постоянной головной болью государства, захотевшего взять под контроль рождаемость своих граждан. А вместе с этим и сама ценность «взрослости» оказалась под вопросом. Уже сейчас мы видим, как безусловный акцент на детстве в современной культуре породил целую армию «инфантов» — людей, которые всеми силами оттягивают вступление во взрослый мир.

Какие риски это в себе несет? Посмотрите на сотрясающие сегодня Запад беспорядки. Не видим ли мы на самом деле «восстание детей»? Толпа, которой что-то «не нравится», способная лишь к разрушению памятников (число которых скоро иссякнет) и грабежу ярких «игрушек» из магазинов. Они не выглядят как люди, которые могут сформировать какой-то план действий по изменению реальности и осуществить его. В этом смысле у них нет будущего. Их обманут, успокоят формальными уступками, как взрослые обычно уговаривают детей, и отправят обратно по их квартирам — на самом деле детским комнатам, где разозленные тридцатилетние дети успокоятся и вернутся к своим прежним игрушкам.

Материал опубликован в №6 газеты «Культура» в рамках темы номера «Детство»

Рисунки Владмира Буркина

Должно ли у детей быть детство?

 

21.01.2016

Категория: 

Эффективность в бизнесе и жизни

Казалось бы, странный вопрос, но я хочу рассмотреть его с точки зрения распределения времени ребенка. Часто возникает спор - зачем так загружать ребенка, у него же должно быть детство и свободное время? Согласны?

Поговорим об этом с Ириной Губенко — бизнес-тренером, инструктором и консультантом бизнес-студии BogushTime.

Давайте разберемся, что же такое детство.

Детство – это ранний, до отрочества, возраст и период жизни в таком возрасте. Это период развития человека, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Иначе говоря, это период жизни, когда мы познаем мир во всех его проявлениях, определяем свое место в нем и наше с ним взаимодействие.

И изначально, когда мы еще не знаем, что такое хорошо, а что такое плохо, что правильно, а что неправильно, как будет лучше, а как будет хуже - задача родителей направлять любопытство детей в правильное русло, помогать правильным путем познавать мир через обучение, игру, общение, творчество и наблюдение. Потому что когда у ребенка слишком много свободного времени и он предоставлен сам себе, то процесс познания тоже продолжается, но не всегда верным и дозволенным путем. Ведь невозможно изолировать ребенка от негативного влияния телевиденья, интернета, компьютерных игр и нерадивых друзей.

Как известно, «безделье порождает безумие». И как следствие, если у ребенка слишком много времени для безделья, у родителей после слишком много проблем по причине детского «безумия».

Поэтому хочу вам дать несколько простых правил по организации времени ребенка для того, чтобы у него было яркое, насыщенное и интересное детство:

1. Приучайте детей к расписанию с самого младенчества: ребенок должен знать, когда у него время кушать, когда спать, когда играть.

2. Не прерывайте циклы действий ребенка. Если ваше чадо заигралось, и вы видите, что он не закончит к тому времени, когда необходимо переходить к следующему пункту расписания, не лишне будет напомнить и поторопить его, но ни  в кое случае нельзя вырывать его из процесса. Таким образом, вы поможете ребенку выработать привычку завершать начатое и выполнять задачу за отведенное время.

3. Направляйте внимание ребенка на завершение циклов. Это значит, что ребенок должен привыкать - сам собирать игрушки, складывать вещи, убирать и т.п. Это позволит ребенку ориентироваться на результат во всем, за что бы он ни брался. Помогите ребенку научиться не останавливаться на полпути.

4. День ребенка должен быть полностью расписан, но в нем должно быть время для обязательных процедур (приема пищи, гигиены, зарядки), для учебы, для физических упражнений, для творчества, для отдыха, игр и баловства. В жизни ребенка должно быть время и для компьютерных игр, и для игр с друзьями. Ведь это тоже способы познания мира, а общение с ровесниками дает понимание дружбы, но всему должно быть свое время.

Чем больше ребенок себя пробует в различных направлениях, посещая кружки, секции, тем проще вам выявить его склонности и таланты, а ему проще будет определиться с тем, чем он хочет заниматься во взрослой жизни, какую профессию выбрать, и это немаловажно. Ведь часто руководствуясь благими намерениями родители, сами того не замечая, стараются реализовать через детей собственные нереализованные амбиции. Стоит помнить, что успешным может быть любой человек, независимо от того, чем он занимается, если он занимается этим в удовольствие.

5. Выделяйте хотя бы полчаса в день на полноценное общение  с ребенком. Потратьте это время на то, что ему нравиться больше всего. Так вы уделите внимание именно ребенку, а не его обучению. Так ребенок будет учиться общаться с людьми, концентрировать внимание на теме беседы или совместного занятия, и так вы создадите с ним доверительные отношения, которые вам очень пригодятся, когда ребенок войдет в подростковый возраст.

Задача родителей, повторюсь, заключается в том, чтобы организовать время ребенка таким образом, чтобы он каждую минуту использовал для познания мира и своих возможностей правильным образом. И главное необходимо помнить о том, что родители должны быть первым примером для подражания. Поэтому совершенствуйтесь, эффективно используйте свое время и пусть ваши дети будут успешны! 

Ирина Губенко, консультант BogushTime

Источник: интернет-журнал для мам Pro mum

Теги: 

дети

время

планирование

Должно ли у детей быть детство? Должно ли у детей быть детство? Bogushtime

Казалось бы, странный вопрос, но я хочу рассмотреть его с точки зрения распределения времени ребенка. Часто возникает спор - зачем так загружать ребенка, у него же должно быть детство и свободное время? Согласны? Поговорим об этом с Ириной Губенко — бизнес-тренером, инструктором и консультантом бизнес-студии BogushTime.

Казалось бы, странный вопрос, но я хочу рассмотреть его с точки зрения распределения времени ребенка. Часто возникает спор - зачем так загружать ребенка, у него же должно быть детство и свободное время? Согласны?

Поговорим об этом с Ириной Губенко — бизнес-тренером, инструктором и консультантом бизнес-студии BogushTime.

Давайте разберемся, что же такое детство.

Детство – это ранний, до отрочества, возраст и период жизни в таком возрасте. Это период развития человека, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Иначе говоря, это период жизни, когда мы познаем мир во всех его проявлениях, определяем свое место в нем и наше с ним взаимодействие.

И изначально, когда мы еще не знаем, что такое хорошо, а что такое плохо, что правильно, а что неправильно, как будет лучше, а как будет хуже - задача родителей направлять любопытство детей в правильное русло, помогать правильным путем познавать мир через обучение, игру, общение, творчество и наблюдение. Потому что когда у ребенка слишком много свободного времени и он предоставлен сам себе, то процесс познания тоже продолжается, но не всегда верным и дозволенным путем. Ведь невозможно изолировать ребенка от негативного влияния телевиденья, интернета, компьютерных игр и нерадивых друзей.

Как известно, «безделье порождает безумие». И как следствие, если у ребенка слишком много времени для безделья, у родителей после слишком много проблем по причине детского «безумия».

Поэтому хочу вам дать несколько простых правил по организации времени ребенка для того, чтобы у него было яркое, насыщенное и интересное детство:

1. Приучайте детей к расписанию с самого младенчества: ребенок должен знать, когда у него время кушать, когда спать, когда играть.

2. Не прерывайте циклы действий ребенка. Если ваше чадо заигралось, и вы видите, что он не закончит к тому времени, когда необходимо переходить к следующему пункту расписания, не лишне будет напомнить и поторопить его, но ни  в кое случае нельзя вырывать его из процесса. Таким образом, вы поможете ребенку выработать привычку завершать начатое и выполнять задачу за отведенное время.

3. Направляйте внимание ребенка на завершение циклов. Это значит, что ребенок должен привыкать - сам собирать игрушки, складывать вещи, убирать и т.п. Это позволит ребенку ориентироваться на результат во всем, за что бы он ни брался. Помогите ребенку научиться не останавливаться на полпути.

4. День ребенка должен быть полностью расписан, но в нем должно быть время для обязательных процедур (приема пищи, гигиены, зарядки), для учебы, для физических упражнений, для творчества, для отдыха, игр и баловства. В жизни ребенка должно быть время и для компьютерных игр, и для игр с друзьями. Ведь это тоже способы познания мира, а общение с ровесниками дает понимание дружбы, но всему должно быть свое время.

Чем больше ребенок себя пробует в различных направлениях, посещая кружки, секции, тем проще вам выявить его склонности и таланты, а ему проще будет определиться с тем, чем он хочет заниматься во взрослой жизни, какую профессию выбрать, и это немаловажно. Ведь часто руководствуясь благими намерениями родители, сами того не замечая, стараются реализовать через детей собственные нереализованные амбиции. Стоит помнить, что успешным может быть любой человек, независимо от того, чем он занимается, если он занимается этим в удовольствие.

5. Выделяйте хотя бы полчаса в день на полноценное общение  с ребенком. Потратьте это время на то, что ему нравиться больше всего. Так вы уделите внимание именно ребенку, а не его обучению. Так ребенок будет учиться общаться с людьми, концентрировать внимание на теме беседы или совместного занятия, и так вы создадите с ним доверительные отношения, которые вам очень пригодятся, когда ребенок войдет в подростковый возраст.

Задача родителей, повторюсь, заключается в том, чтобы организовать время ребенка таким образом, чтобы он каждую минуту использовал для познания мира и своих возможностей правильным образом. И главное необходимо помнить о том, что родители должны быть первым примером для подражания. Поэтому совершенствуйтесь, эффективно используйте свое время и пусть ваши дети будут успешны! 

Ирина Губенко, консультант BogushTime

Источник: интернет-журнал для мам Pro mum

Что теряется, когда мы торопим детей в детстве

Эрика Кристакис — бывший преподаватель Йельского центра изучения детей и автор бестселлера Как важно быть маленьким: что маленьким детям действительно нужно от взрослых . Кристакис говорит, что мы достигли опасного момента для очень маленьких детей: мы все чаще обращаемся с ними как с товаром и оказываемся «в опасности потерять ребенка в детстве». Она утверждает, что вместо того, чтобы навязывать взрослые ожидания, родители и учителя должны попытаться «снять шоры» и увидеть мир глазами маленьких детей — изменение точки зрения, которое может позволить нам лучше понять и развить их уникальные способности.

Недавно у меня была возможность спросить ее о наших развивающихся культурных ценностях, связанных с детством, о том, как выглядит хорошая среда для раннего обучения и как мы можем противостоять тенденции «взросления» маленьких детей. Интервью было отредактировано для большей длины и ясности.

Ваша книга о дошкольном воспитании называется Как важно быть маленьким . Почему так важно «быть маленьким»? Что вы хотите, чтобы родители, педагоги и политики знали об этой стадии развития?

Путешествуя по стране, обучая и разговаривая с родителями и воспитателями из разных слоев общества и из разных сред, я убедился, что мы рискуем потерять ребенка в детстве. Представление о том, что есть что-то ценное в том, чтобы быть маленьким ребенком — с маленькими детскими желаниями и, прежде всего, потребностями — похоже, потеряло популярность. Мы все чаще говорим о маленьких детях как о товаре, в который можно «инвестировать» для будущих выплат. Родители выражают огромную тревогу за будущее своих детей и, кажется, контролируют жизненный опыт своих детей таким образом, который для предыдущих поколений выглядел бы совершенно неестественным и даже довольно безрадостным.

Существует странный парадокс: раннее детство одновременно и безопасно, и напряженно. С одной стороны, для большинства детей, особенно в промышленно развитых странах, ранние годы безопаснее, чем когда-либо в истории человечества. У детей меньше несчастных случаев со смертельным исходом и изнурительных болезней. Мы не отправляем детей на работу в угольные шахты. Конечно, есть бедность, стресс и травмы — и некоторые из этих проблем затрагивают очень большое количество детей, — но в целом многие крупные «убийцы» детства побеждены.

С другой стороны, американское общество 21-го века ставит множество проблем и перед маленькими детьми. Технологии не всегда дружат с молодыми, и возникают новые и тревожные стрессы. Например, у нас настоящая эпидемия исключений из дошкольных учреждений (которые непропорционально сильно затрагивают цветных детей и мальчиков) и растущее число детей с проблемами психического здоровья и поведения.

«Быть ​​маленьким» имеет решающее значение, потому что мы видим следы опыта раннего детства буквально в телах людей: их продолжительность жизни выше, а их социально-эмоциональные способности более сильны, когда у них есть возможность учиться через игру и посредством глубокого обучения. отношения, и когда их развивающийся мозг получает возможность расти в заботливой, богатой языком и относительно неторопливой среде. Яснее, чем когда-либо прежде, что маленькие дети — это не просто мини-взрослые.

Правильно, и вы используете термин «взросление» в своем письме. Как вы определяете взросление и что оно говорит о том, как мы думаем о детстве?

Взросление — это неспособность видеть мир глазами ребенка.

Иногда я прошу учителей спуститься на пол в классе и просто осмотреться с высоты 4-летнего ребенка или попытаться надеть зимний комбинезон с двигательными способностями маленького ребенка. Поразительно, если подумать о многих способах, которыми взрослые навязывают взрослый темп, взрослые ожидания и взрослые графики маленьким детям. И по какой причине? Маленькие дети спят меньше и имеют гораздо больше перемен в течение дня, чем в предыдущих поколениях, и я думаю, что большинство педагогов и родителей согласятся с тем, что их развивающийся мозг на самом деле не приспособлен для того, чтобы справляться с расписанием и ритмом взрослых.

В основном мы все знаем, что это проблема, но разорвать порочный круг сложно. Нам нужно сделать шаг назад и посмотреть на мир с точки зрения ребенка. Мы видим их развитие глазами взрослых, представляя, что мы не сможем ничего узнать за час, копаясь в контейнере с грязью, так что, должно быть, пора доставать лист по математике! Уму непостижимо, как мало у многих маленьких детей времени на свежем воздухе и игры на крупную моторику.

Частично эта взрослость происходит из-за невнимания к тому, что движет маленькими детьми, и из-за глубокого отсутствия веры в то, на что маленькие дети способны.

Как выглядит качественное дошкольное образование? Если бы вы пришли в дошкольное учреждение, где используются передовые методы, что бы вы увидели и услышали?

Качественное образование – это отношения. Заботливые учителя, которые разбираются в развитии детей, знают детей, находящихся на их попечении, и настроены на них, гораздо важнее, чем многие из используемых сегодня критериев качества, таких как размер класса, физическая среда или конкретная учебная программа.

Богатый, открытый разговор имеет решающее значение, и детям нужно время в день, чтобы испытать теплую, эмпатическую устную речь — чтобы в игровой форме пообщаться друг с другом, рассказать бессвязную историю взрослому, послушать высококачественную литературу и задавайте осмысленные вопросы.

Исследование показывает, что квалифицированные воспитатели знают как общие параметры развития ребенка («Вот как выглядит трехлетний ребенок»), так и знают своих детей как личности («Вот каков этот ребенок»).

Но важно помнить, что преднамеренное, целенаправленное обучение противоположно общедоступному обучению, когда всем заправляют дети. Качественные педагоги дошкольного образования намеренно подходят ко всему, что они делают: к распорядку в классе, физической среде, расписанию, типам материалов, которые они предоставляют детям для изучения и использования. Эти учителя проводят необычайное количество наблюдений и размышлений, и это действительно почти невозможно сделать в вакууме: лучшие дошкольные учреждения имеют коллегиальную культуру, основанную на исследованиях, так что они могут постоянно экспериментировать и изменять свою учебную среду, чтобы использовать преимущества детей. природное любопытство.

Это особенно верно для многих маленьких детей, которые имеют травму и неблагоприятный детский опыт. Если ребенок входит в дверь, ничего не поев накануне вечером, или, может быть, он обрабатывает что-то позитивное, например, приветствует нового брата или сестру или бабушку и дедушку, в качественном дошкольном классе будет механизм реагирования на этот опыт и направить их на когнитивный и социально-эмоциональный рост.

Педагоги в таких условиях исходят из того, что дети полностью способны к обучению, и не позволяют школьным или государственным предписаниям диктовать, как дети учатся.

Вы много пишете о важности игры. Как вы определяете игру и почему она так важна?

Игра — определяющая черта развития млекопитающих: этот импульс заложен в нас и не может быть подавлен. Однако крайне важно, чтобы мы осознали, что, хотя игровой импульс — это одно, игровое ноу-хау — гайки и болты игры — не всегда так естественно и требует тщательного развития.

В современных индустриальных обществах мы наблюдаем все больше дисфункциональных игр. Дети не так много играют в разновозрастных группах, где младшие дети могут учиться у старших, а старшие дети, в свою очередь, должны научиться быть нежными и справедливыми со своими самыми маленькими игроками. У детей меньше свободного времени, чтобы бездельничать и устанавливать свои собственные правила. Им нужно время и пространство, чтобы научиться играть эффективно, и им нужна культура, которая ценит игру. Все чаще кажется, что у нас нет такой культуры раннего детства.

Так что, если вы вдруг скажете ребенку «иди сделай крепость из картонной коробки», когда у него не было постоянной диеты свободного, неструктурированного времени и доступа к открытым материалам, ну, ты увидишь капризного и, возможно, недоверчивый ребенок.

Вы сказали: «Настоящая учебная программа для детей младшего возраста не обязательно содержится в слове, которое мы рефлекторно называем «дошкольное учреждение». Оно вообще не обязательно должно быть в школе». Не могли бы вы пояснить, что вы имеете в виду?

Любой, кто видел удивление на лице ребенка, когда он видит бабочку, садящуюся на цветок, понимает, что обучение выходит далеко за рамки классной комнаты.

Хорошая новость заключается в том, что дети способны учиться практически в любой обстановке. При любящей поддержке отзывчивых взрослых они могут учиться без прибамбасов того, что мы называем дошкольными учреждениями.

Так много знаний происходит естественным образом благодаря тому, что ученые называют стилем общения между взрослым и маленьким ребенком в стиле «подай-и-отвечай», который другие называют разговорным «дуэтом». Есть много свидетельств того, что мы можем устранить некоторые разрывы между академическими траекториями детей из малообеспеченных семей и семей с более высокими доходами, обучая родителей и педагогов использовать этот подход в их повседневном взаимодействии с детьми. Я часто учу учителей задавать открытые вопросы, такие как «Расскажите мне о своем рисунке», а не «проверяющие» вопросы, такие как «Какого цвета яблоко?» или «Что ты рисуешь?» Открытый ответ действительно открывает огромное пространство для спонтанного и глубокого обучения.

Что нужно каждому ребенку | Детская больница Колорадо

В эпоху агрессивного маркетинга, направленного как на детей, так и на родителей, многие родители задаются вопросом, что на самом деле нужно детям. Оказывается, есть довольно четкий ответ.

«Годы исследований в области детского развития выявили восемь основных требований, предъявляемых к детям, чтобы они стали счастливыми и успешными взрослыми», — говорит Харли Ротбарт, доктор медицинских наук, всемирно известный эксперт по воспитанию детей и почетный заместитель председателя педиатрии Детского центра Колорадо. «И ни один из них не связан с высокотехнологичными гаджетами, видеоиграми или модной одеждой».

Восемь вещей, которые нужны детям для развития

  1. Безопасность

    Дети должны чувствовать себя в целости и сохранности, а их основные потребности выживания должны быть удовлетворены: кров, еда, одежда, медицинское обслуживание и защита от вреда.

  2. Стабильность

    Стабильность исходит от семьи и общества. В идеале семья остается вместе в стабильном домашнем хозяйстве, но когда это невозможно, важно как можно меньше нарушать жизнь ребенка. Дети и семьи должны быть частью более крупных объединений, чтобы дать им чувство принадлежности, традиции и культурной преемственности.

  3. Консистенция

    Никаких "хороший полицейский, плохой полицейский". Родители должны синхронизировать свое воспитание и убедиться, что важные ценности остаются неизменными.

  4. Эмоциональная поддержка

    Слова и действия родителей должны воспитывать в детях доверие, уважение, чувство собственного достоинства и, в конечном счете, независимость.

  5. Любовь

    Говоря и показывая, что вы любите своих детей, вы сможете преодолеть почти любые «ошибки» воспитания, которые вы можете совершить. Даже когда ваши дети ослушаются вас, разозлятся, расстроятся и восстанут против вас, покажите им, что вы любите их и всегда будете любить.

  6. Образование

    Убедитесь, что ваши дети получат наилучшее образование для своего будущего. Это включает в себя, конечно, школу, но это также включает в себя бесценные жизненные уроки, которые вы преподаете, проводя время вместе.

  7. Положительные образцы для подражания

    Родители являются первыми и самыми важными образцами для подражания для своих детей. Прививайте детям свои ценности и учите их сочувствию, будучи такими, какими вы хотите, чтобы они стали.

  8. Структура

    Правила, границы и ограничения: без них дети вынуждены становиться взрослыми до того, как они к этому готовы, и теряют уважение к вам и другим взрослым.

"Чудесное решение": детям нужно время

Пожалуй, самый важный фактор - это время. Без достаточного количества времени, чтобы проводить с детьми и быть родителем, «Вы упускаете замечательные привилегии родительства», — говорит доктор Ротбарт. «И дети упускают некоторые из своих потребностей».

Верно и обратное.

«Время — чудесное решение большинства родительских дилемм», — говорит доктор Ротбарт.


Learn more