Когда спускать ребенка на пол


Первый год жизни – Tarkvanem ‹ Движение — Tarkvanem

Главная страница / Движение / Первый год жизни

Боковая навигация

1-3 месяца

Новорожденным нравится быть на ручках, чтобы их качали, они наслаждаются физической близостью с членами своей семьи. В возрасте нескольких недель младенцам уже нужны различные возможности для ознакомления с миром и движения, как в комнате, так и во дворе.

Позвольте младенцу быть физически активным. Груднички активны, когда они могут дрыгать ножками, поворачиваться, ползать на четвереньках, хватать различные предметы. Позвольте им быть на животе в безопасной среде и под надзором. Поза на животе укрепляет мышцы ребенка, развивает познание своего тела, также дает возможность ознакомиться с окружающей средой. В первый месяц жизни младенцы могут пробыть на животе очень небольшое время, потихоньку Вы можете его продлевать. Вначале Вы можете выкладывать младенца на живот на свои колени или на грудь. Будучи лицом к лицу с ребенком или положив поблизости от него зеркало или цветные игрушки, Вы также сможете промотивировать его оставаться на животе. Когда младенец на животе, Вы можете его гладить и массировать, разговаривать с ним и петь ему. Также важно, чтобы Вы не оставляли ребенка на животе одного, а спать укладывали все-таки на спину.

4-6 месяцев

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Обычно 3-месячные дети умеют держать голову ровно по центру, лежа на спине, лежа на животе, поднимать голову и грудную клетку и уверенно опираться на локти, а если их посадить, они крепко держат голову. Они удерживают в ручке и размахивают предметами, за которые легко ухватиться, например, погремушки и кольца. Несколько раз в день выкладывайте ребенка на живот. Для этого хорошо положить на пол одеяло, чтобы ребенок мог спокойно дрыгать ножками и ручками, а также тренировать перевороты. Для развития переворотов и ручной моторики неподалеку от ребенка можно разложить различные предметы и игрушки, которые ему будет легко схватить и для того, чтобы достать которые ему нужно будет перевернуться. Поощряйте ребенка, чтобы под музыку и разные звуки он делал разные движения руками и гремел в погремушки.

7-9 месяцев

6-месячные дети обычно умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, в положении на животе они уже мобильны, переворачиваются вокруг своей оси в обоих направлениях, пытаются ползти и стараются ухватить предметы вне зоны их доступа. Лежа на спине, они хватаются руками за ноги, стараются засунуть пальцы ног в рот. Если их посадить, дети в этом возрасте умеют непродолжительное время сидеть самостоятельно, используя руку для поддержания равновесия. Оставляйте ребенка на полу, на спине и на животе. В непосредственной доступности раскладывайте игрушки, подбадривайте и мотивируйте его достать их. Очень хорошо для этого подходят, например, различные погремушки. Погремушки Вы можете сделать и сами, например, положив в пустую и удобную для захвата пластиковую банку или коробку немного сухого гороха или бобов и как следует закрыв ее крышкой. Сядьте рядом с ребенком на пол и помогите ему сесть. Перемещайте перед ним игрушку или мяч, что заставит его следить за ним глазами, нагибаться и схватить его. Также Вы можете научить ребенка самостоятельно вставать, хватаясь за что-то. Для этого посадите его рядом с каким-нибудь предметом мебели и подбадривайте, чтобы он встал, опираясь на этот предмет. Обязательно предварительно убедитесь, что предмет прочен, не перевернется, что он не имеет острых углов.

10-12 месяцев

В 9 месяцев большинство детей умеет самостоятельно сидеть и играть с игрушками. Они умеют ползать, передвигаться на четвереньках, умеют присаживаться с четверенек. В этот период важно следить, чтобы при присаживании ребенок использовал обе стороны тела, чтобы он мог достаточно ползать и передвигаться на четвереньках. Позвольте младенцу как можно больше двигаться и самостоятельно открывать мир, но следите, чтобы окружающая его среда была безопасна и надежна. Делайте тоннели из стульев и картонных коробок, через которые ребенок сможет пролазить или протискиваться. В этом возрасте детям нравится играть с настоящими игрушками. Для этого подходят безопасные бытовые предметы и посуда, например, деревянные ложки и кастрюли, в которые можно весело барабанить.

Если ребенок уже умеет стоять с опорой, Вы можете промотивировать его пойти при помощи игрушек, которые нужно толкать или тянуть.

Тихие и спокойные игры также важны, особенно для развития мелкой моторики ребенка. Хорошей возможностью для развитию работы пальцев является, например, сбор небольших предметов или палочек в корзинку. Рассматривание цветных картинок и книжек помогает развивать работу глазных мышц ребенка.
К концу первого года жизни младенец обычно встает и делает свои первые шаги, часть детей к этому времени начинает самостоятельно ходить. Научиться ходить — совсем не простая задача для ребенка, ему для этого нужны сильные мышцы, умение держать равновесие, координировать работу всего тела. Вы можете помочь ему научиться ходить, предлагая достаточно безопасного и свободного пространства для занятий. Ребенка, который уже умеет ходить, можно выпускать свободно гулять по двору и самому толкать свою коляску.

В этом возрасте дети любопытны, очень активны и самостоятельны, поэтому важно следить, чтобы окружающая среда была безопасна, а опасные предметы не попадались под руку. Поддерживайте их в их желании безопасно открывать мир.

Рекомендации для родителей

Детям в возрасте до 2 лет не рекомендуется смотреть телевизор и другие экраны. Родители здесь будут большим примером. Смотрите телевизор и используйте компьютер и гаджеты только, если дети уже легли спать. Вместо того, чтобы быть за экраном, открывайте с ребенком настоящий увлекательный мир: играйте вместе на полу, слушайте музыку, пойте, танцуйте, исследуйте природу.

пошаговая инструкция и советы педиатров

Наверное, каждая мама, особенно, если малыш первый, хоть раз да задавала вопрос педиатру или неврологу на осмотре: ну почему ребенок не хочет ползти, может, есть какие-то проблемы? И каждый раз врач успокаивает родителей, что поводов для беспокойства нет, стоит немного подождать, и малыш обязательно поползет по-пластунски или на четвереньках. Но если маме уж очень хочется, чтобы ее дитя поскорее освоило новый навык, мы собрали небольшую пошаговую инструкцию на этот счет.

Пошаговая инструкция, как научить ребенка ползать на четвереньках

Шаг 1. Оцениваем готовность ребенка поползти на четвереньках

Врачи не устают повторять: все дети развиваются по-разному. Кто-то лихо на четвереньках пересекает комнату на радость родителям в 7 месяцев, кто-то уже в 8 месяцев пытается встать и даже сделать первые шаги, держась за бортик кроватки, а кто-то в этом возрасте даже и сидит плохо, то и дело норовя завалиться куда-нибудь. Не нужно переживать и накручивать себя, если кроха никак не хочет ползать по-пластунски или на четвереньках – некоторые дети вообще минуют этот этап и сразу переходят к первым шажкам.

Как же понять, готов ли ваш ребенок начать ползать? Если малышу уже исполнилось 7-8 месяцев, он активно вертится и стремится поскорее познать мир, то можно спустить его на теплый пол. Только не нужно никаких ходунков или прыгунков, лучше присядьте на пол рядом с ребенком и попробуйте взглянуть на окружающий мир его глазами.

Шаг 2. Создаем мотивацию

Прежде чем приступить к урокам ползания, подготовьте пространство. Уберите все острые и хрупкие предметы, провода, следите, чтобы малыш не стукнулся об угол или не опрокинул на себя что-то тяжелое. Хорошо, если на полу будет теплый ковер, если нет – то позаботьтесь, чтобы по комнате не гулял сквозняк. Не забываем об удобной одежде – если малыш запутается в собственных колготках или с него будет сваливаться кофточка, ничего хорошего не выйдет. Оденьте ребенка в удобный комбинезончик или боди, который не будет сковывать движения и не волочиться по полу. Летом в жаркую погоду и вовсе можно оставить малыша в одном подгузнике или трусиках.

Возвращаемся к мотивации. Чтобы малыш точно захотел поползти, его надо чем-то заинтересовать, увлечь. Отлично подойдет что-то яркое – игрушка, воздушный шарик, погремушка, которые могут привлечь внимание малыша, ему непременно захочется это потрогать, а значит, и немного постараться, чтобы заполучить желаемое. Уложите ребенка на животик, положите перед ним игрушку и постарайтесь его немного подтолкнуть к ней. Главное, не старайтесь поставить игрушку слишком далеко. Если малыш поймет, что не сможет до нее дотянуться, то быстро потеряет интерес.

Кстати, положение лежа на животике – далеко не единственное, из которого малыши пытаются поползти по-пластунски. Малыш может елозить на животе, размахивая руками и ногами, может пытаться отталкиваться одной рукой или ногой. Со временем он обязательно встанет и на четвереньки, не нужно, главное, его торопить.

Шаг 3. Покажем мастер-класс по ползанию

Удивительно, но факт. Нет для малыша лучшего примера для ползания на четвереньках чем родительский. Так что отбросим стеснение и взрослость, опускаемся на четвереньки рядом с ребенком и начинаем активно возле него ползать, объясняя малышу, что именно вы делаете и почему так здорово и весело это делать вместе. Обычно все дети весело включаются в игру и уже скоро начинают ползать. Если на четвереньках стоять у ребенка еще не получается – ничего страшного. Опускаемся на живот и начинаем ползать по-пластунски. Если малышу очень хочется встать на четвереньки, но пока не получается можно аккуратно ему помочь, поддерживая рукой за животик и выжидая, пока ребенок не освоится и не будет падать.

Шаг 4. Обучаем полезным движениям

Чтобы малыш поскорее пополз по-пластунски или на четвереньках, можно в ежедневную гимнастику или во время массажа добавлять новые движения, которые будут имитировать ползание и стимулировать мышечную память. Например, можно уложить малыша на спинку и сначала поочередно, а потом и вместе сгибать и разгибать ему ножки. Можно подложить под животик мягкий валик или маленькую подушку и аккуратно перекатывать малыша, при этом он должен упираться ручками в твердую поверхность.

Еще одно эффективное упражнение – поза лягушки. Для этого нужно уложить малыша на животик на твердую поверхность, а ножки поочередно сгибать в коленях и слегка разводить в стороны (со стороны похоже на плавание «по-лягушачьи»). Постепенно можно подставлять ладонь так, чтобы стопы малыша упирались в нее, тогда кроха будет отталкиваться и пытаться двигаться вперед.

Если малыш устойчиво стоит на локтях, тогда переверните его на животик, слегка приподнимите ножки и чуть подтолкните вперед. Главное, не переусердствуйте, иначе кроха может удариться головой.

Шаг 5. Прибегаем к хитростям

Если малыш по-прежнему ленится и никак не хочет ползать ни по-пластунски, ни на четвереньках, можно прибегнуть к маленьким хитростям. Например, пригласить в гости подругу с маленьким, но очень подвижным и любознательным ребенком, который с радостью покажет вашему малышу, как здорово ползать и познавать мир. Очень часто дети включаются в игру и начинают ползать «за компанию».

Все уроки ползания всегда воспринимайте и подавайте как игру – не стоит требовать от малыша слишком многого сразу и уж тем более ругать его или кричать, если что-то не получается. Еще раз повторимся, все дети индивидуальны, и нет каких-то конкретных волшебных сроков, когда ребенок, словно по мановению волшебной палочки, сразу начинает ползать. Если вас действительно беспокоит, что ребенок не ползет (особенно, если у него отмечается общая слабость ручек и ножек, он плохо сидит и заваливается), тогда лучше обратиться за консультацией к педиатру или неврологу.

Популярные вопросы и ответы

Почему этап ползания на четвереньках важен для развития ребенка?

— На самом деле, все этапы развития движений ребёнка являются отражением созревания нервной системы, чтобы та могла обеспечить человеку прямохождение. Последовательное переставление ног и рук, перенос веса тела то на одну, то на другую сторону – это упрощенная база, на основе которой формируется ходьба. Соответственно, если ребенок может ползать реципрокно (как описано выше), значит, велика вероятность, что его нервная система зреет правильно, и он освоит ходьбу. Если человек способен освоить ходьбу, минуя этап ползания, в этом тоже нет ничего плохого. Ранняя вертикализация здоровых детей, которые не умеют ещё держать равновесие достаточно хорошо, с использованием ходунков, прыгунков и прочего, опасно, прежде всего, рисками травм, в том числе серьезных с долгосрочными последствиями, но данных о том, что это как-то иначе негативно влияет на здоровье, нет. Если говорить о детях с ДЦП, spina bifida, СМА и другими болезнями, то им нужны вертикализаторы примерно с года в рамках реабилитации, но они подбираются специалистами. Ходьба укрепляет спину не хуже ползания — мышцы корпуса работают как стабилизаторы, — отвечает врач-невролог, эпилептолог в EVIclinic и ЦЭН им.А.А.Казаряна Вероника Оранская.

Когда необходимо обращаться к врачу, если ребенок не ползает по пластунски?

— Согласно нормам ВОЗ, верхняя граница нормы для освоения ползания на четвереньках у доношенного ребенка — 13 месяцев. Важно оценивать развитие ребёнка в целом. Если малыш в 3 месяца хорошо контролирует голову, в 5-6 вертится в обе стороны, в 7-8 не падает, если посадили, на спине двигает ножками попеременно, поднимает их вверх, может толкнуть взрослого каждой ножкой — переживать не стоит. В обратном случае желательно обратиться к грамотному врачу, чтобы тот оценил развитие ребёнка. Многие дети ползают, как «раненые партизаны», отталкиваются только одной ногой. Это нормально в большинстве случаев, но если асимметрия в использовании конечностей хорошо заметна во всех движениях, то нужно обратиться к врачу. Если малыш играет с игрушками двумя ручками и болтает одинаково обеими ножками на спине — все в порядке, — подчеркивает доктор.

Нужно ли в принципе учить ребенка ползать на четвереньках?

— Здоровому ребёнку нужно предоставить свободу для движения. Оптимальное решение — освободить пол от опасных предметов (также исключить вероятность падения их сверху, исключить доступ к ним ребёнка и т.п.) и выпустить на него малыша вместе с безопасными игрушками. Ребёнок всему научится сам. Если у ребёнка есть проблемы, с ним должен заниматься реабилитолог, который знает, как научить его с учётом конкретных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Если очень хочется, можно стимулировать ползание, разложив яркие игрушки на отдалении от ребёнка, — объясняет специалист.

Как понять, готов ли ребенок поползти по пластунски?

— Если ребёнок готов поползти, он обязательно поползёт. Вы заметите, что он перемещается, ползая, — заверяет врач-невролог, эпилептолог Вероника Оранская.

Преимущества занятий на полу для детей

Как занятия на полу способствуют развитию моего ребенка? Доктор Мона Амин рассказывает о преимуществах занятий на полу для младенцев, таких как поддержка когнитивного и двигательного развития.

Что такое свободное время и как оно способствует развитию моего ребенка. Педиатр и эксперт по развитию младенцев Enfamil д-р Мона Амин объясняет, какое значение имеет время, проводимое на полу, для развития ребенка, особенно для когнитивного и двигательного развития, и что родители могут сделать, чтобы поощрять игру во время этого занятия.

Почему и как Floor Time может помочь ребенку?

Что такое время на полу и почему оно важно для младенцев? Время на полу — это возможность для наших младенцев поиграть на полу, что дает ряд преимуществ как вам, так и ребенку. Родители часто испытывают потребность в модных игрушках и достаточном количестве времени, чтобы занять своего ребенка, и в конечном итоге больше сосредотачиваются на количестве, а не на качестве. На самом деле, качественное время важнее, чем его количество, и точно так же несколько качественных игрушек могут иметь большое значение.

Вы можете начать заниматься на полу примерно в возрасте 2–3 месяцев, когда ребенок уже проснулся и больше занят игрой.

Как выглядит Independent Floor Time?

Самостоятельная свободная игра на полу у младенцев выглядит иначе, чем у детей старшего возраста. Но концепция остается прежней — вы не находитесь все время перед ними и позволяете им быть независимыми с игровыми предметами рядом с ними. Вы можете положить младенца на спину или животик на коврик, оставаясь рядом на случай, если он заплачет или обратится к вам за утешением. Совет: меняйте положение ребенка, чтобы задействовать разные органы чувств и группы мышц.

Игровой зал - отличное место для их занятий, так как там есть интересные игрушки, на которые можно смотреть и с которыми можно играть. Независимое время на полу позволяет вашему ребенку играть, пока вы все еще рядом для поддержки. Иногда это может дать вам время, чтобы ответить на некоторые электронные письма, приготовить еду или уделить время себе, прежде чем вернуться к игре 1: 1.

Самостоятельное время на полу также позволяет ребенку успевать скучать, что имеет свои преимущества.

Самостоятельное время на полу помогает развивать многие навыки:

Интерактивное время на полу

Игра на полу также может происходить там, где вы лежите на земле и вовлекаете их в деятельность, когда вы находитесь на их уровне или где вы находитесь рядом, присматривая за ними, но не так активно. Я считаю, что это сочетание важно для воспитания независимого ребенка, который чувствует себя любимым и заинтересованным.

И, конечно же, не забывайте наслаждаться игрой с малышом! Когда вы счастливы и взволнованы, они счастливы и взволнованы.

Хотите знать, как помочь развитию ребенка? Узнайте, почему Enfamil NeuroPro питает разум и тело ребенка.

Как важно позволять ребенку играть на полу

Вам интересно, безопасно ли позволять ребенку играть на полу? Как вы думаете, он слишком молод или что это слишком рискованно? Прочтите это и узнайте о преимуществах занятий на полу для младенцев.

Ваш маленький комочек радости волнует и удивляет вас каждый день. Новые навыки и опыт преподают вашему малышу ряд жизненных уроков. С прошедшими месяцами есть несколько вех развития, о которых вам нужно знать. Будь то время на животе или переворачивание, вам нужно быть на ногах и ждать, пока ваш малыш не перевернется. Некоторые примеры вех развития:

Хотя это лишь некоторые из этапов, которых достигнет ваш ребенок, важно иметь общее представление о физическом и когнитивном развитии ваших малышей. Вам нужно приложить дополнительные усилия, чтобы помочь ребенку пройти определенные этапы развития. Воздерживаетесь ли вы от того, чтобы ваш ребенок «играл» на полу? Если вы это сделаете, это должна быть одна из следующих популярных причин для этого:

Одна вещь, которая совершенно очевидна благодаря исследованиям, это то, что вашему ребенку нужно время на полу. Это факт, что если ребенку отказывают в играх на полу, у него могут быть серьезные физические недостатки. Итак, каковы возможные угрозы и что вы можете сделать, чтобы их предотвратить?

1. Развитие черепа

Сначала ваш ребенок будет проводить много времени лежа в качелях или кроватке. Это делает затылок плоским. Это ненормально и через определенное время может привести к дефектам головного мозга. Отказ от обычного положения, например, когда вы лежите на животе или держите ребенка на руках, позволит черепу принять нормальную форму.

2. Пространственное восприятие

Когда вы позволяете малышу чувствовать пол и играть с ним, это на самом деле формирует у него пространственное восприятие. Малыш поймет и научится лучше распознавать пространство и, в конце концов, заметит препятствия, такие как столы, диваны или ступеньки вокруг.

3. Наращивание мышечной массы и уверенность в себе

Игра в одиночку на полу даст вашему малышу огромное количество времени, чтобы узнать о своем собственном теле.


Learn more