Как только человек рождается, на него обрушивается масса сенсорных раздражителей. Если бы мы стали откликаться на каждый из них и не учились отсекать лишнее, то, вероятно, человеческий прогресс остановился бы где-то в манеже под крутящимся мобилем. Со временем мы осваиваемся и довольно избирательно относимся к назойливой чепухе, которая лезет в глаза, предпочитая удерживать внимание на тех вещах, которые отвечают нашим целям.
В то же время полная погружённость в изучение мушиного крылышка могла бы сыграть с нами злую шутку, поэтому эволюция сформировала нас открытыми к новому опыту, к неожиданным и значительным событиям. Так, например, прилетевший прямо в вазу мячик легко выводит нас из транса. Это тонкий баланс, требующий сложных нейронных сетей, которые будут управлять нашим поведением.
У физиологов есть подходящая метафора на этот случай: внимание подобно путешественнику, который идёт сквозь лес, ему нужно всё время удерживать в голове маршрут, не сбиваться с пути и в то же время видеть нежелательное появление змей и как-то реагировать на них. У ребёнка же нейронные сети только формируется и внутренний путешественник не вполне определился, в какую ему сторону.
Однако сейчас заниматься вниманием детей важнее, чем когда-либо. Во-первых, сегодня мы, вооружившись новейшими исследованиями, знаем, что способности к концентрации вполне себе тренируются. Во-вторых, эти тренировки улучшают интеллектуальные способности и работу детского мозга в целом. Учёные даже смогли это доказатьна группе дошкольников. В-третьих, нынешнее поколение оказалось в беспрецедентной ситуации: у их предков не было такого количества раздражителей в виде плоских экранов, шлемов виртуальной реальности и смартфонов с какой-то страшной диагональю.
Учителя, кстати, давно бьют тревогу. Интернет-опрос, проведённый ещё в 2012 году, показал, что почти 90% из них считают, что новые технологии помогают нам вырастить «легко отвлекающееся поколение с коротким периодом внимания». Бытует мнение, что ребёнок способен сосредоточиться на уроке на 15 минут, после чего неплохо бы сменить деятельность. Но некоторые учителя всерьёз полагают, что 15 минут — это уже немыслимая роскошь. Их подростки отвлекаются примерно раз в 28 секунд.
Что можно успеть за 28 секунд? Может, физик и успеет пробормотать правило буравчика, но вот словесник только начнёт декламировать первую лермонтовскую строку.
Так и хочется обвинить во всем дурацкий телефон. Но виновато, конечно, не само устройство, а то, как его используют дети. Если то, что вылезает на экране, не затрагивает человека эмоционально в течение первых секунд, он легко пролистывает эту нудятину дальше: там много развлечений. Но развлечения-то и сконструированы таким образом, чтобы захватить внимание пользователя.
Нет, совсем отбирать телефон — всё равно что выключать электричество и предлагать посидеть при лучине: странно бороться с современным миром. Но мы можем многое сделать, чтобы помочь ребёнку осознавать, что с ним происходит, видеть, где он «залипает», где находятся его личные дыры внимания, ну и сделать процесс обучения более подходящим.
Если у человека проблема с восприятием информации, нужно оглядеться вокруг. Возможно, именно помещение виновато в том, что ребёнок никак не способен дослушать сказку. Психологи из Университета Карнеги — Меллона выяснили, что дети в ярких, обвешанных плакатами классах хуже усваивают содержание урока. Однако стоит снять весёлые картинки со стен, оставив над доской один лишь портрет Менделеева, — и у детей магическим образом возрастает способность сохранять концентрацию. Это, кстати, объясняет, почему ваш Колька не услышал лекцию об этикете: читать её на фоне работающего телевизора — гиблое дело.
Если ребёнок выпадает во время объяснений, вспомните про сенсорную интеграцию. Детям нужно много разных, в том числе и тактильных стимулов, чтобы настроить мозг. Позволить во время занятия мять в ладошке жвачку для рук может им очень помочь вас услышать.
Некоторым бывает трудно держать в фокусе информацию, поскольку все усилия уходят на то, чтобы сохранить неподвижное положение и сидеть в не самой удобной позе. Если у такого ребёнка появится возможность зарыться в подушки, придавить себя рюкзаком или прилечь, его внимание к вашим словам будет выше. Хороший способ — делать перерывы на зарядку. Исследования показали, что 15 минут упражнений в классе серьёзно улучшают результаты когнитивных тестов, проведённых в тот же день.
Было бы неправильно обращать внимание только на внешние поглотители внимания, тихонько ругать их и ничего не делать с собственной манерой вести разговор. Сегодня у нас есть сто тысяч способов стать интересными самим. Классные педагогические технологии, игры, сторителлинг — всё это может работать на детей. Зря многие недооценивают силу живой направленной на ребёнка речи, особенно если она содержит любопытный вопрос.
Эксперименты, посвящённые способности учеников фокусироваться, не могли не обнаружить связи между вниманием и активным обучением. Суть такая: если вы показываете картинки, всё время задаете вопросы и даже ожидаете ответов, как бы непринуждённо беседуя, то потери внимания будут меньше, чем во время стандартной лекции.
Родителям это тоже полезно иметь в виду. Когда мы заходим на второй круг с речью о пользе ученья, есть большая вероятность, что всё это летит мимо цели. Гораздо эффективнее было бы поговорить с ребёнком о его целях и интересах или о том, что ему мешает или помогает учиться.
То, что на Западе давно стало мейнстримом, а у нас до сих пор звучит диковато, — школьные практики внимательности. Есть сотни научных доказательств, что незатейливые упражнения, которые помогают детям ощутить своё дыхание и положение в пространстве, визуализировать определенный образ, влияют на них удивительным образом. Например, повышают способности к концентрации и саморегуляции, снижают проблемное поведение и тревожность и даже делают детей счастливее.
Кажется, что дома ввести привычку прислушиваться к своим ощущениям и расслабляться ещё легче, чем в классе с 25 людьми, которые произвольно дрыгают ногами.
Бывает, что взрослый не может добиться понимания, потому что обращается не к тому каналу восприятия ребёнка. Он, например, аудиал, а вы ждёте, что он погрузится в мир причудливых тонов зеленоватой пастели. Уча человека концентрироваться на предмете, подключайте визуальные, аудиальные и, может даже, кинетические стимулы.
Игра жизненно важна для развития человека, даже если папе кажется, что дошкольная арифметика полезнее. Исследователи, которые занимаются изучением игры, с каждым годом находят всё больше доказательств её благотворного влияния на мозг. С сугубо практической точки зрения — ненаигравшиеся дети пытаются играть во время учёбы или вести беседу сразу за трёх пупсов, пока вы рассказываете об устройстве Вселенной. А это неудобно.
Свежее американское исследование предлагает нам вариант, о котором знала ещё ваша бабушка, — чтение книжки. Регулярное чтение вслух помогаетдошкольникам с эмоциональной регуляцией, навыками самоконтроля и внимания. Успокаивающий эффект был обнаружен при исследовании дошкольников, но, вероятно, он работает для всех — даже для тревожных родителей.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
автор материала
Инна Прибора
#когнитивное развитие #воспитание #управление вниманием #практики внимательности #педагогика #дети
Назад
Начиная с трехлетнего возраста ребенок вступает в фазу активного развития. В этот период маленький человек начинает познавать мир и развиваться.
Чтобы способствовать естественному развитию ребенка, нужно постоянно давать пищу для его юного ума - играть в развивающие игры. Для ребенка важно получать навыки в игровой форме, будь то развитие фантазии, речи, моторики или внимания.
Именно концентрация внимания помогает ребенку разобраться в море окружающей информации, поэтому этот навык необходимо развивать.
Содержание статьи:
Внимание — это направленное, сосредоточенное восприятие человеком объектов, явлений, занятий. Внимание не может существовать само по себе: нельзя быть просто внимательным. Внимание появляется, когда ребенок заинтересован в чем-то, будь то предмет, рассказ или игра.
Конечно, очень важно чтобы сам объект концентрации внимания был интересным, но также внимательность можно и нужно тренировать и развивать.
Для детей характерна природная любознательность и заинтересованность. Именно интерес перед чем-то новым и необычным заставляет ребенка по собственному желанию фокусировать свое внимание. Но не всегда занятия могут быть достаточно интересными, однако для ребенка важно оставаться сконцентрированным и на более скучной работе. Такие навыки нужно тренировать. Умение концентрировать свое внимание - основа легкой обучаемости и хорошего усвоения новых знаний.
Психологи выделяют три вида внимания:
Развитие любого навыка для ребенка должно быть не только полезным упражнением, но и увлекательной игрой. Многие игры помогают развить внимательность и другие способности, такие как: моторика, речь, фантазия. Не зря многие педагоги выделяют именно роль игры в процессе обучения. Игра - это увлекательная форма обучения.
Мы собрали для вас несколько способов помочь ребенку развить свою внимательность в игровой форме. Во всех играх можно усложнять и чуть-чуть менять правила - пускай игры будут индивидуальными и особенными для вашей семьи и вашего ребенка.
Для игры разложите перед ребенком игрушки от 3 до 5 штук. Дайте малышу время запомнить предметы, для этого будет достаточно минуты. Проговорите вслух название предметов и их порядок. После чего попросите малыша отвернуться или закрыть глаза (чур не подглядывать!) и внесите изменения: можно поменять предметы местами, убрать или заменить игрушки. Перед ребенком будет стоять задача определить, что изменилось и рассказать первоначальную последовательность.
Важно помнить что это в первую очередь игра на внимание, а не просто тренировка кратковременной памяти. Для того, чтобы сделать игру более захватывающей вы можете придумать какую-то историю с опорой на предметы. Это не только научит малыша концентрировать свое внимание, но и покажет как находить креативный подход и развивать фантазию.
Можно попробовать поменяться ролями - пусть ребенок почувствует себя ведущим и поменяет предметы местами, а вам будет нужно отгадать изменения. Со временем можно усложнять задачу и вводить новые правила.
В игре задействованы две картинки - очень похожие на первый взгляд, но содержащие незначительные различия. Главная цель игры - назвать все отличия. Очень важно именно называть, озвучивать то, что видишь, а не просто показывать на картинке.
Благодаря озвучиванию ребенок будет не только развивать внимание, но и улучшать свою речь, тренироваться в использовании таких понятий, как “правее”, “ниже”, “левее”. Можно попробовать называть с малышом отличия по очереди, это добавит игре интереса.
Эта игра существует как во многих книгах для развития детей, так и в разных мобильных приложениях.
Для игры потребуется набор карточек от 10 до 60 штук. На карточках изображены какие-либо предметы: овощи, фрукты, животные. Каждое изображение повторяется 2 раза и представляет собой пару. Сначала карточки выкладываются в произвольном порядке изображением вверх и дается незначительное время их запомнить. Далее карточки переворачиваются. Задача - открыть две парные карточки.
На самом деле суть игры не в том, чтобы запомнить все изначально. Ребенок будет поднимать неподходящие друг другу картинки, но это не будет считаться ошибкой. Ведь подняв неправильную пару малыш видит, что под этой карточкой скрывалась, например, кошечка, а под этой - ландыш. Именно это и предстоит запомнить ребенку и использовать дальше в игре.
“Найди пару” учит не столько запоминать все сиюминутно, а концентрировать свое внимание продолжительное время и использовать свои ошибки, свой предыдущий опыт.
Можно и нужно играть вместе с ребенком, чередуя его ход с переворачиванием карточек, и ваш. Можно соревноваться в количестве отгаданных пар и назначить сладкий приз победителю.
Описание предмета — это тренировка не только внимательности, но и красноречия. Вам нужно попросить малыша описать какой-то предмет - дома, или на прогулке, - причем сделать это в наиболее красочном виде. После чего ребенок должен описать предмет еще раз, только уже не смотря на него, а, например, отвернувшись.
Вся суть игры - правильно повторить последовательность действий каких-то персонажей, будь то дети на улице или герои из сказки.
Конечно, для этой игры можно использовать быт и реальную жизнь - например перечислять увиденное на прогулке на улице, со всеми действующими лицами и в правильной последовательности. Например, сначала проехала синяя машина, потом пролетела большая птица, затем мимо прошел мальчик. В этой игре ребенок развивает навык переключения внимания.
Если же будняя жизнь может показаться слишком скучной, можно попробовать пересказывать сюжет прочитанных сказок или увиденных мультфильмов. Возможно поначалу ребенок будет перескакивать от восторженных впечатлений с события на событие, но дальше, развивая свои навыки, малыш научится рассказывать последовательно все события от начала истории и до ее конца.
Данная игра очень популярна среди аниматоров в различных развивающих секциях. По команде “Ухо!” все участники игры - а это и дети, и ведущий, - должны схватиться за свое ухо, а по команде “Нос!” - за нос. Однако, после парочки удачных попыток ведущий начинает делать ошибки, а детям ни в коем случае нельзя поддаваться на этот обман.
Аналогичная ситуация с игрой “Карлики и Великаны”, где карлики сидят на корточках, а великаны - встают на носочки и вытягиваются в полный рост. Данная игра отлично подойдет для разминки на физкультминутке и принесет не только пользу для развития концентрации внимания, но и много веселья.
Данная игра на внимание чаще всего встречается в детских журналах. Перед ребенком представлена картинка с переизбытком всяких деталей и предметов, и во всем этом безумии нужно найти какие-то объекты. Задание может занять ребенка на долгое время, но цель этой игры - быстрое решение. Рассматривая причудливые картинки малыш будет погружаться в мир изображенного и развивать свое воображение.
Данное упражнение на внимание подойдет уже школьникам, освоившим счет. В таблице 5x5 в произвольном порядке раскидываются числа от 1 до 25. Задача ребенка - как можно быстрее отыскать все числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Важно, что один вид таблицы можно использовать только для одной попытки.
Лист в клеточку разделен вертикальной чертой на две части. В правой находится какое-то изображение или объект необычной формы. Перед ребенком стоит задача симметрично, основываясь на клеточках, изобразить нарисованный объект.
Также возможен вариант, где в правой части находится часть предмета, для которого очень характерна симметрия, например одно крыло бабочки. Таким образом у ребенка будет возможность восстановить изображение целиком. Помимо внимательности упражнение рассчитано на мелкую моторику малыша.
В “Цепочки” можно играть как вдвоем с ребенком, так и вместе со всеми членами семьи. Задача участников составить цепочку из слов заранее выбранной тематики - сладостей, городов, названий животных. Каждый следующий участник должен повторить сказанное предыдущим. Со временем цепочка будет становиться все больше, а повторить ее с самого начала - все сложнее.
Развитию внимательности ребенка нужно уделять немало времени, но по рекомендациям тренировки распределения внимания должны проходить в шуточном, игровом ключе. Ведь игра, помимо того что радует и привлекает к себе малышей, приносит им огромную пользу.
Мы описали простые способы развития внимательности у ребенка, которыми можно заниматься самостоятельно. Однако, воспитание своего ребенка важно доверять и детским центрам развития. Высококвалифицированные специалисты наших центров детского развития подберут особый подход к каждому ребенку. У нас проводятся как общеобразовательные занятия, так и специализированные. В основе всех занятий с детьми лежит опыт психологии и педагогики. Хотя главным ингредиентом, конечно, является безусловная любовь к детям.
Обучая детей навыкам медитации и внимательности, мы помогаем им улучшить свое самочувствие и дать им возможность встречать стрессы мира с присутствием, состраданием к себе и открытостью.
Чтобы помочь детям всех возрастов найти способ практиковать осознанность, может быть полезно дать им простое определение, которое им понятно.
Медитация осознанности, в самом простом виде, заключается в концентрации внимания на том, что происходит в настоящий момент. Это может быть то, что вы чувствуете, слышите или что-то еще, что вы замечаете. Вам не нужно достигать особого места спокойствия, и речь идет не об очищении разума, а просто о честном и добром взгляде на то, что вы испытываете в данный момент.
Кристофер Уиллард
Один из простых способов привить своим детям внимательность — это неформальные практики, которые вы можете выполнять вместе с ними. Начните с простой медитации доброты — высказывайте добрые пожелания и сочувствие другим.
1. Для начала займите удобное положение сидя. Можно даже положить руку на сердце. Позвольте глазам закрыться или опустите взгляд в пол.
2. Вспомните кого-то, кого вы действительно уважаете и на кого равняетесь , и кто действительно любит вас в ответ.
3. Обратите внимание, что вы чувствуете, когда вспоминаете этого человека .
4. Загадайте доброе желание и отправьте его . Что могло бы сделать их счастливыми?
5. Затем вспомните кого-то еще, кого вы любите и о ком заботитесь : Член семьи, друг, любимый коллега. Просто вспомните этого человека, послав этому человеку доброе пожелание.
Отсюда мы перейдем к более нейтральному человеку. Возможно, кто-то, кого вы не очень хорошо знаете: родитель, которого вы иногда видите в очереди, человек, который доставляет вашу почту или готовит вам кофе по утрам. Просто вспомните этого человека и представьте, что отправляете ему какое-то доброе пожелание.
6. Наконец, вспомните кого-нибудь, кто вас расстроил в последнее время , кого-то, кто немного труден. Пошлите этому последнему человеку доброе пожелание — что-то хорошее для него в его жизни.
7. Проверьте свое сознание и тело, когда закончите эту практику . Позвольте своим глазам открыться, если они были закрыты. Обратите внимание, есть ли сдвиг
Когда мы учим детей внимательности, мы даем им инструменты, необходимые им для обретения уверенности в себе, преодоления стресса и понимания неудобных или сложных моментов. Чем раньше мы это сделаем в их юных жизнях, тем больше у них будет возможностей помочь им взрастить устойчивость, а также развить и усовершенствовать практику осознанности по мере взросления.
Обучение детей внимательности также может помочь сформировать три важнейших навыка, выработанных в раннем детстве: обращать внимание и запоминать информацию, переключаться между задачами и правильно вести себя с другими. Эти способности известны как исполнительные функции, и они необходимы для более сложных задач, таких как планирование, рассуждение, решение проблем и позитивные социальные отношения.
Исследования показывают, что польза внимательности для детей может включать:
1. Повышенная концентрация , внимание, самоконтроль, участие в классе, сострадание.
2. Улучшенная успеваемость , способность разрешать конфликты, общее самочувствие.
3. Снижение уровня стресса , депрессия, тревога, деструктивное поведение.
Чтобы более непосредственно познакомить детей с идеей внимательности, вы можете использовать упражнения, побуждающие их настраиваться на свои чувства. Превратите игру в очень медленное перекусывание, наслаждаясь запахом, консистенцией и вкусом. Или погрузитесь во второй половине дня в изготовление баночек с блестками из самых разных материалов: блестки, разноцветные бусины, пищевые красители и масло, кусочки лего. Ремесло «сделай сам» удваивается как творческое упражнение и инструмент осознанности, представляющий успокоение ума.
Сьюзан Кайзер Гренланд
Ведущий игры:
Советы по названию трех хороших вещей:
Как только ваш ребенок освоится с идеей медитации, вы можете предложить ему инструменты для усовершенствования его собственной практики. Вот три управляемые практики, разработанные для детей. Не стесняйтесь присоединиться к вашему ребенку в этих медитациях, если это помогает сосредоточиться.
Эта практика под руководством поможет вам научить вашего ребенка основам внимательности, рисуя на элементах природы. Следите за тем, как ваш ребенок наблюдает за своим опытом и исследует свою внутреннюю силу.
Медитация сканирования тела — отличный способ помочь вашему ребенку обратить внимание на настоящий момент, особенно когда эмоции или мысли подавляют. Они научатся исследовать ощущения в теле, привнося спокойствие, внимание и признательность в дневные рутины или ритуалы перед сном.
Подростки и подростки могут практиковать осознанность так же, как и взрослые. Тем не менее, практики, ориентированные на эту возрастную группу, часто содержат более привлекательный для них язык. Вот 8-минутная практика, подходящая для детей старшего возраста, в которой используется счет дыханий для развития внимательного осознания.
Зарегистрируйтесь сейчас
Практика осознанности может предложить вашему ребенку стратегии управления стрессом, чтобы успокоить его нервную систему. Ниже приведены несколько удобных для детей дыхательных техник, которые вы можете продемонстрировать и выполнять с ними.
При вдохе живот слегка расширяется; а при выдохе сжимается. Сделайте несколько подходов и вернитесь к нормальному дыханию.
Просто обратите внимание на дыхание и почувствуйте, как оно движется в теле. Вы можете добавить визуальные эффекты и слова, чтобы сделать практику более увлекательной. Например, на вдохе попросите ребенка повторить фразу Я озеро а на выдохе Я спокоен . Эта техника может быть адаптирована для использования любого визуального образа и использует силу воображения.
Это отличный вариант практики дыхания животом для самых маленьких. Пусть они лягут с плюшевой или мягкой игрушкой на живот и пусть смотрят, как она двигается вверх и вниз, пока они дышат, как будто они укачивают ее, чтобы заснуть.
Эта практика полезна для детей старшего возраста. Вдохните, считая до четырех. Задержите дыхание на счет четыре. Выдохните, считая до четырех. Задержите дыхание на счет четыре. Сделайте несколько подходов и вернитесь к нормальному дыханию.
Вы можете использовать сферу Хобермана — геодезический купол, который можно складывать и разворачивать, — чтобы научить ребенка основам осознания дыхания. Игрушку можно назвать дыхательным шаром, потому что движения купола имитируют движения дыхания: когда купол складывается внутрь, мы представляем, как сокращается выдох; когда купол расширяется, мы представляем, как легкие расширяются на вдохе.
1. Обеими руками аккуратно держите дыхательный шар перед животом .
2. Держите один квадрат на противоположных сторонах поверхности сферы .
3. Сделайте глубокий вдох . По мере того, как ваш живот расширяется, позвольте мячу расширяться вместе с ним.
4. Вдохните довольно медленно , возможно, задержитесь на мгновение в верхней точке вдоха, пока вы полностью расширяете шар.
5. На выдохе позвольте сфере сжаться до минимального размера .
6. Повторить несколько раз . Вы можете даже считать в ритме.
Элиша Гольдштейн и Стефани Гольдштейн
Важно следовать принципу кислородной маски: сначала наденьте свою собственную маску, прежде чем помогать своему ребенку. Чем больше мы узнаем, как быть внимательными сами, тем больше мы можем обратиться к стратегиям осознанного воспитания и ценить способность наших детей присутствовать в каждом моменте.
В воспитании детей необходим внутренний набор навыков — понимание того, что есть, что меняется и что важно в будущем. В повседневной жизни уделяйте время тому, чтобы замечать собственные чувства, делайте паузы перед тем, как ответить, и тренируйтесь слушать.
Вы будете совершать ошибки, вы будете ранить чувства своих детей, и вы не сможете проявить себя так, как вам хочется или так, как хотят от вас ваши дети, но ничто из этого не делает вас плохим родителем — это только делает вас человеком. Когда вы сможете перейти в состояние принятия этого, вы сможете перейти к большей легкости и изяществу внутри себя.
Когда мы делаем паузы и больше слушаем друг друга в нашей жизни, мы можем использовать опыт нашей семьи с мышлением роста. Мы можем рассматривать трудности и победы как возможности для обучения и роста. Вместо того, чтобы осуждать друг друга, мы можем лучше распознавать, когда мы не понимаем, откуда исходит другой человек, наклоняться с любопытством и говорить: «Расскажи мне больше». Или мы можем попытаться встать на их место, чтобы понять их точку зрения, спросив себя: «Почему они могут так себя вести?»
Быть ясными и честными друг с другом в том, что вам нужно и что вы чувствуете, в конечном счете является актом доброты, который создает доверие и связь. Это означает, что мы должны встречаться с нашими партнерами и детьми с открытым сердцем и открытым разумом. Он основан на слушании с любопытством и создает пространство, где каждый может чувствовать себя комфортно, чтобы поделиться своими чувствами и потребностями.
Хотя слова одобрения могут быть или не быть вашим основным языком любви, мы все хотим, чтобы нас видели и ценили, и есть удивительно простой способ сделать это, который может иметь огромные преимущества — намеренно практиковать быть признательность и благодарность друг другу. Находя время, чтобы поблагодарить наших детей или нашего партнера, когда они опорожняют посудомоечную машину или готовы вовремя, мы можем изменить культуру семьи от требовательной и разочарованной к сотрудничеству и благодарности
Практикуя осознанность, мы приходим к пониманию того, что наши ошибки не являются признаком того, что мы неспособны быть людьми. Наоборот, это возможность узнать о неизбежных ловушках жизни, о том, что стоит на нашем пути, и понять оптимальный путь, чтобы вернуться в пространство баланса и связи.
Простая фраза «прости, исследуй и пригласи» может быть чрезвычайно полезной. Если мы согрешили, мы можем установить намерение «простить» себя за этот проступок, понимая, что мы не можем изменить прошлое, помня, что мы несовершенны, и понимая, что мы часто делаем ошибки по незнанию, замешательству или расстроенные чувства.
Наши дети всегда наблюдают за нами, учатся жить в мире и моделируют наше поведение. Поэтому важно, чтобы мы моделировали этот способ существования в мире и включали их в эти действия как можно чаще. Хотите идеи? Вы можете рассмотреть возможность участия в проектах служения в местной школе или организации. Вы можете предложить своим детям сделать картинки или открытки для своих бабушек и дедушек или кого-то, кто болен. Эти маленькие или большие действия являются важным исцеляющим средством в семейной системе, нашей культуре и мире. В конечном счете, связь является краеугольным камнем благополучия, и она начинается в семье.
Глупо говорить, что любой из нас забудет развлекаться и получать удовольствие друг от друга, но это встречается чаще, чем вы думаете. Воспитание детей — это, вероятно, самая важная работа, которую вы когда-либо выполняли, и задача воспитания хороших людей может быть очень тяжелой. Настолько, что мы можем впасть в привычку воспринимать вещи слишком серьезно и чрезмерно сосредотачиваться на задачах (домашних делах, занятиях и т. д.), что мы теряем удовольствие от совместного времяпрепровождения.
Дэвид Геллес
Иллюстрации Сэма Калды
Дети всех возрастов могут извлечь пользу из внимательности, простой практики мягкого, принимающего отношения к настоящему моменту. Это может помочь родителям и опекунам, способствуя счастью и снимая стресс. Здесь мы предлагаем основные советы для детей и взрослых всех возрастов, а также несколько упражнений, которые развивают сострадание, сосредоточенность, любопытство и сопереживание. И помните, осознанность может быть забавной.
С самого раннего детства внимательность может помочь уменьшить тревогу и увеличить счастье.
Невзгоды приходят к нам с самого рождения. Младенцы голодают и устают. Малыши борются с речью и самоконтролем. И по мере того, как дети развиваются в подростковом возрасте и становятся подростками, жизнь становится все более сложной. Развитие отношений, навигация в школе и проявление независимости — сама суть взросления — естественным образом создает стрессовые ситуации для каждого ребенка.
На каждом этапе развития внимательность может быть полезным инструментом для уменьшения беспокойства и достижения счастья. Осознанность — простая техника, которая делает акцент на том, чтобы обращать внимание на настоящий момент в принимающей, непредвзятой манере, — в последние десятилетия стала популярной основной практикой. Ему учат руководителей корпораций, спортсменов в раздевалке и все чаще детей как дома, так и в школе.
Дети уникально подходят для того, чтобы извлечь пользу из практики осознанности. Привычки, сформировавшиеся в раннем возрасте, будут влиять на поведение во взрослой жизни, и с осознанностью у нас есть возможность дать нашим детям привычку быть миролюбивыми, добрыми и принимающими.
«Для детей внимательность может помочь избавиться от любых трудностей, с которыми они могут столкнуться в жизни», — сказала Аннака Харрис, автор, обучающая детей внимательности. «Это также дает им красоту настоящего момента».
Отчасти причина, по которой внимательность так эффективна для детей, можно объяснить тем, как развивается мозг. В то время как наш мозг постоянно развивается на протяжении всей нашей жизни, связи в префронтальных цепях создаются с наибольшей скоростью в детстве. Внимательность, которая способствует навыкам, которые контролируются в префронтальной коре, таким как фокус и когнитивный контроль, может, таким образом, оказывать особое влияние на развитие навыков, включая саморегуляцию, суждение и терпение в детстве.
Осознанность нельзя передать на аутсорсинг. Для родителей и опекунов лучший способ научить ребенка быть внимательным — воплотить практику самому.
«Обучение осознанности не похоже на уроки игры на фортепиано, когда вы можете попросить кого-нибудь научить этому своих детей», — сказала Сьюзан Кайзер Гренланд, инструктор по осознанности, работающая с детьми. — Ты должен научиться этому сам.
Конечно, быть родителем само по себе невероятно стрессово. Для тех, кто воспитывает детей, практика осознанности — а в идеале — медитация осознанности хотя бы по несколько минут в день — может быть полезной.0031 чрезвычайно полезный , позволяя лицам, осуществляющим уход, не только делиться навыками счастья и принятия с новым поколением, но и в то же время лучше заботиться о себе.
«Чтобы осознанно играть в игру жизни, — говорит Суми Лаундон Ким, буддийский капеллан из Университета Дьюка, работающий с молодежью, — вы должны практиковать осознанность».
Даже самые маленькие дети могут чувствовать отвлечение. Так что работайте над присутствием.
В течение первого года жизни наиболее эффективным способом поделиться осознанностью с ребенком является ее воплощение. Дети жаждут нашего внимания и привязанности и чувствуют, когда родители или опекуны отвлекаются. Поэтому, когда вы находитесь с младенцем, старайтесь оставаться в настоящем моменте, что бы ни происходило.
На практике это может быть так же просто, как спокойно держать ребенка и поддерживать зрительный контакт с нежной, любящей манерой поведения. «Когда ребенок смотрит на родителя, родитель может смотреть в ответ», — сказала г-жа Ким. «Такого рода рефлексивное зеркальное поведение — хороший способ научить младенческой внимательности».
Смартфоны популярны, но отвлекают. Учителя внимательности призывают родителей и опекунов отложить телефон и пообщаться с ребенком, , даже если это просто зрительный контакт и улыбка. «Вместо того, чтобы пролистывать электронную почту, отложите устройство и будьте полностью внимательны», — сказала г-жа Ким.
Матери и другие воспитатели имеют возможность практиковать это несколько раз в день, когда кормят своих детей. «Когда вы со своим ребенком, где ваше внимание?» — сказала Джессика Мори, основатель Inward Bound Mindfulness Education, некоммерческой организации, которая занимается обучением осознанности молодежи. «Это начинается даже с грудного вскармливания».
Когда дети расстраиваются, постарайтесь не допустить, чтобы это вас взволновало. Это может вызвать бесполезный цикл, когда родитель и ребенок питаются несчастьем друг друга. «Родители и дети действительно совместно регулируют друг друга», — сказала г-жа Гренланд. «Когда ребенок начинает кричать, если родители тоже обостряются, они раздражают друг друга».
Для родителей или опекунов, которые расстроены и потеряли связь с настоящим моментом, предлагается популярное упражнение на осознанность, известное как S.T.O.P. может быть полезным.
Быть внимательным просто, но не всегда легко. Особенно когда вы проводите время с младенцами, может быть много моментов, когда уход за ними может быть скучным. «Есть уход, пеленание, кормление», — сказала г-жа Ким. — Вот об этом.
Если вы обнаружите, что ваши мысли блуждают, один из способов для родителей снова включить осознанность — двигаться, либо занимаясь легкой йогой, когда ребенка не держат на руках, либо попробуйте медитацию при ходьбе.
«Слишком большая часть работы по осознанности направлена на то, чтобы оставаться неподвижным», — говорит г-жа Гренланд. «Если ваша нервная система взбудоражена, многим людям, особенно новичкам в практике, лучше двигаться».
Родителям младенцев полезно развивать чувство благодарности. Это упражнение, как и другие в этом руководстве, адаптировано из набора карточек «Игры разума», созданного г-жой Гренланд и г-жой Харрис.
Во-первых, найдите место, где вы можете безопасно и комфортно ходить в помещении, держа на руках ребенка. Если вы не чувствуете себя особенно счастливым, это нормально. Смысл этого упражнения не в том, чтобы волшебным образом почувствовать себя лучше. Это значит испытать ощущение движения и сфокусировать свое внимание на ощущении, когда вы держите ребенка на руках и ходить, и сфокусироваться на чувстве благодарности.
Бережно держите ребенка, а затем переведите взгляд вниз и начните медленно и неторопливо ходить . Обратите внимание на ощущения в каждой ноге, когда вы делаете шаг. Чувствуете ли вы пятку стопы, подушечку стопы и пальцы ног? Родители, естественно, испытывают целый ряд эмоций, когда держат ребенка на руках, от глубокой любви до сильной подавленности и беспокойства. Если по какой-либо причине вам некомфортно обращать внимание на свое тело, попробуйте вместо этого прислушиваться к звукам во время ходьбы. Простое прослушивание оркестра звуков во время медленной ходьбы — от шороха вашей одежды при движении до пения птиц и повседневной жизни вашего дома — может быть успокаивающим перерывом от постоянной заботы, необходимой для младенца.
Затем, каждый раз, делая шаг, думайте о том, как сильно вы цените своего ребенка, чувствуя его теплоту, когда вы его держите. Про себя повторяйте фразы, выражающие вашу благодарность за этот опыт, например: «Я благодарен, что могу обнять тебя» или «Я благодарен, что ты улыбаешься прямо сейчас».
Затем попробуйте посылать себе и своему малышу добрые пожелания на каждом шагу. Уход за младенцем может быть очень утомительным, поскольку вся ваша энергия днем и ночью посвящена другому человеку. Это особенно важное время, чтобы быть добрым к себе. Каждый раз, когда вы делаете шаг, посылайте себе и своему малышу желание. (Вы можете использовать эти пожелания или составить собственные своими словами.)
Когда вы оборачиваетесь и повторяете свои шаги, подумайте о том, как ваша жизнь стала лучше благодаря вашему ребенку , и продолжайте упражнение. Помните, что иногда младенцы и лица, осуществляющие уход, могут осуществлять совместное регулирование. Если опекун взволнован, его или ее медленная и преднамеренная походка, сосредоточенная на чем-то другом, а не на расстроенном ребенке и беспокойстве о том, как ему или ей успокоить ребенка, успокоит опекун, что, в свою очередь, может помогите отрегулировать ребенка.
Воспитание детей в возрасте от 2 до 4 лет может быть невероятно полезным и чрезвычайно сложным.
В течение нескольких месяцев малыши осваивают язык, обретают контроль над своим телом и начинают проявлять свою независимость. Тем не менее, даже в этом юном возрасте малыши могут начать испытывать и понимать осознанность. Когда малыши в хорошем настроении, упражнения на внимательность могут помочь им привыкнуть к ощущениям счастья и благодарности. А когда они расстраиваются, осознанность может помочь малышам уйти от мимолетных переживаний, которые могли заставить их плакать, и вместо этого сосредоточить свое внимание на новых, менее расстраивающих ощущениях. Этот сдвиг перемещает «их внимание от того, о чем они беспокоятся, к переживанию настоящего момента, например к ощущению собственного дыхания», — сказала г-жа Гренланд. «Мы не делаем вид, что плохого не происходит, но давайте также подумаем о трех хороших вещах, которые происходят прямо сейчас».
Самый эффективный способ научить малышей внимательности — это, конечно же, воплотить ее. «Когда я думаю о заботе о детях, я думаю о семейной культуре, — говорит г-жа Ким. «Акцент должен быть на родителях».
С самого раннего возраста ваших детей старайтесь прививать им хорошие привычки внимательности, практикуя их сами. Попробуйте следующее:
«Мы даже не осознаем, сколько раз мы проверяем наш телефон, сколько раз мы сидим за компьютером спиной», — сказала г-жа Ким. «Мы феноменально отвлекаемся и демонстрируем эти привычки нашим детям. Необходимым условием для развития внимательности является изучение наших привычек отвлекать и работа над их изменением».
Даже при самых лучших намерениях растить малышей нелегко. Описанное выше упражнение, известное как СТОП, может помочь в трудные моменты.
Кроме того, знакомство с нашим телом является неотъемлемой частью практики осознанности. Это начинается с нашего дыхания. Дыхательные упражнения помогут вам лучше узнать ритмы вашего тела.
Попробуйте этот, а потом подумайте, как он может быть полезен в вашей жизни — может быть, когда вы устали или когда вас что-то беспокоит?
Это упражнение позволяет нам увидеть, как различные способы дыхания влияют на ощущения нашего разума и тела.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
0:00
0:00
Прыжок назад в песне10Прыжок вперед в песне10 представить его как инструмент, который можно использовать в различных ситуациях.По мере того, как дети развиваются в раннем детстве, они становятся способными не только практиковать осознанность под руководством родителя или опекуна, но и сохранять некоторые из этих навыков и обращаться к ним в случае необходимости. «Примерно к 4 годам они могут приобретать навыки, которые могут использовать самостоятельно», — сказала г-жа Гренланд.
Чтобы привить эти привычки детям, ключевое значение имеет практика . Не делайте осознанность чем-то, к чему обращаются только во время стресса. Вместо этого сделайте упражнения на внимательность регулярной частью распорядка дня, самостоятельным занятием, таким же, как чтение, игра на свежем воздухе или занятие искусством. И вместо того, чтобы представлять осознанность только как противоядие от раздражающих ситуаций, представьте ее как инструмент, который может помочь.0031 помогают детям исследовать новые ощущения, в том числе приятные, нейтральные и незнакомые.
«Используйте его как инструмент для изучения доброты и любопытства», — сказала г-жа Мори. «Спросите детей, что они чувствуют в своем теле».
Родители также могут продолжать воплощать осознанность и должны чувствовать себя комфортно, медитируя перед своими детьми. «Это замечательная практика и для родителей — медитировать среди всего, что происходит», — сказала г-жа Харрис. «Дети могут не иметь никакого представления о том, что мы делаем, когда медитируем, но они имитируют наше поведение, и им это интересно».
Блестящий шар поможет нам понять связь между разумом и телом.
По мере того, как дети становятся старше и становятся более независимыми, родители и опекуны борются с потерей контроля. Когда дети ходят в школу и гуляют с друзьями, у родителей просто меньше возможностей повлиять на жизнь своих детей. И когда случаются неудачи, а они неизбежно случаются, родителям важно встречать эти несчастья осознанно.
Вместо того, чтобы зацикливаться на какой бы то ни было проблеме, отметьте ее и решите, но в то же время признайте, что она мимолетна и пройдет. Если провинился ребенок, постарайтесь его простить.
И если родитель или опекун винят себя, они также должны работать над самопрощением. «Мудрость не приходит от совершенства, — сказала г-жа Гренланд. «Мудрость приходит от присутствия».
Ваш браузер не поддерживает аудио
элемент.
0:00
0:00
Прыгать назад в песне10 Прыгать вперед в песне10 По мере того, как дети проходят обучение в начальной и средней школе, внимательность может стать мощным инструментом, позволяющим им более умело справляться с невзгодами, а также улучшать их понимание мира и самих себя. «Все можно принять и встретить с таким добрым любопытством», — сказала г-жа Мори. «Затем это может отразиться на их собственном отношении к себе, дает им возможность понять, что они хотят делать со своей жизнью и кто они».
В этом возрасте практика осознанности также может помочь детям в школе. Недавнее исследование показало, что ученики четвертого и пятого классов, прошедшие четырехмесячную программу медитации, продемонстрировали улучшение когнитивного контроля, рабочей памяти и результатов тестов по математике. Другие исследования показали, что осознанность может быть особенно полезной для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также уменьшить детскую агрессию, тревогу и стресс. И по всей стране многие образовательные учреждения — от начальных школ до программ магистратуры — проводят обучение осознанности в классе.
Передавая чашку с водой, не пролив ни капли, мы можем развивать внимание и учиться работать в команде.
Даже при осознанном воспитании детей все еще может быть проблемой. Поскольку дети переживают естественные подъемы и спады, которые являются частью взросления, слишком легко — даже естественно — для родителей быть потрясенными эмоциональными американскими горками ребенка. Но со временем практика осознанности может избавить родителей и опекунов от некоторого давления, связанного с идентификацией каждого взлета или падения, которые переживает ребенок.
«Именно здесь так важно чувство отсутствия сильной хватки за чувство собственного достоинства», — сказала г-жа Гренланд. «Они беспокоятся не только о детях, но и о том, что дети — это их отражение. Это смешивается. Если ребенок капризничает или не идет в Гарвард, то родитель беспокоится, что это отражается на нем».
Простое упражнение, известное как R.A.I.N ., может помочь нам оставаться в настоящем моменте и не цепляться за чужой опыт или собственные эмоции.
Подростки могут испытывать осознанность почти так же, как и взрослые, но они также могут проявлять сопротивление или недовольство этой практикой.
Для подростков один из самых важных способов развить осознанность — сосредоточиться на отношениях: привнести осознанность в разговоры, дружбу и даже зарождающиеся романы. «Внимательность к отношениям становится очень важной частью практики», — сказала г-жа Гренланд. В каждых отношениях и даже в каждом взаимодействии нужно стараться оставаться на месте, внимательно слушать и говорить честно и доброжелательно.
Для семей один из способов сделать это ритуалом — совместные обеды, что слишком легко упустить из виду, когда расписания перегружены. «Это просто, но на самом деле сидячие ужины могут быть мощными, просто на самом деле регистрируясь», — сказала г-жа Мори. «Попробуйте каждый поделиться радостным моментом, который произошел в течение дня».
Кроме того, постарайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы, убирая телефоны и другие устройства во время еды. И постарайтесь немного помолчать перед едой, чтобы выразить благодарность за компанию своей семьи.
Для родителей также может быть трудным время практиковать внимательность с детьми. В конце концов, если подросток потерялся в своем смартфоне, какая разница, что родитель тоже сидит в Интернете? Но именно тогда родитель должен быть максимально внимательным, моделируя хорошее поведение для своего ребенка — оставаясь добрым, сострадательным и принимающим в настоящий момент.
«Трудно помнить об осознанности, когда у вас такая насыщенная личная и профессиональная жизнь», — сказала г-жа Ким. «Но если мы научимся рассматривать акт воспитания как саму практику, это может открыть совершенно другой уровень того, что мы делаем».
Кубик льда может помочь нам понять разницу между чувством и реакцией.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
0:00
0:00
Перейти назад в песне10Перейти вперед в песне10Вот подборка наших любимых книг об осознанности для детей и родителей.
Ежедневные благословения: внутренняя работа осознанного воспитания
Авторы Милы Кабат-Зинн и ее мужа Джона, основателя метода снижения стресса на основе осознанности, это подробное руководство по осознанному воспитанию детей.