Эмоционально волевая сфера ребенка


Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка - Псилогия

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка - Псилогия
  1. Психологи Хабаровска
  2. Новости
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, приобретает определенные навыки, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные состояния: радость, злость, сочувствие, зависть, удивление. Понимают ли родители эмоциональные состояния своего малыша, умеют ли объяснить их, помочь пережить, справиться? Или же они оберегают его от любых печалей. Родители, не способные вынести малейшего страдания ребёнка, каждый раз заслоняющие его от неприятностей, лишают своего малыша возможности научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо учитывать следующие моменты:

• Обогащайте активный словарный запас словами, обозначающими эмоциональные состояния: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. Объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Миша рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

• С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Ты сердишься на меня из-за того, что я не купила тебе игрушку?».

• Предложите различные способы, которые помогут ребенку взять себя в руки: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать? Можно побегать, покататься на велосипеде, нарисовать свои эмоции, послушать любимую музыку, потанцевать».

Проделанная работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует.

Информация о контактном лице


Фамилия*

Дата рождения*:

Консультация нужна вам

Консультация нужна вашему ребёнку

Информация о ребёнке


Фамилия*

Дата рождения*:

Телефон*:

Email:

Выберите город: ХабаровскКомсомольск-на-АмуреСовгаваньВаниноСолнечныйАмурскХор

Установлена инвалидность

инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и лица, сопровождающие таких детей, обслуживаются вне очереди

Пожалуйста укажите желаемую дату приёма не ранее 10. 01.2023

Дата с*:

Дата по*:

Часы*: --9101112131415161718

Минуты*: --00153045

Комментарий (необязательно)

Согласен на обработку персональных данных

Трамвайный проезд, 5а
1 этаж

№ кабинета Температура
1 19°С
2 18°С
3 18°С
4 18°С
5 19°С
6 18°С
7 18°С
8 19°С
9 18°С
10 19°С
11 19°С
12 20°С
13 19°С
14 18°С
15 18°С
16 18°С
Холл 17°С

Трамвайный проезд, 5а
2 этаж

№ кабинета Температура
17 19°С
18 19°С
19 20°С
20 18°С
21 18°С
22 19°С
23 20°С
24 19°С
25 18°С
26 19°С
27 19°С
Холл 18°С

Переулок Фабричный, 23а

№ кабинета Температура
1 18°С
2 18°С
3 18°С
4 18°С
5 18°С
6 19°С
7 18°С
8 19°С
9 18°С

1. Мне:

Есть 18 лет Нет 18 лет

2. Считаете ли Вы работников организации доброжелательными и вежливыми:

Да Нет

3. Удовлетворены ли Вы компетентностью работников организации:

Да Нет

4. Удовлетворены ли Вы уровнем материально-технической базы организации в целом (состояние кабинетов и зданий):

Да Нет

5. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых организацией услуг (в том числе образовательных):

Да Нет

6.  Готовы ли Вы рекомендовать организацию Вашим родственникам, друзьям, знакомым:

Да Нет

Email:

Ваши предложения:

Ваш email:

Спасибо! Ваша заявка принята!
Пожалуйста дождитесь звонка администратора для подтверждения!

Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка и зачем это делать?

 

и зачем это делать?

 

 

Наверное, всем родителям знакомы истории, когда ребенок не хочет убирать вечером игрушки или ноет, одеваясь в садик, или не может сосредоточиться на занятии, не доводит ни одно дело до конца и пасует при первой же неудаче.

Это все невероятно изматывает. Непонятно, как действовать – то ли давить, то ли сделать все самому. Давление и требования часто приводят к настоящим боевым действиям и ежедневным конфликтам в семье. Выполнение за ребенка таких простейших дел, как одевание и уборка приводят к развитию инфантильности, неуверенности в себе и нежелании что-то делать самому.

Как же поступать в таких ситуациях? По сути, все обозначенные проблемы – это проявление одной единственной проблемы – неразвитости эмоционально-волевой сферы (ЭВС).
Что такое ЭВС? Проще говоря, это то, что дает нам возможность сосредоточиться на важном деле, когда есть масса отвлекающих факторов и вообще не хочется ничего не делать.

Произвольное внимание, контроль над своими действиями, ответственность, понимание другого и своих собственных эмоций и чувств – это то, чему нужно учить ребенка в дошкольный период, готовя его к школе, а не только считать и читать. И это все относится к развитию ЭВС.

С каких лет нужно этим заниматься и нужно ли, или все-таки «само придет»?

Развивать нужно обязательно! Начиная лет с 2-2,5. Сколько детей страдают в школе от неумения плодотворно работать на уроке дольше 10-20 мин, сидят по много часов над домашними заданиями, отвлекаясь на каждый шорох из-за стены? Сколько людей не способны сосредоточиться на работе дольше 20-30 минут или работать из дома из-за склонности к прокрастинации? Пусть ваш ребенок не столкнется с такими проблемами!

Какие ошибки в воспитании не дают развиваться эмоционально-волевой сфере?

Прежде всего, это желание сделать все лучше и быстрее за ребенка, отсутствие доверия к маленькому человеку или, напротив, завышенные требования и ожидания, отсутствие правил и границ дома, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или с папой можно, а с мамой нельзя, сильная нагрузка у ребенка (постоянные, сменяющие друг друга впечатления-развлечения, много времени с гаджетами или за просмотром мультфильмов, большое количество занятий, когда день расписан буквально по минутам).

Какие условия нужно создавать для развития эмоционально-волевой сферы?

Это, обязательный, понятный ребенку и подходящий по возрастным нормам, режим дня и сна, регулярное предоставление ребенку возможности проявить самостоятельность. Нужно показывать пример, побуждать ребенка завершать начатое, заниматься закаливанием, уделять внимание физическому развитию, создавать для ребенка его зону ответственности в домашних делах и конечно играть в различные игры на развитие волевой сферы и эмоционального интеллекта.

Игры на развитие волевой сферы, произвольного внимания и усидчивости:

1. Различные настольные или подвижные игры, требующие соблюдения правил. Важно, чтобы от выдержки и самоконтроля ребенка зависел исход такой игры, или чтобы малыш видел, как ведут себя остальные, как они соблюдают последовательность ходов, как поступают в невыгодных для себя условиях. Особое внимание тут следует уделить играм типа «Падающая башня» или «Стулья», различным играм на баланс.

2. Хорошие игры на развитие внимания и самоконтроля – это различные игры с запрещенными словами или движениями. Например, нужно повторять за ведущим все слова кроме названий предметов мебели или все движения, кроме поднятия рук вверх.

3. Рассказ любой известной сказки с заменой одного из персонажей на какие-то движения. Например, рассказать сказку про Машу и трех медведей, заменяя слово «медведь» каждый раз на топанье или рычание. Так же можно считать по порядку, заменяя все числа, в которых встречается 2, на хлопок.

4. Отличная игра для компании детей «Улитки» или «Черепашки». Задача добежать до финиша, как можно медленнее, последним.

5. Игра в спящего дракона. Пока уставший после работы, дракон-папа спит, дети должны выкрасть драгоценность, лежащую около него, но так тихо, чтобы он не заметил. Если дракон открывает глаза – надо замереть, а потом тихонько вернуться на два шага назад.

По такой схеме можно придумать массу различных игр. Главное, чтобы они требовали от ребенка проявление терпения и сосредоточенности на достижении цели. Хороши в плане развития волевой сферы игры в шахматы, шашки, головоломки, спортивные соревнования, занятия на балансире, чтение книжек, где герои выдерживают все тяготы и испытания на пути к своей цели.

Выбирайте занятия по возрасту и отмечайте малейшие успехи!

Что касается эмоциональной сферы, то в этой области сейчас масса различных игр и пособий. Это и магнитные лица, и разнообразные карточки с эмоциями, книги на любой вкус. Старайтесь больше обсуждать с ребенком его и свои чувства, угадывать какие эмоции обычно испытывают люди в различных ситуациях (разбил чашку, упал в лужу, забыл сделать домашнее задание, поругался с другом и т.п.), читайте книги и отмечайте мотивы поступков разных героев. Можно поиграть в такие игры, как изображение эмоций, нарисованных на карточках, попросить ребенка попрыгать, как радостный мячик, потопать, как рассерженный медведь, изобразить грустную тучку. Хорошей тренировкой эмоциональной сферы является изображение настроения музыки в танце или настроения стихотворения.

Развивая эмоционально-волевую сферу ребенка, особенно в дошкольном возрасте, вы закладываете прочную основу его успешности и самоценности в будущем!

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой на эту страницу

Викторины для детей с ответами

Викторины для широкой аудитории

Сценарии зимних праздников

Сценарии новогодних утренников

Сценарии весенних праздников

Игровые уроки английского языка

Поздравления с праздником

Красота и здоровый образ жизни

Семейный отдых с детьми

Статьи

 

 

Сборник игр для детского праздника

Пошаговая инструкция проведения детского праздника

Рецепты тортов

Сахаджа йога

 

Мы в соцсетях:

 

 

 

Коррекция эмоционально-волевой сферы личности детей с гиперкинетическим расстройством — Психологическая наука и образование — 2009.

Вып. 14, нет. 5

Психологическая наука и образование
2009. Том. 14, нет. 5, 89–96
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (онлайн)

'; для (var i = 0; i

3913

Реферат

В статье изложены взгляды автора на значение эмоционально-волевой сферы и методы ее коррекции у детей с гиперкинетическим расстройством. В качестве наилучшей практики коррекции эмоционально-волевой сферы предлагается развитие воображения. Цель исследования - изучить эмоционально-волевую сферу детей с гиперкинетическим расстройством для разработки эффективной коррекционной программы. Предполагалось, что по мере развития воображения можно корректировать эмоционально-волевые нарушения детей. с гиперкинетическим расстройством. В экспериментальную группу вошли 15 детей школьного возраста с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности любого генеза, проходящих курс коррекционно-развивающего обучения. В контрольную группу вошли 15 детей с таким же диагнозом, не посещавших коррекционно-развивающих курсов. Авторами разработана программа из 18 занятий на полгода, включающая задания и упражнения, направленные на развитие воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Конечная цель программы коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей с гиперкинетическим расстройством. В результате проведенной программы повысился уровень распределения внимания, улучшились внутригрупповые отношения, наладились отношения с семьей, закрепились навыки конструктивной деятельности, снизился уровень тревожности.

Ключевые слова: гиперкинетическое расстройство, гиперактивность, СДВГ, эмоционально-волевая сфера, воображение, мотивационное поле

Рубрика журнала: Клиническая и специальная психология

Для цитирования: Калинина О. С., Свистунова Е.В. Коррекция эмоционально-волевой сферы личности детей с гиперкинетическим расстройством. Психологическая наука и образование = Психологическая наука и образование, 2009. Том. 14, нет. 5, стр. 89–96.

Каталожные номера

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2006.
  2. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. М., 2002.
  3. Дудецкий Л. Я., Люстина Е. А. Психология воображения. М.-Смоленск, 1997.
  4. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000.
  5. .
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2000.
  7. .
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутько Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. СПб., 2007.
  9. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М., 2004.
  10. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. М., 1993.
  11. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002.
  12. Шевченко Ю.В. С . Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. СПб., 1997.
  13. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога: коррекционные игры, детская конфликтология, развивающие занятия. Ростов-на-Дону,
    2006.

Калинина Ольга Сергеевна, студентка кафедры клинической психологии и психологии особых потребностей Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, e-mail: [email protected]

Свистунова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, кафедра клинической психологии и психологии особых потребностей, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, e-mail: [email protected] ru

Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения старшеклассников

Реферат

Волевое поведение - сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.

Ключевые слова: Волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка

Введение

В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т.е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.

Условия развития проблемы.

При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.

Особенности произвольного действия ребенка.

Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и двигательной деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.

Постановка проблемы

Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.

Мнение ученых.

Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Исследовательские вопросы

Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.

Уровни волевой регуляции.

Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19).89, 1986, 1983; Котырло, 1974).

Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.

Цель исследования

Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.

Развитие ребенка.

Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают эрг и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).

В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).

Механизм поведения.

Важным для развивающей программы было положение о том, что механизмы произвольного поведения дошкольника зарождаются и формируются в игре (ролевой, сюжетно-дидактический, двигательный). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.

Два направления детской воли.

Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли велась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.

При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые - дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.

Виды деятельности.

Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего используется познавательный термин для дошкольников), коммуникативная и три группы показателей: скорость, эргическая и изменчивость.

Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью этого же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).

Находки

При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.

Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).

Стадии волевого действия у психологов.

По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.

Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.

Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели - возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.

Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).

Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.

Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.

В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.

Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:

- приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;

- создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;

- побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление ему права выбора, прогнозирование его возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;

- использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;

- способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.

Основные формы психолого-педагогического воздействия.

Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:

- лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими навыками и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;

- лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;

- индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.

Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.

Заключение

Основные результаты.

Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.

Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.

Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.

Навыки для детей.

В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.

Каталожные номера

  1. Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
  2. Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
  3. Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
  4. Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
  5. Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
  6. Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
  7. Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
  8. Пироженко Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
  9. Выготский, Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте.

    Learn more