В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье "общие принципы массажа". Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев - ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Упражнение «бокс»
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Содержание статьи
Первые месяцы жизни ребенка – это адаптация к новым условиям. Младенец провел много времени в утробе матери в неудобном положении, поэтому гимнастика для грудничков в 2 месяца должна стать неотъемлемой частью жизни. Если в первый месяц новорожденный большую часть времени ест и спит, то уже в 2 месяца он может пытаться поднимать голову и разглядывать мир с нового ракурса.
Для начала разберемся, есть ли разница между гимнастикой и массажем, для чего нужны эти процедуры и кто их проводит.
Гимнастика – это комплекс несложных упражнений, которые мама должна выполнять с ребенком ежедневно не реже 2 раз. Гимнастика имеет целью укрепление мышц, сердечно-сосудистой системы, улучшение работы ЖКТ и кровообращения в тканях. Гимнастика также развивает двигательные навыки ребенка, стимулирует к физическому развитию. Вспомните, каким был младенец в первый месяц жизни: кулачки сжаты, движения резкие, нескоординированные. Ближе к двум месяцам малыш меняется. Кроха агукает, крутит ручками, как будто рассматривает свои пальчики, хватает маму за палец или волосы, держит головку вертикально на руках у мамы, а некоторые детки пытаются поднять голову, лежа на животе. Гимнастика для ребенка – это одновременно занятие физкультурой и общение с мамой.
Массаж, в отличие от гимнастики, должен проводиться профессионалом не ранее 3 месяцев. Обычно массаж назначает врач-невролог после планового осмотра месячного ребенка. Массаж имеет четкую цель: укрепить или расслабить отдельные группы мышц тела ребенка. Если у малыша гипертонус, ему нужен курс расслабляющего массажа, если же отмечается мышечная слабость (пониженный тонус мышц), требуется укрепляющий массаж. При наличии показаний врач может рекомендовать массаж раньше 3 месяцев. Специалист приходит домой, либо ребенка возят в клинику. Процедуру проводят курсом из 10 сеансов, затем делают перерыв.
Гимнастику с грудничком можно выполнять не всегда. Вот список заболеваний и состояний, при которых противопоказаны занятия гимнастикой:
Некоторые временные состояния (высыпания на коже, инфекционные процессы, повышенная температура тела и др.) требуют воздержания от занятия с ребенком до полного выздоровления. При наличии врожденных заболеваний или патологий от гимнастики придется отказаться совсем – занятия будут приносить малышу вред, а не пользу.
Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.
Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.
Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.
Гимнастический комплекс для укрепления рук:
Гимнастический комплекс для укрепления ног:
Гимнастический комплекс для общего укрепления мышц:
Поднимаем ребенка с пеленального столика и выполняем следующие упражнения:
Гимнастику для грудничков нужно выполнять ежедневно в течение всего первого года жизни. С возрастом гимнастический комплекс пополняется новыми упражнениями, так как ребенок развивается физически и осваивает новые навыки. Помимо своей непосредственной функции укрепления мышц, оздоровления организма ребенка, гимнастика способствует закаливанию. Во время занятий малыш лежит на столе раздетый и принимает воздушные ванны.
Не обязательно выполнять все упражнения сразу. Нужно смотреть по настроению ребенка: если он противится или начинает капризничать, пропустите упражнение и попробуйте следующее. Гимнастика должна приносить малышу радость, а не раздражение. У младенца должен сформироваться приятный ритуал, который несет положительные эмоции. Гимнастика — это не только зарядка для малыша, но и возможность лишний раз пообщаться с мамой, посмотреть на нее, послушать ее голос. Пусть гимнастика приносит вашему ребенку пользу и поднимает настроение!
Детская гимнастика начинается еще до рождения! Младенцы невероятно подвижны в утробе матери и любят продолжать двигаться и ерзать после рождения. Размещение младенцев в разных положениях укрепляет и растягивает их тела, создавая основу для физически здорового ребенка. Использование игрушек для гимнастики может повысить удовольствие и обучение детей занятиям.
Занятия детской гимнастикой в первые дни (или часы!) после рождения помогут ему адаптироваться к новому миру. У моего малыша, который родился с ягодицами, были довольно жесткие бедра. Наша акушерка посоветовала отвести его к педиатру.
Я периодически осторожно поворачивал и растягивал его ноги. Когда я принял его, она сделала те же вращения, что и я, определила, что с тазобедренным суставом все в порядке, и посоветовала продолжать, как я.
Даже не будучи тазовым предлежанием, новорожденные обычно находятся в довольно согнутом положении. Их бедра, колени, локти, руки и ступни имеют тенденцию сгибаться. Перемещая их без всякого усилия, это помогает им акклиматизироваться в их новом мире. Это также растягивает те мышцы, которые еще не успели. Попробуйте растянуться ниже во время смены подгузника или во время разговора и пения с малышом.
После того, как вы попробуете приведенные ниже детские упражнения и захотите получить больше реальных навыков детской гимнастики, ознакомьтесь с этими учебными пособиями. Он познакомит вас с 3 навыками гимнастики, которыми вы можете заниматься с ребенком дома.
Есть несколько гимнастических упражнений для младенцев и малышей, которые вы можете выполнять дома, и которые забавны и полезны для мягкого тельца!
Большинство детей до рождения находились в утробе матери вверх ногами, однако родители часто боятся помещать своих новорожденных в такое положение. Переворачивание младенцев вверх ногами помогает дренировать носовые пазухи. Он также рекомендуется хиропрактиками в качестве легкой коррекции позвоночника!
Для младенцев: начните с того, что ребенок лежит перед вами на полу. Их голова должна быть близко или касаться ваших коленей. Крепко возьмитесь за бедра и медленно поднимите их. Наблюдайте за их лицом и попробуйте даже поднять их для поцелуя! Если им это нравится, вы можете сделать то же самое с их лодыжками (да, их совершенно безопасно подвесить за лодыжки!).
Еще один перевернутый вариант — начать с ног ближе к вам, а не головы. Теперь, когда вы поднимаете их, они отворачиваются от вас, что дает им забавную перспективу окружающей их среды. Легче, если у вас более тяжелый или старший ребенок!
Помогая растянуть ребенка, осторожно перемещая части тела вне их нормального диапазона движения, вы можете улучшить гибкость и комфорт.
Вы можете размять ножки вашего малыша, когда он лежит на спине перед вами или на коленях. Держите их ноги прямо (обхватите их за колено) и подтяните ногу к груди, чтобы растянуть подколенное сухожилие. Делайте по одному для лучшей растяжки. Разведите их ноги врозь, чтобы получить внутреннюю часть бедер.
Вращение ног может помочь их тазобедренному суставу, который так долго сгибался в утробе матери!
Чтобы растянуть верхнюю часть тела ребенка, положите его или посадите себе на колени. Поднимите руки вверх, вниз, вперед и назад и вращайте их за плечи. Делая руки по одной, вы можете точно определить любые области, которые могут быть жесткими.
Вы также можете вращать верхнюю часть туловища ребенка для большего растяжения и скручивания позвоночника.
Тренировка мелкой и крупной моторики с детьми — это увлекательный способ взаимодействия, который закладывает прочную основу для их самостоятельного развития. Упражнения для детей повышают силу, осознанность и координацию, помогая им преодолевать определенные этапы.
Ложись на пол вместе с младенцем! Поощряйте их тянуться к предметам или, если они бегают или ползают, играть с ними в погоню или «мчаться» к игрушке. Слушайте музыку или пойте интерактивные песни и наблюдайте, как они двигаются — им не нужно быть мобильными, чтобы «танцевать»!
Вы также можете носить ребенка динамично, чтобы повысить мышечный тонус. Держите их лицом наружу, поставив ноги на бедра или живот. Держите их бедра, и они будут держать всю верхнюю часть тела для вас. Вы также можете носить их на боку, а-ля «мешок с картошкой», лицом вниз. Они будут держать голову и ноги вверх, используя силу спины.
Вращение под разными углами действительно может помочь младенцу развить проприоцепцию. Вращение помогает лимфатической системе и помогает очистить носовые пазухи. Это тоже очень весело!
Делайте партнерские бревна для горизонтального вращения. Вы можете держать их и вращать (осторожно!) для вертикального вращения. Вращение вверх ногами — еще одно хорошее упражнение на вращение. Держите ребенка лицом наружу, обхватив рукой его/ее живот. Положите другую руку на затылок ребенка и медленно переверните его на спину.
Мне также нравится вращать ногами своих детей, начиная с того момента, когда они сидят. Лягте на спину с поднятыми вверх голенями. Положите ребенка себе на голени лицом вверх, взяв его под мышки. Поднимите голени так, чтобы ваш ребенок перевернулся вверх ногами и задом наперед через вашу голову, чтобы приземлиться, сидя, позади вас.
Новорожденные рождаются с хватательным рефлексом, который исчезает всего через несколько месяцев после рождения. Продолжая поощрять детей брать предметы, вы сохраните силу захвата, помогая им безопасно висеть, что является фундаментальным навыком для людей.
Для раннего упражнения на хватание держите гладкую палочку (музыкальные палочки хорошо работают) перед лежащим на спине ребенком. Если он схватит его, осторожно накройте его руками своими и очень медленно поднимите, чтобы его верхняя часть тела оторвалась от земли. Остановитесь, если он почувствует, что его плечи не напряжены или их хватка ослабнет. В конце концов, они, возможно, смогут полностью встать на ноги.
Вы также можете потренироваться с нашим малышом на барной стойке. Держите их так, чтобы бар был перед ними, чтобы заинтересовать их. Держите одну руку под его рукой, а другую на бедре. Вы можете играть в прятки, поднимая их выше и ниже планки. Если они цепляются за него, вы можете медленно заставить их повиснуть, продолжая держаться.
Примерно в возрасте ходьбы дети могут выполнять больше упражнений самостоятельно, даже выполняя гимнастические упражнения. Малыши любят подражать вам, особенно в забавных занятиях, таких как прыжки, бег и другие виды крупной моторики. Это отличный возраст, чтобы не отставать от их естественной гибкости с младенчества и развивать больше силы и координации, чтобы помочь им во всех их детских приключениях!
Чтобы узнать больше о детской гимнастике и гимнастических навыках для малышей, ознакомьтесь с моим постом о 3 гимнастических навыках для малышей, которые вы можете попробовать дома!
Узнайте больше о гимнастике для детей, если у вас очень подвижный малыш.
Войти
Добро пожаловать!Войти в свой аккаунт
ваше имя пользователя
ваш пароль
Забыли свой пароль?
Завести аккаунт
Регистрация
Добро пожаловать!Зарегистрируйте аккаунт
ваш адрес электронной почты
ваше имя пользователя
Пароль будет отправлен вам по электронной почте.
Восстановление пароля
Восстановите пароль
ваш адрес электронной почты
Поиск
Польза гимнастики для детей младшего возраста очевидна. Узнайте, какие навыки укрепляются в гимнастике для малышей и младенцев, и как рано вы можете начать.
У вас есть ребенок, который еще ползает или только начинает ходить по дому? Вы можете подумать, что они еще не готовы к бревну.
Но, хотите верьте, хотите нет, существуют занятия гимнастикой для малышей и младенцев, потому что приобщение детей к спорту в таком раннем возрасте приносит огромную пользу.
Хуанита Рэй, совладелица The Little Gym в Уэст-Блумфилде, объясняет, что на этих занятиях по детской гимнастике и дошкольных занятиях многому учатся, и занятия помогают детям развиваться физически, умственно и социально.
Физическая польза гимнастики для малышей и младенцев очевидна.
«Он увеличивает плотность и силу мышц, — говорит Рэй. Различные виды деятельности могут помочь детям «научиться балансировать», а также помогут в координации.
В The Little Gym есть группы для малышей в возрасте от 4 до 10 месяцев, от 10 до 19 месяцев и до начальной школы. Например, в группе «Птицы» (для детей от 10 до 19 месяцев) малыши участвуют в комбинации акробатики, бревна и брусьев.
Дети развивают силу хвата, висят на перекладинах и учатся раскачиваться, и они могут даже научиться делать кувырки вперед при кувырках, говорит она.
Рэй говорит, что на занятиях в The Little Gym также предусмотрены другие возможности обучения, включая обучение детей их цветам, общение на языке жестов, а также использование мячей и пузырей для улучшения координации рук, глаз и ног и визуального отслеживания.
Кроме того, есть социальные привилегии детской гимнастики и занятий гимнастикой для малышей. По словам Рэя, дети учатся слушать и следовать указаниям, а также взаимодействовать с другими детьми. Все это время занятия полны веселья.
Хотите знать, готов ли ваш ребенок? В тренажерном зале Рэя родители сопровождают детей до 3 лет, а занятия длятся около 45 минут.