Страница 3 из 3
Таким образом, замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что при умственной отсталости, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна бы быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Недостатки речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими психологами (А. Р. Лурия, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, М. П. Кононова, В. Г. Петрова). Прежде всего, обнаруживается, что разница между пассивным и активным словарем у умственно отсталых детей особенно велика. Их активный словарь особенно скуден. Умственно отсталые учащиеся очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Грамматический строй их речи крайне несовершенен. Их фразы односложны. Дети очень редко пользуются соподчиненными предложениями, очень затрудняются в подборе слов для выражения оттенков мысли. Мышление учащихся с нарушением интеллекта носит конкретный характер, очень медленно переходя от конкретного к обобщенному. Для этих детей характерна непоследовательность мышления, а также некритичность суждений. У умственно отсталого ребенка наблюдается низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого он плохо понимает смысл разговоров членов семьи, содержание того, что ему читают и что читает он. Из-за дефектов восприятий умственно отсталый ребенок имеет чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и «обесцвеченность» представлений свойственна умственно отсталым детям. Так, разнородные объекты теряют в представлениях детей все индивидуальное, оригинальное, уподобляются друг другу, становятся похожими. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями и, самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той «необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений. В то же время взрослые дети довольно быстро развиваются и каждую из мыслительных операций выполняют лучше, чем младшие дети. На развитие памяти умственно отсталых детей влияет замедленность формирования и видоизменения новых условных связей. Как показали исследования (X. С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что накопленный опыт многих умственно отсталых детей отличается крайней неточностью. Что касается внимания детей с нарушением интеллекта, то этот психический процесс отличают колебания внимания и малый его объем. Ученые-психологи подчеркивают, что у умственно отсталых детей внимание трудно сделать навыком самоконтроля. Уровень развития внимания у умственно отсталых детей весьма низок. Они смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания, они не улавливают многое из того, о чем говорит им взрослый. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Г. Е. Сухарева пишет, что произвольное целенаправленное внимание у детей, страдающих олигофренией, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается. Одной из важных причин подобных нарушений внимания автор называет диффузиость недоразвития всей познавательной сферы. Внимание умственно отсталых, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредоточивается на них, как бы скользит по их поверхности. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже при самой легкой степени умственной отсталости. В эмоциональной сфере умственно отсталых детей наблюдаются зависимость чувств от потребностей и болезненные особенности настроений. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Переживания умственно отсталого ребенка примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проблеме формирования психических процессов у детей с нарушением интеллекта посвящены труды различных авторов, но многогранность данной темы оставляет простор для дальнейших исследований. Литература
Теги: нарушением интеллекта детей процессов психических «ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя» |
Воронкова Евгения Васильевна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
учитель –дефектолог
Аннотация
В данной статье освещаются проблемы развития познавательной сферы младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Автор статьи рассматривает особенности развития психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): внимания, памяти, мышления, воображения.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, интеллектуальные нарушения, познавательная сфера, развитие, умственная отсталость
Библиографическая ссылка на статью:
Воронкова Е.В. К проблеме развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97322 (дата обращения: 23.01.2023).
В последнее проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной.
Для обучающихся с нарушением интеллекта характерна несформированность познавательных интересов и низкая познавательная активность, что определяется замедленным темпом психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
За все время существования специальной психологии ученые изучают проблемы развития детей с нарушением интеллекта.
В исследованиях психологов Л.В. Занкова, Х.С. Замского, Б.И. Пинского и других учёных выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Они отмечают, что детей у данной категории страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания. [5;11].
Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др. отмечают, что у детей с нарушением интеллекта страдает мышление, основным недостатком которого является слабость обобщений. Мышление детей с нарушением интеллекта костное и тугоподвижное.
Ученые Г.М. Дульнев и Ж.И. Шиф выявили особенности и недостатки наглядного мышления, а также определили степень их влияния на эффективность практической деятельности детей с нарушением интеллекта[4;10]. Исследователи В.Я. Василевская, Г.М. Дульнев, М.П. Феофанов, изучали речь и словесное мышление детей с умственной отсталостью[2;4;13].
Советский психолог Н.Г.Морозова в своих исследованиях отмечала, что у детей с нарушением интеллекта наблюдается слабое развитие познавательных процессов. Это подтверждается тем, что они практически не испытывают потребности и желания в познании окружающей действительности [9].
Ученые Л.С. Выготский, С.В. Лиепень, А.Р.Лурия, утверждали, что внимание умственно отсталого ребенка не может достичь такой концентрации, как у детей с нормальным развитием [3;7;8].
По мнению И.Л. Баскаковой, при умственной отсталости нарушено непроизвольное внимание, но наиболее недоразвита его произвольная сторона [1]. Это выражается в том, что умственно отсталые дети, испытав какие-либо трудности не делают никаких попыток их преодолевать.
В зарубежной психологии проблемами развития детей с интеллектуальными нарушениями занимались А. А. Бакк, А. Бинэ, П. Бонкур, К. Грюневальд, К. С. Лешли, Г. Поль-Бонкур, Т. Симон, Ж. Филипп, Р. Эфрон
Психологи-исследователи К.С. Лешли и Р. Эфрон выявили у детей с нарушением интеллекта расстройство восприятия временного порядка слуховых и зрительных стимулов.
Особенности внимания умственно отсталых детей описаны в работах В. Вундта и Т. Рибо. В.Вундт относит внимание к процессам, с помощью которых происходит четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру прошлого опыта). Т. Рибо была разработана психологическая теория внимания.
В рамках это теории – внимание независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда поддерживается и вызывается эмоциями.
Французские психологи Г. Поль-Бонкур и Ж.Филип утверждали, что дети с нарушением интеллекта отличаются способностью механически запоминать значительное количество материала. Исследователь Н. Эллис отмечал, что кратковременная память детей с умственной отсталостью специфична. Дети способны хранить усвоенную информацию лишь короткий промежуток времени.
Как было сказано выше, развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.
Наиболее сохранной у младших школьников с нарушением интеллекта является чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и эти познавательные процессы слабо развиты. Это выражается в неточности и слабости дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, что соответственно затрудняет процесс ориентировки детей с интеллектуальными нарушениями в окружающей действительности.
Негативно на развитие ребенка влияет нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка. Но правильно организованная образовательная деятельность, которая предполагает опору на практическую деятельность, организацию и проведение специальных коррекционных мероприятий, способна не только повысить качество ощущений и восприятия, но и оказать благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы, а именно овладение отдельными мыслительными операциями.
Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием. Основу мышления составляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Данные мыслительные операции у этой категории детей имеют специфические качества [6]. Дети не в состоянии установить отношения между частями предмета, выделить его основные признаки и отличить их от несущественных, найти и сравнить предметы по признакам сходства и отличия.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с интеллектуальными нарушениями более не развито словесно-логическое мышление. Это характеризуется трудностями в обобщении, понимании смысла явлений или фактов. Младшие школьники обладают сниженной активностью мыслительных процессов и слабой регулирующей ролью мышления [6]. Это выражается в том, что они начинают свою деятельность не имея внутреннего плана действий, не дослушав и поняв инструкцию. Но при обучении школьников пользоваться рациональными и целенаправленными способами решения задач, возможно скорректировать недостатки мыслительной деятельности.
Использование разнообразных специальных методов и приемов, которые применяются в процессе коррекционно-развивающего обучения, а именно: практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские, будут способствовать развитию всех видов мышления. Но на этапе выбора метода необходимо учитывать следующие факторы: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимых дидактических средств и др.
Особенности памяти младших школьников взаимосвязаны с особенностями восприятия и осмысления детьми учебного материала [12].
Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Дети данной категории способны легче запоминать внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, но ими хуже осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Произвольное запоминание, требующее многократных повторений, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками формируется намного позднее. Механическая память младших школьников сформирована на достаточном уровне, но логическое опосредованное запоминание мене развито [12].
Из- за особенностей развития памяти, школьники испытывают трудности в получении и сохранении информации и ее воспроизведении. Из-за трудностей в установлении логических отношений, информация, которую получил учащийся, воспроизводится им бессистемно, с ошибками и искажениями. Самые большие трудности ребенок испытывает при воспроизведении словесного материала.
Применение в образовательной деятельности дополнительных средств и приемов, таких как иллюстрации, символическая наглядность, варианты планов, вопросы педагога и мн.др., будут способствовать повышению качества воспроизведения словесного материала. Но, следует учесть, что специфика мнемической деятельности зависит от психофизического развития каждого ребенка. Для коррекции памяти используются игры направленные на развитие кратковременной слуховой, зрительной, двигательной кратковременной памяти. Предлагаемые детям материал должен стимулировать не только память, а также развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление [12]. Таким образом, коррекционное воздействие должно быть комплексным.
Внимание младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется низким объемом, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. У детей данной группы в большей степени нарушено произвольное внимание, это проявляется ослаблением волевого напряжения, которое направлено на преодоление трудностей, и выражается в неустойчивости внимания [12].
Также в процессе обучения обучающийся с трудом сосредотачивается на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Но в том случае, если задание он может выполнить и оно ему интересно, его внимание может определенное время удерживаться на должном уровне.
В коррекционной работе для развития внимания важно использовать психологические упражнения: «Наблюдательность», «Кто быстрее?», «Пальцы» и т. д. Трудовое обучение для детей с интеллектуальными нарушениями является основным. Оно готовит школьников к взрослой самостоятельной жизни, а также способствует развитию внимания: концентрации, распределения, подвижности, устойчивости. Внимание развивается только в деятельности. Так как свойства преднамеренного внимания отражают свойства волевого усилия, то развитие последнего означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать к развитию волевые проявления учащихся.
Представления детей с умственной отсталостью недифференцированны, фрагментарны. Все это влияет на усвоение программного материала. Воображение- это сложный процесс, который отличается значительной несформированностью [6]. Это выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Но с самого начала обучения в школе, в рамках преподавания учебных предметов ведется систематическая и целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.
Таким образом, вопрос активизации познавательной деятельности становится чрезвычайно актуальным, а следовательно, и процесс развития познавательной сферы младших школьников с нарушением интеллекта.
Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Воронкова Евгения Васильевна»
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
Публикация у нас
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.![]() | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Воодушевление избирателей поколения Z на участие в голосовании и волонтерской деятельности()
Дайан Кэмерон Келли
Достижения в области прикладной социологии Том 13 № 1, 29 января 2023 г.
DOI: 10.4236/aasoci.2023.131004 10 загрузок 57 просмотров
Убеждения родителей в отношении игры, игра как метод обучения и педагогические знания учителей, а также навыки детей в раннем счете и грамотности: данные из зоны Волайта, Южная Эфиопия()
Элка Зебдевос Зекариас, Вэй Чжао
Открытый журнал социальных наук Том 11 № 1, 29 января 2023 г.
DOI: 10.4236/jss.2023.111020 7 загрузок 49 просмотров
Самообследование молочных желез (ГЭКРС): связь между «верой в ГЭКРС» и «осведомленностью о ГЭКРС» среди студенток университета в Уганде()
Нванна Учечукву Кевин, Ребекка Пейшенс Сууби, Акимана Орнелла Дэнни, Ниранджан Шридхар Дивекар
Успехи в исследованиях рака молочной железы Том 12 № 1, 29 января 2023 г.
DOI: 10.4236/сокр.2023.121003 1 загрузок 34 просмотров
Электронно-микрографические изображения механизмов действия норовируса мышей на клетки ATCC TIB-71 и уровень экспрессии генов()
Ученна Б. Илогалу, Сара Э. Миллер, Акаму Дж. Эванкем, Джанак Р. Хативада, Шуррита С. Дэвис, Леонард Л. Уильямс
Достижения микробиологии Том 13 № 1, 29 января 2023 г.
DOI: 10.4236/цель.2023.131003 11 загрузок 96 просмотров
Определение гликированного гемоглобина при последующем биологическом наблюдении пациентов с диабетом, госпитализированных в отделение эндокринологии CNHU-HKM Котону ()
Аннели Кереку Ходе, Юбер Деджан, Несме Абуду
Журнал сахарного диабета Том 13 № 1, 29 января, 2023
DOI: 10. 4236/jdm.2023.131004 2 загрузки 19 просмотров
Факторы риска, связанные с диабетической ретинопатией, в Больничном центре Национального университета Хьюберта Кутуку Мага в Котону()
Аннели Кереку Ходе, Чакирато Абуки, Алихоноу Юбер Деджан, Аурелия Дутетьен Джоссу, Нестор Аигбе, Глория Джохоссу, Суле Аламу, Лизетт Одулами, Игнас Сунуву, Сидони Чаби
Журнал сахарного диабета Том 13 № 1, 29 января 2023 г.
DOI: 10.4236/jdm.2023.131003 3 загрузки 25 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDemocratic Republic of КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезияФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияЗеленый landGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSout h Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe
Purchase options eBook 30% off $72. $51.06 95
Sales tax will be calculated at check-out
Free Global Shipping
No minimum order
The Mentally Retarded Child is an восьмиглавый текст, основанный на изучении особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей, с особым акцентом на детей-олигофренов. В открывающей главе рассматриваются проблемы, связанные с изучением умственной отсталости. В последующих главах описаны клинические характеристики и особенности электрической активности головного мозга у умственно отсталого ребенка. За этими темами следуют исследования ориентировочных рефлексов, высокой нервной деятельности, регуляции речи и поведения детей-олигофренов. В последних главах рассматриваются особенности словесных ассоциаций у нормальных и умственно отсталых детей. В этих же главах подведены итоги исследований, посвященных изучению клинических и патофизиологических особенностей умственно отсталого ребенка.