Вот и первая значимая дата в жизни вашего малыша — полгода! Ребенок, приподнимаясь на ручках, пытается садиться. Некоторые дети в этом возрасте уже вполне уверенно сидят, однако их спинке все еще нужна поддержка. Другие встают на четвереньки и покачиваются взад-вперед. Так они готовятся к активному ползанию. У каждого из маршрутов ребенка теперь есть цель — домашний питомец (кот или собака), любимый мишка или мячик, мама или папа.
Педиатры считают абсолютно нормальным явлением, если малыш начинает ползать в период от 5 до 8 месяцев. Однако есть детки, которые вовсе пропускают этот этап. Наверняка вы слышали истории, как дети ваших знакомых сразу начинали вставать на ножки, не ползая совсем. Каждый ребенок индивидуален. Тем не менее, ползание — очень полезный навык. Ползанье способствует правильному развитию мышц спины, а также помогает формированию межполушарных связей и пространственных представлений.
Поэтому если ваш кроха никак не хочет ползти, а среди ваших знакомых есть родители с ползающими малышами, пригласите их в гости. Пусть ваш ребенок с ними «пообщается». Ведь, как известно, дети учатся у ровесников всему гораздо быстрее, чем у взрослых. Врач в подобной ситуации может порекомендовать специальный массаж и комплекс упражнений.
Сейчас малыш сидит уверенно без поддержки, и дни напролет активно ползает. Самостоятельно встает на колени. С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Некоторые малыши пытаются вставать, но, если ваш ребенок пока не проявляет такого желания, в этом нет ничего страшного.
Ребенок теперь может не только сидеть, но и пересаживаться с места на место. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Если сейчас спросить малыша, где папа или бабушка, и он с радостью обернется в сторону родного человека или укажет на него пальчиком. Отлично ползает, иногда с игрушкой в руке. Может помахать ручкой вслед: «пока-пока». К концу месяца многие дети способны вставать у опоры, держась за перила кроватки или манежа.
Сейчас самое время убрать все опасные предметы с пути малыша. Потому что малыш теперь не только встает, но и может делать первые шаги, держась за опору. Однако добираться до намеченной цели по-прежнему предпочитает ползком, а не шагом. Тянется к предметам, которые находятся выше его роста, и иногда ему даже удается стащить что-то со стола.
Он любит «читать» журналы и книжки, перелистывать страницы и с особым удовольствием и азартом рвет бумагу.
Ребенок учится стоять самостоятельно, иногда даже пытаясь усложнить себе задачу: стоит, затем приседает и снова поднимается. Правда, пока такие попытки могут выглядеть смешно и неуклюже. Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого или за стены, мебель, специально предназначенные для первых шагов игрушки-каталки. Также в этом возрасте иногда уже можно заметить, что ребенок начинает отдавать предпочтение одной из рук.
Теперь ваш малыш без поддержки стоит на двух ножках. Может наклоняться и собирать игрушки с пола. Наступает время первых долгожданных шагов. Если же малыш пока не решается их сделать, не переживайте. Педиатры считают нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 9 до 15 месяцев.
Малыш вырывает у вас ложку во время обеда, тряпку, расческу, всем своим видом показывая, что он хочет делать все сам. Он любит собирать и разбирать кубики и пирамидки, строить башенки, ему нравятся музыкальные игрушки.
Ваш малыш, как Фигаро, то здесь, то там, он постоянно в движении. Многие дети к году начинают самостоятельно ходить. Но некоторые малыши в этом возрасте передвигаются только держась за руку взрослого, и это тоже абсолютно нормально.
Также дети в год любят принимать участие в процессе одевания, купания, питания. Еще они могут сами могут забраться на кресло или невысокий диван, перелезть через небольшое препятствие
Салмагамбетова Елена Гарриевна
Невролог, Эпилептолог
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Читательница Киара написала о своем рано встающем ребенке :
«У меня четыре с половиной и два с половиной года, и они оба встают. очень рано каждое утро. Около 5 утра - обычное время. Периодически они спят до 6 или 6:30, но затем снова проходят периоды раннего пробуждения. Это делает некоторые школьные дни очень тяжелыми для моего старшего сына, а мы с мужем вымотаны. Пожалуйста помоги." - Киара
Эти ранние часы - трудное время для нас, родителей. Это когда мы находимся в фазе быстрого сна, и наш организм вырабатывает гормоны, которые помогают нам спать. Причин раннего подъема ребенка много. Вот пять наиболее распространенных:
Наиболее частая причина рано встающий ребенок на самом деле от слишком позднего отхода ко сну, что кажется нелогичным. Большинство из нас думают, что если мы уложим их спать позже, они позже проснутся — но это не так для детей младше 7 лет. Как правило, чем позже они ложатся спать, тем раньше просыпаются, потому что переутомляются.
У вас есть рано подрастающий ребенок?
Прочтите: Rise & Shine – Советы, как остановить рано встающих малышей!
Другой причиной может быть слишком большое «окно бодрствования» между их дневным сном и временем сна, из-за чего он снова ложится спать переутомленным.
Детям этого возраста нужно немного поспать, и часть этого сна приходится на дневное время. Возможно, он вообще не дремлет, так что это на самом деле затруднит его ночной сон. Убедитесь, что оба ребенка спят достаточное для их возраста количество времени. Дневной сон и потребность во сне меняются так же быстро, как растут дети!
Интересуетесь этими окнами бодрствования и дневным сном?
Прочтите: Основы детского сна для всех возрастов: ответы на вопросы о дневном сне
Если вашего ребенка укачивают, держат на руках или если вы ложитесь с ним, пока он не заснет, делать за них большую часть работы перед сном. Затем мы ожидаем, что они будут знать, как снова уснуть в 5 утра, когда заснуть труднее всего.
Для нас, взрослых, это похоже на то, что мы просыпаемся в 5 утра и не ложимся спать достаточно быстро. Нашему телу достаточно сна, чтобы функционировать, но не обязательно достаточно, чтобы чувствовать себя восстановленным и энергичным. Вот почему важно убедиться, что вы не делаете за них слишком много работы перед сном.
Хотите узнать больше о сонливости, но бодрствовании перед сном?
Прочтите: Сонный, но бодрствующий — краеугольный камень успешной тренировки сна это может вызвать ранний подъем. Некоторыми из наиболее распространенных признаков являются беспокойный сон (например, простыни сдвинуты повсюду, падение с кровати), громкое дыхание или храп и потливость во время сна (часто головы).
Часто родители говорят: «Боже мой, их подушка промокла. Я думал, что они пускают слюни», хотя на самом деле это от потоотделения. Другие симптомы включают частую заложенность носа, частые истории ушных инфекций, рефлюкс, аллергию или другие симптомы, которые мешают дыханию ночью.
Если вам интересно, есть ли у вашего ребенка обструктивное апноэ во сне, я бы порекомендовал вам обратиться к педиатру и попросить проверить, не увеличены ли у вашего ребенка миндалины и аденоиды. Возможно, вам придется направить вас к ЛОРу, потому что вы не можете увидеть их аденоиды, просто взглянув на их миндалины во рту, им придется «прощупать» нос или сделать рентген. Обязательно возьмите с собой список симптомов и отслеживайте их частоту при посещении педиатра.
Предположим, что у вашего ребенка нет синдрома обструктивного апноэ во сне. Их проблемы со сном, скорее всего, вызваны некоторыми другими причинами раннего подъема, о которых я говорил. Я бы порекомендовал убедиться, что они ложатся спать достаточно рано, и я бы купил для них часы для пробуждения. На рынке их много, и я бы порекомендовал такой продукт, как Good Nite Lite, доступный на Amazon.com или goodnitelite.com. Вы можете легко напомнить своему ребенку, что «мы должны оставаться в своей постели, пока не загорится будильник».
В этом возрасте важно оставаться последовательным в течение нескольких недель. Им нужно понять, что им нельзя начинать день раньше 6 утра. Не игнорируйте правило часов однажды и дайте им встать пораньше. Тогда они не будут воспринимать часы всерьез, потому что, в конце концов, вы тоже. Если это произойдет — никто из нас не совершенен — признайте свою ошибку. "Знаешь что? Мама ошиблась и забыла о часах. Сегодня вечером мы будем очень серьезно относиться к часам и не покинем нашу комнату, пока не загорится будильник».
Хотите узнать больше об устранении проблем с ранним подъемом?
Прочтите: 10 советов, как решить проблему раннего подъема
Старайтесь быть максимально последовательными, что бы они ни делали. Я также хочу, чтобы вы вместе с педиатром исключили любые возможные основные медицинские причины. Опять же, будьте готовы оставаться последовательным в течение нескольких недель. Это будет того стоить.
Главная / Сон 101 / Ранние утренние пробуждения: что с ними делать
опубликовано
Ранние утренние пробуждения — одна из самых серьезных проблем со сном, с которой сталкиваются родители. К счастью, вы можете уложить ребенка спать позже. Вот как.
Когда я общаюсь с другими родителями, один вопрос мне задают чаще, чем любой другой. «Почему мой ребенок встает так рано утром? , и, более настойчиво, «Что я могу с этим поделать?» Здесь я расскажу о малышах и дошкольниках (от 1 до 5 лет). [Большинство родителей подростков сталкиваются с противоположной проблемой, поскольку время начала занятий в школе и чрезмерная домашняя работа привели к тому, что менее 10 % подростков высыпаются по ночам. ]
(Эти пробуждения появились неожиданно? Возможно, вы имеете дело с регрессом сна).
Бесплатный бонус: Я создал специальное руководство о том, как бороться с чрезмерным ранним подъемом с помощью протоколов, которые мы используем в Sleep Clinic. Если вы боретесь с ранними утренними пробуждениями, нажмите здесь, и я вышлю вам руководство.
Оценивая это беспокойство, я всегда смотрю, реалистичны ли ожидания родителей. Большинство маленьких детей — жаворонки, что является настоящим испытанием, если вы — сова, как я. Ожидать, что ваш малыш заснет после 6:30 утра, обычно нереально. Некоторые дети естественным образом просыпаются между 5:30 и 6:30 утра. У других детей может развиться привычка просыпаться рано из-за ассоциаций с засыпанием, но на самом деле они не готовы вставать и, как правило, довольно капризны. У меня есть несколько советов, которые вы можете попробовать, если вы хотите попытаться уложить своего малыша спать попозже:
Ключом к успеху является постоянное постоянство, реалистичность ожиданий и сохранение темноты в комнате вашего ребенка.