Ребенок слышит но не говорит


как стимулировать речь у малышей


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка не появляется речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказала, почему дети не говорят, когда уже пора, и стоит ли родителям бить тревогу. 

Откуда у детей задержка речевого развития

Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:

Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные. 

Органические факторы

К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:

Спровоцировать отставание речевого развития также могут:

Социальные факторы

Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости. 

Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно. 

Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Как врачи распознают и классифицируют ЗРР 

Понять, что есть проблемы с речью, можно довольно рано. Если ребенок в год не говорит десяток простых слов — это уже признак ЗРР.  

Предварительный диагноз ставит врач-невролог ребенку до трех-четырех лет на основании соответствия возрастным нормам. После четырех лет детям неврологический диагноз уточняют. Для диагностирования нужно провести медицинские обследования, проанализировать речь и поведение ребенка. 

Врачи выделяют несколько видов задержки речи:

У малыша отстают сроки говорения при полностью сохранном интеллекте и хорошем понимании речи окружающих. Такая задержка возникает, если ребенок ослаблен, много болел или свою роль сыграли неблагоприятные социальные факторы. 

Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, использует жесты, но молчит, то это моторная алалия. Если ребенок не говорит и при этом не понимает, о чем с ним говорят, то можно говорить о сенсорной алалии.

До года ребенок может не отличаться от сверстников: он будет также «гулить», издавать звуки. Проблемы проявляются к концу первого года жизни: ребенок замолкает, исчезает лепет и гуление. 

Задержка речи при аутизме отличается от других видов отставаний. Проблемы у ребенка с аутизмом возникают из-за нарушения коммуникации, что в принципе влияет на его социальное взаимодействие. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению, так как им это неинтересно. 

Важно, как можно раньше распознать проблему, назначить лечение и педагогическую коррекцию у специалистов:

Поэтому при любых подозрениях на ЗРР родителям нужно посетить врача, а не ждать, когда ребенок сам «разговорится». 

Как устранить задержку речевого развития

  1. Формируем правильную речевую среду

Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи.  

Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация. 

Важно:

  1. Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность

Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур.

После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова. 

Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики. 

Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.

На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.

  1. Выбираем правильные игрушки для развития речи 

Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:

Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи. 

 


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.

Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к трём годам их чадо так и не разговорилось.

Чем характеризуется такое состояние:

  1. ребенок совсем не говорит;
  2. в речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания;
  3. после трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

  1. Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
  2. Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
  3. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
  4. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

Дата публикации: 08.02.2017. Последнее изменение: 02.08.2022.

Что нормально, что следует оценить

Обычный двухлетний ребенок может сказать около 50 слов и говорить предложениями из двух и трех слов. К 3 годам их словарный запас увеличивается примерно до 1000 слов, и они говорят предложениями из трех и четырех слов.

Если ваш малыш не достиг этих вех, у него может быть задержка речи. Вехи развития помогают оценить прогресс вашего ребенка, но это всего лишь общие рекомендации. Дети развиваются в своем темпе.

Если у вашего ребенка задержка речи, это не всегда означает, что что-то не так. Возможно, у вас просто поздний расцвет, который в мгновение ока заговорит вам на ухо. Задержка речи также может быть связана с потерей слуха или основными неврологическими нарушениями или нарушениями развития.

Многие типы задержки речи можно эффективно устранить. Продолжайте читать, чтобы узнать о признаках задержки речи у малышей, раннем вмешательстве и о том, как вы можете помочь.

Чем отличаются задержки речи и языка

Хотя эти два заболевания часто трудно отличить друг от друга — и их часто называют вместе — существуют некоторые различия между задержкой речи и языка.

Речь — это физический акт воспроизведения звуков и произнесения слов. Малыш с задержкой речи может пытаться, но у него возникают проблемы с формированием правильных звуков для составления слов. Задержка речи не связана с пониманием или невербальной коммуникацией.

Задержка речи связана с пониманием и общением как вербально, так и невербально. Малыш с задержкой речи может издавать правильные звуки и произносить некоторые слова, но он не может составлять осмысленные фразы или предложения. Им может быть трудно понять других.

У детей может быть задержка речи или задержка речи, но иногда эти два состояния совпадают.

Если вы не знаете, какой из них может быть у вашего ребенка, не волнуйтесь. Нет необходимости делать различие, чтобы пройти обследование и начать лечение.

Речевые и языковые навыки начинаются с воркования младенца. По прошествии месяцев кажущаяся бессмысленной болтовня превращается в первое понятное слово.

Задержка речи — это когда малыш еще не освоил типичные этапы развития речи. Дети развиваются в соответствии со своим графиком. Небольшое опоздание с разговором не обязательно означает наличие серьезной проблемы.

Что характерно для 3-летнего ребенка?

Типичный трехлетний ребенок может:

Люди, которые проводят больше всего времени с малышами, как правило, лучше их понимают. От 50 до 90 процентов 3-летних детей могут говорить достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди большую часть времени могли их понять.

Если ребенок не воркует и не издает других звуков в возрасте 2 месяцев, это может быть самым ранним признаком задержки речи. К 18 месяцам большинство детей могут использовать простые слова, такие как «мама» или «папа». Признаки задержки речи у детей старшего возраста:

Задержка речи может означать, что их расписание немного отличается, и они догонят. Но речевые или языковые задержки также могут кое-что сказать об общем физическом и интеллектуальном развитии. Вот несколько примеров.

Проблемы со ртом

Задержка речи может указывать на проблемы со ртом, языком или небом. При состоянии, называемом анкилоглоссией (узией языка), язык соединен с дном рта. Это может затруднить воспроизведение определенных звуков, в частности:

9000

Речевые и языковые расстройства

У 3-летнего ребенка, который может понимать и невербально общаться, но не может произнести много слов, может наблюдаться задержка речи. Тот, кто может сказать несколько слов, но не может сложить их в понятные фразы, может иметь языковую задержку.

Некоторые речевые и языковые расстройства затрагивают функцию мозга и могут указывать на неспособность к обучению. Одной из причин задержки речи, языка и других нарушений развития являются преждевременные роды.

Детская речевая апраксия — это физическое расстройство, которое затрудняет формирование звуков в правильной последовательности для образования слов. Это не влияет на невербальное общение или понимание языка.

Потеря слуха

Малыш, который плохо слышит или слышит искаженную речь, скорее всего, будет иметь трудности с формированием слов.

Одним из признаков потери слуха является то, что ваш ребенок не узнает человека или предмет, когда вы их называете, но узнает, если вы используете жесты.

Однако признаки потери слуха могут быть очень незаметными. Иногда задержка речи или языка может быть единственным заметным признаком.

Отсутствие стимуляции

Мы учимся говорить, чтобы участвовать в разговоре. Трудно уловить речь, если никто не взаимодействует с вами.

Окружающая среда играет решающую роль в развитии речи и языка. Жестокое обращение, пренебрежение или отсутствие вербальной стимуляции могут помешать ребенку достичь вех развития.

Расстройство аутистического спектра

Речевые и языковые проблемы очень часто наблюдаются при расстройствах аутистического спектра. Другие признаки могут включать:

Неврологические проблемы

Некоторые неврологические расстройства могут поражать мышцы, необходимые для речи. К ним относятся:

В случае церебрального паралича потеря слуха или другие нарушения развития также могут влиять на речь.

Умственная отсталость

Речь может быть задержана из-за умственной отсталости. Если ваш ребенок не говорит, это может быть когнитивная проблема, а не неспособность образовывать слова.

Поскольку дети младшего возраста развиваются по-разному, бывает сложно отличить задержку от развития речи или языкового расстройства.

От 10 до 20 процентов детей в возрасте 2 лет поздно начинают говорить, причем мальчики в три раза чаще попадают в эту группу. У большинства на самом деле нет речевого или языкового расстройства, и они обнаруживаются к 3 годам.

Ваш педиатр задаст вопросы о речевых и языковых возможностях вашего малыша, а также о других этапах развития и поведения.

Они осмотрят рот, небо и язык вашего ребенка. Они также могут захотеть проверить слух вашего малыша. Даже если кажется, что ваш ребенок реагирует на звук, возможна потеря слуха, из-за которой слова звучат невнятно.

В зависимости от первоначальных результатов педиатр может направить вас к другим специалистам для более тщательного обследования. Среди них могут быть:

логопед

Лечение первой линии – логопедия. Если речь является единственной задержкой развития, это может быть единственным необходимым лечением.

Превосходный внешний вид. При раннем вмешательстве у вашего ребенка может быть нормальная речь к моменту поступления в школу.

Логопедия также может быть эффективной частью общего плана лечения при наличии другого диагноза. Логопед будет работать непосредственно с вашим ребенком, а также проинструктирует вас, как помочь.

Службы раннего вмешательства

Исследования показывают, что задержка речи и языка в возрасте от 2,5 до 5 лет может привести к трудностям с чтением в начальной школе.

Задержка речи также может привести к проблемам с поведением и социализацией. По диагнозу врача ваш трехлетний ребенок может иметь право на получение услуг раннего вмешательства до того, как он пойдет в школу.

Лечение основного заболевания

Если задержка речи связана с основным заболеванием или возникает при сопутствующем расстройстве, важно также решить эти проблемы. Это может включать:

речь вашего малыша:

Вполне может быть, что все в порядке, и ваш ребенок доберется туда в свое время. Но иногда задержка речи может сигнализировать о других проблемах, таких как потеря слуха или другие задержки развития.

В этом случае лучше всего обратиться за помощью на ранней стадии. Если ваш ребенок не достигает речевых вех, запишитесь на прием к педиатру.

А пока продолжайте говорить, читать и петь, чтобы стимулировать речь вашего малыша.

Задержка речи у детей младшего возраста означает, что они не достигли вехи речи для определенного возраста.

Иногда задержка речи возникает из-за основного заболевания, требующего лечения. В этих случаях речевую или языковую терапию можно использовать в сочетании с другими методами лечения.

Многие малыши начинают говорить раньше или позже среднего, поэтому это не всегда повод для беспокойства. Если у вас есть вопросы о речевых или языковых способностях вашего ребенка, обратитесь к педиатру. В зависимости от своих выводов они могут направить вас к соответствующим ресурсам.

Раннее вмешательство при задержке речи может помочь вашему 3-летнему ребенку вовремя пойти в школу.

Задержка развития речи или языка (для родителей)

Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и начинают говорить, может варьироваться. Немного знаний о развитии речи и языка может помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.

Чем отличаются речь и язык?

Что такое задержки речи или языка?

Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются. Например:

Каковы признаки задержки речи или языка?

Ребенок, который не реагирует на звук или издает звуки, должен быть немедленно осмотрен врачом. Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь вехи речи или языка, или есть проблема.

Вот на что стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:

Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка труднее понять, чем ожидается для его возраста:

Что вызывает задержку речи или языка?

Задержка речи может быть вызвана:

Многие дети с задержкой речи имеют проблемы с орально-моторной функцией. Это происходит, когда есть проблемы в областях мозга, отвечающих за речь. Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.

Проблемы со слухом также могут повлиять на речь. Таким образом, отоларинголог должен проверить слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. У детей с проблемами слуха могут возникнуть проблемы с речью, пониманием, имитацией и использованием языка.

Ушные инфекции , особенно хронические инфекции, могут повлиять на слух. Но пока есть нормальный слух на одно ухо, речь и язык будут развиваться нормально.

Как диагностируются задержки речи или языка?

Если у вашего ребенка могут возникнуть проблемы, важно немедленно обратиться к логопеду. Вы можете найти логопеда самостоятельно или попросить своего лечащего врача направить вас к нему.

SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.

SLP также проверит:

По результатам обследования логопед может порекомендовать вашему ребенку логопедическую терапию .

Как помогает логопед?

Логопед будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить речевые и языковые навыки, и покажет вам, что делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.

Чем могут помочь родители?

Родители играют важную роль в оказании помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.

Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома: