Факторами развития личности ребенка являются


9. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка

Поскольку биологические и социальные факторыиграют огром­ную роль в развитии ребенка, можно предположить, что в развитии аномальных детей эти факторы приобретают еще большее значение. Ведь первопричиной нарушенного развития является имен­но органический (биологический) дефект, а условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.

В связи с тем, что среди биологических факторов большое зна­чение принадлежит наследственности, начнем с/этой группы.

Биологические факторы. Формирование личности - сложный, Многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано пре­жде всего с действием фактора наследственности.

Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различ­ных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. В ходе дол­гой эволюции, путем действия законов наследственности, измен­чивости и естественного отбора, сложилась сложная телесная ор­ганизация человека, потомкам передавались основные биологи­ческие признаки, свойства человека как вида. Материальными носителями наследственности являются гены.

В соответствии с законами передачи наследственной информа­ции (их изучает генетика) люди наследуют анатомическое строе­ние, характер обмена веществ и физиологического функциониро­вания, тип нервной системы, степень пластичности нервной тка­ни, делающей ее податливой к воздействиям внешней среды. Вме­сте с тем наследственно обусловлены основные безусловнорефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма влечений и органических потребностей. Число возможных комбинаций человеческих генов и их мутаций биоло­ги считают едва ли не большим, чем число атомов во Вселенной. По мнению академика Н.П.Дубинина, в современном человече­стве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей.

И все же процесс развития личности не есть простое раскрытие и развертывание биологического фонда. Еще Ч.Дарвин показал, что развитие живых организмов идет через борьбу наследствен­ности и приспособления к условиям жизни, через наследование старых и усвоение новых признаков. Ранее многие ученые счита­ли, что гены неизменны, отличаются абсолютной устойчивостью. Ныне твердо установлена изменчивость наследственных структур клетки. Следовательно, изменчивость, как и наследственность, является одним из коренных свойств организма.

Как бы ни было велико значение наследственности, ее влияние опосредствовано системой воспитания и социального воздейст­вия. Образ поведения человека, по мнению И. П. Павлова, не только обусловлен прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов. Благодаря пластичности нервной системы свой­ства ее типа изменяются под влиянием жизненных впечатлений, обеспечивая соответствующее приспособление организма к среде. Свойства типа в этом случае сдвигаются в ту или иную сторону, а вместе с этим изменяются динамические особенности личности (в частности, темперамент).

Прирожденные особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех жиз­ненных сил, которыми человек отчасти наделен от рождения и ко­торые существуют в нем в виде задатков. Человек получает от при­роды не готовые психические свойства, а функциональные возмож­ности, природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Особенности нервной системы человека не предопределяют будущих форм поведения, но образуют почву, на которой одни из них формируются легче, другие-труднее.

Природные задатки весьма многозначны. На основе одного и того же задатка могут быть сформированы различные способно­сти и психические свойства. Все будет зависеть от сочетания за­датков, а также от обстоятельств жизни и условий воспитания.

Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых пси­хических свойств. В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.

Наследственность как один из источников развития личности еще не изучена наукой должным образом. Каждый нормальный человек к одному виду деятельности способен больше, чем к дру­гому. Потенциально, т.е. генетически, человек необыкновенно богат по своим возможностям, но он никогда не реализует их полностью в своей жизни. В определенной степени это объясняет­ся тем, что до сих пор еще не выработаны методы выявления ис­тинных способностей человека в процессе его детского и юноше­ского воспитания, а потому и не предоставляются адекватные ус­ловия для их развития.

Дальнейшее развертывание исследований в этой области сде­лает педагогический процесс более обоснованным, позволит эф­фективнее управлять формированием личности школьника.

Социальные факторы. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в пол­ном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего соци­ально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отно­шением к социальной среде. Оставаясь общественным сущест­вом, человек вместе с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми пси­хологическими качествами и свойствами. На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет опреде­ленные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для этого знаниями, общественно выработанными нормами и пра­вилами поведения, он формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложне­ние форм деятельности и общения с людьми.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Ребенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Но не все, что окружает ребенка, является действительной сре­дой его развития. Для каждого ребенка складывается неповтори­мая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы на­зываем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окру­жения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна. Микросреда - это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, шко­ла, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влия­ния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому пола­гаться на воздействие только одной среды, даже самой благопри­ятной для формирования человека, - значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это привело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в по­токе стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опо­средованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется. Вот почему воспита­ние выступает как ведущий, исключительно глубокий и действен­ный фактор формирования личности, как организованное, направ­ленное развитие.

Там. где есть воспитание, учитываются движущие силы разви­тия, возрастные и индивидуальные особенности детей, используют­ся положительные и ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство и т. п.), У детей формируется нравствен­ная стойкость против всякого рода негативных факторов, достига­ются единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на учащихся (школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности). Там. где есть воспитание, ребенок раньше оказы­вается способным к самовоспитанию. С возникновением этого но­вого субъективного фактора он становится соратником воспитате­ля.

Воспитание проектирует личность, преднамеренно и плано­мерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном на­правлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигну­тый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.

Ключ к пониманию процесса формирования и развития лично­сти аномального (умственно отсталого) ребенка лежит в работах Л. С. Выготского, раскрывающих, как было показано выше, слож­ную структуру дефекта и так называемую «зону ближайшего раз­вития». Остановимся на первом.

Мы уже говорили о том, что в основе любого нарушенного развития лежит биологический фактор. При любых нарушениях интеллекта присутствует органическое поражение высшего от­дела центральной нервной системы (ЦНС) - коры больших по­лушарий головного мозга. Например, при олигофрении кора головного мозга может быть поражена в пренатальный период (в период беременности, до родов), в натальный (во время родов) и в постнаталъный (послеродовой), в первые годы жизни ребенка

Естественно, что при так называемых сенсорных нарушениях (нарушениях слуха, зрения) или речевой патологии органические нарушения, в том числе и корковые, бу­дут другими.

воздействие окружающей среды на детей

Развитие человеческой личности — это многолетний сложный процесс и влияющие на него определённые факторы. В первую очередь это биологические, социальные и психологические факторы. О том, что представляет собой каждый из них и об их роли в процессе формирования личности ребёнка, читайте ниже.

Содержание

  1. Какое влияние оказывают биологические факторы
  2. Факторы психического развития личности
  3. Что означают социальные факторы

Говоря о биологических факторах, стоит отметить огромную роль наследственности, поэтому именно на ней и остановимся. Дело в том, что развитие личности человека, впрочем, как и любых других организмов, в первую очередь определяется именно наследственностью.

Любой ребёнок с появлением на свет имеет набор органических задатков, каждый из которых сыграет свою роль в процессе развития его личности. Именно от них будут зависеть особенности эмоциональной сферы, степень одаренности и пр.

Основные носители наследственности — это гены. Дети в рамках законов о передаче генов получают особое строение, тип нервной системы и обмена веществ, а также нервные ткани, способные подстраиваться к воздействиям окружающей среды.

Несмотря на всё вышесказанное, стоит отметить, что развитие личности — это не только наследственность и гены. В свое время великий Дарвин говорил, что все живые организмы развиваются благодаря борьбе с наследственными факторами и условиями жизни с помощью усвоения новых признаков и совершенствования старых.

Кроме того, нужно учитывать, что наследственность при всей своей значимости влияет на формирование личности под социальным воздействием. Известно, что манера поведения каждого человека основывается не только на заложенных природой особенностях нервной системы, но и на воспитании.

Нервная система, как уже было отмечено выше, может изменяться под воздействием внешних условий окружающей среды. Именно этот факт говорит в пользу того, что воспитание и обучение определённым образом воздействуют на личность как в целом, так и на её отдельные динамические особенности.

Как источник для полноценного развития личности наследственность всё ещё не изучена до конца. Изначально почти каждый ребёнок при появлении на свет наделён огромным генетическим потенциалом, но по мере взросления не имеет возможности его полностью реализовать. Причины разные, начиная от неспособности взрослых вовремя выявить все особенности личности ребёнка и заканчивая отсутствием условий для их грамотного развития.

Факторы психического развития личности

Не менее важны психологические факторы, которые также влияют на формирование личности ребёнка. К ним относят:

В совокупности эти факторы оказывают серьёзное влияние на развитие психической стороны личности. Наиболее значимым среди них является социальный фактор. Во многом становление личности будет зависеть от окружения ребёнка — членов его семьи, общения между ними, внутренних норм поведения.

С ранних лет ребёнок впитывает в себя атмосферу, царящую в доме, несмотря на то, что многого пока может не понимать. Если отношения родителей построены на доверии, любви и взаимном уважении, то психика ребёнка будет развиваться гармонично. Малыш будет чувствовать себя счастливым и в безопасности. И наоборот, конфликты, драки, упрёки в семье приведут к развитию у ребёнка чувства вины, что в свою очередь станет причиной появления психологических травм.

Ниже приведены факторы, влияющие на нормальное психологическое развитие личности:

Выполнение условий, перечисленных выше, станет определённой гарантией полноценного развития личности ребёнка в психологическом отношении.

Что означают социальные факторы

Личность каждого ребёнка формируется в процессе социализации. Будучи примером общественного существа, каждый малыш между тем индивидуален, имеет собственный внутренний мир, ценности, качества, выполняет определённые функции, имеет обязательства. На развитие личности ребёнка воздействует окружающая среда, причем в это понятие входит целый ряд внешних обстоятельств, без которых развитие человека как личности невозможно.

С момента появления на свет малыш нуждается в общении, овладении речевыми навыками. При этом в каждом отдельном случае среда развития ребёнка особенная, построенная на его близком окружении. Речь идёт о так называемой микросреде, которая, несмотря на то, что является частью социальный среды, отличается автономностью. Составляющие микросреды — это те люди, которые окружают ребёнка и имеют на него определённое влияние:

Важно понимать, что микросреда оказывает на личность ребёнка нецеленаправленное влияние. Поэтому нельзя рассчитывать исключительно на этот фактор.

Малыш, личность которого развивается пусть даже исключительно под влиянием благоприятной среды, не сможет достичь пика гармоничного развития. Чтобы процесс протекал действительно правильно, необходимо подключить сюда направленное, специально организованное воспитание.

В семьях, где уделяют внимание воспитанию детей, учитывая как личностные, так и возрастные особенности, получается добиться формирования у них нравственной стойкости к неблагоприятным факторам и ослабления влияния отрицательных сторон окружающей среды.

Это означает, что дети, получающие адекватное воспитание, смогут противостоять распущенности, пьянству и плохим компаниям, практиковать навыки самоконтроля с самого раннего детства.

Именно воспитание, указывая правильный путь для движения в будущем, позволяет личности ребёнка перейти на новый уровень развития. В процессе воспитания взрослые должны принимать во внимание уже имеющийся уровень развития ребёнка, а также особенности его личности, которые пока ещё в стадии становления.

Факторы, влияющие на формирование личности ребенка

Среда обитания ребенка, влияющая на формирование его личности, состоит из трех основных факторов:

  1. Семья
  2. Школа
  3. Широкая социальная общность

В этих средах На психологическое развитие ребенка в наибольшей степени влияют следующие факторы:

У каждого человека психические функции взаимосвязаны специфическим, индивидуальным образом, согласно которому человек отличается от других людей. Этот набор психических функций, рассматриваемых с точки зрения различных аспектов психического развития, называется личностью. Человек более или менее постоянно меняется. Каждая новая черта, добавляющая или убывающая к уже существующим, создает своеобразие отношения личности к жизни, к себе и к окружающим людям. От этого личного отношения, называемого характером, зависит, как человек будет справляться с жизненными проблемами, такими как: рабочие задачи, личные проблемы, как он впишется в общество, как он применит свои способности, знания и опыт, короче говоря, как он будет вести себя.

Есть попытки классифицировать типы личности. Такие попытки терпят неудачу из-за того, что каждый человек по-своему специфичен. Не существует двух одинаковых особей, и поэтому их нельзя отнести ни к какому типу. Каждый человек, со своим характером, является типом для себя. Для каждого человека характерно то, что в каждой деятельности своим поведением он выступает как индивидуальность, как неделимое целое, как совокупность психических функций. Каждая эмоция, мысль, стремление, мотивация, жест, высказывание и действие уникальны для каждого человека.

Персона — это значимая структура. Элементы этой структуры настолько взаимосвязаны, что своим поведением могут привести человека к определенной цели. Во многих ситуациях человеческое поведение неосознанно, но все же присутствует и действует внутри человека как инициатор и направление. Осмысленная инициатива и направление действий в человеке наиболее очевидны, когда человек оказывается перед дилеммой между двумя противоположностями. Принимая решение, человек обычно делает это в соответствии со своими индивидуальными жизненными целями. Иногда они ясны и точны, находятся в фокусе сознательного поведения и легко поддаются рациональной оценке, но в других ситуациях они скрыты в подсознании человека, откуда воздействуют на поведение человека. Вот почему человек часто не может понять, почему он вел себя определенным образом в той или иной ситуации. Обычно ему необходимо подумать, чтобы понять истинные мотивы своей реакции, приведшие к ситуации принятия того или иного осознанного или подсознательного решения.

Для человека характерна сознательная связь с окружающей его средой. С первого дня жизни ребенок вступает в контакт со своим окружением сначала физически и биологически, а затем и психологически. Окружающая среда воздействует на ребенка, побуждает его развиваться, заставляет приспосабливаться к условиям жизни и тем самым побуждает его меняться и совершенствоваться, обогащать свой опыт и направлять свои умения или приобретать новые. Ребенок растет под влиянием своего окружения, но в то же время он влияет и на окружение. Ребенок реагирует на происходящее вокруг него в попытке приспособиться к окружающей среде, но также предпринимает попытки максимально изменить обстоятельства в свою пользу.

С самого начала жизни ребенок живет среди людей, которые относятся к нему определенным образом и переживают его по-разному. Ребенок на все это реагирует. Когда какая-то форма поведения в окружающей среде повторяется чаще, это производит впечатление на ребенка. У ребенка вырабатывается реакция на это, и это постепенно становится постоянной привычкой. Собственно, так и строится отношение ребенка к окружающему, т. е. к определенным жизненным ситуациям. Если, например, ребенок увидит, что другие неоднократно выполняют его обязанности, он перестанет их выполнять и будет постоянно ждать, пока кто-то другой сделает это за него. Если, напротив, он часто видит, что родитель груб и оскорбителен, страх становится привычкой, и ребенок заранее пугается, прежде чем произойдет встреча между ним и родителем, то есть теряет доверие к родителю. .

Но и окружающая среда реагирует на поведение ребенка. Своим поведением ребенок может влиять на изменение поведения родителей. Родитель может отреагировать на избалованного и пассивного ребенка, изменив режим воспитания в властном смысле. Затем он будет заставлять ребенка заниматься деятельностью, к которой ребенок не готов из-за ранее упущенного времени, в то время, когда ребенок уже должен быть вполне способен к такой деятельности. Он будет критиковать, наказывать и тем самым превращать свою пассивность в эмоциональный конфликт, что создаст основу для невротической реакции у ребенка. Или наоборот, он будет действовать осторожно, избегая авторитарного подхода, и будет использовать положительное отношение к нему, чтобы повысить доверие и исправить упущенное время, чтобы добиться окончательного изменения поведения ребенка.

Правильные действия родителя обычно вызывают у ребенка положительную реакцию, и таким образом ребенок формируется человеком, к которому окружение относится конструктивно. Подразумевается, что только при таких отношениях между ребенком и окружающей средой ребенок в дальнейшем будет развиваться в личность с крепким психическим здоровьем. Неправильные методы воспитания вызывают у ребенка негативное поведение. Большинство родителей не осознают этого и продолжают совершать одни и те же ошибки или, что еще хуже, ухудшают свое воспитание. Затем поведение ребенка становится все более негативным. Но его можно исправить, если со временем среда изменит свое отношение к нему.

Длительное, последовательное отношение родителей к ребенку все больше определяет особенности его личности. Чем старше ребенок, тем сложнее ему изменить свои жизненные привычки и установки. Это связано не только с определенным образом длительным воспитанием, но и с тем, что по мере взросления и взросления ребенка изменения затрагивают и его.

Это накладывает две задачи в процессе формирования личности ребенка:

  1. При оценке фактора среды и его влияния на формирование личности ребенка всегда следует учитывать возраст ребенка. Например, если двухлетнего ребенка разлучают с матерью и его необходимо госпитализировать на три месяца, это может серьезно повлиять на развитие его личности. Три-четыре года спустя воздействие будет меньше, и ребенок препубертатного возраста, скорее всего, испытает это без более глубоких эмоциональных потрясений.
  2. Для того, чтобы ребенок вырос здоровым человеком, как можно раньше, с самого начала жизни ребенка, следует максимально применять их по правильным воспитательным методикам. В раннем детстве они будут иметь более сильное влияние, чем позже. Ошибки воспитания у ребенка раннего возраста должны быть максимально сведены к минимуму, потому что ошибки воспитания в этом возрасте более опасны, чем в более позднем его развитии. Насколько успешны родители в воспитании своих детей, будет зависеть от их предшествующих знаний о правильном воспитании детей.

Правильное отношение окружения к ребенку делает подростка более эмоционально устойчивым. Когда взрослые относятся к своим детям здоровым образом, они все больше и больше доверяют им. Тогда некоторые ошибки в поведении родителя по отношению к ребенку останутся без существенных последствий. Напротив, неправильно воспитанный ребенок, не доверяющий своему окружению, будет реагировать чрезмерно негативным поведением даже на небольшие нарушения. Например, на необоснованный запрет родителей воспитанный ребенок отреагирует почти незаметной обидой и без вспышек. Неправильно воспитанный ребенок, скорее всего, ответит на такой же запрет возмущением и дерзким поведением.

Ребенок, у которого сформировалось крайнее недоверие к окружающему, с такой эмоцией переживает правильные действия своих родителей. Он изменит свое поведение только тогда, когда почувствует постоянство в положительном отношении родителей к нему. Вот почему перевоспитать плохо воспитанного, уродливого ребенка гораздо труднее, чем изначально воспитанного. Для перевоспитания ребенка требуется от родителей гораздо большее мастерство, терпение и профессиональные знания, чем при обычном воспитании.

Хотя воздействие среды имеет решающее значение для формирования личности ребенка, детская психика не является безличностью, с которой родители могут делать все, что хотят. Следует иметь в виду, что ребенок рождается с определенными психологическими предпосылками, которые уже заложены в его личности. Правда, эти унаследованные характеристики проявляются по-разному в зависимости от интенсивности воздействия на окружающую среду, однако они продолжают влиять на формирование индивидуальности человека.

Наличие врожденных предпосылок в формировании личности ребенка является причиной того, что одна и та же воспитательная мера не может иметь одинаковой реакции у всех детей. Формирование человека будет зависеть от того, как к нему относится среда, но в окончательном формировании всегда будут иметь определенную долю и врожденные предпосылки, которые у каждого человека разные.

Поэтому не следует игнорировать или стремиться к тому, чтобы ребенок во что бы то ни стало подстраивался под желания родителя, а нужно учитывать и уважать его индивидуальность. Врожденные предпосылки, такие как черты характера, изменить нельзя, поэтому родитель должен подстраиваться под них, а не наоборот.

Маленький ребенок легко приспосабливается к влиянию окружающей среды. В ходе своего развития «Я» ребенка постепенно выстраивается, и он становится все более определенным и все более твердым субъектом, по-своему испытывающим различные воздействия среды. Все чаще индивидуальное «Я» открывает перед ребенком возможности инициативно действовать в своем окружении. По мнению Адлера А., именно благодаря инициативному творческому «Я» дети отличаются друг от друга, а также различием их реакций на происходящие вокруг них события.

Благодаря активному отношению к окружающей среде дети со временем становятся психически способными к самозащите от негативных факторов, полностью отвергая или, по крайней мере, смягчая их влияние. Таким образом, большинство детей не становятся девиантными личностями, несмотря на многочисленные ошибки родителей в процессе воспитания.

Все эти факты позволяют сделать вывод о том, что окружающая среда является очень мощным фактором развития личности ребенка, но не всемогущим. Кроме среды, меньшую роль играют и другие факторы в психическом формировании личности ребенка. Прежде всего это врожденные психофизические предрасположенности и все более выраженное творческое «Я». Поэтому при воспитании ребенка нельзя добиться абсолютных результатов, но необходимо, чтобы цели воспитания и амбиции родителей были приспособлены к индивидуальности каждого ребенка.

Основные факторы, влияющие на развитие личности у детей

Личность ребенка начинает формироваться, наблюдая за своим окружением, окружающими его людьми и извлекая уроки из них. Многие факторы способствуют этому развитию, что делает его сложным и постепенным процессом.

Личность человека можно определить как совокупность качеств, убеждений, чувств, мыслей, установок, эмоций и идей, отличающих его от других. В течение многих лет социологи пытались найти причины, по которым люди ведут себя так, а не иначе и как формируются личности. Существует распространенное мнение, что если факторы, формирующие личность человека, контролировать еще в самом детстве, то человек может быть всесторонне развитой личностью.

Социальное и личностное развитие детей

Существует несколько теорий, утверждающих, что личность человека напрямую связана с генами. Но это не может объяснить, почему у братьев и сестер разные характеры. Другая теория гласит, что именно среда, в которой растет ребенок, формирует его. Родители ребенка, учителя, друзья, его дом и школьная среда — все они имеют большое влияние на формирование его личности. Наконец, детские переживания играют важную роль в определении его будущего поведения.

Влияние родителей

Из всех факторов, ответственных за развитие личности, влияние родителей является наиболее важным. То, как родители ведут себя с ребенком, насколько ему позволено общаться, какой культуре он подвергается с их стороны, и эмоциональный склад его родителей, все это имеет большое влияние на умственное развитие ребенка. В раннем детстве все дети подражают манерам своих родителей. Таким образом, родители должны позаботиться о том, чтобы стать хорошим примером для подражания для своих детей.

Домашняя среда

Родители должны убедиться, что ребенок включает положительные эмоции в свою личность и держится подальше от отрицательных. Ребенку нужны оба родителя, чтобы развить свою личность. Отсутствующий отец может оказать негативное влияние на ребенка. Чтобы ребенок стал уверенным, позитивным человеком, родители должны избегать чрезмерной властности, попыток чрезмерно дисциплинировать, критиковать ребенка, обескураживать его, сравнивать его с другими и быть пристрастным.

Школьная среда

Помимо домашней среды, школьная среда ребенка также играет важную роль в формировании личности ребенка. Как только ребенок начинает ходить в школу, он учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками. Он узнает, как «играть» в соответствии с правилами и нормами. Он получает образование, учится читать, писать и эффективно общаться. На личность ребенка большое влияние оказывает то, как к нему относятся в школе, как его учителя, так и его сверстники.

Культура

Нельзя игнорировать влияние культуры на развитие личности и общества. Например, ребенка, воспитанного в западных странах, учат быть индивидуалистом и соревновательным, в то время как детей, воспитанных в странах Азии, Африки и Южной Америки, учат сотрудничать. В разных культурах разные ценности, и ребенок растет вместе с ними, подсознательно впитывая одно и то же.

По словам психиатра Эрика Эриксона, ребенок проходит различные этапы, такие как младенчество, детский возраст, дошкольный и школьный возраст.


Learn more