Ребенок требует ухода матери ошибка


Я не люблю своего ребенка

Говорить о том, что материнство может не приносить радость, не принято, при этом многие женщины сталкиваются с послеродовой депрессией и эмоциональным выгоранием, воспитывают детей в одиночку и ощущают оторванность от внешнего мира. Мы поговорили с героинями, не чувствующими себя счастливыми в роли матери и не испытывающими любви к своим детям.

«Я ненавижу материнство за необходимость постоянно жертвовать собой ради других»

История Марии

36 лет, живет в Петербурге, трое детей: старшему пять лет, средней три года, младшему один год

В шестнадцать лет Мария уехала от родителей в Москву. Поступив в университет, стала заниматься походами и активным отдыхом. В летнее время водила экскурсии по Соловкам. В остальное — путешествовала по разным странам. Так продлилось пятнадцать лет. И все это время о детях Мария вообще не думала. Но семь лет назад она решила остаться в Соловках на зиму — одна женщина предложила бесплатно пожить в ее доме, и Мария согласилась. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, через четыре месяца они поженились, и Мария почти сразу забеременела. В то время она глубоко погрузилась в православие, поэтому у нее были мысли о семье и детях. Но при этом и брак, и первый ребенок, как сейчас понимает героиня, были необдуманными, стихийными событиями.

За два года до беременности у Марии была очень активная жизнь, она занималась йогой, спортом, плавала в проруби, каталась на лыжах. «Я была в отличной физической форме. Видимо, Господь мне дал эти два года отдушины. Сейчас я в ужасной форме, практически разваливаюсь», — рассказывает она.

После родов у Марии не было времени ни эйфорировать, ни депрессировать — она сразу вернулась к работе, начала заниматься переездом и другими делами. Депрессия накрыла ее позже — через полгода, когда она стала оставаться с ребенком одна: «Муж был с 7 утра до 8 вечера на работе, с одним выходным. Я сидела с ребенком целыми днями. Все мои бездетные подруги про меня благополучно забыли, будто я перестала существовать. И это было самое тяжелое: бесконечная рутина, колики у сына и плохой сон».

Муж по возможности всегда помогал — он, как говорит Мария, из помогающих мужей. Но все равно семья жила по традиционному распределению ролей: мужчина уходит на работу, женщина остается с детьми. «Всем кажется, что это норма, — говорит Мария. — Мне постоянно говорили: «Да что ты жалуешься, сидишь дома с одним ребенком». На самом деле, это тяжело, потому что меня в моей жизни нет, есть только ребенок. Только я отвернусь, он начинает пищать. Только начну заниматься своими делами, он сразу требует внимания».

По словам психолога, доулы и автора проекта «Бережно к себе» Дарьи Уткиной, стандарты и ожидания от мам в современном мире гораздо выше по сравнению с теми, что были в XX веке. Теперь им надо не только много стараться, но еще и ни в коем случае не переборщить в своем стремлении быть хорошей матерью в потоке интенсивного материнства. И быть только домохозяйкой уже недостаточно. При этом традиционных практик поддержки все меньше: во многих странах сады и няни стоят дорого, декреты короткие, а нормальный семейный доход должен складываться из двух зарплат. Часто еще происходит так, что бабушки и дедушки далеко, помощи нет, плюс город не предназначен для детей. «На фоне этого женщинам в XXI веке сложно не замечать, насколько драматически не совпадают ожидания от них и реальность. Либо им приходится прикладывать слишком много сил, чтобы этим ожиданиям соответствовать», — объясняет Дарья.

«Современное материнство становится все более разнообразным, — говорит социолог Ольга Савинская. — С одной стороны, есть один тренд на модернизацию — стремление к равноправию, изменению сложившихся ролей в семье, ощущению трендов будущего. Но параллельно с этим продвигается консервативная идеология на сохранение традиций и устоев, успешно существовавших в прошлом. Люди, разделяющие консервативные устои, считают их проверенными временем и потому верными». Видя вокруг себя разные практики и ценности родительства, молодое поколение становится более рефлексивным: они все больше размышляют и делают выбор, как же выстраивать отношения с супругом и с ребенком. Поэтому вместо следования традициям они начинают идти по своему индивидуальному пути. Именно эта рефлексия подталкивает на публичные разговоры о том, что материнство — это не легко и просто, это адский труд. Женщины все больше говорят о том, что это физически тяжело: терпеть, не спать, быть начеку, оставаться всегда позитивно настроенной к маленькому человеку, который пока еще не умеет учитывать потребности матери и отца

Мысли о том, что Мария устала от материнства, окончательно пришли вместе с третьим ребенком. За три дня до того, как узнать о беременности, она продала свою туристическую фирму. Оставшись без опоры и будучи физически истощенной, Мария стала задумываться об аборте, несмотря на свои религиозные убеждения. «Мы все бросили и улетели с семьей в Таиланд, потому что мне хотелось сбежать. Там уже у меня начался токсикоз, и я физически ощутила, что во мне ребенок. И, конечно, уже ни о каком аборте не могло быть и мысли». Мария вспоминает, что тогда чувствовала только растерянность и страх за будущее: «Думала, что я буду делать с тремя детьми?! Только на горизонте появился выход в люди, а тут опять эти тряпки и подгузники».

Свои эмоции Мария никогда не держит в себе. Она может отправить детей в другую комнату, если ей нужно заняться своими делами, может прикрикнуть. Муж осуждает ее: ему не нравится, что она может сидеть в телефоне, вместо того чтобы играть с детьми, он не приемлет, когда на детей поднимают голос. «Если я устала или мне нужно побыть одной, я могу это сказать даже в грубой форме. В отличие от моего мужа — он терпит до последнего. Считает, что все для детей. А я нет: сначала сама поем, а потом их покормлю. Это мой клапан предохранения от выгорания. Я всех пошлю, если я хочу спать. Не буду с ними играть. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но я довольно открыта в своих проявлениях, даже если этот вариант поведения в обществе не принят».

«Чаще всего с выгоранием сталкиваются мамы в западных странах, где есть индивидуализм, где женщины более независимы: США, Канада, европейские страны. В США больше всего матерей с выгоранием, — рассказывает психолог Алена Прихидько. — Конечно, когда женщина уставшая, в частности, от того что старается стремиться соответствовать стандартам хорошей матери и постоянно испытывает тревогу за своего ребенка, это ведет к тому, что мама оказывается на грани истощения. А когда ты истощена, очень сложно испытывать чувство любви».

Статистики по материнскому выгоранию в России нет. Но Дарья Уткина объясняет, что из 1,5 млн родов, которые происходят в стране ежегодно, примерно 300 тыс. женщин сталкиваются с послеродовой депрессией. Еще примерно столько же, судя по первым исследованиям, испытывают симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) после родов. Еще часть из них экстремально устали и выгорели. Это не отдельные группы, многие сталкиваются со всем сразу, а кому‑то достается что‑то одно.

Марии сложно быть матерью, потому что дети не дают ей жить жизнью, к которой она привыкла и которая приносила ей удовольствие. Но при этом детей она в этом старается не винить. «Я люблю своих детей, но материнство ненавижу, — говорит Мария. — Дети умиляют меня своими мордашками, глупыми поступками и смешными шутками. Я ненавижу материнство как таковое — за необходимость постоянно жертвовать собой ради других».

«Мне ужасно надоело сидеть с ними дома, играть в эти дурацкие игры, убирать за ними. Быт тоже играет в этом большую роль, потому что бесконечная уборка, которая не имеет никакой благодарности или обратной связи, утомляет.

Ты все делаешь на автомате, как обслуживающий персонал своих детей. Мне тяжело эмоционально включаться в них. Старший хочет мне что‑то рассказать, средняя хочет послушать, какая она красивая, младшему просто нужен физический контакт. И получается, что я задолбанная и затроганная ими постоянно».

Мария уверена, что легче ей не будет никогда. Возможно, станет проще, когда дети вырастут, но там появятся другие проблемы, например, финансовые. Все близкие говорили ей, что тяжело только до года, а потом постепенно становится легче. Но она этого не чувствует.

«Когда я говорю маме, что я ненавижу своих детей, она отвечает: «Маш, это твои дети. Все это пройдет, не думай об этом». Почему‑то к чувствам матерей у нас вот такое отношение. Все, ты родила — терпи. С тобой сидели, а теперь ты сиди».

Среди разного спектра эмоций, которые испытывают матери, ненависть заметнее всего. «У любой мамы есть установка, что она обязана постоянно чувствовать к детям любовь, — говорит Алена Прихидько. — И в первый раз, когда она испытывает чувство нелюбви, это событие становится для нее очень ярким и пугающим. Она начинает долго его анализировать и в итоге может прийти к самым разным выводам. Например, думать, что она плохая мать».

«Сейчас я пытаюсь принять материнство, — говорит Мария. Осознать, что еще минимум пятнадцать лет они будут детьми. Я пытаюсь не запрещать себе чувствовать все эмоции, которые у меня возникают. Возможно, это поможет мне стать полноценной матерью, и я перестану убегать от своего материнства».

«Не нужно говорить мне, что это пройдет. У меня не проходит»

История Ольги

37 лет, живет в США, старшему сыну три года, младшему — один

«Когда женщины говорят, что им тяжело, это значит, что им тяжело. Не нужно говорить, что так у всех», — рассказывает Ольга, мама двоих мальчиков. Она родила первого сына в 34 года. У мальчика подозрение на синдром Аспергера (СА), который выражается в проблемах коммуникации и социального поведения, с сопутствующей дисфункцией сенсорной интеграции (это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. — Прим. ред.). Он не чувствует голода до тех пор, пока у него не появятся боли в животе. Не понимает, когда хочет в туалет, боится громких звуков. Несмотря на то что он может разговаривать, свои желания и негативные чувства он выражает через истерику, агрессию или аутоагрессию (причинение психологического или физического вреда самому себе. — Прим. ред.).

До появления сына Ольга работала с детьми и знала, что это тяжело, что родительство — это определенные усилия и жертвы. Она понимала, что за воспитанием ребенка стоит титанический труд, но при этом дети ей нравились.

Сразу после родов Ольга не почувствовала эйфории, о которой рассказывают многие женщины: «У меня было только чувство облегчения, что это наконец-то закончилось. Не сказать, что роды были очень тяжелые. Я рожала дома с акушеркой. Но сам процесс был ужасен. И когда он родился, я выдохнула». В первые две недели у Ольги начались проблемы с грудным вскармливанием. Ребенок постоянно плакал и очень мало спал. До семи месяцев она помнит только постоянный крик сына, других воспоминаний практически нет. Потом, когда малыш научился ползать, стало немного легче.

Одно из проявлений СА — отсутствие привязанности. «Тяжело воспитывать ребенка, который к тебе не привязан. Это очень большая проблема. Мой сын может убежать в любой момент, он может быть холоден и отстранен при общении со мной — не смотрит в глаза, не улыбается, не обнимает. До трех лет он очень много кричал. Все его эмоции выражались через ор. Представьте, что рядом с вами все время находится орущий человек. Он по-другому с вами не общается, только через ор. У нас в доме звенит стекло от его криков. С ним — как ни с какими другими — верна пословица: что посеешь, то и пожнешь. И сеять туда нужно много».

Были и светлые моменты, когда сын вел себя менее тревожно. Иногда это длилось по две-три недели. Тогда у Ольги и ее мужа просыпалась надежда, что все может наладиться. Но каждый раз все начиналось заново: «Это нахождение в постоянном рабстве. Твоих потребностей вообще нет: ни поесть, ни в туалет сходить, ни поспать — все игнорируется в любое время дня и ночи».

Помощи у Ольги не было: до года она целыми днями сидела с сыном одна. Муж был днем на работе, бабушки и дедушки не помогали: «Вечерами, после работы муж подключался к заботе о сыне. Он сильно уставал, у него тоже началось выгорание. В результате у нас накапливалось раздражение друг на друга». Ольга старалась всячески успокаивать сына, но наступал момент, когда силы были на исходе. Тогда она просто уходила в другую комнату, чтобы выдохнуть самой, потом возвращалась и снова часами утешала младенца. Когда малыш научился ходить, Ольга стала закрываться в ванной с наушниками. Почти никто из близких не мог просто выслушать и поддержать ее, все пытались дать совет, настаивая на том, что «все скоро пройдет». Ольгу всегда это очень раздражало: «Не нужно говорить мне, что это пройдет. У меня не проходит. Да, становится в чем‑то легче, но в чем‑то тяжелее. В моем случае, чтобы что‑то изменилось к лучшему, нужен постоянный титанический труд. Мне просто хочется, чтобы меня выслушали: без комментариев, оценки, советов».

Матери часто сталкиваются с обесцениванием своих переживаний. При этом от источника переживаний — ребенка, добиться эмпатии трудно. «Мамам необходимо научиться сочувствовать себе самостоятельно, — говорит Алена Прихидько. — Ждать сочувствия от детей нет смысла — они находятся совершенно на другом уровне развития и до определенного возраста не способны на это.

Важно давать себе понимание и поддержку. Можно заботиться о себе, разговаривая с собой так, как вы бы говорили с человеком, которого любите.

А может быть, даже подумать о том, что вместе с вами еще сотни тысяч мам также переживают такие же чувства и устают. В таких случаях нужны люди, которые могут выслушать, дать тепло и поддержку. Люди, которые помогут создать пространство, куда вы сможете вылить свою боль, и не будут осуждать».

Ольга вспоминает, что она была полна сил перед родами и в роль матери входила с хорошим психологическим ресурсом. Но через несколько месяцев началось выгорание, а за ним послеродовая депрессия: «Я все держу в себе, пыталась работать с психологом, но, к сожалению, неудачно. И у меня злость выливается в аутоагрессию. Если я испытываю сильный стресс, то я начинаю вредить себе — могу расковырять пальцы до крови, например: это меня успокаивает. Руки резать не буду, конечно. Но какие‑то навязчивые движения меня успокаивают».

Когда малышу было два месяца, Ольга целовала его в щечку, а он начинал плакать из‑за этого. Со временем она поняла, что сына нельзя лишний раз обнять, потому что ему это неприятно. «Он нам не улыбался. Представьте, что в нашей жизни появился агрессор, как можно его полюбить

Все время Ольга внутренне боролась с собой, переживая постоянные эмоциональные качели — от жалости до ненависти: «Кажется, что вот-вот немножко себя дожму и точно его полюблю. Вроде держишься-держишься — и снова сваливаешься. Ругаешь себя за то, что ничего не получается». При этом Ольга ответственно относится к материнскими обязанностями: много времени тратит на занятия с сыном и воспитание, обходится без криков и наказаний.

Когда в семье Ольги родился младший сын, у старшего появилась ревность. Она боялась оставлять детей одних в комнате даже на пару минут, потому что знала, что старший сын может навредить младшему. Он мог подбежать и ударить малыша своей головой об его голову. «Мне сносило башню в такие моменты, я была готова просто сразу его придушить и выкинуть в окно», — рассказывает Ольга.

Практически у всех матерей есть установка, что детей нужно любить, объясняет Алена Прихидько. Мы живые люди, и у нас могут возникать самые разные эмоции по отношению к детям. Когда мамы начинают себя бичевать за негативные эмоции, они вступают в замкнутый круг: рассердилась на ребенка, отругала его, а потом себя за то, что плохая мать. «Любовь — это эмоция, все эмоции носят кратковременный характер, то есть они не могут длиться долго. Они длятся десятки секунд, а потом сменяют друг друга, — говорит Прихидько. — Любовь — такая же эмоция, как и стыд, радость, страх. И любить ребенка 100% времени невозможно. Уставшей маме сложно испытывать чувство любви, потому что на фоне выгорания у нее возникают другие чувства. Когда ребенок — основная причина усталости, то по отношению к нему мама может испытывать совершенно разные эмоции, в том числе негативные». Например, как объясняет психолог, злость — это абсолютно нормальная негативная реакция матери в ситуации, когда ребенок не слушается, потому что его поведение создает препятствие для нее. Злость возникает тогда, когда мы хотим изменить то, как думает другой человек, и мы хотим, чтобы он начал думать по-другому. Если нас кто‑то не уважает, у нас возникает злость, потому что мы хотим изменить это. Вторая частая причина — несправедливость. И родители чувствуют несправедливость постоянно: они очень много делают для детей, а те не ценят этого и не отвечают взаимностью, потому что пока не способны на это.

Сейчас, спустя три года, Ольга признается, что смогла принять сына: «Мне очень помогла теория привязанности. У него даже поведение стало налаживаться понемногу. От мужа можно уйти, с родителями можно не общаться, а от ребенка никуда не деться. Он уже родился, уже есть, даже если ты от него куда‑то ушла и отказалась (что я вообще себе не могу представить), то он все равно где‑то существует, и ты несешь эту ответственность. С мужем можно развестись и через пару лет уже не знать, где он и что он. С ребенком так не получится».

С теорией привязанности работают многие психологи, которые специализируются на проблемах материнства. Она сводится к тому, что взрослый полностью заботится о ребенке до тех пор, пока тот сам не сможет позаботиться о себе. Когда у взрослого возникает привязанность, он чувствует ответственность за ребенка — это помогает родителю не только ухаживать за ребенком и помогать ему, но и получать от этого процесса удовольствие. При этом привязанность не обязательно должна быть связана с любовью. Согласно этой теории, ребенок, получающий достаточное количество заботы от взрослого, быстрее становится самостоятельным.

На вопрос, любит ли Ольга сына, она честно отвечает: «В течение первых трех лет я искренне признавалась себе, что не любила сына. Но я всегда хотела его любить.

Общалась с друзьями, спрашивала совет. Я поняла, что многие плывут в той же лодке, только не признаются в этом себе. В обществе не принято говорить о нелюбви родителей, особенно матери, к детям».

«Мне бы хотелось, чтобы общество, особенно в России, пересмотрело отношение к матерям и материнству, — говорит Ольга. — Это отношение «родила — сиди дома» чувствуется во всем. Не везде есть пеленальные столики, не везде есть места для ребенка, не везде тебе с детьми рады вообще. И фраза «у всех так» раздражает. Я помню, что мои подруги мне постоянно говорили: «Ну ты чего, дети — это же такая радость». А я думала, что со мной что‑то не так, что я такая ущербная. И получается, что общество порой забивает последний гвоздь в гробик. Я думаю, что смогла бы намного раньше принять сына, если бы в моем окружении было больше неравнодушных людей».

«В какие‑то моменты я просто хочу, чтобы ее не было»

История Анны (имя изменено по просьбе героини)

41 год, живет в Москве, двое детей: старшей дочери — пятнадцать лет, младшему сыну — два года

«Проблемы есть в любом материнстве, но когда ты выращиваешь ребенка без любви к нему — это тюрьма», — говорит Анна. Она родила первую дочь в 26 лет — из‑за проблем с репродуктивным циклом женщина была уверена, что не сможет зачать ребенка без соответствующего лечения. Поэтому новость о беременности стала для нее неожиданностью.

«У меня сильно болел живот, я не могла носить сдавливающую одежду. И думала, что у меня опухоль или рак. В таком состоянии ужасного ужаса я пришла к врачу, и мне сказали, что у меня девятая неделя», — рассказывает женщина. Анна к тому моменту уже задумывалась о родительстве, хоть и не планировала стать матерью в ближайшее время. Но мыслей об аборте у нее не возникало — она знала, что в таком случае у нее слишком высок шанс остаться вовсе без детей.

С отцом ребенка на тот момент Анна рассталась. Он был младше, она не испытывала к нему серьезных чувств. Но после новости о беременности они сошлись, стали жить вместе и вскоре поженились. В то время Анна училась на вечерке в МГУ и бросать учебу ей не хотелось. На помощь пришла мама мужа — все основные обязанности по уходу за ребенком и по дому она взяла на себя.

Почти всю беременность Анна с мужем ждали мальчика — это показывали несколько УЗИ, сделанных в разных клиниках. Но на седьмом месяце они внезапно узнали, что будет девочка: «Кажется, я тогда неделю плакала. То есть да, я поняла, что у меня в животе живая здоровая девочка. Но я оплакивала своего мальчика. Это может казаться смешным, но в тот момент это была трагедия для моего сознания».

«Роды были очень непростые, — вспоминает Анна. — Врач хотела делать мне кесарево, хотя показаний для него не было. А я хотела родить сама. В итоге процесс все равно пошел не самым естественным путем. Я была одна, испугана, мне было больно: я лежала ночью под капельницей, а врач ушла спать. И когда она проснулась, у ребенка уже была гипоксия. Все сразу побежали, повезли меня в операционную, и врач по дороге приговаривала: «Ну вот, я же тебе говорила».

Из‑за осложнений Анна смогла увидеть дочь только через три дня после родов. На фоне всех остальных детей София (имя изменено) для Анны была самой красивой — у малышки были гладкая кожа и длинные ресницы. Но ощущения близости женщина не почувствовала: «Казалось, что мне ее просто выдали. Очень хорошенького, симпатичного младенца. Но причем тут я, было непонятно. Между нами не было никакой связи и никакого ощущения, что я как‑то причастна к ее появлению».

После приезда домой чувство отчужденности к дочке только усилилось. По словам Анны, бабушка всю жизнь хотела дочку, и поэтому была безумно рада внучке. В какой‑то момент Анна почувствовала себя проводником, через которого София пришла в мир для бабушки и отца. Поскольку бабушка практически взяла на себя роль мамы, Анна смогла быстро вернуться в свою обычную жизнь — на учебу и работу, — не тратя много времени на уход за ребенком.

По словам Дарьи Уткиной, чувство отчужденности к ребенку у мамы может возникнуть по разным причинам. Самые частые из них: нежеланный ребенок или неожиданная беременность, беременность вследствие насилия, длительная разлука с ребенком, когда основным взрослым для него становится кто‑то другой, эмоциональное выгорание, сильная усталость, депрессия (не обязательно послеродовая). Иногда чувство отчужденности к ребенку может быть проявлением чувства отчужденности по отношению вообще к любым близким. Чаще всего на формирование такого отношения влияют сразу несколько факторов, связанных как с эмоциональным состоянием мамы и ее опытом, так и с обстоятельствами, в которых она оказывается.

София росла очень высокочувствительной. Анна вспоминает, что когда дочь была ребенком, любая трудность сразу же вызывала у нее истерику. «Меня это раздражало до трясучки, до ненависти. Когда она без остановки истерически орала из‑за какой‑то мелочи, я кричала: «Уберите это от меня».

Когда София подросла, Анна начала понимать, что их с дочерью чувства взаимны: дочка тоже не давала ей столько тепла, сколько бабушке. Наблюдая за тем, как мама мужа относится к ребенку — с безусловной любовью и принятием, — и сравнивая это со своим отношением, Анна стала думать, что она плохая мать: «Я все время думала, что я мать-говно — и ребенок у меня поэтому такой истеричный. У меня постоянно возникали мысли, что я должна ее куда‑то отдать. Думала, пускай бабушка ее удочерит, потому что я очень плохо с ней справляюсь. Я в ужасе, когда меня оставляют одну с ребенком».

«Я ее не люблю, мне с ней тяжело, неинтересно. В какие‑то моменты я просто хочу, чтобы ее не было. Она не приносит мне ничего хорошего, но при этом много чего у меня забирает», — говорит Анна.

Она признается, что бывали случаи, когда она хотела навредить дочери — накричать или отшлепать, при этом хорошо понимая, что это неприемлемые методы воспитания.

С ранних лет бабушка стала брать ребенка на каникулы в Молдавию, где у нее была дача. Анна любила это время и не страдала в разлуке с дочерью. Когда Софии исполнилось десять лет, родители развелись. «После развода у меня случилась настоящая депрессия, но к психиатрии было очень предвзятое отношение. Я думала, что справлюсь сама, но справлялась очень плохо», — рассказывает героиня. Бабушка тогда переехала в Крым, построила там дом и предложила забрать внучку на лето. Анна сразу согласилась, потому что была уверена, что бабушка в Крыму гораздо лучше мамы, которая борется с депрессией, и папы, который не может определиться, как ему жить дальше.

София уехала. Сначала на лето, а потом бабушка предложила ей остаться еще на пару месяцев теплой осени. В итоге наступила зима, София пошла в школу, потом записалась в художественную школу. Каждый раз, когда Анна спрашивала дочку, не хочет ли она вернуться домой, девочка отвечала, что еще немного побудет у бабушки. В итоге совместными обсуждениями было принято решение, что дочь будет приезжать в гости к Анне несколько раз в год.

«Это чувство отчуждения не проходит, и я не уверена, что когда‑нибудь пройдет. Моя дочь — неласковый, неэмпатичный ребенок. С возрастом все становится легче, просто потому что она становится более самостоятельной. С ней можно договориться, можно переключиться на какие‑то другие дела. Уже нет такой тотальной зависимости. Но любовь внезапно не возникнет», — говорит Анна. Она помнит и светлые моменты, проведенные с дочерью, когда ей казалось, что они становятся ближе. И моменты, когда Анна чувствовала любовь по отношению к дочери. Но, по ее словам, это чувство очень хрупкое. И когда случается очередной конфликт, эмоциональные откаты происходят очень быстро.

В последний приезд дочери все так и произошло. Когда София приезжает в Москву, то живет с Анной, ее мужем и младшим братом, к которому она, по словам героини, ревнует. Однажды София захотела встретиться с папой, они с Анной договорились, что днем дочка делает дела по дому, а вечером поедет к папе. Но получилось так, что дома остались только одни ключи. Как только Анна сказала об этом дочери, та сразу заплакала, позвонила отцу и в истерике сказала, что мама запирает ее дома. Бывший муж позвонил Анне и пригрозил полицией, если та немедленно не выпустит ребенка из дома. «Меня всю трясло и колотило, я отпустила ее к папе. А через пару дней через бабушку я узнаю, что дочь собирается жить у отца», — рассказывает женщина.

После этой ситуации Анна написала пост в группе для матерей в фейсбуке с просьбой дать совет: что делать, когда отец ребенка угрожает полицией. Она подробно описала свою историю, и за 15 минут под постом появилось полсотни гневных комментариев о том, что Анна — отвратительная мать, а дочке очень не повезло.

Анна признается, что не чувствуют вины, хотя у нее есть ощущение, будто она должна была ее чувствовать: «Маму, которая отклоняется и не соответствует каким‑то традициям и нормам, будут осуждать. То, что я отдала дочь бабушке, автоматически делает меня монстром, а ее несчастным и бедным ребенком. Но если бы я выращивала ее самостоятельно, убивая свою и ее психику, это было бы правильно?»

«Женщины сожалеют о материнстве по-разному, — объясняет Дарья Уткина. — Довольно мало тех, кто испытывает только это чувство. Чаще это амбивалентные переживания: и сожаление, и любовь, и гнев, и радость. И именно с этим бывает тяжелее всего. Потому что многие считают, что материнство — это только счастье, а все остальные чувства испытывать странно и плохо».

Современным матерям очень важно знать, что злиться на ребенка или жалеть о том, что с появлением ребенка в жизни стало меньше свободы и больше обязанностей, — это нормально.

К младшему сыну у Анны совсем другие чувства. При том что роды были гораздо сложнее, Анна потеряла много крови и попала в реанимацию. Но когда она увидела сына, то сразу почувствовала связь, которой не чувствовала со старшей дочерью: «Были совсем другие ощущения. Сразу появилась включенность: я знала, это мой ребенок, я его родила».

Сейчас Анна сожалеет, что не может испытывать к дочери тех же чувств. Переживает, что дочь не может быть с ней близка так же, как с бабушкой. Но она уверена, что выбрала лучший расклад для себя и для нее.

Анна считает, что включенность в ребенка — это залог счастливого материнства: «Когда она есть, даже если тебе тяжело, ты понимаешь, ради чего ты все это терпишь. А если включенности нет, то это каторга — тебе остается просто ждать, пока ребенок повзрослеет, уйдет во взрослую жизнь, и ты станешь свободна. И нет никаких гарантий, что эта включенность возникнет у каждой мамы. Это нарушение химии может появиться когда угодно. И непонятно, что делать мамам в таких ситуациях. Мне очень помогло знание теории привязанности и понимание, что ребенок таким будет не всегда, она повзрослеет и изменится. И вообще понимание психологии детства и воспитания может помочь снизить уровень неблагоприятного взаимодействия с ребенком. Сейчас я знаю, как сделать наши отношения менее травмирующими и более приемлемыми, и я таким образом сама могу посеять почву для здорового развития своего ребенка».

Как избежать речевых ошибок в сочинении на ОГЭ и ЕГЭ? – Лекторий Ирины Бардыковой

Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:

1. Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах.Жилые комплексы будут построены в новых районах.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость. Успехи сына доставили матери радость.

3. Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное.Он принимал желаемое за действительное.

4. Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год.Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.

5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.

7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа. Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).

8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам.Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9. Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши.При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)

Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию.Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.

11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.

12. Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.

13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

14. Неудачное использование синонимов

Футболисты ушли с поля без голов.Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов

Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других.Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.

16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.

17. Двусмысленность, неоднозначность фразы

Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).

18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)

Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)

Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.

Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.

Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!

1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

 Татьяна любила вставать с зарницей.

 Больной был госпитализирован в больницу.

 Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.

 Речевых ошибок нет

2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я знаю родной город как свои пять пальцев.

 Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

 В том году сильные морозы начались в начале января.

 Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

 Речевых ошибок нет

3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

 Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

 Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.

 В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

 Речевых ошибок нет

4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.

 Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

 Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.

 Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.

 Ошибок нет.

5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.

 Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.

 Наряжая елку, мне вспомнилось детство.

 Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.

 Речевых ошибок нет

6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

 Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.

 Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

 Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.

 Речевых ошибок нет

7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Некоторые люди принимают желательное за действительное.

 Не стоит придавать особого внимания этой информации.

 Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.

 Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.

 Речевых ошибок нет

8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.

 Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

 Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.

 Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.

 Речевых ошибок нет

9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.

 Всю войну она проработала не покладая сил.

 Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.

 В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 Речевых ошибок нет

10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

 Сойдя с поезда, его ждала машина.

 Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.

 В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.

 Речевых ошибок нет

11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.

 Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.

 Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

 Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 Речевых ошибок нет

12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

 Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.

 Делайте как хотите, а я умываю руки.

 Она близко к сердцу ощущает чужое горе.

 Речевых ошибок нет

13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.

 Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

 Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.

 Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

 Ошибок нет.

14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.

 Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

 Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

 Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.

 Речевых ошибок нет

15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.

 Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.

 Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.

 Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.

 Речевых ошибок нет

16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.

 План работы выполнен с хорошим качеством.

 Нас перевели работать в отсталую бригаду.

 Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.

17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.

 Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

 Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.

 Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?

 Употребление лишнего слова (плеоназм)

 Нарушение лексической сочетаемости

 Употребление слова в несвойственном ему значении

 Неудачный оксюморон

19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.

 Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.

 Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.

 Нарушение лексической сочетаемости.

 Соединение несовместимых понятий (алогизм)

20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

 тяжелая проблема

 коснуться о теме дружбы

 привести пример о работе ученых

 писатель русской классики

21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

23. Что такое чистота речи?

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

 Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.

 Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.

 Безошибочное написание слов.

24. Что такое правильность речи?

 Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.

 Чистое, отчетливое произношение звуков.

 Качество, которое воплощает повышенную образность речи.

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

25. В каком случае речь следует считать уместной?

 В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.

 Которая по громкости подходит для данной аудитории.

 В которой нет «словесного мусора».

 Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой


Знания матерей о здоровье детей имеют значение: достаточно ли мы делаем?

J Family Community Med. 2010 янв-апрель; 17(1): 22–28.

doi: 10.4103/1319-1683.68785

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

Справочная информация:

Забота о детях в основном является обязанностью матерей. Несколько исследований показали, что образование матерей оказывает положительное влияние на их знания и практику в вопросах здоровья детей.

Цели:

Исследование было предпринято для оценки уровня знаний матерей по некоторым аспектам охраны здоровья детей и выявления зависимости между их уровнем знаний и количеством лет формального образования, которое они получили.

Материалы и методы:

Была роздана анкета, состоящая из двух частей. Первая часть включала информацию о национальности матери, возрасте, работе, уровне образования и количестве детей, а также источники медицинской информации и роль школьного образования в вопросах здоровья детей. Вторая часть содержала 40 утверждений о различных аспектах здоровья детей. Структурированное интервью с матерями, посещавшими педиатрическую амбулаторную клинику Университетской больницы короля Халида в Эр-Рияде в июле и августе 2007 г., было проведено обученным немедицинским ассистентом с использованием пунктов и утверждений анкеты в качестве основы. . По количеству правильных ответов рассчитывалась оценка знаний. Максимальное количество баллов составляло 40. Удовлетворительным считался произвольный предельный балл 25.

Результаты:

Было заполнено триста семьдесят три анкеты. Средний балл по всей выборке составил 25 (из 40), минимальный полученный балл — 14, а максимальный — 36. Пятьдесят восемь процентов набрали 25 и более баллов. Тщательное изучение отдельных пунктов анкеты выявило значительные и серьезные пробелы в знаниях матери. Статистически значимой корреляции между знаниями матерей по вопросам здоровья детей и уровнем образования, возрастом или количеством детей выявлено не было.

Заключение:

Недостаточные знания матерей по вопросам здоровья ребенка. В настоящее время знания по вопросам здоровья детей, преподаваемые в школах Королевства, недостаточны. Учреждения здравоохранения играют ограниченную роль в санитарном просвещении. Должны быть надлежащие эффективные практические средства распространения информации о здоровье детей среди матерей в нашем сообществе.

Ключевые слова: Здоровье детей, медицинские работники, знания матерей, школьное образование

Уход за детьми в основном является обязанностью матерей. Таким образом, знания матери об уходе за ребенком влияют на характер и качество ухода за ребенком.[1] Несколько исследований показали, что уровень образования матерей оказывает положительное влияние на ее знания и то, как она справляется с вопросами охраны здоровья детей. ' знания. По-видимому, с годами уровень знаний матерей по общим вопросам охраны здоровья детей улучшился очень незначительно, несмотря на многолетнее обучение девочек в стране.

Этот описательный перекрестный опрос был направлен на то, чтобы ответить на следующие вопросы: (1) Каков уровень знаний матерей по некоторым аспектам здоровья ребенка? (2) Каковы основные источники медицинской информации и какие из них наиболее полезны? (3) Существует ли корреляция между уровнем знаний матерей и количеством лет, проведенных в формальном образовании? (4) По мнению матерей, оказывает ли нынешнее формальное образование девочек в школах/колледжах значительное влияние на знания матерей по вопросам здоровья детей.

Анкета, состоящая из двух частей, была разработана автором. Он был пересмотрен и уточнен двумя другими коллегами, имеющими большой опыт работы в педиатрии. Первая часть включала информацию о национальности матерей, возрасте, работе, уровне образования и количестве детей, которые у нее есть, в дополнение к источникам информации о здоровье и роли формального школьного образования в вопросах здоровья детей. Вторая часть содержала 40 утверждений о различных аспектах проблем со здоровьем детей, включая питание, иммунизацию, развитие, предотвращение несчастных случаев, определенные неонатальные и младенческие проблемы или поведение, а также некоторые распространенные детские болезни. К участию в исследовании были приглашены матери, посещавшие педиатрическую амбулаторную клинику Университетской больницы им. короля Халида в Эр-Рияде в июле и августе 2007 года со своими детьми. Те, кто согласился, были опрошены обученным немедицинским научным сотрудником, используя пункты и утверждения анкеты в качестве основы для структурированного интервью. Матерям было четко указано, что участие было добровольным, и их неучастие не окажет негативного влияния на качество ухода за их ребенком в больнице. Матерей просили указать, верно ли каждое утверждение. Они набирали один балл за каждый правильный ответ на вопрос о знаниях и ноль за неправильные ответы и ответы «не знаю». По количеству правильных ответов рассчитывалась оценка знаний. Максимальное количество баллов составляло 40. Удовлетворительным считался произвольный предельный балл 25. Первые 20 заполненных анкет использовались в качестве пилотного теста для оценки ясности языка и уровня информации в анкете. Это привело к некоторым изменениям в анкете. Эти вопросы не были включены в окончательный анализ результатов.

Данные были введены в MS Excel и проанализированы с использованием статистического программного обеспечения SPSS PC + версии 11.5.[14] Описательная статистика, среднее значение, стандартное отклонение и пропорция использовались для количественной оценки исследования и переменных результатов. Критерий хи-квадрат использовался для наблюдения за связью между двумя категориальными переменными. Значение p <0,05 считалось статистически значимым.

Было заполнено триста семьдесят три анкеты. Демографические данные о национальности, возрасте, работе, образовании и количестве детей представлены в . В качестве основного источника медицинской информации 295 (80%) сослались на членов семьи (бабушек, матерей, сестер, родственников и др.), 30 (8,2%) на школу, 68 (17,2%) на ТВ и радио, 60 (16%) на журналы и журналы, 52 ( 14,2 %) цитировали друзей, коллег и других членов общества, 101 (27,1 %) — книги и только 25 (7,1 %) — медицинских работников.

Таблица 1

Демографические данные матерей

Открыть в отдельном окне

Двести двадцать пять (60,6%) матерей считают, что формальное образование девочек в школах и колледжах не обеспечивает достаточного санитарного просвещения детей. На вопрос о том, где можно получить полезную информацию о здоровье ребенка, 287 (77,6%) матерей поддержали увеличение количества занятий по детскому здоровью в школьной программе, 284 (77%) поддержали специальные курсы по детскому здоровью для девочек и женщин. 321 (86,8%) поддержали использование средств массовой информации, а 311 (84,1%) поддержали программы, проводимые медицинскими работниками.

Средний балл знаний по всей выборке составил 25 (из 40), минимальный полученный балл — 14, а максимальный — 36. Двести восемнадцать (58,4%) набрали 25 или более баллов. Мы не обнаружили статистически значимой корреляции между общим баллом по знаниям матерей или любым из пунктов анкеты по знаниям и уровнем образования матерей.

указывает общий балл знаний по отношению к образованию матерей, возрасту и количеству детей. Результаты ответов матерей на отдельные пункты вопросника знаний указаны в .

Таблица 2

Связь между баллами знаний матери и возрастом матери, уровнем образования и количеством детей

Открыть в отдельном окне

Таблица 3

Ответ матери на анкету знаний

Открыть в отдельном окне

Неверные знания по отдельным пунктам анкеты включали 131 (35,1%), которые считали, что лихорадка у детей в большинстве случаев является симптомом серьезного заболевания, 313 (83,9%). %) считали, что лучшим методом лечения ребенка с лихорадкой является купание его в холодной воде или обтирание холодной или ледяной тканью. Вопросы о болезнях, охватываемых национальной программой вакцинации, показали, что 285 (76,4%) считают, что эпидемический паротит не является целевым, 245 (65,7%) считают, что столбняк не является целевым, 203 (54,4%) считают, что коклюш (коклюш) не является целевым. и 241 (64,6%) считали, что национальная программа вакцинации не нацелена на дифтерию. Однако 294 человека (78,8%) считали, что программа нацелена на брюшной тиф. 305 (81,8%) матерей считали, что наилучший курс действий для родителей ребенка, которому должна быть назначена плановая вакцинация, но у которого есть лихорадка, кашель и насморк (симптомы инфекции верхних дыхательных путей), — это отложить вакцинацию. прививку до тех пор, пока у него полностью не исчезнут симптомы. На вопрос о состояниях, которые были расценены врачом как тяжелые и требующие неотложного внимания врача, 176 (47,2%) не видели необходимости в приеме у врача новорожденного, который все время спал и не проявлял интереса к кормлению. . Еще 82 (22%) не согласились с обращением за медицинской помощью ребенку, который постоянно плачет, не спит и у которого болит каждое движение. 301 (80,7%) матерей считали, что появление желтухи в первый день жизни новорожденного физиологично (естественно) и поэтому ничего, кроме более частого кормления и пребывания на солнце, не требуется. Примечательно, что более 30% матерей считали, что новорожденный ребенок, который испражняется после каждого кормления, или новорожденный, который в остальном здоров, но имеет повторяющиеся движения подбородком, или тот, кто напрягается и краснеет во время дефекации , или ребенок, находящийся на грудном вскармливании, который испражняется только один раз в 5 дней, может иметь серьезное заболевание и нуждаться в срочной медицинской помощи.

Что касается практики кормления, 200 (53,6%) матерей считают, что нет ничего плохого в том, чтобы давать ребенку бутылочку молока перед сном в постели или всякий раз, когда он плачет во сне; 90 (24,1%) не согласились с тем, что наиболее приемлемым сроком для начала прикорма для детей является 6-месячный возраст, 225 (60,3%) согласились с принудительным кормлением, когда дети отказывались от еды.

Результаты по вопросам техники безопасности показали, что только 84 (22,5%) матери считают безвредным оставлять младенцев спать с матерями в одной кровати. Сто девяносто (50,9%) считали, что детям не вредно спать на животе в постели (положение для сна на животе). Двести два (59,5%) считали, что помещение ползающего ребенка в ходунки защищает его от бытовых несчастных случаев. Двести пять (55%) считают, что лучшим местом для ребенка/младенца, чтобы сидеть или нести его в машине, были колени матери.

Наши результаты показали, что средний балл выборки, который был чуть выше порогового балла, свидетельствует об удовлетворительном уровне знаний. Оценка была произвольно установлена ​​на уровне 25. Если бы она была зафиксирована на уровне 20, знание более 90% было бы удовлетворительным, с другой стороны, если бы оно было увеличено до 30, знание только 12% было бы удовлетворительным.

При более внимательном рассмотрении некоторых предметов были обнаружены значительные, а иногда и серьезные пробелы в знаниях матерей. Подобные пробелы были зарегистрированы в разных обществах.[7,15–21]

Наши результаты показали, что большинство матерей считали, что лучший метод лечения ребенка с лихорадкой – купание его в холодной воде или растирание льдом. холодная ткань. Это было хуже, чем сообщал Al Eissa 9.0079 и др. , где 50% родителей использовали бы холодную воду и 7% воду со льдом для лечения лихорадки.[22] Impicciatore et al сообщили, что 9% матерей использовали лед для снижения температуры [23].

Знание болезней, охватываемых национальной программой вакцинации, показало, что большая часть матерей не была полностью информирована об определенных заболеваниях, на которые направлена ​​программа. Impicciatore et al сообщили, что только 26% итальянских матерей смогли указать обязательные прививки.[6]

Наши результаты не выявили статистически значимой корреляции между оценкой знаний матерей и их уровнем образования, возрастом или количеством детей. Это похоже на результаты Jan et al (Jeddah, KSA, 2000), которые не обнаружили корреляции между уровнем образования родителей и мерами безопасности[24], но противоречат выводам Moawed et al (Riyadh, KSA, 2000). KSA, 2000), которые обнаружили статистически значимую корреляцию между знаниями матерей и их действиями во время эпизодов диареи у младенцев, а также возрастом, образованием и очередностью рождения матерей.[7] Это также не соответствует Shawky и др. (Jeddah, KSA, 2001), которые сообщили о влиянии материнского образования на уровень детской инвалидности и обнаружили, что риск рождения ребенка-инвалида резко снижается с повышением уровня материнского образования.[9] Одним из возможных объяснений такой разницы в результатах может быть использование различной методологии исследования (отбор выборки, сбор данных и др.).

Вызывает тревогу тот факт, что большинство матерей считали желтуху в первый день жизни новорожденного физиологической (естественной) и требовали не более чем частого кормления и пребывания на солнце. Также беспокоит тот факт, что почти половина не понимала, что новорожденный ребенок, который все время спал и не проявлял интереса к кормлению, мог быть серьезно болен и нуждался в срочном осмотре у врача; еще четверть не понимала, что ребенок, который постоянно плачет, не спит и испытывает боль при каждом движении, настолько болен, что требует срочной медицинской помощи. Донгре и др. из сельской местности Индии сообщили, что 23% матерей не знали о каких-либо опасных признаках у новорожденного, таких как плохое сосание, низкий вес при рождении, вялость/бессознательное состояние, учащенное/затрудненное дыхание. Их назвали опасными признаками 34,4%, 25,8%, 25,5%, 10,3% матерей соответственно, а гипотермию и судороги назвали опасными признаками 10,3% и 8,6% матерей соответственно[16].

Большинство матерей указали членов семьи в качестве основного источника информации о здоровье, что выше, чем сообщает Al Eissa и др. , где около 35% родителей упомянули друзей и родственников в качестве основного источника информации.[22]

Только несколько матерей назвали медицинских работников своим основным источником медицинской информации. В отчете Impecciatore et al из Италии только 42% матерей заявили, что педиатры спонтанно заговорили с ними о вакцинации во время консультации с ребенком.[6] Al Eissa et al сообщили, что только группа из 37% родителей указала медицинский персонал в качестве источника информации. [22] Эти результаты отражают отсутствие активного образовательного вмешательства со стороны профессионалов.[22]

Обнадеживает тот факт, что более трех четвертей матерей считают, что спать с детьми в одной постели вредно. Это противоречит выводам Jan et al , согласно которым 75% матерей сообщили, что спят рядом со своими младенцами в одной постели, хотя трудно понять, были ли матери вынуждены делать это по социальным обстоятельствам или они верили в это. было безопаснее для их младенца.[24]

Немногие матери назвали школы основным источником медицинской информации. Около двух третей считали, что школы не предоставляют достаточной информации о здоровье детей, и более двух третей поддержали включение вопросов здоровья детей в школьную программу.

Согласно Кольбе, поведение и отношение к здоровью, зародившиеся в детстве, были причиной большинства смертей, болезней и инвалидности. Комплексные программы санитарного просвещения в школах представляют собой один из эффективных способов дать учащимся знания и навыки по предотвращению вредного для здоровья поведения. [25]

Несколько предыдущих исследований подчеркивали, что санитарное просвещение в школьных программах было недостаточным[26] и что знания школьниц и студентов университетов по вопросам здоровья были недостаточными[27–30] 9.0003

Кроме того, исследования показали, что школьные учителя не были подготовлены для проведения санитарного просвещения в школах.[26,31] Учебная программа их колледжей не подходила им для такой роли[29], и поэтому учителя воздерживались от преподавания медицинских предметов.[ 32]

Согласно Саммерфилду и другим, санитарное просвещение работает. Сотни исследований оценивали санитарное просвещение и пришли к выводу, что оно было эффективным, но его эффективность зависела от таких факторов, как подготовка учителей, полнота программы здравоохранения, время, отведенное на обучение, участие семьи и поддержка сообщества[25,32–34] 9.0003

Ответственность за санитарное просвещение не должна возлагаться исключительно на школы. В дополнение ко всем другим секторам общества важную роль в санитарном просвещении должны играть медицинские работники и другие медицинские учреждения.

Milaat et al , Agble et al и Kari et al сообщили об успешном привлечении медицинского персонала и студентов-медиков к целевым занятиям по санитарному просвещению школьников и студентов университетов.[26,30,35] Такие усилия могут оказаться более эффективными, чем формальные общие занятия по санитарному просвещению, проводимые незаинтересованными, лишенными энтузиазма, неподготовленными школьными учителями. Советы медицинских работников хорошо сказываются на пациентах и ​​их родителях.[36] Каждое посещение медицинского работника или каждого медицинского учреждения или учреждения пациентами/родителями должно быть возможностью для прохождения краткого курса санитарного просвещения.

Возможные ограничения исследования заключаются в том, что выборка отобранных матерей могла не быть репрезентативной для сообщества; матери, вызвавшиеся участвовать в опросе, могут оказаться отличными от не участвовавших в нем. Неизвестно, серьезно ли относились респонденты к заполнению анкеты и повлиял ли научный сотрудник на ответы матерей на анкеты.

Исследование выявило значительные пробелы в знаниях матерей по некоторым вопросам здоровья ребенка. Он также показал, что санитарное просвещение в школах было недостаточным, а также выявил ограниченное участие медицинского персонала и учреждений в санитарном просвещении.

Существует потребность в программах санитарного просвещения, ориентированных на старшеклассниц, студентов университетов, матерей и других лиц, обеспечивающих уход (например, отцов). Их должен проводить обученный персонал на занятиях, курсах и специальных занятиях. Кроме того, необходимо реформировать медицинские учреждения, чтобы санитарное просвещение стало важной и обязательной частью оказания медицинской помощи. Участие в этой образовательной деятельности должно быть обязательным требованием для выдачи лицензии на занятие практикой.

Автор хотел бы поблагодарить д-ра Халида Аль-Мобайрика и д-ра Абдуллу Аль-Ангари за помощь в разработке вопросника, г-жу Латифу Абунайян за сбор данных, г-на Наимудина Абдулкадера за ввод данных, д-ра Шаффи Шейх за помощь. в области статистического анализа, г-же Лойде М. Сесе и г-же Лизе Антонио за секретарскую помощь. Я также очень благодарен профессору Мустафе Салиху, профессору Забиди Хусейну и профессору Джамалу Аль Джараллаху за рецензирование рукописи.

Источник поддержки: ноль

Конфликт интересов: ноль

1. Камау-Туита Ф., Омвега А.М., Муита Дж.В. Практика ухода за детьми и статус питания детей в возрасте 0–2 лет в Тике, Кения. East Afr Med J. 2002; 79: 524–9. [PubMed] [Google Scholar]

2. Birenbaum E, Fuchs C, Reichman B. Демографические факторы, влияющие на начало грудного вскармливания среди городского населения Израиля. Педиатрия. 1989; 83: 519–23. [PubMed] [Google Scholar]

3. Yeung DL, Pennel Md, Leung M, Hall J. Грудное вскармливание: распространенность и влияющие факторы. Может J Общественное здравоохранение. 1981;72:323–30. [PubMed] [Google Scholar]

4. Колахи А.А., Тахмуресде С. Первые фебрильные судороги: исследование знаний, отношения и беспокойства матерей пациентов. Eur J Педиатр. 2009; 168:167–71. [PubMed] [Google Scholar]

5. Vereecken CA, Kaulelier E, Maes L. Влияние образовательного уровня матери на практику воспитания детей и пищевые привычки маленьких детей. Аппетит. 2004; 43:93–103. [PubMed] [Google Scholar]

6. Impicciatore P, Bosetti C, Schiavio S, Pandolfini C, Bonati M. Матери как активные партнеры в профилактике детских болезней: Материнские факторы, связанные со статусом иммунизации детей дошкольного возраста в Италии. Пред. мед. 2000;3л:49–55. [PubMed] [Google Scholar]

7. Moawed SA, Saeed AA. Знание и практика матерей в отношении эпизодов диареи у младенцев. Saudi Med J. 2000; 21:1147–51. [PubMed] [Google Scholar]

8. McCune YD, Richardson MM, Powell JA. Проблемы психосоциального здоровья в педиатрической практике: знания и опасения родителей. Педиатрия. 1984; 74: 183–90. [PubMed] [Google Scholar]

9. Shawky S, Milaat WM, Abalkhail BA, Soliman NK. Влияние материнского образования на уровень детской инвалидности. Саудовская Медицина J. 2001; 22:39–43. [PubMed] [Google Scholar]

10. Akpabio A, Klausner CP, Inglehart MR. Знания матерей/опекунов об охране здоровья полости рта детей. Джей Дент Хайг. 2008;82:12. [PubMed] [Google Scholar]

11. Thein MM, Lee J, Yoong T. Информация о скрининге развития у матерей, посещающих клинику охраны здоровья матери и ребенка в Сингапуре. Энн Академ Мед Сингапур. 1992; 21: 735–40. [PubMed] [Google Scholar]

12. Рахман М.М., Ислам М.А., Махаланабис Д. Знания матерей о заболеваниях, которые можно предотвратить с помощью вакцин, и охвате иммунизацией населения с высоким уровнем неграмотности. J Trop Педиатр. 1995;4л:376–378. [PubMed] [Google Scholar]

13. Саид А.А., Бани И.А. Распространенность и корреляты острых респираторных инфекций у детей в возрасте до двух лет. Saudi Med J. 2000; 21:1152–6. [PubMed] [Google Scholar]

14. SPSS Inc. SPSS для Windows. 11.0.1 изд. Чикаго, Иллинойс: SPSS Inc; 2001. [Google Scholar]

15. Суббиа Н. Знание матерей о предотвращении детских несчастных случаев - исследование с особым упором на выбранный район Нью-Дели. Нурс Дж. Индия. 2006;97: 229–31. [PubMed] [Google Scholar]

16. Донгре А.Р., Дешмукх П.Р., Гарг Б.С. Восприятие и обращение за медицинской помощью в отношении признаков опасности для новорожденных среди матерей в сельской местности Вардха. Индийский J Педиатр. 2008;75:325–9. [PubMed] [Google Scholar]

17. Блинкхорн А.С., Уэйнрайт-Стрингер Ю.М., Холлоуэй П.Дж. Знания и отношение к стоматологическому здоровью регулярно посещающих матерей детей дошкольного возраста из группы высокого риска. Инт Дент Дж. 2001; 51: 435–8. [PubMed] [Google Scholar]

18. Бейкер Л.М., Уилсон Ф.Л., Нордстрем К.К., Легванд С. Знания и информационные потребности матери в отношении иммунизации детей. Вопросы Compr Pediatr Nurs. 2007;30:39–53. [PubMed] [Google Scholar]

19. Linder N, Sirota L, Snapir A, Eisen I, Davidovitch N, Kaplan G, et al. Знания родителей о лечении лихорадки у детей. Isr Med Assoc J. 1999; 1:158–60. [PubMed] [Google Scholar]

20. Аль Нури Л., Башир К. Восприятие матерями лихорадки у детей. J Trop Педиатр. 2006; 52:113–6. [PubMed] [Google Scholar]

21. Parmar RC, Sahu DR, Bavdekar SB. Знание, отношение и практика родителей детей с фебрильными судорогами. J Постград Мед. 2000;47:19–23. [PubMed] [Google Scholar]

22. аль-Эйсса Ю.А., аль-Замиль Ф.А., аль-Сани А.М., аль-Саллум А.А., аль-Тувайри Х.М., аль-Абдали Н.М. и др. Домашнее лечение лихорадки у детей: рациональное или ритуальное? Int J Clin Pract. 2000; 54: 138–42. [PubMed] [Google Scholar]

23. Impicciatore P, Nannini S, Pandolfini C, Bonati M. Знание матери, отношение и лечение лихорадки у детей дошкольного возраста в Италии. Пред. мед. 1998; 27: 268–73. [PubMed] [Google Scholar]

24. Ян М.М., Хасанаин Ф.Х., Аль-Даббах А.А. Практика родителей по обеспечению безопасности младенцев и детей. Saudi Med J. 2000; 21:1142–6. [PubMed] [Академия Google]

25. Кольбе Л.Ю. Необходимая стратегия для улучшения здоровья и образования американцев. Пред. мед. 1993; 22:1–17. [PubMed] [Google Scholar]

26. Milaat WA, Al Bar HM. Обучение учениц вопросам репродуктивного здоровья в Джидде: роль школьных работников. Saudi Med J. 1998; 19:185–8. [PubMed] [Google Scholar]

27. Al Almaie S. Знание здорового питания среди подростков в восточной части Саудовской Аравии. Энн Сауди Мед. 2005; 25: 294–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Аль-Дабал Б.К. Грудное вскармливание: знания и отношение студенток. Saudi Med J. 1998; 19: 437–40. [PubMed] [Google Scholar]

29. Милаат В.А., Аль Бар Х.С., Габрах Т.М., Абалхаил Б.С. Факторы, влияющие на знания и практику школьниц женского пола по вопросам репродуктивной жизни в Джидде, Саудовская Аравия. Saudi Med J. 1996; 17: 704–8. [Google Scholar]

30. Кари Дж. А., Бардиси Э. С., Байталмал Р. М., Аджили Г. А. Осведомленность о фолиевой кислоте среди студенток колледжей. Профилактика дефектов нервной трубки. Саудовская Медицина J. 2008; 29: 1749–51. [PubMed] [Google Scholar]

31. Alnasir FA. Отношение к здоровью школьных учителей. Saudi Med J. 2004; 25: 326–30. [PubMed] [Google Scholar]

32. Саммерфилд Л.М. Национальные стандарты школьного санитарного просвещения. ЭРИК Дайджест. [Последний доступ 22 марта 2009 г.]. Доступна с: http://ericdigest.org/1996-2-/health.html.

33. Алленсворт Д.Д. Санитарное просвещение: современное состояние. Дж. Ш. Здоровье. 1993; 63:14–20. [PubMed] [Google Scholar]

34. Лавин А.Т. Всестороннее школьное санитарное просвещение: барьеры и возможности. Дж. Ш. Здоровье. 1993;63:24–7. [PubMed] [Google Scholar]

35. Agble YM, Arafa M. Санитарное просвещение в школах: опыт Tabuk. Saudi Med J. 1999; 20: 649–50. [PubMed] [Google Scholar]

36. Де Шато П., Холмберг Х., Якобссон К., Винберг Дж. Изучение факторов, способствующих и подавляющих лактацию. Dev Med Child Neurol. 1997; 19: 575–84. [PubMed] [Google Scholar]

Новорожденным нужна забота, но и новым мамам тоже

Я тоже имею значение. Я тоже человек. Я ценен. Я весь мир ребенка, поэтому мне нужно, чтобы меня видели, чтобы я не потерял себя.

От Анна Магнуссен 12 сентября 2019 г.

маринование кристаллов/Twenty20

В день, когда я родила первого сына, я стала матерью. Я вошла в материнство с энтузиазмом — я чувствовала, что это то, кем я должна быть. Когда мы возвращались домой из больницы, люди подходили к нам как никогда раньше. Рождение новорожденного приносит волнение всем вокруг.

И да, все хотят подержать ребенка. Мне нравилось видеть, как все держат его, прижимают к себе и дарят ему всю любовь в мире. Я чувствовал гордость.

После того, как я родила третьего ребенка, первым, кто встретил нашего новорожденного, была моя свекровь. Я видел, как она влюбилась в моего ребенка, и я снова был так горд видеть, как это произошло.

Все, что имело значение, это ребенок.

Только когда моя свекровь собиралась уходить, меня осенило. Я стал невидимым после родов? Была ли я просто человеком позади ребенка, а не рядом с ним?

Она подбежала ко мне и сказала: «О, мне очень жаль. Не знаю, ясно ли я выразилась, но отличная работа, мама! Я так тобой горжусь! Вы сделали этого ребенка, как ВЫ чувство? ВЫ в порядке?»

Я тоже имею значение. Я тоже человек. Я ценен. Я — весь мир ребенка, и мне нужно, чтобы меня видели, чтобы я не потеряла себя.

Когда мы станем невидимыми? Это момент, когда люди говорят: «Я иду посмотреть на ребенка…»?

Слова моей свекрови изменили ситуацию — она тоже меня увидела. Со всеми эмоциями, которые у меня были, я нуждался в том, чтобы меня увидели. Меня нужно было удержать. Мне не нужно много внимания, я хочу, чтобы люди были с моим новорожденным, но меня тоже нужно обнимать, иногда немного, иногда много.

Потому что вот в чем дело, через 10 лет малыш не вспомнит, кто их первый держал, а вот мама навсегда запомнит, кто ее держал.

Чтобы воспитать ребенка, нужна деревня, но я считаю, что нужна деревня, чтобы вырастить и мать. Стать матерью — это всегда новый опыт, будь то ваш первый или четвертый ребенок.

Материнство может быть пугающим, ошеломляющим, одиноким, утомительным, утомительным и ох как тяжело.

Материнство — это постоянное принятие решений, воспоминания, пробы и ошибки.

Мы стремимся воспитать наших детей так, чтобы они чувствовали себя любимыми и счастливыми. Мы, как матери, делаем все, что в наших силах, с тем, что у нас есть. Но мы не должны быть одиноки в этом.

Быть подавленным — это нормально. Это нормально просить о помощи. Это более чем нормально, это может быть лучшим решением, которое вы когда-либо примете. Сильная мать — это не та, которая никогда не просит о помощи, а та, которая понимает, когда ей это нужно, и имеет смелость ее выразить.

Нам нужна деревня. Люди, которые могут поддержать нас, заставить нас смеяться, любят нас, говорят нам, что они были там, и дарят нам улыбку. Нам просто нужен кто-то, кто держит нас, матерей.

И прекрасно то, что система поддержки не должна содержать 20 ваших самых близких друзей и членов семьи.

Незнакомец в продуктовом магазине, который понимающе улыбается, когда ваш малыш закатывает истерику, находится в вашей деревне.

Персонал дошкольного учреждения, который успокаивает вашего плачущего ребенка, когда вы его подвозите, находится в вашей деревне.

Ваш сосед, который приходит и читает книгу для вашего новорожденного, чтобы вы могли пойти в туалет в одиночестве, находится в вашей деревне.

До того, как у меня появились дети, я никогда не знала, как важно для матери быть на руках. Но теперь я знаю. Так что держите ее. И она тоже задержит тебя.

[Примечание редактора: заголовок этого эссе был обновлен. Предыдущий заголовок — «Все хотят подержать ребенка, кто будет держать мать?» — это название работы лицензированного социального работника, сертифицированного международного совета консультанта по грудному вскармливанию и национального и регионального докладчика Джабины Коулман.


Learn more