Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
Генеральная Ассамблея
провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в соответствии с ее резолюцией 44/25 от 20 ноября 1989 года.
С ее принятием завершился процесс, начавшийся с подготовки к Международному году ребенка в 1979 году. В этом году начались обсуждения проекта Конвенции, представленного правительством Польши.
Интересы детей обсуждались международным сообществом и раньше. Декларации о правах ребенка были приняты как Лигой Наций (1924 г.), так и Организацией Объединенных Наций (1959 г.). Также конкретные положения, касающиеся детей, были включены в ряд правозащитных и гуманитарных договоров в области права. Однако некоторые государства заявили, что необходимо всеобъемлющее заявление о правах ребенка, которое будет иметь обязательную силу в соответствии с международным правом.
Такая позиция была связана с сообщениями об огромной несправедливости в отношении детей: высокой детской смертности, недостаточной медицинской помощи, ограниченных возможностях для базового образования. Также поступали тревожные сообщения о надругательствах над детьми и их эксплуатации в целях проституции и выполнения опасной работы, о помещении детей в тюрьмы или в иные тяжелые условия, а также о детях-беженцах и детях, пострадавших в результате вооруженного конфликта.
Составлением Конвенции занималась рабочая группа, созданная Комиссией Организации Объединенных Наций по правам человека. Делегаты от правительств стали ключевыми участниками редакционной группы, однако в обсуждении также принимали участие представители органов и специализированных ведомств ООН, а также ряда неправительственных организаций. Первоначальный проект документа, представленный польским правительством, был существенно изменен и расширен в результате долгих обсуждений.
Единогласное принятие Конвенции Генеральной Ассамблеей проложило путь к следующему шагу: ее ратификации государствами и созданию Комитета по правам ребенка, осуществляющего мониторинг ее выполнения. Менее чем за год, к сентябрю 1990 года, 20 государств официально приняли Конвенцию, которая в связи с этим вступила в силу.
В тот же месяц по инициативе ЮНИСЕФ и шести государств (Канада, Египет, Мали, Мексика, Пакистан и Швеция) в Нью-Йорке прошла Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. Участники встречи призвали все государства ратифицировать Конвенцию. К концу 1990 года это сделали 57 стран, став государствами-участниками Конвенции. В 1993 году в рамках Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене, была объявлена цель всеобщей ратификации Конвенции к концу 1995 года. К 31 декабря 2015 года 196 стран ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней. Только одного государства не хватает для достижения всеобщей ратификации. Это беспрецедентная цифра в области прав человека.
Конвенцией предусмотрено четыре общих принципа. Они призваны помочь с толкованием Конвенции в целом и служат руководством в формировании национальных программ по ее осуществлению.
В соответствии со статьей 44 Конвенции, государства-участники обязуются регулярно предоставлять Комитету по правам ребенка доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав на их территории.
Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций в Уставе подтвердили свою веру в основные права человека и в достоинства и ценности человеческой личности, и решили способствовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни в более крупных свобода,
Принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, провозгласил, что каждый имеет право на все права и свободы, изложенные в нем, без различия любого вида, например расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иное мнение, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или другой статус,
Принимая во внимание, что ребенок по причине его физической и умственной незрелости, нуждается в особой защите и заботе, в том числе в соответствующих юридических защиту как до, так и после рождения,
Принимая во внимание необходимость таких специальных мер безопасности, в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. , и признано во Всеобщей декларации прав человека и в уставах специализированных учреждений и международных организаций заботится о благополучии детей,
Принимая во внимание, что человечество обязано ребенку самым лучшим, что оно может дать,
Итак,
Генеральная Ассамблея
Провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка конец, чтобы он мог иметь счастливое детство и наслаждаться для себя на благо и на благо общества права и свободы, изложенные в настоящем изложено и призывает родителей, мужчин и женщин как личности, и на добровольных организациях, местных органах власти и национальных Правительства признать эти права и стремиться к их соблюдению законодательными и другими мерами, постепенно принимаемыми в соответствии с со следующими принципами:
Ребенок пользуется всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Каждый ребенок без каких-либо исключений имеет право этим правам без различия или дискриминации по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других мнение, национальное или социальное происхождение, имущество, рождение или иное статуса как самого себя, так и своей семьи.
Ребенок пользуется особой защитой и возможности и возможности, по закону и другими средствами, чтобы позволить ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и социально здоровым и нормальным образом и в условиях свобода и достоинство. При принятии законов для этой цели первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок должен пользоваться льготами по социальному обеспечению. Он имеет право расти и развиваться в здоровье; с этой целью, ему и своей матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенок имеет право на достаточное питание, жилище, рекреационные и медицинские услуги.
Ребенок с физическими, умственными или социальными недостатками должны быть обеспечены специальное обращение, образование и уход, необходимые по его особому состоянию.
Ребенку для полного и гармоничного развития его личность, нуждается в любви и понимании. Он должен, где бы возможно, расти на попечении и под ответственностью его родителей, и, во всяком случае, в атмосфере умиления и морального и материального обеспечения; ребенок нежного возраста должен не может, за исключением исключительных обстоятельств, быть отделена от его мать. Общество и органы государственной власти обязаны проявлять особую заботу о детях, оставшихся без семьи, и тем, кто не имеет адекватных средств поддержки. Оплата государства и иная помощь на содержание малолетних детей семьи желательно.
Ребенок имеет право на получение образования, которое бесплатно и обязательно, по крайней мере, на начальных этапах. Он должен получить образование, которое будет способствовать его общей культуре и дать ему возможность на основе равных возможностей развивать свои способностей, его индивидуальных суждений и его чувства морали и социальная ответственность и стать полезным членом общества.
Наилучшие интересы ребенка должны быть руководящим принципом тех, кто отвечает за его образование и руководство; эта ответственность лежит в первую очередь на его родителях.
Ребенку должны быть предоставлены все возможности для игр и отдыха, которые должны быть направлены на те же цели, что и образование; общество и органы государственной власти должны стремиться содействовать пользованию этого права.
Ребенок должен быть защищен от всех форм безнадзорности, жестокость и эксплуатация. Он не должен быть предметом торговли, в любой форме.
Ребенок не может быть принят на работу до соответствующего минимальный возраст; ему ни в коем случае нельзя принуждать или разрешать заниматься в любой профессии или работе, которые могут нанести ущерб его здоровью или образования, или препятствовать его физическому, умственному или моральному разработка.
Ребенок должен быть защищен от действий, которые могут способствовать расовой, религиозной и любой другой форме дискриминации. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, и в полном сознании что его энергия и таланты должны быть посвящены служению из его собратьев-мужчин.
Вы можете прочитать адаптированную для детей версию Конвенции ООН о правах ребенка.
Загрузить PDF
Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (UNCRC) является юридически обязывающим международным соглашением, в котором изложены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права каждого ребенка, независимо от его расы, религии или способностей.
Прочитать краткий обзор UNCRC
Прочитать адаптированную для детей версию UNCRC
UNCRC состоит из 54 статей, в которых излагаются права детей и то, как правительства должны работать вместе, чтобы сделать их доступными для всех детей .
Согласно условиям конвенции, правительства обязаны удовлетворять основные потребности детей и помогать им раскрывают весь свой потенциал . Центральное место в этом занимает признание того, что каждый ребенок имеет основные основные права. К ним относятся права на:
В 2000 году к UNCRC были добавлены два необязательных протокола . Один просит правительства обеспечить, чтобы дети в возрасте до 18 лет не насильно вербовались в свои вооруженные силы . Второй призывает штаты запретить детскую проституцию , детскую порнографию и продажу детей в рабство . В настоящее время их ратифицировали более 120 штатов.
Третий факультативный протокол был добавлен в 2011 году. Это позволяет детям, чьи права были нарушены с по , подавать жалобы напрямую в Комитет ООН по правам ребенка.
С момента принятия ООН в ноябре 1989 года 196 стран подписали КПР ООН, и только одна страна еще не ратифицировала.
Все страны, подписавшие Конвенцию ООН о правах ребенка, обязаны обеспечить ее выполнение в соответствии с международным правом. За этим следит Комитет по правам ребенка
Конвенция ООН о правах человека также является единственным международным договором по правам человека, в котором неправительственным организациям (НПО), таким как «Спасите детей», предоставляется непосредственная роль в надзоре за его выполнением в соответствии со статьей 45a.
Фактически, самая первая в мире декларация о правах ребенка была написана основателем организации Save the Children Эглантайн Джебб в 1923 году.