В ряде стран омбудсменом является специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности и справедливости. Такие должностные лица имеют разные названия. Например, в скандинавских странах (Норвегия, Дания, Швеция) - "омбудсмен"; "народный защитник" - в Испании и Колумбии; "посредник" - во Франции; "адвокат" - в Румынии.
Любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить, а в случае отказа может обратиться в органы правосудия.
Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Позднее, в XVI веке, данный институт выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок и для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами его деятельности были провозглашены: верховенство закона, независимость от властей, ответственность государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия.
После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление; на протяжении определенного периода времени Канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, назначавших Канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента.
В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Он осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями - обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей.
Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.
Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. Потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.
Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.
Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации началось с принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в 1991 г. Следующим шагом по введению должности стали статьи 45 (государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ) и ст. 103 Конституции РФ (наделяющая парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека).
В 1997 году принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который определил правовой статус российского омбудсмена.
Принятие 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка подтолкнуло многие государства мира к необходимости создания детских омбудсменов на национальном, региональном и местном уровнях.
В 1998 году при поддержке представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России и Министерства социальной защиты Российской Федерации в пяти российских регионах (Калужской, Волгоградской, Новгородской областях, в городах Санкт-Петербург и Екатеринбург)были учреждены уполномоченные по правам ребенка. Далее их примеру последовали новые субъекты, а 29 марта 2005 года между детскими омбудсменами было подписано соглашение о сотрудничестве и создании Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, которую возглавил Уполномоченный по правам ребенка в Москве (Алексей Головань). Уже позднее, Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября2009 года № 986, в Российской Федерации введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
В Тамбовской области основанием создания института детского правозащитника явилось принятие Закона области № 609-З от 31.12.2009г. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области».
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченный не подменяет, а дополняет существующие органы государственной власти в сфере защиты прав детей.
Необходимо отметить, что деятельность Уполномоченного связана прежде всего с осуществлением контрольно-надзорных функций: рассмотрение жалоб, заявлений, обращений граждан; проведение плановых и внеплановых (по оперативным сигналам) проверок учреждений.
Так, за семь лет функционирования государственного органа проводились проверки: соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников детских садов, интернатов, учреждений социальной защиты населения и здравоохранения; школьных и дошкольных образовательных учреждений; летних оздоровительных лагерей; соблюдения правил безопасной перевозки детей "Школьным автобусом"; соблюдения норм трудового законодательства при временном трудоустройстве несовершеннолетних во время каникул; соблюдения прав семей, имеющих детей-инвалидов на предусмотренные меры поддержки; органов опеки и попечительства городов и районов по сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по контролю за выполнением опекунских обязанностей опекунами, приемными родителями и патронатными воспитателями; органов и учреждений системы профилактики по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми; состояния работы учреждений здравоохранения по качеству оказываемых услуг детскому населению, по профилактике ранних беременностей и абортов несовершеннолетних и др.
По всем выявляемым в ходе таких проверок нарушениям направляются акты реагирования - "заключение об устранении выявленных нарушений". Реакция должностных лиц на такой акт реагирования как правило одна - в случае возможности - устранить нарушение (наказать виновных лиц) и не допускать нарушения в последующем.
На постоянном контроле находятся наиболее острые и наболевшие вопросы, связанные с совершением суицидов среди несовершеннолетних. Мониторинг суицидальной ситуации среди несовершеннолетних осуществляется ежегодно. Благодаря взаимодействию со Следственным Управлением Следственного Комитета России, УМВД России по Тамбовской области, Прокуратурой области, мы добились устранения нарушений действующего законодательства по учету и регистрации фактов суицидальных попыток несовершеннолетних, принятии процессуальных решений по данным фактам; также устранены трудности межведомственного взаимодействия по данному направлению деятельности, имевшие место ранее.
Помимо этого регулярно инициируется проведение совместных с областной КДНиЗП, УМВД России по Тамбовской области, управлением образования и науки области, здравоохранения области межведомственных проверок по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях, где допускаются факты совершения детьми суицидальных действий.
Институт Уполномоченного, являясь структурой, призванной обеспечить контроль за системой органов, уполномоченных государством на защиту прав ребенка, призван стать эффективным механизмом, предоставляющим несовершеннолетнему самому защитить свои права.
С этой целью сформирован и действует с 2014 года Детский Общественный Совет, на заседаниях которого обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся прав и законных интересов детей и их защиты, проводятся опросы, анкетирование, осуществляются практические действия для разрешения проблем несовершеннолетних в различных областях и сферах применения права.
Так, по инициативе Совета в области в 2015-2016 годах проводилась акция «Города и населенные пункты, доброжелательные к детям», цель которой - изучение объектов социальной инфраструктуры городов и поселков области и её совершенствование в интересах детей.
Результатом такой акции стало принятие действенных мер органами местного самоуправления (исходя из реальных экономических условий) по созданию комфортной и безопасной для детей среды жизни.
Достаточно активно суды привлекают Уполномоченного по правам ребенка к участию в делах по искам о лишении, ограничении в родительских правах, определении места жительства и порядка общения с детьми, выселении в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, за семь лет работы сотрудники аппарата приняли участие в более 190 судебных заседаниях. По каждому делу готовится мотивированное и обоснованное заключение, отвечающее наилучшим образом интересам детей. Как правило суд соглашается с нашей позицией при вынесении решения.
В целом же институт Уполномоченного по правам ребенка в области, можно оценить как состоявшийся эффективный механизм защиты прав детей, дополняющий уже существующие органы власти. За время деятельности на региональном уровне предприняты значительные меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе увеличены материальные меры поддержки замещающих семей такие как: ежемесячные выплаты денежных средств на содержание ребенка увеличилось на 13%; размер ежемесячных денежных средств на осуществление расходов по текущему ремонту жилья, приобретению мебели, оплате коммунальных и прочих услуг увеличился на 23%.
В более чем 3 раза увеличилось число лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями ( в 2009 году обеспечен 81 чел. в 2016 - 257 чел.).
Кроме того имеется положительная динамика выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшхся без попечения родителей: так их общее число по сравнению с 2009 годом сократилось на 19%; на 316% уменьшилось количество граждан лишенных родительских прав и соответственно на 307% число детей, лишившихся родительского попечения; на 354% снизилось число детей отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью; на 42% увеличилось число детей переданных в приемные и патронатные семьи; на 87% увеличилось число граждан состоящих на учете в качестве желающих принять ребенка на воспитание в семью; на 125% сократилось число детей, находящихся в интернатных учреждениях, соответственно на 28% сократилось количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защищая детей, которые зачастую на протяжении всей своей жизни не знали ничего, кроме войны, миротворцы могут разорвать круг насилия и заложить основы прочного мира.
Вооруженные конфликты в несоразмерно большей степени затрагивают детей. Являясь главными жертвами войн, многие девочки и мальчики становятся объектами убийств и инвалидами вследствие нанесенных им увечий, их вербуют и используют в качестве детей-солдат, они подвергаются сексуальному насилию, их похищают и им отказывают в доступе к гуманитарной помощи. Кроме того, они все чаще становятся жертвами нападений на школы и больницы.
Во многих раздираемых конфликтами странах миротворческие миссии являются самыми крупными субъектами на местах, вклад которых в дело защиты детей имеет жизненно важное значение.
Совет Безопасности занимается этим вопросом с конца 1990-х годов, обратившись к Генеральному секретарю в резолюции 1261 (1999) с просьбой обеспечить «надлежащую подготовку по вопросам охраны, защиты прав и благополучия детей для сотрудников, задействуемых в деятельности Организации Объединенных Наций по установлению мира, поддержанию мира и миростроительству». Вопрос защиты детей в условиях конфликтов включается в мандаты операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира с 2001 года. В своих неустанных усилиях по осуществлению мандата по защите детей миротворцы Организации Объединенных Наций, помимо прочего, помогли освободить тысячи детей-солдат и оказали жизненно важную техническую поддержку законодательным реформам, направленным на укрепление национальной системы защиты детей.
Фото: МООНСДРК
В резолюции 1379 (2001) и последующих тематических резолюциях Совет Безопасности призвал включить в мандаты миротворческих операций Организации Объединенных Наций конкретные положения о защите детей, а также развертывании советников по вопросам защиты детей. (Подробнее см. ниже в разделе «Кто такие советники по вопросам защиты детей».)
В настоящее время советники по вопросам защиты детей осуществляют свою деятельность в рамках таких операций по поддержанию мира, как:
Учет вопросов защиты детей представляет собой подход, направленный на включение вопросов защиты детей в вооруженных конфликтах во все аспекты миротворческих операций Организации Объединенных Наций, в том числе в стратегии, политику, учебные и иные мероприятия. Такой подход позволяет Организации Объединенных Наций использовать весь персонал миссии и различные виды его экспертных знаний, сети и имеющийся потенциал в целях обеспечения более эффективной и комплексной защиты детей. Главы миротворческих миссий играют решающую роль в обеспечении учета и интеграции принципов и обязательств по защите детей во всех оперативных решениях, видах деятельности и процессах в рамках миротворческих операций Организации Объединенных Наций. Все группы в составе миссии обязаны вносить свой вклад в дело защиты детей. Советники по вопросам защиты детей работают в тесном сотрудничестве с другими подразделениями, в частности, с полицией Организации Объединенных Наций, секциями по вопросам прав человека, верховенства права, а также с военнослужащими в целях обеспечения согласованности и обмена информацией, связанной с серьезными нарушениями в отношении детей. Например, в Южном Судане МООНЮС с января 2018 года по июль 2019 года организовала подготовку и мероприятия по обеспечению учета соответствующих вопросов в рамках мандата по защите детей для более чем 4900 сотрудников Организации Объединенных Наций.
Наблюдение и отчетность о нарушениях, совершаемых вооруженными силами и группами в отношении детей в вооруженных конфликтах, являются важнейшими и основными обязанностями советников по вопросам защиты детей. Наблюдение и отчетность на самой строгой основе позволяют сотрудникам, занимающимся вопросами защиты детей, выступать в качестве надежных защитников детей и служат основой для проведения анализа и вынесения рекомендаций. Советники по вопросам защиты детей вносят свой вклад и выполняют обязательства по представлению отчетности в рамках санкционированного Советом Безопасности механизма наблюдения и отчетности о серьезных нарушениях в отношении детей, включая общие обзорные заметки; страновые доклады Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах (ДВК), а также ежегодный доклад Генерального секретаря по вопросу о ДВК. Систематический сбор данных поддерживает национальные и международные усилия по обеспечению надлежащих ответных мер в отношении детей и общин, пострадавших от серьезных нарушений прав детей, привлечению виновных к ответственности и предотвращению дальнейших нарушений путем усиления защиты детей. В 2020 году Организация Объединенных Наций подтвердила совершение 4030 нарушений в четырех странах, где работают советники Организации Объединенных Наций по вопросам защиты детей.
В том же году в Южном Судане сотрудники МООНЮС по защите детей приняли участие в работе более чем 160 патрулей по проверке случаев серьезных нарушений в отношении детей.
Подробнее см. в документе «Руководящие указания по механизму наблюдения и отчетности в отношении серьезных нарушений прав детей в ходе вооруженных конфликтов».
В соответствии с резолюциями Совета Безопасности 1539 (2004) и 1612 (2005), в которых содержится просьба о разработке планов действий и проведении диалога по их разработке, советники и группы Организации Объединенных Наций по вопросам защиты детей уполномочены и обладают политическим пространством для взаимодействия со всеми государственными и негосударственными вооруженными субъектами, вовлеченными в серьезные нарушения в отношении детей. Советники по вопросам защиты детей заранее предусматривают и тщательно планируют возможности взаимодействия со сторонами конфликта по вопросам защиты детей.
Фото: МООНСДРК
За последний год были приняты многочисленные планы действий и освобождены тысячи детей, что стало прямым результатом взаимодействия со сторонами конфликтов. Например, в 2020 году благодаря диалогу с вооруженными группами из их состава были выведены 497 детей в Центральноафриканской Республике. В том же году были освобождены и реинтегрированы 44 ребенка в Южном Судане, 23 ребенка в Мали и 1313 детей в Демократической Республике Конго.
Фото: МООНСДРК
Глава миссии по поддержанию мира является высшим должностным лицом Организации Объединенных Наций в стране и обладает уникальными возможностями для воздействия на правительство в целях отстаивания интересов детей. Структуры Организации Объединенных Наций, НПО, доноры и другие местные и международные субъекты также играют решающую роль в поддержке и осуществлении мер по осуществлению прав, обеспечению благополучия и защиты детей. Сотрудники по вопросам защиты детей используют фактические данные, собранные в ходе процессов наблюдения и отчетности, чтобы выступать за реальные и долгосрочные изменения в интересах детей, затронутых конфликтом, и их общин. В МИНУСКА непосредственная информационно-пропагандистская работа, которую вела секция по защите детей с вооруженными группами, позволила освободить более 8600 детей в период с января 2016 года по июнь 2019 года.
Советники по вопросам защиты детей и их группы ведут ежедневную работу с национальными партнерами в целях укрепления их способности преодолевать проблемы и решать вопросы в области защиты детей. Например, в Южном Судане МООНЮС направила сотрудника по вопросам защиты детей в Народно-освободительную армию Судана (НОАС) для оказания поддержки в осуществлении плана действий по прекращению вербовки и использования детей. В Центральноафриканской Республике МИНУСКА сотрудничает с местными органами власти в целях оказания им помощи в эффективном выполнении своих обязанностей в области защиты детей, включая реинтеграцию в общины детей, ранее связанных с вооруженными силами и группами, и выявление ранних признаков серьезных нарушений в отношении детей. В 2020 году 22 представителя Сил обороны и безопасности Мали и 152 сотрудника полиции приняли участие в подготовке инструкторов по вопросам защиты детей в вооруженных конфликтах.
Фото: ООН, МИНУСКА/Леонель ГРОТЕ
Советники по вопросам защиты детей поддерживают и продвигают разработку и принятие новых национальных законов по защите детей. Например, благодаря совместным усилиям МИНУСКА и других партнеров в 2020 году в Центральноафриканской Республике был принят Кодекс защиты детей, который устанавливает уголовную ответственность за вербовку и использование детей и рассматривает вопросы других серьезных нарушений в отношении детей.
Операции по поддержанию мира используют свои радиостанции, проводят мероприятия и кампании в целях широкого освещения вопросов защиты детей и содействия выявлению путей, позволяющих предотвратить серьезные нарушения в отношении детей, вовлеченных в конфликт. Например, МООНСДРК совместно с правительством Демократической Республики Конго запустила кампанию под названием «Кадога больше воевать не будут» по предотвращению вербовки и использования детей вооруженными силами и группами. В период с января 2018 года по июль 2019 года МООНЮС провела учебные и информационно-разъяснительные мероприятия по национальным и международным законам о защите детей и приказам военного командования для более чем 19 000 представителей вооруженных сил и групп, членов общин и партнеров по вопросам защиты детей. В 2019 году МИНУСМА развернула в трех регионах кампанию «Действуй, чтобы защитить детей, затронутых конфликтом» в целях укрепления сотрудничества, партнерства и синергии между местными, региональными и международными субъектами.
Советники по вопросам защиты детей ежедневно проводят в масштабах всей миссии подготовку по вопросам защиты детей, чтобы каждый миротворец обладал знаниями и навыками в области защиты детей. Кроме того, ДОМ организует учебный курс по специализированным учебным материалам (СУМ) Организации Объединенных Наций по вопросам защиты детей для военного персонала Организации Объединенных Наций, предназначенный для сотрудников вооруженных сил, которые служат в рамках миротворческих операций Организации Объединенных Наций, и национальных специалистов по подготовке из стран, предоставляющих войска.
Весь персонал миротворческих операций Организации Объединенных Наций обязаны не только в своей работе и во взаимодействии с национальными и местными субъектами поощрять и обеспечивать права детей, но и придерживаться самых высоких международных норм и стандартов, закрепленных в правовых документах и руководствах по правам детей, и соблюдать их.
В «Политике ДОПМ/ДПП/ДПВМ по защите детей в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» 2017 года определены функции и обязанности всех соответствующих заинтересованных сторон Организации Объединенных Наций, включая Департамент операций в пользу мира (ДОМ), в деле защиты детей, затронутых вооруженным конфликтом, в условиях развертывания полевых миссий Организации Объединенных Наций.
ДОМ руководствуется принципами взаимодополняемости и согласованности при осуществлении мандата по защите детей в ходе миротворческих операций Организации Объединенных Наций и тесно координирует свою деятельность со Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о детях в вооруженных конфликтах (СПГС-ДВК), Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Управлением Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) и другими соответствующими структурами Организации Объединенных Наций.
Руководство, разработанное ДОМ/ДПВМ для сотрудников по вопросам защиты детей в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций, дополняет «Политику ДОПМ-ДПП-ДПВМ по защите детей в операциях по поддержанию мира Организации Объединенных Наций» 2017 года. Руководство является практическим пособием для гражданских сотрудников по вопросам защиты детей в полевых миссиях Организации Объединенных Наций по основному осуществлению мандата в области защиты детей. Оно призвано укреплять потенциал сотрудников полевых миссий Организации Объединенных Наций по вопросам защиты детей в выполнении их особой обязанности по защите и поощрению прав детей в вооруженных конфликтах. |
Хотя каждый сотрудник миротворческой операции, включая военнослужащих и сотрудников полиции, играет определенную роль в деле защиты детей, миротворческие миссии должны быть обеспечены надлежащими ресурсами для полного и эффективного выполнения своих мандатов по защите детей, в том числе путем скорейшего развертывания советников по вопросам защиты детей и сотрудников по вопросам защиты детей (A/74/19). Советники по вопросам защиты детей являются специальными сотрудниками, работающими в составе полевых миссий Организации Объединенных Наций и помогающих им выполнять мандаты по защите детей. Их работа включает, в частности:
Фото: МООНСДРК
Направление советников по вопросам защиты детей в миротворческие миссии Организации Объединенных Наций позволило усовершенствовать работу миссий по решению проблем в области защиты детей как на политическом, так и на оперативном уровне, и добиться конкретных результатов на местах:
Подробнее см. в нашем одностраничном документе за 2020 год (на английском и французском языках) и ежеквартальном информационном бюллетене.
Ди Брилленбург Вурт — бывший старший советник по вопросам защиты детей в МООНСДРК (Демократическая Республика Конго).
Не могли бы вы рассказать о своей работе в качестве старшего советника по вопросам защиты детей?
Я руководила командой из примерно 30 сотрудников по вопросам защиты детей, которые проводят работу по наблюдению и отчетности в отношении нарушений прав детей на ежедневной основе. Собранная ими информация анализируется и включается в статистические данные механизма наблюдения и отчетности (МНО). Статистика имеет существенное значение, однако важно никогда не забывать о том, что у каждого ребенка, о котором мы сообщаем, есть своя история о том, что происходило с ним до того, как случилось нарушение, во время совершения нарушения и после него. Эта информация помогала нам понять динамику и характер нарушений, получить представление о преступниках и их методах. Это помогало нам разрабатывать превентивные меры. Например, вербовка детей вооруженными группами по-прежнему является огромной проблемой. Анализ помогает нам понять, как действуют различные вооруженные группы, исходя из чего мы можем разработать адресные превентивные меры, а также взаимодействовать с лидерами, опираясь на глубокие знания о методах их деятельности. В ДРК имеется много вооруженных групп, примерно 40–45. При общении с командирами вооруженных групп я использовала собранную нами через МНО информацию в рамках нашей пропагандистской деятельности. В некоторых случаях мы привозили с собой фактологические бюллетени, в которых содержались сведения о тенденциях и характере нарушений в отношении детей, совершаемых соответствующей группой на протяжении ряда лет.
В ДРК был достигнут значительный прогресс в решении проблемы вербовки детей правительственными вооруженными силами. Когда мы только приступили к осуществлению плана действий, некоторые говорили мне, что стороны конфликта никогда не прекратят вербовать детей. Я полагала, что это возможно. Теперь мы все знаем, что это возможно.
«Статистика имеет существенное значение, однако важно никогда не забывать о том, что у каждого ребенка, о котором мы сообщаем, есть своя история».
Ди Брилленбург Вурт
Ссылки на веб-сайты в интернете, на которых размещены интервью с советниками по вопросам защиты детей и рассказы об их деятельности:
Подготовка до начала развертывания операций имеет важное значение для всего военного персонала, участвующего в миротворческих операциях. Секретариат Организации Объединенных Наций и страны, предоставляющие воинские и полицейские контингенты, совместно работают над тем, чтобы весь гражданский и военный персонал прошел полную подготовку по вопросам своих функций и обязанностей в области защиты детей (см. A/74/19, пункт 123) до своего развертывания, в том числе путем подготовки с учетом конкретных условий и сценариев. ДОМ разработал новые передовые стандарты подготовки военного и полицейского персонала Организации Объединенных Наций. Специализированные учебные материалы по вопросам защиты детей для военного персонала Организации Объединенных Наций и специализированные учебные материалы по вопросам защиты детей для полицейского персонала Организации Объединенных Наций инструктируют негражданский персонал Организации Объединенных Наций о том, как предотвращать нарушения в отношении детей и сообщать о них, как взаимодействовать с другими субъектами, занимающимися вопросами защиты детей, а также повышают уровень осведомленности негражданского персонала о том, как вести себя с детьми.
1 июня 2020 года Департамент операций в пользу мира (ДОМ), организация «Спасти детей» и правительства Нигера и Уругвая совместно организовали виртуальное параллельное мероприятие высокого уровня на тему «Мандат по защите детей во время пандемии COVID‑19: совместная ответственность в ходе миротворческих операций Организации Объединенных Наций». В рамках данного мероприятия заместитель Генерального секретаря по миротворческим операциям Жан-Пьер Лакруа, военный советник Организации Объединенных Наций по миротворческим операциям генерал-лейтенант Карлос Умберто Лойти, Полицейский советник Организации Объединенных Наций Луиш Каррилью, старший советник МООНЮС по вопросам защиты детей Альфред Ороно-Ороно и представитель организации «Спасти детей» обсудили передовой опыт и уроки, извлеченные в ходе осуществления мандата по защите детей в миротворческих операциях, а государства-члены подтвердили свою приверженность делу защиты детей в условиях вооруженного конфликта.
Совет по правам человека
УТРО
13 марта 2014 г.
Открытие Ежегодное полнодневное заседание по правам ребенка
Сегодня утром открылся Совет по правам человека свое ежегодное полнодневное совещание по правам ребенка, посвященное международным нормам и стандартам доступа к правосудию для детей и правосудию с учетом интересов детей. Она провела панельную дискуссию, в ходе которой обсудила меры, процедуры и механизмы, гарантирующие детям доступ к правосудию, и рассмотрела необходимые элементы системы правосудия, учитывающей интересы детей.
Во вступительном слове Флавия Пансьери, заместитель Верховного комиссара по правам человека, сказала, что доступ детей к правосудию лежит в основе защиты прав человека детей и необходимого условия для защиты и поощрения всех других прав человека. Дети часто сталкивались с трудностями в своих попытках добиться справедливости из-за сложных систем правосудия, неосведомленности о своих правах, нежелания добиваться справедливости и из-за того, что во многих частях мира для детей неприемлемо с культурной и социальной точки зрения подавать жалобы и требовать возмещения ущерба.
Мариангела Заппиа, глава Постоянного представительства Европейского Союза при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве и модератор, сказала, что дети сталкиваются со многими препятствиями в доступе к средствам правовой защиты от нарушений прав, и рассказала об опросе, который показал, что многие дети не знают, как доступа к правосудию или чувствовали, что их не слышат или не воспринимают всерьез.
Мари-Пьер Пуарье, региональный директор по Центральной и Восточной Европе и Содружеству Независимых Государств Детского фонда Организации Объединенных Наций, сказала, что многие преступления против детей совершаются их самыми близкими людьми, и тем не менее лишь небольшая часть детей имеет доступ к справедливые и эффективные системы правосудия. Будучи доступными для всех, системы правосудия являются мощным средством, позволяющим положить конец злоупотреблениям и восстановить такие права, как социальные пособия.
Ренате Винтер, Комитет по правам ребенка, заявила, что правосудие, ориентированное на ребенка, означает, что оно учитывает возраст, доступно, быстро и добросовестно, адаптировано к правам ребенка и помогает ребенку участвовать в судебном разбирательстве и понимать его. . Г-жа Винтер упомянула случаи, когда дети не были защищены судьей, в том числе случай нападения восьми мальчиков и восьми адвокатов на 16-летнюю девушку в течение двух недель.
Том Джулиус Беа, руководитель программ Международной организации защиты детей в Сьерра-Леоне, подчеркнул, что право на юридическое представительство и помощь имеет важное значение в случаях жестокого обращения с детьми со стороны их родителей или в случаях, когда ребенок нарушает уголовное законодательство. Для стран важно включить передовую практику в законодательство, чтобы обеспечить эффективное участие детей и семей в судебных разбирательствах в интересах ребенка.
Роза Мария Ортис, вице-президент и докладчик по правам ребенка Межамериканской комиссии по правам человека, сказала, что доступ к правосудию является фундаментальной опорой, на которой зиждется демократия и верховенство права. Она подчеркнула, что гарантией эффективной защиты прав детей являются инклюзивные семьи и сообщества, твердо поддерживаемые государствами и обеспечивающие активное участие детей и молодежи.
Марта Сантос Паис, Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей, заявила, что страны, пострадавшие от насилия, нестабильности, неадекватного верховенства права и слабого правоприменения, также сталкиваются с трудностями в преодолении безнаказанности, где дети риск ухудшения здоровья и социальной изоляции. Для детей система правосудия была не только очень сложной, она была лабиринтной и очень пугающей, но у детей были четкие рекомендации по улучшению системы: они хотели больше знаний и предлагали использовать новые технологии.
В ходе обсуждения выступавшие признали необходимость устранения уязвимости детей в системе правосудия путем принятия конкретных мер защиты, учитывающих их юный возраст и эмоциональную незрелость. Международное право признает разницу между несовершеннолетними и взрослыми. Государства обязаны обеспечить равный доступ к правосудию для всех, особенно для детей-инвалидов, беспризорных детей, детей из числа коренных народов и девочек. Несмотря на это, страны продолжали нарушать права несовершеннолетних, когда они попадали в систему правосудия, а некоторые даже продолжали приговаривать несовершеннолетних к смертной казни или пожизненному заключению без права досрочного освобождения. Доступ к правосудию для детей может быть обеспечен только в том случае, если будут устранены существующие барьеры, такие как страх и стигматизация, если механизмы будут соответствовать конкретным потребностям детей, уровню зрелости и возрасту.
В интерактивном диалоге выступили Йемен, от имени Группы арабских государств, Коста-Рика, от имени Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна, Сенегал, от имени Группы франкоязычных стран, Европейский союз, Организация исламского сотрудничества , Польша, Австралия, Республика Корея, Таиланд, Чили, Бельгия, Черногория, Молдова, Катар, Словения, Словакия, Эстония, Алжир, Австрия, Турция, Сирия, Италия, Франция, Парагвай, Кипр, Китай, Кувейт, Пакистан и Сьерра Леоне.
Выступили также следующие национальные правозащитные учреждения и неправительственные организации: Шотландская комиссия по правам человека, Plan International в совместном заявлении, Human Rights Advocates, Национальная комиссия по правам человека Марокко, Международный институт исследований неприсоединения и Центр экологических и управленческих исследований.
На своем дневном заседании Совет завершит групповой интерактивный диалог о детях, вооруженных конфликтах и насилии в отношении детей, который начался вчера. Ежегодное совещание по правам ребенка продолжится в 15:00. с панельной дискуссией о том, как дать детям возможность отстаивать свои права и добиваться возмещения ущерба. Подробнее здесь.
Документация
Совету представлен доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о доступе детей к правосудию (A/HRC/25/35).
Совет имеет в своем распоряжении добавление к докладу Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о доступе детей к правосудию , содержащее информацию, полученную от государств-членов после истечения срока подачи (A/HRC/25/35/Add. 1).
Вступительное заявление заместителя Верховного комиссара по правам человека
ФЛАВИЯ ПАНСЬЕРИ, Заместитель Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, заявила, что сегодняшнее обсуждение было посвящено доступу к правосудию для детей, теме, которая была в центре защита прав человека детей. Доступ к правосудию сам по себе является не только основным правом, но и необходимой предпосылкой для защиты и поощрения всех других прав человека. Доступ к правосудию подразумевает, что дети могут получить справедливые и своевременные средства правовой защиты в случае нарушения их прав. Чтобы иметь доступ к правосудию, дети должны также пользоваться другими основными правами, предусмотренными в международных документах, включая право на справедливое судебное разбирательство и доступ к информации. Дети также должны иметь право быть услышанными и быть защищенными от дискриминации по любому признаку. На практике, несмотря на защиту, обеспечиваемую комплексной правовой базой, дети часто сталкиваются с трудностями в своих попытках добиться справедливости. Системы правосудия часто бывают очень сложными и трудными для понимания, а дети часто не знают о своих правах и не имеют информации о том, куда идти и к кому обращаться за советом и помощью. Дети могут неохотно добиваться справедливости, потому что они опасаются преследований, дальнейшей стигматизации, отказа или репрессий против них самих или их семей. Во многих частях мира для детей также неприемлемо подавать жалобы и требовать возмещения ущерба с культурной и социальной точек зрения.
Дети часто не имели правоспособности действовать без своих родителей или других представителей. Ситуация становится особенно проблематичной, если возникает конфликт интересов между ребенком и его или ее родителями или если лицо, совершившее конкретное нарушение, происходит из ближайшего окружения ребенка. Хотя с этими трудностями столкнулись многие дети, некоторые из них столкнулись с дополнительными препятствиями в доступе к правосудию, включая множественные формы стигматизации и дискриминации. Крайне важно, чтобы эти проблемы были решены и преодолены. Дети должны иметь возможность отстаивать свои права. Необходимо обеспечить, чтобы национальные правовые системы имели возможность принимать и рассматривать жалобы от детей или от их имени. Система правосудия, учитывающая интересы детей, понимает и уважает права детей и их уникальные уязвимые места и включает независимые, безопасные, эффективные и легкодоступные механизмы подачи жалоб для детей. Взгляды детей, даже самых маленьких, должны быть должным образом учтены. Кроме того, дети должны быть защищены от манипуляций, преследований, репрессалий или запугивания. В настоящее время Комитет по правам ребенка работает над удобной для детей формой жалобы, которая позволит детям направлять свои сообщения непосредственно в Комитет.
Вступительные заявления участников дискуссии
MARIANGELA ZAPPIA, Глава Постоянного представительства Европейского Союза при Организации Объединенных Наций и других международных это означает, что должны быть доступны эффективные средства правовой защиты для устранения нарушений, и это относится к нарушениям прав ребенка. Дети сталкиваются со многими препятствиями в доступе к средствам правовой защиты от нарушений прав. Было своевременно, что Совет по правам человека провел обсуждение того, как улучшить доступ к правосудию для детей, поскольку в 2013 году организация Child Rights Connect провела опрос, в ходе которого спрашивала детей о системе правосудия. Многие дети не знали, как получить доступ к правосудию, или чувствовали, что их не слышат и не воспринимают всерьез. Некоторые дети указали, что они предпочли бы разговаривать с не членами семьи по нескольким причинам. Многие также считали, что взаимодействие с системой правосудия может подвергнуть опасности их семьи. Дети сказали, что им нужна практическая поддержка, руководство и информация, а в случае необходимости – и соответствующий ориентир, такой как учитель, социальный работник, психолог, родитель или опекун. Есть возможности для улучшения, когда речь идет о защите прав детей.
МАРИ-ПЬЕР ПУАРЬЕ, Региональный директор по Центральной и Восточной Европе и Содружеству Независимых Государств, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) , сообщила, что права сотен детей по всему миру были нарушены, и многие преступления были совершены самые близкие им люди, но лишь небольшая часть детей имела доступ к справедливым и эффективным системам правосудия, способным принимать решения в их наилучших интересах. Многие дети были разлучены со своими родителями, и очень немногие могли оспорить такие решения в суде. Равный доступ к правосудию означает обеспечение того, чтобы системы правосудия обслуживали и защищали всех детей. Доступ к правосудию является необходимым аспектом реализации прав ребенка, хотя и не единственной мерой реализации. Это было проблемой для всех детей, особенно для наиболее уязвимых, таких как девочки, дети-инвалиды, меньшинства и те, кто живет в условиях нищеты и отчуждения.
Будучи доступными для всех, системы правосудия были мощным средством прекращения злоупотреблений и восстановления таких прав, как социальные пособия. Были отмечены институциональные улучшения: помещения судов и полицейские участки были адаптированы и стали менее пугающими, сотрудники полиции и судьи обучены деликатному общению, все чаще оказывалась юридическая и параюридическая поддержка для предоставления консультаций или обращения за юридическими, медицинскими или другими услугами. ЮНИСЕФ в регионе Европы и Центральной Азии инициировал исследование, которое должно состояться в июне следующего года, предварительные результаты которого заключаются в том, что дети сталкиваются с теми же препятствиями, что и взрослые, в доступе к правосудию, такими как оплата, недоверие к системе или стигматизация, а также препятствия, связанные с их положение дел; социальные нормы часто делают неприемлемым и немыслимым для детей подать жалобу без согласия родителей.
RENATE WINTER, Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка , сказал, что правосудие, ориентированное на ребенка, означает, что оно учитывает возраст, доступно, быстро, добросовестно, адаптировано к правам ребенка и помогает ребенку участвовать и понять ход дела. Он включал не только уголовное, но и гражданское и социальное производство, охватывающее такие разнообразные дела, как лица, ищущие убежища, дети-мигранты, изнасилование, жестокое обращение и развод. Г-жа Винтер упомянула случаи, когда дети не были защищены судьей, им не оказывалась помощь, учитывающая интересы детей, они были несправедливо наказаны или судебные разбирательства и лица, участвующие в них, не были объяснены. В одном примере на 16-летнюю девушку напали восемь мальчиков и восемь адвокатов защиты в течение двух недель.
Детям, ищущим убежища, во многих странах помогали назначенные государством лица, которые знали о деле, но не о ребенке, без подходящего для ребенка языка или информации о судебном разбирательстве, предоставленном ребенку, механизмах поддержки или средствах правовой защиты, как для взрослых . Дети в отдаленных районах имели доступ только к традиционной системе правосудия, что не отражало развития системы правосудия; права ребенка были неизвестны в большинстве традиционных патерналистских обществ. Г-жа Винтер надеется, что следующий Международный конгресс по ювенальной юстиции, который состоится в январе 2015 года в Женеве, предоставит помощь и возможность реализовать то, что уже должно было быть реализовано.
ТОМ ДЖУЛИУС БИ, Руководитель программ Международной организации защиты детей, Сьерра-Леоне , сказал, что право на юридическое представительство и помощь является одним из основных прав человека для взрослых и детей. Эти права также важны для детей в неуголовных делах. Уровень доступа к юридическому представительству варьировался от страны к стране, и проблема заключалась в том, что юридическое представительство в уголовных делах зависело от правового статуса ребенка. В развивающихся странах либо законы не предусматривают юридического представительства, либо отсутствуют механизмы, обеспечивающие бесплатные юридические услуги для детей. Юридическое представительство детей имеет важное значение в случаях жестокого обращения с детьми со стороны их родителей или когда ребенок совершил преступное деяние. В результате затрудненного доступа к юридическому представительству и, следовательно, к правосудию дети страдали от таких последствий, как длительное содержание под стражей.
Одним из способов гарантировать защиту детей было обеспечение бесплатного, последовательного и подотчетного юридического представительства детей, особенно детей, подвергшихся насилию и безнадзорности, и детей, нарушивших уголовное законодательство. Для стран с передовой практикой важно включить практику в законодательство, чтобы обеспечить наличие процедур и мер, позволяющих детям и семьям эффективно участвовать в судебных разбирательствах в интересах ребенка.
РОЗА МАРИЯ ОРТИС, Вице-президент и докладчик по правам ребенка, Межамериканская комиссия по правам человека , заявил, что доступ к правосудию, в том числе для мальчиков и девочек, является фундаментальной опорой демократии и верховенства права. Ходатайства, включая детей, составляли около десяти процентов годовой нагрузки Комиссии и в основном были связаны с трудностями в доступе к правосудию и с тем, что к ним применялось «правило per saltum », гарантирующее, что они не попадут в список ожидания и будут рассмотрены в первую очередь. Все, что было сделано, должно обеспечивать доступность, должно учитывать интересы детей и должно быть решено.
Дети должны иметь бесплатную юридическую и специально обученную помощь, чтобы они были должным образом представлены и чтобы их право быть заслушанными было обеспечено. При рассмотрении неотложных дел, в которых ущерб, причиненный ожиданием, может быть необратимым, Комиссия может просить государства защитить права лица, подвергающегося риску, с помощью срочных мер. Комиссия также подготовила тематический доклад для установления новых стандартов, например, в отношении телесных наказаний, правосудия в отношении несовершеннолетних и права ребенка на семью. В заключение г-жа Ортис подчеркнула, что именно инклюзивные семьи и общины, пользующиеся твердой поддержкой со стороны государств и обеспечивающие активное участие детей и молодежи, являются гарантией эффективной защиты их прав.
MARTA SANTOS PAIS, Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей, , заявила, что всеобщий доступ к правосудию лежит в основе повестки дня в области прав человека и имеет основополагающее значение для надлежащего управления и устойчивого развития. Округа, пострадавшие от насилия и нестабильности, слабого правопорядка и слабого правоприменения, также являются странами, в которых трудно преодолеть безнаказанность, в которых дети подвергаются риску ухудшения здоровья и социальной изоляции. Для детей система правосудия была не только очень сложной; это был лабиринт и очень страшно. У многих детей даже не было юридического лица. В большинстве стран законодательство не позволяет детям с инвалидностью приносить присягу, подписывать документы или давать показания по делу, которое их касается.
Очень важным оказалось то, что у детей были четкие рекомендации по улучшению системы. Они хотели больше знаний и предлагали использовать новые технологии. Для доступа к правосудию необходима хорошо оборудованная система, обладающая возможностями и ресурсами для защиты прав ребенка, а также система, которую дети понимают и чувствуют себя близкой. Государствам необходимо создать механизмы для оказания специализированной юридической помощи детям и профессиональные кодексы поведения для работы с детьми. Было нетерпение по поводу отсутствия прогресса, но все же была надежда. «Мы знали, что нужно, нам просто нужно было сделать это хорошо и достаточно быстро, чтобы дети нынешнего поколения получили пользу», — заключила она.
Интерактивный диалог
Йемен , выступая от имени арабской группы , заявил, что законодательство должно учитывать особые потребности детей и соответствовать их особому статусу, приводя пример их особого статуса. арабских детей, которая предшествовала международной конвенции о правах ребенка. Коста-Рика , выступая от имени Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), говорится, что доступ к правосудию может быть обеспечен только в том случае, если будут преодолены существующие барьеры, такие как страх и стигматизация. Детям нужен механизм, который защитит их, будет соответствовать их конкретным потребностям и независимо от того, являются ли они жертвами или преступниками, и не позволит им дважды стать жертвами. Сенегал , выступая от имени Международной федерации франкоязычных стран , подчеркнул цели, поставленные франкоязычными государствами в Бамако в 2000 году: укрепление потенциала ассоциаций и специализированных структур для обеспечения участия детей и молодежи в демократической жизни и информирование их своих прав и содействовать ратификации договоров, включая третий Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка.
Европейский Союз заявил, что рад представить совместно с Латиноамериканской и Карибской группой (ГРУЛАК) резолюцию о доступе к правосудию для детей. Она попросила участников обсуждения подробно рассказать о том, как дети могут быть услышаны, и дать рекомендации по включению доступа к правосудию для детей в реформы сектора правосудия, инициативы в области верховенства закона и национальное планирование. Организация исламского сотрудничества заявила, что мы, взрослые, обязаны защищать все права ребенка. Он подтвердил, что в исламе существует приверженность защите прав детей, каждый ребенок имеет право выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его, и государства должны обеспечивать, чтобы дети получали юридическую и гуманитарную помощь по мере необходимости. Польша сообщила, что доступ детей к правосудию редко рассматривался комплексно на международном форуме. Его министерство юстиции присоединилось к коалиции допросов, ориентированных на детей. Участников дискуссии спросили, какие меры они бы порекомендовали для обеспечения доступа детей к информации и как интегрировать доступ к правосудию в повестку дня в области развития на период после 2015 года.
Австралия признала необходимость устранения особой уязвимости детей в системе правосудия, а также важность системы правосудия, учитывающей интересы детей. Предоставление детям знаний, навыков и информации является важным элементом расширения доступа детей к правосудию. Республика Корея разделяет заключение доклада Верховного комиссара, в котором говорится, что обеспечение доступа детей к правосудию является важным условием защиты и поощрения всех других прав человека детей. Он рассказал о своем недавнем законодательстве о жестоком обращении с детьми и защите детей. Таиланд заявил, что находится в процессе совершенствования своего внутреннего механизма подачи жалоб, процедур и средств правовой защиты, чтобы конкретно обеспечить доступ к правосудию для детей и реагировать на их жалобы или жалобы их представителей. Обучение проводилось для детских и молодежных советов, междисциплинарных групп, родителей, учителей и всех лиц, работающих с детьми или для детей.
Черногория сообщила, что важным достижением стало принятие в 2011 году законодательства, направленного на приведение черногорской практики в соответствие с международными стандартами в областях, касающихся соблюдения прав детей, включая надлежащее обращение с несовершеннолетними в системе правосудия, помощь детям-жертвам и свидетелей преступлений, запрещение дискриминации в отношении детей и учет наилучших интересов ребенка. Бельгия сообщила, что приоритетом бельгийского председательства в Совете Европы в конце этого года будут права детей, в частности статья 3 Конвенции о правах ребенка, касающаяся наилучших интересов ребенка, чтобы почтить память двадцать пятая годовщина Конвенции. Чили заявила, что мальчики и девочки могут получить доступ к правосудию, если они не будут наделены полномочиями. Они должны быть признаны правообладателями. Необходимо укреплять национальные системы, а для этого требуются международные усилия. Какие проблемы и преимущества предлагают новые технологии в отношении доступа к правосудию для детей?
Комиссия по правам человека Шотландии сообщила, что в Шотландии действует уникальная система удовлетворения потребностей детей, совершивших правонарушения, и при принятии решений в центре внимания находятся наилучшие интересы ребенка. Однако у него также был один из самых низких возрастов для уголовной ответственности в мире - восемь лет, и дети по-прежнему сталкивались с препятствиями в доступе к юридическому представительству. Plan International , выступая в совместном заявлении, отметил, что Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений, был ратифицирован десятью государствами и вступит в силу в апреле этого года. Он позволяет жертвам добиваться правосудия на международном уровне, когда они не могут добиться его на национальном уровне, и настоятельно призывает государства без промедления ратифицировать его. Защитники прав человека заявили, что международное право признает разницу между несовершеннолетними и взрослыми. Несмотря на это, страны продолжали нарушать права несовершеннолетних, когда они попадали в систему правосудия. Некоторые страны продолжали приговаривать несовершеннолетних к смертной казни или пожизненному заключению без права досрочного освобождения. Какие процедуры были доступны для возмещения ущерба в связи с этими нарушениями?
Ответы на вопросы участников дискуссии
МАРТА САНТОС ПАИС, Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей , призвала государства активно участвовать в определении глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 г. , быть активным ребенком защитников в этом процессе и, таким образом, строить ювенальную юстицию для всех детей с учетом интересов детей. Что касается выявления случаев жестокого обращения с детьми, то она сказала, что нельзя недооценивать вклад школ и медицинских центров, и предложила свою помощь всем государствам, заинтересованным во внедрении этой системы.
РОЗА МАРИЯ ОРТИС, Вице-президент и докладчик по правам ребенка, Межамериканская комиссия по правам человека , заявила, что был достигнут конкретный прогресс в развитии правовых систем и в обеспечении доступа к правосудию для детей и семьи во многих странах Латинской Америки. Укрепление семей и сообществ предотвратит возникновение проблем и поможет защитить детей, подчеркнула г-жа Ортис, отметив использование новых технологий для обеспечения реализации права ребенка быть услышанным.
ТОМ ДЖУЛИУС БЕА, Руководитель программ Международной организации защиты детей в Сьерра-Леоне , сказал, что важно иметь защитников, которые будут выступать от имени детей, и что государства должны обеспечить доступ к возмещению ущерба в случае нарушения прав детей. Г-н Беа призвал все государства ратифицировать третий Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка и сказал, что независимо от того, насколько дети могут пользоваться своими правами, не имеет значения, что они не имеют доступа к эффективному возмещению ущерба.
RENATE WINTER, Комитет ООН по правам ребенка , ответил на вопрос из Польши, заявив, что доступу детей к правосудию будет способствовать обязательный обмен информацией между заинтересованными сторонами, такими как полиция, кампания по информированию общественности на основе включение в школьную программу и регулярные посещения школ полицией и судьями. Она также отметила финансовые и материально-технические препятствия. В ответ на предложение Европейского союза она предложила принять закон, который аннулирует решение, если оно было принято без заслушивания соответствующего ребенка, и создать межминистерский комитет, куда заинтересованные стороны могли бы подавать жалобы или предложения. Отвечая Сообществу латиноамериканских и карибских государств, она выразила сожаление по поводу административного задержания детей и сказала, что гостевые семьи или школы-интернаты были лучшей альтернативой, поскольку дети не сбежали бы, если бы о них заботились.
МАРИ-ПЬЕР ПУАРЬЕ, Региональный директор по Центральной и Восточной Европе и Содружеству Независимых Государств, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) , заявил, что для интеграции доступа к правосудию в судебные процессы, с самого начала участия ребенка активистов и самих детей, а также такие меры, как доброжелательные к детям судебные палаты. Информация о доступе к правосудию должна быть на понятном для детей языке, и ее можно было бы распространять в школах, где она могла бы стать частью более широкого образовательного пакета по правам. Для детей, не посещающих школу, должны быть привлечены субъекты, которые больше всего контактировали с уязвимыми детьми, например, в центрах социальной помощи. Г-жа Пуарье подчеркнула важность роли семьи, где дети обращаются за надежной информацией, поэтому информация, предназначенная для детей, должна сопровождаться подходящей информацией для родителей.
Интерактивный диалог
Турция заявила, что защита и улучшение благополучия детей является одной из самых важных обязанностей человечества. Турция стремилась сделать все возможное для дальнейшего поощрения прав детей и улучшения условий их жизни. Недавно созданному институту омбудсмена было поручено рассмотрение заявлений, касающихся прав женщин, детей и инвалидов. Австрия заявила, что государства обязаны сделать систему правосудия доступной для всех детей. Некоторые дети сталкивались с особыми препятствиями в доступе к правосудию, включая препятствия для несудебных систем подачи жалоб, которые часто были первыми шагами к доступу к возмещению ущерба. Катар заявил, что в таких конвенциях, как Конвенция о правах ребенка, подчеркивается необходимость методологии, позволяющей избежать осуждения и судебного преследования детей без обращения в суды. Катар рассказал о своем законе 1994 года, который учреждает специализированный трибунал со специализированными судьями по делам о преступлениях, совершенных детьми. Молдова заявила, что обеспечение наличия на практике механизмов задержания с учетом интересов детей, включая бесплатную юридическую помощь и представительство детей, имеет первостепенное значение.
Реформа его системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних принесла ощутимые результаты благодаря последовательной национальной политике и помощи со стороны партнеров по развитию.
Словения заявила, что активизировала свои усилия по созданию нормативной базы для улучшения доступа детей к правосудию. Каковы были мнения по вопросу об участии детей в процедуре сообщения согласно третьему Факультативному протоколу к Конвенции? Как можно улучшить координацию между органами Организации Объединенных Наций по вопросу о доступе детей к правосудию? Словакия заявила, что признание того, что эффективный, независимый и доступный механизм подачи жалоб значительно способствует полному уважению и осуществлению прав детей, включая доступ к правосудию. Она спросила об ожидаемом воздействии третьего Факультативного протокола на более эффективное решение проблемы нарушений прав ребенка на национальном уровне? Эстония заявила, что институт омбудсмена по делам детей имеет большое значение, поскольку он твердо и всесторонне отстаивает права детей во всех аспектах. Не могли бы участники дискуссии подробнее рассказать о том, как гражданское общество и местные сообщества могли бы более активно участвовать в облегчении доступа к правосудию и обеспечении более удобного для детей доступа к правосудию? Algeria поделился выводом о том, что доступ к правосудию для детей должен быть усилен обучением, вовлечением детей и учетом их уязвимости. Дети, чьи права были нарушены в Алжире, могут подать в суд на виновного, подав жалобу прокурору или судье суда по делам несовершеннолетних.
Франция обратил внимание на доступ к правосудию для детей, затронутых вооруженным конфликтом. Должны быть приняты меры для защиты прав и наилучших интересов ребенка и обеспечения отправления правосудия. Кипр заявил, что дети уязвимы из-за юного возраста и эмоциональной незрелости, и поэтому они нуждаются в особой и усиленной защите в системе правосудия. Парагвай подтвердил обязательство государств обеспечивать равный доступ к правосудию для всех, особенно для детей-инвалидов, беспризорных детей, детей из числа коренных народов и девочек. Сирия рассказала о своей системе ювенальной юстиции и сказала, что молодые сирийцы могут жаловаться через свои семьи. Несовершеннолетние, не достигшие 18-летнего возраста, совершившие правонарушение, предстали перед специализированным судом, и к ним применялись только реабилитационные меры на срок не более шести месяцев.
Италия сообщила, что ее Национальное управление по делам детей и подростков было создано в 2011 году. Она сослалась на свои системы доступа к правосудию для детей и отметила, что уголовная ответственность начинается только с 14-летнего возраста. China заявила, что участие детей в судебных разбирательствах является важным принципом, и в настоящее время проводится исследование по осуществлению прав детей, которые подверглись насилию со стороны законных опекунов. Кувейт заявил, что уделяет особое внимание потребностям детей с точки зрения законодательства, поэтому различные статьи его конституции сосредоточены на положении семьи. Пакистан заявил, что на федеральном и провинциальном уровнях были созданы отделы по рассмотрению жалоб детей, которые занимаются рассмотрением проблем и жалоб, касающихся защиты детей в школах, интернатных учреждениях и государственных службах. Сьерра-Леоне высоко оценил усилия международного сообщества, направленные на улучшение жизни, благосостояния и защиты детей, независимо от того, связаны ли они с правом на здоровье, правами ребенка в условиях вооруженного конфликта или принудительными детскими браками, и обратил внимание на препятствия ограничение доступа детей к правосудию и права на эффективное средство правовой защиты.
Национальная комиссия по правам человека Марокко заявила, что давно интересовалась положением детей, находящихся в конфликте с законом, и рекомендовала правительству выделить адекватные ресурсы для правосудия с учетом интересов детей. я Международный институт исследований неприсоединения заявил, что образование необходимо для осуществления прав и что всеобщность образования должна быть обеспечена государствами; просто посещать школу недостаточно, дети должны иметь подготовленных и умных учителей, адекватные учебники и учебные программы, которые учат терпимости. Центр экологических и управленческих исследований заявил, что право на образование должно быть доступно каждому, а образовательное обучение должно быть бесплатным, чтобы все дети могли им пользоваться.
Заключительные замечания
МАРИ-ПЬЕР ПУАРЬЕ, Региональный директор по Центральной и Восточной Европе и Содружеству Независимых Государств Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) Организация Объединенных Наций была Координационно-консультативной группой по вопросам верховенства права. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций выпустил директивную записку с просьбой ко всем национальным учреждениям ввести в действие соответствующее законодательство. На национальном уровне это обсуждалось в рамках созданных координационных механизмов Организации Объединенных Наций. Еще многое предстоит сделать, чтобы гарантировать доступ к правосудию для всех детей, но отрадно видеть, что многие государства поддерживают защиту детей в своих уголовных, гражданских и административных процессах.
RENATE WINTER, Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка , ответила на вопрос о влиянии третьего Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка и сказала, что это, как считается, будет среднесрочным или долгосрочным. один. Координация между различными органами Организации Объединенных Наций действительно была очень плохой. Дети могут участвовать в третьем Факультативном протоколе в процедуре сообщения, например, посредством рисунков, видео или других средств, чтобы обойти использование официальных форм. У Комитета было не очень много возможностей относительно доступных процедур возмещения ущерба, но одна из них могла быть полезной, а именно написание рекомендаций о нарушениях и их публикация в Интернете. Необходимо было создать законы, чтобы предоставить детям их права, создать механизм их защиты и реализовать все.
TOM JULIUS BEAH, Руководитель программ Международной организации защиты детей, Сьерра-Леоне , в ответ на вопрос о применении юридических процедур профессиональными юристами сказал, что они должны участвовать в разработке инструментов и реализации процедур. Признавая серьезные проблемы, с которыми сталкиваются дети при доступе к правосудию, он сказал, что важной мерой может быть обеспечение наличия адвоката, который был бы относительно информирован и готов обеспечить защиту прав детей, а в случае их нарушения - возмещение ущерба в судебном порядке. сделанный.
ROSA MARIA ORTIZ, Докладчик по правам ребенка, Межамериканская комиссия по правам человека , сослался на обеспокоенность, высказанную некоторыми о том, в какой степени общество поддержало реформу, ставшую результатом Конвенции и протоколов к ней. . Было ясно, что до сих пор изменений было недостаточно, и многое еще предстояло сделать. Однако если бы общество не поддержало реформы, мы столкнулись бы с очень сложными ситуациями, откатами и отступлениями. Не было достаточной поддержки со стороны СМИ, и были также такие вопросы, как безопасность граждан и насилие, которые не были должным образом показаны. Необходимо учесть рекомендации Комитета по правам ребенка и рассмотреть планы действий по их осуществлению.
MARTA SANTOS PAIS, Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей, , заявила о третьем Факультативном протоколе, что основное влияние не обязательно будет иметь количество жалоб, которые будут к нему поданы. Настоящая разница должна быть на национальном уровне, и этого нельзя было бы достичь, если бы дети не знали о Протоколе. Разрабатывается адаптированный для детей вариант Протокола. Продвижение дискуссий в школах и проведение хороших кампаний по повышению осведомленности имеют основополагающее значение. Показателем прогресса должны были стать самые уязвимые дети. Важно было не забывать, что правосудие должно быть и после того, как оно восторжествовало, чтобы наполнить детей новой надеждой на жизнь.
_________
За использование средств информации; не является официальной записью
Программа
ЮНИСЕФ/UN052682/Роменци
Каждый год миллионы детей во всем мире сталкиваются с системами правосудия.
Они могут быть жертвами или свидетелями преступления. Их могут заявить, обвинить или признать виновными в нарушении закона. Они могут нуждаться в уходе или безопасности или стремиться защитить свои права.
Но системы правосудия не всегда оправдывают ожидания. Некоторые из них совершенно недоступны для детей, которые могут не знать своих прав, не иметь возможности связаться с адвокатом или финансовых средств для оплаты юридических услуг. Это особенно касается уязвимых детей, в том числе детей из групп меньшинств; дети с ограниченными возможностями; дети-мигранты; и детей в тюрьмах, следственных изоляторах и других местах лишения свободы.
Системы правосудия также не всегда приспособлены для соблюдения прав и потребностей детей. Работникам системы правосудия – полиции, прокурорам, адвокатам и судьям – часто не хватает специальной подготовки для оказания помощи пострадавшим детям, потерпевшим, свидетелям или предполагаемым правонарушителям. Многие могут не понимать, с какой гендерной уязвимостью сталкиваются дети, вступая в контакт с системами правосудия. А в некоторых местах даже работники социальных служб, обученные оказывать первую помощь нуждающимся детям, не получают признания или не имеют достаточных ресурсов, чтобы помочь детям безопасно искать защиту и справедливость.
ЮНИСЕФ/UNI213069/Принслу В сентябре 2019 года в реабилитационном центре в Руйиги, Бурунди, мальчики, столкнувшиеся с законом, учатся шитью в рамках программы профессионального обучения.
Дети могут вступить в конфликт с законом по разным причинам. Большинство из них совершили мелкие преступления или мелкие правонарушения, такие как прогулы, попрошайничество или употребление алкоголя. Часто дети, участвующие в преступном поведении, используются или принуждаются взрослыми.
Несмотря на эти обстоятельства, дети могут быть помещены в следственный изолятор или тюрьму для взрослых до или после суда над ними. Это означает, что девочки и мальчики могут быть задержаны на несколько лет, а в некоторых случаях и на неопределенный срок.
По оценкам ЮНИСЕФ, более миллиона детей во всем мире лишены свободы сотрудниками правоохранительных органов.
Детей также задерживают просто за то, что они мигрируют, страдают от проблем с психическим здоровьем или «для их собственной защиты». Все чаще их помещают в центры содержания под стражей по соображениям национальной безопасности.
Условия содержания под стражей могут быть суровыми. Центры, как правило, переполнены и не соответствуют стандартам, что во многом лишает детей их прав, в том числе путем ограничения их доступа к медицинскому обслуживанию и образованию.
Содержание под стражей также сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Ограничения в движении и физической активности могут препятствовать их развитию, а неадекватное питание может привести к недоеданию. Воздействие антисанитарных условий в густонаселенных учреждениях усугубляет их восприимчивость к инфекционным заболеваниям, таким как туберкулез и ВИЧ. Задержанные дети также могут испытывать травмы и проблемы с психическим здоровьем из-за одиночного заключения, жестокого обращения или пренебрежения. А когда они проводятся со взрослыми, они особенно уязвимы для насилия, эксплуатации и жестокого обращения.
ЮНИСЕФ/UN0137128/Мерша 18-летняя девушка, пережившая изнасилование, добивается справедливости в суде по делам детей в Эфиопии, где преступник был приговорен к 15 годам тюремного заключения в 2016 году.
Для детей, подвергшихся насилию, эксплуатации или жестокому обращению, травма может не пройти, когда они окажутся в безопасности. Системы правосудия, предназначенные для защиты и поддержки детей, подвергшихся гендерному насилию, детскому труду, торговле людьми и другим нарушениям прав, а также тех, кто стал свидетелем преступления, часто могут усугубить их страдания.
В слишком многих странах детей, подвергшихся сексуальной эксплуатации или торговле людьми, не только арестовывают, но и задерживают. Вместо того, чтобы быть признанными жертвами, с ними обращаются как с правонарушителями.
Сами дети-жертвы плохо осведомлены о своих правах. И они часто зависят от взрослых вокруг них, чтобы привлечь нарушителей к ответственности. Плата за юридические услуги, социальные нормы и дискриминация также могут препятствовать доступу детей и их семей к системе правосудия.
ЮНИСЕФ/UN017595/Уэслей В 2016 году 17-летняя Марселино Винни Морейра готовится к вступительным экзаменам в национальный колледж дома в Бразилии после участия в программе расширения прав и возможностей девочек, поддерживаемой ЮНИСЕФ. «Я хочу изучать право, потому что вижу так много несправедливости, происходящей здесь, в моей стране… Я хочу защищать меньшинства, у которых нет ресурсов для самозащиты».
Вместе с партнерами, правительствами, местными сообществами и самими детьми ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы каждый ребенок мог получить доступ к системе правосудия, учитывающей интересы детей, учитывающей гендерные аспекты и хорошо оборудованной для защиты их прав. Мы ориентируемся на:
Совместно с правительствами стран мы работаем над обучением полиции, судей, прокуроров и юристов подходам к правосудию, ориентированным на детей и учитывающим гендерные аспекты. Мы также оцениваем и разрабатываем благоприятные для детей и учитывающие гендерные аспекты процедуры в судах и полицейских системах.
Мы поддерживаем правительства и организации гражданского общества, чтобы отвлечь детей от формального уголовного судопроизводства, когда это возможно. Вместо того, чтобы быть вовлеченными в судебные процессы, которые негативно сказываются на их физическом и психическом здоровье, дети получают поддержку через социальные службы, общественные программы и многое другое. Это также препятствует тому, чтобы дети получили судимость.
Там, где это уместно, мы поддерживаем такие усилия, как подходы восстановительного правосудия, которые позволяют потерпевшим и правонарушителям активно участвовать вместе друг с другом в решении вопросов, связанных с преступлением. Подходы к восстановительному правосудию включают такие меры, как посредничество и проведение конференций.
Мы помогаем уберечь детей, находящихся в ожидании суда, от заключения, поддерживая семейные и общественные варианты надзора. Если задержание до суда неизбежно, мы сосредоточиваемся на усилиях по ограничению времени, которое дети проводят под стражей. Мы также работаем с партнерами над продвижением санкций, не связанных с лишением свободы, и других альтернатив задержанию после суда. Чтобы дети не были приговорены к какой-либо форме содержания под стражей, мы создаем для них варианты реинтеграции, реабилитации и надзора в их семьях или сообществах.
Мы поддерживаем услуги, которые позволяют детям восстановиться и реинтегрироваться в свои семьи и местные сообщества с помощью индивидуальных планов реинтеграции, разработанных с учетом потребностей каждого ребенка.