Должно ли учитываться при устройстве ребенка в семью его этническое происхождение


Семейные формы устройства - Интернет проект "Усыновите.ру"

Семейные формы устройства - Интернет проект "Усыновите.ру"Вот уже 17 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

Семейные формы устройства

Усыновление

Опека (попечительство)

Создание патронатной семьи

Создание приемной семьи

Временная передача детей в семьи

Международное усыновление

Показать больше

Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

 

Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

 

Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).

Сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семьи

Основания и факторы Усыновление Опека (попечительство)
1 2 3
Федеральные нормативные акты, регулирующие особенности данной формы Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 29. 03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
Основание возникновения Решение суда Безвозмездная форма - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора
Согласие ребенка Требуется согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста
Характер возникающих отношений с детьми Возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению, которые предусмотрены нормами других отраслей законодательства Безвозмездная форма - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки - акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора
Прекращение правоотношений Носят постоянный характер, но возможна отмена усыновления в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством.
Опека прекращается по достижении малолетним 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем до достижении несовершеннолетним 18 лет. При заключении соответствующего договора – на срок, указанный в договоре.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Декабря 2022

Завершился очередной «ПрофЗачет» - социально-образовательный проект по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, города Москвы

13 Декабря 2022

На стороне ребенка: в Москве выбрали лучших специалистов органов опеки и попечительства со всей России

11 Декабря 2022

12 декабря в 10:00 (мск) состоится вебинар Зои Ординой «Зависимость от психоактивных веществ. Что делать родителю?»

06 Декабря 2022

«Норма и патология сексуального развития подростка. Роль и поддержка родителей». Смотрите новый вебинар в рамках Университета приёмных семей Усыновите.ру 7 декабря в 11:00 (мск)

Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов .

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к статье 123.

1. СК отдает приоритет семейному воспитанию детей (ст.1 СК). Право ребенка

жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка,

которое получило свое закрепление в ст.54 СК . Обычно здесь речь идет о проживании и воспитании ребенка в семье своих родителей. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания (передача на усыновление, под опеку (попечительство), в

приемную семью. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется

возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от

возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские

дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие

аналогичные учреждения. Администрация этих учреждений осуществляет права и

обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей без специального

назначения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.

2. Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из

интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения

и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства ребенка в семью. При устройстве ребенка должны также учитываться обстоятельства,

перечисленные в ч.3 п.1 ст.121 СК.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены и другие

(кроме форм, установленных в СК) формы устройства детей, оставшихся без попечения

родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства,

касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.

Во многих регионах РФ идет их активный поиск. Это – мини-детские дома, детские

деревни SOS и др.

4. Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции

опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом (п.3 ст.122 СК), подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение (ч.1 п.2 ст.123 СК).

УПРАВЛЕНИЕ ПО ГРАЖДАНСКИМ ПРАВАМ | HHS.gov

Меморандум

4 июня 1997 г.

до: Региональные менеджеры OCR
и
Региональные директора ACF

От: Деннис Хаяси / S /
Директор, Управление по гражданским правам
и
Olivia Golden / S /
Первый заместитель помощника секретаря,
                Управление по делам детей и семьи

ТЕМА: Межэтническое усыновление Положения Закона о защите рабочих мест в малом бизнесе от 1996 г.

20 августа 1996 г. президент Клинтон подписал Закон о защите рабочих мест в малом бизнесе от 1996 г. Раздел 1808 Закона озаглавлен «Устранение барьеров для межэтнического усыновления». " Раздел подтверждает и усиливает запрет на дискриминацию при усыновлении или передаче на попечение. Он делает это, добавляя к разделу IV-E Закона о социальном обеспечении требование Государственного плана и штрафы, которые применяются как к штатам, так и к агентствам по усыновлению. Кроме того, он отменяет раздел 553 Закона о многонациональном трудоустройстве (MEPA), в результате чего из закона удаляется формулировка, которая гласит: «Допустимое рассмотрение — агентство или организация [получающее федеральную помощь] может учитывать культурные, этнические , или расовое происхождение ребенка и способность предполагаемых приемных или приемных родителей удовлетворить потребности ребенка такого происхождения в качестве одного из ряда факторов, используемых для определения наилучших интересов ребенка».

Конгресс разъяснил свое намерение полностью устранить задержки в размещении там, где их можно было избежать. Раса, культура или этническая принадлежность не могут использоваться в качестве основания для отказа в размещении, а также такие факторы не могут использоваться в качестве причины для отсрочки любого помещения в приемную семью или приемного ребенка.

Положения о межэтническом усыновлении содержат запрет на отсрочку или отказ в передаче ребенка на усыновление или приемную семью на основании расы, цвета кожи или национального происхождения усыновителя или приемного родителя или вовлеченного ребенка. Кроме того, они добавляют требование государственного плана IV-E, которое также запрещает откладывать и отказывать в приемных и приемных семьях на основании расы, цвета кожи или национального происхождения.

Положения также налагают на штаты и субъекты, получающие федеральное финансирование, которые не соблюдают эти требования плана штата IV-E, особые дифференцированные финансовые санкции (в случаях, когда план корректирующих действий не решает проблему в течение шести месяцев). Сотрудники ACF и сотрудники OCR работают над разработкой общего протокола для определения соблюдения этих положений о межэтническом усыновлении, а также политики и процедур, которые ACF должен использовать при применении требований раздела IV-E, разработке планов корректирующих действий и наложении штрафов.

В качестве первого шага в реализации нового требования Государственного плана IV-E и связанных с ним штрафов ACF планирует внести поправки в некоторые из своих проверок благосостояния детей, чтобы проверить их на соответствие положениям MEPA и положениям о межэтнических отношениях. ACF начнет предварительную документацию по соблюдению MEPA в течение 1997 финансового года, завершив работу над официальными стандартами и протоколами проверки, которые будут опубликованы в качестве предлагаемых правил. Государства, которые признаны несоответствующими, будут немедленно вовлечены в планирование корректирующих действий. Наказания, налагаемые законом, градуированы и варьируются в зависимости от населения штата, а также частоты и продолжительности несоблюдения. По оценкам Департамента, штрафы штатов могут варьироваться от менее чем 1000 до более чем 3,6 млн долларов США в квартал, а штрафы за продолжающееся несоблюдение могут достигать в некоторых штатах от 7 до 10 млн долларов США.

Управление по гражданским правам продолжит получать и расследовать жалобы, связанные с MEPA, и, кроме того, будет проводить независимые проверки для проверки соблюдения требований в штатах. Администрация по делам детей и семей также будет проводить проверки, которые сосредоточены на проверке соответствия MEPA или включают его. Два агентства HHS будут использовать общий протокол и стандарты проверки, чтобы обеспечить единообразное применение закона, а также справедливое и эффективное правоприменение.

Конгресс сохранил раздел 554 MEPA, который требует, чтобы программы услуг по защите детей предусматривали тщательный набор потенциальных приемных и приемных семей, которые отражают этническое и расовое разнообразие детей в штате, для которых необходимы приемные семьи и приемные семьи. Это раздел, который требует от государств включения положения о добросовестном найме в свои планы штата IV-B. Требование добросовестного найма никоим образом не смягчает запрет на отказ или задержку в приеме на работу по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения.

Ниже приводится язык нового положения. Ключевые термины, содержащиеся в MEPA, которые были удалены, показаны, но зачеркнуты.

Лицо или правительство, участвующие в усыновлении или передаче на воспитание, не могут: (a) [ категорически ] отказывать любому лицу в возможности стать усыновителем или приемным родителем, [ исключительно ] на основании расы, цвета кожи или национального происхождения человека или ребенка; или (B) отсрочить или отказать в передаче ребенка на усыновление или в приемную семью [ или иным образом дискриминировать при принятии решения о размещении, исключительно ] на основе расы, цвета кожи или национального происхождения усыновителя или приемного родителя или ребенка.

Политика HHS в области гражданских прав и защиты детей уже запрещает отсрочку или отказ на основании расы, цвета кожи или национального происхождения. Эти политики были разработаны в соответствии со стандартами строгой проверки и дополнительно поддерживаются формулировками положений о межэтническом размещении. Результат исключения из устава слов «категорически», «исключительно» и «или иным образом дискриминировать при принятии решения о размещении, исключительно» заключается в разъяснении того, что запрещены не только категорические запреты трансрасовых размещений. Скорее, эти изменения разъясняют, что даже в тех случаях, когда отказ не основан на категорическом соображении, что запрещено, другие действия, которые задерживают или отклоняют размещение на основании расы, цвета кожи или национального происхождения, запрещены.

Отмена «допустимого рассмотрения» MEPA подтверждает, что надлежащий стандарт для оценки использования расы, цвета кожи или национального происхождения при усыновлении и размещении в приемных семьях требует строгой проверки. Принимая MEPA, Конгресс запретил действия, нарушающие строгий конституционный стандарт строгой проверки. Этот стандарт отражен в положении, устанавливающем, что нарушение MEPA считается нарушением Раздела VI. Сам Раздел VI включает стандарт строгой проверки. В опубликованном Департаментом руководстве MEPA подчеркивается этот стандарт, недвусмысленно заявляя, что «правила, политика или практика, которые не соответствуют строгому конституционному критерию проверки, будут ... незаконными».

Несмотря на это руководство, после принятия MEPA некоторые утверждали, что допустимая формулировка рассмотрения позволяет государствам регулярно учитывать расу при принятии решений о размещении. Этот Департамент никогда не придерживался такой точки зрения, потому что это противоречило бы стандарту строгой проверки. Отмена Конгрессом допустимой формулировки рассмотрения устраняет основания для любых аргументов в пользу того, что такая рутинная практика допустима, и укрепляет позицию HHS. Однако устранение этой формулировки не влияет на введение стандарта строгой проверки. Как и в случае с MEPA, Конгресс включил в новый закон общее положение о недискриминации и связал нарушения этого положения с нарушениями Раздела VI. Изменения, внесенные в закон, усилили его, устранив области потенциального неправильного толкования и усилив правоприменение, продолжая при этом подчеркивать важность устранения барьеров для устройства детей. В этой области, как отмечается ниже, «наилучшие интересы ребенка» остаются действующим стандартом в приемных семьях и приемных семьях.

Политика Департамента в этой деликатной области определяется рядом дополнительных законодательных положений:

1) С точки зрения закона о гражданских правах стандарт строгой проверки в соответствии с Разделом VI, положения о межэтническом усыновлении и Конституция США запрещают принятие решений. на основе расы или этнической принадлежности, за исключением очень ограниченного числа обстоятельств, когда такое рассмотрение было бы необходимо для достижения убедительных государственных интересов. Единственный непреодолимый государственный интерес, связанный с благополучием детей, который был признан судами, - это защита «наилучших интересов» ребенка, который должен быть помещен. Кроме того, рассмотрение должно быть узко ориентировано на продвижение интересов ребенка и должно осуществляться как индивидуальное решение для каждого ребенка.

2) С точки зрения законодательства о защите детей Публичный закон 96-272, закон о реформе защиты детей, принятый в 1979 году, применяет стандарт «наилучших интересов ребенка» к судебным решениям относительно передачи детей в приемные семьи в качестве условия. о праве на федеральное финансовое участие в соответствии с разделом IV-E Закона о социальном обеспечении (Закон). Стандарт наилучших интересов является общим положением законов штатов, касающихся благополучия детей и домашних дел. Раздел IV-B Закона требует, чтобы штаты действовали в наилучших интересах детей и в своих государственных планах по обслуживанию детей и семьи «предусматривали тщательный набор потенциальных приемных и приемных семей, которые отражают этническое и расовое разнообразие детей». в государстве, для которых нужны патронатные и приемные семьи». В дополнение к определению наилучших интересов ребенка, планы штата в соответствии с заголовком IV-E Закона должны предусматривать, «что штат должен рассмотреть возможность предоставления предпочтения взрослому родственнику перед лицом, не состоящим в родственных связях, при определении места размещения. для ребенка при условии, что родственник, осуществляющий уход, соответствует всем соответствующим государственным стандартам защиты детей».

В соответствии с назначением нового закона и конституционным стандартом было бы неуместно пытаться использовать конституционный стандарт как средство регулярного учета расы и этнической принадлежности в процессе размещения. Любое решение рассматривать использование расы в качестве необходимого элемента решения о размещении должно быть основано на опасениях, возникающих в связи с обстоятельствами конкретного случая. Например, вполне возможно, что ребенок старшего возраста или подросток может выразить нежелание быть помещенным в семью определенной расы. В некоторых штатах дети старшего возраста и подростки должны дать согласие на их усыновление конкретной семьей. В такой индивидуальной ситуации агентство не обязано отклонять явное нежелание ребенка дать согласие при оценке размещения. Хотя работник, занимающийся усыновлением, может пожелать посоветовать ребенку, не следует сбрасывать со счетов представления ребенка о том, что создаст для него или него наиболее комфортные условия, и работнику следует рассматривать готовность ребенка принять семью как элемент, имеющий решающее значение для успеха усыновления. приемное размещение. В то же время работник не должен сбрасывать со счетов как возможное трудоустройство семьи той или иной расы, способные удовлетворить потребности ребенка.

Также могут возникнуть другие обстоятельства, при которых расовая или этническая принадлежность может учитываться при принятии решения о зачислении. Однако обозначить их все невозможно. Стандарт строгой проверки существует отчасти потому, что закон не может заранее предвидеть каждую фактическую ситуацию, которая может возникнуть. Тем не менее, основная идея стандарта строгой проверки в этом контексте заключается в том, что только самые веские причины могут служить оправданием рассмотрения расы и этнической принадлежности как части решения о размещении. Такие причины могут возникнуть только в уникальных и индивидуальных обстоятельствах. Соответственно, случаи, когда расовая или этническая принадлежность на законных основаниях может учитываться при принятии решения о размещении, будут соответственно редкими.

ACF выпустил Информационный меморандум (ACYF-IM-CB-96-24, от 14 ноября 1996 г., прилагается), который предоставил государствам основную информацию о положениях о межэтническом усыновлении и о других законодательных изменениях, которые непосредственно касаются усыновления и приемных детей. размещения, включая новое требование в разделе IV-E о том, что государства должны рассматривать родственников в качестве предпочтительного места размещения детей в системе защиты детей.

Многое уже сделано благодаря нашим совместным усилиям по реализации MEPA. Эти усилия на сегодняшний день были сосредоточены на важности четырех важнейших элементов:

1) Задержки в размещении детей, нуждающихся в приемных семьях, недопустимы, равно как и отказы, основанные на каких-либо запрещенных или иных неуместных соображениях;

2) Дискриминация недопустима, направлена ​​ли она в отношении взрослых, желающих стать приемными или приемными родителями, в отношении детей, нуждающихся в безопасном и подходящем доме, или в отношении сообществ или групп населения, которые до сих пор недостаточно использовались в качестве ресурс для размещения детей;

3) Активный, добросовестный и законный набор потенциальных патронатных и приемных родителей любого происхождения является как требованием закона, так и важным инструментом для выполнения требований надлежащей практики; и

4) Действующим стандартом в приемной семье или усыновлении было и остается «наилучшие интересы ребенка». Тем не менее, как отмечалось выше, любое рассмотрение расы, цвета кожи или национального происхождения при передаче в приемные семьи или усыновители должно быть узко ориентировано на удовлетворение наилучших интересов ребенка и должно осуществляться как индивидуальное определение потребностей каждого ребенка и в свете конкретных предполагаемых усыновителей. или способность приемного родителя заботиться об этом ребенке.

Защита деятельности, связанной с усыновлением и приемной семьей, от дискриминационной практики является одним из основных приоритетов HHS. Вопросы относительно этого меморандума следует направлять региональным менеджерам Управления по гражданским правам или региональным администраторам ACF (RA) и директорам центров (HD).

Можем ли мы быть избирательными в отношении расы ребенка, которого мы хотим усыновить?

Решение усыновить ребенка — это огромный шаг к созданию семьи. Есть много предпочтений, которые вы должны принять во внимание, такие как пол, возраст и даже раса. Раса имеет большое значение, когда речь идет об идентичности ребенка по мере его взросления. У вас есть выбор усыновить ребенка своей расы, ребенка другой расы, независимо от их пола, возраста или расы. Это личный выбор, и его следует тщательно обсудить.

Выбор расы ребенка

Многие люди хотят усыновить ребенка той же расы, что и они. Другие могут выбрать ребенка просто на основании его возраста, пола и, если он старше, его личности и характера. Поговорите со специалистом по усыновлению, который работает с вами над организацией усыновления. Они могут помочь вам пройти через эту часть процесса принятия решений. Если вы решите усыновить ребенка, независимо от его расы, вам может потребоваться учитывать некоторые вещи, такие как его культура и наследие, а также сможете ли вы предоставить им доступ к ним.

Влияние домашнего усыновления на культуру

Многие культуры, в том числе большинство коренных народов Америки, требуют, чтобы приемные родители обеспечивали адекватный культурный контакт и обучение ребенка по мере его взросления. Это предполагает обучение их родному языку и культурным традициям. Хотя иногда это может показаться трудновыполнимым, это важное требование, которое помогает ребенку идентифицировать себя с собой. То же самое можно сказать о любом ребенке, усыновленном родителями другой расы.

Быть совмещенным с ребенком

Помимо расы, возраста и пола, агентства по усыновлению ищут подходящего ребенка в паре с приемными родителями. Многие приемные родители готовы усыновить детей старшего возраста. В этом случае агентство по усыновлению сделает все возможное, чтобы найти ребенка, который соответствует предпочтениям усыновителей и потребностям ребенка. Если приемные родители не отдали предпочтение определенной расе, то будут рассматриваться дети всех рас.

Параметры усыновления

При первом собеседовании со специалистом по усыновлению вас попросят указать ваши предпочтения. Вы хотите новорожденного или заинтересованы в усыновлении ребенка любого возраста? Есть ли у вас предпочтения, когда дело доходит до гонки? Большинство людей склоняются к усыновлению в пределах своей расы, но есть и другие, которые смотрят только на потребности ребенка, а не на его расу, возраст или пол.


Learn more