Как, когда и в какой момент стоит подключать ребёнка к выполнению домашних обязанностей? Рассказывает эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Современные дети, начиная с детского сада, часто настолько перегружены учёбой и занятиями, что дела семьи для них остаются чем-то далёким и непонятным. Я знаю многих ребят, которые не только не помогают маме приготовить еду, но даже никогда не видели, чтобы она делала это, ведь еда достаётся им сразу готовой. Я знаю 15−17-летних подростков, которые ни разу не подметали пол, потому что мамы их берегли — ещё наработаются.
Так может и правда, оставить детей в покое, пусть до свадьбы или до армии отдыхают? Зачем нагружать их той работой, которую и многие взрослые не любят? Намного проще взять и сделать всё самой. Вырастут и научатся как-нибудь. А пока не будем эксплуатировать детский труд.
Вечно учащиеся, развлекающиеся, занимающиеся рисованием, музыкой, спортом дети оказываются абсолютно беспомощными в ситуациях обычной жизни. Они могут нормально функционировать, только если их обслуживают. Они не понимают, что деньги не появляются как по волшебству в тумбочке, а вещи сами не складываются в шкаф.
А когда у них появляется своя семья и дети, то жизнь превращается в непрекращающуюся борьбу с хаосом, ведь надо обслуживать не только себя, но и малышей. Хорошо, если у них есть родители, которые могут часть домашней работы взять на себя, или деньги, чтобы передать её на аутсорс: домработница, няня, повар…
Одна знакомая девушка в 20 лет уехала учиться в другой город, оказалась одна в квартире — и с удивлением обнаружила… пустой холодильник. Нет, она понимала, что еда туда попадает из магазина, но не понимала, почему он пустой?
Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы вовремя накормить детей, но и научить их добывать еду, структурировать хаос вокруг себя. Это обычно помогает поддерживать некоторый порядок и в голове. Взрослые, которые этим навыком не овладели, остаются детьми навсегда. Те же ребята, у которых есть семейные обязанности, чувствуют себя полноправной личностью, которой выделили своё место. Мир им видится более устойчивым и предсказуемым.
С помощью семейных обязанностей мы помогаем детям стать более организованными, позже этот навык переносится на учебу, работу, а также планирование своей жизни.
Когда я говорю «обязанности», то вовсе не предлагаю вам переложить на ребёнка ту или иную домашнюю работу, требуя идеального исполнения. Скорее это процесс постепенного научения, который встроен в постоянную деятельность, этакий кружок домоводства и выживания. Вот примерный, но вовсе не обязательный список того, что вы можете попробовать поручить своему ребёнку.
Все то же самое плюс:
Все то же самое плюс:
Все то же самое плюс:
Все то же самое плюс:
Все то же самое плюс:
Все то же самое плюс:
Но самое главное — это не список дел, а то, как, когда и каким образом стимулировать детей выполнять свои обязанности. С самого раннего возраста старайтесь все дела по дому делать вместе с ребёнком. Да, убирать квартиру или печь пироги с ним получается дольше, но зато вам не нужно развлекать его планшетом, а вдобавок ребёнок получает общение с мамой и полезные для жизни навыки. Мама развешивает белье? В полтора года малыш подаёт мелкие вещи, в три — вешает колготки и носки на сушилку, в пять — учится справляться с крупными вещами.
Не стоит давать маленькому ребёнку постоянные поручения, лучше дать ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Совсем не нужно просить, чтобы ребёнок делал то же, что и вы. Он может заниматься свои маленьким, но несомненно важным и ценным делом. Не заставляйте, а лучше предлагайте варианты, спрашивайте, чем он сегодня хотел бы вам помочь. Безусловно, это улучшит и ваши отношения с ребёнком.
Ну, а время, которое вы проводите в одиночестве, лучше потратить не на уборку, а на что-нибудь более приятное: полежать в ванной, посмотреть фильм, встретиться с подругой, сходить в парикмахерскую. Нет, если вы просто обожаете уборку, то, конечно, можно заниматься и ей, но тогда делайте только то, в чём услуги маленького помощника вам точно не понадобятся.
В раннем возрасте, в 2−4 года, ребёнок полон инициативы! Вот почему так важно поддерживать его, хвалить за усилия, даже если результат не всегда хорош и хочется в сердцах воскликнуть: «Ой, лучше я бы сама!» Добрые слова желающему помочь ребёнку имеют и отсроченный эффект. И когда вам реально потребуется помощь, он сумеет её оказать — и будет делать это по собственной инициативе, а не потому, что вы его заставили.
Читайте также:
Виды поощрений и их значение в развитии ребёнка
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
Как говорить с детьми о деньгах
Фото: Evgeny Atamanenko/Alena Ozerova/Zurijeta/Africa Studio/veryulissa/Shutterstock.com
психологияразвитиевоспитаниеполезные советыАнна Скавитина
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.
Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.
На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.
Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Собирать вещи в школу.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).
Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Быть на посылках у родителей.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть пол.
Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если его просят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными.
Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Натирать полиролью мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения или другие праздники.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на автобусе.
Ответственно относится к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить газон.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
Источник
Как помочь: продемонстрируйте, что вы считаете образование и домашнюю работу важными -- помощь ребенку в выполнении домашней работы Дети должны знать, что члены их семьи считают домашнюю работу важной. Установите регулярное время для домашних заданий Регулярное выполнение домашних заданий помогает детям выполнять задания. Лучший график тот, который подходит вашему ребенку и вашей семье. То, что хорошо работает в одной семье, может не работать в другой. Конечно, хороший график частично зависит от возраста вашего ребенка, а также от его конкретных потребностей. Например, один ребенок может лучше всего делать домашнее задание во второй половине дня, выполняя домашнее задание первым или после часа игры, а другой может делать это лучше всего после обеда. Однако не позволяйте ребенку оставлять домашнюю работу перед сном. Занятия вашего ребенка на свежем воздухе, например занятия спортом или музыкой, могут означать, что вам нужен гибкий график выполнения домашних заданий. Вам нужно будет поработать с учащимся начальной школы, чтобы составить расписание. Старший ученик, вероятно, может составить расписание самостоятельно, хотя вам нужно убедиться, что оно выполнимо. Возможно, вам будет полезно написать его расписание и повесить на видное место, например на дверцу холодильника. В некоторых семьях есть определенное количество времени, которое их дети должны посвящать домашнему заданию или другим учебным занятиям каждый школьный вечер (продолжительность времени может варьироваться в зависимости от возраста ребенка). Например, если ваш семиклассник знает, что от него требуется час на выполнение домашних заданий, чтение или посещение библиотеки, он вряд ли будет спешить с заданиями, чтобы посмотреть телевизор. Выберите место Место для домашних заданий вашего ребенка не обязательно должно быть изысканным. Письменный стол в спальне — это хорошо, но для многих детей кухонный стол или угол в гостиной отлично подходят. В помещении должно быть хорошее освещение и достаточно тихо. Вашему ребенку может понравиться украсить специальное место для домашних заданий. Растение, яркий контейнер для карандашей и любимые произведения искусства, приклеенные к стенам, сделают домашнее задание более приятным. Удаление отвлекающих факторов Выключите телевизор и запретите ребенку совершать и принимать телефонные звонки во время выполнения домашних заданий. (Тем не менее, звонок однокласснику по поводу задания может быть полезен.) Некоторые дети хорошо воспринимают тихую фоновую музыку, но громкий шум от проигрывателя компакт-дисков, радио или телевизора недопустим. Если вы живете в небольшом или шумном доме, постарайтесь, чтобы все члены семьи участвовали в тихом занятии во время выполнения домашних заданий. Возможно, вам придется вывести шумного малыша на улицу или в другую комнату, чтобы поиграть. Если невозможно избежать отвлекающих факторов, ваш ребенок может выполнять задания в местной библиотеке. Предоставление расходных материалов и определение ресурсов Имейте в наличии карандаши, ручки, ластики, бумагу для письма и словарь. Другие расходные материалы, которые могут быть полезны, включают степлер, скрепки, карты, калькулятор, точилку для карандашей, скотч, клей, пасту, ножницы, линейку, калькулятор, каталожные карточки, тезаурус и альманах. Если возможно, храните эти предметы вместе в одном месте. Книги и другие информационные ресурсы, такие как подходящие компьютерные веб-сайты, можно получить в школьной библиотеке или местной публичной библиотеке. В некоторых библиотеках есть центры домашних заданий, предназначенные специально для помощи детям в выполнении школьных заданий (у них даже могут быть репетиторы и другие виды индивидуальной помощи). Вы можете попросить учителя вашего ребенка объяснить правила школы в отношении использования компьютеров для выполнения домашних заданий. Конечно, компьютеры — отличный инструмент для обучения и выполнения домашних заданий. Ваш ребенок может использовать свой компьютер не только для написания отчетов и получения информации через сайты интернет-ресурсов, но и для «разговоров» с учителями и одноклассниками о заданиях. Во многих школах учителя размещают информацию о домашних заданиях и работе в классе на своих веб-сайтах, которые также могут иметь электронную доску объявлений, на которой учащиеся могут размещать вопросы, на которые учитель и другие лица могут ответить. Подавайте хороший пример Покажите своему ребенку, что навыки, которые он осваивает, являются важной частью того, чем он будет заниматься во взрослой жизни. Пусть он увидит, как вы читаете книги, газеты и экраны компьютеров; написание отчетов, писем, электронных писем и списков; используя математику, чтобы сбалансировать свою чековую книжку или измерить новое ковровое покрытие; заниматься другими делами, требующими размышлений и усилий. Расскажите ребенку о том, чем вы занимаетесь на работе. Помогите ребенку использовать повседневные дела для поддержки навыков, которые он изучает, например, научите его играть в словесные и математические игры; помогите ему найти информацию о вещах, которые его интересуют: о певцах, спортсменах, автомобилях, космических путешествиях и так далее; и говорите с ним о том, что он видит и слышит, когда вы вдвоем гуляете по окрестностям, ходите за покупками в торговый центр или посещаете зоопарк или музей. Интересуйся и интересуйся Найдите время, чтобы отвести ребенка в библиотеку, чтобы проверить материалы, необходимые для выполнения домашних заданий (и для развлечения), и читайте вместе с ребенком как можно чаще. Расскажите о школе и учебной деятельности в семейных беседах. Спросите ребенка, что обсуждалось в классе в тот день. Если ей нечего сказать, попробуйте другой подход. Например, попросите ее прочитать вслух рассказ, который она написала, или рассказать о том, что она узнала из научного эксперимента.
Последнее изменение: 01.09.2003 |
Днем
Устали от беспорядка, когда дело доходит до домашних заданий вашего ребенка? Узнайте, как ответить на вопрос «Когда? Где? и как?" может помочь создать распорядок после школы, который включает в себя выполнение домашних заданий в одно и то же время каждый день, отказ от электроники и многое другое.
Вики Сигел
проверено Обновлено 31 декабря 2021 г.
Мальчик с СДВГ учитсяСнова в школу означает вернуться к домашней работе. Это также может означать ссоры, слезы и разочарование, потому что домашняя работа требует большей дисциплины и последовательности, чем многие дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (или любые дети, если уж на то пошло!) могут собраться. Но вы можете упростить задачу, создав распорядок домашнего задания, основанный на трех ключевых вопросах: Когда? Где? и как?
[Бесплатный ресурс по СДВГ: решение домашних заданий вашего ребенка]
[Бесплатные примеры расписаний для надежного семейного распорядка]