Всего в русском языке существует 36 согласных звуков — они могут быть глухими или звонкими. Например, в слове «кот» буква т звучит глухо — обратите внимание на то, как мало вы вкладываете голоса в этот звук. Теперь возьмем другое слово — «коды». Буква д в конце звучит звонко, в произнесении этого звука участвует голос. В этом и есть отличие между звонкими и глухими звуками.
Звуки [л], [м], [н], [р], [й`] бывают только звонкими, а [ч], [щ], [ц], [х] — только глухими. Остальные образуют между собой пары по глухости-звонкости. Увидеть их все можно в таблице ниже.
Звонкие | [б] | [в] | [г] | [д] | [ж] | [з] |
---|---|---|---|---|---|---|
Глухие | [п] | [ф] | [к] | [т] | [ш] | [с] |
Запоминаем!
Звуки, у которых есть пара по глухости-звонкости или твердости-мягкости, называются парными. Те, у которых такой пары нет, — непарными.
В этой статье мы разберем правописание парных звонких и глухих согласных. Подробнее о том, как они могут звучать в корне слова, поговорим дальше.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Запоминаем!
Парные по глухости-звонкости согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова или перед глухими согласными в середине звучат глухо. Это называется оглушением.
Чтобы стало понятнее, как это работает, разберемся на примерах:
пруд — [прут],
ложка — [лошка],
лошадь — [лошат`],
узкий — [уск`ий`].
Из этих примеров видно, что мы не всегда можем быть уверены, какая согласная стоит в корне — глухая или звонкая. Это орфограммы, и в таких случаях нужно проверять их написание. Как именно — разберемся чуть позже.
Проверьте себя
Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: нагрузка, вошь, картошка, лаз, салазки, магазин, копоть, приказ, провод.
Запоминаем!
Парные по глухости-звонкости согласные к, т, п, с, ф, ш звучат звонко, когда стоят перед звонкими звуками. Это называется озвончением.
Примеры:
просьба — [проз`ба],
сдаваться — [здавац:а],
вокзал — [вагзал].
Проверьте себя
Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: футбол, мороз, все, мешок, рюкзак, блузка, тогда, парашют, общий.
Теперь, когда мы знаем все ловушки парных согласных в корне слова, научимся их обходить на примерах. Для этого поставим звук, который хотим проверить, в сильную позицию. Сделать это помогут 2 способа. Рассмотрим их дальше.
Этот способ хорошо работает в случаях, когда интересующая нас согласная находится в конце существительного. Например:
Этот способ эффективен тогда, когда парная согласная стоит в середине или в конце слова:
ложка — ложечка,
лодка — лодочка,
узкий — узенький,
клюв — клювик.
То есть в обоих случаях мы просто меняем форму слова так, чтобы после парной согласной шла гласная или сонорная согласная, то есть л, м, н, р, й. Это универсальный способ, который помогает проверить согласные в середине или конце любого слова.
Вот еще несколько примеров с разными согласными.
В этих примерах мы видим обратную картину: на письме парная согласная в корне слова глухая, но мы произносим ее звонко. Такие случаи тоже нужно проверять, чтобы не ошибиться.
[б] — [п]:
гриб — грибы;
пробка — пробочный;
лоб — лобный.
[в] — [ф]:
[д] — [т]:
[ж] — [ш]:
нож — ножик;
ножка — ноженька;
дорожка — дорожный;
ложь — ложный.
[з] — [с]:
повязка — повязать;
сказка — сказочный;
указка — указать;
просьба — просить;
вязка — вязать.
Запоминаем!
Буквы, написание которых можно проверить через однокоренное слово, называются проверяемыми. Слова с теми, что проверить нельзя, — непроверяемые — это словарные слова, их придется просто запомнить. Например: космонавт, вокзал, анекдот, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.
Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.
Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.
Садово__ посадил молодые саженцы.
Геоло__ открыл новое месторождение руды.
Рыболо__ шел довольный уловом.
Лесору__ повалил огромное дерево.
Сне__ укутал верхушки деревьев.
На ветках бере__ появились сережки.
Сугро__ закрыл выход из избы.
Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.
Собака — друг человека, а волк — ___.
Железо тяжелое, а пух ___.
Река широкая, а ручей ___.
Чеснок горький, а яблоко ___.
Кисель густой, а суп ___.
Дом высокий, а сарай ___.
Дождь частый, а гром ___.
Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.
Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!
Содержание статьи
Согласные звуки в нашем родном языке – довольно коварные. Множество ошибок при письме возникает у детей, которые не умеют отличать звонкие согласные от глухих. Эту тему в школе проходят в начальных классах, но можно научить ребенка различать звонкие и глухие согласные еще до школы.
На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.
То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?
То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:
Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.
Чтобы фонематический слух развивался у малыша правильно, старайтесь как можно больше с ним общаться, а также следите, чтобы вокруг него не было постоянного звукового фона (не выключающийся телевизор, музыкальный проигрыватель).
Как же научить дошкольника отличать звонкие и глухие согласные? Просто заставить его заучить их наизусть (то есть зазубрить) – ход неверный. Ведь при таком подходе ему весьма сложно будет применять это знание на практике. Значит, нужно сделать так, чтобы он понял, какая между ними разница, научился слышать их, определять по конкретным признакам.
Как известно, информация запоминается намного легче, если при ее изучении человек задействует разные органы чувств: зрение, слух, осязание… Нужно объяснить ребенку, что согласные в русском языке разделяются на звонкие и глухие в зависимости от того, задействован ли при их произношении голос. Чтобы это легче было понять, подключаем осязание: пусть ребенок приложит ладошку к горлу и произнесет любой звонкий звук, а затем глухой (например, Д и Х). Звонкий образует вибрацию голосовых связок, что почувствует ладонь, а глухой – не образует.
Можно отличить их и на слух. Если закрыть уши ладошками, а затем произнести в полголоса звук, то звонкость можно определить по звуку, а глухость – по шуму. Обязательно произносить их именно с голосом, а не шепотом, иначе глухими окажется большинство звуков! Поиграв таким образом, ребенок поймет разницу.
Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.
Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.
Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).
Но есть такие согласные, у которых братиков нет. Они ни в кого не превращаются и потому дружат только со «своими». Теперь в таблице над звонкими дописываем непарные звонкие, а под глухими – непарные глухие. При таком зрительном восприятии ребенку будет легче запомнить правило: М, Л, Н, Р, Й – только звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – только глухие.
Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.
Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.
Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.
Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.
Согласные легче понять, чем гласные, но есть еще кое-что, что нужно о них узнать. В большинстве случаев один согласный обозначает один звук. Почему так много разных сочетаний согласных? Это потому, что многие слова из других языков были перенесены в английский язык. Чтобы услышать согласные звуки, прослушайте звуковую историю и звуковые диаграммы под заголовками меню аудио и видео. Пусть вас не смущает количество различных сочетаний согласных. Большинство согласных представляют свое обычное звучание в словах. Варианты будут преподаваться в упорядоченном порядке и подробно объясняться , пока вы работаете с этой программой. Многие из этих паттернов необычны и не изучаются до продвинутого уровня фонетических паттернов. Если вы с ними не знакомы, то выучите их вместе с детьми. |
Согласные звуки
Альтернативные звуки для C и G
Буква c представляет звук /s/, когда за ней следует e, i или y: цент, город, цикл, карандаш, гонка, фантазия.
Буква g обычно представляет собой звук /j/, когда за ней следуют e, i или y: драгоценный камень, гигант, тренажерный зал, ангел, огромный, облезлый. Однако есть некоторые общеупотребительные слова, являющиеся исключениями из этого правила, в которых буква г сохраняет свой звук /г/: дай, жабра, девочка, возьми.
Эти альтернативные звуки для букв c и g называются «мягкими» звуками c и g .
Диграфы согласных (двухбуквенные модели) и триграфы (трехбуквенные модели)
Иногда два (или три) согласных работают вместе, чтобы представить один звук. Иногда звук является одним из обычных звуков алфавита. Иногда звук не является обычным звуком алфавита; это совершенно новый звук. Эти новые звуки являются частью звуков «вне алфавита», о которых рассказывается во второй части звуковой истории. Они не представлены ни одной из букв алфавита.
Образцы th и wh могут произноситься двумя разными способами.
Шаблон ugh начинается с буквы u . В этом образце буква u не выступает в качестве гласной.
Согласный шаблонКак это произносится
SH/Ship, Mash
TH/Th Thumb, ванна
th/this, купается
Ch ch/курица, богатый
ch ch/хор, Ache (произносится как буква C)
CH CH/Chef, машина (произносится как рисунок SH)
WH/когда, колесо (колесо (колесо (колесо (колесо (колес произносится как буква w )
wh wh/who, целый (произносится как буква H )
PH PH/Телефон, график (произносится как буква F )
Окончание согласных согласных диграфов и триграфов
. слога после короткой гласной.
Как это произносится
Ck Ck/Jack, Pocket
TCH TCH/MATCH, Мясник
NCH NCH/скамейка, Lunchbox
NG NG/RING, вешалка
NK NK/WINK, TINKER
DGE DGE/FADGE, Суждение
Тьфу Тьфу/Смех, смех, кашля образец tch, t не произносится. Просто произнесите звук /ch/.
Чтобы произнести шаблон nch, произнесите звук /n/, а затем звук /ch/.
Образец ch также может следовать за буквой l, как в mulch, filch и belch.
Чтобы произнести шаблон nk, произнесите звук /ng/, а затем звук /k/.
Звук dge произносится как /j/.
В этой таблице показаны наиболее распространенные орграфы и триграфы согласных. Также показаны мягкие звуки для букв c и g . Картинки взяты из Звуковая история об Одри и Брэде . Каждая картинка в рассказе представляет определенный звук. Звуковые картинки используются, чтобы помочь учащимся запомнить правильный звук для каждой буквы или буквенного рисунка. Вы можете прослушать звуковую историю, прочитанную вслух, в разделе аудио на этом сайте. Вы также можете услышать звуки для каждой из отдельных звуковых картинок.
Второй и третий звуки для паттерна ch изучаются на пятом уровне.
Сочетания согласных
Иногда в словах рядом стоят две или три согласные, и все они представляют свои обычные звуки. Эти сочетания букв называются смесями согласных. Это не новые фонетические образцы, потому что буквы имеют свои обычные звуки. Однако произношение двух или трех согласных звуков подряд может быть затруднено. Требуется время, чтобы научиться плавно соединять звуки. По этой причине учащимся важно практиковаться в произношении сочетаний согласных самостоятельно и в словах.
Смешения согласных могут появляться в начале или в конце слов. Те, которые стоят в конце слов, изучаются первыми, потому что легче произносить бленд, добавляя его после гласного звука. Сочетания, которые стоят в начале слов, изучаются позже, потому что произнесение сочетания согласных перед гласным является более сложной задачей.
Когда вы произносите начальные сочетания согласных, не добавляйте звук «ух» в конце. Скажи /st/, а не /stuh/, скажи /cl/, а не /cluh/, скажи /pr/, а не /pruh/, скажи /sw/, а не /swuh/. Перейдите к аудио- и видеофайлам на этом сайте, чтобы узнать, как произносятся сочетания согласных.
На этих таблицах показаны сочетания согласных в конце и в начале.
Двухбуквенные согласные, которые произносятся как один звук
В некоторых двухбуквенных согласных одна буква произносится, а другая не произносится. Можно сказать, что одна из букв «немая». Безмолвная буква может быть как согласной, так и гласной.
Эта согласная шаблон произносится как в словах
Bu B Building, построено
GH G Ghost, Aghast
Gu G Guest, Guard
Kn N Нож, Know
МБ M Lamp, Thumb
Gu G, охрана0007 мн м. Осень, Hymn
RH R Rhinoceros, Rhyme
SC S Scissors, сцена
WR R Ren, написать
Окончание согласных паттернов произносится как один звук
В этих окончаниях согласных, буква e не произносится. Модель и «тихая».
произносится как
в словах
_se s мыши, свободная, иначе, натяжение
_se z сыро бронза, сетка
_Ve v дай, есть, рукава, вырез
_ce s забор, мир, сила, голос
_ge j Hinge, Lounge, Barge, Probge
молча отдельные согласные не произносятся. Они «молчат». Есть только несколько слов с одиночными немыми согласными.
Этот согласный звук не произносится в этих словах
B Долг, сомнение, тонкий
H Herb, Honor, честный
PTERODACTYL, квитанция
T, свист, Thistle
Есть также два- буквенный узор, который не произносится в некоторых словах.
Этот образец согласных В этих словах не произносится.
gh прямо, через, хотя, дочь, научила
Вот диаграмма из книги Advanced Phonics Patterns , которая показывает модели, рассмотренные выше. Вы можете посмотреть видео, чтобы услышать эти согласные звуки и ключевые слова, нажав здесь.
Комбинации чередующихся согласных, отображающие один и тот же звук
Некоторые согласные звуки могут быть представлены более чем одним способом. Некоторым из этих альтернативных шаблонов обучают на четвертом уровне. Менее распространенные вариации преподаются на пятом уровне.
Этот согласный звук также может быть показан с этими буквами и схемами букв
B BU/Здание
C или K CK/JACK, QU/Antique, CH/Chorus
F PH/Телефон, тьфу/смех
G Gu/Guard, GH/Ghost
H WH/WHO
J DGE/FADGE, GE/GEM, GI/GIANT, GY/GYM, _GE/HIGHE
MB/LAMB, MN/осень
N KN/Нож, GN/GNAT, GN/SIGN
R WR/WREN, RH/RHINO
S CE/Cent, CI/CITY, CY/CYCL, _SE/MOUSE, SC/Scissors
T TH/THYME
V _ve/with
w wh/когда
y i/лук, Union, Junior ( I действует как согласный в этих словах, показывая звук Y)
z s/his, _se /cheese, _ze/freeze, x/xylophone
Эта таблица из Advanced Phonics Patterns 9В книге 0040 показаны альтернативные шаблоны, которые можно использовать для отображения каждого из согласных и кратких гласных звуков. Вы можете посмотреть видео, чтобы услышать закономерности на этом графике и других продвинутых графиках, нажав здесь.
Перейти к содержимому
Если категории фонем организованы по-разному в ментальной грамматике каждого языка, как изучающий язык узнает, какие категории относятся к его конкретному языку? Используя экспериментальную технику, называемую привыканием, исследователи показали, что младенцы устанавливают категории фонем для своего родного языка в возрасте от шести до двенадцати месяцев.
До сих пор мы фокусировались в основном на английском языке, но важно помнить, что фонология каждого языка специфична для этого языка: шаблоны того, какие функции и сегменты контрастируют друг с другом, а какие просто аллофоны, различаются в каждом языке. мира. Так, например, мы знаем, что в английском языке с придыханием [p h ] и без придыхания [p] являются аллофонами одной фонемы. Но в тайском языке эти два сегмента контрастируют друг с другом и представляют собой две разные фонемы. Фонетическая разница одна и та же, но то, как эта разница организована в ментальной грамматике, различна для обоих языков. Это оказывает влияние, когда взрослые пытаются выучить второй язык.
Существует стереотип, согласно которому люди, для которых японский язык является родным, часто испытывают трудности при изучении некоторых звуков английского языка, особенно при изучении разницы между английскими звуками /ɹ/ и /l/. Эти два звука контрастны в английском языке, и у нас есть множество минимальных пар, подтверждающих этот контраст, например 9.0039 грабли и озеро , падение и дальний , зубрёжка и моллюск . Но ни один из этих сегментов не является частью инвентаря японских фонем. В японском языке есть одна фонема, ретрофлексный лоскут [ɽ], который фонетически немного похож на английский / l / и немного похож на английский / ɹ /. Итак, учитывая, что английские / ɹ / и / l / фонетически отличаются от японских / ɽ / и фонетически отличаются друг от друга, почему изучающим японский язык сложно освоить этот фонематический контраст?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно посмотреть на младенцев. Младенцы очень рано изучают фонологию своего родного языка. Когда они только рождаются, мы знаем, что младенцы могут распознавать все виды фонетических различий. Вам может быть интересно, как мы можем сказать, какие звуки может распознать ребенок — мы не можем просто спросить его: «Эти два звука одинаковы или разные?» Но мы можем использовать технику привыкания , чтобы наблюдать, замечают ли они разницу или нет. Младенцы мало что могут, но одна вещь, в которой они очень хороши, — это сосание. Используя прибор, называемый датчиком давления, который подключается к пустышке, мы можем измерить, насколько сильно они сосут. Когда ребенка что-то интересует, например звук, который он слышит, он начинает сосать сильнее. Если вы продолжите воспроизводить один и тот же звук, в конце концов ей это надоест, и ее сила сосания уменьшится. Когда сила сосания падает, мы говорим, что ребенок привык к звуку. Но если сыграть новый звук, она снова заинтересуется и снова начнет мощно сосать. Таким образом, мы можем наблюдать, если ребенок замечает разницу между двумя звуками, наблюдая, увеличивается ли ее сила сосания, когда вы переключаетесь с одного звука на другой. У новорожденных мы наблюдаем привыкание к силе сосания, а у младенцев чуть старше мы можем наблюдать привыкание только по тому, куда они смотрят: они смотрят на источник звука, когда им это интересно, а затем отводят взгляд. когда они привыкнут. Если они заметят изменение звука, они оглянутся на звук.
Используя эту технику, лингвисты и психологи узнали, что младенцы очень хорошо замечают фонетические различия и могут определить разницу между всеми видами различных звуков из разных языков. Но эта способность меняется в течение первого года жизни. Исследователь по имени Джанет Веркер из Университета Британской Колумбии изучала способность детей и взрослых замечать фонетическое различие между тремя разными парами слогов: контраст английского языка /ba/ и /da/, контраст хинди между ретрофлексной смычкой /ʈa. / и зубная остановка / t̪a /, и салишский контраст между голосовой щелью велярной / kʼi / и увулярной / qʼi / стопами. Каждая из этих пар отличается местом артикуляции, и в каждом языке каждая пара контрастна. Веркер играл серию слогов и просил англоговорящих взрослых нажимать кнопку, когда слоги переключались с одного сегмента на другой. Как и следовало ожидать, англоговорящие взрослые отлично справлялись с контрастом английского языка, но крайне плохо с контрастами хинди и салиш.
Затем Веркер проверил способность младенцев замечать эти три фонетических различия, используя парадигму поворота головы. Эти младенцы росли в одноязычных англоязычных семьях. В возрасте шести месяцев младенцы, изучающие английский язык, примерно на 80–90% успешно замечали различия в английском, хинди и салише. Но к десяти месяцам их успех упал примерно до 50-60%, а к тому времени, когда им исполнился год, они только на 10-20% успевали услышать фонетические различия на хинди и салиш. Итак, этим детям всего год, они слышат разговорный английский только год, и они еще даже толком не говорят на нем сами, но их результаты в этом задании уже не уступают англоговорящим взрослым. Разница между ретрофлексом [ʈa] и дентальным [t̪a] не является контрастной в английском языке, поэтому ментальная грамматика ребенка, изучающего английский язык, уже классифицировала оба эти звука как просто необычно звучащие аллофоны английского альвеолярного /ta/. Точно так же разница между велярным и увулярным смычком, которая контрастна в салишском языке, не имеет смысла в английском языке, поэтому ум ребенка уже научился рассматривать увулярный смык как аллофон велярного смычка, а не как отдельную фонему.
Итак, если мы вернемся к нашему вопросу о том, почему взрослым так трудно выучить фонематическую контрастность в новом языке, например, изучающим японский язык, у которых есть трудности с английскими /l/ и /ɹ/, ответ таков: Когда им исполняется год, умственная грамматика детей, изучающих японский язык, уже сформировала единую категорию фонем, которая содержит английские / l / и / ɹ / в качестве аллофонов этой фонемы.