Детдомовский ребенок


Принять в семью ребенка - какого возраста?

В наш Детский Дом № 19 приходят люди, которые хотят взять ребенка из детского дома в свою семью и воспитывать его как родного. Наша задача – помочь им подготовиться к такому важному и ответственному изменению в жизни. Помимо всего прочего, в подготовку будущих патронатных воспитателей (такую квалификацию получает человек, в семье которого живет ребенок) входит ознакомление с азами возрастной психологии. Нужно многое знать о детях. И не менее важно оценить свои силы и возможности, чтобы принять правильное решение.

Эта статья предназначена преимущественно людям, собирающимся принять в семью ребенка, но не имеющим опыта воспитания собственных детей. Либо тем, чьи дети были маленькими уже так давно, что все начало забываться, детали стерлись из памяти, а тот период жизни, когда дети были маленькими, вспоминается в «розовой дымке». Те же, кто сейчас воспитывает своих детей, смогут еще раз задуматься о том, чем хорош и чем труден для взрослых каждый период жизни их детей.

Итак, дети – это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Разумеется, новорожденный ребенок сильно отличается от, например, 17-летнего ребенка. Чтобы разобраться, как меняется ребенок за этот долгий восемнадцатилетний период, выделяют 6 основных периодов детства:

Дети-сироты (или социальные сироты) могут находиться в различных детских учреждениях. В зависимости от возраста детей эти учреждения подразделяются на Дома ребенка (или Дома малютки), где дети находятся до 3-х лет, и Детские дома, где живут дети от 3-х до 18 лет.

В нашем Детском Доме № 19 живут дети от 3 до 18 лет. Соответственно, наша задача – находить семьи для дошкольников (3-7 лет), младших и средних школьников (7-12 лет), подростков (12-15 лет) и юных воспитанников Детского Дома. Каждый из этих возрастов имеет свои преимущества и свои радостные для воспитателей стороны. Кроме того, каждый из возрастов имеет свои сложности и требует от воспитателей понимания, какие именно задачи будут входить в зону его (ее) ответственности.

Чтобы семьи смогли как следует подготовиться к принятию в семью ребенка определенного возраста, им необходимо очень хорошо представлять себе, какие трудности и какие радости несет с собой каждый возраст.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)

Возраст, который на данном этапе развития общества пользуется в Детском Доме наибольшим «спросом». Иногда желание взять в семью «маленького» ребенка вызвано объективными причинами, например, собственные дети еще не очень большие. Иногда просто «хочется маленького». Иногда же отсутствие опыта воспитание детей и большое количество разнообразных страхов и опасений приводят к мысли, что с маленьким ребенком, наверное, будет «проще». Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

Ребенка дошкольного возраста нужно очень многому научить. Он уже умеет говорить, но его речь продолжает развиваться, и от воспитателей во многом зависит, каким словарным запасом и культурой речи будет обладать этот человек. Его надо научить читать, и посвящать совместному чтению довольно много времени, а также научиться выбирать хорошие, подходящие по возрасту книжки. С ребенком этого возраста нужно много рисовать, лепить, мастерить и клеить из бумаги и других материалов.

Дети дошкольного возраста очень любят «помогать по дому» - во-первых, потому что им нравится подражать взрослым, а во-вторых, потому что им интересно делать что-то новенькое. Это их стремление «делать вместе с мамой (папой)» - стирать, готовить, вытирать пыль, чинить и т.д. - требует большого такта и терпения – ведь ребенок пока еще толком не умеет что-то делать. Он больше разольет, помнет, разобьет, сам выпачкается. Ему нельзя запретить «помогать» - ведь так вы отобьете у него охоту на будущее что-либо делать. Его надо постоянно и терпеливо учить – а ведь вам действительно в этот момент надо приготовить еду, сделать уборку, постирать, и что делать с малышом, который крутится под ногами и настойчиво требует к себе внимания?

Дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. Трехлетнему ребенку нужно находить новое занятие каждые 15-20 минут (это при условии, что занятие ему нравится). Ребенок 6-7 лет может заниматься чем-то одним до получаса. При этом ему необходимо участие взрослого в его занятиях. Для ребенка дошкольного возраста главное занятие в жизни – это игра. Игра – это и общение, и взаимодействие с миром, и способ самовыражения и организации собственного пространства. В игру вовлекаются по возможности все люди, находящиеся поблизости, и все предметы, до которых можно дотянуться. Ребенку дошкольного возраста нужно ВСЕ ваше внимание. Он говорит с вами, он задает вопросы вам, он играть хочет с вами. С ним нужно гулять два раза в день, некоторые дети в этом возрасте перестают спать днем. При этом детские сады не всегда «облегчают» жизнь. Во-первых, не каждого ребенка целесообразно отдавать в детский сад. Во-вторых, в детских садах дети часто болеют, и получается так – две недели ходит в детский сад, две недели сидит дома.

При ребенке дошкольного возраста нельзя много смотреть телевизор – иначе он будет смотреть его вместе с вами, а это ему вредно.

Ребенка этого возраста нужно терпеливо учить личной гигиене и опрятности. Необходимо научить его по возможности аккуратно есть и убирать за собой. Задача воспитателя – сделать так, чтобы ребенку самому доставляло удовольствие наводить порядок, быть чистым, самому умываться и одеваться по утрам.

В дошкольном возрасте у детей возникает много конфликтов. Они делят игрушки, причем не всегда мирным путем. Они обзываются и часто дерутся. Они повторяют ВСЕ слова, которые когда-либо слышали, и ВСЕ жесты, которые когда-либо видели. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что бывают «внутрисемейные» и «светские» разговоры, и выскажет любым людям все, что он слышал дома.

В любом случае, ребенок дошкольного возраста требует от воспитателя колоссального количества энергии, подвижности, активности, безграничного терпения и здорового оптимизма. Следует особо предостеречь тех, кто возлагает большие надежды на бабушек, - «Она же вырастила нас, своих детей, вырастит и еще одного». Конечно, опыт бабушки неоценим, но подумайте, что если вам сейчас уже за сорок, это значит, что когда бабушка совершала свой педагогический подвиг, она была на сорок! лет моложе. Она вам, конечно, поможет, но основная ответственность и основная нагрузка ляжет на вас.

Есть еще один вопрос, на котором следует остановиться особо. Иногда люди настаивают на младшем возрасте из соображений, что в этом возрасте ребенок «как чистый лист», у него отсутствуют воспоминания, а если они есть, то он очень быстро «все забудет». Во-первых, «чистых листов» не бывает. Даже родной новорожденный ребенок уже имеет свой характер и свои особенности, и может расти абсолютно не похожим на вас ни внешне, ни внутренне. Во-вторых, насколько быстро ребенок забудет то плохое, что было в его жизни, зависит не от возраста, а от отношений в новой семье, в том числе от степени уважения, с которой новая семья отнесется к его прошлому. Чем старательнее вы будете «стирать» прошлое ребенка из его памяти, тем упорнее он будет цепляться за самые мельчайшие крупицы своих воспоминаний, пусть даже самые плохие для него. Вам потребуется много терпения и известная степень самоотречения и доверия – ведь ребенок еще маленький, он не может в этом возрасте рассказать вам, что его мучает и пугает – вам нужно принять его со всеми его проявлениями, иногда не понимая, что именно с ним происходит.

Младший и средний школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Люди, которые приходят к нам в Детский Дом с запросом на «очень маленького» ребенка, зачастую с удовольствием принимают в семью ребенка школьного возраста. Это происходит потому, что они осознают, что ребенок-школьник, сохранив практически всю привлекательность «маленького», приобрел ряд преимуществ чуть более старшего, школьного, возраста. Давайте посмотрим, каким образом это возможно.

Ребенок семи-восьми-девяти лет – это на самом деле еще совсем маленький ребенок. Он очень нуждается в заботе и понимании взрослых, и на свете есть еще такое огромное количество вещей, которым его надо научить! Ребенок десяти-одиннадцати лет, конечно, ведет себя уже более самостоятельно, но на самом деле очень сильно хочет, чтобы его любили, чтобы он был кому-то нужен. Потребность в привязанности с возрастом не ослабевает, а напротив, усиливается. Ведь ребенок школьного возраста уже последовательно мыслит, осознает себя и свое место в мире. Не найдя своих «дорогих и близких», ребенок школьного возраста оказывается в опасности оценить себя самого как «плохого», «ненужного».

Ребенок школьного возраста уже, как правило, умеет учиться. Большая часть его дня занята и расписана по времени – ему надо быть в школе, потом нужно делать уроки. В этом возрасте дети часто начинают ходить в разные кружки или секции. Поэтому получается так, что взрослые в семье начинают располагать б ольшим количеством личного времени, чем это было с ребенком-дошкольником. С другой стороны, первые школьные годы предоставляют воспитателю возможность очень многое вложить в ребенка, помочь ему, открыть перед ним прекрасный мир знаний и найти в этом мире разные увлекательные вещи. Сколько книжек можно прочитать вместе! Сколько интересных историй взрослый может рассказать ребенку! Для ребенка школьного возраста, также как и для дошкольника, очень важно быть просто рядом со «своим» взрослым.

Те, кто мечтает подготовить ребенка к школе и повести его первый раз в первый класс, находят не меньше радости в том, чтобы подготовить его в следующий класс. Ведь ребенку в любом случае потребуется ваша помощь и поддержка со школой – с вами он пойдет уже в другую, новую школу, и как он будет волноваться! Как ему будет важно, чтобы вы были рядом с ним в этот ответственный и по особенному радостный момент его жизни! Ведь теперь он идет в школу не просто так, а его провожает его семья, все за него волнуются и радуются. А когда он вернется домой, будет кому рассказать о том, что было в школе, похвастаться, спросить совета, просто выразить свои чувства и впечатления.

Дети школьного возраста очень любят играть. Игры могут меняться, становиться более сложными – например, шашки и шахматы, лото. Дети этого возраста очень любят всякие переодевания и розыгрыши. Они могут достаточно долго времени проводить за каким-либо одним занятием – например, складывать паззл, вязать, рисовать, мастерить. В этом возрасте ребенок уже способен разделить ваши увлечения. Школьник с удовольствием ездит на дачу. Он (или она) обычно находит там друзей-сверстников, с которыми спокойно и безопасно может проводить время. С другой стороны, ребенку этого возраста уже вполне по силам помочь в огороде и по хозяйству. Школьник обычно с удовольствием сопровождает взрослых в их прогулках и поездках, может вместе со старшими членами семьи заниматься фотографией, спортом, кулинарией или садоводством.

Ребенок школьного возраста познает мир уже не так беспечно, как дошкольник. Он размышляет и анализирует, сомневается и пробует делать выводы. Ему так важно, чтобы рядом был кто-то старший, к кому и прижаться можно, приласкаться и подурачиться, и с которым можно спокойно и серьезно поговорить.

В целом ребенок школьного возраста требует от воспитателя уже гораздо меньше физических сил. Идиллическая картинка, которую обычно приписывают дошкольному возрасту ребенка – вы сидите в своем любимом кресле и читаете ваш любимый журнал, а неподалеку возится ваш малыш – на самом деле становится реальностью с ребенком школьного возраста. Ему достаточно, что вы просто находитесь где-то поблизости. Необходимо отметить, что бабушки гораздо успешнее и с большей охотой присматривают за детьми именно этого возраста – здесь от них не требуется такого напряжения сил, как с совсем маленькими детьми.

Подростковый возраст (от 12 до 15 лет)

Часто к нам в Детский Дом приходят люди, которые хотят принять в свою семью именно подростка. Как правило, это достаточно зрелые люди, сохранившие в своей душе запас нежности и любви. Здраво оценивая свои силы и возможности, вспоминая себя в подростковом возрасте, эти люди хотят стать для взрослеющего ребенка другом, опорой и защитой, в которой ребенок-подросток так нуждается.

Иногда семьей для подростка становится человек, который до прихода к нам и не помышлял ни о чем подобном. А почему не помышлял – это нетрудно понять. Ведь даже когда газеты и телепрограммы говорят о детях из детских домов – почему-то речь всегда идет о маленьких детях. Общество как будто игнорирует тот факт, что дети – это ведь до восемнадцати лет, и все они – ДЕТИ! О подростках же из детских домов либо не упоминается вообще, либо в связи с «криминогенными» группами населения. Придя к нам, люди вдруг «узнают» о том, что есть такие дети. Эти дети-подростки ходят в школу и в спортивные секции, читают книжки, играют на компьютере. Только они живут в детском доме и очень тоскуют по любящей семье. Они хорошие и добрые, им так же сложно взрослеть, как домашним детям. Они переживают свои радости и огорчения, свои «взлеты и падения». Они очень скоро станут взрослыми, но за это время так много можно успеть! Каково же быть семьей подростка?

Ребенок подросткового возраста, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Ребенок-подросток не так склонен выражать вслух свои добрые и нежные чувства, но в душе он жаждет принятия и понимания. Если ребенок почувствует, что его стремятся не столько «воспитать», сколько понять, он сам приложит немало усилий, чтобы контакт состоялся, и отношения сложились.

Как ни странно, преимущества принятия в семью именно подростка очевидны. Во-первых, именно этот возраст ребенка (и более старший, разумеется), позволит сохранить тот образ жизни, к которому вы привыкли. Совсем маленький ребенок буквально «взрывает» налаженную жизнь, ребенок постарше требует определенного изменения жизненных привычек. Ребенок-подросток может легко вписаться в жизнь взрослого человека, оставляя и себе, и своему близкому взрослому достаточно большое личное пространство.

Во-вторых, ребенок-подросток, даже выросший в детском доме, уже достаточно много умеет делать самостоятельно. Конечно, он далеко не все хочет делать, и как любой подросток, зачастую «отлынивает» от домашних дел. Но, проявив определенные упорство и настойчивость, вы, возможно, довольно скоро сможете поделить поровну домашние обязанности.

В-третьих, если вы найдете с подростком контакт и заслужите его доверие, вам будет интересно общаться, обсуждать разные темы. Ведь в жизни подростка происходит огромное количество событий, его эмоционально-духовная сфера бурно развивается и ему просто необходимо иметь кого-то, кто способен выслушать и понять его мятущуюся душу.

Необходимо отметить один существенный момент. Иногда люди, начав общаться с ребенком-подростком из детского дома, бывают разочарованы. Им кажется, что ребенок «равнодушный» и «меркантильный». Равнодушный – потому что он (или она) «не испытывает ко мне никаких чувств». Нужно очень хорошо понимать, что чувства не возникнут быстро, особенно у ребенка, который не привык их испытывать, или, более того, привык их прятать. Меркантильный – потому что хочет, чтобы ему что-нибудь купили. И опять-таки нужно хорошо понимать, что ребенок-подросток, будь он из детского дома или нет, в первую очередь хочет джинсы и плейер, а уж только потом духовного общения. И это нормально. Подростки – они такие.

Кроме того, конечно важна разница в возрасте. Если те, кто хочет принять в семью ребенка, сами находятся уже в достаточно зрелом возрасте, то нецелесообразно принимать маленького ребенка. Маленький ребенок – это долгосрочная ответственность, и может ли человек, которому под шестьдесят, быть уверенным, что на протяжении полутора десятков лет ни возраст, ни болезни, ни материальный фактор не станут помехой в выполнении взятых на себя обязательств? Не говоря уже о всех тех обстоятельствах, которые обсуждались в главе «Дошкольный возраст»? С подростком же это не станет такой проблемой, как могло бы стать с маленьким ребенком. Кроме того, такие преимущества зрелого возраста, как мудрость и терпимость, помогут вам находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

Разумеется, и более молодые люди хотят принять в свои семьи детей-подростков. Очень хорошо, когда удается выстроить отношения на основе дружбы, взаимопонимания и взаимной ответственности. При этом взрослый должен быть все же достаточно внутренне сильным и умеющим устанавливать границы поведения. Ведь подросток еще всего-навсего ребенок, он не справляется самостоятельно с очень многими жизненными ситуациями, именно поэтому он еще не взрослый, что ему нужны старшие, нужны границы, нужно, чтобы тем не менее его кто-то воспитывал.

В целом, можно сказать, что приняв ребенка-подростка в семью, вы обретете друга, собеседника, товарища. С другой стороны, ребенок обретет в вашем лице семью, в которой он так нуждается.

Юность (от 15 до 18 лет)

Когда речь заходит о юности, люди скорее начинают вспоминать себя в этом возрасте, чем примериваться к роли «родителя». Это очень понятно, ведь юноша, девушка старше 15 лет – уже почти что взрослые люди. Конечно, чтобы принять в семью ребенка этого возраста, в первую очередь важен мотив помощи, поддержки, руководства. Давайте посмотрим, какие же особенности характерны для этих «взрослых» детей.

Юношеский возраст более спокойный, чем подростковый. Основные бури позади, и юному человеку нужен скорее спокойный семейный тыл, согласие. Вместе вы можете подумать, где и чему ему лучше учиться. Все юные о чем-то мечтают. Иногда мечта кажется такой несбыточной, и юному человеку очень нужно, чтобы кто-то более опытный сказал: «Иди, дерзай, у тебя все получится, а я тебе помогу». А иногда наоборот, нужно мягко, но твердо спустить мечтателя с облаков на землю, и вместе поискать более реальный вариант будущей профессии.

Иногда бывает так, что юный воспитанник детского дома, в силу несчастных обстоятельств своей жизни, не полностью адаптирован к непростой городской среде, не очень уверенно ориентируется в социальных структурах и вообще в этой жизни. Ему могут быть непонятны самые простые вещи, к которым мы постепенно привыкаем с детства. Как пользоваться метро и троллейбусом, как найти нужный телефон или адрес, как устраиваться на работу и т.д. Вы даже представить себе не можете, какую важную роль в будущей взрослой жизни вашего воспитанника сыграет то, что он несколько лет просто пожил в семье. Ходил в магазин, готовил еду, старался рассчитать бюджет и сэкономить деньги. Платил за квартиру и телефон, получал и отправлял почту, отвечал на телефонные звонки. Все эти навыки, приобретенные в семье, сослужат ему в будущем добрую службу.

В юном возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки. С этой точки зрения, жизнь в семье, общение с понимающим взрослым станет для юного человека почвой под ногами и возможностью сделать разумный шаг во взрослую жизнь. Вы сможете поговорить о том, как складывалась семейная жизнь у ваших родственников и ваших предков, что было легко и радостно, а что трудно и требовало терпения; обсудить собственные планы вашего воспитанника относительно его будущей семьи. Решить вместе с ним, на какую поддержку от вас он сможет рассчитывать, а что будет его собственной ответственностью. Эти и другие такие же темы сблизят вас, упрочат доверие между вами, и помогут юному человеку адаптироваться к этой такой непростой взрослой жизни.

Юридически отношения с выпускником детского дома заканчиваются, когда ему исполняется 18 лет. В жизни происходит так, что дети, не добрав семейной любви, тепла и заботы в детстве, не спешат расстаться с принявшей их семьей. Да и в нашей российской культуре не принято, чтобы дети уходили из дома по достижении совершеннолетия. Поэтому дальнейшие ваши отношения будут складываться по взаимному согласию. Часто происходит так, что люди становятся по-настоящему родными, и ничто не мешает им оставаться родными всю оставшуюся жизнь.

Итак, мы рассмотрели четыре возраста, четыре возможности начала «новой жизни». Дети любого возраста могут обрадовать, а могут и огорчить, и воспитание никогда не было легким делом. В заключение можно только еще раз подчеркнуть такие мысли:

3. Стереотип «чем неопытнее воспитатель, тем меньше должен быть ребенок» неверен. Неопытный воспитатель может наделать больше ошибок. Более старший ребенок, у которого уже есть определенный «запас прочности» и известная доля рассудительности, уже сам способен понять воспитателя, может простить его ошибки, сам готов делать определенные шаги к поиску и установлению взаимопонимания.

«Детдомовский» - клеймо на всю жизнь: почему даже плохая семья лучше дома для сирот

Комсомольская правда

ОбществоДоброволецБИЗНЕС-ПРЕСС

Александра ЛЕВИЦКАЯ

19 ноября 2021 8:00

Психолог фонда «Детские деревни SOS» Елена Гаврилова - о том, как попадание в детский дом сказывается на дальнейшей судьбе людей

Ребенок, имеющий опыт пребывания в детском доме, ориентирован не на окружающих его взрослых, а на сверстников

Мы продолжаем серию статей, посвященных теме сиротства.

«Детские деревни SOS» уже много лет помогают кризисным семьям не допустить даже временной передачи ребенка в сиротское учреждение. Комсомолка поговорила с психологом фонда Еленой Гавриловой о проблемах, с которыми впоследствии сталкиваются приемные дети:

Попадая в учреждение для сирот, дети мгновенно испытывают стресс: новая среда, чужие люди… Даже хорошо интеллектуально развитый ребенок в такой ситуации будет плакать и переживать. У него случается горе от того, что рядом нет мамы, что это навсегда, что кругом – незнакомые люди. Затем он замкнется в себе. Деструктивный процесс развивается очень быстро.

Дети, которые давно находятся в учреждениях, ведут себя как полноправные хозяева. А новичку надо уметь «поставить себя» в детском коллективе.

Мы наблюдали семьи с приемными детьми до 3-х лет с 2010 г., с самого запуска Детской деревни-SOS. У всех малышей обнаруживались проблемы – не только в кругу семьи, но и в детском саду.

Ребенок, имеющий опыт пребывания в детском доме, ориентирован не на окружающих его взрослых, а только на сверстников. Потому что педагоги постоянно меняются, и только детки постоянны.

Например, приходит такой ребенок в группу детского сада домашних детей, у которых задача найти себе игру, чем-то себя занять, а для него инстинктивно важно «поставить» себя в детской среде. Он просто не умеет жить иначе.

И вот этот ребенок, если он обладает сильной личностью, начинает приглядываться к детям, находит среди них неформального лидера и бьет. Он считает, что все сделал правильно, доволен демонстрацией своей силы, и тем, что теперь его боятся.

У воспитателей паника: откуда у ребенка такая немотивированная агрессия? Начинаются упреки, что это какой-то малолетний преступник. Хотя для ребенка из детского учреждения – это нормальная реакция. Это обычное выживание, к которому он привык. Другого поведения он не знает. Так ведут себя дети-сироты с сильным характером.

Даже временная приёмная семья – лучше детского дома

Дети с более слабой душевной организацией выдают другую, но тоже типичную для детей из детского учреждения, реакцию: они бьются в истерике. Потому что считают, что оставлены в саду навсегда. И как бы приемная мама не объясняла, что она его заберет вечером, ничего не помогает. Так как ребенок уже погрузился в эту атмосферу на уровне запахов, предметной среды. Он видит, что вокруг дети, и все идентично его прошлому.

У нас бывали разные случаи такого поведения. Например, одна девочка опорожнилась, но не дала воспитателю себя переодеть. Воспитатель, не работавший ранее с детьми с нарушенной привязанностью, не понимал этого. Почему ребенок не хочет надеть чистое, а зачем-то сидит в этом? Может быть, это какое-то отклонение в психике? Но это обычное поведение для такого ребенка.

Или приемная мама говорит: «Я тебя обязательно заберу, ты меня здесь жди!». Произносит она эти слова у шкафчиков и уходит. А воспитателям затем не оторвать ребенка от этого места, потому что он считает, что должен сидеть именно тут, иначе мама его не найдет и не заберет, как обещала. Или не дают себя во что-то переодеть на тихий час, потому что при смене одежды мама его не узнает и не сможет забрать.

То есть у ребенка с обычным детством нет такой тревожности, такой паники и такого базового страха, такого недоверия к миру. А для педагогов и воспитателей, которые никогда не работали с такими детьми, это может выглядеть как психическое расстройство. Потому что для обычных детей это – неадекватная реакция на раздражитель.

Приведу еще один пример. Есть у нас выпускник из приемной семьи. Пришел в семью в возрасте девяти лет, прошел реабилитацию, успешно освоился в новой семье, все было хорошо. А сейчас ему двадцать, и пора идти в армию. Он не уклонист, он хороший молодой человек, и готов нести свой воинский долг. Но, как только дело доходит до отправления, с ним случаются панические атаки. И никто не может понять, что происходит.

Разобравшись, оказалось, что во время его пребывания в детском учреждении во время тихого часа нельзя было выходить в туалет. Он не выдержал и справил нужду. Тогда воспитатель в присутствии всех детей стянула с него его одежду, сильно отругала и заставила все за собой убрать. Дети, естественно, стали над ним издеваться и обзывать. В какой-то момент психика вытеснила болезненные для него переживания. Но при виде казармы, по внешнему виду напоминающей интернат с койками, подсознание погрузило его в панические атаки.

И, хотя в приемной семье он прожил много лет и ни разу не вспоминал о прошлом, во взрослой жизни его печальный опыт из детского учреждения обрел реальность и принес сильнейшие переживания.

Детей нельзя отдавать в детские учреждения просто потому, что невозможно воссоздать там домашнюю среду. Невозможно к каждому ребенку привязать значимого и постоянного взрослого, которые заменит ему мать или отца. А, значит, мы раз за разом будем получать поломанных психологически выпускников детских учреждений, которые не смогут нормально жить в обществе.

Дети не должны содержаться в детских учреждениях: в домах ребёнка, в приютах, в интернатах. Даже плохая родная семья лучше. Даже временная приёмная семья – лучше.

Потому что никакие педагоги и психологи не заменят ребенку значимого взрослого. И, тем более, никогда не заменят ему мать.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Orphanage Care — Организация поддержки детских домов (OSSO)

Мы хотим помочь людям лучше понять, почему дети попадают в хорошо организованные детские дома, как они туда попадают и что происходит после их прибытия.

Многие рассматривают детские дома как дом для детей, у которых нет живых родителей. Детские дома заботятся и заботятся о детях без родителей, но они также заботятся о детях с живыми родителями, как и программа приемных семей в Соединенных Штатах.

Так дети в домах, которые мы поддерживаем, сироты или нет? Хороший вопрос. У кого-то есть один или оба родителя, у кого-то нет ни одного. К сожалению, некоторые родители не заботятся о своих детях, чтобы они стали здоровыми и функционирующими взрослыми.

Вот несколько причин, по которым дети попадают в детские дома:

С родителями или без родителей, потребности каждого ребенка одинаковы. Когда ребенку негде жить, приют предоставляет ему более безопасный дом до тех пор, пока не будет найден лучший дом.

Что происходит, когда ребенок попадает в детский дом? Процесс может варьироваться от страны к стране. Мы объясним эквадорский процесс.

Когда в приют поступает новый ребенок, сотрудники хорошо организованного приюта начинают поиск любящего дома для ребенка. Для этого они выполняют следующие шаги:

Если ребенка помещают в семью, приют и правительство проводят отдельные последующие оценки условий жизни ребенка. Каждое юридическое лицо представляет отдельные отчеты судье. Судья рассматривает отчеты, чтобы убедиться, что ребенок находится в хороших условиях жизни.

К сожалению, не всех детей усыновляют. Неудочеренные дети продолжают находиться на попечении группового дома, в который они назначены. Профессиональная команда детского дома продолжает искать для них дом, но по мере взросления детей становится все меньше и меньше шансов, что они будут помещены в семью.

По мере взросления детей, не помещенных в семью, переводят в дом для детей старшего возраста. Если подходящая семья так и не была найдена с помощью каких-либо из перечисленных выше усилий, ребенок в конечном итоге стареет вне системы и уходит, чтобы жить самостоятельно.

В каждой стране слишком много детей, нуждающихся в лучших семьях. Каждому ребенку нужен безопасный дом и любящие люди, которые будут заботиться о нем и воспитывать его во взрослой жизни.

OSSO помогает перемещенным детям чувствовать себя любимыми и поддерживает учреждения, которые заботятся о них, в поиске таких любящих детей домов, которые предлагают им больше шансов на получение ухода, которого они заслуживают.

Как детские дома вредят детям - Hope and Homes

Дети в детских домах регулярно страдают от насилия, жестокого обращения и безнадзорности. Лишенные возможности вырасти в семье, они с большей вероятностью станут бездомными в более позднем возрасте, вступят в конфликты с законом и испытают проблемы с психическим и физическим здоровьем.

Читайте ниже, чтобы узнать о различных способах, которыми детские дома причиняют вред детям, и о том, что мы имеем в виду, когда говорим «детский дом» или «учреждение».

Что мы подразумеваем под «учреждением»?

Мы часто используем слово «учреждение». Но что мы на самом деле имеем в виду?

Применительно к детям слово «учреждение» охватывает целый ряд учреждений. В разных контекстах они могут называться по-разному: «детские дома», «детские дома», «дома ребенка», «дома ребенка», «центры спасения» и т. д.

Согласно согласованным международным определениям, учреждением является любое жилое помещение, где дети и молодые люди подвергаются «институциональной культуре» . Это характеризуется такими чертами, как деперсонализация, жесткость рутины, отсутствие индивидуальной поддержки или личного обращения. В учреждениях уходу не хватает последовательности, постоянства и преемственности. Дети в учреждениях часто исключены из более широкого сообщества, с ограниченным контактом с биологическими семьями или опекунами. Многие дети в детских учреждениях очень мало знают о своем культурном наследии и традициях.

80% детей в учреждениях не являются «сиротами» . Они помещаются в эти учреждения в результате таких факторов, как бедность, инвалидность, маргинализация, миграция, торговля людьми, отсутствие доступа к здравоохранению, образованию или службам поддержки семьи.

Почему дети попадают в детские дома?

Существует множество, часто взаимосвязанных факторов, которые подталкивают и притягивают детей в детские учреждения. Читайте о них здесь.

Вред учреждений  

Последствия жизни в приюте ужасны. Более 80 лет исследований со всего мира продемонстрировали значительный вред, причиняемый детям в детских учреждениях, и жизненно важное значение семьи в жизни детей.

Пренебрежение и жестокое обращение

Факты показывают, что уход и защита в приюте неадекватны. Дети нуждаются в индивидуальном уходе и внимании, которых они не могут получить в специализированных учреждениях. Пренебрежение — это особенность системы, подвергающая детей повышенному риску 9 лет.0095 эмоциональное, физическое и сексуальное насилие .

«В некоторых учреждениях применяются меры физического сдерживания, изоляции и одиночного заключения… в некоторых случаях равносильные пыткам ».

Глобальное исследование ООН о детях, лишенных свободы

Физический и психологический вред

Долгосрочное исследование Бухарестского проекта раннего вмешательства изучает влияние раннего помещения в специализированное учреждение на развитие мозга и поведения. Результаты потрясающие. Дети, выросшие в детских учреждениях, показывают когнитивные задержки и задержки развития, а также снижение мозговой активности и значительно повышенная частота психических расстройств. Дети в возрасте до трех лет особенно уязвимы к последствиям институционализации . В зависимости от того, как долго они проводят в учреждении, последствия могут длиться всю жизнь.

«Однажды днем ​​я зашел в больницу в Бухаресте, и там стоял маленький ребенок и рыдал. Он был убит горем и обмочил штаны. Я спросил: «Что происходит с этим ребенком?» Рабочий сказал: «Ну, его мать бросила его сегодня утром, и он был таким весь день». Никто не утешил маленького мальчика и не взял его на руки. Это было мое знакомство».

Профессор Чарльз А. Нельсон III, ведущий исследователь Бухарестского проекта раннего вмешательства

Социальная изоляция

Учреждения не могут поддерживать прочные и содержательные отношения между детьми, их родителями, братьями и сестрами и семьей в целом . Группы братьев и сестер часто разделяются и распределяются по разным подразделениям или даже по разным учреждениям, находящимся далеко друг от друга. Хотя большинство детей в интернатных учреждениях не являются сиротами , они, тем не менее, имеют очень мало или совсем не связаны со своими сообществами и очень мало знают о своем культурном наследии, традициях и ценностях

Часто вся жизнь детей проходит в учреждении. Следовательно, они, как правило, стигматизируются и воспринимаются как «другие», что, в свою очередь, приводит к дальнейшей социальной изоляции.

Дети [находятся] в заключении и отрезаны от общества, имеют ограниченные контакты со своими семьями или вообще не имеют их, часто помещают далеко от того места, где они живут.

Глобальное исследование ООН о детях, лишенных свободы

Системное воздействие

Само существование детских домов создает эффект притяжения , предлагая местным властям и специалистам простой вариант работы с детьми и семьями в кризис. В некоторых случаях помещение в специализированные учреждения ошибочно воспринимается как наиболее безопасный вариант , например, для детей с дополнительными потребностями или детей-инвалидов. Родители, которым не хватает информации, консультаций и доступа к медицинским услугам и службам поддержки, часто будут обращаться к учреждениям как к их единственному доступному варианту . Точно так же нередко одного ребенка из семьи отправляют в детский дом, чтобы он мог получить образование.

Добровольный туризм и «экономика детских домов»

Дети в детских домах часто используются в качестве «аттракционов» для туристов и волонтеров. Это создает мотив прибыли для недобросовестных руководителей детских домов и стимулирует «экономику детских домов».

Многие люди, работающие волонтерами в детских домах, действуют из лучших побуждений. Однако такой «волюнтуризм» крайне вреден. Помимо поощрения торговли детьми (чтобы удовлетворить потребность в большем количестве «сирот»), он увековечивает детские дома.


Learn more