ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ
Д.Б.Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: "ребенок — вещь" и "ребенок — взрослый". Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути — общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок — общественный предмет" и "ребенок — общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений "ребенок — общественный взрослый", или, шире, "человек — человек".
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста,
учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок — общественный предмет" или "человек — вещь".
В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений "человек — человек" и "человек — вещь", происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т. д. (рис. 1.11).
Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:
"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
Периодизация Д.Б.Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу и той характеристики возрастных периодов, которая будет дана во втором разделе этой книги.
Рис. I.11. Периодизация психического развития ребенка (по Д. Б. Эльконину)
Вот как выглядит периодизация Д. В. Эльконина в целом (см. также таблицу).
1. Младенческий возраст—0—1 год. Ведущий вид деятельности—непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышеч-ио-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми н определенное эмоциональное отношение к ним.
«В своей основе,—подчеркивает Д. ть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую ему дает»'.
2. Раннее детство—1—3 года. Ведущая деятельность— предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
3. Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятельность—ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундачснтальнымн смыслами человеческой дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся такие новообразования, как стремление к общественно значимой ч общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
4. Младший школьный возраст—7—II лет. Ведущая деятельность—учение В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира человеческих отношении Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлении, внутренний план Осй-ааия, рефлексия.
5. Подростковый возраст—11—15 лет. Ведущая деятельность—общение в системе общественно полезной деятельности (учебная, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающцим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни.
6. Старший школьный возраст—15—17 лет. Ведущая деятельность—учебно-профессиональная , в процессе которой формируются такие нозообразопання, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Данная классифнклцня позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектнко-материалнсги-ческого положения о движущих силах развития как борьбы пр01ивоположиостей между новыми потребностями и старым» возможностями их удовлетворения.
Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн, заключается в изменении соответствия между уровнем развития oi ношении с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания ч способов отношений с окружающими п к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.
s Возрастной периоды | / Ведущая деятельность | На что направлена эозч.г Какая сфера психики при- „ , вателъная деятельность имущественно |.азвиаается ноетоораюванин доэоаст» |
Младенческий (0-t г.) | Непосредственное эмоциональное общение. | На познание отношс- Личностная (потреб- Пот^ейнпст'. |
Раннее детство (1-3 г.) | Предметно-маннпуля-тивная деятельность | На познание предмета Познавательные про- Ргчь н наглядио-дем-цессы гтэенное чышленне |
Дошкольный возраст (3—7 лет) | Ролевая игра | На познание отноше- Личностная (потребно- Потребность в ойщест-ний стно-мотг-вационная) венно-значимой н оОще-стоенно-оце(<|<взеыом деятельности |
Младший школ'-.-ный -возраст <7— 11 лет) | Учение | На познание начал Интеллектуально-по- Произвольность. bhvt-наук знавательнзя ренний план действия Самоконтроль. Решлек-счя. |
Подростковый возраст (11—15 лет) | Деятельность общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности | На познание системы Личностная (потрео- Стреуление к «взпос-дтношении в разных ностно-мотивационная) лости». |
Старший школьный возраст (15—17 лет) | Учебно-профессиональная | На познание профес- Познавательная Мировоззрение, проспи . фессиональные интересы |
4
В основе периодизации Д. Б. Эльконина (1904—1984) лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.
Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности: предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек — предмет» и «человек — человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет для ребенка представляет интерес не только как объект с определенными физическими свойствами, но и как объект, имеющий определенное социальное значение, а также предполагающий возможность использовать его для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами. Мир отношений ребенка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый помимо того, что является субъектом определенных индивидуально- психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ролей (в профессии, семье, других сферах) помогает ребенку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.
В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А. Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей. Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности: □ непосредственно-эмоциональное общение младенца; о ролевая игра дошкольника; в интимно-личностное общение подростка.
Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело
главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или шире — «человек — человек».
Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек — предмет»):
п предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста; □ учебная деятельность младшего школьника; п учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй группы — познавательная сфера. Развитие этих сфер —два важнейших направления психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — предмет», что определяет закономерное чередование и развитие соответствующих сфер. Базируясь на таком понимании, Д. Б. Эльконин формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из отношений «человек — человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек — предмет». Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период.
Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина основана на понятии «ведущая деятельность». В представленной ниже таблице отражена краткая характеристика возрастных периодов в соответствии сданной периодизацией.
Таблица 1
Название возрастного периода | Границы возраста | Ведущая деятельность | Направленность деятельности | Сфера преимущественного развития | Основные новообразования возраста |
Младенческий возраст | До 1 года | Непосредственно-эмоциональное общение | Познание отношений | Мотивацион- но-потреб- ностная | Потребность в общении, эмоциональные отношения |
Раннее детство | 1—3 года | Предметно- манипулятивная деятельность | Познание предмета | Познавательная | Речь и наглядно- действенное мышление |
Дошкольный возраст | 3-6(7)лет | Ролевая иг-ра | Познание отношений | Мотивационно-потребностная | Потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст | 6(7)— 10(11) лет | Учебная деятельность | Познание начал наук | Познавательная | Произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия |
Продолжение табл. | Границы возраста | Ведущая деятельность | Направленность деятельности | Сфера преимущественного развития | Основные новообразования возраста | |
подростковый возраст | I 11—14 лет | Интимно- личностное общение | Познание системы общения в разных ситуациях | Мотивацион- но-потребност- ная | Чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам | |
Ранняя юность | 15-17 лет | Учебно-профессиональная | Познание профессии | Познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рождения до вступления во взрослую жизнь. Но для глубокого понимания общих возрастных закономерностей психического развития важно анализировать всю жизнь человека. Для решения этой задачи следует обратиться к другим периодизациям, в которых отражены все возрастные стадии от рождения до пожилого возраста.
5. Стадии развития взрослого человека
То, что в отечественной психологии преимущественное внимание длительное время уделялось исследованию психического развития детей, вполне объяснимо. С одной стороны, начальные этапы жизни являются очень важными для будущего каждого человека, и потому понимание всех факторов развития детей помогает их учитывать. С другой стороны, социализация детей, организация их обучения и воспитания являются важнейшей общественной задачей, и для ее эффективного решения необходимо знание возрастных характеристик детей.
В то же время отсутствие должного внимания к исследованию психического развития зрелого и пожилого возраста не может быть оправдано выше представленными аргументами. Человек на каждой стадии достоин внимания науки, в том числе и возрастной психологии. Поэтому неслучайно в наше время появляется все больше работ по проблемам психического развития взрослых людей.
В рамках данного вопроса мы вкратце отразим некоторые взгляды на периодизацию психического развития взрослых людей и укажем на психологическое содержание соответствующих возрастных периодов.
Одной из наиболее известных периодизаций развития человека в мировой науке является подход Э. Эриксона. Содержание этой периодизации было представлено ранее.
Заслуживают внимания также взгляды на психическое развитие взрослых людей таких авторов, как Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант, В. Ф. Моргун. Кратко представим их содержание (приводится по: Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Ко- люцкий. М., 2001. С. 139—142).
Ш. Бюлер выделила 5 периодов.
1 До 16—20 лет (наиболее типичные проявления жизни: нет семьи, профессии, жизненного пути).
От 16—20 до 25—30 лет (предварительное самоопределение, выбор супруга).
От 25—30 до 45—50 лет (зрелость, характеризующаяся наличием собственной семьи, призванием, постановкой конкретных жизненных целей, самореализацией).
От 45—50 до 65—70 лет (старение, при котором человек переживает душевный кризис, сложности с самоопределением и постановкой жизненных целей).
После 65—70 лет (потеря социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти).
Приведенное описание психологического содержания различных возрастных периодов взрослого человека является спорным. Так, несмотря на наличие каких- то общих тенденций в развитие нельзя однозначно признать, что каждый человек, например в зрелом возрасте, в полной мере самореализуется, а в старости «бесцельно существует». Сам по себе хронологический возраст не определяет психологическое содержание жизни конкретного субъекта. В этом плане более обоснованной выглядит позиция Э. Эриксона, в соответствии с которой выделяются два полюса развития: благоприятный и неблагоприятный. И то, что Ш. Бюлер предлагается в качестве психологического содержания двух последних стадий, вполне возможно укладывается в представление о неблагоприятном развитии человека.
Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант предложили свой взгляд на психическое развитие взрослого человека, в соответствии с которым выделяются следующие периоды:
16—22 года (время взросления, стремления к самостоятельности; неопределенность; уход из родительского дома).
23—28 лет (осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями; сформированность представлений о своей будущей жизни, работе; встреча спутника жизни и создание семьи).
29—32 года (переходный период, в течение которого пересматриваются некоторые представления о жизни; возможно переживание в виде возрастного кризиса).
33—39 лет (период «бури и натиска»: семейная жизнь для многих теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, имеющиеся результаты кажутся недостаточными).
40—42 года (возрастной кризис, в течение которого у многих может возникнуть ощущение, что жизнь проходит зря, молодость уходит).
43—50 лет (стабильный период, привязанность к семье).
После 50 лет (источниками удовлетворения выступают семейная жизнь и успехи детей; на первое место выходят вопросы о смысле жизни, ценностях).
Периодизация В. Ф. Моргуна включает 10этапов жизни взрослого человека:
1 Юность (18—23 года) — порог взрослой жизни, поиски своего места в обществе, личностное и профессиональное самоопределение.
факторы, закономерности и периодизации психического развития
Молодость (24—30 лет) — выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний, постановка конкретных целей, встреча спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Переход к расцвету (около 30 лет) — переживание кризиса в случае неблагополучного самоопределения на предыдущих этапах.
Расцвет (31—40 лет) — период высокой работоспособности и отдачи в профессиональной и семейной сферах; возникновение вопроса: «Что останется после меня?».
Переход к зрелости (около 40 лет) — кризис, в течение которого могут быть серьезно пересмотрены жизненные ценности и планы.
Зрелость (40—55 лет) — вершинный период жизни личности, достижение профессионального мастерства, статуса в обществе, стремление передать социальный опыт
Кризис (50—55 лет) — осознание возрастных изменений в организме, приспособление к ним, постановка новых жизненных целей.
Пожилой возраст (55—75 лет) — продолжение творческой активности, передача накопленного опыта, общение.
Старческий возраст (75—90 лет) — психологическая перестройка, функции бабушки и дедушки, посильные виды деятельности.
Долгожительство (свыше 90 лет) — адаптация к новой ситуации, использование богатого жизненного опыта.
Каждая из имеющихся в возрастной психологии классификаций имеет свои ограничения. Они отражают лишь определенные тенденции в психическом развитии человека на различных возрастных стадиях. Но у каждого человека, строго говоря, свои жизненные периоды, временные интервалы, содержание которых во многом определяется жизненной позицией, ценностями, мировоззрением самой личности. Но знание того, что схожие задачи развития в какой-то возрастной период решает большинство, может быть важным для осознания жизненной ситуации каждым человеком.
6. Общая схема анализа возрастного периода
После знакомства с основными факторами и закономерностями психического развития, а также с существующими периодизациями, мы готовы с вами рассмотреть общую схему анализа конкретного возраста. В ней будут обозначены те основные параметры, которые важны для понимания особенностей психического развития человека на определенной возрастной стадии. Эти параметры анализа обосновали в своих теориях Л. С. Выготский (социальная ситуация развития; кризис), А. И. Леонтьев (ведущая деятельность), Д. Б. Эльконин (социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологические новообразования; кризис), Э. Эриксон (задачи возраста; кризис; благоприятное (неблагоприятное) развитие).
Схема 1
й параметр анализа — задачи возраста. Под ними подразумеваются те общие требования к человеку на данной возрастной стадии, которые обусловлены как внешней социальной средой, так и внутренними потребностями самого человека.
й параметр анализа —социальная ситуация развития Под социальной ситуацией развития следует понимать не только внешние социальные условия, но и соотношение между ними и характеристиками самого человека. Это соотношение может быть противоречивым (например, когда у ребенка появляются новые потребности, а социальная среда (как вариант, в виде позиции родителей) им не соответствует). Противоречия, характеризующие социальную ситуацию развития, выступают движущими силами психического развития и разрешаются в различных формах активности, в том числе посредством ведущей деятельности.
3-й параметр анализа — ведущая деятельность Особую роль в разрешении противоречий играет ведущая деятельность. Ее признаком является то, что она оказывает определяющее влияние на психическое развитие и возникновение возрастных новообразований.
4-й параметр анализа — психические новообразования. Это те психические процессы или свойства, которые активно развиваются и отчетливо проявляются в данном возрасте.
5-й параметр анализа — показатели благоприятного или неблагоприятного развития. В зависимости оттого, реализуются или не реализуются задачи развития и разрешаются или не разрешаются основные противоречия, у человека формируются либо положительные (прогрессивные), либо отрицательные (регрессивные) психические новообразования (качества).
6-й параметр анализа — возрастные кризисы. Кризисы в развитии наблюдаются в случае обострения противоречий и характеризуются интенсивными внутренними изменениями, за которыми часто «не успевает» социальная среда. О позитивности или негативности каждого кризиса можно судить по последствиям: если противоречия разрешаются, человек переходит на следующую ступеньку в своем развитии, следовательно, кризис позитивен. Если этого не происходит, то можно говорить о негативных следствиях кризиса.
Данные параметры анализа не исчерпывают всех аспектов психического развития человека в конкретном возрастном периоде, но, наш взгляд, достаточны для понимания основных процессов. Поэтому именно этой схемы мы и будем придерживаться при анализе особенностей психического развития в каждом возрастном периоде.
Вопросы и задания для самоконтроля
Почему психическое развитие человека важно рассматривать во взаимосвязи с другими направлениями развития?
Приведите примеры, свидетельствующие о взаимосвязи психического и социального развития.
Чем отличаются факторы и движущие силы психического развития?
Что выступает в качестве движущих сил психического развития?
Какие критерии периодизации были предложены учеными?
На основании каких теоретических построений была создана периодизация Д. Б. Эльконина?
Чем определяется социальная ситуация развития и ведущая, деятельность в каждом возрасте?
Какие основные задачи развития решает взрослый человека на различных этапах жизни?
<3.
Для современной психологии уже давно не является секретом тот факт, что человек в процессе своего развития и становления проходит ряд стадий, отличающихся друг от друга уровнями:
Другими словами, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличить одну стадию от другой. И эти изменения имеют сильную связь с возрастом. Эта концепция получила название возрастная периодизация.
В своих работах многие ученые и деятели психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. В данной статье будет более подробно рассмотрена именно возрастная периодизация Д.Б.Эльконина - как наиболее популярная в рамках современной российской психологии.
Теория отечественного ученого основывалась на том, что определенному типу ведущей деятельности (ВД) соответствует определенный этап развития (имеется в виду возраст, психический и физический уровень развития ). Где под ведущей деятельностью понимается вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.
Периодизация возрастного развития, предложенная Д.Б. Элькониным как представителем культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее формирование непрерывно и обусловлено социальным взаимодействием. Только через социальное взаимодействие и практическую деятельность ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого с ребенком (даже если оно предполагает обучение взаимодействию ребенка с предметами, например второй этап, называемый «раннее детство»), позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, нравы, роли, стереотипы действия и т. д.
Итак, возрастная периодизация в рамках теории Эльбенина делится на 6 этапов:
Возрастная периодизация, разработанная Д.Б. Элькониным, позволяет лучше понять мотивы ребенка любого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.
О
Кафедра психологии развития создана в составе факультета психологии образования в 1998 году и является выпускником. В 2016 году кафедре присвоено имя профессора Людмилы Обуховой, первого заведующего кафедрой, доктора психологических наук, профессора.
В задачи кафедры входит подготовка специалистов в области научно-практической работы, имеющих широкую направленность в области психологии развития человека на всех этапах онтогенеза, способных видеть актуальные проблемы науки и практики, ставить задачи , проводить исследования, анализировать и обобщать факты, выявлять закономерности, понимать особенности психического развития в современной социокультурной ситуации.
Контакты
Эл. психологии и проводит семинары на всех факультетах университета на очном, вечернем и заочном отделениях.
Лекции и практические занятия преподавателей кафедры составляют основу теоретических знаний для практической работы в области детской, педагогической и возрастной психологии.
Кафедра расширяет контакты с научно-практическими центрами, другими образовательными учреждениями, школами, дошкольными учреждениями для обеспечения практики и проведения научных исследований.
Наука
Структурообразующим мотивом работы кафедры является сохранение и развитие фундаментальных положений научных школ Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина.
Основные направления научных исследований кафедры психологии развития имени профессора Л.Ф. Обуховой:
[su_divider top=\"no\"divider_color=\"#e6e6e6\" link_color=\"#e6e6e6\" size=\"1\" margin=\"0\"]
Программы бакалавриата
[su_button url=\"https://ru.mgppu.ru/developmental-psychology-and-age-psychology/\" style=\"призрак\" background=\"#e6e6e6\" color=\"# 454545\" размер=\"8\" широкий=\"да\" радиус=\"0\" icon_color=\"#006cb7\" text_shadow=\"0px 0px 0px #000000\"]Психология развития и возрастная психология[ /su_button]
[su_divider top=\"нет\" Diver_color=\"#e6e6e6\" link_color=\"#e6e6e6\" size=\"1\" margin=\"0\"]
Программы магистратуры
[su_button url=\”https://en.mgppu.ru/developmental-psychology-2/\” style=\”ghost\” background=\”#e6e6e6\” color= \"#454545\" размер=\"8\" широкий=\"да\" радиус=\"0\" icon_color=\"#006cb7\" text_shadow=\"0px 0px 0px #000000\"]Психология развития[ /su_button]
[su_button url=\”https://ru.mgppu.ru/опекун-и-опека-в-отношении-к-несовершеннолетним/\” style=\”призрак\” background=\”#e6e6e6 \"цвет=\"#454545\" размер=\"8\" широкий=\"да\" радиус=\"0\" icon_color=\"#006cb7\" text_shadow=\"0px 0px 0px #000000\" ]Опека и попечительство над несовершеннолетними[/su_button]
[su_button url=\"https://ru.