Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.
Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.
Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году. Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники.
Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.
По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:
Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.
Prostock-studio/Shutterstock.com
«Да он просто прогулять хочет, симулянт!» – часто можно услышать о таких детях. Действительно, дети нередко ищут способ улизнуть от своих школьных обязанностей и заняться более весёлыми и интересными делами. Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого ребёнка. Но когда речь идёт о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:
Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.
Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.
Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.
Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.
Prostock-studio/Shutterstock.com
За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:
Prostock-studio/Shutterstock.com
Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.
Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.
К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.
Получая всё больше и больше негативных реакций со стороны родителей и учителей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе и начинает бояться последствий своей «неуспеваемости».
«Опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Часть детей, склонных к перфекционизму, переоценивают свои силы. И когда у них не получается соответствовать своим собственным ожиданиям, у них случается срыв и появляется нежелание ходить в школу. Поэтому не стоит требовать от детей «идеального выполнения» чего бы то ни было.
Читайте также «Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.
Выясните причины, по которым ваш ребёнок отказывается ходить в школу: у него конфликты со сверстниками или учителями? Его обижают? Его беспокоит здоровье или другие проблемы? Узнайте, где бывает школьник в течение дня, вовремя ли приходит и уходит с учёбы, и что происходит в классе с помощью приложения «Где мои дети».
Prostock-studio/Shutterstock. com
Итак, ребёнок утром жалуется на боль и просит родителей оставить его дома. Что делать родителям?
Исследования показывают, что на успех лечения школофобии напрямую влияет длительность течения болезни. Чем дольше ребёнок пропускает школу и находится в страхе, тем сильнее будет проявляться фобия. В некоторых случаях боязнь перед школой может остаться навсегда.
Важно относиться к ребёнку с пониманием, не унижать его, называя «лентяем» и «нытиком». Поддержите своего школьника, если нужно – проводите в школу, сообщите администрации о наличии проблемы, попросите помощи. Поговорите с учителями, чтобы с их стороны не было давления на ребёнка, поскольку это усилит фобию.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Не ограничивайтесь только соматическим лечением, закормив ребёнка таблетками от кашля – так вы не решите проблему с психическим здоровьем.
Если вы пошли на психотерапию с ребёнком – доведите дело до конца. На ранних этапах коррекции родители видят улучшение и часто прекращают лечение. Причин тому много: цена услуг, необходимость тратить время, видимый успех. Однако, для достижения устойчивого результата, необходимо продолжать терапию. Иначе первые победы быстро пройдут, а дальше состояние вернётся обратно, а может станет ещё хуже.
Если родители понимают, что никакой серьёзной проблемы за прогулами не стоит, стоит обратить внимание на «вторичные выгоды» от прогулов. Возможно, дома интереснее, чем в школе, дома безопаснее, нет необходимости «краснеть» у доски, у него нет друзей и т. п. Поговорите с ребёнком, помогите решить те проблемы, которые у него есть. Иногда достаточно снизить планку ожиданий и разрешить учиться на «тройки», чтобы вернуть ребёнка в класс.
Если ничего не помогает и ребёнок категорически не хочет и боится идти в школу, подумайте о семейном обучении, параллельно с психотерапией. Тогда появится шанс через какое-то время вернуться в школу с наименьшими психическими и физиологическими проблемами.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Самый лучший способ избавиться от школофобии – профилактика её возникновения. Поскольку самая главная причина фобии – это чрезмерная связь с родителем, постарайтесь постепенно ослаблять её, поддерживайте самостоятельность и активность ребёнка, верьте в его силы, говорите ему об этом.
Вместе с тем не стоит делать школу самым важным местом в жизни. Это всего лишь один этап длинного пути, по которому предстоит пройти вашему ребёнку. Учёба – это приключение, новые знания и открытия. Да, кое-где придётся потрудиться, но вкус побед придаёт уверенности, а небольшие поражения не смертельны.
Помогите ребёнку выстроить хорошие отношения с одноклассниками, найти друзей. Часто дети не хотят идти в школу, потому что их там никто не ждёт. А в хорошей компании учёба дается легче.
Помните, фобия – это не просто «блажь», которую придумал себе ребёнок. Фобия – это реальное страдание, которое мешает ему жить.
В основе любого «неправильного» поведения лежит какая-то причина. То, что мы её не знаем или не понимаем, не делает её менее значимой. Наши дети не всегда могут словами передать всё, что с ними происходит, но они посылают сигналы, которые могут понять внимательные и любящие родители. Не пренебрегайте детскими страхами и переживаниями, учитесь разговаривать с детьми и учите их формулировать свои мысли.
Помните, что дети, которые страдают школофобией не прогульщики и не лентяи, у них есть причины для страха, и только своевременная помощь с вашей стороны позволит им вернутся к полноценной жизни.
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 4 / 5. Подсчет голосов: 7
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Команда BalaDokПсихосоматикаNo comments
Просмотров: 1074
Рвота у ребенкаНевротическая рвота – один из симптомов, которые дети могут проявлять неосознанно, реагируя, таким образом, на то, что им не нравится. Педиатр, детский психоаналитик Франсуаза Дольто тоже была маленькой, это потом она стала взрослой и вспоминала свои возмущения по поводу врачей, которые сажали младшего братика на всякие диеты и тщательно искали причины рвоты.
Итак, может ли рвота у ребенка быть без причины?
Она точно знала, что самочувствие ее братьев, в особенности младшего, сильно зависело от атмосферы дома. Кухарка и воспитательница, того же младшего, часто ссорились. И только маленькая Франсуаза, уже с детства наблюдательная, недоумевала: почему врачи не спрашивают, что произошло у вас дома до рвоты. Никому невдомек была эта связь. Узнав о ссоре, он просто сказал бы братику: не переживай, так бывает, иногда взрослые так ведут себя и ты совсем ни при чем тут. И он перестал бы давать такую реакцию….
Это особенность малышей выражать непереносимость телесно, все, что творится вокруг них. В данной ситуации малыш решил выразить рвотой.
Невротическая рвотаЕще один подобный случай был и в моей практике.
Ситуация складывалась так, что ребенок трех лет, уже переносит третью операцию по поводу рвоты. Рвота у него, из истории болезни, не связана с приемом пищи, четкой зависимости между рвотой и погрешностью в диете, также нет.
А оперировали, потому что нашли небольшие анатомические дефекты. Но как не оперировать, если была неукротимая рвота в течение нескольких дней, с потерей веса и солей, так что ребенка помещали в реанимацию и переводили на внутривенное питание.
Но каждый раз после успешной операции хирурги думали, что его больше не увидят, что причины рвоты устранены, но он возвращался.
Я стала детально собирать историю развития ребенка. Естественно, сделав акцент на психическое развитие, кто окружает его, на ком воспитание…
Выясняется, большей частью ребенок проводит время с бабушкой и дедушкой. Родители молодые, часто собирают друзей у себя дома.
И вдруг бабушка ненароком сообщает, что у ребенка привычка, как запланируем кого-то звать в гости, он заболевает. Из ее слов: «Мы, давно уже и гостей – то не зовем. Как будто специально делает…»
Я далека, что-то утверждать, выносить какие-то далекие от классической медицины диагнозы, но уже можно допустить, что речь идет о невротической рвоте, как «непереносимость большого количества людей».
Рвота без причиныВ рекомендации ясно было прописано: режим тишины, ограждать ребенка от посещения мест скапливания людей.
Это же не сложное предписание, чем ежегодно возить ребенка на операцию. Не правда ли?
Как всегда напоминаю Вам, дорогие родители, прежде чем искать у ребенка болезни и бегать по анализам и обследованиям, осмотритесь вокруг. Возможно причина не в ребенке….
С наилучшими пожеланиями, Майра Сексенбаева
P.S. Вы можете скачать “Как выбрать хорошего врача?” совершенно бесплатно. Не упустите возможность сделать вклад в здоровье близких и родных людей.
Related Articles
Сравнительное исследование
. 2005 г., апрель; 115 (4): e434-42.
doi: 10.1542/пед.2004-1261.
Пайви Санталахти 1 , Минна Аромаа, Андре Сурандер, Ханс Хелениус, Йорма Пиха
Сравнительное исследование
Paivi Santalahti et al. Педиатрия. 2005 9 апреля0003
. 2005 г., апрель; 115 (4): e434-42.
doi: 10.1542/пед.2004-1261.
Пайви Санталахти 1 , Минна Аромаа, Андре Сурандер, Ханс Хелениус, Йорма Пиха
Цели: Цель исследования состояла в том, чтобы определить, изменилась ли распространенность соматических симптомов у детей, таких как головная боль, боль в животе, другие боли, тошнота и рвота, по сравнению с 19 годами.89 по 1999 г. и изучить сходство сообщений родителей и детей о симптомах ребенка. Кроме того, цель состояла в том, чтобы изучить возможную коморбидность соматических симптомов и исследовать связи между соматическими и психиатрическими симптомами.
Методы: Сравнивали два поперечных репрезентативных образца. Все дети, родившиеся в 1981 г. (выборка 1989 г., n = 985) и 1991 г. (выборка 1999 г., n = 962), проживающие в отдельных школьных округах на юго-западе Финляндии, служили выборкой для исследования. Скорость отклика для 19Образец 89 составил 95 %, а образец 1999 г. — 86 %. И детей, и родителей спрашивали о соматических симптомах у детей, тогда как родителей, детей и учителей спрашивали о психиатрических симптомах. Для изучения психиатрических симптомов использовали опросник детской депрессии и шкалы родителей и учителей Раттера.
Результаты: Распространенность частых головных болей и болей в животе несколько увеличилась с 1989 г.по 1999 г. Родители часто не замечали психосоматических проблем своих детей. Соматические симптомы, о которых сообщают дети, были связаны с поведением и симптомами гиперактивности в дополнение к ранее хорошо задокументированной связи с депрессией. В связи между соматическими симптомами и психическими симптомами были некоторые различия между выборками 1989 и 1999 годов.
Выводы: В клинической работе вопросы о соматических и психических симптомах следует адресовать и самим детям, поскольку родители и педагоги не всегда распознают детские симптомы. При оценке соматических проблем следует спрашивать о психиатрических симптомах, и наоборот. Необходимы дополнительные исследования для изучения причин повышенной распространенности соматических симптомов и их связи с психическими симптомами.
Произошли ли изменения в психиатрических симптомах у детей и в использовании психиатрических услуг? 10-летнее сравнение из Финляндии.
Сурандер А., Санталахти П., Хаависто А., Пиха Дж., ИкАхеймо К., Хелениус Х. Сурандер А. и др. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2004 г., сен; 43(9):1134-45. doi: 10.1097/01.chi.0000133261. 75795.1a. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2004. PMID: 15322417
Согласие родителей и детей в отношении характеристик детской головной боли, других болей, соматических симптомов и депрессивных симптомов в эпидемиологическом исследовании.
Кронер-Хервиг Б., Моррис Л., Генрих М., Гассманн Дж., Ват Н. Kröner-Herwig B, et al. Клин Джей Пейн. 2009 Январь; 25 (1): 58-64. doi: 10.1097/AJP.0b013e31817fc62d. Клин Джей Пейн. 2009. PMID: 19158547
Психиатрические симптомы у детей с первичной головной болью.
Анттила П., Сурандер А., Метсяхонкала Л., Аромаа М., Хелениус Х., Силланпяя М. Анттила П. и др. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2004 г., апрель; 43 (4): 412-9. doi: 10.1097/00004583-200404000-00007. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2004. PMID: 15187801
Функциональные соматические симптомы у детей 5-7 лет: оценка, распространенность и сочетаемость.
Раск ТС. Раск КУ. Dan Med J. 2012, ноябрь; 59 (11): B4537. Дэн Мед Дж. 2012. PMID: 23171751 Обзор.
Непрерывность ухода за детьми с психосоматическими расстройствами.
Оки Дж. Оки Дж. Нихон Ринсё. 2010 Январь; 68 (1): 97-102. Нихон Ринсё. 2010. PMID: 20077798 Обзор. Японский язык.
Посмотреть все похожие статьи
Вековые тенденции детской боли и сопутствующих психиатрических симптомов: популяционное исследование.
Лунтамо Т., Лемпинен Л., Сурандер А. Лунтамо Т. и др. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2022 май; 57(5):1017-1026. doi: 10.1007/s00127-022-02234-w. Epub 2022 18 февраля. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2022. PMID: 35182159 Бесплатная статья ЧВК.
Связь между симптомами гиперактивности и соматическими жалобами: опосредующие и смягчающие механизмы детской травмы и жизненных событий среди китайских подростков мужского пола.
Ву С, Ян Т, Хе Ю, Цуй Х, Луо Х, Лю Дж. Ву С и др. Фронтовая психиатрия. 2021 16 сент.; 12:630845. doi: 10.3389/fpsyt.2021.630845. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34646169 Бесплатная статья ЧВК.
Опыт детей и подростков с функциональной болью в животе: качественное исследование в Норвегии.
Бродволл А., Брекке М. Бродволл А. и др. Открытый БМЖ. 13 сентября 2021 г .; 11 (9): e048949. doi: 10.1136/bmjopen-2021-048949. Открытый БМЖ. 2021. PMID: 34518260 Бесплатная статья ЧВК.
Клинические характеристики гнойного гидраденита у детей: перекрестное многоцентровое исследование 140 пациентов.
Риис П.Т., Сонте Д.М., Сигсгаард В., Виллани А.П., Гиллем П., Паскуаль Дж.К., Каппе Н.Н., Ванларховен AMJD, ван дер Зее Х.Х., Пренс Э.П., Эль-Домиати М., Абдель-Вахаб Х., Мофтах Н., Абдельгани Р., Агут-Буске Э., Романи Дж., Хлела К., ван ден Ворм Л., Беттоли В., Каламо Г., Гюрер М.А., Бексач Б., Матусяк Л., Гловачевска А., Шепетовски Ю.К., Эмтестам Л., Лапинс Д., Коттб Х.Р., Фатани М., Вайбель Л., Тайлер М., Делаж-Ториэль М., Лам ТТХ, Нассиф А., Бешерель П.А., Доленц-Волжц М., Досс Н., Буацци Д., Бенхаду Ф., Дель Мармол В. , Джемек Г.Б.Э. Риис П.Т. и др. Арка Дерматол Рез. 2020 декабрь;312(10):715-724. doi: 10.1007/s00403-020-02053-6. Epub 2020 12 марта. Арка Дерматол Рез. 2020. PMID: 32166376
Современная эпидемия: увеличение количества посещений педиатрического отделения неотложной помощи и госпитализаций по поводу головной боли.
Перри М.С., Ягер С.К., Тото Р.Л., Суреш С., Хикки Р.В. Перри М.С. и др. Педиатр Нейрол. 2018 дек;89:19-25. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2018.07.015. Epub 2018 4 августа. Педиатр Нейрол. 2018. PMID: 30343832 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи "Цитируется по"
Детские психосоматические исследования показывают, что эмоциональные, поведенческие и психические симптомы чаще встречаются у детей и подростков с хроническими заболеваниями, чем у здоровых детей.
С появлением новых методов лечения медицинских заболеваний, таких как рак, астма, ВИЧ-инфекция и кистозный фиброз, больше детей и подростков живут с хроническими заболеваниями, чем когда-либо прежде. Семьдесят лет назад люди с муковисцидозом жили в среднем 5 лет, а в настоящее время продолжительность жизни больных муковисцидозом составляет более 30 лет. 1 Пятилетняя выживаемость детей, больных раком, резко возросла до 79% за период с 1995 по 2000 год. 2 Однако увеличение выживаемости привело к новым заболеваниям. 3 Дети с хроническими заболеваниями чаще имеют эмоциональные, поведенческие и психические симптомы, чем здоровые дети 4 , и могут быть психологически затронуты или травмированы медицинским лечением.
Педиатрическая психосоматика, также называемая педиатрической консультационной психиатрией, исследует психиатрические проблемы, затрагивающие больных молодых людей, в контексте их развития, познания, общения, семейных взаимодействий и фармакокинетической динамики. С недавним добавлением психосоматической медицины в качестве узкой области психиатрии 5 Область педиатрической психосоматики становится все более активной областью клинической помощи и исследований.
Детские консультационные психиатры в сотрудничестве с педиатрами призваны оценивать хронически больных детей и подростков на предмет психических заболеваний, устранять несоблюдение режима лечения, исследовать необъяснимые физические симптомы и оказывать помощь психосоциальным стрессорам. Три аспекта психиатрического консультирования пациентов с соматическими и хирургическими заболеваниями, характерные для работы с молодыми пациентами:0003
Врачам необходимы базовые знания о нормальном физическом, двигательном, языковом, когнитивном, сексуальном и эмоциональном развитии хронически больных детей, чтобы отличить нормальную реакцию на стресс от пагубной реакции. Понимание когнитивных способностей ребенка обрабатывать информацию имеет важное значение при общении с ним или с ней о его или ее болезни (9).0063 Таблица 1 ).
Несмотря на то, что дети обычно проходят схожие стадии когнитивного развития, клиницисты не могут предположить, что хронологический возраст эквивалентен умственному возрасту. Дети с медицинскими заболеваниями могут развиваться не так быстро, как здоровые дети, из-за задержки нейрокогнитивного развития, сбоев в обучении и ограниченного социального опыта. Например, 15-летний хронически больной подросток может функционировать на уровне ребенка младшего школьного возраста. Точно так же при консультациях для взрослых, у которых в детстве начались хронические заболевания, следует исследовать ранний опыт больницы и медицинский опыт, чтобы обеспечить более полное понимание текущего уровня развития.
Таблица 1 Стадии развития у хронически больных детей и подростков
Стадия развития [Эриксон этапы] (Стадии Пиаже)
Последствия хронического заболевания
Восприятие болезни ребенком
Младенчество (0 - 1 год) [доверие против недоверия] (сенсомоторный)
• Болезнь может ограничить доступ младенца к окружающей среде • Разлука с родителями, чувство вины, гнев и горе могут помешать привязанности. • Трудности с доверием и возможное чувство беспомощности
Низкая способность понимать болезнь
Малыш (2-3 года) [автономия против стыда и сомнения] (сенсомоторный/ предоперационный)
• Моторное и языковое развитие может быть задержано • Нежелание родителей устанавливать ограничения. • Может быть нарушена функция мочевого пузыря и кишечника
Низкая способность понимать болезни
Дошкольник (3-5 лет) [инициатива против вины] (предэксплуатационный)
• Чрезмерная родительская защита, возможен регресс • Инициатива может не поощряться
Болезнь можно рассматривать как наказание за плохое поведение
Ребенок школьного возраста (6 - 12 лет) [промышленность против неполноценности] (бетон в рабочем состоянии)
• Возможно отчуждение от аналогов • Меньшее количество социальных взаимодействий из-за болезни. • Родители могут ограничивать социальную деятельность, используя болезнь как оправдание • Болезнь может препятствовать нормальному развитию чувства собственного достоинства и чувства собственного достоинства
• Причина болезни рассматривается как временная близость, а также плохое поведение • Дети старшего возраста могут понять болезнь в результате контакта с микробами. • Ребенок может понимать интернализацию болезни в организме, а также может понимать роль в лечении болезни
Подросток (13 - 19 лет) [идентичность против смешения ролей] (формальный рабочий)
• Подростки могут быть обеспокоены внешним видом и побочными эффектами лекарств. • Потенциально рискованное поведение, например наркотики, незащищенный секс. • Несоблюдение режима лечения
• Лучшее понимание процессов в организме при заболеваниях • Более глубокое понимание связи между разумом и телом
Рассмотрение генетического и экологического вклада семьи является важным аспектом комплексной психиатрической консультации. Недавно было показано, что нефункциональный генетический полиморфизм смягчает влияние стрессовых жизненных событий на заболеваемость депрессией. 6 Родители также являются юридическими и финансовыми лицами, принимающими решения по уходу за своими детьми, и даже могут выбирать, информировать ли ребенка о его или ее диагнозе. Чувства депрессии, беспокойства, беспомощности и дистресса не ограничиваются пациентом. Часто страдают братья и сестры, особенно в случаях донорства тканей. 7 Хронические заболевания могут положительно или отрицательно изменить семейную динамику 8 ; при трудностях адаптации могут быть показаны психотерапия или вмешательства, ориентированные на семью.
Окружающая среда в больнице или клинике может быть мучительной или травмирующей для ребенка с острым или хроническим заболеванием. Инъекции, процедуры и операции могут быть особенно стрессовыми для детей. Вмешательства должны быть использованы, когда это возможно, чтобы уменьшить дискомфорт для этих пациентов. 9 Боль, вызванная как медицинскими показаниями, так и лечением, может вызывать тревогу и влиять на последующую болевую чувствительность и неврологическое развитие. 10 Посттравматическое стрессовое расстройство — это риск, связанный с травматическим повреждением или интенсивными переживаниями в больнице, такими как трансплантация. Выявление и смягчение потенциально травмирующих ситуаций может снизить уровень стресса у ребенка и улучшить медицинские результаты. 11
Дети, больные раком или астмой Психологические последствия определенных заболеваний, таких как рак и астма, были в центре внимания научных исследований. Частота депрессии у детей, страдающих раком, аналогична таковой в педиатрической популяции в целом, 12 , что может быть отчасти следствием использования избегающих стилей выживания больными детьми. 13 Вмешательства, такие как когнитивно-поведенческие методы и использование местных анестетиков и седативных средств, до и во время инвазивного лечения рака, как было показано, уменьшают тревогу, дистресс и боль у детей, больных раком.
Наиболее распространенным педиатрическим хроническим заболеванием является астма, которая связана с психическими проблемами как у детей, так и у родителей. Более чем у одной трети детей с астмой наблюдаются тревожные расстройства, а тяжесть заболевания связана с нарастанием психосоциальных проблем. Трудности воспитания детей в возрасте 3 недель связаны с последующим началом астмы в возрасте 3 и 6 лет, даже с учетом социально-экономических различий. 14 Как семейная терапия, так и фармакологические методы лечения тревоги и депрессии оказались полезными при лечении детей с астмой.
Несоблюдение режима лечения, еще одна частая причина обращения за психосоматической консультацией, может варьироваться от 11% до 93% у детей. Это отрицательно влияет на ответ на лечение, увеличивает потребность в дополнительных назначениях и может удлинять течение болезни. 15 На приверженность лечению могут влиять такие факторы, как возраст, культура, особенности пациента и семьи, а также дозировка и способ введения лекарства. 16 Таким образом, при оценке несоблюдения режима лечения необходимо учитывать множество факторов.
Многие психические расстройства, встречающиеся в практике взрослой психосоматической медицины, также встречаются у детей и подростков, хотя исследования распространенности конкретных состояний немногочисленны. Делирий встречается относительно часто и имеет сходные проявления с таковыми у взрослых. Некоторые симптомы, такие как дезориентация и психоз, менее распространены или их труднее оценить у детей, в то время как делирий, связанный с органическими причинами, включая лекарственную токсичность, инфекцию и метаболический дисбаланс, сравним по распространенности с делирием у взрослых. 17 Стратегии лечения делирия включают переориентацию ребенка с помощью успокоения, использования знакомых предметов, а также часов и календарей (когда это уместно) в больничной палате. Когда показано фармакологическое лечение, используются типичные и атипичные нейролептики. 17
Другие психические состояния, которые могут встречаться у хронически больных детей, включают депрессию, тревогу, соматизацию и фальсификацию болезни. Оценка психического заболевания часто затруднена из-за соматических симптомов, которые мешают диагностическим мерам; это может привести как к гипердиагностике, так и к гиподиагностике. Депрессия, по-видимому, так же распространена у хронически больных здоровых детей; у детей с хроническими заболеваниями это может привести к осложнениям в медицинских исходах и повышению инвалидизации. 18
Соматизация может произойти, когда ребенок узнает, что сообщение о физических симптомах привлекает больше внимания, чем сообщение об эмоциональном дистрессе. 19 Фальсификация болезни, хотя и редко у детей, может проявляться в виде ложной лихорадки, самопроизвольных высыпаний или преднамеренного манипулирования уровнем инсулина. 20 Соматизация, фальсификация болезни и синдром Мюнхгаузена по доверенности (фальсификация болезни опекуном) могут привести к ненужному лечению и, в крайних случаях, к смерти. Лечение этих расстройств требует четкого понимания деликатного взаимодействия между биологическими, психологическими и социальными факторами, влияющими на психиатрические симптомы. .
Психотропные препараты при симптомах и синдромах могут быть весьма полезными для улучшения качества жизни многих пациентов. Распространенность использования психотропных препаратов в общей педиатрической популяции оценивается примерно в 6%, 21 , но распространенность использования психотропных препаратов у детей с соматическими заболеваниями документально не подтверждена. В таблице 2 показаны психотропные препараты со статусом одобрения FDA для использования у детей и подростков.
Таблица 2 Психотропные препараты со статусом одобрения FDA для применения у детей и подростков
Класс
Депрессанты
Амитриптилин (Generic)
12 Y и старше, для депрессии, полинейропатия
Bupropion (Wellbutrin, Zyban)
NO
Citalepram (Celexa)
Citalepram (Celexa)
(Celexa)
(CELEXA)
(CELEXA).0003
Desipramine (Norpramin, generic)
No
Doxepine (Adepin, Sinequan, generic)
12 y and older, for mixed anxiety and depressive disorder
Escitalopram (Lexapro)
No
Флуоксетин (прозак, общий)
7–17 лет, от депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства
Флувоксамин (лувокс)
8 лет и старше, от обсессивно-компульсивного расстройства
) 90 Ремеронта
0002 No
Nortriptyline (Pamelor, generic)
No
Sertraline (Zoloft)
6 - 17 y, for OCD
Paroxetine (Paxil, generic)
No
Trazodone (Desyrel)
NO
VenLafaxine (Effexor)
no
Антехолитика
Alprazolam (Xanax, Generic)
no
Клоназеп. 0003
до 10 лет, или 30 кг, для эпилепсии
Lorazepam (Ativan, Generic)
12 Y и старше, для бессонницы (оральная), преднамерение анестезии (оральная)
. (Tegretol, Generic)
12 Y и старше, для депрессии, полинеропатия
Габапентин (нейронтон)
3 - 12 Y, для частичных приступов
Ламотригин (Lamictal)
2 Y и Older, для для парциальные припадки
литий (эскалит, общий)
12 Y и старше, для биполярного расстройства
Oxcarbazepin
Дети 10 лет и старше, для профилактики мигрени, эпилепсии 1–12 лет, поведенческий синдром Педиатрический, при тошноте и рвоте, столбняке
Дроперидол (инапсин)
2 года и старше, для профилактики послеоперационной тошноты и рвоты
Галоперидол (галдол, общий)
оланзапин (Zyprexa)
no
кветиапин (серокель)
no
Рисперидон (риспердал)
no
Thioridazine (Mellar, Generic). 0003
2 Y и старше, для шизофрении
Ziprasidone (Geodon)
NO
Стимуляторы
Dexstroamphetamin Риталин, общий)
6 лет и старше, для СДВГ, нарколепсии
Другое
Атомоксетин (Strattera)
6 лет и старше, для СДВГ
Клонидин (Catapres)
0002 Педиатрический, для эпидуральной анестезии для обезболивания
Гуанфацин (Tenex) Пропранолол (анаралол,
12 лет и старше, от гипертонии
Пропранолол (анарал, общий)
Детский, от гипертонии
ОКР, обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ, синдром дефицита внимания/гиперактивность. Неизлечимая болезнь
Неизлечимая болезнь и смерть ребенка — печальный и неизбежный аспект педиатрической больничной консультации, вызывающий сильную тревогу у пациента, семьи и опекунов. эту информацию вместе с ребенком 22 Дети, находящиеся на разных стадиях развития, имеют разные представления или неправильное понимание смерти, и им могут помочь откровенные беседы с членами семьи или игровая терапия, проводимая специалистами детской психосоматической медицины. Комфорт — еще одна важная проблема в конце жизни; родители сообщали, что в конце жизни их ребенок сильно страдал от боли, одышки или усталости и «не получал удовольствия». 23 Психиатры могут обеспечить лечение умирающего ребенка, а также оказать поддержку семье и персоналу больницы.
С развивающимися инновациями в медицинских технологиях и быстрым прогрессом в неврологии и молекулярной генетике можно ожидать, что всеобъемлющая и интегративная область, такая как педиатрическая психосоматика, может только расширяться. новые генетические маркеры у пациентов с хроническими заболеваниями предоставляют новую информацию, которая может помочь в разработке будущих методов лечения.
Клиницисты, оказывающие психиатрическую помощь, должны всегда сохранять бдительность в понимании того, как это лечение переносится детьми и их семьями. Раннее выявление психиатрической симптоматики улучшит результаты лечения детей из групп риска. Надлежащая диагностика психических расстройств, своевременное психиатрическое лечение и признание нормальных процессов развития у детей и подростков являются критическими аспектами заботы о ребенке в целом.
Неизлечимая болезнь
Неизлечимая болезнь и смерть ребенка — печальный и неизбежный аспект педиатрической больничной консультации, вызывающий значительное беспокойство у пациента, семьи и лиц, осуществляющих уход. Сообщить ребенку, что он умрет, сложно, но родители редко сожалеют о том, что поделились этой информацией с ребенком. 22 Дети, находящиеся на разных стадиях развития, имеют разные представления или неправильное понимание смерти, и им могут помочь откровенные беседы с членами семьи или игровая терапия, проводимая специалистами детской психосоматической медицины. Комфорт – еще одна важная проблема в конце жизни; родители сообщали, что в конце жизни их ребенок сильно страдал от боли, одышки или усталости и «не получал удовольствия». 23 Психиатры могут обеспечить лечение умирающего ребенка, а также оказать поддержку семье и персоналу больницы.
С развивающимися инновациями в медицинских технологиях и быстрым прогрессом в нейробиологии и молекулярной генетике можно ожидать, что всесторонняя и интегративная область, такая как педиатрическая психосоматика, будет только расширяться. новые генетические маркеры у пациентов с хроническими заболеваниями предоставляют новую информацию, которая может помочь в разработке будущих методов лечения.
Клиницисты, оказывающие психиатрическую помощь, должны всегда сохранять бдительность в понимании того, как это лечение переносится детьми и их семьями. Раннее выявление психиатрической симптоматики улучшит результаты лечения детей из групп риска. Надлежащая диагностика психических расстройств, своевременное психиатрическое лечение и признание нормальных процессов развития у детей и подростков являются критическими аспектами заботы о ребенке в целом.
Каталожные номера1. Фонд муковисцидоза. 50 лет прогресса, надежда. Бетесда, штат Мэриленд, 2005 г. Доступно по адресу: www.cff.org/UploadedFiles/news/news/50YearTimelineFinal.pdf [PDF]. Доступ 17 марта 2006 г.
2. Ries LAG, Eisner MP, Kosary CL, et al. , ред. Обзор статистики рака SEER, 1975–2002 гг. Национальный институт рака; 2005. Доступно по адресу: http://seer.cancer.gov/csr/1975_2002/. По состоянию на 10 марта 2006 г.
3. Американская академия педиатрии, Комитет по психосоциальным аспектам здоровья ребенка и семьи. Новый взгляд на заболеваемость: новая приверженность психосоциальным аспектам педиатрической помощи. Педиатрия. 2001;108:1227-1230.
4. Кнапп П.К., Харрис Э.С., Консультация-связь в детской психиатрии: обзор последних 10 лет, часть I: клинические данные. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry.1998;37:17-25.
5. Гитлин Д.Ф., Левенсон Д.Л., Ликетсос К.Г. Психосоматическая медицина: новая психиатрическая специальность. Академия психиатрии. 2004; 28:4-11.
6. Caspi A, Sugden K, Moffitt TE, et al. Влияние жизненного стресса на депрессию: модерация полиморфизмом гена 5-НТТ. Наука. 2003;301:386-389.
7. Шарп Д., Росситер Л. Братья и сестры детей с ахроническим заболеванием: метаанализ. J Pediatr Psychol.2002;27:699-710.
8. Вамбольдт МЗ, Вамбольдт ФС. Роль семьи в возникновении и исходе детских расстройств: результаты отдельных исследований. J Am Acad Child AdolescPsychiatry. 2000;39:1212-1219.
9. Каин З.Н., Колдуэлл-Эндрюс А., Ван С.М. Психологическая подготовка родителя и педиатрического хирургического пациента. Anesthesiol Clin North America.2002;20:29-44.
10. Фицджеральд М., Беггс С. Нейробиология боли: аспекты развития. Нейробиолог. 2001;7:246-257.
11. Национальная сеть детского травматического стресса. Медицинские события и травматический стресс у детей и семей. 2005. Доступно на http://www.nctsnet.org/nccts/nav.do?pid=typ_mt. По состоянию на 10 марта 2006 г.
12. Bennett DS. Депрессия у детей с хроническими заболеваниями: метаанализ. J PediatrPsychol. 1994; 19:149-169.
13. Фиппс С., Шривастава Д.К. Репрессивная адаптация у онкобольных детей. Психология здоровья. 1997; 16:521-528.
14. Klinnert MD, Nelson HS, Price MR, et al. Начало и персистенция детской астмы: предикторы с младенчества. Педиатрия. 2001;108:E69.
15. Винник С., Лукас Д.О., Хартман А.Л., Толл Д. Как улучшить соблюдение требований? Педиатрия. 2005; 115:e718-e724.
16. Бернштейн Г.А., Андерсон Л.К., Хектнер Дж.М., RealmutoGM. Приверженность имипрамину у подростков. J AmAcad Детская подростковая психиатрия. 2000;39: 284-291.
17. Туркель С.Б., Таваре С.Дж. Делирий у детей и подростков. J Нейропсихиатрия Clin Neurosci. 2003; 15:431-435.
18. Шемеш Э., Бартелл А., Ньюкорн Дж.Х. Оценка и лечение депрессии у больных детей. Curr Psychiatry Rep. 2002; 4:88-92.
19. Силбер Т.Дж., Пао М. Расстройства соматизации у детей и подростков. Педиатр Rev. 2003; 24: 255-64.
20. Либоу Дж.А. Фальсификация детских и подростковых болезней. Педиатрия. 2000;105:336-342.
21. Zito JM, Safer DJ, Dosreis S, et al. Модели психотропной практики для молодежи: 10-летняя перспектива. Arch Pediatr Adolesc Med. 2003; 157:17-25.
22. Kreicbergs U, Valdimarsdottir U, Onelov E, et al. Разговоры о смерти с детьми, страдающими тяжелыми злокачественными заболеваниями.