Из книги "Пойми меня, мама"
Бывает, что ребенок плачет при расставании с мамой и в год, и в два, и в три. "Почему он не взрослеет?" — удивляется мама, надевая пальто уже на лестнице, чтобы не пришлось прощаться с ребенком и видеть его слез. Что именно чувствует ребенок при расставании с мамой и как отлучаться из дома правильно?
"Убегаю из дома, пока не видит. Иначе — слезы, истерика".
"Даже дома ни на шаг не отпускает меня. В туалет и то вместе ходим. А в душ могу сходить, только когда папа мультиками отвлечет".
"Ходит за мной хвостиком по дому, даже в соседнюю комнату не могу уйти. Ничего без него не сделать".
"Не могу его ни с кем оставить — сразу истерика и капризы".
Так говорят мамы. Эта проблема актуальна с младенчества ребенка, потому что порой очень хочется спокойно поесть, принять душ, выйти на прогулку. Она обостряется, когда малышу исполняется два-три года и кажется, что он большой, самостоятельный, может сам играть, есть, даже одеваться и так взросло рассуждает. А вот маму не отпускает ни на шаг. Почему так происходит?
Для младенца с самого рождения чувствовать маму рядом — базовая потребность. Мама — это еда, тепло, безопасность. В результате эволюции выживали дети, которые не отпускали своих мам далеко, подзывали их громким криком, не желали оставаться одни.
Эти мощные программы заложены и в наших детях. Младенец не осознает, что мама вышла в соседнюю комнату на минутку, а он лежит в безопасной кровати, никакая гиена не прибежит и не съест его; что он не скатится с обрыва в пропасть, а мама о нем помнит и не бросит его одного погибать от холода и голода.
Для малыша на первом году жизни очень важно чувствовать маму: видеть, слышать, касаться, ощущать ее запах, вкус молока. Именно на этом уровне формируется привязанность к маме, которая потом разовьется в теплые и доверительные отношения. Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела.
Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?
У ребенка примерно лет до трех (иногда дольше) сильна потребность быть рядом с мамой. Да, он уже способен оставаться без нее в знакомой безопасной обстановке, особенно если увлечен интересным занятием, может сам уходить от нее на приличное расстояние.
Но важно понимать, что ему довольно часто нужна "проверка связи". Наверняка многие мамы деток этого возраста замечали, что даже очень увлеченный ребенок периодически подбегает, чтобы что-то показать, рассказать или взять. А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях.
И это нормально, даже хорошо. Скажите честно, вам хотелось бы, чтобы подросший ребенок делился с вами своими проблемами или не посвящал вас в них совсем?
Обратите внимание, что ребенок может оставаться без мамы именно в безопасной обстановке, а ощущение безопасности дает прежде всего тот, с кем ребенок остается. Для двух-трехлетки это человек, с которым он хорошо знаком, кому доверяет и к которому сформирована привязанность. Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней.
Мамы часто делают сильный упор на объяснения, почему им нужно уходить, и рассчитывают, что ребенок их поймет. Конечно, важно рассказывать, куда вы идете и что будете делать. Это поможет ребенку пережить разлуку, но надеяться на аргументы "маме нужно на работу, чтобы зарабатывать денежки" не слишком разумно. Ведь так мы стараемся задействовать логику, сформировать у ребенка понимание, зачем ему оставаться без мамы.
Но малыш не способен в полной мере осознать, зачем и куда уходит мама, не может представить, что мама где-то в другом месте, что она помнит о нем и любит его. Ребенку такого возраста нужны подтверждения и напоминания, которые помогают поддерживать невидимую связь с мамой.
Кроме того, малыш плохо представляет себе длительность временных промежутков, не может осознать, сколько времени мама будет отсутствовать. Особенно трудно дается понимание прошедшего и будущего времени. То есть объяснения из разряда "мама вернется через два часа" не помогают ребенку осознать, что мама вернется или когда это произойдет.
Исходя из этих знаний, попробуйте представить, что самый близкий человек, которого вы любите, от которого зависит ваше благополучие, а может быть и жизнь, вдруг ушел куда-то — и вы не можете представить, куда, когда вернется; с ним нет никакой связи, и вы не знаете, кому звонить, как узнать о его судьбе. Страшно, правда? Тревожно, неуютно, небезопасно.
У ребенка в описываемой ситуации возникает очень много чувств и эмоций, которые он не может удерживать в себе в силу незрелости. Он тут же начинает плакать, истерить, кричать. Ему неинтересны игры и развлечения. А когда мама возвращается, он делает все возможное, чтобы не выпускать ее из поля зрения и чтобы подобная ситуация не повторилась.
Единственное, на что может опереться ребенок, — собственный опыт расставания с мамой. Именно он определяет реакцию ребенка на каждый мамин уход и на то, как он будет переживать расставание. Если к двум-трем годам такой опыт невелик, то есть мама не отлучалась из дома без ребенка, не оставляла его под присмотром надежного взрослого, резкие и длительные расставания могут быть восприняты ребенком очень остро.
Самый неудачный вариант — когда мама исчезает для ребенка внезапно, то есть не прощается перед уходом, чтобы не видеть слез и истерики, потому что ей кажется, что ребенок не заметит ухода мамы и проще переживет расставание.
Но мы помним, что в этом возрасте ребенку важно постоянно "проверять связь", и если мама исчезает внезапно, да еще надолго, не оставляя возможности эту связь проверить (хотя бы созвониться, увидеть маму на фото, поговорить о ней), для ребенка ситуация становится небезопасной. А значит, он будет усиленно стараться не допустить этого в следующий раз. Особенно чувствительные дети, имея подобный опыт, потом цепляются за маму, не отпуская ее даже в соседнюю комнату.
Источник: https://www.7ya.ru/article/Rebenok-ne-otpuskaet-mamu-chto-delat/
Для матерей впервые оставить ребенка с няней или родственниками — не меньший стресс, чем для самого младенца. Как долго он будет плакать? А если не сможет успокоиться? И вдруг они без меня не справятся? Такое состояние называется сепарационной тревогой. Детский психолог Ксения Несютина рассказала нам, как научиться правильно прощаться — чтобы и мама была спокойна, и у ребенка не возникло проблем с привязанностью.
Люди всех возрастов сталкиваются с тревогой при расставании, прощании, переездах, окончании определенных этапов жизни. Это и есть сепарационная тревога. Взрослые умеют справляться с любым расставанием, если они выработали соответствующий навык в детстве. Дети с тревогой во время расставаний эмоционально справляться не умеют. Когда они предчувствуют, что мама вот-вот уйдет, — начинают капризничать и плакать. Наиболее ярко это состояние проявляется у детей в возрасте примерно от полутора и до трех лет. Либо это случается, когда ребенок начинает спать отдельно: по ночам он довольно долго может прибегать в родительскую спальню, чтобы быть рядом с папой и мамой.
Но начинается сепарационная тревога все-таки с родителя, потому что, пока дети маленькие, взрослые также испытывают негативные эмоции при мысли о расставании. В итоге мама знает, что ей надо уйти, начинает переживать, и эти ощущения передаются ребенку.
Потому что именно в этом возрасте ребенок осознает, что они с мамой не единое целое. Мама — это отдельный человек, так же как и он сам. Понимает он это в том числе и благодаря изменениям своих желаний. Раньше он просто хотел есть и спать, а теперь он хочет новую игрушку или сходить на прогулку — и родители уже не всегда делают так, как хочется ребенку. Он слышит фразы вроде «Нет, дорогой, нам пора домой» или «Мы тебе вчера уже купили игрушку, давай в другой раз». Тут и начинается осознание себя как отдельной личности. Но вместе с этим состоянием могут появиться тревога и страх: «Раз мама — отдельный человек, она всегда может уйти или захотеть чего-то другого, не выполнить мое желание». Ребенок начинает понимать, что он не способен контролировать других людей, как ему казалось в более ранний период, когда потребности были минимальны и легко реализуемы.
В развитии ребенка есть этап — примерно с года до полутора лет, — когда он начинает увлекаться внешним миром
Он уже умеет ходить, брать самостоятельно некоторые вещи — и начинает исследовать все вокруг. Некоторые психологи даже называют этот период «роман с миром». Родители обычно в это время вздыхают с облегчением: «Ну слава богу, ребёнок подрос, теперь не сидит у меня на руках, наконец я могу отдохнуть спокойно и заняться своими делами». Мамам кажется, что самый сложный этап — до года, когда младенец постоянно на руках и постоянно чего-то просит — прошёл.
Фото: Shutterstock / Marys PolyОднако через несколько месяцев ребёнок из исследователя превращается в человека, который вообще маму не отпускает. Маме начинает казаться, что что-то пошло не так: только недавно всё было хорошо, он ее отпускал, играл сам, а тут вдруг опять как маленький, как будто ему три месяца. Родители могут на это злиться, им может казаться, что они где-то ошиблись или что ребёнок «сломался». Но на самом деле это нормальный этап развития, его просто надо принять. Злость или другие негативные эмоции не помогут ребенку справиться с переживаниями, а только усложнят их.
Начиная с шести месяцев можно оставлять ребенка с другими взрослыми, не с мамой. Можно начать с получаса, чтобы к году увеличить это время до шести-семи часов. С этого возраста ребенок постепенно может оставаться с бабушкой, няней, папой — сначала на весь день, потом на сутки, и далее на несколько дней. Это не будет травматично. Если ребенок с раннего возраста будет постепенно привыкать к мысли, что он не всегда будет рядом с мамой, то впоследствии ему будет легче принимать расставание и проводить время самостоятельно.
Могут ли родители усилить сепарационную тревогуРодительская непредсказуемость, хаотичность, отсутствие режима — все это может повлиять на состояние ребенка. Например, мама постоянно и внезапно куда-то пропадает и оставляет ребенка то с бабушкой, то с няней, то с подругой. Ребенку же важно иметь уверенность, ощущение постоянства и не бояться, что значимый взрослый может пропасть. Важно, чтобы ребенок знал, когда мама уходит на работу и возвращается с нее. Нерегулярные встречи усиливают тревогу.
Если родитель чуток к ребенку, признает его эмоции, помогает пережить свои переживания, спокойно ко всему относится, не злится, не отрицает — тревога проходит сама. В итоге человек постепенно учится отпускать что-то, впускать в свою жизнь новое. Расставаться грустно, но всем приходится через это проходить и двигаться дальше. Хорошо, когда это происходит без ущерба для психики.
Фото: Shutterstock / Daria ChichkarevaК специалисту стоит обратиться, если начинаются проблемы со сном: например, ребенок не высыпается, потому что всю ночь бегает к родителям в спальню. В таком случае сомнолог может подсказать алгоритмы укладывания, которые уменьшают тревогу. Часто помощь в таких ситуациях нужна не только ребенку, но и родителю, потому что именно родитель по какой-то причине не может выступить как контейнер этой тревоги: у него не хватает эмоциональных сил. Особенно актуален психолог для родителей детей-дошкольников: им важно находить силы перерабатывать свои страхи и тревогу и помогать с этим ребенку.
Дети, которые так и не смогли привыкнуть к эмоциям, связанным с прощанием, могут и в будущем испытывать трудности с расставаниями: с местами, занятиями, людьми. Есть люди, которые буквально ничего не могут довести до конца. Если изучить ситуацию, часто оказывается, что для них просто слишком страшен момент завершения. Таким людям очень тяжело заканчивать и начинать отношения, обучение. Все это происходит, потому что опыт расставания с родителем был пережит не очень грамотно. Родители не помогли свыкнуться с ощущением «когда кто-то приходит и уходит — это нормально».
А если ребенку тяжело расставаться с вещамиЭто тоже вид сепарационной тревоги. Для ребенка игрушки — это в некотором смысле эмоциональный кусочек его самого, поэтому, когда этот кусочек пропадает, детям становится неприятно. Любая сепарация поначалу тяжело воспринимается, будь то переезд или потерянная вещь. Именно поэтому дети в отпуске часто ведут себя не очень хорошо. Им пришлось временно пережить расставание с чем-то, к чему они привыкли.
Как помочь ребенку справиться с сепарационной тревогой
Фото на обложке: Shutterstock / Petrenko Andriy
Прощания со слезами и истериками — обычное дело в первые годы жизни ребенка. Примерно в первый день рождения у многих детей развивается тревога разлуки, они расстраиваются, когда родитель пытается оставить их с кем-то другим.
Хотя тревога разлуки — совершенно нормальная часть детского развития, она может вызывать тревогу.
Понимание того, через что проходит ваш ребенок, и наличие нескольких готовых стратегий преодоления трудностей могут помочь вам обоим пройти через это.
Младенцы довольно хорошо адаптируются к другим опекунам. Родители, вероятно, больше беспокоятся о разлуке, чем младенцы! Пока их потребности удовлетворяются, большинство детей в возрасте до 6 месяцев легко приспосабливаются к другим людям.
В возрасте от 4 до 7 месяцев у младенцев развивается чувство «постоянства объекта». Они осознают, что вещи и люди существуют даже тогда, когда их не видно. Младенцы узнают, что, когда они не видят маму или папу, это означает, что они ушли. Они не понимают концепции времени, поэтому не знают, что мама вернется, и могут расстроиться из-за ее отсутствия. Будь то мама на кухне, в соседней спальне или в офисе, малышу все равно, он может плакать, пока мама снова не окажется рядом.
Дети в возрасте от 8 месяцев до 1 года становятся более самостоятельными малышами, но еще больше не уверены в том, что их разлучат с родителями. В это время развивается тревога разлуки, и дети могут волноваться и расстраиваться, когда родитель пытается уйти.
Если вам нужно выйти в соседнюю комнату всего на несколько секунд, оставить ребенка с няней на вечер или оставить ребенка в детском саду, ваш ребенок теперь может реагировать плачем, цепляясь за вас и сопротивляясь вниманию. от других.
Время тревоги разлуки может варьироваться. Некоторые дети могут пройти через это позже, в возрасте от 18 месяцев до 2,5 лет. Некоторые никогда этого не испытывают. А у других определенные жизненные стрессы могут вызвать чувство беспокойства по поводу разлуки с родителем: новая ситуация по уходу за ребенком или опекуном, новый брат или сестра, переезд в новое место или напряжение дома.
Продолжительность тревоги разлуки может варьироваться в зависимости от ребенка и реакции родителя. В некоторых случаях, в зависимости от темперамента ребенка, тревога разлуки может длиться с младенчества до начальной школы.
Тревога разлуки, которая влияет на нормальную деятельность ребенка старшего возраста, может быть признаком более глубокого тревожного расстройства. Если тревога разлуки неожиданно появляется у старшего ребенка, это может быть другая проблема, например, издевательства или жестокое обращение.
Тревога разлуки отличается от нормальных чувств детей старшего возраста, когда они не хотят, чтобы родитель уходил (что обычно можно преодолеть, если ребенок достаточно отвлечен). И дети понимают, какое влияние это оказывает на родителей. Если вы убегаете в комнату каждый раз, когда ваш ребенок плачет или отменяете ваши планы, ваш ребенок будет продолжать использовать эту тактику, чтобы избежать разлуки.
Тревога разлуки может вызывать у вас различные эмоции. Может быть приятно чувствовать, что ваш ребенок, наконец, так же привязан к вам, как и вы к нему или к ней. Но вы также, вероятно, будете чувствовать вину за то, что уделяете время себе, оставляете ребенка с опекуном или идете на работу. И вы можете начать чувствовать себя ошеломленным количеством внимания, которое ваш ребенок, кажется, нуждается от вас.
Имейте в виду, что нежелание вашего малыша оставить вас является хорошим признаком того, что между вами возникли здоровые привязанности. В конце концов, ваш ребенок сможет помнить, что вы всегда возвращаетесь после ухода, и это будет достаточным утешением, пока вас нет. Это также дает детям возможность развить навыки выживания и немного независимости.
Эти советы помогут детям и родителям пережить этот трудный период:
Как бы трудно ни было оставить ребенка, который кричит и плачет из-за вас, важно быть уверенным, что опекун справится с этим. К тому времени, когда вы доберетесь до своей машины, ваш ребенок, скорее всего, успокоится и будет играть с другими вещами.
Если вы ухаживаете за чужим ребенком, который страдает от разлуки, постарайтесь отвлечь ребенка чем-нибудь, игрушкой, песнями, играми или чем-то еще, что приносит удовольствие. Возможно, вам придется продолжать попытки, пока у ребенка что-то не заладится.
Также старайтесь не упоминать мать или отца ребенка, но отвечайте на вопросы ребенка просто и прямо. Вы можете сказать: «Мама и папа вернутся, как только пообедают. Давай поиграем в игрушки!»
Помните, что этот этап пройдет. Если о вашем ребенке никогда не заботился никто, кроме вас, он застенчив от природы или испытывает другие стрессы, тревога разлуки может быть сильнее, чем у других детей.
Кроме того, доверяйте своим инстинктам. Если ваш ребенок отказывается ходить к определенной няне или детскому саду или проявляет другие признаки напряженности, такие как проблемы со сном или потеря аппетита, это может быть проблемой в ситуации с уходом за ребенком.
Если интенсивная тревога разлуки сохраняется в дошкольном возрасте, начальной школе или позже и мешает повседневной деятельности, обсудите ее со своим врачом. Это может быть признаком редкого, но более серьезного состояния, известного как тревожное расстройство разлуки. Дети с этим расстройством боятся потеряться среди членов семьи и часто убеждены, что произойдет что-то плохое. Поговорите со своим врачом, если у вашего ребенка есть признаки этого, в том числе:
У большинства детей страх разлуки с родителями проходит без медицинской помощи. Но если у вас есть опасения, поговорите со своим врачом.
Будь то снежный день, когда вы возвращаетесь домой из школы, неожиданная деловая встреча или несостоявшаяся договоренность по уходу за ребенком, вероятно, будут моменты, когда вам нужно будет оставить своего ребенка дома один.
Для родителей естественно волноваться, когда они впервые оставляют детей без присмотра. Но вы можете чувствовать себя подготовленным и уверенным, если немного спланируете и сделаете пару пробных запусков. При правильном обращении пребывание дома в одиночестве может быть положительным опытом и для детей, давая им чувство уверенности в себе и независимости.
Очевидно, что 5-летний ребенок не может справиться один, но большинство 16-летних могут. Но как насчет тех детей школьного возраста в середине? Может быть трудно понять, готовы ли дети справляться с тем, чтобы оставаться дома одни. Все сводится к вашему суждению о том, к чему готов ваш ребенок.
Конечно, вы захотите узнать, как ваш ребенок относится к этой идее. Но дети часто настаивают на том, что с ними все будет в порядке, задолго до того, как родители почувствуют себя комфортно. А еще есть дети постарше, которые кажутся напуганными, даже когда вы уверены, что с ними все будет в порядке. Так откуда ты знаешь?
В целом не рекомендуется оставлять детей младше 10 лет дома одних. Все дети разные, но в этом возрасте у большинства детей нет зрелости и навыков, чтобы реагировать на чрезвычайную ситуацию, если они одни.
Подумайте о районе, в котором вы живете. Есть ли поблизости соседи, которых вы знаете и которым доверяете, чтобы помочь вашему ребенку в случае чрезвычайной ситуации? Или они в основном чужие? Вы живете на оживленной улице с большим количеством машин? Или это тихий район? Много ли преступлений в вашем районе или рядом с ним?
Также важно учитывать, как ваш ребенок справляется с различными ситуациями. Вот несколько вопросов для размышления:
Даже если вы уверены в зрелости вашего ребенка, разумно перед важным днем устроить несколько пробных пробежек или домашних испытаний. Пусть ваш ребенок остается дома один от 30 минут до часа, пока вы остаетесь рядом и легко доступны.
Когда вы вернетесь, обсудите, как все прошло, и поговорите о вещах, которые вы, возможно, захотите изменить, или о навыках, которые вашему ребенку могут понадобиться в следующий раз.
Вы будете чувствовать себя более уверенно в своем отсутствии, если ваш ребенок освоит некоторые базовые навыки, которые могут пригодиться в чрезвычайной ситуации. Такие организации, как Американский Красный Крест, предлагают курсы по оказанию первой помощи и сердечно-легочной реанимации (СЛР) в школах, больницах и общественных центрах.
Прежде чем остаться дома один дома, ваш ребенок должен знать:
Регулярно обсуждайте некоторые сценарии чрезвычайных ситуаций — спросите, что будет делать ваш ребенок, если, например, он или она почувствует запах дыма, незнакомец постучит в дверь или кто-то позовет вас, пока вас нет.
Когда вы решите, что ваш ребенок готов остаться дома один, эти практические шаги могут облегчить вам обоим задачу:
Запланируйте время для связи. Настройте расписание для звонков. Вы можете попросить ребенка позвонить сразу после школы или назначить время, когда вы будете звонить домой, чтобы отметиться. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, когда вы доступны, а когда вы не можете ответить на звонок. Создайте список друзей, которым может позвонить ваш ребенок, или вещей, которые ваш ребенок может сделать, если ему одиноко.
Установить основные правила. Установите специальные правила на время вашего отсутствия и убедитесь, что ваш ребенок знает и понимает их. Примите во внимание правила о:
Запаситесь. Убедитесь, что в вашем доме есть товары повседневного спроса и предметы первой необходимости. Запаситесь на кухне здоровой пищей для перекуса. Оставьте точную дозу любого лекарства, которое нужно принять вашему ребенку, но не оставляйте флаконы с лекарствами – это может привести к случайной передозировке или проглатыванию, особенно младшими братьями и сестрами.
Оставьте фонарики под рукой на случай отключения электричества. Разместите важные номера телефонов — свои и друзей, членов семьи, врача, полиции и пожарной охраны, — которые могут понадобиться вашему ребенку в чрезвычайной ситуации.
Защита вашего дома от детей. Независимо от того, насколько хорошо ваш ребенок соблюдает правила, обезопасьте все, что может представлять угрозу для здоровья или безопасности. Закройте их и положите в недоступное для детей место, например: