Home »
Misc »
Кризис 5 лет у ребенка девочки
Кризис 5 лет у ребенка девочки
что делать родителям? Советы психолога
Взрослея, человек проходит через возрастные кризисы — в детстве, молодости, зрелости. Переходные периоды неизбежны: благодаря им происходит становление характера. В этой статье мы рассказываем о кризисе 5 лет у ребенка. Как его преодолеть?
Этапы психологического взросления ребенка
Поведение малыша напрямую зависит от уровня развития мозга. В раннем детстве формируются нейронные связи, которые в будущем определят основные навыки человека: речь, моторику, память, реакцию. В младенчестве мы познаем окружающий мир, учимся взаимодействовать с живыми существами и предметами.
Рассмотрим главные этапы взросления, о которых должны знать родители.
- Младенческий возраст (от рождения до 1 года). Наиболее активный период. 12 месяцев новорожденный учится понимать простую речь, назначение предметов. Ребенок стоит, ходит, пытается выговаривать первые слова. Закладывается фундамент дальнейшего развития личности.
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Ребенок зависит от папы с мамой, но стремится к самостоятельности, обретению собственного «я». Устанавливает причинно-следственные связи между вещами. Появляется заметная тяга к общению с другими детьми. Период заканчивается кризисом трехлетнего возраста: доминирующей фразой в речи становится «Я сам!», малыш устраивает истерики, манипулирует, получает желаемое любой ценой. Главная цель — обретение личного пространства, установка границ. - Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Большой отрезок детства. Круг общения ребенка расширяется: родственники, друзья, воспитатели, случайные знакомые. Игра становится основным видом деятельности. С ее помощью определяются социальные роли, убеждения, взгляды. Возникает кризис пятилетнего возраста, о котором мы расскажем подробнее.
- Младший школьный возраст (7-12 лет). Важную роль играет учеба. Дети нарабатывают социальный статус, определяют сферу интересов. Происходит переход к абстрактно-логическому мышлению.
- Подростковый период.
Завершается физическое развитие организма. Половое созревание сопровождается бунтом, отказом от старых принципов. Человек разрабатывает новую систему суждений и взрослеет.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет?
В 5 лет проявляются индивидуальные черты характера, ребенок беспрепятственно высказывает мнение, понимая, что его взгляды могут отличаться от общепринятых. С ним интересно вести беседу. Детские наблюдения в этом возрасте поражают взрослых неординарностью и глубиной. Пополняется словарный запас, ребенок легко подбирает синонимы и рифмы, пересказывает сюжеты книг, игр, мультфильмов, учит стихотворения наизусть.
Малыши чаще лгут, чтобы проверить, каковы будут последствия: интересно проверить возможные варианты развития событий. Нередко у детей появляются многочисленные воображаемые друзья — фантазия работает в усиленном режиме. Хорошо функционирует долгосрочная память.
Возникает интерес к описанию чувств и эмоций, играм с ролевыми моделями.
Дошкольники в 5-6 лет способны минимально ухаживать за собой — одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.
Почему наступает кризис в 5 лет?
Психика ребенка и кора головного мозга ежедневно развиваются, возникает потребность в самовыражении. Капризы, непредсказуемое поведение, эмоциональные всплески, споры — так формируется личность.
Нарушается коммуникация с родителями, друзья разочаровывают — детей преследует чувство одиночества. Неуправляемость объясняется попыткой привлечь внимание старших, подтвердить значимость своего мнения.
Ребенок осознает принадлежность к биологическому полу, интересуется отличиями между мальчиками и девочками, пытается понять свое место в сложной системе человеческих взаимоотношений. Малышу нелегко справиться с потоком поступающей информации, и он выплескивает накопившееся напряжение через упрямство. К счастью для родителей, это не навсегда.
Сколько может длиться кризис?
Продолжительность кризиса нельзя определить заранее: она зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка, реакции взрослых, атмосферы в семье.
Переходный период не начинается строго в 5 лет — иногда чуть раньше или позже. Как правило, он длится от 1 месяца до 1 года.
Кризис пятилетнего возраста порой проходит легко: родители даже не замечают изменений в поведении малыша. Каждый случай индивидуален, и ваша задача — подготовиться к возможным трудностям, следовать советам педиатров и психологов.
Признаки начала кризиса
Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.
- Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.
- Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.
- Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.
- Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.
- Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)
- Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)
Плюсы кризиса 5 лет
Любой кризис — это не только испытания, но и новые возможности. В 5-6 лет дети достигают пика обучаемости и восприимчивости к новой информации, постепенно учатся чтению, письму и счету. Чтобы отвлечься от психологических проблем, попробуйте помочь ребенку найти любимое занятие.
Во время кризиса пятилетнего возраста появляется море энергии. Этот факт нельзя игнорировать. Вы получаете бесценную возможность направить силы ребенка в мирное русло: найти хобби, подготовиться к школе, обнаружить новый талант, укрепить здоровье.
Будет полезна физическая активность — спорт, командные игры, долгие прогулки. Если малыш растет спокойным и замкнутым, самое время раскрыть творческий потенциал с помощью развивающих кружков.
Изменения после кризиса
После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей.
Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).
Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.
Советы доктора Комаровского
Что рекомендует делать с неуправляемыми детьми врач-педиатр Е.
О. Комаровский?
- Реагируйте на истерики спокойно, с улыбкой, игнорируйте при необходимости. Ребенок устраивает скандалы перед людьми, которые к нему чувствительны. Если вы понимаете, что готовы сорваться, уйдите в другое место. Члены семьи должны придерживаться одной линии поведения: шаблон «мама ругает, папа ничего не делает, бабушка все разрешает» приведет к избалованности.
- Не идите на поводу у окружающих. Люди смотрят с осуждением, потому что вы не разрешаете ребенку взять вторую шоколадку с полки в магазине? Дождитесь момента, когда истерика прекратится без вашего вмешательства. Если будете поддаваться, ребенок начнет использовать эту технику для манипуляций, капризничая перед посторонними людьми. Минута молчаливого осуждения лучше, чем часы детского крика.
- Осваивать педагогические тонкости нужно не во время кризиса, а гораздо раньше. Ребенок еще ползает, только готовится делать первые шаги? Читайте о предстоящих кризисах 3 и 5 лет. Готовьтесь к испытаниям заранее.
- Если истерики возникают без повода, а ребенок редко пребывает в спокойном состоянии, обратитесь к врачу.
- Взрослые могут терять самообладание: шлепать, наказывать, кричать. При повторяющихся нервных срывах родителям следует обратиться за помощью к семейному психологу. Дети чутко улавливают состояние старших, такое поведение их травмирует. Последствия проявятся, когда ребенок повзрослеет.
- В действиях должна прослеживаться причинно-следственная связь: уронил печенье — второе возьмешь из пачки завтра. Отказываешься от предложенной еды — получишь ее позже. Не надо мгновенно исправлять ошибки детей, поднимать предметы с пола, насильно кормить. Формируйте ответственность за совершаемые действия с малых лет.
- Важная вещь — взаимосвязь поступков и времени. «Нахулиганил утром, вечером останешься без мультиков!», «Будешь плакать — на выходных не пойдешь на День рождения!» — это неправильно. К концу дня ребенок уже забудет, что произошло. Сообщайте о последствиях сразу.
- Дети целиком зависят от вашей воли. Не соперничайте с ними. Вы не имеете права игнорировать биологические потребности, ограничивая в здоровой еде, прогулках, сне, но в качестве наказания можно запретить «излишества»: сладости, покупку игрушек.
Что делать родителям? Советы психолога
Родителям стоит четко определять границы дозволенного. Ребенок должен понимать установленные законы. Это вопрос не только хорошего поведения, но и безопасности: дети чувствуют себя защищенными, когда в жизни есть система правил, предложенная родителями.
Не меняйте принятые решения, подстраиваясь под желания малыша. Иначе он поймет, что вами можно манипулировать: «Зачем слушать старших, если они в любом случае согласятся на мои требования?» Запрещено сегодня — запрещено всегда.
Золотое правило педагогики — «Учи примером». Странно наказывать детей за бранные слова, если вы сами употребляете их в речи.
Помните: ребенок растет, учится новому, чтобы реализовать свой потенциал.
Непослушание — признак независимого мышления. Идеальных малышей, беспрекословно выполняющих требования, не существует. Гиперпослушные дети вырастают в безынициативных, аморфных людей.
Чего не стоит делать?
- К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво. Приводите логичные аргументы.
- Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.
- Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.
- Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.
- Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.
- Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок.
- Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.
- Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.
- Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.
- Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Кризис 5 лет у ребенка: что делать родителям?
Возраст 5 лет психологи называют кризисным. Спокойный и послушный малыш неожиданно становится капризным и истеричным, начинает бунтовать, отказывается подчиняться взрослым.
В этот период и сам ребенок, и его родители сталкиваются с трудностями. Наши советы помогут справиться с ними.
Содержание статьи:
- Почему наступает кризис в 5 лет
- В чем проявляется кризис 5 лет
- Сколько длится кризис 5 лет
- Как реагировать на капризы ребенка
- Чего не стоит делать
- Вывод
Почему наступает кризис в 5 лет у детей
К пяти годам малыш начинает чувствовать себя уже достаточно взрослым и ему хочется получить больше самостоятельности. Это желание и порождает кризис. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается копировать их поведение, манеру речи и т. д. Ему хочется иметь права и возможности, которые имеют родители и старшие члены семьи.
Читайте также: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Но в силу возраста получить их он не может. Конфликт между желаниями и реальными возможностями вызывает разочарование, агрессию и другие негативные реакции.
Ребенок еще не умеет контролировать и правильно выражать свои эмоции. Поэтому у него часто случаются срывы и истерики. Не стоит слишком ругать и наказывать его за такое поведение. Помните, что малыш делает это не назло вам, а потому что пока не умеет иначе. С возрастом он научится сдерживать свои эмоциональные порывы. А пока запаситесь терпением.
К этому возрасту у ребенка появляется способность формировать свое мнение о мире, об окружающих людях и о себе. Он сталкивается с вещами, которые пока не в силах понять. Также он не всегда понимает самого себя, свои мысли и эмоции и не может их правильно выразить. Это приводит к капризам, раздражительности или замкнутости.
У дошкольника активно развивается фантазия и воображение, ему хочется познавать мир и получать новые впечатления. Невозможность реализовать все свои желания негативно сказывается на его поведении. Ребенок становится упрямым, спорит со взрослыми, отказывается подчиняться.
Кризис пяти лет может возникнуть совершенно неожиданно.
Его интенсивность и продолжительность зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка. У одних он длится не больше пары месяцев, а у других может растянуться на год. У некоторых малышей он протекает практически незаметно.
В чем проявляется кризис 5 лет
Распознать кризис можно по следующим признакам:
- Агрессия. Ребенок становится вспыльчивым, начинает огрызаться, ругаться с родителями, бабушками, дедушками. Может грубо отталкивать родных, когда его обнимают, пытаются приласкать.
- Капризы и истерики. Малыш часто капризничает и устраивает истерики по пустякам. Любое неприятное событие способно вывести его из себя.
- Кривляние, паясничание. Ребенок начинает кривляться, передразнивать взрослых, корчить рожи, когда его ругают или стыдят.
- Непослушание. Это один из наиболее ярких симптомов кризиса. Малыш отказывается выполнять требования, спорит, протестует против того, что ему не нравится.
- Сравнение себя со сверстниками. По мере взросления ребенок все больше и больше сравнивает себя с другими детьми. Нередко достоинства других мальчиков или девочек вызывают у него неуверенность в себе. Он может спрашивать родителей и друзей, хорошо ли он выглядит, красивая ли у него одежда и т. д.
- Стремление к одиночеству, замкнутость. Дошкольник становится более закрытым, у него появляются свои тайны, которыми он не торопится делиться с родителями. Он может закрываться в своей комнате и подолгу играть в одиночестве, устраивать в доме «тайные места» для пряток.
- Страхи. У ребенка появляются страхи и беспокойства, которых не было раньше. Например, он может начать бояться темноты или монстров под кроватью. Эти страхи могут настолько сильно овладеть малышом, что он будет бояться спать один в комнате. К страхам мистического характера добавляются переживания о плохих вещах, которые могут случиться в жизни – болезни, смерть близких и т.
д.
- Повышенное любопытство. Ребенок начинает следить за взрослыми, подглядывает за ними и подслушивает разговоры, роется в вещах родителей. Ему интересно все, что происходит вокруг, особенно то, что от него скрывают.
- Бурная фантазия. Ребенок постоянно выдумывает и рассказывает всякие небылицы, выдавая их за правдивые истории. У него активно развивается фантазия и воображение, и он не всегда видит грань между выдумкой и реальностью.
- Недовольство. Ребенку не нравится одежда, игрушки, угощения, которые ему покупают. Он критикует вещи, окружающих людей и даже самого себя.
- Стремление делать все наоборот. Ребенок перечит взрослым и старается делать все наперекор, даже если это вредит ему самому.
Кризис пяти лет доставляет неприятности не только родителям, но и самому ребенку. Он не может совладать со своими эмоциями и не всегда понимает свои чувства и желания.
В этот возрастной период в его организме происходят серьезные физиологические изменения. Психика тоже меняется. Будьте терпеливы к малышу и помогите ему пережить кризисный период.
Сколько длится кризис 5 лет
Не существует четкого временного промежутка, который занимает кризис пяти лет. У каждого ребенка он протекает индивидуально. Как правило, переходный период длится от одного-двух месяцев до года. Начинается он не строго в пять лет. Это может случится немного раньше или позже. Выраженность кризиса тоже у всех разная. Одни дети становится чуть более капризными, чем раньше, а другие меняются до неузнаваемости.
В этот период авторитет родителей несколько падает. Ребенок уже не хочет подчиняться их требованиям, стремится к самостоятельности, пытается отстаивать свое мнение. Это естественный процесс взросления, который проявляется таким образом.
Бывают случаи, когда пятилетний возраст проходит без каких-либо изменений, но позже, ближе к шести годам, все равно начинаются проблемы.
Поэтому не переживайте, если у вашего сына или дочери начался кризис. Этот период в любом случае необходимо пройти. А чтобы сделать его менее трудным и болезненным, прислушайтесь к советам психологов.
Как реагировать на капризы ребенка
В кризисный период дети становятся очень активными и непоседливыми. Возрастает их любознательность и жажда знаний. Эту физическую и психическую энергию можно направить на развитие.
- Старайтесь нагружать ребенка физически. Пусть он побольше гуляет, бегает, катается на велосипеде, занимается физкультурой. Можно отдать его в спортивную секцию, на танцы или на плаванье. Физическая активность заберет излишнюю энергию и сократит истерики.
- Реагируйте на капризы спокойно. Если вы будете идти на поводу у ребенка, уступая слезам и крикам, он начнет манипулировать вами. Если чувствуете, что вот-вот сорветесь и накричите на малыша, выйдите на время из комнаты. Дайте и себе, и ему возможность успокоиться.
- Не откладывайте наказание. Дети быстро забывают о своих проступках, поэтому отложенные наказания не дадут нужного эффекта. Если ребенок нашкодил, не стоит его наказывать запретом пойти на выходные к бабушке. До выходных он забудет о том, что произошло. Придумайте наказание, которое можно реализовать сразу, например, запретите до завтрашнего дня смотреть телевизор.
- Установите границы дозволенного и объясните ребенку, что можно и чего нельзя делать и почему. Он должен четко знать порядки, принятые в семье. Старайтесь сами не нарушать эти порядки, иначе воспитательный процесс не будет эффективным.
- Проводите больше времени с малышом, чаще играйте с ним. В этот непростой период он особенно нуждается в вашем внимании.
- Назначьте ребенку какие-нибудь домашние обязанности, которые он должен регулярно выполнять. Это может быть полив цветов, кормление кошки, уборка в детской. Обязательно скажите малышу, что он уже большой и на него можно положиться, как на взрослого.
- Просите у ребенка помощи в различных делах (помочь донести пакет с продуктами из магазина, накрыть на стол, вымыть овощи). Обязательно благодарите его за помощь, даже если она незначительна. Это повысит самооценку малыша и его уверенность в себе.
- Развивайте таланты и способности ребенка. Если ему нравится рисовать, петь или играть в футбол – создайте для этого необходимые условия. Хвалите за успехи и достижения, поддерживайте, когда что-то не получается.
Не придавайте большого значения капризам и непослушанию малыша. Помните, что это временное явление, которое скоро закончится.
Чего не стоит делать
В период кризиса дети особенно уязвимы. Наберитесь терпения и не ругайте сына или дочь за капризы, кривляния, плохое поведение. Помните, что ребенок не ставит цели вывести вас из себя. Он просто не может совладать с эмоциями. Чтобы не навредить психике малыша в этот сложный период, не делайте следующего:
- Не критикуйте и не ругайте малыша прилюдно.
Обсуждайте его плохое поведение один на один, без присутствия посторонних.
- Не взрывайтесь в ответ на истерику. Даже если внутри все кипит, старайтесь сохранять невозмутимый вид. Это собьет малыша с толку и снизит накал эмоций.
- Избегайте грубости по отношению к ребенку. Почаще говорите ему, что любите его, обнимайте и целуйте.
- Ни в коем случае не бейте малыша. Рукоприкладство – абсолютно непедагогичный прием, а в период кризиса особенно. Если ребенок провинился, придумайте более гуманное наказание.
- Никогда не наказывайте ребенка ограничением его физиологических потребностей в еде, сне и т. д. Эти методы недопустимы. Но вы можете лишать его сладостей, запрещать играть на телефоне или смотреть мультики.
- Не игнорируйте малыша. Если он хочет что-то вам рассказать или показать, отвлекитесь от дел и уделите ему внимание. Если сильно заняты, попросите подождать пока освободитесь.
Не отмахивайтесь от ребенка, отвечайте на все его вопросы, даже если они кажутся вам глупыми или он повторяет их неоднократно.
- Не попустительствуйте агрессии малыша, а сразу же пресекайте ее. Не позволяйте ему бить, щипать или толкать кого-либо. Он должен понять, что даже в порыве эмоций давать волю рукам нельзя.
- Не говорите сыну или дочери фразы; «Ты ничего не умеешь», «Ты тупой/тупая», «Не путайся под ногами», «Не приставай ко мне» и т. д. Относитесь с уважением к желаниям и потребностям малыша.
Вывод
Кризис пяти лет – неотъемлемый этап взросления ребенка. Малыш постепенно выходит из дошкольного детства, становится все более самостоятельным. Формируется его личность. Ваша задача – обеспечить ему благоприятные условия для проживания переходного периода и постараться извлечь из него пользу.
Читайте также: кризис 3 лет у детей
Развитие ребенка от 5 до 6 лет
Развитие ребенка от 5 до 6 лет: что происходит
Игра и обучение
Даже когда дети становятся старше и идут в школу, игра важна.
Дети по-прежнему учатся и развивают социальные, эмоциональные и мыслительные навыки.
Ролевая игра вашего ребенка стала более сложной, наполненной фантазиями и драмой. Вы также можете заметить, что ваш ребенок может играть с другими для достижения общей цели — например, вместе строить один большой замок из песка. И ваш ребенок может понять, если другой ребенок не хочет играть в определенную игру и соглашается играть во что-то другое.
Ваш ребенок становится более общительным и предпочитает играть с друзьями, а не в одиночку. Ваш ребенок может поделиться, хотя ему может быть трудно делиться любимыми игрушками и другими вещами.
Игры с правилами иногда бросают вызов вашему 6-летнему ребенку, и иногда ваш ребенок может даже обвинять других в жульничестве.
Чувства
В этом возрасте дети могут выражать чувства, хотя им может потребоваться помощь и время, чтобы определить и рассказать о сложных эмоциях, таких как разочарование или ревность.
Они также часто гораздо лучше контролируют чувства и могут иметь меньше неожиданных вспышек гнева и печали.
Возможно, вы увидите больше терпения, и ваш ребенок может даже начать спорить с вами. Это означает, что в будущем может быть меньше разногласий.
Хотя ваш 6-летний ребенок любит быть независимым, он все еще нуждается в вашей любви и внимании. Общение с вами и семьей — самое важное в жизни вашего ребенка. Ваш ребенок гордится своими достижениями, хочет вашего одобрения и, вероятно, плохо воспринимает критику.
Растущее понимание вашего ребенка окружающего мира может привести к некоторым страхам. Например, дети могут бояться критики, испытаний, неудач, физического вреда или угроз или сверхъестественных вещей, таких как призраки.
Мышление
Дети школьного возраста теперь могут дольше концентрировать внимание.
Ваш ребенок понимает простые понятия, такие как время (сегодня, завтра, вчера), знает времена года, узнает некоторые слова наизусть и пытается произнести слова вслух.
Ваш ребенок может даже читать самостоятельно.
Ваш ребенок лучше понимает точки зрения других людей, что помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.
Разговоры и общение
В этом возрасте дети много разговаривают, иногда даже когда в комнате никого нет.
Вы услышите, как ваш ребенок использует полные и сложные предложения и ведет разговор как взрослый, хотя ему все еще может быть трудно описывать сложные идеи или события. Ваш ребенок понимает и обычно любит шутки и загадки – шутки про какашки и мочи особенно смешны. Вашему ребенку также нравится возможность «покажи и расскажи» в школе.
Ваш ребенок понимает больше слов, чем может произнести, и каждый день он учит до 5–10 новых слов. В этом возрасте словарный запас растет настолько быстро, что мозг вашего ребенка часто думает быстрее, чем ваш ребенок может говорить.
Движение
В 5 лет дети лучше координируются и любят демонстрировать новые физические навыки – вы часто будете слышать крики «Посмотрите на меня!»
Ваш ребенок может научиться кататься на велосипеде, прыгать через скакалку , балансировать на одной ноге в течение короткого промежутка времени, спускаться по лестнице, не держась за руку, подпрыгивать и ловить большой мяч.
Многие 6-летние также будут заинтересованы в командных видах спорта, таких как футбол.
Вам кажется, что ваш 6-летний ребенок не может сидеть спокойно? Извиваться во время просмотра телевизора, за обеденным столом или даже во сне — обычное дело.
Мелкая моторика вашего ребенка улучшается, что приводит к большей самостоятельности в таких вещах, как завязывание шнурков, использование молний и пуговиц и расчесывание волос. Вашему ребенку все еще может быть трудно резать еду ножом, но ему нравится возможность попрактиковаться.
Повседневная жизнь и поведение
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и любят принимать небольшие решения, например, какую одежду надеть или что съесть на обед.
Поступление в школу открывает совершенно новый социальный мир с новым набором правил. Это может быть трудным или сложным для вашего ребенка. Школа может быть утомительной, поэтому вы можете заметить, что ваш ребенок легко расстраивается, особенно после долгого дня.
В эти дни вы, возможно, захотите, чтобы ваш ребенок оставался дома после школы в тишине и стремился ложиться спать пораньше.
Вне зависимости от того, беспокоится ли ваш ребенок о том, что он пойдет в школу, или его переполняет волнение, немного планирования и подготовки могут облегчить переход.
В этом возрасте ваш ребенок может также :
- копировать простые фигуры карандашом
- копировать буквы и писать свое имя
- произносить свое полное имя, адрес, возраст и день рождения
- рисовать более реалистичные картинки – например, человек с головой с глазами, ртом и носом и телом с руками и ногами
- читать простые книжки с картинками
- понимать важность правил и простые причины, лежащие в их основе.
Помощь в развитии ребенка в возрасте 5-6 лет
Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
- Поощряйте физическую активность: занимайтесь различными видами спорта и развлекательными мероприятиями вместе или с другими.
Они учат социальным навыкам, таким как чередование, сотрудничество, переговоры, честная игра и хороший спорт. - Вовлекайте ребенка в простые домашние дела: накрывая на стол или помогая убрать чистую одежду, вы развиваете двигательные и мыслительные навыки, а также обучаете сотрудничеству и ответственности. Эти навыки важны для школы.
- Каждый день уделяйте время игре. Игра может включать в себя игры на свежем воздухе, творческую и творческую деятельность, цифровую игру, физическую игру и многое другое. Также важно, чтобы у вашего ребенка было время для свободной игры.
- Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего 10 минут. Совместная игра дает вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также покажет вашему ребенку, что вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе.
- Читайте вместе с ребенком. Чтение важно для развития грамотности. Вы также можете попробовать заниматься грамотностью, например, рассказывать истории или писать собственную книгу.
- Практикуйте поведение в классе : например, вы можете давать ребенку небольшие задания, требующие внимания или требующие выполнения правил или инструкций. Разговаривайте о любимом животном или спорте вашего ребенка и поощряйте ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы. Все это поможет вашему ребенку подготовиться к школе.
- Устраивайте встречи с детьми : проводите время с другими детьми, особенно если они ходят в одну школу, помогает развивать социальные навыки и приучает вашего ребенка к жизни отдельно от вас.
- Поговорите о чувствах : вы можете помочь ребенку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить словами эти чувства. Это поможет вашему ребенку завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.
Воспитание ребенка школьного возраста
Будучи родителем, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего ребенка. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему ребенку любящее внимание, в котором он нуждается, чтобы расти и развиваться. Вы также можете направлять поведение своего ребенка в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.
И помните, что частью заботы о себе является просьба о помощи, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего ребенка, в том числе ваш партнер, друзья, родственники и врач общей практики.
Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите ребенка в безопасное место, например, в его спальню. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.
Когда нужно беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 5-6 лет
Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому рекомендуется обратиться к своему терапевту, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего ребенка есть какие-либо из следующих проблем в возрасте 5-6 лет.
Общение и понимание
Ваш ребенок:
- с трудом понимает или говорит неполными предложениями
- не понимает сложные многоступенчатые инструкции, такие как «Пожалуйста, уберите футбольный мяч, вымойте руки» , и садитесь обедать».
Поведение и игра
Ваш ребенок:
- впадает в истерику всякий раз, когда не добивается своего
- не проявляет сочувствия – например, не пытается утешить тех, кто обижен или расстроен
- не проявляет интереса к письмам или попыткам написать собственное имя
- очень замкнут, обеспокоен, подавлен или очень расстраивается при расставании с вами
- плохо взаимодействует с другими – например, агрессивен или не проявляет интереса в общении с другими детьми или взрослыми.
Повседневные навыки
Ваш ребенок:
- все еще мочится или пачкает штаны днем, но обратите внимание, что ночное недержание мочи характерно для детей до 6-7 лет, особенно для мальчиков
- с трудом засыпает ночью или не спит.
Обратитесь к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте ваш ребенок испытывает заметную и постоянную потерю навыков.
Развитие обычно происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Если вам интересно, идет ли развитие вашего ребенка по плану, или если вы чувствуете, что что-то идет не так, лучше обратиться за помощью как можно раньше. Обратитесь к своему терапевту.
Развитие ребенка 4–5 лет
Развитие ребенка 4–5 лет
Четыре — это когда ваш ребенок начинает видеть мир в целом.
Различия между людьми – отношения, пол, раса – эти социальные проблемы становятся видимыми для вашего 4-летнего ребенка.
Они будут изучать их, играя, наряжаясь и задавая множество вопросов.
Большой мир кажется захватывающим, но может быть трудно понять, где они подходят. Так что ошибаться — быть слишком большим и смелым или слишком маленьким и напуганным — не редкость для вашего 4-летнего ребенка.
Социальные и эмоциональные
Четырехлетние дети выходят в мир. Обычно они могут весело играть с другими детьми и получать удовольствие от множества физических игр, а также историй.
- Ваш ребенок учится понимать чувства и потребности других людей. Они могут чувствовать сочувствие к другим, могут делиться игрушками и сменять друг друга, по крайней мере, иногда.
- Иногда они могут завидовать вашим отношениям с другими людьми, например, с вашим партнером.
- У них могут быть любимые игры, такие как «мамы и папы» и «супермен». Эти игры позволяют им опробовать различные взрослые роли.
- Иногда эти роли могут противоречить вашим ценностям, но если вы позволите им играть, не заставляя их чувствовать, что это неправильно, они, вероятно, «отпустят» эту роль, как только проработают ее значение.
- Мир может показаться пугающим четырехлетнему ребенку.
- Им нужно, чтобы вы обеспечили им распорядок дня, который дает им безопасную базу для исследований. Например, им нужно знать, что происходит за завтраком, что они будут делать в течение дня и что особенного происходит перед сном.
- Они также должны знать, что вы установите безопасные ограничения на их поведение. Несмотря на то, что они могут казаться уверенными в себе, маленьких детей очень пугает ощущение, что их родители не могут с ними справиться.
- Ваш 4-летний ребенок начнет организовывать игры и заводить друзей.
- Они могут быть очень властными с другими детьми, и у них может быть несколько истерик, когда они не получают то, что хотят.
- Обычно они могут расстаться с вами, не расстраиваясь, хотя и не в том случае, если в прошлом были огорчительные разлуки.
- У них развивается чувство юмора, и они будут смеяться над забавными ситуациями.
- Иногда их поведение может быть «чрезмерным» — шумным, хвастливым, буйным.
- Они будут играть в довольно сложные игры понарошку и притворство – папочка и мамочка.
- У них могут быть воображаемые товарищи по играм, особенно если у них нет других детей, с которыми они могли бы играть. Это не о чем беспокоиться.
- Они еще не разобрались, что реально, а что вымысел, поэтому могут рассказывать байки (лгать), чтобы угодить вам.
- Ваш ребенок 4 или 5 лет может самостоятельно ходить в туалет, правильно пользоваться туалетной бумагой и смывать воду в унитазе.
Развитие понимания
Ваш 4-летний ребенок будет задавать много вопросов о мире и о том, почему он такой, какой он есть.
Иногда их вопросы могут быть неловкими или трудными для ответа, например вопросы о смерти или сексе. Их может интересовать, откуда берутся дети, и они могут экспериментировать, глядя на свое тело и тело других детей.
Ваш 4-летний ребенок, вероятно, может:
- понимать 2 или 3 простые вещи, которые нужно сделать одновременно – «Возьми чашку воды, отнеси ее папе, а затем поставь чашку обратно на стол»
- понять, что означает «3» — «Есть 3 мотоцикла»
- сортировать предметы по размеру, цвету или форме и типу (животное, автомобиль)
- сравните 2 вещи, чтобы определить, какая из них тяжелее
- понимает, что выше, а что меньше, но не может расположить вещи в порядке от меньшего к большему
- могут скопировать свое имя
- нарисовать человека с головой, телом, ногами и руками
- отличить утро от дня
- произносит числа до 20 и начинает считать несколько предметов, касаясь их
- хорошо держать карандаш
- разрез по линии
- назови и подбери 4 цвета
- распознают некоторые слова, которые они часто видят — «СТОП» на знаках остановки
К 5 годам ваш ребенок может:
- сообщить вам свое имя, возраст и адрес (если вы их научили)
- скопируйте квадрат, крест и треугольник.
Сексуальное поведение детей
Старайтесь отвечать на их вопросы как можно проще и честнее, не говоря им больше, чем они спросили.
Просто рассказывая им о убеждениях вашей семьи, помогите им понять, что в жизни есть разные этапы. Объясните, что люди живут по-разному и имеют разные ценности, и все это нормально и является частью богатства жизни.
Физическое развитие
Ваш 4-летний ребенок развивает уверенность в своих физических способностях, но, как и в случае с эмоциями, он может быть слишком смелым или слишком робким, и все же нуждается в присмотре во время активной игры.
Ваш ребенок может:
- легко ходить вверх и вниз по ступенькам, одна нога на ступеньку
- бросать, ловить, подпрыгивать и пинать мяч, а также использовать биту
- подъемные лестницы и деревья
- стоять на цыпочках, ходить и бегать на цыпочках и бегать довольно быстро
- прыгать через мелкие предметы
- идти вдоль линии на короткое расстояние
- очень хорошо катается на своем трехколесном велосипеде и может попробовать велосипед с тренировочными колесами
- стоять на одной ноге несколько секунд и, возможно, подпрыгивать
- бусины из нити для изготовления ожерелья
- качаться на качелях
- одевайтесь сами, если застежки не слишком сложны
- сам справляется со своими потребностями в туалете в течение дня, но не всегда может оставаться сухим ночью.
Речь и язык
Ваш 4-летний ребенок, вероятно, любит вести беседы и подробно рассказывать о самых разных вещах. Им нужно узнать обо всех аспектах жизни, и разговоры — важный способ понять, как устроен мир.
Ваш 4-летний ребенок:
- в целом говорит четко, но некоторые звуки все еще может неправильно использовать – говорит «th» вместо «s» или «w» вместо «r»
- задает вопросы «Почему», «Когда» и «Как» и спрашивает, что означают слова
- рассказывает длинные истории, которые могут быть частично правдой, а частично выдумкой
- интересуется вопросами, может спорить и высказывать свое мнение о вещах
- говорит о том, что может произойти или что они хотели бы, чтобы произошло
- знает несколько детских стишков, которые они могут сказать, повторить или спеть.
То, что им нравится
У детей есть свой уникальный характер и то, что им нравится. Важно поддерживать их в их собственных интересах.
Вашему 4-летнему ребенку могут понравиться:
- шутки (особенно шутки про туалет). Они будут смеяться и говорить глупости или глупые слова.
- книг и рассказов с интересными рифмами и словами. Они могут составлять рифмы.
- играя с другими детьми
- физическая активность
- простых компьютерных игр.
Игнорирование туалетных шуток или предоставление им альтернативного слова, если они продолжают использовать слова, которые вам не нравятся, часто является лучшим способом помочь им на этом этапе.
Если ваш ребенок говорит «Ты какашка» каждому встречному, попробуйте предложить интересное альтернативное слово: «Я знаю другое хорошее слово». Почему бы не сказать «Ты банан?»
Занятия
Главное, что нужно вашему ребенку от игры с вами, — это получать удовольствие. Важно не превращать игру в «уроки». Постарайтесь обеспечить интересную обстановку и достаточно времени для игр и следуйте примеру своего ребенка.
- Поговорите со своим ребенком о том, чем он занимается и где был. Что они делали и видели? С интересом слушайте, когда они разговаривают с вами, и присоединяйтесь к беседе.
- Читайте ребенку книги. Говорите о том, что происходит на картинках — пусть разыгрывают историю.
- Расскажите истории о том, как вы были ребенком.
- Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет учится сортировать вещи по группам, так что играйте в игры на сортировку – раскладывайте запасные пуговицы по форме и цвету, играйте в лото с животными.
- Дайте им возможность научиться кататься на трехколесном велосипеде или велосипеде с тренировочными колесами.
- Найдите время для физической активности на свежем воздухе, например, для прогулок в парке, игр с мячом или посещения игровых площадок.
- Дайте им материалы для рисования и рисования.
- Хвалите и подбадривайте их, когда они думают или хорошо играют с другими, и помогайте им думать о том, что чувствуют другие.
Начало кинди
Ваш ребенок может начать кинди (детский сад) в этом году. Это может быть просто продление ухода за ребенком для вас обоих, или это может быть первый раз, когда вы расстались.
То, как они реагируют на разлуку, зависит от их личности и от того, привыкли ли они быть вдали от вас. Если у вас есть новый ребенок дома, ваш 4-летний ребенок может чувствовать, что он «упускает», идя на родину, и ему нужно знать, что у него все еще будет «особое время» с вами.
Это поможет вашему ребенку, если вы:
- отпразднуете его начало «школы» каким-то скромным образом
- сходите с ними в гости хотя бы дважды, прежде чем они начнут
- подожди немного, если у тебя есть время
- купите им новую сумку или ланч-бокс, даже если они им не нужны
- послушайте их рассказы об опыте.
Ваш ребенок уникален
Все дети разные и могут развиваться с разной скоростью.
Таким образом, если ваш ребенок не выполняет некоторых из этих действий, возможно, он «работает» над другой областью обучения и развития.
Однако дети обычно развиваются по одной и той же схеме, и приятно чувствовать, что ваш ребенок развивается нормально, своим уникальным путем.
Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка или если он сильно отличается от других детей, поговорите со своим врачом или детской медсестрой. Если есть проблема, лучше обратиться за помощью заранее.
Предупреждение
Поговорите со своим врачом или детской медсестрой, если:
- понимание и навыки вашего ребенка отстают более чем на короткое время
- ваш ребенок говорит недостаточно четко, чтобы другие люди могли его понять
- они не слышат шепот или продолжают просить людей повторять что-то — говорит «Что?
- их не интересуют другие дети и то, что происходит вокруг них
- они отстают от других детей того же возраста в некоторых областях
- они щурятся, чтобы что-то увидеть, или плохо видят, или их глаза смотрят в разные стороны
- у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка.
Дополнительная информация
Местная общественная, школьная или детская медсестра
- Загляните в фиолетовую книгу вашего ребенка «Все обо мне»
- Посмотрите в системе поиска детских поликлиник
- Посетите ближайшую детскую поликлинику
Местный семейный врач
Телефонная линия для родителей Ngala
- 8:00–20:00 7 дней в неделю
- Телефон: (08) 9368 9368
- За пределами метро – бесплатный звонок 1800 111 546 (бесплатно только со стационарных телефонов)
- Посетите веб-сайт Ngala (внешний сайт)
Raising Children Network
- Посетите веб-сайт Raising Children Network (внешний сайт)
Благодарности
Служба охраны здоровья детей и подростков – Общественное здравоохранение (CAHS CH)
Эта публикация предназначена только для образовательных и информационных целей.