Пример психолого педагогической характеристики ребенка


Психолого-педагогическая характеристика ученика / Статьи

Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

1. Общие сведения об учащемся

Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

 2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в …  В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ.

| Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ.

Общие сведения о ребенке:

Ф.И. ребенка

Дата рождения

МБДОУ № 23 посещает с

Сведения о состоянии здоровья.

2 группа здоровья. Основная физическая группа. Гармоничное развитие.

Общие сведения о семье.

Мама – (Ф.И.О. место работы)

Папа – (Ф.И.О. место работы)

 Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и старшей сестре с большой любовью. Жилищные и материальные условия удовлетворительные. Ребенок всегда опрятен, аккуратен.

Особенности познавательной деятельности.

Проявляет интерес к познавательной деятельности. Уровень познавательного развития соответствует возрасту. На занятиях проявляет активность. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Особенности внимания. Внимание у воспитанника устойчиво и произвольно,  легко привлекается, может сосредоточиться. Концентрация, переключаемость и устойчивость внимания соответствует возрастной норме. Может заниматься в течение 25-30 минут как совместно со  взрослым, так и самостоятельно.

Особенности мышления. Наглядно-образное мышление соответствует возрасту.

Особенности речи. Речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы, имеются трудности в произношении звуков.

Эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевая сфера сформирована в соответствии с возрастом. (Имя) общительный и доброжелательный ребенок. В общении со взрослыми и с детьми трудностей не испытывает.

Интеллектуальное развитие. Отношение к занятиям положительное.  На занятиях активен, очень редко требуется индивидуальная помощь взрослого. Умеет пользоваться дополнительными источниками информации. Не уверен в себе, даже при правильно выполненном задании.

Имеются нарушения зрительного восприятия: испытывает трудности в написании графических диктантах.

Хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Имеет представление о плоскостных (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапеция и т.д.) и объемных (цилиндр, шар, куб) геометрических фигурах и называет их, классифицирует геометрические фигуры по признакам. Может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Сопоставляет между собой по величине большое количество предметов. Владеет счетом в пределах 10. Сравнивает предметы и устанавливает их сходство и различие.  Ориентируется в понятиях «выше – ниже», «уже – шире», «длиннее – короче». Хорошо знает части суток и дней недели.

Возникают трудности в пространственной ориентировке, путает право-лево.

Проявляет познавательный интерес к окружающему миру, устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в живом и растительном мире имеет  представление о явлениях природы, их сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывает их с изменениями в жизни людей, животных, растений. Называет времена года, знает названия и порядок месяцев.

Проявляет неаккуратность при выполнении работы.

Игры и интересы ребенка.

В игровой деятельности инициативен, проявляет активность в выборе игры,  игровых действиях, способен проявить фантазию и придумать сюжет и правила игры. Считается с интересами других детей, умеет решать споры, часто идет на уступки.  Отдает предпочтение играм  с конструктором, строительным материалом, в игре активно использует предметы заместители. Понимает и выполняет правила игр. 

Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки соответствуют возрасту. В самообслуживании самостоятелен, следит за внешним видом. Владеет элементарными правилами поведениями во время еды, столовыми приборами пользуется в соответствии с их назначением. Аккуратно моет руки и лицо.

Заключение: Уровень усвоения программы  средний.

Заведующий МБДОУ д/с №                                                  

Воспитатели МБДОУ д/с №

Эти 7 навыков отделяют успешных детей от «тех, кто испытывает трудности»: Психолог и эксперт по воспитанию детей

Когда я начинал свою карьеру, обучая детей из групп риска, большинство моих учеников жили в бедности, подвергались жестокому обращению или сталкивались с трудностями в обучении, эмоциональными или физические недостатки. Я хотел найти способы помочь им добиться успеха.

Как педагог-психолог я усвоил очень важный урок: успешными становятся, а не рождаются. Детям нужно безопасное, любящее и структурированное детство, но им также нужны автономия, компетентность и свобода действий, чтобы процветать.

Проанализировав множество исследований качеств, наиболее тесно связанных с оптимизацией способностей детей к развитию, я определил семь навыков, которые необходимы детям для повышения психологической стойкости, устойчивости, социальной компетентности, самосознания и моральной силы — и именно они отличают успешных детей. которые сияют от тех, кто борется:

1. Уверенность в себе

Большинство родителей приравнивают самооценку к уверенности в себе. Они говорят своим детям: «Ты особенный» или «Ты можешь быть кем угодно».

Но мало доказательств того, что повышение самооценки увеличивает успехи в учебе или даже подлинное счастье. Исследования, однако, показывают, что дети, которые связывают свои оценки со своими собственными усилиями и сильными сторонами, более успешны, чем дети, которые считают, что не могут контролировать академические результаты.

Настоящая уверенность в себе — это результат того, что вы преуспеваете, сталкиваетесь с препятствиями, находите решения и останавливаетесь на достигнутом. Решая проблемы вашего ребенка или выполняя его задания за него, вы только заставляете его думать: «Они не верят, что я могу».

Уверенные в себе дети знают, что они могут потерпеть неудачу, но также и восстановиться, поэтому мы должны освободиться от зависания, уборки снега и спасения.

2. Эмпатия

Эта сила характера имеет три различных типа: аффективная эмпатия, когда мы разделяем чужие чувства и чувствуем их эмоции; поведенческая эмпатия, когда эмпатическая забота сплачивает нас, чтобы действовать с сочувствием; и когнитивная эмпатия, когда мы понимаем мысли другого или встаем на его место.

Детям нужен словарный запас эмоций, чтобы развить эмпатию. Вот способы, которыми родители могут научить этому:

3. Самоконтроль

Способность контролировать свое внимание, эмоции, мысли, действия и желания — одна из сильных сторон, наиболее тесно связанных с успехом, и удивительный нераскрытый секрет, помогающий детям прийти в себя и развиваться.

Один из способов научить самоконтролю — подавать сигналы. Некоторым детям трудно переключать внимание между занятиями. Вот почему учителя используют «сигналы внимания», такие как звонок в колокольчик или словесные сигналы: «Карандаши опущены, глаза вверх».

Разработайте сигнал, потренируйтесь вместе, а потом ждите внимания! Некоторые: «Мне нужно ваше внимание через одну минуту». "Готов слушать?"

Еще один способ — использовать стресс-паузы. Замедление дает им время подумать. Научите ребенка делать «паузу», чтобы напомнить ему остановиться и подумать, прежде чем действовать:

4. Честность

Честность — это набор усвоенных убеждений, способностей, взглядов и навыков, которые создают моральный компас, который дети могут использовать, чтобы помочь им узнать и поступать правильно.

Изложение собственных ожиданий — огромная часть головоломки. Но не менее важно дать им пространство для развития собственной моральной идентичности наряду с нашей и отдельно от нее.

Это также помогает признавать и хвалить этичное поведение, когда ваш ребенок демонстрирует его, чтобы он понял, что вы его цените. Назовите честность, затем опишите действие, чтобы ваш ребенок знал, что он сделал, чтобы заслужить признание.

Использование слова «потому что» делает вашу похвалу более конкретной: «Это показало честность, потому что вы отказались распространять сплетни». «Ты проявил честность, потому что сдержал свое обещание пойти с другом, даже несмотря на то, что тебе пришлось отказаться от пижамной вечеринки!»

5. Любопытство

Любопытство – это узнавание, стремление и желание исследовать новые, сложные и неопределенные события.

Чтобы помочь детям развить любознательность, я люблю использовать игрушки, гаджеты и игры с открытым концом. Дайте им краску, пряжу и палочки от эскимо, чтобы они создавали конструкции. Или предложите скрепки и ершики для труб и бросьте вызов своим детям, чтобы увидеть, сколько необычных способов они могут использовать.

Еще один метод — моделировать любознательность. Вместо того, чтобы говорить: «Это не сработает», попробуйте: «Посмотрим, что получится!» Вместо того, чтобы давать ответы, спросите: «Что вы думаете?» "Откуда вы знаете?" "Как вы можете узнать?"

Наконец, вы читаете книгу, смотрите фильм или просто проходите мимо кого-то, используйте вопросы "Интересно": "Интересно, куда она идет". «Интересно, почему они это делают». «Интересно, что будет дальше».

6. Настойчивость

Настойчивость помогает детям продолжать, когда все остальное помогает сдаться.

Ошибки могут помешать детям дойти до конца и добиться успеха. Так что не позволяйте ребенку катастрофизировать свою проблему. Вместо этого помогите им сфокусироваться и определить, где они споткнулись.

Некоторые дети сдаются, потому что чувствуют себя перегруженными «всеми проблемами» или «всеми своими заданиями». Разделение задач на более мелкие части помогает детям, которым трудно сосредоточиться или начать работу.

Вы можете научить свою дочь "разбивать на части", например, закрыв все ее математические задачи листом бумаги, кроме верхнего ряда. Опустите покрытую бумагу вниз на следующий ряд и на следующий, когда каждый ряд будет завершен.

Дети старшего возраста могут записывать каждое задание на стикере в порядке сложности и выполнять одно задание за раз. Поощряйте их сначала делать самое сложное, чтобы они не беспокоились об этом всю ночь. Уверенность и настойчивость растут, когда дети выполняют большие куски в одиночку.

7. Оптимизм

Оптимистичные дети рассматривают проблемы и препятствия как временные и преодолимые, поэтому у них больше шансов на успех.

Но есть и резко противоположная точка зрения: пессимизм. Пессимистичные дети считают проблемы постоянными, например, цементные блоки, которые невозможно сдвинуть, и поэтому они с большей вероятностью бросят занятия.

Воспитание оптимизма у детей начинается с нас. Дети воспринимают наши слова как свой внутренний голос, поэтому в течение следующих нескольких дней настройтесь на свои типичные сообщения и оцените взгляды, которые вы предлагаете своим детям.

Как вы в среднем относитесь к пессимизму или оптимизму? Вы обычно описываете вещи как положительные или отрицательные; наполовину полный или пустой; хорошо или плохо; через розовые или голубые очки? Сказали бы о вас то же самое ваши друзья и семья?

Если вы видите, что склоняетесь к полупустой стороне, помните, что изменение начинается с взгляда в зеркало. Если вы видите пессимизм, напишите, почему вам может помочь стать более оптимистичным.

Меняться сложно, но важно быть примером того, чему вы хотите научить своего ребенка.

Мишель Борба, EdD , — педагог-психолог, эксперт по воспитанию детей и автор книги «Процветатели: удивительные причины, почему некоторые дети борются, а другие сияют» и «Почему бесчувственные дети Добейтесь успеха в нашем мире «Все обо мне». Она живет в Палм-Спрингс, Калифорния, со своим мужем и является матерью троих сыновей. Следите за ней на Twitter , Facebook и Instagram .

Не пропустите:

Shine », издаваемый Putnam, подразделением Penguin Publishing Group, подразделением Penguin Random House LLC. Copyright © 2021 Микеле Борба, Эд. D.

Зарегистрируйтесь сейчас: Узнайте больше о своих деньгах и карьере с помощью нашего еженедельного информационного бюллетеня

Читайте наш блог о тенденциях в практике детской психологии и многом другом

Знакомство с ребенком по мере его развития может быть одной из самых полезных частей жизни родитель. Изучение того, как ваш ребенок смотрит на мир, обучение вашего ребенка новым навыкам и наставничество, когда он переживает новые большие чувства и изменения, — все это часть того, чтобы быть родителем, но это непросто.

По мере того, как ваш ребенок развивается, он проходит прогрессивные этапы развития, от рождения до взрослой жизни. Окружающие, генетические и культурные факторы могут влиять на развитие ребенка и на то, насколько быстро он переходит от одной стадии к другой.

Детям трудно объяснить, через что они проходят, не говоря уже о том, чтобы проанализировать свои чувства. Именно здесь детская психология может помочь вам получить очень важную и ценную информацию о психическом, физическом, когнитивном и эмоциональном здоровье вашего ребенка по мере его роста.

Что такое детская психология?

Детская психология изучает подсознательное и сознательное развитие детей. Детские психологи наблюдают за тем, как ребенок взаимодействует со своими родителями, самим собой и миром, чтобы понять его умственное развитие.

Почему это важно?

Каждый хочет, чтобы его ребенок развивался здорово, но не всегда ясно, является ли поведение ребенка признаком нормального этапа развития или признаком аномалии. Детские психологи могут помочь вам понять разницу. Понимание нормальных и ненормальных психологических моделей ребенка может помочь родителям понять, как лучше общаться и наладить контакт со своим ребенком, обучить ребенка механизмам преодоления эмоций, а также помочь ребенку прогрессировать и процветать на каждом новом этапе развития.

Детские психологи также могут выявить отклонения в поведении на раннем этапе, помочь определить причину распространенных поведенческих проблем, таких как проблемы с обучением, гиперактивность или тревога, и помочь детям справиться с травмой в раннем детстве. Они также могут помочь предотвратить, оценить и диагностировать проблемы психического здоровья и обучения, задержки развития или такие состояния, как аутизм.

Детская психология изучает взаимодействие нескольких основных областей развития:

Физическое развитие

Физическое развитие детей обычно представляет собой предсказуемую последовательность событий. Ваш ребенок держит голову, переворачивается, ползает, ходит и бегает в таком порядке. Ваш детский психолог может помочь вашему педиатру в наблюдении за физическим развитием вашего ребенка и выявлении каких-либо аномалий, которые могут указывать на отклонения в развитии. Детские психологи будут наблюдать за продвижением вашего ребенка к вехам развития, чтобы убедиться, что ваш ребенок физически развивается нормально. Серьезные задержки в физическом развитии могут выявить другие основные проблемы развития, которые затем можно решить на раннем этапе.

Когнитивное развитие

Медицинское понимание когнитивного развития детей сильно изменилось за последние годы. Теперь мы знаем, что даже новорожденные дети осознают свое окружение и интересуются им еще до того, как у них появится язык, чтобы выразить это.

Когнитивное развитие относится к интеллектуальному обучению и мыслительным процессам ребенка. Он включает в себя наблюдение и понимание окружающего мира, изучение языка, память, принятие решений, решение проблем, то, как ребенок использует свое воображение и как ребенок использует основные рассуждения. Все эти факторы зависят от генетики ребенка и окружающей среды.

Эмоциональное (социальное) развитие

Эмоциональное и социальное развитие тесно взаимосвязаны. Эмоциональное развитие относится к тому, как ребенок чувствует, понимает и выражает свои эмоции. Эмоциональное развитие выражается у очень маленьких детей через выражение основных эмоций, таких как страх, радость, гнев и печаль. По мере развития ребенка появляются более сложные эмоции, такие как уверенность, надежда, вина и гордость. Эмоциональное развитие также включает в себя способность ребенка чувствовать и понимать эмоции других людей посредством сопереживания. Многим детям трудно научиться регулировать и правильно выражать эмоции. Если помочь детям понять свои эмоции на раннем этапе, это может оказать сильное влияние на текущее и будущее эмоциональное развитие. Детский психолог может помочь вашему ребенку понять и выразить свои эмоции в здоровой, позитивной форме.

Эмоциональное развитие сильно влияет на социальное развитие. Это верно, потому что то, как ребенок чувствует, понимает и выражает свои чувства, напрямую влияет на то, как он взаимодействует с другими людьми. Социальное развитие — это то, как ребенок развивает ценности, осведомленность и социальные навыки, необходимые для общения с окружающими его людьми; их родители, сверстники, авторитетные лица и животные. Ранние отношения ребенка могут оказать огромное влияние на развитие соответствующих возрасту социальных навыков. Доверие, дружба, управление конфликтами и уважение к авторитету являются примерами социального развития.

Детская психология В WWMG

Детская психология является важной отраслью охраны здоровья семьи. Это дает родителям ресурсы, чтобы помочь своим детям пройти через этапы развития, и дает врачам возможность глубже изучить психическое здоровье и возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в отношении обучения, социальных различий или задержки развития.

Если вас беспокоит психическое здоровье и развитие вашего ребенка, обратитесь в одну из наших клиник первичной медико-санитарной помощи, чтобы записаться на прием сегодня.


Learn more