Перечислите основные права ребенка


Конвенция о правах ребенка - Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи

(Неофициальное изложение)

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух.  Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе.  Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый  ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться.


Статья 1

Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.

Статья 2

Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.  

Статья 3

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу. 

Статья 8

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.

Статья 9

Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 12

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

Статья 14

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17

Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Статья 18

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Статья 26

Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.

Статья 27

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статьи 28 и 29

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 30

Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.

Статья 31

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.

Статья 33

Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.                                                      

Статья 38

Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статьи 40 и 37

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния.  Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.


Полный текст конвенции и дополнительных протоколов имеется на многих сайтах в Интернете, включая страницу ЮНИСЕФа (http://www.unicef.org/crc/)

Источник: Центр ООН по правам человека и Народное движения за образование в области прав человека: www.pdhre.org

Права детей

Информация об общественном инспекторе

Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области

Общественный инспектор (уполномоченный) по охране прав детей в МБДОУ № 136 г. Мурманска

Коган Борис Семенович
Телефоны:
(815-2) 486- 596 – приемная
(815) 486-588 – прямой
8-921-516-17-25 – мобильный
Факс (815-2) 42-67-82
Сайт: http://region.53.rfdeti.ru
E-mail:[email protected] rfdeti.ru
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Место расположения офиса Уполномоченного по охране ребенка в Мурманской области
г.Мурманск, ул. К.Маркса,25а, каб. 18-19

Порядок приема:
Прием граждан проводится ежедневно с 09.00. до 18.00.по предварительному звонку.
«Информация с сайта «МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ РФ Официальный портал»

Ф.И.О. уполномоченного по правам детства:

Зубова Ирина Владимировна

График приема:

Понедельник: 11. 00. – 18.00
Вторник: 08.00. – 15.00
Среда: 08.00. – 15.00
Четверг: 08.00. – 15.00
Пятница: 08.00. – 15.00

Место приема:
кабинет педагога-психолога

Контактный телефон: 26 – 44 – 43

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Права детей

Права ребёнка — это свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка, это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет, вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т. д.

Основные права ребенка (www.pravadetey.ru):

- право на гражданство;

- право на имя, отчество и фамилию;

- право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

Международным правовым документом, определяющим права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН является - Конве́нция ООН о права́х ребёнка. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ РЕБЁНКА:

ПРАВА ДЕТЕЙ В РОССИИ РЕГУЛИРУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ОСНОВНЫМИ ЗАКОНАМИ:

Конвенция о правах ребенка: Версия для детей



Конвенция о правах ребенка: Версия для детей
1.
Определение ребенка

Ребенком является любое лицо в возрасте до 18 лет.


2. Никакой дискриминации

Все дети имеют все эти права, независимо от того, кто они, где они живут, на каком языке они говорят, какова их религия, что они думают, как они выглядят, если они мальчик или девушка, если у них есть инвалидность, богаты они или бедны, и независимо от того, кто их родители или семьи, или во что их родители или семьи верят или что делают. Ни один ребенок не должен подвергаться несправедливому обращению ни по какой причине.


3. Наилучшие интересы ребенка

Когда взрослые принимают решения, они должны думать о том, как их решения повлияют на детей. Все взрослые должны делать то, что лучше для детей. Правительства должны обеспечить защиту детей и заботу о них со стороны родителей или других людей, когда это необходимо. Правительства должны убедиться, что люди и учреждения, отвечающие за присмотр за детьми, хорошо выполняют свою работу.


4. Претворение прав в жизнь

Правительства должны сделать все возможное, чтобы каждый ребенок в их странах мог пользоваться всеми правами, предусмотренными настоящей Конвенцией.


5. Семейное руководство по мере развития детей

Правительства должны позволить семьям и сообществам направлять своих детей, чтобы по мере их взросления они учились пользоваться своими правами наилучшим образом. Чем больше дети растут, тем меньше руководства им нужно.


6. Жизненное выживание и развитие

Каждый ребенок имеет право быть живым. Правительства должны позаботиться о том, чтобы дети выживали и развивались наилучшим образом.


7. Имя и национальность

Дети должны быть зарегистрированы, когда они рождаются, и им дается имя, официально признанное правительством. Дети должны иметь гражданство (принадлежать к стране). Когда это возможно, дети должны знать своих родителей и находиться под их присмотром.


8. Личность

Дети имеют право на свою личность – официальную запись о том, кем они являются, включая их имя, национальность и семейные отношения. Никто не должен отнимать у них это, но если это произойдет, правительства должны помочь детям быстро вернуть свою идентичность.


9. Сохранение семей вместе

Детей нельзя разлучать с родителями, за исключением случаев, когда о них не заботятся должным образом, например, если родитель причиняет ребенку боль или не заботится о нем. Дети, чьи родители не живут вместе, должны поддерживать контакт с обоими родителями, если это не может нанести вред ребенку.


10. Связь с родителями в разных странах

Если ребенок живет в другой стране, чем его родители, правительства должны разрешить ребенку и родителям путешествовать, чтобы они могли поддерживать связь и быть вместе.


11. Защита от похищения

Правительства должны препятствовать вывозу детей из страны, когда это противоречит закону, например, если кто-то похищает их или удерживает за границей один из родителей, когда другой родитель не согласен.


12. Уважение взглядов детей

Дети имеют право свободно высказывать свое мнение по затрагивающим их вопросам. Взрослые должны слушать и относиться к детям серьезно.


13. Свободно делиться мыслями

Дети имеют право свободно делиться с другими тем, что они узнают, думают и чувствуют, говоря, рисуя, записывая или любым другим способом, если это не наносит вред другим людям.


14. Свобода мысли и религии

Дети могут выбирать свои собственные мысли, мнения и религию, но это не должно мешать другим людям пользоваться своими правами. Родители могут направлять детей, чтобы по мере взросления они научились правильно пользоваться этим правом.


15. Настройка групп или присоединение к ним

Дети могут вступать или создавать группы или организации, а также встречаться с другими людьми, если это не наносит вреда другим людям.


16. Защита частной жизни

Каждый ребенок имеет право на неприкосновенность частной жизни. Закон должен защищать частную жизнь детей, семью, дом, общение и репутацию (или доброе имя) от любых посягательств.


17. Доступ к информации

Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников. Взрослые должны убедиться, что информация, которую они получают, не наносит вреда. Правительства должны поощрять средства массовой информации к обмену информацией из множества различных источников на языках, понятных всем детям.


18. Ответственность родителей

Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка. Когда у ребенка нет родителей, эту ответственность будет нести другой взрослый, которого называют «опекуном». Родители и опекуны всегда должны думать, что лучше для этого ребенка. Правительства должны помочь им. Если у ребенка есть оба родителя, оба должны нести ответственность за воспитание ребенка.


19. Защита от насилия

Правительства должны защищать детей от насилия, жестокого обращения и пренебрежения со стороны тех, кто о них заботится.


20. Дети без семьи

Каждый ребенок, о котором не может заботиться собственная семья, имеет право на надлежащий уход со стороны людей, уважающих религию, культуру, язык и другие аспекты жизни ребенка.


21. Усыновленные дети

Когда детей усыновляют, самое главное – делать то, что лучше для них. Если о ребенке нельзя должным образом заботиться в его собственной стране, например, если он живет в другой семье, его могут усыновить в другой стране.


22. Дети-беженцы

Дети, которые переезжают из своей страны в другую страну в качестве беженцев (поскольку им было небезопасно оставаться там), должны получать помощь и защиту и иметь те же права, что и дети, родившиеся в этой стране.


23. Дети с инвалидностью

Каждый ребенок с инвалидностью должен жить в обществе как можно лучше. Правительства должны устранить все препятствия для того, чтобы дети с ограниченными возможностями стали независимыми и активно участвовали в жизни общества.


24. Здоровье, вода, питание, окружающая среда

Дети имеют право на наилучшее медицинское обслуживание, чистую воду для питья, здоровую пищу и чистую и безопасную окружающую среду для жизни. Все взрослые и дети должны иметь информацию о как оставаться в безопасности и быть здоровым.


25. Проверка размещения ребенка

Каждый ребенок, который был помещен куда-то вдали от дома - для его ухода, защиты или здоровья - должен регулярно проверять свое положение, чтобы убедиться, что все идет хорошо, и если это все еще лучшее место для ребенка.


26. Социально-экономическая помощь

Правительства должны предоставить деньги или другую поддержку для помощи детям из бедных семей.


27. Еда, одежда, безопасный дом

Дети имеют право на еду, одежду и безопасное место для проживания, чтобы они могли развиваться наилучшим образом. Правительство должно помочь семьям и детям, которые не могут себе этого позволить.


28. Доступ к образованию

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Среднее и высшее образование должно быть доступно каждому ребенку. Детей следует поощрять ходить в школу на максимально возможном уровне. Дисциплина в школах должна уважать права детей и никогда не применять насилие.


29. Цели образования

Образование детей должно помочь им в полной мере развить их личность, таланты и способности. Он должен научить их понимать свои собственные права и уважать права, культуры и различия других людей. Это должно помочь им жить мирно и защитить окружающую среду.


30. Культура, язык и религия меньшинств

Дети имеют право использовать свой язык, культуру и религию, даже если они не разделяются большинством людей в стране, где они живут.


31. Отдых, игры, культура, искусство

Каждый ребенок имеет право на отдых, отдых, игры и участие в культурной и творческой деятельности.


32. Защита от вредной работы

Дети имеют право на защиту от выполнения работы, которая опасна или вредна для их образования, здоровья или развития. Если дети работают, они имеют право на безопасность и справедливую оплату.


33.  Защита от вредных наркотиков

Правительства должны защищать детей от приема, изготовления, ношения или продажи вредных наркотиков.


34. Защита от сексуального насилия

Правительство должно защищать детей от сексуальной эксплуатации (использования в своих интересах) и сексуального насилия, в том числе со стороны людей, принуждающих детей к сексу за деньги или делающих сексуальные фотографии или фильмы о них.


35. Предотвращение торговли людьми

Правительства должны следить за тем, чтобы детей не похищали, не продавали и не вывозили в другие страны или места для эксплуатации (использования).


36. Защита от эксплуатации

Дети имеют право на защиту от всех других видов эксплуатации (от использования в своих интересах), даже если они специально не упомянуты в настоящей Конвенции.


37. Дети, находящиеся под стражей

Детей, обвиняемых в нарушении закона, нельзя убивать, пытать, подвергать жестокому обращению, сажать в тюрьму навечно или сажать в тюрьму вместе со взрослыми. Тюрьма всегда должна быть последним выбором и только на самое короткое время. Дети в тюрьме должны иметь юридическую помощь и возможность поддерживать связь со своей семьей.


38. Защита во время войны

Дети имеют право на защиту во время войны. Ни один ребенок младше 15 лет не может служить в армии или принимать участие в войне.


39. Восстановление и реинтеграция

Дети имеют право на получение помощи, если они пострадали, остались без внимания, плохо с ними обращались или пострадали в результате войны, чтобы они могли восстановить свое здоровье и достоинство.


40. Дети, нарушившие закон

Дети, обвиняемые в нарушении закона, имеют право на юридическую помощь и справедливое обращение. Должно быть много решений, чтобы помочь этим детям стать хорошими членами своих сообществ. Тюрьма должна быть только последним выбором.


41. Применяется лучший закон о детях

Если законы страны защищают права детей лучше, чем настоящая Конвенция, то следует использовать эти законы.


42. Все должны знать права детей

Правительства должны активно информировать детей и взрослых об этой Конвенции, чтобы все знали о правах детей.


43–54. Как действует Конвенция

В этих статьях объясняется, как правительства, Организация Объединенных Наций, включая Комитет по правам ребенка и ЮНИСЕФ, и другие организации работают над обеспечением того, чтобы все дети пользовались всеми своими правами.

Четыре основных права ребенка – Дом мечты

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка гласит, что необходимо соблюдать четыре основных права ребенка. Четыре права — это право ребенка на выживание, право ребенка на защиту, право ребенка на развитие и право ребенка на участие. Конвенцию подписали почти все страны мира, включая Индонезию.

Мы должны признать, что существует недостаток осведомленности об этих основных правах. Фонд Dreamhouse Foundation через свои программы стремится обеспечить соблюдение прав детей, находящихся под его опекой. Более того, фонд также стремится представить эти четыре основных права настолько широко, насколько это возможно.

Право на выживание

Первым из основных прав ребенка является право на выживание. Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь с момента рождения. Дети имеют право на заботу и защиту своих родителей и не должны быть разлучены со своими семьями.

Это право также означает, что дети имеют право на зарегистрированное имя и гражданство. Правительство должно защищать эти права и предоставлять основные услуги детям, чтобы они могли выжить и развиваться. Это включает в себя качественное медицинское обслуживание для их будущего развития.

Право на защиту

Второе основное право – это право на защиту. Как только дети рождаются и выживают, они имеют право на защиту от всех форм вреда, включая насилие в семье, дискриминацию, эксплуатацию и безнадзорность.

Дети имеют право свободно исповедовать свои религиозные убеждения и культуру без помех и вмешательства. Право на защиту также включает защиту от детского труда. Точно так же дети должны быть защищены от вредных веществ и лекарств. Еще одним важным аспектом является защита от торговли людьми, контрабанды, похищения людей, сексуального насилия и всех форм эксплуатации детей.

Право на развитие

Далее следует право ребенка на развитие. Дети имеют право на надлежащее образование и достойный уровень жизни. Достойный уровень жизни – это достойные условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Каждый ребенок имеет право на образование и надлежащее жилье. Право на развитие также включает в себя право на питание, досуг и отдых, а также возможность развивать специальные навыки и физические и умственные способности, которые открывают им путь к светлому будущему и реализации их мечты.

Право на участие

Последним основным правом ребенка является право на участие. Дети имеют право выражать свои мысли, взгляды, мнения и имеют право быть услышанными, особенно в тех областях, которые их затрагивают.


Learn more