Lena Lempert 6277 Viewsаутизм, развитие_диалога, трудности_коммуникации
На этот раз пишу пост на тему: «как научить ребенка с аутизмом участвовать в диалоге , обращать внимание на то, что говорит собеседник и т.д (а не просто говорить сам с собой или невпопад ).»
Я почти не буду писать о том, какие средства (игры, занятия и так далее ) использовать, потому что это зависит от ребенка, от того что ему нравится делать. Я верю в то, что практически любую игру можно применить для любых целей, особенно когда мы работаем над целями в области коммуникации.
Расскажу о том, каких принципов придерживаюсь (и возможно эти принципы пригодятся и другим ).
В том подходе, которого я придерживаюсь, не обучают ребенка навыкам оторванным от его реальной жизни. То есть, я не обучаю ребенка например отвечать на шаблонные вопросы по картинкам, для того, чтоб потом он мог научиться отвечать на вопросы в реальном диалоге в естественной обстановке. Я сразу обучаю ребенка участвовать в диалоге в естественной обстановке. Если эта цель кажется слишком трудной и нереальной — значит надо вернуться назад (в том, что касается этапов развития коммуникации) и поставить для начала более простые и достижимые цели. Но это всегда будут цели касающиеся естественного общения.
Буквально расписать как можно более подробно разные ситуации из жизни ребенка. С кем у него лучше всего получается вести диалог? На какую тему? В какой ситуации? Что помогает ребенку вести диалог? Что мешает? Когда и с кем совсем не получается? И так далее. Может оказаться например, что ребенок способен участвовать в диалоге про машинки на протяжении нескольких циклов коммуникации (например показал маме машинку и сказал про нее что-то, мама отреагировала и задала вопрос — ребенок ответил и еще что-то сказал — мама опять отреагировала — ребенок добавил еще какую-то информацию про машинку ). А вот если спросить что-то про еду, не получается вести беседу, ребенок отвечает только «да» или «нет». Надо найти ту ситуацию в которой ребенок проявляет свою способность вести диалог максимально хорошо, и понять что в этой ситуации такого, что помогает ребенку. И думать как это применить и в других ситуациях.
Например, если про машинки получается беседа из нескольких (хотя бы двух) циклов коммуникации, то надо побольше играть в машинки и вести побольше бесед о машинках 🙂 закреплять у ребенка чувство удачи. Подчеркнуто и ярко реагировать на все, что говорит ребенок, проявлять разные эмоции.
Развивать все это можно и вглубь (побольше циклов коммуникации на одну и ту же тему) и вширь (развивать тему, например от машинок перейти к тому, что они едут по дороге, а по дороге ходят люди, и так постепенно игра и беседа может перейти на людей).
Точнее не совсем так. Ставить цели можно, если работа над речью происходит сама собой. Например когда мы ведем с ребенком беседу, он повторяет за нами какие-то слова и фразы (естественным образом и по собственному желанию) и запоминает их — словарный запас расширяется и так далее, то есть работа над речью происходит сама собой. Но при работе над коммуникацией не надо поправлять ребенка, или просить его сказать что-то в определенной форме. Это разбивает цикл коммуникации. Представьте себя на месте ребенка — вы ведете с мамой или папой интересный разговор про машинки. И вдруг мама (или папа) из заинтересованного собеседника вдруг превратилась в наставника : «скажи то, скажи это, надо говорить так». Ребенок может и скажет так, как надо, но эта ситуация уже перестает быть ситуацией работы над естественной коммуникацией. Мы уже не помогаем ребенку развить свою способность вести естественный диалог, а делаем что-то другое. И это другое обычно менее важное, так как способность коммуникации важнее чем то, в какой форме эта коммуникация происходит.
Кажется пришло время объяснить вкратце, что же это такое — цикл коммуникации. Цикл (на иврите «круг коммуникации «) состоит из инициативы и реакции. Например, ребенок что-то сказал вам (именно вам, а не сам себе ) — он проявил инициативу, то есть открыл цикл коммуникации. Вы ему ответили — закрыли цикл коммуникации. Потом вы что-то сказали ребенку и он вам ответил — это еще один цикл коммуникации. При работе над диалогом часто целью бывает увеличить количество циклов коммуникации.
Важно не только количество, но и качество. А именно — разнообразие актов коммуникации. Акт коммуникации это любая инициатива или любая реакция. И акты бывают разные, для разных целей, например:
Вопрос («где мячик?»), ответ («да», «нет», «хочу банан» на вопрос что хочет кушать), сообщение информации («мама смотри — птичка»), сообщение о чувствах («я боюсь!»), выражение несогласия («не хочу!»), вежливое выражение / соблюдение условностей («спасибо») и так далее.
При работе над развитием диалога мы обычно хотим разнообразить акты коммуникации, которые ребенок проявляет. Например чтоб в диалоге он не только отвечал на вопросы, а чтоб сам инициировал диалог, чтоб сообщал информацию, делился чувствами и так далее.
Как этого достичь?
Во-первых — быть партнером в диалоге, человеком с которым хочется вести беседу (то есть не разбивайте диалог поправками), во-вторых — быть примером и моделью . Самим говорить то, что мог бы сказать и ребенок в этой ситуации. Можно иногда подсказать ребенку , что он мог бы сказать, в форме «может ты хочешь сказать …» (и дальше следует то что он мог бы сказать ). Но не просить его повторить. В третьих очень подчеркнуто и радостно реагировать на любую попытку ребенка проявить тот акт коммуникации, которого мы хотим от него добиться (и опять напоминаю — не зацикливаться на том, в какой форме он это сказал, например если перепутал мужской и женский род — никак не реагировать если мы сейчас интенсивно работаем над коммуникацией ).
Можно (и нужно) выбрать любую игру или занятие, которое нравится ребенку (и нравится — хотя бы более менее — взрослому ?). Заниматься этой игрой вместе с ребенком, долго и с удовольствием, и общаться в процессе. Я верю, что положительным подкреплением должно быть само занятие, и то удовольствие, которое ребенок получает от общения, и тогда его способность общаться будет улучшаться.
Для работы над диалогом подходит любая игра, но все же есть игры и занятия, очень подходящие для этой цели для многих детей:
— Игры требующие обязательного взаимодействия, такие в которые невозможно играть одному. Например прятки ?
— Совместное решение проблем. Можно специально создать проблему, и потом вместе с ребенком ее решать. Например любимый мишка «потерялся «. Можно пообщаться на тему, где его искать. Потом найти его… на шкафу! А как же теперь его достать? И так далее. Поэтому я люблю, когда на моих занятиях с детьми происходит что-то необычное, не по плану… это всегда можно использовать для диалога.
— Ролевые игры (если ребенок может и любит в них играть). Взрослый должен быть не сторонним наблюдателем, а героем в игре, и диалоги происходят от имени героев.
Facebook Notice for EU! You need to login to view and post FB Comments!
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 7 апреля, 2020
Обновлено: 25 марта, 2021
Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своем мире люди. В случае тяжелого варианта заболевания – с аномалиями интеллектуального развития.
Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чем потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.
Содержание статьи:
Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому аутист не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом.
Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:
Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей.
Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает.
Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов.
Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.
Для этого разработаны такие рекомендации:
Нередко они даже начинают произносить первые слова по возрасту, и раньше. Но используют их не столько для создания коммуникативной ситуации, общения с окружающими, сколько по необходимости или внутренней потребности. Например, ребенок может называть окружающие вещи и предметы, но, когда ему что-нибудь нужно, он будет выражать желание жестами.
Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.
Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.
Чтоб разговорить ребенка-аутиста, разработаны ряд подходов:
Научить ребенка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Подробнее о аутизме Подробнее о детях
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
19 марта 2013 г.
По-прежнему среди наших самых популярных советов, следующая статья была написана в соавторстве с первым научным сотрудником Autism Speaks Джери Доусон, которая в настоящее время является директором Центра аутизма и развития мозга Университета Дьюка. ; и клинический психолог Лорен Элдер.
Исследователи опубликовали обнадеживающие данные о том, что даже после 4 лет у многих невербальных детей с аутизмом в конечном итоге развивается речь.
Не зря семьи, учителя и другие люди хотят знать, как они могут способствовать развитию речи у невербальных детей или подростков с аутизмом. Хорошая новость заключается в том, что исследования выявили ряд эффективных стратегий.
Но прежде чем мы поделимся нашими «главными советами», важно помнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже с огромными усилиями стратегия, которая хорошо работает с одним ребенком или подростком, может не сработать с другим. И хотя каждый человек с аутизмом может научиться общаться, это не всегда происходит с помощью разговорной речи. Невербальные люди с аутизмом могут многое сделать для общества и могут жить полноценной жизнью с помощью визуальной поддержки и вспомогательных технологий.
Терапевты вашего ребенка обладают уникальной квалификацией, чтобы помочь вам выбрать и использовать эти и другие стратегии поощрения языкового развития. Расскажите терапевту о своих успехах, а также о любых трудностях, с которыми вы сталкиваетесь. Работая с группой вмешательства вашего ребенка, вы можете оказать поддержку, в которой нуждается ваш ребенок, чтобы найти свой уникальный «голос».
Блог
Как сделать праздники более значимыми для себя и своих близких, страдающих аутизмом
Блог
Благодарность: аутичный взрослый благодарит свою семью, друзей и терапию за свою хорошую жизнь
Экспертное мнение
Советы по организации Дня Благодарения, благоприятного для аутистов
Блог
Нашими словами: сопереживание и индивидуальность для преодоления травли
Блог
Вопросы и ответы экспертов: доктор Райан Адамс делится советами и ресурсами, чтобы положить конец издевательствам
Блог
Встреча с Кейтлин Ю.
Блог
Вопросы и ответы экспертов: Поддержка братьев и сестер детей-аутистов с агрессивным поведением
Podcast
Adulting on the Spectrum: искусственный язык, поиск работы и покемоны
Поделись и помоги мне вырасти
Пожалуйста, помните, что расстройства аутистического спектра очень разнообразны, и нет двух одинаковых детей. Я не терапевт и не врач. Все, чем я могу поделиться, это то, что сработало для нас, но наши методы не гарантируют работу для вас.
Лира не говорила примерно до 3 лет. Все, что я хотел, это услышать «Ма-Ма».
Я узнала о ее аутизме в 15 месяцев, и мы начали программу раннего вмешательства до двух лет. Оглядываясь назад, я понимаю, что наш ранний старт действительно помог Лире стать тем, кем она является сегодня.
Я наблюдала за каждым занятием логопеда и применяла эти идеи в нашей повседневной жизни. Первым шагом было научить ее выбирать то, что она хочет. Так как Лира не указывала, мы так ее и начали поощрять к общению. Я давал ей два варианта, произнося слово для каждого, и поощрял ее указывать на то, что она хочет. «Лира, тебе молоко или сок? Укажи на то, что ты хочешь».
Чтобы побудить ее показывать пальцем, мы играли в игру, в которой я касался указательным пальцем ее указательного пальца. (Прямо как Инопланетянин и Эллиот в фильме. )
Еще мы бы указывали на то, что видим, прилагая сосредоточенные усилия, чтобы на самом деле указать. Я понятия не имел, как мало мы с Биллом на самом деле будем показывать, пока мы не начали это делать. Я должен был помнить, что дети учатся на примере.
Чтобы научить ее говорить, я показывал ей предмет, произносил слово, а затем касался предмета своим подбородком и произносил слово. Затем, если она хотела, я касался предмета ее подбородка и произносил слово. Если бы она сказала хоть слово, то получила бы M&M. (Забавно, что она не ела их из-за своей чувствительности к текстурам, но ей нравилось их собирать.)
Я всегда пытался обратить ее внимание на свой рот. Тем не менее, по сей день я часто касаюсь своего подбородка и говорю своим детям: «Посмотрите на меня». Я просто стал запрограммирован делать это постоянно, а привычки трудно сломать.
Когда Лира наконец заговорила, это было эхом. Она знала эпизоды «Доры-путешественницы» слово в слово. Она повторяла то, что узнала от Доры, и вставляла в разговор, подходит это или нет. На этом этапе, я помню, у нее было много истерик. В запале я не понял, что ее истерики на самом деле были результатом ее разочарования из-за нашей неспособности понять, что она пыталась нам сказать, но мы твердо справились с истериками. Расстраиваться всегда нормально, но нужно было идти в свою комнату и оставаться там, пока не успокоишься. Правило распространялось на всех членов семьи.
По мере того, как ее речь продолжала развиваться, ее выбор слов был чрезвычайно формальным, но, как правило, он имел больше смысла. Мы должны были быть очень прямолинейными. Никаких шуток. Никаких загадок. Без сарказма. Нашим отцам было тяжелее, чем кому-либо другому. Они любят дразнить. С Лирой нельзя было дразнить. Ей все приходилось объяснять буквально. Как только вы объяснили шутку, она рассмеялась, потому что все остальные рассмеялись. Каким бы бесполезным это ни казалось мне, теперь я знаю, что на самом деле мы учили ее быть общительной.
Теперь Лира говорит ясно, и ее слова подходят. Она по-прежнему поправляет других людей, когда у них возникают проблемы с согласованием подлежащего и глагола, но в последнее время я заметил, что даже Лира делает несколько ошибок. Это безумие, чтобы быть в восторге от этого?
Если у вас неразговорчивый ребенок, следующее видео очень полезно для меня. Надеюсь, эти методы могут работать для вас.
В этом видео мне нравится использовать изображения и кнопки для подключения к звукам. Если у вас нет доступных звуков, думаю, поможет простое произнесение слов с карточками. (На самом деле у нас была куча карточек, и я часто пролистывал их с Лирой.)
Не забывайте про YouTube. Сеансы терапии и идеи доступны в изобилии!
Amazon.