Многие родители хотели бы, чтобы во взрослой жизни их дети обладали лидерскими навыками и оставили свой след в истории (хотя бы в локальных масштабах). Лидеры имеют влияние на других людей, могут менять их убеждения и решения. Наличие у ребенка лидерских качеств не означает, что он обязательно станет публичной фигурой или руководителем, но лидерские качества – это неотъемлемая часть характера, которая, несомненно, принесет ребенку большую пользу во взрослой жизни.
Хотя лидерские качества даются человеку с рождения, родители могут развить их у ребенка. Рассмотрим несколько способов сделать это.
Говорите о своих ценностях
Установите систему семейных ценностей (например, честность, искренность и т.д.). Прививайте их ребенку с раннего возраста. Следование ценностям является основой лидерства.
Прививайте ребенку чувство ответственности
Научите ребенка брать на себя ответственность. Для этого поручайте ему дела по дому, которые соответствуют его возрасту. Это развивает у ребенка самостоятельность и уверенность в себе – качества, которые лежат в основе лидерства.
Дайте ребенку возможность самовыражения
Ребенок должен иметь возможность выражать свою точку зрения. Обсуждайте с ребенком то, что видите по телевизору, расспрашивайте его, что происходит в школе. Ребенок должен понимать, что с его мнением считаются. Давайте ребенку возможность принимать участие в принятии некоторых семейных решений (например, что приготовить на ужин или куда поехать в отпуск).
Приобщайте ребенка к занятиям, которые развивают лидерские качества
Школьные и внеклассные занятия развивают у ребенка дисциплину, навыки взаимоотношений с другими людьми, чуткость к окружающим, а также учат работать в команде. В ходе этих занятий ребенок учится достигать поставленных целей. Эти навыки будут ему очень полезны в будущем.
Поощряйте участие ребенка в командной работе
С раннего возраста постарайтесь определить интересы ребенка и приобщайте его к групповым занятиям в соответствии с этими интересами. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, где ребенок может найти себе друзей. Также поощряйте, чтобы ребенок играл в командные игры вместе с друзьями. Для ребенка это отличный способ понять, что такое командная работа.
Ставьте цели и двигайтесь к ним
Когда ребенок ставит себе цели, он учится решать проблемы и планировать на длительный период времени. Кроме того, достигая поставленных целей, ребенок укрепляет уверенность в себе. Покажите ребенку, как ставить цели и разбивать их на более мелкие задачи. Отмечайте промежуточные достижения ребенка на пути к намеченной цели. Если у него что-то не получается, предложите ему проанализировать причины неудачи: «Какой урок ты можешь извлечь из этой ситуации, чтобы в следующий раз все получилось?».
Развивайте у ребенка навыки планирования
Приобщайте ребенка к планированию семейных дел, таких как отпуск, поездки в гости к родственникам и т. д. Позволяйте ему высказать свое мнение наравне с другими членами семьи. Можно также поручать ребенку мелкие обязанности при подготовке к тем или иным событиям.
Воспитывайте в ребенке храбрость
Поощряйте ребенка не идти на поводу у сверстников, отстаивать свою позицию и не избегать ситуаций, которые выводят ребенка из зоны комфорта. Когда дети сталкиваются с трудностями, они развиваются и становятся сильнее. Не бросайтесь решать проблемы за ребенка, но помогайте ему и оказывайте поддержку.
Развивайте настойчивость в преодолении трудностей
Настоящие лидеры умеют не только достигать поставленных целей, но и проявлять настойчивость в случае неудачи. Важно не оберегать ребенка от неудач, а позволить ему пережить разочарование, чтобы извлечь из этого жизненный урок. Ребенок должен научиться справляться с неудачами и двигаться дальше, когда, например, выигрывает команда соперников или кого-то другого выбирают старостой класса.
Не вмешивайтесь
Когда вы видите, что ребенок пытается справиться с трудностями, выполняя домашнее задание или в других подобных ситуациях, у вас может возникнуть соблазн вмешаться и сделать работу за него. Вместо этого позвольте ребенку самостоятельно найти решение проблемы. После этого вы можете обсудить с ним возникшие трудности и подумать о том, что можно было сделать по-другому.
Научите ребенка искать компромисс
Умение договариваться и идти на компромисс – очень важные навыки для лидеров. Общаясь с ребенком, развивайте у него эти навыки. Вместо того чтобы отвечать на его просьбы категоричными «да» или «нет», позвольте ребенку переубедить вас. Научите ребенка договариваться: требуя у других что-то, предлагать что-то взамен и не уступать сразу в ситуациях, которые ему не нравятся.
Развивайте у ребенка навыки принятия решений
Детей следует учить принимать решения как можно раньше. Маленьких детей может сбивать с толку слишком большое количество вариантов, поэтому иногда стоит сузить его выбор до двух-трех наиболее разумных вариантов. Можно так поступать в случаях, когда вы выбираете вечернее занятие для ребенка или блюдо на ужин. Научите ребенка взвешивать все плюсы и минусы каждого варианта, чтобы сделать разумный выбор. Это умение будет ему чрезвычайно полезным во взрослой повседневной жизни.
Развивайте у ребенка уверенность в общении
Семейный ужин в кафе или ресторане может стать для ребенка хорошим уроком уверенного общения. Позвольте ему самому поговорить с официантом и заказать себе блюдо. Это научит ребенка уверенно разговаривать со взрослыми и открыто заявлять о собственных потребностях.
Поощряйте ребенка в проявлении активной позиции
Объясняйте ребенку, что, когда он сталкивается с ситуациями, на которые может повлиять, он не должен сидеть сложа руки. Оптимистичные взгляды на жизнь вдохновляют окружающих. Будьте оптимистами – и другие люди последуют вашему примеру.
Приобщайте ребенка к помощи окружающим
Помощь окружающим и волонтерская деятельность учат ребенка социальной ответственности. Если ребенка с раннего возраста приучить помогать окружающим, он будет продолжать делать это и во взрослой жизни. Предложите ребенку не только посвящать свое время помощи окружающим, но и жертвовать деньги на благотворительность.
Показывайте ребенку хороший пример
Родители всегда являются авторитетными фигурами для ребенка, поэтому они должны показать ему хороший пример в развитии лидерских качеств. И дело здесь не только в том, чтобы хорошо выполнять родительские функции, – это учит ребенка необходимости показывать хороший пример людям, на которых он хочет повлиять. Расскажите ребенку о своих жизненных целях, возможностях для развития и о собственном жизненном опыте. Покажите ребенку, как вы совмещаете свои профессиональные и личностные качества. Так он поймет, какие качества нужны для того, чтобы быть эффективным лидером.
Будьте последовательными
Развитие у ребенка лидерских качеств требует от родителей много времени и целенаправленных усилий. Постоянно прививайте ребенку моральные качества, поощряйте ответственное поведение и предоставляйте возможности для роста. Когда ребенок вырастет, он сможет научить этому других.
Прилагая небольшие усилия, родители могут развивать у детей лидерские качества. Даже если ваш ребенок не станет руководителем или общественным деятелем, эти качества помогут ему лучше учиться в школе и налаживать хорошие взаимоотношения с окружающими.
Родителям хочется, чтобы их ребенок вырос лидером, ярким и харизматичным человеком. Способность вести людей за собой — редкая черта характера, которая поможет в жизни.
Как развивать лидерские качества ребенка правильно? Можно ли сделать робкого малыша лидером?
В массовом сознании существует притягательный образ лидера, который ведет членов группы к общей цели, умеет найти выход из сложной ситуации и обладает большой властью. Руководителям часто приписывают иные положительные качества: высокий интеллект, артистичность, талант оратора.
Роль лидера привлекает своей исключительностью: людям кажется, что пребывание на первых ролях — доказательство жизненного успеха. Однако не все так просто.
Игнорируя особенности и потребности окружающих, мы не становимся настоящими лидерами. Стремление достичь желаемого любыми способами — качество, имеющее мало общего с лидерством.
Чем лидер отличается от остальных?
Лидер верит в общее дело настолько сильно, что способен личным примером мотивировать остальных людей, когда они пребывают в отчаянии или теряют энтузиазм. Поддерживая друзей, членов команды, человек с лидерскими качествами обеспечивает успешное завершение любых начинаний.
Существует ошибочное суждение, будто лидер готов идти по головам, чтобы стать лучшим и получить власть, но для того, чтобы занимать лидирующие позиции, требуется большая доля эмпатии, сопереживания. Нужно постоянно ставить себя на место другого человека, чтобы вовремя договориться, подружиться с нужными людьми. Без хорошо развитого эмоционального интеллекта здесь не обойтись.
Лидерские качества развиваются с опорой на эгоцентризм ребенка (который присутствует у любого человека). Задача родителей — направить энергию малыша в мирное русло, чтобы лидерство помогало общему развитию личности, а не тормозило его: можно стать лидером плохой компании и вредить окружающим, а можно возглавить группу помощи пострадавшим. Все зависит от моральных качеств ребенка.
Давайте разберемся, как распознать будущего лидера по конкретным чертам характера и поступкам.
Есть личности, которым нужно работать над собой в течение всей жизни, чтобы получить статус лидера. Определенные типы психики обладают лидерскими качествами с рождения — возможно, ваш ребенок тоже является прирожденным лидером.
Дети, желая получить что-то немедленно, часто используют манипулятивные техники общения: кричат, устраивают истерики, шантажируют родителей. Ребенку с выраженными лидерскими качествами нет нужды каждый раз повышать голос — он получает необходимое с помощью обаяния и умения договариваться.
Лидерство требует наличия талантов: умения выступать на публике, подбирать нужные слова, находить контакт с аудиторией. Ребенок с врожденным стремлением вести людей за собой наверняка будет неплохим оратором. Такие дети любят внимание, стремятся выступать на сцене, демонстрируя артистичность.
Если малыш тянется к занятиям по развитию речи, выступает в детском театре, любит развлекать гостей, у него есть задатки, чтобы стать лидером.
Как было написано ранее, лидер не боится брать ответственность в свои руки. Как это проявляется у детей? Посмотрите на любую детскую компанию: в ней всегда найдется малыш, который наиболее смело проявляет инициативу. Например, когда учитель просит детей разделиться на группы во время командной игры, всегда выделяется ребенок, желающий стать капитаном.
Такие малыши уверенно раздают распоряжения, понимают сильные и слабые стороны своих друзей. Отсюда вытекает следующий пункт.
Ребенок с врожденными лидерскими качествами с раннего детства может быть неплохим организатором. Что это значит?
Раньше других начинает видеть перспективные направления развития, любит командовать ровесниками. Ребенок замечает, как члены команды взаимодействуют друг с другом, и понимает совершаемые ошибки.
Сообразительность, находчивость — важные элементы лидерских качеств. Однако люди никогда не идут за человеком, который не способен вступать в контакт. Эмпатия — постоянный спутник лидера.
Ребенок стремится быть лидером не только в тесном семейном кругу, где поддержка гарантирована: находясь среди незнакомых людей, малыш тоже выделяется на фоне остальных.
Лидер интуитивно понимает психологический тип собеседника, быстро находит подход к представителям разных темпераментов. В компании такого человека царит комфортная атмосфера: малыш-лидер объединяет сверстников, которые никогда бы не стали друзьями без влияния извне.
Остались сомнения? Проведите социальный эксперимент. Когда ребенок будет сидеть в окружении других людей (особенно ровесников), попросите, чтобы встало 2-3 человека. Если у малыша есть задатки лидера, он встанет первым.
Перечисленные черты характера свойственны не всем, но над ними можно работать, добиваясь результатов в разных сферах жизни.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Робкий, нелюдимый ребенок способен стать более социально активным с помощью родителей и педагогов.
Почему это важно?
Раньше этому вопросу уделялось намного меньше внимания: достаточно было стать хорошим работником, добросовестно выполнять обязанности. Что изменилось?
Кажется, что быть лидером — ключ к успеху. Однако ведущих всегда меньше, чем ведомых, и возникает вопрос: каждый ли способен быть лидером? Не принесет ли это стремление вреда?
Лидерские качества во многом зависят от наследственности, врожденных особенностей, но условия жизни и воспитания тоже играют важную роль в формировании личности ребенка. Если малыш растет интровертом, с детства склонен к социальной тревожности, то ему будет сложно пробиваться к пьедесталу.
Лидеры несут тяжелую ношу ответственности, которая станет чрезмерной эмоциональной нагрузкой для впечатлительного ребенка. Лидерская позиция превратится в источник стресса.
Некоторые особенности, свойственные лидерам (быстрая реакция, создание идей, активность, настойчивость) просто не сочетаются с определенными типами человеческой психики. К примеру, дети-меланхолики функционируют совершенно иначе: им нужна погруженность в процесс, эмоциональная безопасность, уединение и спокойствие.
Если вы замечаете, что ребенку не по силам брать на себя роль лидера, предложите развивать другие навыки. Общество остро нуждается в аналитиках, способных оценивать события со стороны; в творческих людях; в работниках, выполняющих рутинную работу без сбоев.
Каждый человек воплощает в жизнь личный потенциал. Если вы по-прежнему уверены, что развитие лидерских качеств пойдет малышу на пользу, воспользуйтесь этими советами.
Следующие несложные упражнения помогут с детства привить ребенку качества, свойственные лидерам.
Придумывайте игры, в которых ребенку придется проявлять изобретательность, организованность, брать на себя ответственность.
Например, предложите ребенку организовать маленький «бизнес» по продаже канцелярских товаров: собрать книги, тетради, ручки и рассказать о своем магазине «покупателям» (родителям) так, чтобы они заинтересовались. Задавайте наводящие вопросы: «Как ты выбираешь работников? Как сделать твой магазин лучше остальных в городе?»
Другой вариант — назначьте ребенка владельцем картинной галереи и попросите рассказать о своих ценностях. Роль экскурсовода учит находчивости, самопрезентации.
Иногда малышу полезно побыть лидером в семье. Выберите совместное занятие для членов семьи (закупка продуктов и вещей для дома, генеральная уборка и др.) Затем взрослые должны сложить с себя привычные обязанности и передать их ребенку: малыш самостоятельно определяет последовательность действий, раздает указания.
Если видно, что ребенок предлагает нерациональные решения, предложите нескольких собственных вариантов.
Традиционные соревнования между командами действительно влияют на боевой дух и стремление стать победителем.
Участвуйте в состязаниях, предполагающих физическое или интеллектуальное усилие (футбол, шахматы и т. д.)
Это знаменитое упражнение, популярное у педагогов. Оно позволяет понаблюдать за поведением детей в коллективе: кто является неформальным лидером, кто соревнуется, кто предпочитает оставаться в стороне.
Суть игры: выбирается фотограф, который должен сделать фото для «семейного альбома». Затем дети определяют роль дедушки — он имеет право расставить остальных ребят так, как считает нужным.
Дети по-разному справляются с задачей, но при регулярных тренировках даже зажатые малыши начинают чувствовать себя увереннее.
Ненавязчивое развитие лидерских качеств повлияет на успеваемость в учебе, межличностные отношения и самооценку. Поддерживайте ребенка, помогайте верить в себя — и все получится.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Лидерство вселяет уверенность и помогает детям творчески решать проблемы, работать в команде и сотрудничать с другими.
Лидерские качества позволяют детям контролировать свою жизнь и добиваться успеха. Лидерство вселяет уверенность и помогает детям творчески решать проблемы, работать в команде и сотрудничать с другими. Лидерство дает детям много возможностей для развития ответственности.
Хотя вы можете не найти слова «лидерство» в стандартах дошкольного образования, во многих штатах есть заявления, касающиеся лидерства, в их стандартах в социально-эмоциональном разделе. Ключевые фразы, относящиеся к лидерству: «уверенность в себе», «решение проблем», «просоциальный» и «принимает независимые решения и делает выбор». Например, стандарты дошкольного образования в Пенсильвании в отношении навыков социального и эмоционального развития детей включают «Знать и выражать независимые мысли и чувства» (25.1.1 Самосознание) и «Участвовать в новом опыте с уверенностью и независимостью» (25.1.1. 3 Компетенция).
Ведутся споры о том, являются ли некоторые дети «прирожденными лидерами» или они «учатся быть» лидерами. У всех детей есть потенциал для развития лидерских качеств. Развитие лидерства может быть процессом на протяжении всей жизни. Став взрослыми, мы можем научить детей навыкам, необходимым для того, чтобы они могли взять на себя лидерские роли сейчас и в будущем. Вот несколько способов, которыми вы можете помочь детям развить лидерские качества:
Примеры:
«Дети — большие подражатели. Так что подарите им что-нибудь интересное для подражания».– Anonymous
Обучение детей тому, как быть лидером в раннем возрасте, поможет детям справиться с давлением сверстников в подростковом возрасте. Быть лидером — это не точная наука, но обучение детей навыкам, необходимым для того, чтобы быть лидером, важно, чтобы помочь подготовить следующее поколение к тому, чтобы взять на себя инициативу и стать ответственными взрослыми.
Лидерство и дети (PDF) Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.
У каждого ребенка есть потенциал стать лидером в какой-то сфере своей жизни. Лидеры происходят из самых разных слоев общества и имеют широкий спектр личностей; некоторые общительны и дружелюбны, а другие спокойны и утонченны. Многие успешные лидеры научились своим лидерским качествам под влиянием наставников. Как родитель, у вас будет возможность каждый день быть образцом для подражания для своих детей и прививать им лидерские качества.
Вот 15 простых способов развить лидерские качества у ваших детей:
Избавьтесь от повседневной рутины и вместе посвятите время служению человечеству. взгляды на мир. Ваши дети воочию увидят, каковы потребности в вашем местном сообществе. Расскажите им о значительном влиянии, которое они могут оказать на мир, добровольно помогая нуждающимся.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Покажите им, как вы радостно празднуете с другими. Пусть они увидят, как вы щедро хвалите людей и уважительно не соглашаетесь с другими. Помогите маленьким детям назвать свои эмоции, сказав, например: "Ты злишься, потому что твой брат взял твою игрушку?" или «Вы расстроены тем, что ваша башня опрокинулась?» Поддерживайте их усилия по общению с другими людьми; быть эффективным лидером требует способности строить отношения, вдохновлять других и эффективно общаться.
Ваши дети — это не вы. Помня, что они уникальные личности, и поддерживая их в стремлении реализовать свои увлечения и сильные стороны, вы поможете им стать лидерами. Ваши дети могут иметь совершенно другие интересы, чем ваши; поощряйте своих детей жить жизнью своей мечты, а не жизнью ВАШЕЙ мечты. Когда у ваших детей появляются нестандартные идеи, проведите коллективный мозговой штурм, чтобы помочь им воплотить свои желания в жизнь.
Помогите своим детям сделать плакаты для их киоска с лимонадом и листовки для их бизнеса по стрижке газонов. Помогите им сформулировать коммерческое предложение и позвольте им попрактиковаться в том, чтобы сказать это вам.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
В книге «Богатый ребенок, умный ребенок» автор Роберт Кийосаки обсуждает с детьми постановку финансовых целей и помощь им в составлении плана их достижения. Кийосаки утверждает: «Самоуважение, возникающее при достижении этих целей, бесценно».
Джим Рон, бизнесмен, сказал: «Вы представляете собой среднее число людей, с которыми проводите больше всего времени». Объясните, как важно выбирать друзей с умом. Кроме того, помогите своим детям найти положительные и успешные образцы для подражания. Если ваш ребенок проявляет интерес к определенному предмету, найдите наставника, который преуспевает в этой области.
Подчеркните важность умения слушать. Успешные лидеры обладают прекрасными навыками слушания и стремятся понять других.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Пропаганда «Как я могу?» вместо менталитета «я не могу» повысит самооценку вашего ребенка и вдохновит его или ее продолжать мечтать о большем. Когда ваш ребенок борется с чем-то и хочет сдаться, легко захотеть вскочить и спасти положение. Однако стоит отступить и задать вопросы, например: «Как вы думаете, есть ли другой способ сделать это?» поможет вашему ребенку использовать творческий подход для решения проблем, очень важный навык для успешной жизни.
Тяжело смотреть, как у вашего ребенка разбивается сердце из-за первой влюбленности, он проигрывает чемпионат или проваливает тест. Но это обучающие моменты, которые могут повлиять на вашего ребенка на всю жизнь. Одним из лучших навыков, которому вы можете научить своего ребенка, является способность перегруппировываться и двигаться вперед.
Дайте им возможность вести переговоры с другими для получения взаимовыгодных решений, начиная с дома.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Покажите им, как вы укрепляете других своими словами и действиями. Держи слово. Будьте рядом с другими и учите своих детей делать то же самое. И как бы ни было трудно, делайте все возможное, чтобы идти по правильному пути, когда другие обижают вас. Укажите своим детям на важность признания своих ошибок.
Участие в командных мероприятиях дает детям возможность развить ценные качества, которые пригодятся им на всю жизнь. Командная работа помогает детям научиться сотрудничать с другими, поддерживать своих товарищей по команде, стремиться к общей цели, контролировать свои эмоции, эффективно общаться и выполнять свою часть работы, когда другие полагаются на них.
Предложите маленьким детям возможность выбора между двумя полезными закусками или двумя чашками-непроливайками. По мере того, как ваши дети становятся старше, постепенно давайте им варианты, требующие более тщательного обдумывания. Предоставление детям выбора помогает им чувствовать, что они контролируют ситуацию, и способствует их способности принимать решения, что помогает им обрести уверенность.