Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:
Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.
Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.
Немного подробнее о каждом из них.
Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.
Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.
Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.
Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.
Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».
Все три состояния – очень важны.
Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.
Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.
Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.
К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.
Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.
К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».
Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).
Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.
Типичные признаки дисбаланса состояний личности:
Рассмотрим их подробнее.
Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.
Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».
Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.
Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.
Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.
Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться
и долго фиксировать внимание.
Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.
Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки
и ее стабильности.
В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.
Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.
***
Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.
А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.
Вадим Куркин
ПСИХОЛОГИЯ / 4 МАЯ
Эрика Берна, создателя трансактного анализа, знают даже непрофессиональные психологи. А все потому, что его концепция эго-состояний очень простая и может быть полезна не только профессионалу в работе, но и любому человеку для отслеживания себя и понимания реакций других.
Вкратце: у каждого из нас есть три эго-состояния — Ребенок, Родитель и Взрослый. В них могут пребывать люди любого возраста, дети тоже. Эго-состояния проявляются в разных ситуациях и определяют коммуникацию с окружающими. Взаимодействие собеседников в дополняющих друг друга эго-состояниях может закрепиться в поведении в качестве сценария и повторяться раз за разом, пока общающиеся не осознают, почему ведут себя именно так. Если сценарий мешает, можно попробовать его изменить.
ПРИМЕР:
Муж напоминает жене: «Сегодня вечером мы идем в гости к Петровым». Муж с ними дружит, а жена их любит не очень. Как она может отреагировать?
Ответ:
«Вечно ты ходишь к своим Петровым! Нет бы со мной время провести!» или «Ну ла-а-а-адно…» — и весь вечер пребывать в плохом настроении.
Расшифровка:
Это ответы из позиции Ребенка, основанные на первой эмоциональной реакции. Как считаете, к чему может привести диалог в таком ключе?
Ответ:
«Знаешь, мне кажется, ты слишком много общаешься с этими Петровыми. Они тебе не подходят».
Расшифровка:
Это ответ из позиции Родителя, у которого грань между заботой и контролем очень тонка. Ваши предположения: как может развиваться такой диалог?
Ответ:
«Давай лучше позовем их в кино? Вы пообщаетесь, все посмотрим интересный фильм».
Расшифровка:
Это ответ из позиции Взрослого, попытка договориться и решить проблему с учетом потребностей каждого из собеседников. Подумайте, к чему может привести такой вариант.
Эго-состояния:
Взрослый анализирует и реагирует на ситуацию здесь и сейчас. Он рационален и может принимать решения.
Родитель оценивает. Его поведение берется из системы запретов и установок «как правильно», усвоенных с детства. Родитель может быть Заботливым и Контролирующим.
Ребенок испытывает эмоции и реагирует инстинктивно. Он во многом руководствуется интуицией и проявляет непосредственность. Ребенок тоже может быть разным:
‣ Естественный (Свободный) Ребенок действует спонтанно и открыт миру; чувствует, что важен; может быть беспомощным, но легко просит помочь ему; может испытывать сильные чувства, такие как гнев и тревога.
‣ Адаптивный (Приспосабливающийся) Ребенок пытается уловить настроение окружающих и соответствовать ему; стремится сделать все, чтобы его похвалили; не проявляет инициативу и боится творить; может подстраиваться под других в ущерб своей индивидуальности.
‣ Бунтующий (Отчаявшийся) Ребенок не получил любви и принятия и не верит, что сможет удовлетворить свою потребность в них; ощущает свою ненужность; ведет себя грубо и конфликтно; отказывается понимать и прислушиваться.
Когда в жизни взрослого человека (не по эго-состоянию, а по возрасту) появляются ограничения и запреты, он часто реагирует как Бунтующий или Адаптивный Ребенок.
Партнер ведет себя как Контролирующий Родитель и все время спрашивает, что полезного ты сделал (а) сегодня? Мама интересуется при каждом телефонном разговоре, когда уже ждать внуков? Государство вводит новые ограничения и блокирует удобный мессенджер?
«Ах так?!» — это голос Бунтующего Ребенка. Он будет вступать в конфликт: ругаться с партнером, огрызаться маме, выражать свое недовольство в социальных сетях — и не ждать ничего хорошего.
Адаптивный Ребенок, наоборот, стиснет зубы и станет терпеть, только бы не стало еще хуже. Он будет блокировать свои эмоции: опуская глаза в пол, отвечать на любые придирки партнера; бесполезно оправдываться перед мамой; вздыхая, пользоваться электронной почтой, которая пока работает.
Не самое конструктивное поведение, правда? Да и по отношению к себе травматичное.
Стоит помнить, что любому ребенку, в том числе малышу, который живет внутри каждого из нас, нужна любовь и поддержка.
Если вы впадаете в Бунтующего или Адаптивного Ребенка от повторяющихся диалогов и неприятных новостей, стоит тренироваться замечать свои эго-состояния и переключать их. Будучи взрослыми людьми, мы способны сами себе дать поддержку из эго-состояния Заботливого Родителя и решить техническую проблему из позиции Взрослого. Мы можем заварить вкусного чая, сесть и предложить партнеру обсудить, что происходит; мы можем построить новые границы в общении с мамой — для начала сократить количество телефонных звонков или обрисовать список тем, на которые не хотим разговаривать; можем потратить несколько минут и вникнуть в тему, о которой до этого ничего не знали. А еще мы можем задействовать Естественного Ребенка и, подключив его чувство юмора, посмеяться над происходящим.
Давайте изучать свои психические настройки и активизировать те, которые помогают нам в жизни, а не пользоваться только «базовым пакетом».
Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Основываясь на своих наблюдениях за людьми в своей собственной клинической практике в 1950-х годах, психолог Эрик Берн разработал идею о том, что люди могут переключаться между разными состояниями сознания — иногда в одном и том же разговоре и обязательно в разных сферах жизни, например на работе и дома. Он обнаружил, что эти состояния ума объединяются в три типа, которые он окрестил Родителем, Взрослым и Дитя.
Состояние Ребенка состоит из частей нас самих, которые восходят к нашему детству. Это по-детски, но не по-детски. В этом состоянии «пребывают интуиция, творческий и спонтанный драйв и наслаждение».
Состояние Родитель отражает многолетнее поглощение влияний наших настоящих родителей, а также родителей и авторитетных фигур, таких как учителя, начальники и так далее. У него две функции. Во-первых, дать людям возможность быть лучшими настоящими родителями своих детей. Другой — позволить многим реакциям на жизнь быть автоматическими — «так принято» — тем самым освобождая Взрослого от принятия бесчисленных тривиальных решений.
Состояние Взрослый — это то состояние, в котором мы надеемся оказаться во взрослой жизни. Это наше взрослое «я», имеющее дело с превратностями повседневной жизни. Он также имеет функцию регулирования деятельности Родителя и Ребенка и посредничества между ними.
Берн использовал эту модель личности, чтобы обосновать свою теорию транзакционного анализа, которая изучает только транзакции, общение, отношения между людьми.
Схематически личность человека представлена следующим образом:
Типичные отношения представлены следующим образом:
На этих диаграммах есть два человека, 1 и 2. 1 всегда действует первым с некоторым стимулом, а 2 реагирует. На приведенной выше левой диаграмме показаны хорошие рабочие отношения: два человека работают вместе как Взрослые. Конечно, это не идеально: в любых отношениях также необходимы интуиция, творчество и спонтанность, которые дает Ребёнок в каждом человеке.
Правая диаграмма иллюстрирует более обычные рабочие отношения: 1, менеджер, имеет более или менее Родительский подход, которому член команды более или менее охотно следует, используя свои ответы Ребенка.
В приведенных ниже отношениях слева мы имеем слишком распространенную ситуацию, когда член команды предпочитает не брать на себя ответственность и ожидает, что менеджер позаботится о нем. Они переходят в дочерний режим, и искушение стать родительским может быть непреодолимым.
С другой стороны, отношения внизу справа иллюстрируют «перекрестную транзакцию», когда, например, менеджер пытается поддерживать отношения «Взрослый-Взрослый», несмотря на то, что член команды занимает позицию «Ребенок». Это, по сути, нестабильная ситуация, не то чтобы она не могла сохраняться какое-то время за счет больших затрат энергии в виде стресса, усталости и плохого самочувствия.
Цитаты в этой статье взяты из Эрика Берна, Трансактный анализ в психотерапии (1961) и Игры, в которые играют люди (1964). Также рекомендуется более новая книга — Ян Стюарт, Ванн Джойнс, TA Today: новое введение в трансактный анализ (1987).
Джереми Маршан. © 2015 Джереми Марчант Лимитед. загружено 10 июня 2015 . image: Free images
Ниже приводится вводное описание транзактного анализа. Он предназначен для понимания неспециалистом и написан примерно с тем же уровнем сложности, который Берн использовал для Игры, в которые играют люди .
Хотя до Эрика Берна существовало много теорий, пытавшихся объяснить человеческое поведение, наиболее часто цитируемой и известной является работа Зигмунда Фрейда. Фрейд появился в начале 20 века со своими теориями о личности. Фрейд считал, что личность состоит из трех компонентов, и все они должны работать вместе, чтобы производить наше сложное поведение. Эти три компонента или аспекта были Id, Эго и Суперэго . Фрейд считал, что эти три компонента должны быть хорошо сбалансированы, чтобы обеспечить разумное психическое здоровье и стабильность человека. Согласно Фрейду, Ид функционирует в иррациональной и эмоциональной части разума, Эго функционирует как рациональная часть разума, а Суперэго можно рассматривать как моральную часть разума. , проявление общественных или родительских ценностей.
Но, возможно, самым большим вкладом Фрейда (и тем, который повлиял на Берна) был тот факт, что человеческая личность многогранна. Независимо от классификации или названия, данного той или иной области личности (ид, суперэго и т. д.), у каждого человека есть фракции, которые часто сталкиваются друг с другом. И именно эти столкновения и взаимодействия между этими личностными фракциями проявляются в мыслях, чувствах и поведении человека. Таким образом, согласно теориям Фрейда, поведение человека можно понять, проанализировав и поняв его/ее три фракции. Но в пункте, который будет подчеркнут позже в этой статье, д-р Берн считает, что предложенные Фрейдом структуры являются «концепциями… [а не] феноменологическими реалиями» 9.0085 1
Еще один ученый, чей вклад повлиял на доктора Берна в его разработке трансактного анализа, — это доктор Уайлдер Пенфилд, нейрохирург из Университета Макгилла в Монреале. Эксперименты Пенфилда были сосредоточены на приложении электрических токов к определенным областям мозга. Пенфилд обнаружил, что при воздействии тока на височную долю живых и бодрствующих пациентов он будет стимулировать значимые воспоминания. Кроме того, были раскрыты не только яркие картины прошлого этого человека, но и 9Было обнаружено 0073 чувств и эмоций , связанных с этим событием. Эти пациенты рассказывали эти события, хотя во многих случаях это были события, которые пациенты не могли вспомнить самостоятельно.
Пенфилд проводил эти и подобные эксперименты в течение многих лет. Вот некоторые из ключевых выводов, к которым он пришел и которые впоследствии повлияли на разработку Берном транзактного анализа:
Человеческий мозг во многом действует как видеокамера, живо записывая события. Хотя это событие не обязательно может быть сознательно восстановлено владельцем, оно всегда существует в мозгу.
И событие , и чувства, испытанные во время этого события , хранятся в мозгу. Событие и чувства связаны друг с другом, и ни одно из них не может быть воспроизведено без другого.
Когда человек воспроизводит свои переживания, он или она может воспроизводить их в такой яркой форме, что человек снова испытывает те же эмоции, которые он или она испытывал во время реального переживания. Или, как сказал ученик Берна Томас А. Харрис «Я не только помню, что я чувствовал, я чувствую то же самое сейчас» 2
Люди могут существовать в двух состояниях одновременно. Люди, воспроизводящие определенные события, могут испытывать эмоции, связанные с этими событиями, но в то же время они также могут объективно говорить о событиях.
Эти вклады Пенфилда и Фрейда, а также многие другие, были использованы Берном при разработке его теорий транзактного анализа и игр.
Прежде чем Берн впервые опубликовал свои теории транзактного анализа, он потратил годы на формулирование основы этого подхода. Ключом к этой методологии была трансакция — фундаментальная единица социального общения. Берн также определил поглаживание – фундаментальную единицу социального действия (поглаживания обсуждаются более подробно далее в этой статье).
Многие критические замечания в адрес «науки» (или ее отсутствия), стоящей за психотерапией, заключались в том, что не было основной единицы для изучения, измерения и классификации. Например, атомная теория Джона Дальтона произвела революцию в изучении химии; без атома как фундаментальной единицы развитие химии как науки шло бы медленно или вообще не шло бы. Выявив и определив транзакцию, Берн предоставил психотерапевтическим наукам «атом», необходимый для проведения строгого анализа.
Хотя Берн определил транзакции задолго до публикации Games People Play , его описание транзакций в Games наиболее понятно:
«Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом... рано или поздно один из них заговорит или даст какой-то другой знак, что признает присутствие других. Это называется транзакционным стимулом . Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется транзакционный ответ. “ 3
Этим определением д-р Берн определил базовую единицу анализа. На самом простом уровне транзактный анализ представляет собой метод изучения взаимодействия между людьми. Путем определения и стандартизации одного устройства было легко облегчить разработку и продвижение этой теории. Психотерапевты смогли прочитать о теориях Берна и проверить их на своей практике. Доктор Томас Харрис заявил в Я в порядке – Вы в порядке что в трансактном анализе «мы нашли новый язык психологии».
Следует отметить, что этот подход сильно отличался от подхода Фрейда. В то время как Фрейд и большинство других психотерапевтов использовали довольно упрощенный подход, расспрашивая пациента о себе, Берн использовал альтернативный подход к терапии. Берн считал, что терапевт может узнать, в чем проблема, просто наблюдая за тем, что было сообщено (словами, языком тела, выражением лица) во время транзакции. Поэтому вместо того, чтобы напрямую задавать пациенту вопросы, Берн часто наблюдал за пациентом в группе, отмечая все транзакции, которые происходили между пациентом и другими людьми.
Помимо анализа взаимодействий между людьми, транзактный анализ также включает идентификацию эго-состояний , стоящих за каждой транзакцией. Берн определил состояние эго как «постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим устойчивым паттерном поведения». 4
Как практикующий психиатр в Кармеле, Калифорния, в начале 1950-х годах в Берне лечили сотни пациентов. В ходе лечения он постоянно отмечал, что его пациенты, да и вообще все люди, могут и будут меняться в ходе разговора. Изменения не обязательно будут вербальными — изменения могут включать выражение лица, язык тела, температуру тела и многие другие невербальные сигналы.
На одной из консультационных сессий Берн лечил 35-летнего юриста. Во время заседания адвокат (мужчина) сказал: «На самом деле я не юрист; Я всего лишь маленький мальчик». Но за пределами офиса доктора Берна этот пациент был успешным, энергичным адвокатом. Позже, на их заседаниях, адвокат часто спрашивал доктора Берна, с кем он разговаривал: «с адвокатом или с маленьким мальчиком». Берн был заинтригован этим, так как он видел, как один человек демонстрирует два «состояния бытия». Берн начал называть эти два состояния «Взрослый» и «Ребенок». Позже Берн определил третье состояние, которое, по-видимому, отражало то, что пациент наблюдал у своих родителей, когда был маленьким. Берн называл это «родителем». Когда Берн затем обратился к другим своим пациентам, он начал замечать, что эти три состояния эго присутствовали во всех из них. Когда Берн убедился в этой теории, он представил ее в статье 1957 года — за год до того, как он опубликовал свою основополагающую статью, посвященную транзакционному анализу.
Берн окончательно определил три эго-состояния как: Родитель, Взрослый и Ребенок . Следует внимательно отметить, что описания этих эго-состояний НЕ обязательно соответствуют их общепринятым определениям, используемым в английском языке.
Прежде чем описывать каждое из трех состояний эго, важно отметить, что они фундаментально отличаются от Эго, Ид и Суперэго Фрейда. Берн описывает это лучше всего, когда он пишет в Transactional Analysis in Psychotherapy:
«Будет продемонстрировано, что Родитель, Взрослый и Ребенок — это не концепции, подобные Суперэго, Эго и Ид, или юнгианские конструкции, , а феноменологические реальности. . " 5 Другими словами, эго-состояния Фрейда - это ненаблюдаемые, теоретические состояния; но три эго-состояния Берна могут быть подтверждены наблюдаемым поведением.
Ниже приведены подробные описания трех эго-состояний:
Родитель — Родитель представляет собой огромную коллекцию записей в мозгу внешних событий, пережитых или воспринятых приблизительно в первые пять лет жизни. Поскольку большинство внешних событий, переживаемых ребенком, являются действиями родителя, эго-состояние было названо Родителем. Обратите внимание, что события, воспринимаемые ребенком от лиц, НЕ являющихся родителями (но часто играющих родительские роли), также записываются в Родитель. Когда транзактные аналитики говорят об эго-состоянии Родителя (в отличие от биологического или приемного родителя), оно пишется с большой буквы. То же самое касается двух других состояний (взрослый и ребенок).
Примеры записей в родительском элементе:
«Никогда не разговаривай с незнакомцами»
«Всегда жуйте с закрытым ртом»
«Посмотрите в обе стороны, прежде чем перейти улицу»
Стоит отметить, что при записи этих событий у маленького ребенка нет возможности фильтровать данные; события записываются без вопросов и без анализа. Можно считать, что эти события навязаны ребенку.
Есть и другие данные, переживаемые ребенком, которые не записаны в Родителе. Это записано во Взрослом, который будет вскоре описан.
Ребенок – В отличие от Родителя, Ребенок представляет записи в мозгу внутренних событий, связанных с внешними событиями, которые воспринимает ребенок. Другими словами, в Ребенке хранятся эмоций или чувств , которые сопровождали внешние события. Как и в Родителе, записи в Ребенке происходят от рождения до возраста примерно 5 лет.
Примеры записей в Ребёнке включают:
Взрослый — Взрослый — это последнее эго-состояние. Ближе к году ребенок начинает проявлять крупную двигательную активность. Ребенок узнает, что он или она может контролировать чашку, из которой можно пить, что он или она может схватить игрушку. В социальных условиях ребенок может играть в прятки.
Это начало Взрослого в маленьком ребенке. Данные взрослых вырастают из способности ребенка видеть то, что отличается от того, что он или она наблюдал (Родитель) или чувствовал (Ребенок). Другими словами, Взрослый позволяет молодому человеку оценивать и подтверждать данные Ребенка и Родителя. Берн описывает Взрослого как человека, «в основном занятого преобразованием стимулов в фрагменты информации, а также обработкой и хранением этой информации на основе предыдущего опыта» 9.0085 6 Другими словами, Харрис описывает Взрослого как «компьютер, обрабатывающий данные, который принимает решения после обработки информации из трех источников: Родителя, Ребенка и данных, которые взрослый собрал и собирает» 7
Одной из ключевых функций Adult является проверка данных в родительском элементе. Пример:
«Вау. Это действительно правда, что ручки кастрюль всегда должны быть обращены в печку», — сказала Салли, увидев, как ее брат обжегся, когда схватился за ручку кастрюли, торчащую из печи.
В этом примере Взрослый Салли пришел к выводу, что данные в ее Родителе верны. Ее Родителя учили «всегда поворачивать ручки кастрюль к плите, иначе можно обжечься». И, проанализировав опыт своего брата, ее Взрослый пришел к выводу, что это действительно правильно.
В попытке объяснить транзактный анализ более широкой аудитории д-р Томас Харрис разработал следующее резюме. Хотя это очень хороший инструмент для изучения новичками, имейте в виду, что это чрезвычайно упрощенный подход, который может привести к «отуплению» транзакционного анализа. Резюме таково:
Родитель – обученная концепция
Ребенок – прочувствованная концепция
Взрослый – усвоенная концепция
Более полное понимание эго-состояний Берна можно получить, обратившись к Игры, в которые люди играют или Транзактный анализ в психотерапии , оба написаны доктором Бёрном. Берн. Информацию об обеих этих книгах можно найти на странице «Библиография».
Когда два человека общаются, один человек инициирует транзакцию с транзакционный стимул (см. выше раздел «Определение транзакций» для определения транзакционного стимула). Человек, на которого направлен стимул, ответит транзакционной реакцией . Простой транзактный анализ включает определение того, какое эго-состояние направило стимул и какое эго-состояние другого человека вызвало реакцию.
По словам доктора Берна, простейших транзакций происходят между эго-состояниями Взрослых. Например, хирург обследует пациента, и на основании данных перед ним/ней его/ее Взрослый решает, что следующим необходимым инструментом будет скальпель. Взрослый хирурга протягивает руку, давая медсестре транзакционный стимул. Взрослый медсестры смотрит на руку и, основываясь на предыдущем опыте, делает вывод, что нужен скальпель. Затем медсестра вкладывает скальпель в руку хирурга.
Но не все транзакции выполняются таким образом. Некоторые трансакции включают состояния эго, отличные от состояния Взрослого.
Структурная схема
Это приводит нас к транзакциям Родитель-Ребенок, которые почти так же просты, как транзакции Взрослый-Взрослый. Цитируя доктора Берна из книги «Игры, в которые играют люди »: «Ребенок в лихорадке просит стакан воды, и заботливая мать приносит его». 8 При этом Дитя маленького ребенка направляет запрос Родителю своей матери. Родитель матери признает эти раздражители, а затем дает воду ребенку. В этом примере запрос маленького ребенка является стимулом, а родитель, дающий воду, является ответом. Это почти так же просто, как транзакция между взрослыми и взрослыми.
Одним из инструментов, используемых практикующим специалистом по транзакционному анализу, является структурная диаграмма , показанная слева. Структурная диаграмма представляет полную личность любого человека. Он включает в себя эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, все отдельные и отличные друг от друга. Диаграмма была разработана Эриком Берном до Games People Play , когда он разрабатывал свои теории транзактного анализа.
Взаимодействие ребенка с родителем
Трансактные аналитики затем построят диаграмму, показывающую эго-состояния, связанные с конкретной транзакцией. Транзакция справа показывает транзакцию Родитель-Ребенок, при этом эго-состояние Ребенка обеспечивает транзакционный стимул , а Взрослый отвечает транзакционным ответом .
Эта транзакция соответствует приведенному выше примеру Родитель-Ребенок, где лихорадочный ребенок просит у своей матери стакан воды.
Пока что две описанные транзакции можно считать дополнительные транзакции . В дополнительной транзакции ответ должен вернуться из эго-состояния получения в эго-состояние отправки. Например, человек может инициировать транзакцию, направленную на одно эго-состояние респондента. Эго-состояние респондента обнаруживает стимулы, а затем это конкретное эго-состояние (имеется в виду эго-состояние, на которое были направлены стимулы) вызывает реакцию. По словам доктора Берна, эти транзакции здоровы и представляют собой нормальные человеческие взаимодействия. Как говорит Берн в Игры, в которые играют люди «связь будет продолжаться до тех пор, пока транзакции будут комплементарными». 9
Перекрестная транзакция
Однако не все транзакции между людьми здоровы или нормальны. В этих случаях транзакция классифицируется как перекрестная транзакция . В перекрестной транзакции эго-состояние, отличное от эго-состояния, которое получило стимулы, является тем, которое отвечает. На диаграмме справа показана типичная перекрестная транзакция. Например:
Взрослый агент: «Вы знаете, где мои запонки?» (обратите внимание, что эти стимулы направлены на Взрослых Респондентов).
Ребенок респондента: «Ты всегда и во всем винишь меня!» 10
Это одна из классических перекрестных транзакций, которые происходят в браке. Вместо того, чтобы Взрослый Респондента ответил: «Я думаю, они на столе», отвечает Ребенок Респондента.
Важно отметить, что при анализе транзакций нужно смотреть дальше то, что говорится. Согласно д-ру Берну, нужно смотреть на то, как произносятся слова (акценты на определенных словах, изменения тона, громкости и т. д.), как на невербальные знаки, сопровождающие эти слова (язык тела, выражение лица). , так далее.). Транзакционные аналитики будут обращать внимание на все эти сигналы при анализе транзакции и определении того, какие эго-состояния задействованы.
Важность этих невербальных сигналов можно понять, рассмотрев работу доктора Альберта Мехрабяна. Берн скончался в 1970, до того, как основополагающая работа Меграбяна была опубликована. Но работа Меграбяна количественно доказала важность невербальных сигналов в общении. По словам доктора Мехрабяна, когда человек говорит, слушатель фокусируется на следующих трех типах общения:
Фактических слов – 7%
Способ произнесения слов (тон, акценты на определенных словах и т. д.) – 38%
Выражение лица – 55%
В приведенной выше статистике процентное значение указывает на степень важности, которую слушатель придает этому типу связи. Можно видеть, что выражения лица играют гораздо более важную роль в общении (и, следовательно, в транзакционном анализе), чем фактические слова, которыми обмениваются.
Берн продолжил обсуждение других типов транзакций, но они не будут обсуждаться здесь. Как только будет достигнуто разумное понимание эго-состояний и транзакционного анализа, игры, описанные в разделе 9,0073 Игры, в которые играют люди , можно понять на совершенно новом уровне.
Берн продолжал совершенствовать свои теории помимо игр, в которые играют люди. Классическим продолжением Games является What Do You Say After You Say Hello. Кроме того, после смерти Берна в 1970 г. другие исследователи продолжали развивать транзактный анализ. Некоторые из этих работ можно увидеть в Библиографии.
Как указывалось ранее, Берн определил штрих как «фундаментальную единицу социального действия». 11 Поглаживание — это единица узнавания, когда один человек узнает другого человека вербально или невербально. Берн ввел идею поглаживаний в транзактный анализ, основываясь на работе Рене Шпица, исследователя, проделавшего новаторскую работу в области детского развития. Шпиц заметил, что младенцы, которых не брали на руки — другими словами, не подвергались никаким поглаживаниям, — были более склонны к эмоциональным и физическим трудностям. Этим младенцам не хватало объятий, прикосновений и обращения, которые доставались большинству других младенцев.
Берн использовал наблюдения Шпица за этими младенцами и разработал теории о потребностях взрослых при инсультах. Берн постулировал, что взрослые нуждаются в физическом контакте так же, как и младенцы, но научились заменять физическую стимуляцию другими типами узнавания. Таким образом, в то время как младенец нуждается в объятиях, взрослый жаждет улыбки, подмигивания, жеста руки или другой формы признания. Берн определил термин распознавание-голод как потребность взрослых получать удары.
Берн также рассудил, что любой поглаживание, будь оно положительным или отрицательным, лучше, чем полное отсутствие поглаживаний. Или, как резюмировано в TA Today , «любой поглаживание лучше, чем его полное отсутствие». 12 Например, если вы идете перед своим домом и видите своего соседа, вы, скорее всего, улыбнетесь и скажете «Привет». Ваш сосед, скорее всего, ответит вам «привет». Это пример положительного удара. Ваш сосед тоже может нахмуриться и ничего не сказать. Это пример отрицательного удара. Но в любом случае лучше, чем вообще никакого удара, если ваш сосед вас полностью проигнорировал.
Доктор Клод Штайнер, ученик доктора Берна, опубликовавший множество книг по трансактному анализу, провел новаторскую работу по инсультам. Он разработал то, что он назвал Stroke Economy .
1 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1961. Стр. 4.
2 Харрис, Томас А. Я в порядке – ты в порядке. HarperCollins Publishers Inc., Нью-Йорк, 1967. Стр. 12.
3 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1964. Стр. 29
4 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 13.
5 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 4.
6 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 15.
7 Харрис, Томас А. Я в порядке – ты в порядке. Стр. 32.
8 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 29.
9 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 30.
10 Берн, Эрик.