Сестринский уход за ребенком с опрелостями включает проведение ванн


Лекция №7 "Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ № 7

 

По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

 

Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ»

 

Специальность: 34. 02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2018

Рассмотрена на заседании

предметно-цикловой методической комиссии   профессиональных модулей

Протокол № ____  « ___ »  ____________  2018г.

Председатель

______________________ Степанова А.В.

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: преподаватель Кудлаенко И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

Пояснительная записка

к методической разработке ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии. Тема: «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности».

  Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности» Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень подготовки).

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен знать:

ü  З1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Осмысление пройденного материала» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Подведение итогов» (приложение № 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности».

Место проведения кабинет пропедевтики клинических дисциплин, лечения пациентов детского возраста, сестринского ухода в педиатрии.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Изучение данной темы способствует формированию профессиональных компетенция.

Цели занятия:

1. Образовательная: Обеспечить обучающихся новыми знаниями необходимыми для организации и оказания сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для составления и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных задач (ОК 13).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 3, ОК 12, ОК 13.

 

 

 

 

 

 

 

Междисциплинарная интеграция:

 

ЕН. 01. Математика

 

ОП. 02. Анатомия и физиология человека

 

  

       ПМ 02

 

 

МДК 05.01. Сестринская помощь детям

 

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

ОП 07 Фармакология

 

ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

 

Внутридисциплинарная интеграция:

 

 

«Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности»

 

«Осуществление сестринского ухода за детьми периода новорожденности »

  

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение занятия: Применение информационных технологий. Тестовые задания для закрепления материала.

Самостоятельная работа: Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А. М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 200-210.

Задания для внеаудиторной работы студентов: Работа с сайтом внеаудиторной работы Moodle

Перечень литературы:

Основная Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. Педиатрия с детскими инфекциями Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии. Практикум. В.Д. Тульчинская, Ростов, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление пройденной темы реализация. ОК 4; (приложение № 1) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания в форме тестового контроля (Приложение № 1, №5.

10 мин.

Выполнение студентами тестовых заданий

3.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1;

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности.

60 мин

 

 

 

Проблемный метод изложения материала. Применение информационных технологий.

 

 

5.

Физкультминутка:

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 12

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний по формированию ОК 3; ОК 4; ОК 12. (приложение № 4)

Цель: сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях детей периода новорожденности.

5 мин.

Выполнение студентами тестов.

8.

Подведение итогов

(приложение № 5)

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Самостоятельная работа

2 мин.

Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 200-210.

Работа с сайтом внеаудиторной работы Moodle

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

(Теоретическое осмысление пройденной темы)

Текст задания: Перечислите причины клинических проявлений, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, несколько из них являются правильными

1. Гнойничковые заболевания кожи новорождённого:

а) эритема

б) везикулопустулез

в) пузырчатка

г) опрелость

д) фурункулез

2. Стафилококки являются причиной:

а) везикулопустулеза

б) эритемы

в) желтушности

г) псевдофурункулеза

3. Факторы риска гнойно-септических заболеваний новорождённого:

а) стремительные роды

б) латентно-текущие инфекции матери

в) нарушение асептики

г) роды в ягодичном предлежании

4. Сестринский уход за ребёнком с опрелостями включает проведение ванн:

а) воздушно

б) соленой

в) с раствором перманганата калия

г) с мятой

5. Сестринский уход при везикулопустулезе:

а) лечебные ванны с растворами антисептиков

б) лечебные соленые ванны

в) обработка элементов 1% раствором бриллиантового зелёного

г) обработка элементов жидкостью Кастеллани

6. Причины омфалита:

а) инвазия пупочных вен

б) высокая перевязка пуповины

в) дородовое излитие околоплодных вод

г) асфиксия новорождённого

д) нарушение асептики при уходе за новорождённым

7. Клинические симптомы омфалита:

а) серозно-гнойное отделение из пупка

б) сухая корочка в области пупочного кольца

в) отёк и гиперемия пупочного кольца

г) плотные тяжистые вены выше и ниже пупка

8. Для новорождённого с сепсисом характерно:

а) нарастание массы тела

б) отсутствие динамики массы тела

в) потеря массы тела

г) упорные срыгивания

9. У новорождённого с сепсисом кожные покровы:

а) розовые

б) серовато-бледные

в) розовые с акроцианозом

г) цианотичные

10. Принципы комбинированного лечения сепсиса:

а) дегидратационная терапия

б) противовоспалительное лечение

в) регидратационная терапия

д) санация очагов инфекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

(Изложение нового материала)

Наследственные заболевания

Болезнь Дауна

Относится к числу частых наследственных заболеваний у детей. Ее частота составляет 1:800 рождений.

Этиология и патогенез. Заболевание обусловлено трисомией по21-й паре хромосом, т.е. вместо 2 имеются 3 хромосомы, относимые к этому типу. В большинстве случаев (93 %) содержится дополнительная свободная хромосома 21 во всех клетках. Такое состояние называется регулярной трисомией; общее число хромосом составляет 47, а не 46, как в норме.

Клиническая картина. Заболевание распознается уже при рождении. Дети имеют меньшую, чем в норме (в среднем на 400 г), массу тела, вялые, плохо сосут, крик слабый. Отмечаются брахицефалия, косой разрез глаз, кожные складки у внутренних углов глаз (эпикантус), небольшие ушные раковины, плоское лицо, широкая спинка носа, маленький нос. Полость рта несколько уменьшена, небо высокое, язык высовывается изо рта. Характерна диспропорция туловища и конечностей. Пальцы кистей короткие, мизинец укорочен, искривлен. Типичным проявлением заболевания является выраженная гипотония. У старших детей наблюдаются аномалии расположения и формы зубов, недоразвитие верхней челюсти. Фигура приземистая, короткие конечности, плечи опущены. Все дети с болезнью Дауна резко отстают в психомоторном развитии.

Окончательный диагноз ставят после получения результатов анализа на кариотип.

Лечение. Специфического лечения нет. Применяют препараты, улучшающие психическую и двигательную активность: церебролизин, аминалон, глутаминовую кислоту, витамины группы В. Показан тиреоидин. Важное значение имеют образовательные, социально-психологические мероприятия при синдроме Дауна, участие родителей в Российской (Европейской) Ассоциации Даун Синдром.

Прогноз. Респираторные инфекций протекают с осложнениями, особенно при пороках сердца. Болезнь Дауна сочетается с острым лейкозом примерно в15 раз чаще, чем в популяции.

Фенилкетонурия

Фенилкетонурия (син. фенилпировиноградная олигофрения) является наиболее изученным наследственным заболеванием, обусловленным нарушением аминокислотного обмена и приводящим к поражению ЦНС. Среди новорожденных встречается с частотой 1:12 ООО — 1:15 ООО.

Этиология и патогенез. В основе болезни лежит нарушение синтеза незаменимой аминокислоты фенилаланина. Вследствие генетически обусловленного дефицита фенилаланингидроксилазы (фермент, превращающий фенилаланин в тирозин) в организме накапливается фенилаланин. В результате резко возрастает содержание этой аминокислоты в сыворотке крови, производные фенилаланина появляются в моче (отсюда название — фенилкетонурия). Продукты метаболизма фенилаланина оказывают токсическое воздействие на головной мозг. Из-за недостаточного образования тирозина в организме возникает дефицит катехоламинов и меланина. Это обусловливает депигментацию кожи и волос, склонность к снижению артериального давления.

Клиническая картина. Дети при рождении выглядят здоровыми, отличаются хорошей прибавкой в массе тела. Ранним симптомом является рвота. Отчетливо признаки заболевания появляются ближе ко второму полугодию, иногда раньше. Воз­ никает беспокойство, учащается рвота, дети отстают в психомоторном развитии от сверстников. Большинство детей имеют светлую кожу, голубые глаза, рыжие волосы. Характерен «мышиный» запах, который обусловлен выделением с мочой неприятно пахнущей фенилуксусной кислоты. Кожные покровы чувствительны к травматизации, легко развиваются дерматиты, экзема, иногда папулезная сыпь. Окружность головы несколько уменьшена. У детей резко снижен интеллект, они не стремятся к общению с родителями, эмоции их обеднены. Помимо задержки психического развития, больным свойственны повышенный мышечный тонус, судороги мышц и дрожание, вращательные движения рук, раскачивание тела из стороны в сторону.

Предварительный диагноз фенилкетонурии может быть установлен с помощью просеивающей диагностики (скрининга). Биологическим материалом являются высушенные пятна капиллярной крови новорожденных на хроматографической бу­ маге. Диагностический материал пересылают по почте в централизованную лабораторию. В любом случае он должен поступить в лабораторию через 2—3дня после взятия пробы. Кровь у новорожденных берут на 3—5-й день после рождения, т.е. еще вродильном доме (ранее 3 дней нежелательно из-забольшого числа ложноположительных диагнозов).

Лечение. Диета (пища без фенилаланина или содержащяя ограниченное его количество). На первом этапе лечения в течение10—20 дней дети с фенилкетонурией получают пищу, не содержащую фенилаланина. Потребность в белках обеспечивается белковыми гидролизатами или смесями аминокислот, например гипофенатом, берлофеном; их разводят соками, добавляют к овощным и фруктовым пюре. После того как уровень фенилаланина у ребенка снизится до нормы, начинают давать молоко и другие продукты животного происхождения, чтобы содержание аминокислоты в суточном рационе не превышало 25 мг на 1 кг массы тела ребенка. Это необходимо, так как полное ограничение фенилаланина в пище способствует распаду собственных белков и новому повышению концентрации аминокислоты.

Показаны продукты, содержащие незначительные количества фенилаланина: морковь, капуста, салат, лук, помидоры, яблоки, виноград, мед, варенье. Картофель и молоко назначают в ограниченном количестве. Полностью исключают продукты, богатые фенилаланином: мясо, рыбу, печень, почки, яйца, сыр, колбасы, мучные продукты, бобовые, шоколад. Диетотерапию проводят до 5—7 лет. В более старшем возрасте снижается чувствительность ЦНС к токсическому влиянию фенилаланина и продуктов его обмена. С другой стороны, к этому времени заканчиваются основные этапы развития мозга.

Прогноз. Зависит от сроков начала лечения.

Муковисцидоз

Заболевание, связанное с наследственным нарушением функции желез внешней секреции. Проявляется поражением бронхолегочной системы, синдромом нарушенного кишечного всасывания, мекониальной кишечной непроходимостью, билиарным циррозом печени.

Этиология и патогенез. Наследуется дефект ферментов, участвующих в синтезе мукополисахаридов. Они входят в состав слизи, образующейся в эндокринных железах слизистых оболочек дыхательных путей, кишечника, желчных протоков и в поджелу-дочной железе. Вследствие изменения физико-химических свойств секрет становится вязким и закупоривает выводные протоки желез. Возникают кистозные расширения, что способствует инфицированию, развитию воспаления и нарушению функции органов — легких, кишечника, поджелудочной железы, печени.

Муковисцидоз рассматривается как наследственная патология клеточных мембран. Из-за нарушения активного транспорта электролитов в экзокринных железах повышается содержание в секрете потовых желез натрия и хлора (один из самых характерных признаков заболевания).

Клиническая картина. Выделяют 5 клинических форм: мекониальный илеус, бронхолегочную, кишечную, смешанную (сочетанное поражение органов дыхания и пищеварения) и атипичную формы.

За исключением мекониального илиуса первые симптомы забо-левания проявляются не сразу, поэтому с 2007 г. в России был внедрен массовый скрининг новорожденных на муковисцидоз. Протокол скрининга включает 4 этапа:

•    1-й — определение повышения уровня иммунореактивного трипсина (ИРТ) в высушенном пятне крови новорожденного;

•    2-й — повторный тест на ИРТ проводится на 3-4-й неделе жизни для исключения здоровых детей;

•    3-й — поговая проба — ключевой компонент протокола скрининга; для больных детей характерно повышение кон-центрации в поте хлора и натрия более 60 ммоль/л по методу Гибсона-Кука, свыше 80 ммоль/л — в потовом анализаторе;

•    4-й — заключительный этап: ДНК-диагностика для обнару-жения мутации гена МВТР.

Потовый тест приобретает особое значение в случае неинфор-мативной ДНК-диагностики. Для обследования новорожденных используется аппарат «Нанодакт», объединяющей в себе систему для стимулирования потоотделения путем электрофореза 0,1% пилокарпина и анализатор проводимости пота (рис. 31, см. цв. вклейку). Для детей старшего возраста предназначена система для сбора и анализа пота «Макродакт». Время сбора пота составляет 30 мин.

Мекониальныи илеус. Симптомы появляются в первые дни жизни в виде кишечной непроходимости, которая развивается у ново-рожденных вследствие закупорки просвета кишечника в илеоце-кальной области вязким меконием. Он приобретает такие свойства из-за отсутствия трипсина поджелудочной железы. Обычно к концу 1-х — началу 2-х суток после рождения состояние ребенка резко ухудшается. Отмечаются вздутие живота, рвота желчью, отказ ребенка от груди матери, отсутствие стула. Необходимо своевре-менное оперативное вмешательство.

Бронхолегочная форма характеризуется преимущественным пора-жением легких и бронхов, что связано с застоем вязкого секрета в бронхах. С первых дней начинается кашель, приобретающий коклюшеподобный характер. Мокрота густая, вязкая, отделяется е трудом. Возникает одышка. Развиваются ателектазы, ослож¬ненные пневмонией. Неуклонно нарастают проявления гипоксии из-за легочной и сердечной недостаточности. Интермиттируюший характер респираторной инфекции обычно определяется хро¬нической колонизацией антибиотикорезистентными штаммами Ps. aeruginosa и S. aureus.

Кишечная форма. Возникает в результате поражения желез слизи-стой оболочки кишечника и поджелудочной железы. Клиническая картина проявляется синдромом нарушенного кишечного вса-сывания. Несмотря на хороший аппетит, у ребенка отмечается недостаточная прибавка массы тела. Испражнения обильные, зло-вонные, блестящие, очень вязкие. Возникают срыгивания, рвота, увеличение и вздутие живота. Ребенок плохо переносит жирную пищу. Постепенно развиваются гипотрофия, витаминная недоста-точность, анемия.

Смешанная форма. Характеризуется сочетанным поражением органов дыхания и пищеварения.

Атипичная форма. У детей проявляется стертой симптоматикой. Ребенок часто болеет, в том числе респираторными вирусными инфекциями. Периодически появляются боли в животе и диспеп-сические явления.

У детей чаще встречаются смешанная (50%) и легочная (36%) формы муковисцидоза, реже — мекониальный илеус (7-8%), кишечная (5%) и атипичная (2-5%) формы. Типичное ослож¬нение — развитие билиарного цирроза, как правило, у детей старшего возраста. Появляются кожный зуд. желтушность кож¬ных покровов и склер, увеличиваются печень и селезенка. Подтверждают диагноз дополнительные исследования: биохими¬ческие, ультразвуковые и др.

Лечение. Как правило, помощь детям оказывают в специали-зированных центрах. Больные муковисиидозом нуждаются в психологической и социальной поддержке. При мекониальном илеусе, вызванном муковисцидозом, показана срочная операция. При других формах заболевания терапия комплексная. В пишевом рационе повышают содержание белков до 5-10 г/кг. Потребность в жирах восполняют легкоусвояемыми жирами — сливочным и рас-тительным маслом. В достаточном количестве вводят витамины, а жирорастворимые витамины (A, D, Е, К) — в удвоенной дозе.

Всем больным муковисцидозом показана генотерапия, разработка которой закончится в ближайшие 3-5 лет.

В случае поражения бронхолегочной системы назначают сред¬ства, улучшающие дренажную функцию бронхов. Для разжижения вязкой мокроты в виде ингаляции с помощью небулайзера приме¬няют муколитические препараты (5-8% растворы ацетилцистеина, дорназа альфа) и протеолитические ферменты. Эффективны инга¬ляции 2% раствора натрия гидрокарбоната, 3% раствора хлорида натрия, калия. Проводят вибрационный массаж, ЛФК, специ¬альные «кашлевые» упражнения, занятия на мяче, используют дополнительную медицинскую технику — флаттер (положительное давление на выдохе). Кинезотерапия применяется в комплексе с муколитиками и бронходилататорами при малейших симптомах дыхательной обструкции. Антибиотики назначают с учетом чув¬ствительности к ним микрофлоры мокроты, оправдана тактика длительных курсов антибиотикотерапии (2-3 мес), в том числе введение их ингаляиионно (тобрамицин. колистин) и внутривенно (при развитии резистентности — фторхинолоны в комбинации с аминогликозидами или цефалоспоринами III и IV поколения).

При кишечной форме используют ферменты в виде микро- сферических капсул с кислотоустойчивой оболочкой (Панцитрат* Креон*) в высоких лозах из расчета 2000-6000 ЕД липазы/кг/сут на 250-500 г пиши.

Развитие цирроза с портальной гипертензией служит основани¬ем для пересадки печени.

Прогноз. При ранней диагностике и своевременной терапии дети достигают зрелого возраста. С внедрением новых антисинегнойных препаратов качество жизни и выживаемость больных детей с муко- иисцидозом заметно изменились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и. п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным

1. Брахицефалия, косой разрез глаз, плоское лицо, поперечная складка на ладони характерны для

а) болезни Дауна

б) фенилкетонурии

в) гемофилии

г) рахита

2. Светлая кожа, голубые глаза, рыжие волосы, "мышиный" запах характерны для

а) болезни Дауна

б) гемофилии

в) рахита

г) фенилкетонурии

3. Проба Феллинга проводится ребенку для диагностики

а) болезни Дауна

б) гемофилии

в) фенилкетонурии

г) сахарного диабета

4. При фенилкетонурии в питании ребенка исключают

а) морковь

б) печень

в) капусту

г) томаты

5. Причина возникновения болезни Дауна:

а) избыток хромосом в 23 паре

б) избыток хромосом в 21 паре

в) недостаток хромосом в 23 паре

г) недостаток хромосом в 21 паре

 

 

Приложение №5

(Подведение итогов)

Система оценивания к тестовым заданиям:

(Теоретическое осмысление пройденной темы)

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» - ставится если студент набрал 10-9 баллов

«Хорошо» - ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» -  ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» - ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов: 1 б, в, д, 2 а, г, 3 б, в, 4 а, в, 5 а, в, г, 6 а, в, д, 7 а, в, г, 8.б, в, г, 9.б, 10.б, г,д

(Подведение итогов)

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» - ставится если студент набрал 10-9 баллов

«Хорошо» - ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» -  ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» - ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов: 1 а, 2 г, 3 в, 4 б, 5 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 1. Сестринский процесс при заболеваниях новорожденных детей

Цели занятия:

  1. Систематизировать и углубить знания по данной теме.

  2. Изучить алгоритмы проведения неотложных мероприятий при угрожаемых жизни состояниях.

  3. Обобщить сведения по уходу за новорожденным ребенком.

Основная литература

  1. Ежова, Н.В. Педиатрия [Текст] / Н.В.Ежова, Е.М.Русакова., Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. Шк., 2010. – 524 с. стр. 145 – 179.

  2. Тульчинская, В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие/ В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 380 с. – (Серия «Медицина для вас») с. 8 – 37.

Дополнительная литература

  1. Севастьянова, Н. Г. Сестринское дело в педиатрии: в 2-х ч. ч.1,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севастьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

  2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.И.Бородулина. – М: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

  3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х т. [Текст] / гл. ред. Б.В.Петровский. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 464 с.

Ход работы:

  1. Работа с понятиями: показать знания по каждому термину, дать краткий ответ на следующие термины (приложение 1), используя терминологический словарь.

  2. Изучить вопросы, которые будут рассматриваться на занятии.

    1. Недоношенный ребенок – причины, внешний вид. АФО органов, уход, профилактика осложнений, этапы выхаживания, прогноз.

    2. Асфиксия – этиология, формы, клинические проявления, тактика реанимационных мероприятий, дальнейший уход.

    3. Родовая травма – этиология, формы, клиника, лечение, организация ухода, профилактика осложнений.

    4. Гемолитическая болезнь новорожденных – этиология, патогенез, клиника, лечение, организация ухода, профилактика осложнений.

    5. Гнойно-воспалительные заболевания кожи, пупка: везикулокустулез, пузырчатка, псевдофурункулез, флегмона, омфалит.

    6. Сепсис новорожденного – этиология, патогенез, входные ворота, клиника, проблемы пациента, организация ухода, лечение, профилактика.

    7. Организация ухода за новорожденным ребенком после асфиксии, родовой травмы, сепсиса.

  3. Решить тестовые задания для самоконтроля. Сравнить с эталоном ответа (приложение 2).

  4. Решить ситуационную задачу (приложение 3). Сравнить с эталоном ответа.

  5. Решить ситуационную задачу (по выбору) самостоятельно (приложение 4). Внести решение в тетрадь.

  6. Изучить самостоятельно алгоритм неотложной помощи при:

Литература:

Тульчинская, В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие/ В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 380 с. – (Серия «Медицина для вас») стр. 252 – 257, 264 – 266.

  1. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 5).

Приложение 1

  1. Цианоз.

  2. Кефалогематома.

  3. Гипертонус.

  4. Гипотонус.

  5. Гиперестезия.

  6. Тремор.

  7. Нистагм.

  8. Птоз.

  9. Экзофтальм.

  10. Ликвор.

  11. Дегидратация.

  12. Регидратация.

  13. Иммобилизация.

  14. Гиперемия.

  15. Пиодермия.

  16. Микроцефалия.

  17. Сурфактант.

  18. Микрофтальмия.

  19. Омфалит.

  20. Остеомиелит.

  21. Ателектаз.

  22. Лануго.

Приложение 2

Тесты

1. Перечислите критерии оценки состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар:

а) б) в)

г) д)

2. Оценка по шкале Апгар проводится после рождения:

а) сразу; б) в течение 1 мин.; в) в течение 2-ой мин.;

г) через 3 мин.; д) через 5 мин.

3. При асфиксии тяжелой степени частота сердечных сокращений:

а) 120; б) 100; в) 80; г) отсутствует.

4. Первый этап реанимационных мероприятий при асфиксии называется:

а) проведение ИВЛ; б) тактильная стимуляция;

в) проведение оксигенотерапии;

г) коррекция гемодинамических нарушений.

5. Окраска кожи при асфиксии тяжелой степени:

а) розовая; б) цианоз; в) бледность; г) желтушная.

6. Сестринский уход при асфиксии включает:

а) охранительный режим; б) согревание грелками;

в) холод к голове; г) кормление через зонд;

д) положение на животе; е) проведение массажа.

7. Положение ребенка после асфиксии:

а) с приподнятым головным концом; б) с приподнятым ножным концом;

в) на ровной поверхности; г) на животе.

8. В основе внутричерепной родовой травмы лежит:

а) родовая опухоль; б) гипоксия мозга;

в) нефалогематома; г) кровоизлияние в мозг.

9. Факторы риска развития родовой травмы:

а) анемия; б) гестоз беременной; в) незапланированная беременность;

г) затяжные роды; д) стремительные роды.

10. К очаговым патологическим неврологическим знакам относится:

а) тремор подбородка; б) желтуха; в) гипертермия;

г) пронзительный крик; д) нистагм; е) птоз;

ё) асимметрия лица; ж) экзофтальм.

11. Гемолитическая болезнь новорожденного – это заболевание, в основе которого лежит распад:

а) эритроцитов; б) гемоглобина; в) лейкоцитов; г) тромбоцитов.

12. Асфиксия тяжелой степени оценивается по шкале Апгар:

а) 8 б; б) 7 б; в) 4 б; г) 0 б.

13. Назовите формы гемолитической болезни новорожденного (ГБН):

а) б) в)

14. Сердцебиение более 100 ударов в минуту оценивается по шкале Апгар:

а) 1 б; б) 2 б; в) 3 б; г) 0 б.

15. Для стимуляции сердечной деятельности вводят:

а) допамин; б) мезатон; в) натрия гидрокарбонат; г) адреналин.

16. Какой степени тяжести соответствуют следующие симптомы - бледность кожи, отсутствие дыхания, брадикардия, сниженный мышечный тонус:

а) легкой; б) средней; в) тяжелой.

17. Для профилактики сепсиса необходимо:

а) своевременное лечение опрелости; б) лечение омфалита;

в) лечение гнойно-воспалительных заболеваний кожи;

г) все вышеперечисленное верно.

18. Характерный признак гидроцефалии:

а) гнейс; б) краниотабес; в) «квадратная голова»;

г) увеличение окружности головы.

19. Наиболее частый способ лечения желтушной формы гемолитической болезни новорожденного:

а) внутривенная инфузия растворов; б) кормление донорским молоком;

в) заменное переливание крови; г) антибактериальная терапия.

20. Пиодермия – это:

а) гнойничковое поражение кожи; б) поражение костной системы;

в) склеротические изменения кожи; г) цианоз кожи.

21. Входными воротами при сепсисе являются:

а) пупочная ранка; б) легкие; в) слизистая рта;

г) кожа; д) все вышеперечисленное верно.

22. Какова тактика медсестры при выявлении гнойно-воспалительных заболеваний кожи в условиях родильного дома:

а) назначение антибактериальной терапии; б) обильное питье;

в) обработка кожи; г) изоляция больного;

д) все вышеперечисленное верно.

23. Что вызывает повышенный распад эритроцитов при ГБН:

а) антитела матери; б) антитела ребенка;

в) бактерии, вирусы; г) антигены эритроцитов плода.

24. Когда можно прикладывать к груди ребенка с желтушной формой ГБН:

а) сразу после рождения; б) на 3 – 5 сутки;

в) через неделю; г) не прикладывают.

25. У новорожденного ребенка с сепсисом кожные покровы:

а) розовые; б) синюшные; в) серовато-бледные; г) желтушные.

26. Факторы, способствующие развитию сепсиса:

а) недоношенность; б) иммунодефицитные состояния;

в) позднее прикладывание к груди; г) все вышеперечисленное верно.

27. Сестринский уход за ребенком с опрелостями включает проведение:

а) воздушной ванны; б) ванны с мятой;

в) соленой ванны; г) грязевой ванны.

28. Везикулопустулез – это:

а) гиперемия, слущивание эпидермиса; б) красные пятна;

в) пузырьки с прозрачным и гнойным содержимым;

г) крупные вялые пузыри с мутным содержимым.

29. Наиболее частой причиной омфалита является:

а) высокая перевязка пуповины; б) ранние излития околоплодных вод;

в) асфиксия новорожденного;

г) нарушение асептики при уходе за новорожденным.

30. Профилактика асфиксии и родовых травм во время беременности:

а) планирование беременности; б) отказ от секса во время беременности;

в) снижение физической активности беременной;

г) регулярное наблюдение за беременной.

31. Желтуха при гемолитической болезни новорожденного появляется:

а) на 1-е сутки; б) на 2 – 3 сутки; в) на 5 сутки; г) не появляется.

Сыпь от подгузников

Это симптом вашего ребенка?

Причины пеленочного дерматита

Симптомы пеленочного дерматита

Профилактика рецидивирующей опрелости

Когда звонить по поводу опрелостей

Позвонить врачу или обратиться за медицинской помощью сейчас

Связаться с врачом в течение 24 часов

Обратитесь к врачу в рабочее время

Самопомощь в домашних условиях

Отделения неотложной медицинской помощи детей в Сиэтле

Если болезнь или травма вашего ребенка опасны для жизни, позвоните по номеру 911.

Рекомендации по уходу при пеленочном дерматите

  1. Что следует знать о пеленочном дерматите:
  2. Меняйте чаще:
  3. Ополаскивание теплой водой:
  4. Оставить дно открытым для воздуха:
  5. Противодрожжевой крем:
  6. Необработанная кожа - Обработка:
  7. Обезболивающие:
  8. Язвы или струпья на конце полового члена Лечение:
  9. Сыпь при диарее — используйте защитную мазь:
  10. Чего ожидать:
  11. Позвоните своему врачу, если:

И помните: если у вашего ребенка разовьется какой-либо из симптомов «Позвоните своему врачу», обратитесь к врачу.

Отказ от ответственности: эта медицинская информация предназначена только для образовательных целей. Вы, читатель, берете на себя полную ответственность за то, как вы решите его использовать.

Последнее изменение: 12.01.2023

Последнее изменение: 30.12.2022

Copyright 2000-2023. ООО «Педиатрические рекомендации Шмитта».

У вашего ребенка сильная опрелость?

У большинства детей в тот или иной момент возникает опрелость. Мне тоже было нелегко, когда мои дети были маленькими! Сыпь от подгузника — довольно распространенный побочный эффект ношения подгузника. Поэтому, когда мамы звонят в HealthPartners CareLine и спрашивают об этом, мой первый шаг — успокоить их. Сыпь под подгузником бывает!

Хорошая новость заключается в том, что в большинстве случаев опрелости можно лечить дома. Но иногда это может стать более серьезным, и важно уметь обнаруживать серьезные симптомы опрелостей.

Читайте дальше, чтобы узнать, что вызывает опрелости у младенцев, легкие и тяжелые симптомы опрелостей, лечение в домашних условиях и когда вам нужно отвести вашего малыша к врачу.

Что такое опрелости?

Хотя пеленочный дерматит встречается не только у младенцев, это распространенная форма воспаленной кожи, которая появляется на трусиках детей в подгузниках.

Что вызывает опрелости?

Так почему же у младенцев появляется опрелость? К сожалению для вас и вашего малыша, целый список вещей может вызвать опрелости. Среди них:

Как выглядит опрелость? Как определить разницу между легкими и тяжелыми симптомами опрелостей

Если попка вашего ребенка покрыта пятнами ярко-красной кожи, скорее всего, это опрелости. Обычно сыпь от подгузников протекает в легкой форме, и ее можно лечить дома. Но когда это что-то более серьезное, например, бактериальная или дрожжевая инфекция, вам следует поговорить с врачом вашего ребенка. Вот почему важно следить за определенными симптомами и признаками опрелостей.

Симптомы легкой опрелости

Симптомы сильной опрелости

Позвоните медсестре или лечащему врачу вашего ребенка, чтобы узнать, как лечить тяжелые опрелости: следующие шаги

Если вы заметили один или несколько симптомов сильной опрелости, вам следует позвонить медсестре или врачу вашего ребенка, чтобы получить рекомендации о том, что делать дальше. Немедленно позвоните, если у вашего ребенка температура 100,4° или выше. Если у вашего малыша бактериальная инфекция, ваш врач захочет начать лечение как можно скорее, чтобы предотвратить ухудшение состояния.

Советы по лечению опрелостей

Если опрелости у вашего ребенка легкие, вы можете лечить их дома. Если вы лечите его последовательно, вы должны увидеть улучшение в течение трех дней. Я знаю, что это может быть тяжело для младенцев с несколькими опекунами. Поэтому, если кто-то ухаживает за вашим ребенком, обязательно поделитесь с ним своими инструкциями по лечению опрелостей.

Рекомендованные врачом домашние средства от опрелостей

  1. Чаще меняйте ребенку подгузник. Насколько хватит? Ребенка следует переодевать каждые два часа, пока он бодрствует, и по крайней мере один раз ночью. Это поможет сохранить кожу под подгузником и вокруг него чистой и сухой, что поможет избавиться от опрелостей. Это также предотвращает его повторение в будущем.
  2. Время голого дна. Рассмотрите возможность того, чтобы ваш ребенок провел некоторое время без подгузника или надел подгузник неплотно. Воздействие воздуха поможет заживлению сыпи.
  3. Добавьте несколько столовых ложек пищевой соды в ванночку вашего ребенка. Пищевая сода нейтрализует кислоту в стуле и моче. Может помочь ежедневное купание ребенка, пока заживает опрелость — просто не забудьте потом увлажнить кожу ребенка.
  4. Избегайте использования салфеток для подгузников при наличии сыпи. Вместо этого используйте теплую воду и мягкое мыло, а затем промокните (не трите) участок насухо.
  5. Если вокруг заднего прохода появилась сыпь, можно использовать вазелин или другие безрецептурные мази. Перед нанесением обязательно вымойте кожу ребенка. И хотя раньше они были довольно популярны, я их , а не , рекомендуют использовать порошки или кукурузный крахмал, потому что ваш ребенок может вдохнуть их.

Другие природные средства от опрелостей

В дополнение к проверенным временем средствам от опрелостей, рекомендованным врачами, существуют гомеопатические средства, которые вы также можете рассмотреть. Научно не доказано, что эти методы лечат и излечивают опрелости, но многие родители уже давно используют их.

Прежде чем начинать что-либо новое, позвоните своему детскому врачу или терапевту. Или сделайте это одним из своих вопросов на следующем медицинском осмотре ребенка. Тем не менее, вот несколько популярных вариантов, которые можно использовать в сочетании с этими проверенными методами.

  1. Гамамелис. Имеющийся в аптечном отделе магазинов гамамелис известен своими противовоспалительными свойствами. Таким образом, это может помочь вашему ребенку избавиться от опрелостей. Если вы хотите попробовать, разбавьте гамамелис водой в равных частях, а затем ватным тампоном нанесите его на попку ребенка.
  2. Алоэ вера. Для многих из нас гель алоэ вера является средством, которое успокаивает солнечные ожоги и способствует заживлению порезов. Поэтому неудивительно, что некоторые родители также используют алоэ вера для лечения опрелостей. Но выбирайте гель, который на 100 % состоит из алоэ вера — так вы сможете избежать ингредиентов, которые могут повредить кожу вашего ребенка.
  3. Календула. Подобно алоэ вера, календула представляет собой растительный экстракт, полученный из календулы. Он известен своими целебными свойствами и имеет приятный запах. Масло календулы и кремы календулы на водной основе могут хорошо помочь при опрелостях и легко доступны в Интернете и в некоторых аптеках.
  4. Глина для шампуня (бентонит). Да, кажется немного странным использовать ингредиент шампуня для лечения опрелостей, но многие родители клянутся этим. В исследовании, опубликованном в журнале Nursing and Midwifery Studies, глина для шампуня оказалась более эффективной при лечении опрелостей, чем календула.

Когда следует обратиться за помощью при опрелостях у вашего ребенка

Возникает опрелость. Хотя тяжело видеть, как вашему малышу так некомфортно, вы оба справитесь с этим.


Learn more