Итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка в рамках образовательной программы


Тест с ответами "Педагогика дополнительного образования детей и взрослых-2018"

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых-2018

Всероссийская педагогическая олимпиада

Воспитатель: Карева Анна Александровна

Мои баллы:

Баллы

 

57,00/60,00

Оценка

 

9,50 из 10,00 (95%)

 

Тест позволяет установить уровень знания педагогом дополнительного образования действующих законов, иных нормативных правовых актов в сфере образования, психолого-педагогических основ и методики обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности, современных педагогических технологий в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей педагогических работников.

1.     К принципам государственной политики в области образования, обозначенным в Законе об образовании РФ относится (исключите лишнее):

Выберите один ответ:

1. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

2. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей

3. коллегиальность управления образовательным учреждением

2.     Выберите общепринятый подход к обозначению понятия «здоровьесберегающие технологии»

Выберите один ответ:

1. здоровьесберегающие технологии – это специально разработанные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса

2. здоровьесберегающие технологии относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников

3.      В содержание пояснительной записки авторской программы дополнительного образования детей входят (исключите лишнее):

Выберите один ответ:

1. методическое обеспечение программы

2. новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

3. цель и задачи дополнительной образовательной программы

4. направленность дополнительной образовательной программы

4.     Укажите форму внеурочной деятельности, которая не подлежат обязательному лицензированию:

Выберите один ответ:

1. секция

2. клубное объединение досугового типа

3. кружковое занятие

5.     Выберите ведущий стимул к формированию познавательного интереса учащихся к занятиям в системе дополнительного образования детей:

Выберите один ответ:

1. возможность приобретения более высокого статуса в среде сверстников

2. общение в процессе проведения занятий между воспитанниками, воспитанниками и педагогом дополнительного образования

3. получение сертификата об освоении программы дополнительного образования

6.     Исключите из предложенных ту характеристику, которая не оказывает существенного влияния на формирование творческих способностей

Выберите один ответ:

1. познавательная потребность

2. устойчивость внимания

3. креативность

7.     Укажите основную характеристику временного детского коллектива:

Выберите один ответ:

1. наличие референтных групп

2. интенсивность всех видов деятельности (в том числе общения)

3. автономность

8.     При организации педагогического наблюдения обязательными являются (исключите лишнее):

Выберите один ответ:

1. поверка результатов наблюдения

2. планомерность и конкретность объекта наблюдения

3. наличие специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов

4. вмешательство в ход наблюдения

9.     При оценке эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей могут быть использованы (исключите лишнее):

Выберите один ответ:

1. сформированность умений самообразования и самооценки своей деятельности

2. стремление к достижению успехов в различных смотрах, конкурсах и т.д.

3. сформированность общеучебных умений и навыков

4. наличие познавательного интереса и любознательности

10. Укажите основной вид организации образовательного процесса с детьми в учреждении дополнительного образования:

Выберите один ответ:

1. факультатив

2. урок

3. занятие

11. Принципы обучения – это

Выберите один ответ:

1. базовые идеи теории обучения

2. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий

3. приемы работы по организации процесса обучения

4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса

12. Педагогическая технология – это:

Выберите один ответ:

1. инструментарий достижения цели обучения

2. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями

3. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

4. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки

13. Контроль результатов обучения – это:

Выберите один ответ:

1. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций

2. механизм проверки только знаний учащихся

3. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме

4. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения

14. Социализация личности – это:

Выберите один ответ:

1. все перечисленное

2. освоение нравственных ценностей социума

3. адаптивность, активность

4. автономность

15. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

Выберите один ответ:

1. православную педагогику

2. педагогику требований

3. педагогику сотрудничества

16. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:

Выберите один ответ:

1. составная часть процесса обучения

2. ведущая профессиональная функция педагогов

3. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка

4. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка

17. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом

Выберите один ответ:

1. проблематизации

2. диалогизации

3. персонализации

4. индивидуализации

18. К внутренним критериям сформированности навыка относят

Выберите один ответ:

1. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания

2. повышение скорости выполнения задания

3. снижение числа ошибок при выполнении задания

4. повышение самостоятельности при выполнении задания

19. К методам проведения социальных исследований относятся:

Выберите один ответ:

1. тестирование

2. анкетирование

3. все перечисленное

4. опрос

20. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):

Выберите один или несколько ответов:

1. сканер

2. принтер

3. клавиатура

4. монитор

21. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:

Выберите один ответ:

1. выделения фрагмента текста

2. сохранения файла

3. установки курсора в определенное место

4. распечатки файла

22. В качестве рабочего места учителя как пользователя информационной образовательной среды может выступать: (выберите несколько вариантов ответа)

Выберите один или несколько ответов:

1. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием

2. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.

3. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской

4. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами обучающихся и ПК педагога

5. Отдельный компьютер в любом месте образовательной организации для доступа родителей к информационному пространству ОУ

23. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возлагается на: (выбрать правильный ответ)

Выберите один ответ:

1. администрацию образовательного учреждения

2. семью

3. педагогический персонал образовательного учреждения, родителей (их законных представителей)

4. персонал образовательного учреждения

24. При комплексной оценке состояния здоровья используются следующие показатели (исключите лишний вариант ответа):

Выберите один ответ:

1. наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

2. степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

3. уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности

4. развитие мускулатуры, состояние и окраска кожных покровов

25. Локальные акты ОУ, которые в обязательном порядке должны содержать положения о правах и обязанностях педагогического работника – это: (выберите несколько правильных ответов)

Выберите один или несколько ответов:

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. положение об оплате труда работников

3. должностная инструкция

4. устав

26. Укажите основную цель, которая сформулирована в углубленных программах дополнительного образования:

Выберите один ответ:

1. достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального образования

2. развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной области

3. формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности

27. Укажите, каким не может быть уровень реализации образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей:

Выберите один ответ:

1. ознакомительным

2. профессионально-ориентированным

3. углубленным

4. общекультурным

28. Назовите разделы, из которых должна состоять учебная программа дополнительного образования детей (выберите правильный ответ):

Выберите один ответ:

1. титульный лист, пояснительная записка, содержание, список литературы

2. титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, список литературы

3. титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение, список литературы, экспертное заключение

4. титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение, список литературы

29. Назовите принцип, которым следует руководствоваться при формировании интересов у детей к занятиям в системе дополнительного образования:

Выберите один ответ:

1. свободный выбор и добровольность участия

2. обязательная выдача сертификата

3. контроль за освоением программы

30. Выберите основной результат развития творческих способностей одаренных обучающихся:

Выберите один ответ:

1. формирование умения общаться в разновозрастной группе

2. формирование эмоционально-ценностного отношения к миру

3. формирование умения сделать правильный выбор

31. Выберите основной документ, в котором фиксируются результаты педагогической диагностики:

Выберите один ответ:

1. разработанная педагогом форма учета результативности освоения программы дополнительного образования

2. журнал дополнительного образования

3. дневник наблюдений

32. Выберите механизм, за счет которого осуществляется поиск и отбор талантливых детей в системе дополнительного образования:

Выберите один ответ:

1. социологические опросы

2. анализ учебных достижений школьников

3. анализ результатов участия в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и т.д.

33. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на занятии:

Выберите один ответ:

1. объяснение педагога, беседа, действия по образцу

2. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод

3. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности

34. Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является:

Выберите один ответ:

1. обеспечение комфортного микроклимата в процессе применения

2. обеспечение гарантированного результата

3. наличие этапов, каждый из которых имеет свою задачу

4. системность

35. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на: (выбрать правильный ответ)

Выберите один ответ:

1. развитие знаний, умений и навыков школьника

2. развитие личности в соответствии с природными способностями

3. государственный образовательный заказ

4. государственные стандарты образования

36. С точки зрения Г.С.Альтшуллера качествами творческой личности являются: (выбрать правильный ответ)

Выберите один ответ:

1. базовых компетенций

2. навыков общения

3. высокая работоспособность в выполнении намеченных планов

4. знаний, умений и навыков

37. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков – это: (выбрать правильный ответ)

Выберите один ответ:

1. личностная нестабильность

2. возрастная особенность

3. неадекватная самооценка

4. проявление роста физического «Я»

38. Обязательной предпосылкой индивидуализации обучения является:

Выберите один ответ:

1. составление особых (отличных от государственных) программ обучения

2. создание материально - технических условий, необходимых для этой работы

3. особая подготовка педагога к этому виду деятельности

4. изучение психологических особенностей школьников

39. При установлении контактов с родителями воспитанников педагог должен: (исключите лишний вариант ответа)

Выберите один ответ:

1. в общении с родителями соблюдать педагогический такт, избегать неосторожного вмешательства  в жизнь семьи

2. осуществлять деятельность и проводить мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей

3. проявлять доверие к воспитательным воздействиям родителей

40. Учебные программы дополнительного образования принято подразделять на:

Выберите один ответ:

1. Типовые

2. Все ответы верны

3. Модифицированные

4. Авторские

41. Традиционными формами взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования являются:

Выберите один ответ:

1. Повышение квалификации педагогических кадров

2. Творческие отчеты, фестивали, конкурсы

3. Реализация совместных тематических программ

4. Все ответы верны

42. Программы дополнительного образования основываются на опыте:

Выберите один ответ:

1. Работы школьной системы

2. Творческой детской самореализации

3. Работы педагогического коллектива

4. Работы учреждений дополнительного образования

43. Развитие способностей, интересов и дарований школьников зависит:

Выберите один ответ:

1. От организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса

2. От общения со сверстниками

3. От материально-технических условий

4. От состояния здоровья

44. Участниками образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования являются дети:

Выберите один ответ:

1. всех возрастов

2. до 18 лет

3. до 16 лет

4. до 14 лет

45. Курсы повышения квалификации необходимо проходить не менее 1 раза в:

Выберите один ответ:

1. 5 лет

2. 10 лет

3. 3 года

4. Когда захочешь

46. Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности называется:

Выберите один ответ:

1. Учебным планом

2. Учебно-методическим планом

3. Образовательной программой

4. Расписанием

47. Могут ли участвовать в работе объединений совместно с детьми их родители:

Выберите один ответ:

1. Да, могут

2. Нет, не могут

3. Могут, без включения в основной состав

4. Могут, с разрешения вышестоящих органов управления образования

48. Имеют ли педагоги право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний учащихся?

Выберите один ответ:

1. Имеют, только на свободу выбора и использования методов оценок знаний учащихся

2. Нет, не имеют

3. Да, имеют

4. Имеют, только на свободу выбора и использования методик и материалов обучения и воспитания

49. Занятия в УДО детей рекомендуется проводить в следующие временные рамки

Выберите один ответ:

1. 10:00 - 20:00 ч.

2. 9:00 - 18:00 ч.

3. 9:00 - 21:00 ч.

4. 8:00 - 20:00 ч.

50. Система внешкольного воспитания учащихся была переименована в систему дополнительного образования детей в:

Выберите один ответ:

1. 1989 г.

2. 2000 г.

3. 1992 г.

4. 1991 г.

51. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю при реализации дополнительной образовательной программы составляет:

Выберите один ответ:

1. 16 академических часов

2. 12 академических часов

3. 10 академических часов

4. 4 академических часов

52. Кто комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения:

Выберите один ответ:

1. Директор

2. Методист

3. Педагог дополнительного образования

4. Руководитель структурного образования

53. Согласно единым требованиям к дополнительной образовательной  программе ее основными структурными элементами являются

Выберите один ответ:

1. Титульный лист, пояснительная записка, УТП, содержание программы, методическое обеспечение программы, список литературы

2. Титульный лист, пояснительная записка, учебный план, учебно-тематический план, содержание программы, методическое обеспечение программы, список литературы

3. Титульный лист, УТП, содержание программы, методическое обеспечение программы, список литературы

4. Титульный лист, пояснительная записка, УТП, список литературы

54. Документация педагога дополнительного образования детей:

Выберите один ответ:

1. Дополнительная образовательная программа, программа деятельности детского объединения, рабочая программа, инструкции по соблюдению техники безопасности, журнал учета работы учебной группы, планы учебного занятия

2. Книга записи обучающихся, личное дело сотрудника, протоколы конкурсов, календарно-тематический план

3. Конституция РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах Ребенка

4. Должностная инструкция, анкета педагога, план работы на каникулы, журнал учета работы учебной группы

55. Дополнительные образовательные программы, различающиеся по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:

Выберите один ответ:

1. Комплексные, интегрированные, модульные, сквозные

2. Продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые

3. Модифицированные, экспериментальные, типовые, авторские

4. Общеразвивающие, познавательные, досуговые, спортивно-оздоровительные

56. Индивидуальный образовательный маршрут – это:

Выберите один ответ:

1. Временная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника

2. Нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией, обеспечением состояния целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы учреждения

3. Программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты

4. Образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей

57. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей осуществляется с учетом принципов:

Выберите один ответ:

1. Массовости, добровольности, свободного выбора детьми видов деятельности, их инициативы и самостоятельности

2. Наглядности, индивидуального подхода, заинтересованности, мобильности, обеспечение отбираемой информации

3. Диверсификации, фасилитации, амбивалентности, сотрудничества, технологичности

4. Последовательности, систематичности, доступности, прочности, сознательности и активности

58. Назовите базовые ценности воспитания и социализации подрастающего поколения:

Выберите один ответ:

1. Мир во всем мире, жизнь, красота, международное сотрудничество, трудолюбие

2. Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество

3. Любовь к России, свобода личная и национальная долг перед Отечеством, любовь и верность, познание

4. Земля, здоровье, семья, природа, общество, человек

59. Учреждение дополнительного образования детей организует работу с детьми в течение:

Выберите один ответ:

1. Учебного года

2. Время определяется учреждением самостоятельно

3. Всего календарного года, включая каникулярное время

4. Каникул

60. Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:

Выберите один ответ:

1. Физкультурно-спортивную и оздоровительную, духовно-нравственную, социальную, общеинтеллектуальную, общекультурную

2. Художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, физкультурно-оздоровительную, туристско-краеведческую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, естественнонаучную, спортивно-техническую, культурологическую

3. На усмотрение педагога

4. Духовно-нравственную, социальную, общеинтеллектуальную, научно-техническую, эколого-биологическую, физкультурно-оздоровительную, туристско-краеведческую, военно-патриотическую

 

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей

Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного содержания, механизмов внедрения принципов индивидуализации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, индивидуализация, дополнительная общеобразовательная программа.

 

Социальная и профессиональная востребованность личности в современном обществе требует создания необходимых условий для её развития. В связи с этим возрастает роль образования, которое помимо своих традиционных функций (общественного воспроизводства и трансляции культуры) призвано решать задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности граждан. Однако, как свидетельствует практика, несмотря на попытки изменить содержание и формы общего образования, оно оказывается по-прежнему сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни.

Полноценно реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире позволяет непрерывное дополнительное образование.

Как известно, дополнительное образование детей — это составная часть общего образования, открытое сущностно-мотивированное, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной в 2014 году, отмечаются значительные потенциальные возможности названного образования. Прежде всего, дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В воспитательной среде дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [2].

Рассматривая дополнительное образование детей, исходя из принципов индивидуализации, можно говорить, что это механизм целенаправленной поддержки в самореализации человека, удовлетворении вариативных и изменяющихся потребностей личности. Это открытая общеобразовательная профориентационная среда, наиболее полно обеспечивающая право человека на свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

В свете сказанного, одним из важнейших вопросов в развитии дополнительного образования детей является обновление содержания программ. Дополнительное образование детей не может быть осуществлено в полной мере без конструирования программного обеспечения, в котором будет учитываться принцип индивидуализации.

Вместе с тем практика свидетельствует, что проектирование дополнительных программ по догмам, закрепленным в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3], происходит медленно, недостаточно учитываются потребности и интересы общества, присутствует непонимание сути процессов модернизации, превалируют консервативные взгляды и технологии в процессе обучающей деятельности.

Отсутствие в сфере дополнительного образования стандартов оценки качества содержания образовательных услуг, аналогичных действующим в общем образовании, с одной стороны, обеспечивает гибкость и вариативность программного обеспечения, но, с другой стороны, одновременно создает риски предоставления услуг неопределенного, низкого качества.

Таким образом, краеугольным камнем становится понятие «качество» услуг дополнительного образования детей. В каком случае дополнительное образование будет предоставляться качественно?

Решение этого вопроса мы видим в активном внедрении принципов индивидуализации в дополнительном образовании детей. Качественная образовательная услуга будет составлять процессы разработки индивидуальной образовательной программы и психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Т. М. Ковалева, трактуя понятия «качество образования» и «современные результаты образования», обращает внимание на то, что под ними понимается совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию подростка в окружающем его мире. Основными характеристиками качества образования, по мнению автора, являются: успешность, мобильность и социализация учащегося [4].

Суть процесса обновления программ дополнительного образования детей должна состоять в концептуальной перестройке целей, задач, инструментов, методов и технологий образовательного процесса, в переходе на «субъект-субъектные» отношения между педагогом и обучающимся. И, в первую очередь, обновление содержания программ должно исходить от понимания процесса индивидуализации самим педагогом дополнительного образования.

Некоторые инструменты и средства индивидуализации используются в отдельных авторских дополнительных общеобразовательных программах. Но, на данном этапе модернизации, это происходит неосознанно, нецеленаправленно, дискретно. Нет научно-теоретической и методической основы для реализации принципов индивидуализации в дополнительном образовании детей. В частности, отсутствуют научные исследования по формированию и обновлению содержания программ дополнительного образования детей на основе применения индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью внедрения принципа индивидуализации для обновления содержания программ дополнительного образования детей и отсутствием понимания теоретико-методологических основ педагогами дополнительного образования детей.

Для обновления содержания конкретных образовательных программ, мы считаем, должны создаваться творческие исследовательские группы, как из специалистов конкретного учреждения дополнительного образования, так и из привлеченных научных руководителей, так как эта деятельность является по своей сущности научно-исследовательским процессом, а работы — научно-исследовательскими работами.

На наш взгляд, следует придерживаться следующих основных этапов работы по обновлению действующих программ дополнительного образования:

1-й этап — выявление проблематики, анализ причинно-следственных связей;

2-й этап — выявление элементов индивидуализации в методах, педагогических технологиях, содержании учебных тем, в условиях организации образовательной среды;

3-й этап — фиксация выявленных инструментов, механизмов индивидуализации в дополнительных общеобразовательных программах;

4-й этап — внедрение раздела «Реализация принципов индивидуализации в развитии личности обучающегося»;

5-й этап — оформление и утверждение программы.

Качественные изменения в работе педагога дополнительного образования детей невозможны без теоретического осмысления проблематики проектирования образовательных программ, освоения логики педагогического проектирования [5].

Таким образом, обновляя содержание программы, педагог дополнительного образования обнаруживает свою профессиональную зрелость, владение проектно-технологической компетенцией и проявляет свою готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ.

Важно понять то, что образование (и основное, и дополнительное) становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека — индивидуализации — поиска и обретения человеком «самого себя».

Как известно, индивидуализация в образовательном процессе определяется как построение индивидуальных образовательных программ, включающих помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика. В рамках нашей темы индивидуализация — как признание индивидуальных различий — осуществляется в вариативности дополнительных образовательных программ. Учитывая объём статьи, коротко изложим некоторые аспекты практической деятельности в сфере дополнительного образования.

Коллективом муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центром детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» г. Челябинска была предпринята попытка обновления дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех», реализуемой в каникулярный период.

Методологической основой обновления программы дополнительного образования детей послужил личностно-ориентированный подход, суть которого состоит в ориентации на интересы учащихся, индивидуализации целей обучения, содержания, темпа обучения, вариативности, многоуровневости освоения программы, возможности выбора уровня освоения программы.

В работе над содержательной частью дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» было скорректировано понимание некоторых направлений деятельности. В частности, процессы, которые ранее определялись нами как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные (летняя оздоровительная кампания, каникулярный отдых), мы рассмотрели как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс оздоровления и отдыха различных категорий несовершеннолетних как в каникулярное время, так и в течение всего года.

Особенность дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» — её вариативность и интенсивность. Структура программы — это совокупность тематических общеразвивающих модулей туристско-краеведческого содержания, что характеризует, создает «избыточную» обучающую среду.

Вариативность обеспечивается модульно-уровневой структурой построения и индивидуально-интенсивным темпом реализации программы. Структура программы состоит из элементов в виде относительно независимых частей — модулей, которые, в свою очередь, дифференцируются по уровням сложности. Итоговый педагогическо-методический продукт — подпрограмма по направлениям деятельности. Мы выделяем следующие направления: туристское (пешеходный, водный туризм), экологическое, краеведческое.

Положительным фактором модульного обучения в каникулярный период является то, что содержание учебного материала без нарушения его логики сжимается к нужным временным интервалам, в дальнейшем, конструируется в отдельные блоки-модули, подается с помощью традиционных и инновационных методов и форм обучения.

Одна из инновационных технологий, которая была использована при реализации программы «Туризм для всех» — это интенсивная целенаправленная деятельность субъектов. Интенсивную целенаправленную деятельность мы рассматриваем как направленную на инициацию потенциалов личности и приводящую к наращиванию этого ресурса, который, в свою очередь, приводит к «наращиванию силы» образовательного процесса, и является его продуктом — показателем эффективности.

Важнейшие организационные условия реализации программы состоят в том, что интенсивная нагрузка как образовательное действие кратковременна, (реально — от четырёх дней до трёх недель) и требует изоляции от внешнего мира. Это позволяет достичь внутри программы единство времени, места и действия, когда всё подчинено единому содержательному замыслу.

Иначе говоря, не сокращение времени и увеличение информационных нагрузок — главные параметры интенсивного образования, а качественное изменение образовательного процесса, позволяющее в тот же промежуток времени достигать значительно больших и важных образовательных результатов.

Интенсивное образование понимается нами как ориентированное на хорошо осознаваемые субъектом цели, имеющие для него личностный смысл, как технологию, позволяющую эффективно реализовывать намерения обучающихся посредством особым образом организованной учебно-профессиональной деятельности [6].

Данная интенсивная модульная образовательная программа позволяет участнику не просто вообразить своё будущее, в том числе профессиональное, но и «проиграть» его, исследовать собственные возможности в реальной, «взрослой» деятельности, проверить себя в совместной продуктивной деятельности, где мерой успеха является не школьная оценка, а объективный результат.

Содержание и объем модулей дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» варьируются в зависимости от профильной и возрастной дифференциации. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории обучения по программе.

Структура дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» включает в себя 4 подпрограммы: пешеходный туризм, водный туризм, краеведение в туризме и юные экологи. Каждая подпрограмма разбита на уровни освоения по количественно-часовому показателю. На каждом уровне подпрограммы могут быть реализованы блоки по выбору, исходя из поставленных целей, возраста и подготовки детей (таблица 1).

Целью разработки модулей программы «Туризм для всех» является расчленение содержания каждой темы подпрограммы на компоненты соответственно целям и задачам, установление для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.

Таблица 1

Структура дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех»

Уровень освоения

Подпрограммы

Модули

Уровень 1

16–48 ч

Азбука пешеходного туризма

Азбука водного туризма

Азбука краеведения

Юный натуралист

Уровень 2

56–112 ч

Пешеходный туризм

Водный туризм

Юный краевед

Юный эколог

 

Модульное построение содержания дополнительной общеобразовательной программы «Туризм для всех» базируется на следующих принципах:

-          целенаправленный подбор учебного материала и складывание его в целевые блоки, его всесторонность, интегративность;

-          обеспечение самостоятельности модуля, его логической завершенности;

-          методического обеспечения усвоения материала обучающимися и обратной связи с педагогом, инструктором;

-          принцип циклического построения туристско-краеведческой деятельности.

Таким образом, проектируя дополнительную общеобразовательную программу, отмечаем, что вариативность является одним из основных путей гуманизации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, разновидностях учебных курсов (обязательных, элективных и факультативных), в применяемых педагогом методах и организационных формах обучения. Вариативность, как одна из граней механизмов индивидуализации — основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений.

В заключении отметим, что, проектируя и реализуя дополнительную общеобразовательную программу — большая и ответственная задача. Её можно успешно выполнить, лишь опираясь на собственную творческую мысль и обеспечивая при этом каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.

 

Литература:

 

1.                  Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — с.12

2.                  Концепция развития дополнительного образования: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сент. 2014 г. № 1726-р]

3.                  «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

4.                  Ковалева, Т. М. Современная педагогическая наука: проблема субъективности/ Т. М. Ковалева: сб. Научных трудов международной научно-практической конференции 22 октября 2012 года: в 2-х т. Ч.I. — М.: ФГНУ Институт теории и истории педагогики РАО «Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества», 2012. — С. 71–76.

5.                  Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 695–697.)

6.                  Чепель Т. Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: Учебное пособие / Т.  Л. Чепель. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 425 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, дополнительная общеобразовательная программа, дополнительное образование, водный туризм, обновление содержания программ, образовательный процесс, общее образование, программа, пешеходный туризм, Туризм.

Глава 1 - Раздел 3

Роли воспитателя дошкольного образования

     Специалист по работе с детьми младшего возраста должен иметь четкое представление об атрибутах, установках и способностях к эффективности в выбранной ими профессии. Педагоги должны понимать многочисленные аспекты их сложных и взаимосвязанных ролей. Кроме того, преподавателям необходимо развивать навыки оценки и суждения, а также принимать эффективные решения в учебных ситуациях.

Учитель как руководитель

     Роль учителя в обучении никогда еще не была такой заметной и важной, как сейчас. Учебный лидер планирует, направляет, учит и оценивает обучение. Формальные стандарты обучения, утвержденные на федеральном уровне и уровне штата, обеспечивают основу для учебного плана и оценивания. Принятие на себя роли педагогического лидера вынуждает специалиста по раннему развитию быть преднамеренным в цикле планирование-обучение-оценка. Быть преднамеренным означает быть целеустремленным и ясным в отношении того, чему учить, учить так, чтобы дети учились и приобретали конкретные знания и навыки, и целенаправленно оценивать достижение целей обучения. Учебный лидер вовлекает детей в интересную учебную деятельность и тратит много времени на планирование обучения.

     В меняющейся среде дошкольного образования все большее распространение получают инклюзивные классы. Области общего образования детей младшего возраста и специального образования детей младшего возраста сливаются воедино, создавая потребность в педагогах, обладающих навыками и знаниями, необходимыми для обучения всех детей. Учебный лидер строит отношения сотрудничества для поддержки обучения инклюзивных групп детей.

Учитель как Воспитатель

     Воспитателям дошкольных учреждений рекомендуется воспитывать детей с помощью прикосновений и физической привязанности (Allen, 1986). Объятия, удерживание и искреннее поощрение ребенка необходимы для психологического и когнитивного роста ребенка. Учителя, которые обмениваются рукопожатиями, объятиями и ласковыми прикосновениями, моделируют безопасные прикосновения. Это дает детям возможность учиться и использовать соответствующие безопасные прикосновения и помогает им отличать их от неуместных и небезопасных прикосновений.

     Создание сильных привязанностей — еще один способ облегчить заботу. Концепция привязанности Боулби (1982) в раннем развитии включает как исследовательскую систему, так и систему привязанности. Исследовательская система продвигает цель ребенка познать мир. Система привязанности побуждает ребенка оставаться рядом со взрослым, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Эти две системы уравновешивают друг друга, обеспечивая маленьких детей надежной базой для исследований и обучения. Дети, которые развивают эмоциональную привязанность к своим учителям, более компетентны в учебе, так как они чувствуют себя более уверенно, реагируя на новые материалы и задания.

     Специалисты по раннему развитию, которые воспитывают детей, помогают им установить нежные и заботливые отношения . Формирование сильных поддерживающих привязанностей закладывает основу для множества будущих отношений по мере того, как дети переходят в более широкий мир, выходящий за пределы их ближайших родственников. Педагоги помогают детям понять, что люди в их жизни имеют наибольшее значение.

Учитель как коммуникатор

     Отзывчивые учителя используют как вербальные, так и невербальные взаимодействия, которые явно демонстрируют уважение и привязанность к детям (NAEYC, 1991). Вербальное взаимодействие, инициированное учителем, включает в себя задавание открытых вопросов, указание, прямые инструкции и беседы. Невербальное взаимодействие имеет решающее значение для развития навыков общения с маленькими детьми. Улыбка, объятия, удерживание, использование зрительного контакта и вставание на колени на уровне ребенка — все это модели уважительного и теплого невербального взаимодействия.

     Внимательное выслушивание забот и разговоров детей, а также их утешение и заверение способствуют установлению доверительных отношений. Участие в этом ежедневном подбадривании способствует укреплению доверия детей к учителю. Формируемая уверенность в себе распространяется и на содержательную деятельность, в которой участвуют учителя и дети.

     Начало разговора с маленькими детьми должно начинаться с прямого зрительного контакта и произнесения имени ребенка. Четкая коммуникация, которую дети могут понять в зависимости от их уровня развития и интеллекта, уменьшает неправильное восприятие. Поддерживающие взаимодействия характеризуются искренней и конкретной похвалой, поощрением и приветственными словами. Все это укрепляет отношения между учителем и детьми и мотивирует детей учиться (Смит, 1982).

Учитель как фасилитатор

     Маленькие дети учатся, используя множество возможностей для самовыражения, постановки и решения проблем, исследований, творческих игр, проверки гипотез и изобретений. Учителя поддерживают обучение ребенка, создавая привлекательную и мотивирующую среду, которая содержит богатые ресурсы и обилие преднамеренных действий, большие блоки времени для изучения и баланс обучения, инициированного учителем, и обучения, инициированного ребенком.

     Самовыражение поощряется  путем индивидуального исследования и консолидации знаний. Возможности для фантазии, рассказывания историй и ролевых игр, объединенных в образную игру, также способствуют самовыражению. Любопытство, склонность к риску и дивергентное мышление процветают в среде, где учителя поощряют детей решать проблемы, исследовать широкий спектр возможностей и самостоятельно выбирать действия. Риск является жизненно важным компонентом игры. Это позволяет детям бросать вызов, решать проблемы и мыслить нестандартно. Учителя наиболее умело содействуют развитию творческой мысли детей в хорошо спланированной и организованной среде, используя намеренно созданные уроки, основанные на идеях учителей и учеников. Творчество, а не хаос, является отличительной чертой среды, созданной фасилитативным учителем.

Учитель как планировщик

     Потребности детей включают мотивацию к обучению, активность, внимание и успех. Учителя планируют эти потребности с помощью учебных мероприятий в сбалансированном и интегрированном учебном формате. Чтобы избежать хаоса, неуместного поведения и разочарования как детей, так и взрослых, необходимо также планировать повседневные дела и переходы. Множество процедур и переходов при правильном планировании могут стать ценными возможностями для обучения. Время ожидания во время переходов и упражнений должно быть минимальным и наполнено песнями, пальчиковыми играми, рассказами, стихами и обучающими играми. Гибкость учителей имеет первостепенное значение, поскольку планы всегда могут быть изменены в случае изменения расписания, непредвиденных погодных явлений и ритмов тела детей.

     Еще один аспект роли учителя как планировщика заключается в улучшении учебной среды с помощью возможностей обучения, соответствующих уровню развития. «Исследования показывают, что наиболее сильное влияние на то, чему и чему учатся дети, оказывает взаимодействие учителя с ними, решения, которые учитель принимает в режиме реального времени в течение дня» (NAEYC, 2009, стр. 8). NAEYC предоставляет рекомендации по использованию стратегий обучения, соответствующих уровню развития:

.

Учитель как ученик на протяжении всей жизни

     Все дети заслуживают учителей, которые стремятся к постоянному обучению и профессиональному развитию, становясь эффективными воспитателями детей младшего возраста. На протяжении всей своей карьеры учителя, как и дети, проходят этапы развития, нуждаясь в возможностях для профессионального развития, налаживания связей, поддержки и обучения, чтобы оттачивать свои педагогические навыки, избегая выгорания и становясь профессионалами (Кац, 19 лет). 77).

     Лилиан Кац (1977) выделила четыре стадии профессионального роста и развития педагогов: выживание , консолидация , обновление и зрелость . О первой стадии развития, выживания , свидетельствует осведомленность педагогов о реалиях обучения. Кац выделяет учителей на этом этапе как нуждающихся в поддержке, руководстве и обучении, чтобы развить точку отсчета знаний и навыков учителя. На втором этапе консолидация, знания и навыки учителей объединяются, и они начинают сосредотачиваться на индивидуальных потребностях, сильных сторонах и так далее. Профессиональное развитие включает в себя расширение базы знаний учителей и осведомленность о ресурсах. На третьем этапе, обновлении, учителей часто испытывают уровень снижения энтузиазма, приверженности и творчества. Обновление включает в себя новый опыт, такой как посещение других программ, чтение ассортимента профессиональных материалов, посещение конференций и общение с другими профессионалами. Последняя стадия развития, зрелость, дает возможность учителям, которые интегрировали свои знания и навыки в свою личную философию, глубже понять свою профессию. Учителя на этом этапе пишут и публикуют статьи, консультируются с другими профессионалами и выступают на семинарах и конференциях.

Учитель как рефлексивный практик

     Учитель как рефлексирующий практик – это роль, которую следует развивать с первого до последнего дня учительской карьеры. Рефлексивная практика «находит время, чтобы переосмыслить и переработать планы обучения, стратегии, слова и действия — и тщательно изучить их через призму этического принятия решений, все время учитывая влияние вашего поведения на себя и других» (Jalongo & Isenburg, 2012, стр. 6) Проницательная рефлексия повышает самовосприятие, навыки преподавания и большую чувствительность у маленьких детей. Рефлексия часто поднимает сознание учителя к большей приверженности улучшению жизни маленьких детей и их семей.

     Искусство стать рефлексивным практиком совершенствуется на протяжении всей жизни, посвященной профессии воспитателя дошкольного образования. Исследования показывают, что размышления профессионала часто начинаются с сосредоточения внимания на себе, затем фокусируются на задаче обучения и, наконец, сосредотачиваются на влиянии их обучения на студентов (Taggart & Wilson, 2005). Эта последовательность внимания начинается с новичка, который имеет ограниченный репертуар стратегий обучения, к учителю без отрыва от работы, который сосредоточен на том, «как» преподавать, к опытному учителю, который сосредоточен на непреходящих последствиях преподавания и обучения для детей. .

     Эби, Херрелл и Джордан (2006) описали характеристики рефлексивного практика:

     Рефлексивный практикующий размышляет об академических проблемах, эффективности обучения и потребностях учащихся до, во время и после обучения.

Учитель как адвокат

     В сфере дошкольного образования защита интересов детей определяется как действия, направленные на благополучие и улучшение положения детей, поддержку семей и призывы к осуществлению высококачественных программ. Стать защитником детей и профессии занимает центральное место в роли учителя маленьких детей. Тем не менее, эта роль часто игнорируется при рассмотрении многих «шапок», которые носит педагог дошкольного образования. Тем не менее, в жизни детей и их семей нет недостатка в вопросах, которые необходимо эффективно отстаивать.

Адвокация осуществляется на самых разных уровнях: от семей, которые обращаются к учителю своего ребенка или директору программы с просьбой о программе по искусству, до учителей, которые обращаются к школьному совету с просьбой о дополнительных средствах на книги, чтобы помочь их ученикам соответствовать строгим академическим стандартам, до групп. от бизнес-лидеров, которые образуют коалиции с опекунами детей младшего возраста, до профессиональных ассоциаций, которые создают возможности для информирования политиков о конкретной проблеме, с которой сталкиваются маленькие дети. На всех уровнях адвокации заботливые взрослые отстаивают интересы детей. (Робинсон и Старк, 2002)

     Получение информации является ключевым фактором для специалистов по работе с детьми младшего возраста. Чтобы добиться ощутимых изменений в жизни детей и семей, специалисты по раннему развитию обязаны стать знающими защитниками интересов детей и профессии (NAEYC, 2009). Мощные защитники опираются на свой реальный жизненный опыт, а также на научно обоснованные исследования, чтобы продвигать проблемы раннего детства. Информированная адвокация требует как чуткости к историям детей и их семей, так и опыта как в понимании, так и в доведении до сведения центральных вопросов в этой области. Эти основные вопросы включают, но не ограничиваются удовлетворением потребностей детей с ограниченными возможностями и обеспечением образцовой среды и ресурсов.

     Учителя защищают детей с ограниченными возможностями в своих классах. Поскольку более 13 процентов детей в стране получают специальные услуги (Министерство образования США, 2016 г.), роль учителя становится ключевой в формировании качества инклюзивности, в создании атмосферы принятия и в поддержке приобретения навыков и знаний. Дети с особыми потребностями абсолютно нуждаются в услугах и программах, которые максимально раскрывают их потенциал. Учитель дошкольного образования является частью процесса защиты интересов детей с ограниченными возможностями и обеспечения того, чтобы дети получали соответствующие услуги.

     Учителя выступают за наилучшие условия и ресурсы для каждого ребенка в своих программах. Все дети заслуживают и процветают в богатой учебной среде, изобилующей соответствующими ресурсами, чтобы вовлечь их в обучение. Тем не менее, дети из бедных семей и детей разного этнического происхождения особенно подвержены риску отставания от своих сверстников, нуждаясь в обогащенной среде и чутком обучении. Американские дети из семей, живущих в бедности, или из семей с низким уровнем образования родителей, как правило, поступают в школу с более низким уровнем основных навыков, таких как математика, чтение и язык (Copple & Bredekamp, ​​2009).). Дошкольное образование, которое предлагает динамичную и мотивирующую среду с целенаправленным обучением, может значительно сократить разрыв в достижениях, который сейчас существует.

     Учителя также выступают за высочайшее качество образования и ухода. Высококачественный уход и образование способствуют здоровому развитию и обучению. «Чтобы учителя могли обеспечивать уход и образование высокого качества, они должны быть хорошо подготовлены, участвовать в постоянном профессиональном развитии и получать достаточную поддержку и компенсацию» (Copple & Bredekamp, ​​2009)., стр.xiii). Повышение квалификации учителей и справедливое вознаграждение высококвалифицированных учителей — два пути улучшения качества образования для детей. Кроме того, специалисты в области раннего детства обязаны быть в курсе последних достижений в области исследований в этой области и постоянно сотрудничать с другими специалистами.

Преподавание и обучение | Центр преподавания и обучения Poorvu

Структуры преподавания и обучения — это основанные на исследованиях модели для разработки курсов, которые помогают преподавателям согласовывать цели обучения с занятиями в классе, создавать мотивирующую и инклюзивную среду и интегрировать оценивание в процесс обучения. Такие рамки, как Backward Design, служат концептуальными картами для планирования или пересмотра любого курса, программы или урока, и их можно легко адаптировать и комбинировать.

Эффективные рамки преподавания и обучения возникают на основе результатов психологических, когнитивных, социологических и педагогических исследований, которые учащиеся усваивают лучше всего, когда а) предварительные знания и «предубеждения», которые они привносят в класс, признаются и используются, б) у них есть практика и время строить «концептуальные рамки» на фундаментальных знаниях посредством активного, основанного на опыте и контекстуально разнообразного обучения, и в) у них есть практика и время, чтобы «взять под контроль собственное обучение» посредством метакогнитивного размышления (NRC, 14-18). Структуры преподавания и обучения часто требуют занятий в классе, которые объединяют лекцию с обсуждением, активным обучением и самоанализом. Л. Ди Финк (2013) пишет: «Долгая история исследований указывает на то, что чтение лекций имеет ограниченную эффективность в оказании помощи студентам

Структуры преподавания и обучения обеспечивают разнообразные подходы, которые помогают учащимся «формировать структуры знаний, которые точно и осмысленно организованы», а также информируют «когда и как применять навыки и знания, которые они изучают» (Ambrose et. al., 4-5). ). Избегая «инструкции», которая фокусируется на доставке контента, «обучение» фокусируется на структурах для постоянного развития учащихся, предлагая учащимся быть «сопродюсерами» в классе (Барр и Тагг, 15). На этой странице представлен обзор основных структур преподавания и обучения, от теоретических и методологических подходов к общей разработке курса до конкретных методов для отдельных занятий.

Примеры структур разработки курса

Структуры разработки курса предоставляют модели для достижения результатов обучения на общих курсах, составления учебного плана и изменения дизайна курса. Многие элементы дизайна курса также могут быть применены к дизайну индивидуального класса.

Backward Design

Backward Design был разработан Wiggins и McTighe в их книге Understanding by Design (2005) и лежит в основе образовательной философии, лежащей в основе самых последних систем преподавания и обучения. Обратный дизайн отличается от классических сквозных подходов к дизайну обучения, когда преподаватель сначала решает, какой контент преподавать, прежде чем разрабатывать задания и оценки для итогового обучения. Обратный дизайн вместо этого начинается с желаемых конечных целей, сосредотачиваясь на том, чему будет учиться учащийся, а не на том, чему будет учить учитель. В этом смысле Backward Design — это подход, ориентированный на студента.

Процесс Backward Design для разработки инструкций состоит из трех основных этапов:

  1. Определение желаемых результатов
  2. Определить приемлемое доказательство 
  3. План обучения и обучения

Соответствующие действия:

  1. Запись учебных целей и результатов обучения учащихся
  2. Создайте оценки, которые измеряют прогресс в достижении результатов
  3. Разработка заданий, которые подготовят учащихся к успешной сдаче экзаменов

Таким образом, курс, разработанный с использованием Backward Design , практикует согласование между целями обучения, занятиями в классе и оценками в классе.

Преподаватели могут выбрать процесс Backward Design по нескольким причинам:

  1. Он хорошо поддерживается теорией обучения.
  2. Улучшает достижение желаемых результатов обучения.
  3. Это хорошо известный и широко распространенный подход к разработке курсов.
  4. Легко запомнить и объяснить.
  5. Его можно перенести практически в любую учебную ситуацию.

Примеры обратного выравнивания конструкции

Дисциплина

Курс

Образец цели обучения

Образец результата обучения

Образцы оценок

Примеры действий

Гуманитарные науки

Американская история

Учащиеся получат более широкие знания об американской истории

Учащиеся смогут описать колонизацию Америки англичанами, французами и испанцами

вопроса-кликера на основе чтения учебника; Эссе вопрос на экзамене

Чтение учебников; Групповая работа - создать график американской колонизации

Общественные науки

Когнитивная психология

Учащиеся поймут овладение человеческим языком

Учащиеся смогут сформулировать пробелы в теориях овладения человеческим языком

Постерная презентация; Вопрос-эссе по экзамену

Групповая работа - сравнение теорий; Дебаты в классе

Наука, технология, инженерия или математика (STEM)

Самостоятельное изучение химии

Учащиеся будут развивать исследовательские навыки по конкретным дисциплинам

Студенты смогут разработать контролируемый эксперимент

Разработать исследовательское предложение; Вопросы к экзаменам по дизайну НИР

Обсудить элементы контролируемого эксперимента; Набросайте план контролируемого эксперимента с сотрудниками лаборатории и получите отзывы коллег

Интегрированный дизайн курса

Интегрированный дизайн курса был разработан Л. Ди Финком (Fink 2013) и расширяет Backward Design до подробной методологии, характерной для высшего образования. Ключевой особенностью интегрированного дизайна курса является то, что этапы обратного проектирования объединяются в одновременную стратегию планирования, основанную на факторах окружающей среды и контекста, характерных для высшего образования:

В рамках одновременной методологии интегрированный дизайн курса помогает преподавателям пройти 12-этапный процесс создания и согласования результатов обучения, занятий в классе, рубрик, протоколов оценивания и учебного плана в свете контекста и потенциальных проблем: 

Рисунок 2: Двенадцать шагов разработки интегрированного курса, Fink 2013 (74-75)

Таким образом, интегрированный дизайн курса представляет собой подробную модель для выполнения курса, разработанного в обратном порядке, который включает рассмотрение факторов окружающей среды и контекста, влияющих на обучение студентов. Преподаватели могут выбрать эту структуру для облегчения обратного проектирования в своих курсах, учитывая при этом соображения инклюзивности и оценки преподавателей и студентов в течение всего семестра.

Примеры схем дизайна класса

Структуры дизайна класса предоставляют модели для достижения результатов обучения на индивидуальных занятиях в классе, развития деятельности и мотивации учащихся. Некоторые фреймворки, такие как Universal Design for Learning, также могут применяться для разработки курсов.

5Es

Модель 5E была разработана в Исследовательской программе биологических наук. Этот подход обычно используется в естественных науках, но его принципы могут быть применены и к другим дисциплинам (BSCS, 2001). 5E предлагает 5-этапный подход к разработке индивидуальных планов уроков или занятий в классе: вовлечение, исследование, объяснение, проработка и оценка, которые происходят на протяжении всего цикла. Как и многие современные учебные рамки, этот подход основан на конструктивистской теории, согласно которой учащиеся учатся, переживая явления и размышляя над своим обучением. В течение первых пяти минут занятия преподаватель использует упражнение, которое вовлекает учащихся в процесс обучения и опирается на их предшествующие знания. Следующие шаги строят новое обучение способами, которые восходят по таксономии Блума, переходя от понимания к формулированию и развитию. В конце занятия учащимся может быть поручено оценить собственное понимание, а преподаватель может оценить учащихся по ключевым навыкам и/или понятиям. Преподаватели могут выбрать эту модель из-за ее структурного подхода, расстановки приоритетов в обучении студентов и гибкости, позволяющей выполнять ее один или несколько раз в рамках одного занятия.

Рисунок 3: Цикл обучения 5E

Цикл ускоренного обучения

Цикл ускоренного обучения был разработан Алистером Смитом (Smith, 1996). Как и 5E, его можно использовать для структурирования одноклассных занятий. Ускоренное обучение опирается на теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, создавая класс, который признает различные предшествующие знания и привычки к обучению. Модель состоит из нескольких этапов: преподаватель создает безопасную и доброжелательную учебную среду, опирается на базовые знания учащихся для создания более широкой контекстуальной структуры, описывает предполагаемые результаты обучения, предоставляет новую информацию или контент, содействует активности учащихся, обеспечивает возможность обсуждения или интерактивная демонстрация, основанная на результатах деятельности, а также обзор и подкрепление представленной информации. С помощью этих шагов ALC отдает приоритет «потребностям учащегося», в то же время «помогая (помогая) учащимся лучше понять свои собственные предпочтения в обучении» (Смит 19).96). Рисунок 4: Цикл ускоренного обучения, Smith 1996 (11) школьный класс. Его можно применять к проектам курсов или отдельных занятий, а акцент на доступности делает его эффективным подходом к обеспечению успеха занятий в классе для каждого учащегося. UDL работает по трем основным принципам:

Эти принципы также понимаются в UDL как подходы, которые, соответственно, учитывают вопросы обучения, такие как «аффективный» (почему?), «узнавание» (что?) и «стратегический» (как?). Эти сферы достаточно гибки, чтобы модулировать уровень сложности и положительный опыт в классе, обеспечивая динамическую учебную программу для удовлетворения всесторонних потребностей учащихся. Национальный центр универсального дизайна для обучения предоставляет обширный набор рекомендаций по внедрению:

Рисунок 5: Универсальный дизайн для учебных пособий, Meyer et. al 2014 (111)

Преподаватели могут использовать UDL из-за его стратегий инклюзивности и доступа, а также из-за его обширных рекомендаций по пересмотру и изменению подходов к обучению. UDL предлагает «достаточно гибкую учебную программу, чтобы каждый учащийся мог найти правильный баланс между вызовом и поддержкой» (Meyer et al., 2014). Этот подход классически понимался как улучшение среды для учащихся с ограниченными возможностями, но его принципы применимы в более широком смысле для создания инклюзивных классных комнат.

Рекомендации

Ссылки

Амброуз С., Бриджес М., Ловетт М., ДиПьетро М. и Норман М. (2010). Как работает обучение: 7 основанных на исследованиях принципов умного обучения. Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Барр, Р. и Тагг, Дж. (1995). От преподавания к обучению – новая парадигма бакалавриата. Смена, 27,6:12-26.

Учебная программа по биологическим наукам. (2001). История BSCS: исследование учебной программы по истории биологических наук под редакцией Лауры Энглман, Колорадо-Спрингс: BSCS, 2001.

Финк, Л. Ди. (2013). Создание значительного опыта обучения: комплексный подход к разработке курсов колледжа. Электронная книга: серия Jossey-Bass Higher and Adult Education.

Krathwhol DR. (2002). Пересмотр таксономии Блума: обзор. Theory Into Practice 41(4): 212-218.  

Мейер, А., Роуз, Д., и Гордон, Д. (2014). Универсальный дизайн для обучения: теория и практика.


Learn more