Как заставить ребенка учить стих


11 способов помочь ребёнку выучить стихотворение

Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как? Наш блогер, учитель Инна Мусэрская, поделилась 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти.

Скоро наступит пора утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Я предлагаю вам познакомиться с разными инструментами, как это сделать наиболее эффективно.

1. Найдите непонятные слова

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.

Часто встречаются слова, которые для вас знакомы, а для ребёнка могут быть непонятны. Например, «посошок», «на антресоли», «перинка», «резьба», «в неволе», «покров», «в белой круче», «молвит», «величаво» и прочие.

Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

2. Увеличивайте объём постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.

3. Визуализируйте стихотворение

Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.

Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.

4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!

Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.

Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.

6. Поиграйте в театр

Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку можно не просто читать, а ещё и показывать. Если действующих лиц много, подключайте других членов семьи. Или поиграйте в такой вариант «крокодила», когда все слова стихотворения надо показать жестами!

7. Используйте диктофон

Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.

8. Разрежьте стихотворения на строчки

Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.

9. Повторяйте выученное

Перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит это делать, как экзамен. Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или вы начинайте рассказывать, а потом «забывайте», чтобы ребёнок мог вам помочь.

Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.

10. Делайте перерывы

Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.

11. Никакого насилия

Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.

Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (ClassicVector)

5 лучших способов быстро выучить стих с ребенком

Стихи – идеальные «помощники» для развития речи, памяти, кругозора и художественного вкуса ребенка. Но и тут не все так просто: почему-то одни дети учат стихи быстро и с удовольствием, а для других это целая проблема. Как ни странно все зависит от возраста, особенностей развития речи, темперамента и других факторов.

Психологи утверждают, что ребенок легко запомнит строки из незамысловатого стихотворения, если призовет в помощь образное мышление и ассоциативную память. Звучит нелегко? Мы расскажем, как быстро выучить стих с помощью простых методик. Большой плюс в том, что стихотворения, выученные таким образом запоминаются надолго!

ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

Самый благоприятный возраст для целенаправленного разучивания стихов – это 4-5 лет, когда память развивается очень быстро. Именно в этом возрасте дети начинают осознанно запоминать тексты наизусть.

Есть несколько правил, чтобы быстро выучить стих и не отбить у ребенка охоту. При подборе стихотворений важно учитывать возраст ребенка и его литературный вкус, а именно какие произведения больше нравятся малышу.

Если же желания нет, пусть заколдованное стихотворение будет паролем от волшебного сундучка с сюрпризом! Лучше конечно выбирать классиков.

Впервые, когда ребенок слышит стихотворение оно должно произвести на него сильное впечатление, для этого нужно читать эмоционально и с выражением, иногда даже с интригой, поэтому лучше знать это произведение наизусть.

СЛУХОВОЙ СПОСОБ 

Это способ чаще остальных используется и помогает легко выучить стих. Идеален он для детей с аудиальной (звуковой) памятью.

1. Читаете стихотворение, а ребенка предварительно просите включить свой «магнитофончик» для записи.

2. Потом вместе повторяете какой-то отрывок – выбирайте 2-3 строки, которые будут объединены рифмой. У ребенка именно на рифму будет слухоречевая опора.

3. После ребенок сам проговаривает.

4. Затем проговариваете этот отрывок вы.

ПАНТОМИМА В ПОМОЩЬ!

Вы наверняка обращали внимание, что дети очень любят изображать животных, их повадки. Часто можно увидеть, как мальчики изображают отважных героев, а девочки — принцесс.

Во многих забавах, в которые ребятишки играют в детском саду или в группе раннего развития, они изображают не только живые существа, но и явления природы.

Представлять что-то с помощью движений детям нравится. Так давайте используем эту возможность для того, чтобы выучить стих!

Этапы изучения стихотворения (или текста в прозе)

1. Внимательно прочитайте текст вместе с ребенком.

2. Вместе разбейте его на логические куски. Если ребенок мал, то такой отрывок должен включать одну строку, а для более старших детей — 2—4 строки.

3. Выберите в каждом куске 1—2 слова, которые можно показать. Пусть малыш сначала сам попробует придумать, как именно он изобразит это слово. Но и помощь взрослого здесь вполне допустима.

4. Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок показывает движениями ключевые фразы.

5. Малыш вместе со взрослым рассказывает стихотворение, при этом карапуз изображает движения.

6. Ребенок сам старается вспомнить слова и рассказать стихотворение с минимальной помощью взрослого.

7. Ребенок старается продекламировать стихотворение без движений.

Например, попробуйте выучить потешку «Ерши»:

На пруду — камыши, 
Расплескались там ерши. 
Круг — постарше, 
Круг — помладше 
Круг — совсем малыши!

Когда ребенок и взрослый подбирают образы и движения, происходит очень важный процесс: малыш узнает много нового. Знал ли он, что камыш — это высокая трава? И что ерш колючий? Кроха познает мир, расширяет кругозор. Займитесь совместным творчеством, пофантазируйте вместе с ребенком, придумывая движения, и процесс заучивания стихотворения станет гораздо привлекательнее для малыша.

Эта методика подходит для детей, начиная с 3 лет. Не стоит беспокоиться, что ребенок на празднике или на уроке начнет показывать все движения. Они сохранятся у малыша на уровне подсознания и помогают ему вспомнить текст в волнительной для него ситуации.

Не требуйте от карапуза в первый же раз рассказать стихотворение без запинки. Даже если кроха продолжает забывать слова, отложите разучивание. Через 2—3 часа повторите 4—7 этапы. На следующее утро повторите снова. И так, пока ребенок не расскажет стихотворение самостоятельно и без явных движений. Происходят заминки? Пусть еще несколько раз расскажет с движениями. Вы можете обнаружить, что малыш, запинавшийся вечером, утром замечательно все продекламирует. А все благодаря волшебной работе долговременной памяти!

КАТУШКА ПАМЯТИ

Данный способ больше подходит для детей-кинестетиков. Им важно совместить запоминание и двигательный акт.

1. Берем толстую нитку или нитку с бусинами. И сначала вы сами читаете ритмично стихотворение, а ребенок ритмично наматывает нитку на пальчик как на воображаемую «катушку памяти» (сматывает в клубочек) или нанизывает бусины на нитку.

2. Потом вы вместе по строчке воспроизводите стихотворение, совмещая с ритмичным наматыванием (нанизыванием) и разматыванием.

3. Затем прячем ручки с ниткой за спину. И воспроизводим стихотворение, а наматываем уже нитку или нанизываем бусины понарошку.

ПРОСТЫЕ РИСУНКИ

Автор этой методики — Л. А. Валуева дает простые рекомендации, как быстро выучить стих. Педагог предлагает призвать на помощь при запоминании стихотворений любой сложности карандаш, ручку, фломастеры, краски и бумагу.

Суть методики — почти та же, что и в описанной выше, только ключевые понятия ребенок не показывает движениями, а рисует.

Этапы заучивания — те же, а на этапе рисования картинок важно, чтобы малыш проявил фантазию, сам выбрал символ, который обозначит то или иное понятие. Если ребенок затрудняется, взрослый может ему помочь, не навязывая собственного мнения.

Стоит заметить, что чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и воспроизвести. Поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, ограничьтесь простой и понятной картинкой. Если у малыша хорошо развито абстрактное мышление, он может нарисовать не совсем понятные вам композиции, состоящие из фигур и линий. Не стоит требовать конкретизации. Главное — чтобы ребенок был способен вспомнить строки стихотворения, опираясь на созданные им образы.

На финальном этапе запоминания картинки убираются, но ребенок к этому моменту уже настолько запомнил собственные образы, что они остаются у него в памяти и будут помогать вспомнить стихотворение. Д

ля примера возьмем все ту же потешку «Ерши».

На каждую строчку там можно нарисовать по изображению — в зависимости от того, насколько трудно ребенок запоминает.

Если ребенок хорошо запомнил слова, только нарисовав круги, не стоит его дополнительно заставлять рисовать еще и рыбок. Этого будет достаточно. Данная методика подходит детям, начиная с 3 лет, но пока ребенок не научится хоть немного рисовать сам, картинки должен будет рисовать взрослый, советуясь с малышом. С 4—4,5 лет ребенок может начинать рисовать изображения самостоятельно.

ВКЛЮЧАЕМ ЛОГИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ

Логическая память – редкость для ребенка дошкольного возраста и даже для младшего школьного возраста. Но все же такое случается. В данном случае используется опора запоминания на смысловые связи. Если развивать такую память, ребенку будет легче даваться все обучение.

ДЕЛАЙТЕ ВЫБОР!

Чтобы быстро и легко выучить стих с ребенком, из предложенных методик выберете ту, которая наиболее соответствует темпераменту вашего ребенка. К примеру, методика «пантомима» подходит для активных детей, которые больше любят прыгать, чем рисовать. А методика «рисование»  больше подойдет малышам поспокойнее.

После применения одной из выбранных методик вы заметите, насколько легко стало карапузу изображать и находить образы, и с какой уверенностью он теперь рассказывает выученный стишок. Со временем ребенок будет подсознательно создавать себе образы уже без движений и рисования — в уме, и заучивание любого текста наизусть будет даваться ему с легкостью!

Читайте також
Почему нам важно научиться рассказывать сказки

В основе развития лежит мифотворчество. Если не придумать и не рассказать качественную историю, развития не будет. Это касается и цивилизации, и компании, и отд

10.02.2020 1157 0

30 віршів про Україну, які легко вивчити дітям

Поезія для дошкільнят і молодших школярів

24.02.2020 1154003 21

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СКАЗКИ

Кем вырастут наши сыновья, читая народные сказки про Иванушек-дурачков и Емель? Дочери, если в детстве они мечтают о судьбе Золушки или Белоснежки?

18. 09.2017 1852 0

Казка як інструмент педагога

Майстер-клас Олени Петрушкевич, казкотерапевта, психолога

21.11.2018 24244 0

Гарні вірші про природу для дітей від 3 до 10 років

Віршики зібрані для дітей різних вікових груп – короткі варіанти для дошкільнят, а також вірші для учнів початкових класів

03.04.2020 638239 9

Знакомство с поэзией для детей

Будучи родителями, большинство из нас знает, как важно читать детям. Мы регулярно делимся с ними книгами и призываем их брать в библиотеке. Однако иногда мы забываем убедиться, что наши дети получают сбалансированную диету для чтения. К сожалению, поэзию можно исключить из меню, и это такой позор. Хорошей новостью является то, что стихи часто бывают короткими, поэтому легко вставить стихотворение или стишок в свободную минуту дня.

Самый простой способ начать знакомить детей со стихами — это найти сборники детских стихов для детей дошкольного возраста. В местных библиотеках они будут, возможно, в специальном отделе настольных книг. Чтение, заучивание, повторение или пение детских песенок действительно помогает малышам развивать навыки, необходимые для чтения. Как говорит Мем Фокс в книге «Почему чтение действительно волшебно», «…если дети знают шесть детских стишков к четырем годам, они, скорее всего, будут в лучшей группе по чтению в школе к восьми годам». Мы можем включить поэзию в игру, поощряя наших детей использовать игрушки, чтобы разыграть «Шалтай-Болтай» или «Маленькая мисс Маффет». Когда мы идем в парк, интересно найти детскую песенку, которая соответствует ритму наших шагов, и пропеть ее вслух. Младенцы любят такие стишки, как «Вокруг сада» или «Я маленький чайник», и малыши вскоре могут копировать слова и действия.  

Следите за книгами со стихами для детей в библиотеке или книжном магазине. Как только вы найдете несколько поэтических антологий или книг, попробуйте включить их в рассказ каждый день или вечер. Для детей, которые могут подумать, что они слишком стары для детских стишков, поищите короткие веселые стихи. Дети любят поэзию, которая заставляет их смеяться. Одним из замечательных мест, где можно найти такие материалы, является Giggle Poetry, веб-сайт с множеством стихов, которые любят дети. Poetry4Kids Кенна Несбитта — еще одно классное онлайн-пространство для обмена стихами с детьми, в котором есть удобный словарь рифм.

Особая книга, на которую стоит обратить внимание, — это World Rat Day , написанная бывшим лауреатом премии Детского поэта США Дж. Патриком Льюисом. В нем есть стихотворение для особых (и причудливых!) дней с иллюстрациями Анны Рафф, которые также пощекочут детские забавные кости. Отмечать эти дни соответствующими стихами — хороший и простой способ интегрировать больше поэзии в повседневную семейную жизнь.

Когда мы делимся стихами, я считаю важным помочь детям наладить связь со своей собственной жизнью. Мы можем задавать такие вопросы, как «Это вам что-то напоминает?» «Вы когда-нибудь чувствовали то же, что и поэт?» «Какая часть вам понравилась больше всего?»

Игра со словами — важная часть добавления поэзии в жизнь детей. Я люблю использовать ЛЮБУЮ ситуацию, чтобы показать, насколько интересен и интересен наш язык. Каламбуры, шутки и загадки могут привести к дискуссиям о словах, строительных блоках языка. Очень простое действие, которое можно выполнить во втором или третьем чтении вслух рифмованной книжки с картинками, — изменить рифмующееся слово в конце предложения, а дети поправят вас. Папы в этом молодцы! На моей странице Book Chook Bag of Tricks вы найдете еще несколько словесных игр, которые можно использовать в автомобильных поездках и которые вскоре станут любимыми для всей семьи.

Сочинять стихи с младшими детьми тоже важно. Это может быть так же просто, как отпраздновать дни рождения родственников, сочинив для них в соавторстве рифмованное двустишие или короткий стих. Еще одна простая и забавная идея — взять знакомый детям стишок или стихотворение и придумать что-то новое. Это причудливый способ сказать, что мы изучаем слова поэта и слегка изменяем их, чтобы придумать новое стихотворение. Таким образом, мы можем взять «Хигглти, пигглти, поп / Собака съела швабру» и изменить его на «Хигглти, пигглти, джига / Кошечка танцевала со свиньей».

Является ли поэзия регулярной частью читательского рациона вашей семьи? У вас есть какие-нибудь специальные поэтические книги или стихи, которые вы и ваши дети любите? Пожалуйста, поделитесь ими на странице Scholastic Parents в Facebook!

Учись - Архив детской поэзии

Учебный ресурс

Обучение

Зачем учить стихи?

Это включено в программу обучения английскому языку, но есть также доказательства того, что выучивание стихотворения:

помогает нам лучше его оценить и понять

дает нам почувствовать ритмы языка

ценится людьми в более позднем возрасте

Некоторые люди считают, что заставляя детей учить стихотворение, можно лишить его удовольствия. Это не обязательно - но это зависит от того, как вы это делаете. Но обучение не должно быть трудным. Поэзия – это очень древний вид искусства, который развился до письменности, поэтому когда-то все это хранилось в памяти и декламировалось. Ритм, рифма и другие особенности помогают сделать его запоминающимся.

СОВЕТ: учите стихи сами. Дети оценят ваше исполнение по памяти. Если вы забудете строку, ничего страшного — они увидят, что над ней ведется работа.

Наизусть или наизусть?

Да, разница есть. Стихотворение, выученное наизусть, может и не быть идеальным словом, но оно стало частью нас. Наши умы и тела — ухо, язык, мысли, чувства — все вовлекаются в процесс.

Детям часто легче всего учить "на слух" - это похоже на разучивание песни. Но люди различаются в том, как им нравится учиться. И разные стихи подходят разным подходам. Пусть каждое стихотворение подскажет свой путь к сердцу. И пусть дети экспериментируют.

СОВЕТ. Безусловно, легче учить стихи с правильным ритмом и рифмой.

«Когда вы усваиваете стихотворение, оно становится чем-то внутри вас.
Вы можете ходить с ним. Он становится компаньоном». Билли Коллинз, поэт

Попробуйте это

Произведите впечатление.

Первая встреча жизненно важна. Сделайте его хорошим, сделайте его запоминающимся, и обучение уже начнется. Чтение стихотворения о дереве? Иди и сядь под один!

Пощекотать уши.

Дайте детям много возможностей услышать стихотворение. Дополнительные идеи см. в разделе Слушайте.

Все присоединяйтесь!

При повторном чтении поощряйте их присоединяться, особенно если в конце строки есть рефрен, повторяющаяся строка или очевидная рифма.

Вот несколько примеров:

На ваш выбор.

Пусть дети сами выберут, какое стихотворение они будут учить. Познакомьте класс как минимум с двумя, а затем пусть каждый ребенок выучит тот, который ему больше нравится.

Партнеры по рифме.

Попросите детей разучить стихотворение в парах. Весело практиковать стихотворение вместе, и они могут помочь друг другу с трудными строками.

Обожаю эту линию.

Вам не обязательно начинать сначала. Дети могут сначала выучить свою любимую строку или строфу, а затем заполнить остальные.

СОВЕТ: Есть ли линия, которую вы всегда путаете? Прибить его! Спросите, как я могу никогда не забыть это снова?

Плывите по течению.

Движение может помочь встроить стихотворение в тело. Побуждать детей ходить в ритме стихотворения. Меняйте направление с каждой новой мыслью. Меняйте скорость или позу в зависимости от ощущений.

Вот несколько примеров:

Примите меры.

Для некоторых стихотворений дети могут придумывать жесты или мимику, чтобы сопровождать строки. Все, некоторые или ничего не могут быть сохранены для конечной производительности.

Вот несколько примеров:

Картинка за картинкой.

Для стихотворений с яркими образами дети могут выбрать серию изображений и создать иллюстрации или раскадровку.

Вручную.

Learn more