Помощь ребенку с рас на занятиях помимо педагога может оказать


Длительность индивидуального занятия с аутистом - Дефектология - 26.04.2016

Отвечает Дубровина Наталья Александровна

логопед, дефектолог, сурдопедагог

Добрый день. Занятия с аутистами-это не моя тема.Но думаю,ежедневные занятия не могут превышать больше 25-30 минут,учитывая агрессивное поведение,неусидчивость,нежелание заниматься. Вот нашла материал,как мне показалось ,интересный.Просто высылаю для информации. СообщениеТема: Re: Занятия дома с детками-аутистами Пт 2 Сен 2011 - 9:51 Реабилитация и абилитация детей с РАС глазами матери ребёнка-аутиста. Реабилитация и абилитация детей с РАС- это очень специфичный, длительный по времени и практически непрерывный процесс, который осуществляется индивидуально и с учётом особенностей, нарушений и искажений развития каждого отдельно взятого ребёнка. Индивидуальная программа реабилитации ребёнка с аутизмом должна включать в комплексе следующие мероприятия: 1) Реабилитационные мероприятия медицинского характера, прежде всего - грамотно и индивидуально подобранную лекарственную терапию. Не менее важны и благотворно влияют на здоровье и физическое развитие наших детей сеансы лечебного массажа, физиотерапия, ЛФК. 2) Коррекционно - развивающие занятия при участии логопеда, дефектолога, психолога. Как правило, занятия с этими специалистами проводятся не менее 3-х раз в неделю и в течении нескольких лет. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране не существует ни одной официально признанной и рекомендуемой к применению коррекционной методики именно для детей с РДА, с учётом специфики расстройств и нарушений, свойственным только этому заболеванию. Но, несмотря на это, специалисты, работающие с нашими детьми, успешно применяют уже существующие методики, имеют, как правило, собственные наработки и авторские программы, а также профессионализм и интуицию, находя к каждому отдельному ребёнку- аутисту «подход» и добиваются отличных успехов в занятиях со своими маленькими подопечными. 3) Ежедневный (и даже ежечасный) тренинг бытовых навыков, самообслуживания, адекватному поведению в общественных местах, развитие навыков общения и коммуникации. Это, в большей степени, работа для родителей аутичного ребёнка, особенно матери, которая находится с ним рядом гораздо больше времени,чем остальные члены семьи. 4) Занятия по развитию мелкой и крупной моторики. Это любые виды гимнастики, бассейн, занятия на тренажёрах, пальчиковая гимнастика, упражнения по системе Монтессори, Домана и многие другие. Польза таких занятий не только в развитии моторики, телесно-ориентировочной реакции, снижении остроты сенсорных нарушений, но и в синхронном взаимодействии в процессе занятия с группой детей, а также со специалистом или тренером, который проводит эти занятия. Сюда же можно отнести лечение с помощью животных (анималотерапия).Это может быть и иппотерапия и дельфинотерапия и каннис-терапия,в зависимости от возможностей реабилитационного центра в предоставлении таких услуг, либо инициативы родителей ребёнка-инвалида. Помимо несомненной и подтверждённой многими исследованиями пользы в лечении именно биомеханических расстройств и функций,от любого животного ребёнок-аутист получает заряд положительного психоэмоционального воздействия, которое происходит при общении ребёнка и животного. К тому же, при взаимодействии с животным почти не нужно пользоваться речью, но всё же даже в этом бессловесном общении происходит постоянный «внутренний диалог», который и является «проводником» к возможности речевого общения . 5) Для детей - аутистов дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста огромную пользу приносят занятия в так называемых кружках дополнительного образования или творческих мастерских. Это может быть и шахматная секция, кружки по изготовлению поделок из природного материала, ткани, бумаги (оригами), бисероплетение, пошив мягкой игрушки и многое-многое другое. Польза от таких занятий - колоссальна. Это и развитие мелкой моторики, памяти, внимания, абстрактного мышления и логики, а также мотивация к общению и взаимодействию с преподавателем и детьми, которые совместно с ребёнком - аутистом занимаются в мастерской или кружке. Мой собственный родительский опыт показывает, что любой ребёнок с РАС, даже поначалу негативно относящийся к усилиям родителей или преподавателя сразу же вовлечь себя в процесс занятий, затем на какое-то время «оставленный в покое» и делающий вид, что его абсолютно не интересует происходящие, всё равно через какое-то время (у каждого - индивидуально), «внедряется» в коллектив и участвует в самом творческом процессе (естественно, с помощью преподавателя) и испытывает удовольствие от результатов своего труда. Так было и с моим собственным сыном. В возрасте семи лет его привели на занятия в кружок «Волшебство Бумаги» в нашем реабилитационном центре. Поначалу (где-то в течение недели) он вообще ничего не делал и даже не пытался, только сидел в стороне или бесцельно бродил по классу, всё же бросая изредка заинтересованные взгляды в сторону преподавателя и детей, занятых изготовлением поделок. Потом, наконец-то решился присесть за стол и учительница показала ему, как складывать напополам листок бумаги, потом на 4 части, затем на 8….В результате, через пару месяцев, мой ребёнок с гордостью подарил мне самостоятельно сделанный и довольно – таки сложный по конструкции цветочек-оригами. Очень хотелось бы обозначить важность присутствия аутичного ребёнка в любом детском коллективе, будь то детсад, школа, реабилитационный центр, игровая площадка, любые места, где для ребёнка - аутиста есть возможность находится в группе сверстников. Ни в коем случае нельзя ограждать ребёнка с РАС от общения, даже если он сам избегает любого взаимодействия с детьми и кажется абсолютно равнодушным к ним, либо проявляет резкий негативизм. Это всего лишь поведенческая защитная реакция, свойственная практически всем аутистам и она постепенно, по мере адаптации ребёнка к коллективу, пройдёт, и он начнёт соблюдать распорядок и, в меру своих возможностей, даже будет участвовать в групповых занятиях и мероприятиях. К сожалению, иногда возникает следующая проблема: если ребёнок с РАС находится в коллективе обычных детей,то в возрасте 5-6 лет здоровые дети начинают осознавать и видеть отличия от них ребёнка-аутиста. Здесь могут возникнуть и насмешки и передразнивание речевых ошибок, а иногда даже игнорирование и презрение к «не такому» малышу. В специализированных учереждениях, созданных специально для детей-инвалидов, такой проблемы, как правило, не существует, так как все дети, находящиеся там, имеют те или иные особенности, прекрасно осознают это и гораздо лояльнее и терпимее относятся к другим детям, нежели их здоровые сверстники. Есть ещё один немаловажный критерий успешной реабилитации и абилитации детей с РАС. Абсолютно все реабилитационные мероприятия, занятия с коррекционными педагогами и тренинги навыков должны осуществляться в как можно более раннем возрасте ребёнка (в идеале-не позже 3-х лет). Далее,чем старше становится ребёнок-аутист,тем глубже и устойчивее у него все ауистические аффекты и искажения психо-эмоциональной и волевой сферы, более глубоко выражена речевая задержка, соответственно и реабилитация будет менее эффективна, нежели если она бы была применена и реализована в более раннем возрасте этого же ребёнка. Мне лично очень импонирует опыт терапии аутизма, применяемый в США. Самые эффективные и результативные методики, созданные и применяемые именно для детей с РАС- разработаны специальными институтами и научными центрами, занимающимися изучением проблем аутизма. Абсолютно все эти методики и тренинги имеют в своей основе бихевиористический подход к лечению аутизма. Меня лично очень радует тот факт,что и наши, российские специалисты из сферы реабилитации детей с РАС, всё чаще применяют в своей практике элементы американских методик, либо берут в основу собственных методических разработок и авторских коррекционных программ. Также уникален и достоин подражания опыт внедрения в семью,имеющую ребёнка-аутиста, так называемого тераписта, работа которого оплачивается государством и эта услуга входит в обязательный бесплатный перечень реабилитационных услуг,гарантированных для детей с РАС законодательством США. Обязанности тераписта заключаются в том, что он работает с ребёнком по индивидуально составленной программе, содержащей элементы всех официально признанных и рекомендованных к применению коррекционно- развивающих программ и тренингов не менее 40 часов в неделю, а также ещё и попутно ведёт работу с родителями ребёнка, оказывая им консультативно-методическую помощь и привлекая их к активному участию в занятиях, проводимых с ребёнком. Помимо всего,терапист психологически поддерживает семью, воспитывающую ребёнка с диагнозом «аутизм»,помогая родителям понять, какого рода затруднения испытывает их сын или дочь и совместно с родителями ищут пути для их решения. У нас в стране, к сожалению, такого опыта работы специалистов с семьёй нет. Но всё чаще в перечне реабилитационных мероприятий некоторых наших реабилитационных центров,медико-педагогических консультаций и других служб, призванных помогать детям с ограниченными возможностями,появляется очень важный пункт под названием: «Психолого-консультативная помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями». Это очень важная и правильная тенденция. И именно с психологической помощи родителям и следует начинать осуществлять лечение и реабилитацию аутичного ребёнка, ибо она немыслима и малоэффективна при участии одних лишь специалистов, без привлечения к этому процессу семьи ребёнка. Ведь очень редко, услышав диагноз «аутизм» в отношении своего сына или дочери, родители максимально мобилизуются, осознают, что их ребёнок «особенный»,имеет проблемы с психикой, да и просто функционированием в обычной, повседневной жизни и без комплексной специализированной помощи эти проблемы не исчезнут сами собой и промедление в оказании ему такой помощи-преступно и недопустимо, иначе все ауистические проявления примут глубокий, устойчивый и необратимый характер. Но очень часто, после того, как семья ребёнка-аутиста услышит диагноз, происходит следующее: Одна группа родителей, тщательно обследовав ребёнка и услышав окончательный вердикт врачей, не могут принять его в отношении своего сына или дочки, поверить и осознать,что это случилось именно в их семье,с их собственным отпрыском. Они начинают «ходить по кругу»,иногда годами, консультируя и обследуя ребёнка в разных городах и странах, ища каких-то «особенных» медицинских «светил», которые опровергнут уже существующий диагноз и скажут родителям, что их ребёнок здоров, а аутизм-всего лишь ошибка их некомпетентных коллег. Другая категория родителей от ужаса и внезапно свалившегося на них несчастья бросаются в другие «крайности»-везут ребёнка к «бабкам» и другим народным целителям, монахам в Горный Тибет, пытаются «вылечить аутизм» с помощью БАДов, гомеопатии, всевозможных диет. Естественно, такое своебразное «лечение» не приводит ни к каким улучшениям, а в худшем случае ребёнок рискует заработать себе хронический гастрит или пищевое отравление. Третья группа родителей старается просто «замолчать» проблему, пытаясь убедить себя и окружающих, что с их ребёнком всё в порядке, а «странности» его поведения-это ни что иное,как «сложный характер»,отсутствие речи объясняются наличием в родословной предков, которые тоже не говорили до 5,6,7 и даже до 8 лет, а потом, чудесным образом, сразу же заговорили. Позже, когда аутичный ребёнок подрастает и «странности» уже сильно бросаются в глаза, его начинают просто «прятать» от посторонних глаз, тем самым ещё более способствуя ого отгороженности от внешнего мира и лишая его возможности адаптироваться к нему хотя бы частично. И в первом, и во втором и в третьем случае родители совершают непростительные , ужасные ошибки : в одном случае по причине собственных заблуждений и невежества, в другом-тешат своё самолюбие и, боясь, из-за болезни ребёнка потерять какой-то свой особенный социальный статус, в третьем «проецируют» болезнь ребёнка на себя и считают недопустимым и невозможным факт рождения у них «неполноценного» отпрыска. Вот поэтому и нужна грамотная профессиональная помощь психолога или даже психотерапевта именно тем родителям, которые находятся в «начале пути» и от горя и растерянности способны наделать много ошибок, даже в искреннем желании помочь своему ребёнку. Но прежде всего нужно психологически поддержать именно маму аутичного ребёнка, потому что её характер и эмоциональное состояние имеет ряд особенностей и отличий от матерей детей-инвалидов с заболеваниями, не имеющими отношение к РАС. Сравним, для примера, матерей детей с синдромом Дауна, ДЦП, глухонемого ребёночка с мамой аутичного ребёнка. Первые три, несмотря на выраженные особенности своих детей, получают от них важнейшее для любой матери чувство-любовь своих детей, эмоциональную отдачу, особую чувственную связь, которая усиливает и «подпитывает» то самое «материнское чувство» и стремление заботиться, чувственно нуждаться в своём ребёнке. Мать ребёнка-аутиста, зачастую лишена всех таких естественных и элементарных вещей. Её ребёнок может вообще не выделять её из массы других лиц, не улыбается, не льнет к ней, не просится на ручки и часто не выносит даже прикосновения к себе. Это очень психологически угнетает маму, она не чувствует взаимной любви, связи со своим ребёнком, не находит подтверждения своему материнскому инстинкту и поэтому у неё появляется неуверенность в своей материнской полноценности. Помимо этого, на её плечи ложится вся тяжесть бытовых, социальных проблем, как правило, ей приходится бросить работу. Все эти факторы отнюдь не способствуют эмоциональному подъёму и уверенности в завтрашнем дне. Если же,в силу каких-либо обстоятельств, мама ребёнка-аутиста не может обратиться для получения психологической помощи к специалисту, то неоценимую помощь ей могут оказать специальные форумы и сайты, созданные специально для общения, взаимной поддержки и обмена опытом родителей детей-инвалидов. Для этих же целей создаются и существуют родительские кружки, ассоциации, общественные организации, они есть почти в каждом крупном городе. В процессе общения, более опытные родители дают бесценные советы «начинающим» по лечению, реабилитации, воспитанию, обучению детей-аутистов, совместно решают правовые и юридические вопросы. Кстати, среди родителей детей-инвалидов много специалистов разных отраслей ,которые всегда профессионально помогут и поддержат человека, который имеет схожие с ними проблемы . Кроме того, общаясь с родителями подросших уже детей-аутистов, а некоторые из них практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников, и, увидев, каких результатов можно достичь, если грамотно и своевременно применить к ним лечение и реабилитацию,у родителей аутичных малышей появляется огромное желание сделать всё, чтобы их детки стали такими же или даже лучше. Да, не всем детям с диагнозом «аутизм» удаётся достичь полнейшей компенсации и это зависит от различных причин. Но стремиться к этому, прилагая максимум усилий, нужно обязательно, так как при условии того, что ребёнок с РАС постоянно получает реабилитацию, коррекционные занятия и постоянный тренинг нужных навыков в семье, улучшение состояния происходит АБСОЛЮТНО у всех аутистов, многие негативные симптомы исчезают частично, а некоторые-даже полностью. Реабилитация и абилитация детей, имеющих расстройства аутичного спектра-очень сложная задача, тут нет готовых «рецептов» и «шаблонов», все мероприятия «подбираются» и осуществляются с учётом индивидуальных особенностей, когнитивных, поведенческих, речевых, функциональных расстройств и нарушений, сопровождающих синдром аутизма и выраженных в той или иной степени у каждого ребёнка-аутиста. Но прежде всего, аутизм-это нарушение человеческого образа жизни. Грубо говоря, у человека с аутизмом есть такие «чёрные дыры» в мышлении, восприятии, овладении какими-либо навыками, межличностных отношениях и осознании собственного «я». И, чем быстрее и максимально полнее «заполнятся» эти «пробелы»,тем больше шансов будет у наших детей не чувствовать себя чужими в этом мире. Без реабилитации и абилитации большинство аутистов с возрастом переходят в разряд умственно-отсталых психически больных инвалидов, которые всю жизнь будут нуждаться в уходе и опеке. Поэтому главная задача специалистов из сферы реабилитации, врачей, коррекционных педагогов и родителей аутичных детей - избежать такого варианта развития болезни ребёнка и максимально компенсировать его и подготовить к полноценной и самостоятельной жизни в обществе. Вернуться к началу Перейти вниз

Трудности в обучении первоклассников. Почему они возникают?

1. Не слышит учителя.

 Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Установить его степень может лор-врач, а наблюдать и лечить – врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребенок плохо слышит по другим причинам, например, из-за патологии органов дыхания. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить. Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребенку требуется стимулирующая помощь учителя: ободрение, похвала, установка на успех, а также щадящий режим, дополнительные занятия в менее отвлекающей обстановке. Возможно, ребенок физически ослаблен; в семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Это тоже не позволяет ему сосредоточиться на необходимый отрезок времени и слушать учителя. Напоминаем, что ребенку семи лет, особенно в период адаптации,  необходимо спать не менее 10 часов.

2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.

В этом случае у ребенка отмечается недостаточный уровень словесно-логического мышления. Возможно, это временная задержка развития, и ребенку просто нужно помочь ее преодолеть. Определить причины и спланировать индивидуальную работу помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Однако, возможно, причины гораздо серьезнее - незрелость или повреждение центральной нервной системы. В этом случае необходима также врачебная помощь.

3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п.

Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Объясните родителям, что подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Гораздо важнее набраться терпения и сделать уроки! Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – все это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя, и родителей. Причиной может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или  протестная реакция на сложное задание.

4. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.

У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям. Необходимо выполнять упражнения, восполняющие функциональную недостаточность структур мозга, координирующих и регулирующих движения. На коррекционых занятиях эти дети должны ползать, маршировать, делать перекрестные движения, отбивать ритм, выполнять ритмичные движения в сочетании с речью (стихи, речевки, чистоговорки), учиться действовать (или воздерживаться от действия) по условному сигналу, осваивать дыхательную гимнастику и ряд специальных упражнений. Многое из этого могут применять как учителя, так и родители. Вместе с тем, чередуя умственную нагрузку с динамическими паузами (физкультминутками), следует приучать ребенка сохранять рабочую позу в течение всё более длительного промежутка времени. В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.

5. При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается.

Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.

6. Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы.

Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. Возможно, ребенок физически ослаблен, плохо себя чувствует. Нередко встречаются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Повышение голоса и строгий взгляд вызывает у таких детей стрессовую реакцию, они теряются, ведут себя неадекватно. Соразмеряйте свое воздействие!

Ребенок должен знать и чувствовать, что его понимают, верят в его будущие успехи – и они обязательно придут. Очень важен настрой семьи. Нельзя завышать требования. «У тебя будут только пятерки» - крайне неконструктивная установка. Возможны также случаи, когда требуется наблюдение у невролога.

7. Говорит кратко, очень тихо.

Скорее всего, это  замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам и т.д. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи  постепенно снимут проблему. Однако встречаются дети  с нарушением голоса – проконсультируйтесь с логопедом или лор-врачем. Существуют и логофобии - боязнь говорить в силу каких-либо  речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.

8. Говорит очень громко.

Может быть следствием нарушения физического слуха (см. пункт 1). Встречается также громкий голос по физиологическим причинам. Особенности речевой среды в семье могут сформировать привычку говорить громко, кричать без надобности. Однако чаще всего у ребенка нарушены или не сформированы механизмы саморегуляции – а это значит,  что требуются меры коррекционного и воспитательного свойства.

9. Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма).

Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. С точки зрения нейропсихологии это  проблемы в  подкорковых структурах мозга. Желательна консультация специалиста. Все чаще встречаются дети с несформированностью пространственных представлений, зрительного восприятия.

В основе трудностей обучения письму может лежать несформированность моторных действий, которая проявляется как неловкость крупных и - особенно - мелких движений: способность манипулировать мелкими предметами, держать карандаш, рисовать простые линии. При обучении таких детей письму следует обратить особое внимание на темп письма. Все задания дети должны выполнять в медленном темпе, получив четкую инструкцию. Прописи с рабочей строкой 4 мм не рекомендуются. Противопоказаны программы интенсивного обучения.

10. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».

Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия (см. пункт 14). В тяжелых случаях можно заподозрить развитие невроза, включая логоневроз (речевой невроз). Как правило, эти дети имеют легкие функциональные или органические нарушения нервной системы, в частности, алалию или дизартрию. Погоня за скоростью чтения может сыграть крайне отрицательную роль в развитии и обучении таких детей. Трудности усугубятся, сформируется стойкое специфическое нарушение чтения – дислексия.

11. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.

Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства, однако в спокойной обстановке ребенок способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице. Он плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет». При медленном темпе работы значительно лучше обучается.

Другая возможная причина - повышенная утомляемость, истощаемость. На уроке надо дать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе, вместе с родителями формировать навыки организации учебного труда. Необходимо строгое соблюдение режима дня, достаточный отдых. Отсутствие мотивации, интереса к учебе. Попробуйте разобраться в проблемах ребенка совместно с родителями и психологом. Так же будет проявлять себя ребенок с повышенным внутричерепным давлением, что требует лечения у невролога.

12. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.

Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства ребенка: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребенка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором его первых школьных успехов.

13. Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.

Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.

Несвоевременное формирование процесса левополушарной латерализации (установление доминантной роли левого полушария головного мозга) может стать  источником неудач в становлении письменной речи. К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.

Если с течением времени ребенок дает все больше зеркальных переворотов букв, пишет неразборчиво, то нужно обратиться к специалистам. Однако есть и меры развивающе-профилактического характера, о которых пойдет речь в другой главе.

14. Нечеткая «смазанная» речь;  когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные.  Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов.

Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог. Такому ребенку требуется лечение и индивидуальный подход. Нельзя форсировать процессы овладения чтением и письмом, навыки следует формировать постепенно, «не гнаться» за скоростью чтения.

15. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.

Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).

То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).

16. Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении.

Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя.

Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях.

17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой.

Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д. Начинать нужно всегда со схемы собственного тела. В формировании пространственных представлений у детей неоценимую помощь может оказать учитель физкультуры. Занятия танцами, ритмикой, гимнастикой (особенно ушу) также показаны. Пространственные представления – совершенно необходимый базис полноценного освоения ребенком закономерностей языка и элементарной математики.

18.       В письменных работах пропускает буквы.

Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности. С точки зрения нейропсихологии, причина – в трудностях поддержания тонуса коры головного мозга в активном рабочем состоянии. Отсюда – несформированность регуляторных механизмов контроля собственных действий. У такого первоклассника затруднено формирование связей «звук – буква». Сформированный акт письма предполагает однозначную взаимосвязь на уровне коры головного мозга между услышанным звуком («фонема»), произнесенным звуком («артикулема»), увиденной буквой («графема») и способом написания этой буквы («кинема»).

Проблема может быть обусловлена нарушениями развития устной речи ребенка: поздно заговорил, двуязычная семья, в семье снижена культура речи и др.

19.       Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»).  

Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация - игровая. Здесь можно порекомендовать: систему пошаговых инструкций (не более 5 слов), ориентированных на близкие цели. Например: 1) открыть тетрадь, 2) взять ручку и т. д. Перед выполнением каждого задания следует давать дополнительную мотивацию: «для чего мы выполняем задание? Чтобы…» Развивать способность запоминать на слух ряды слогов, слов,  затем словосочетания, короткие фразы. Полезно включать в учебную ситуацию игровые моменты.

            Если вы замечаете, что ребенок к тому же быстро утомляется, плохо переносит шум, яркий свет, духоту, не воспринимает громкий голос, яркие образы, его укачивает в транспорте, то, возможно, у этого ребенка имеется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Такие дети могут страдать головными болями, а к концу учебного дня - перевозбуждаться, становиться слишком подвижными, неуправляемыми. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов». Степень проявлений признаков ММД сильно меняется в зависимости от состояния здоровья, окружающей обстановки, времени года. Детям с ММД необходимо постоянное наблюдение и лечение у невролога, а также помощь психолога, дефектолога.

20.       Испытывает трудности при решении математических задач.

Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. Требуются дополнительные занятия, обследование у психоневролога.

21.       Испытывает трудности при пересказывании текста.

Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины. Комплекс дополнительных упражнений.

22.       Ребенок-левша.

Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители. Преобладание левой руки над правой отражает измененную («атипичную») организацию работы полушарий головного мозга. Этим и обусловлены характерные для ребенка-левши особенности поведения, умственной деятельности, моторной сферы. Есть среди них и такие, которые могут затруднить ребенку обучение в школе и вызвать негативную реакцию взрослых: ослаблены адаптивные механизмы, возможны эмоциональные срывы и неврозоподобные эпизоды поведения, повышена потребность во внимании окружающих, противопоказана спешка, снижена способность к переключению, затруднена ориентировка в тетради, на письме обилие необъяснимых ошибок, стойкие ошибки при чтении. В этих случаях следует обратиться к специалистам.

23.       С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.

Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро. Необходимы  специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.

Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с 1 класса) изучение иностранного языка.

24. Гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенностъ, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза, и утомляемостью. При незнакомых взрослых ведет себя так же, как и при родных. Такого ребенка легко спровоцировать на конфликт, даже в присутствии учителя. На резкое замечание дает резкий ответ. Пытается, но не может сдержать обещание; часто этот ребенок вызывает раздражение, а не сочувствие, при этом сам сильно страдает. В процессе обучения также периодически «отключается», не замечая этого. Как следствие, при неплохой памяти заучивание материала может быть затруднительным. Ребенку трудно сохранить умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя он остается двигательно активным до позднего вечера. Сильные эмоции также могут дезорганизовать поведение такого ребенка. Гиперактивность, чаще всего, -  это не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, требующий наблюдения у невролога и комплексной коррекции. Взрослые должны проявлять твердость и последовательность в воспитании, вместе с тем не давать категорических указаний и избегать слов «нет», «нельзя». Реагировать на действия ребенка нестандартно: пошутить или на время оставить его одного, спокойно повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз. Следует неукоснительно соблюдать режим дня. Места для занятий и игр должны быть постоянными, с определенным местом для каждого предмета. В школе такой ребенок должен находиться перед глазами учителя, на первой парте прямо у доски. У него всегда должна быть возможность быстрого обращения за помощью. Важно направлять энергию ребенка в полезное русло. При благоприятных условиях признаки гиперактивности смягчаются и проходят по мере взросления ребенка.

 

Как поддержать младших школьников в классах, отличающихся расовым разнообразием

Разговоры о поликультурном образовании, антирасизме и антипредвзятости становятся все более распространенными в образовательных сообществах. Тем не менее, могут возникнуть сомнения и путаница в отношении того, следует ли и как создавать классное сообщество, поддерживающее детей из разных расовых слоев, особенно младших.

В раннем детстве воспитатели могут подходить к расовому разнообразию и вопросам, связанным с расой, исходя из философии дальтонизма или полагать, что маленькие дети не в состоянии понять вопросы расы из-за своего возраста. Эти подходы не только пренебрегают опытом детей и семей, но и создают неточное изображение истории и текущих событий. Кроме того, дальтонизм — это эйблистский термин, который приравнивает настоящую медицинскую слепоту к невежеству и подразумевает, что расизм связан только со зрением и отрицает структурные и повседневные проблемы, связанные с расизмом.

Таким образом, преподаватели должны намеренно создавать учебную среду, которая уважает и ценит расовое разнообразие, при этом обращаясь к опыту учащихся и историческим проблемам, формирующим этот опыт. Вот пять подходов, основанных на исследованиях, которые могут использовать педагоги дошкольного образования.

Поразмышляйте о том, кто вы есть и о своем опыте общения с расой

Чтобы создать среду обучения, которая действительно поддерживает расовое разнообразие, преподаватели могут начать с самоанализа. Понимание самого себя раскроет чувства, мысли и отношение педагогов к расе и то, как они влияют на взаимодействие и ожидания со студентами.

Даже если учителя имеют такое же расовое происхождение, что и ученики, или идентифицируют себя как BIPOC, это не означает, что они осознают, как раса и культура влияют на их преподавание. Педагоги могут попробовать вести дневник или проводить обсуждения со сверстниками, чтобы подумать о том, как на их практику преподавания влияют раса и культура.

Помните о интерсекциональности

Помимо расы, многие дети и семьи могут сталкиваться с другими формами дискриминации и угнетения, когда они одновременно принадлежат к нескольким группам идентичности, таким как пол, класс, способности, язык или сексуальная ориентация. Детей могут обвинять в проблемах или испытывать стирание из-за их множественной идентичности. Таким образом, создание учебной среды, поддерживающей расовое разнообразие, должно также учитывать множественную идентичность детей. Вы можете использовать такие ресурсы, как Photovoice, фильмы и тексты, чтобы побудить учащихся задуматься об опыте детей и семей с интерсекциональной идентичностью и подумать о том, как их можно поддержать.

Откройте для себя что-то, что полюбит каждого учащегося

Несмотря на то, что дети принадлежат к разным расовым и этническим сообществам, важно сбалансировать это с индивидуальным признанием учащихся. Чтобы создать учебную среду, которая утверждает и признает расовое разнообразие и интерсекциональную идентичность, педагоги должны найти что-то, что может понравиться каждому ребенку в классе. Эта любовь и связь могут развиться благодаря посещению детских домов, встречам с семьями и членами сообщества или общению во время перемен или мероприятий на свежем воздухе.

Избегайте символизма

Преподавателям следует избегать разовых проектов, укрепляющих стереотипы о различных группах людей. Педагоги могут включать мероприятия и уроки, которые знакомят учащихся с историческими знаниями о людях из различных расовых и этнических групп, о притеснении, которому подвергаются люди из разных расовых и этнических групп, и о том, как различные группы исторически и в настоящее время вносят свой вклад в национальную культуру. и общество. При этом важно не позиционировать одного или двух известных людей как представителей всего их культурного сообщества.

Педагоги также могут делиться изображениями людей, завязывающих дружбу с людьми из разных слоев общества. Эти уроки могут помочь уменьшить предубеждения и негативное отношение детей к людям из разных расовых групп и повысить у учащихся чувство расовой справедливости. Даже если учащиеся в среде более однородны в расовом отношении, дети все равно могут извлечь пользу из знакомства с другими расами и изучения их в нестереотипных изображениях.

Навести мосты

Педагоги могут проводить мероприятия, специально посвященные темам или разговорам, связанным с расой. Студенты могут читать книги, в которых персонажи имеют разный оттенок кожи, а затем вести беседу о важности дружбы с людьми из разных слоев общества.

Они также могут рисовать автопортреты, смешивая цвета красок или используя цветные карандаши, соответствующие оттенку кожи детей. В этом упражнении дети могут увидеть различия внутри своей и, возможно, других расовых групп. Это также может быть возможностью для учащихся наблюдать за цветами, связанными с расовыми группами, такими как белый цвет, и замечать, есть ли учащиеся с таким оттенком кожи, которые могут идентифицировать себя как белые. Для занятий, которые проводятся виртуально, учащиеся могут использовать онлайн-инструменты для рисования.

Учащиеся также могут составлять книги и фотожурналы или участвовать в устном рассказывании историй, чтобы делиться информацией о себе и своих семьях со своими сверстниками. Если педагоги замечают, что дети в классе разделяются на расовые группы, они могут предлагать учащимся выполнять задания и проекты с разными приятелями, особенно с теми, с которыми они не хотят играть.

Когда преподаватели начинают с понимания самих себя, а затем расширяют это до понимания опыта других, они могут намеренно создавать учебную среду, которая уважает расовое и межкультурное разнообразие в классе и в обществе в целом. Это не практика, имеющая конечный результат; скорее, это процесс, требующий постоянного осмысления, обучения и роста.

Как способствовать разнообразию и инклюзивности в жизни вашего ребенка

15 сентября 2021 г.

Соавторы:

Дженнифер Сталбаумер Руйер, LSCSW, LCSW – Социальная работа

Патрисия А. Дэвис, LSCSW, LCSW, IMH-E (III) – Менеджер программы, Информированная помощь при травмах

Снова школьный сезон, а это значит, что нужно приобрести новые школьные принадлежности, приспособиться к новому распорядку и изучить самые разные предметы. Важным предметом, которому родители могут научить своих детей, является разнообразие и инклюзивность, когда они встречают новых учеников в классе.

Что такое разнообразие и инклюзивность?

Разнообразие представляет собой диапазон человеческих различий, включая, помимо прочего, расу, этническую принадлежность, гендерную идентичность, сексуальную ориентацию, класс, физические или умственные способности и атрибуты, систему религиозных или этических ценностей, национальное происхождение, иммиграционный статус, язык, стили обучения и структура семьи.

Включение — это участие и расширение прав и возможностей, при которых признается неотъемлемая ценность и достоинство всех людей. Инклюзивный класс способствует и воспитывает чувство принадлежности; он ценит и практикует уважение к талантам, убеждениям, происхождению и образу жизни своих студентов.

Почему разнообразие и инклюзивность так важны

Открытые и позитивные разговоры о различиях могут помочь детям лучше понять себя и окружающих. Принятие разнообразия и инклюзивности дает детям возможность заниматься своим миром с любопытством, уверенностью и добротой. Разнообразие и инклюзивность помогают детям научиться сопереживать людям, которые отличаются от них. Разнообразие и инклюзивность делают всех детей лучшими учениками, позволяя им понимать различные предметы с разных точек зрения.

Способы поощрения разнообразия и инклюзивности дома

Лучший способ для детей узнать о разнообразии и инклюзивности — увидеть, как это моделируют доверенные взрослые. Родители могут предпринять активные шаги, чтобы убедиться, что их ребенок погружен в сообщества и возможности, которые охватывают и отмечают различия.

Вопросы, которые родители могут задать себе

Как привлечь детей

Сотрудничайте с учителями для продвижения разнообразия и инклюзивности

Дети проводят много времени в школе, и педагоги прилагают все усилия, чтобы облегчить учебу учащихся. Родители могут поддержать их усилия по обучению разнообразию и инклюзивности, приняв активное участие.

Способы работы со школьной администрацией для поощрения разнообразия и инклюзивности

Помимо партнерства с учителями важно поддерживать связь с руководителями школ и выражать свою поддержку разнообразной и инклюзивной школьной среде.

Вопросы

Действия