Хрестоматия ↓
↳ Хрестоматия по возрастной психологии:
Psylist / top adaptive
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте го взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.
Общение понимается нами как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Основным и исходным пунктом в сложившемся понимании общения следует считать интерпретацию его как деятельности. Применив общую концепцию деятельности, развитую А.Н. Леонтьевым (1976) для ее анализа общения как одного из видов деятельности, мы пришли к следующим выводам.
Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.
Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. Мы полагаем, что у человека существует самостоятельная потребность в общении, т.е. несводимая к другим нуждам (например, к нужде в пище и тепле, во впечатлениях и активности, в стремлении к безопасности) .. потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно говорить, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке: к оценке другого человека, к выяснению того, как этот другой человек оценивает данную личность, и к самооценке. Согласно нашим данным, к 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении.
Под мотивом деятельности мы понимаем, согласно концепции А.Н. Леонтьева, то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения служит взрослый. Человек как мотив общения – объект сложный, многогранный. На протяжении первых семи лет жизни ребенок постепенно знакомится с разными его качествами и свойствами. Взрослый человек всегда остается мотивом общения для ребенка, но все время закономерно изменяется в этом человеке то, что больше всего побуждает ребенка к деятельности.
Общение со взрослым в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения – познавательные, деловые и личностные.
Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения ко взрослому. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых. И, наконец, личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы общения играют служебную роль и опосредствуют достижение более далеких, конечных, мотивов, то личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие представляет собой довольно сложное образование, в состав которого входят несколько еще более мелких единиц, называемых нами средствами общения. Последние, по-видимому, равнозначны операциям, по терминологии А. Н. Леонтьева. Изучение общения детей со взрослыми привело нас к выделению трех основных категорий средств общения:
Первые выражают, вторые изображают, а третьи – обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него.
Анализ показал, что… линии развития разных аспектов общения порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, или уровней, на каждом из которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит как смена нескольких целостных форм общения.
Итак, формой общения мы называем деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными для нас явились следующие пять параметров:
Мы выделили четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка.
Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии
/**/
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»
ВО 2 СЕМЕСТРЕ
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Уважаемые студенты! Инвариантная часть самостоятельной работы состоит в изучении рекомендованной литературы и заполнении на этой основе двух таблиц. В каждую из них входит описание сценок общения ребенка (в таблице 1 — со взрослым, в таблице 2 — со сверстниками). Эти сценки могут быть взяты из предложенной литературы или из наблюдений над реальными детьми, если есть такая возможность.
Таблицы должны быть заполнены от руки. В печатном виде они приниматься не будут.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Срок выполнения задания – до 7 мая. За работы, сданные позже начисляется штраф : -15% за каждую неделю просрочки.
Работы можно сдать лично Василенко Е.А. или положить их на ее стол кафедре педагогики и психологии (ауд. 425 главного корпуса).
За идентичные работы оценка будет делиться на количество «соавторов».
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ
Таблица 1
Формы общения ребенка со взрослым по М.И. Лисиной
№ | Форма общения ребенка со взрослым, время ее появления | Характеристика этой формы общения (мотив, средства, особенности протекания) | Пример общения (сценка) | Значение этой формы общения |
Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) | Мотивы: Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности.![]() | Неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. | ||
Ситуативно-деловая (предметно-действенная | Мотивы:Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний.![]() | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи. | ||
Внеситуативно-познавательная. | Мотивы: Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире Средства:Речевые операции Особ-сти протекания: В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности.![]() | Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления. | ||
Внеситуативно-личностная | Мотивы: Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг Средства: Речевые операции Особ-сти протекания: Появляется к концу дошкольного возраста у детей.![]() | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению. |
Таблица 2
Три формы общения со сверстниками.
Возникновение общения у ребенка
Развитие общения дошкольников со взрослыми
Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни
общение ребенок форма
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
| ||||||||||||||
«Развитие» означает изменения в физическом развитии вашего ребенка. Это также изменения в социальных, эмоциональных, поведенческих, мыслительных и коммуникативных навыках вашего ребенка. Все эти области развития взаимосвязаны, и каждая из них зависит от других и влияет на них.
В первые пять лет жизни опыт и отношения стимулируют развитие детей, создавая миллионы связей в их мозгу. На самом деле мозг детей развивает связи в первые пять лет быстрее, чем в любой другой период их жизни. Это время, когда закладываются основы обучения, здоровья и поведения на протяжении всей жизни.
Младенцы рождаются готовыми к обучению, и их мозг развивается благодаря использованию. Стимулирующая и заботливая среда с множеством различных занятий дает детям множество способов играть, развиваться и учиться, а также дает много возможностей попрактиковаться в том, что они изучают.
Отношения детей затрагивают все сферы и этапы их развития. На самом деле отношения являются основой развития ребенка.
Через отношения ваш ребенок узнает важную информацию о своем мире . Например, ваш ребенок узнает, безопасен ли мир, любимы ли они, кто их любит, что происходит, когда они плачут или смеются, и многое другое.
Ваш ребенок также учится, наблюдая за отношениями между другими людьми, например, наблюдая, как вы ведете себя с другими членами семьи. Это обучение является основой для развития коммуникативных, поведенческих, социальных и других навыков вашего ребенка.
Отношения вашего ребенка с вами — одни из самых важных отношений в его жизни. Отношения с другими членами семьи, опекунами, в том числе воспитателями дошкольного образования, и другими детьми также очень важны для развития ребенка.
В раннем возрасте игра является основным способом обучения и развития детей.
Игра — это развлечение для вашего ребенка. Это также дает вашему ребенку возможностей исследовать, наблюдать, экспериментировать и решать проблемы . Для этого вашему ребенку понадобится ваша поддержка и поощрение. Но важно стремиться к балансу между поддержкой своего ребенка и позволением ему пробовать что-то самостоятельно и иногда делать ошибки. Самостоятельное изучение того, как устроен мир, является важной частью обучения вашего ребенка.
Много времени, проведенное за игрой, разговорами, слушанием и взаимодействием с вами, помогает вашему ребенку освоить ключевые жизненные навыки. Эти навыки включают общение, мышление, решение проблем, движение и общение с другими людьми и детьми.
Игра — отличный инструмент для построения отношений. Игра с вашим ребенком посылает простое сообщение — вы важны для меня. Это послание помогает детям узнать, кто они и какое место они занимают в этом мире.
Гены вашего ребенка и другие факторы, такие как здоровое питание, физическая активность, здоровье и район, в котором вы живете, также влияют на развитие и благополучие вашего ребенка.
Здоровое питание
Здоровое питание дает вашему ребенку энергию и питательные вещества, необходимые для роста и развития. Это также помогает развивать чувство вкуса. Здоровое семейное питание и режим питания в первые годы жизни могут сформировать здоровые привычки питания на всю жизнь.
Физическая активность
Физическая активность жизненно важна для здоровья вашего ребенка. Это заставляет вашего ребенка двигаться, развивает моторные навыки, помогает вашему ребенку думать и дает вашему ребенку возможность исследовать свой мир. Поэтому вашему ребенку нужно много возможностей для активной игры как внутри, так и снаружи.
Здоровье
Легкие детские болезни, такие как простуда, боль в ушах и гастроэнтерит, как правило, не оказывают долгосрочного влияния на развитие. Но инвалидность, задержка развития и хронические или длительные заболевания могут повлиять на развитие. Специалисты в области здравоохранения и инвалидности могут помочь вам понять состояние вашего ребенка и то, как оно влияет на развитие.
Район и местное сообщество
Развитие вашего ребенка поддерживается позитивными отношениями с друзьями и соседями, а также доступом к игровым площадкам, паркам, магазинам и местным службам, таким как уход за детьми, игровые группы, детские сады, школы, медицинские центры и библиотеки.
В целом развитие у большинства детей происходит в одном и том же порядке, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время.